Какое название получил суд в борьбе с еретиками

Обновлено: 17.06.2024

Глава из книги И.И.Гарина "Закат христианства и торжество Христа", Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 560 с. Цитирования и примечания даны в тексте книги.

Из разных вер и ересей к нашей православной восточной вере приходящих и оную приемлющих, всех вписати в книги и отдати блюстителю училищ с учителями, дабы они их в хранении нашей православной веры и церковных преданий наблюдали, и кто из них како житие свое в ней препровождает, и крепко ли и цело ону и церковные предания содержит, известие имели. Аще… же кто явится в держании своей прежней веры или ереси, из нее же пришел есть к православной вере, а нашей веры в хулении, и таковый да сожжется без всякого милосердия.

Аще кто от чуждоземцев и русских людей при пиршестве, или во ином каковом ни буди месте, при достодолжных свидетелях, православную нашу христианскую веру или церковные предания хулити и укорительная каковая словеса о ней глаголати имать, и таковаго на суд во оном деле отдавати блюстителю училищ со учителями. И аще кто в хулительстве нашея веры, или церковных преданий во укорительных словесах по суду явится, или во отрицании призывания святых в помощь, и святых икон поклонения и мощей святых почитания обличится, и таковый без всякого милосердия сожжен да будет.

В 1745 году возникло новое дело, по которому было привлечено 446 обвиняемых. Представители Синода добивались для пятерых публичного сожжения, но по решению Сената смертную казнь заменили наказанием кнутом и ссылкой в каторжные работы. Так впервые был положен конец беспредельной жестокости инквизиторов.
Одним из следствий террора по отношению к раскольникам было их самосожжение, принявшее большие размеры в 17-18 веках. Одно из первых массовых самосожжений произошло в 1676 году в Пошехоновской волости Белосельского уезда. Здесь сожглись 1920 человек. В 1687 году массовое самосожжение было в местечке Березово Олонецкого уезда. До тысячи раскольников, видя лютое нападение, суровое свирепство и звериную наглость инквизиторов, предали себя огню. Только за 1667-1700 годы этой мучительной смерти предали себя 8834 человека. Всего в 17-18 веках самосожжению подвергли себя 10567 человек. Отдельные случаи самосожжения наблюдались и в 19 веке. К началу 19 века староверов насчитывалось более миллиона.

Еще одним отличием российской инквизиции от европейской было то, что, преследуя приблизительно одинаковые цели, она управлялась больше светской, чем церковной властью, но это ничего не меняет по существу, особенно если учесть, что в этой стране церковь всегда находилась под государевой пятой, верой и правдой служа сначала царской, а затем большевистской власти.

История русской православной церкви пронизана бесконечной, беспощадной и кровавой борьбой с инакомыслием. Изуверские методы искоренения язычества и двоеверия, присущие становлению православного христианства на Руси (XI–XIII вв.), были унаследованы затем русским абсолютизмом в виде жестокого преследования инакомыслящих вплоть до пыток и смертной казни.

Аутодафе — тоже далеко не европейское изобретение: первое упоминание о сожжении на Руси мы находим в летописной записи за 1227 год, а в Новгороде волхвов и ведьм сжигали прямо во дворе православного архиепископа.

Здесь нет места и возможности перечислить множество исторических документов, однозначно указывающих, что сожжение и закапывание в землю были на Руси весьма распространенными методами, практикуемыми священными соборами опять-таки без пролития крови. Вероотступники, богохульники, чернокнижники, волхвы, ведуны, колдуньи, просто личные враги…

Методы борьбы с еретичеством на Руси нередко были заимствованы из испанских руководств по борьбе с ересями. Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов в 1501 году распорядился перевести на русский язык католический антииудейский трактат, но еще десятью годами раньше пользовался типично инквизиторскими методами казни, полностью воспроизведя в Новгороде инквизиторское побоище над местными еретиками.

При Иване Грозном возникли многие процессы против волхвов и колдуний. В 1653 году правительсво издало особый указ, по которому ворожей и ведунов, как врагов божьих, следует жечь в срубах. (Православное сожжение отличалось от католического, — приговоренного сжигали не на открытом костре, а в деревянном срубе). С Анюткой Ивановой (1649 год) судили за чародейство 402, а по процессу Умая Шамардина (1664 год) — 1452 человека.

Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь.

…А кого у них (в судах патриарха и церковных властей) за духовные дела… осудят на смерть, кто какую казнь заслужил, и они, из дела выписав приговор свой, посылают с теми осужденными людьми в царский суд, и по тому их приговору из царского суда велят казнить без задержания, кто чего достоин.

Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении.

При Синоде РПЦ в 1723 г. была организована особая розыскная раскольническая канцелярия, во главе которой стояли инквизиторы — архиепископ Феофилакт Лопатинский и иеромонах Афанасий Кондоиди. По данным Синода, из 190 тысяч записавшихся в раскол с 1716 по 1737 гг. обращено в православие, бежало, сослано на каторгу и умерло в результате гонений 111 тысяч.

Заключение в подземные монастырские тюрьмы особенно широко применялось в царствование Петра I. …В некоторых монастырях заключение в подземные тюрьмы практиковалось и …во второй половине ХVIII столетия.

Иноверцам еретикам костелов римских, кирх немецких и татарам мечетей в своем царстве и владении всеконечно не давать строить нигде… молбищных бы по прелестям их сборищ еретических строити не давати места всеконечно, но которые здесь и есть близ или между христианских домов — и те бы разорити годно и должно яко диавольские сонмища.

Иностранным миссионерам в России грозила неминуемая казнь. Например, сохранились многочисленные документы о сожжении проповедника-квакера Квирина Кульмана и его единомышленника Нордермана (1689).

Между тем, церковная инквизиция в России шла в ногу с испанской. В XVIII веке, при все том же Петре I, сожжения еретиков продолжались, в основном, только в этих двух странах (в других европейских странах инквизиция к этому времени резко пошла на убыль).

Борьба с язычеством продолжалась в России, по крайней мере, до конца XVIII-го века. В 1793 году по настоянию церкви было предано огню 18656 (!) бесценных книг и древних рукописей, в том числе берестяных грамот и деревянных дощечек с самыми древними письменами…

Церковные гонения распространялись практически на все науки — от физики, геологии и астрономии до философии и педагогики (было, было у кого учиться большевикам-ленинцам!).

Последователями православной инквизиции за тысячу лет были уничтожены почти все памятники старины, связанные с народными верованиями на территории России. Такая политика сравнима с уничтожением талибами буддистского памятника Юнеско в Афганистане.

Увы, мракобесие русской православной церкви продолжается и в наши дни. Рерихианство было осуждено Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 1994 году как опасная ересь. В 2001 году правнук Л. Н. Толстого Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть решение об отлучении от церкви великого русского писателя. Патриарх заявил, что это невозможно.
В 2001 году Вологодская епархия объявила Деда Мороза языческим божеством. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил о том, что в торжествах в Великом Устюге (родина сказочного героя) церковь примет участие только в том случае, если в официальной биографии Деда Мороза будет отмечено, что он принял православное крещение. В 2001 году в городе Кириллове Вологодская епархия закрыла уникальный сказочный музей бабы Яги. Епископ Максимилиан обвинил сказочную героиню в сатанизме.

Обучение малолетних и даже подростков и юношей сексу, фиксация внимания детей на сексуальной стороне жизни, информирование детей о различных формах сексуальной активности, тем более извращенных, более того, в доброжелательном ключе, не только опасно для психического, физического и интеллектуального здоровья детей, но и противно тысячелетним традициям народов России и является изощренной формой психического и сексуального насилия…*

Современная РПЦ, которая создавалась под прямым руководством КГБ и тирана Сталина, стремится сегодня воплотить на законодательном уровне свое доминантное и привилегированное положение в российском обществе. Православие служит активным проводником тоталитарных идей, являясь душителем самого ценного для человека — свободы выбора. Это можно и нужно рассматривать как попытку реванша тоталитаризма и средневековой инквизиции.

Сращивание религиозного института РПЦ и государства является опасной тенденцией, грозящей отнять у людей основные свободы и де-факто оформить РПЦ в тоталитарный институт подавления прав и свобод человека и гражданина.

В монастырских тюрьмах режим был более суровый, чем в каторжных. Роль тюремщиков выполняли монахи, они же наблюдали за приставленными сторожами, а комендантом монастырской тюрьмы был архимандрит, обладавший неограниченной властью. Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 году правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вину. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Во главе арестантского отделения хотели поставить светского коменданта, а в придачу ему дать помощника из монахов. Но Синод решительно воспротивился такой реформе и все осталось по-старому,- военная стража и тюремные служители были в полном подчинении архимандрита.

В 19 веке в монастырские тюрьмы попадали участники антиправительственных и революционных движений. В Соловецкую тюрьму из Красноярска был переведен декабрист Шаховской, после того как он заболел там психическим расстройством. Сюда же были посажены участники тайного общества, студенты московского университета Николай Попов и Михаил Критский, сочувствовавшие декабристам. В 1850 году здесь оказался студент Георгий Андрузкий за вредный образ мыслей и злонамеренные сочинения. 6 декабря 1876 года на Казанской площади в Петербурге состоялась антиправительственная демонстрация, организованная Плехановым. В числе ее участников, арестованных царской охранкой, были молодые рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев. Их вскоре перевели в Соловецкую тюрьму. Сделано это было для того, чтобы пресечь антиправительственную агитацию, которую они вели в местах своего первоначального заключения.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 года, когда из нее были выведены последние узники. После официального закрытия Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей Церкви.

В хаключение цитата из "Невзоровских сред", перебрасывающая мостик от православной инквизиции в наши дни:

"Православие — это такая же экстремистская, такая же террористическая, такая же свирепая идеология, как любая другая религия, и она будет, и она может реализовываться только в такой форме, потому что ничего другого они делают не умеют. Вы с легкостью забыли о том, что они на протяжении почти тысяч лет своей истории, двух тысяч лет своей истории они жгли и насиловали, убивали, отрезали языки, опускали в кипяток, пытали и ничего другого, по сути дела, делать не научились. И вот сейчас мы видим, что сезон открыт и начался тот уже православный терроризм, который, несомненно, даст еще более интересные, еще более эффектные плоды, чем подрыв кинотеатра с помощью бочек бензина, грузовичка, чем попытки забросать бутылками с зажигательной смесью студию режиссера Учителя. Понятно, что это только первые ласточки, потому что, ведь, всё это на самом деле очень легко укладывается в строго психиатрические понятия. Есть такая вещь как индуцированный психоз, или индуцированное бредовое расстройство. Что такое индуцированный психоз или индуцированное бредовое расстройство? Это, как бы, некое общее, общественное расстройство, которое транслируется одним или несколькими наиболее глубоко погруженными в тему персонажами. Обычно тема — это что-нибудь возвышенное, это спасение мира, это религиозные вопросы. Но всё это очень хорошо уже задокументировано в психиатрии — я здесь ничего не смогу добавить.
Причем, забавен идиотизм, что сегодня, когда столько дел, столько важнейших проблем и серьезнейших опасностей, взрослые люди на полном серьезе обсуждают какие-то фрикции какого-то царька, который давным-давно умер и сгнил, и не играет никакой роли в сегодняшней жизни, ссорятся из-за этого, ненавидят из-за этого друг друга, таранят друг друга автомобилями, взрывают, кидают бутылки со смесями, пишут доносы. Притом понятно, что тот персонаж, который это сделал, он, ведь, совсем не тот безумец, совсем не тот умалишенный, как его сейчас выставляют. Это обычный православный человек, который много раз давал интервью по поводу своего исповеданья. Он такой, весь обвязанный колорадскими ленточками, в казачьей форме, очень даже здравый… Он ни в чем не виноват — его накрутили, его индуцировали этим психозом, и таких уже очень много. Здесь можно говорить о том, что да, действительно, в недрах РПЦ завелась какая-то секта царебожников. Но они все, по сути дела, царебожники, просто Гундяев и его братья ведут себя аккуратнее. Они понимают, что это очень хороший бизнес (торговля ничем), которым они занимаются. И чтобы эту торговлю ничем ни что бы не нарушило, они ведут себя, как бы, тоньше и аккуратнее. Хотя, еще идиотизм ситуации в том, что фильм Учителя, действительно, монархический, который является пропагандой монархии. И удивительно, что они этого не видят" (А.Невзоров).

Читайте также: