Какое место занимает конституционный суд украины в судебной системе украины

Обновлено: 19.05.2024

Конституционный Суд Украины является весьма важным субъектом государственно-правовых отношений, поскольку, будучи единственным органом конституционной юрисдикции, он призван обеспечить конституционное правосудие и законность, которые являются одними из принципов и основными началами конституционного строя.

Конституционный Суд Украины является гарантом верховенства Основного Закона государства на всей территории Украины, поскольку только он может решать вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции и законам, и давать официальное токование Конституции и законов Украины.

Согласно ст.124 Конституции Конституционный Суд Украины вместе с другими судами составляет третью ветвь государственной власти, независимую от двух других – законодательной и исполнительной.

Однако правовой статус Конституционного Суда Украины, по сравнению с другими судами, имеет существенную особенность. Конституционный Суд не входит в систему судов общей юрисдикции, которые рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и другие дела. Конституционный Суд Украины – это отдельный, независимый от судов общей юрисдикции, единственный в Украине орган конституционной юрисдикции. Он не может быть кассационной, апелляционной и надзорной инстанцией для судов общей юрисдикции. Функции Конституционного Суда совершенно другие. Он решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дает официальное толкование Конституции и законов Украины.

Вообще конституционный контроль как особый вид государственной деятельности возник в 1803 году в США, когда Верховный Суд этого государства объявил о том, что федеральная Конституция – это наивысший закон государства и, что любой закон Конгресса, который противоречит Конституции США, может быть признан судом неконституционным.

В настоящее время в мире существуют 2 системы конституционного контроля: американская и европейская.

Американская система конституционного контроля состоит в том, что конституционность законов и других нормативных актов имеют право устанавливать суды общей юрисдикции (суды административно-территориальных единиц) в процессе рассмотрения конкретных дел. Они могут признать определенный закон неконституционным. Если в дальнейшем это дело будет рассматривать Верховный Суд, то решение последнего о соответствии спорного закона Конституции становится обязательным для всех судов государства. В случае признания закона неконституционным, его действие приостанавливается, и парламент такой закон отменяет.

Европейская система конституционного контроля для решения вопросов о соответствии законов Конституции предусматривает создание в пределах государства единого специального органа конституционного контроля (конституционной юрисдикции).Это орган имеет разные наименования: Конституционный Трибунал (Польша), Высший Конституционный Суд (Египет), Федеральный Конституционный Суд (ФРГ).

Конституционный контроль, то есть обеспечение соответствия законов и других нормативно-правовых актов Конституции, в настоящее время существует во всех демократических государствах. В Европейский государствах он, как правило, осуществляется специальными государственными органами конституционной юрисдикции – конституционными судами.

Независимости деятельности Конституционного Суда (обозначает абсолютную недопустимость влияния в какой-либо форме на его деятельность и содержание принятых решений со стороны государственных и негосударственных структур или их должностных лиц, включая Верховную Раду Украины и Президента Украины);

Коллегиальность (никакое решение Конституционного Суда не может быть принято единолично его Председателем или кем-либо из судей Конституционного Суда. Конституционный Суд Украины – это коллегиальный орган и судьи вместе обсуждают и решают вопросы, отнесенные к его компетенции);

Равноправия судей (обозначает отсутствие каких-либо преимуществ у кого-нибудь из судей Конституционного Суда, включая Председателя КСУ, во время рассмотрения конкретных дел. Каждый из судей имеет 1 голос.);

Принцип гласности – требует обеспечения широкого информирования населения в средствах массовой информации о работе Конституционного Суда и содержании его решений;

Полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых решений (требует от Конституционного суда учитывать все объективные обстоятельства дела и мнения всех заинтересованных сторон, глубоко их анализировать и, соответственно, мотивировать каждое положение принятого по делу решения).

Конституционный суд Украины ( Украинский : Конституційний Суд України ) является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине. Конституционный Суд Украины толкует Конституцию Украины с точки зрения законов и других правовых актов.

Суд начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Первое решение суда было вынесено 13 мая 1997 года.

По срочным вопросам Конституционный суд выносит решение в течение нескольких недель, но по вопросам, которые считаются менее срочными, могут потребоваться месяцы.

Решения Конституционного суда обязательны, окончательны и обжалованию не подлежат.

СОДЕРЖАНИЕ

Миссия и авторитет

В 2016 году значительно расширился доступ к Конституционному суду. С тех пор все физические и юридические лица, у которых есть основания утверждать, что окончательное решение суда противоречит Конституции, могут подать жалобу в суд. (Ранее только президент и член парламента имели право подавать апелляцию в Конституционный суд.) Жалоба может быть подана только после того, как все другие средства правовой защиты были исчерпаны в обычных украинских судах .

Измененная Конституция Украины теперь предоставляет доступ к Конституционному Суду Украины всем физическим и юридическим лицам, если есть основания утверждать, что окончательное судебное решение противоречит Конституции. Жалоба может быть подана только после исчерпания всех других средств правовой защиты в обычных украинских судах.

Полномочия Конституционного Суда вытекают из Конституции Украины - Глава XII.

  • не на призыв президента, не менее 45 членов парламента , то Верховный суд Украины , то омбудсмен , или крымский парламент , оценивает конституционность:
    • законы и другие правовые акты парламента
    • акты президента
    • акты Кабинета министров
    • правовые акты Верховной Рады в Автономной Республике Крым (Крымский парламент)

    Постановления суда обязательны для исполнения в Украине, окончательны и обжалованию не подлежат. Законы и другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют юридическую силу.

    Состав

    Суд состоит из 18 судей, назначаемых в равных долях Президентом, парламентом и Конгрессом судей.

    Судья должен быть гражданином Украины и иметь:

    • достиг сорока лет;
    • высшее юридическое образование и профессиональный стаж не менее 10 лет;
    • проживал в Украине последние двадцать лет;
    • владение государственным языком ( украинский )

    Судьи назначаются на 9 лет без права повторного назначения; кроме того, каждый судья обязан выйти на пенсию в возрасте 65 лет, если этот возраст наступает до окончания 9-летнего периода. Президент и парламент должны заполнить вакантную должность в течение одного месяца, а у Конгресса судей есть на это три месяца. Но назначение вступает в силу только после присяги нового судьи в парламенте; поэтому иногда становится проблемой стать судьей Конституционного Суда, если многие депутаты не хотят этого (например, они могут физически помешать провести заседание парламента, что является обычным явлением в Украине).

    Председатель Суда избирается тайным голосованием на один трехлетний срок членами Суда.

    Споры

    29 декабря 1999 г. Суд истолковал Конституцию как безоговорочно исключающую смертную казнь ; Это дата, когда Украина де-юре отменила смертную казнь после длительного периода де-факто моратория.

    В 2000-х годах сообщалось о попытках подкупа и шантажа судей Конституционного суда для вынесения положительного решения.

    14 ноября 2001 г. суд объявил прописку вне закона .

    25 декабря 2003 г. суд позволил Леониду Кучме баллотироваться в президенты в третий раз; Кучма предпочел не баллотироваться на второй срок.

    1 октября 2010 года Суд признал поправки 2004 года к Конституции Украины неконституционными, отменив их. 21 февраля 2014 года парламент принял закон, который восстановил эти поправки от декабря 2004 года (к конституции).

    Членство

    Список судей


    • Квота президента:
      • Владимир Кампо (Володимир Михайлович Кампо) с 4 августа 2006 г.
      • Дмитрий Лилак (Дмитро Дмитрович Лилак) с 4 августа 2006 г.
      • Виктор Шишкин (Віктор Іванович Шишкін) с 4 августа 2006 г.
      • Юрий Баулин (Юрій Васильович Баулін) с 3 июня 2007 г.
      • Сергей Вдовиченко (Вдовіченко Сергій Леонідович) с 3 июня 2007 г.
      • Юрий Никитин (Юрій Иванович Нікітін) с 3 июня 2007 г.

      Уволен в 2014 г.

      • Квота съезда судей:
        • Василий Брынцев (Василь Дмитрович Бринцев) с 4 августа 2006 г.
        • Вячеслав Джунь (В'ячеслав Васильович Джунь) с 4 августа 2006 г.
        • Анатолий Дидковский (Анатолій Олександрович Дідківський) с 4 августа 2006 г.
        • Иван Домбровский (Іван Петрович Домбровський) с 4 августа 2006 г .;
        • Ярослава Мачужак (Ярослава Василівна Мачужак) с 4 августа 2006 г.
        • Андрей Стрижак (Андрій Андрійович Стрижак) с 4 августа 2006 г. (назначен в суд в 2004 г., но не приведен к присяге до 2006 г.)

        Председатели

        • 1992–1995 Леонид Юзьков
        • 1996–1999 Иван Тимченко
        • 1999–2002 Виктор Скомороха
        • 2002–2005 Николай Селивон
        • 2005–2006 Павел Евхрафов(и.о.)
        • 2006-2006 Владимир Иващенко(и.о.)
        • 2006–2007 Иван Домбровский
        • 2007-2007 Валерий Пшеничный(исполняющий обязанности)
        • 2007–2010 Андрей Стрижак
        • 2010–2013 Анатолий Головин
        • 2013–2014 Вячеслав Овчаренко
        • 2014–2017 Юрий Баулин
        • 2017–2018 Виктор Кривенко(и.о.)
        • 2018–2019 Станислав Шевчук
        • 2019 Наталия Шаптала(и.о.)
        • 2019 – настоящее время Александр Тупицкий [ uk ]

        29 декабря 2020 года президент Владимир Зеленский отстранил Тупицкого от должности на два месяца, чтобы положить конец украинскому конституционному кризису 2020 года .

        facebook
        twitter
        vk vkontakte social
        telegram social

        Система правосудия в Украине, как и другие институты государственной власти, всегда была далека от совершенства. И все же худо-бедно она работала. Однако реформы последних лет, проводившиеся с подачи “западных партнеров", привели к полной деградации судебной системы . Но, пожалуй, последний гвоздь попытался вбить президент Украины Владимир Зеленский, который волевым решением внес в Раду законопроект о неотложной ликвидации Окружного административного суда города Киева (ОАСК). Именно этот суд, а также Конституционный суд Украины, в силу своей юрисдикции, может отменять незаконные решения госорганов: департаментов, ведомств, министерств. Если же ОАСК ликвидируют, а КСУ "перезагрузят", страна рискует столкнуться с произволом в законе, где правила будет диктовать небольшая группа лиц, находящаяся у руля. С помощью экспертов журналисты - Klymenko Time разбирались в настоящем и будущем украинской Фемиды.

        Недопустимый буфер

        Начиная с прошлого года, власти демонстрировали особую "любовь" к пренебрежению законодательства, вводя абсолютно незаконные карантинные ограничения. Возможно, подобных инициатив было бы больше, но "протащить" их мешали суды.

        - Не будет секретом, что большое количество руководителей в органах центральной власти находятся под прямым внешним контролем. Осуществить все задачи, которые на них возложили их кураторы невозможно, так как это мешают сделать КСУ и ОАСК, - рассказал нашим журналистам адвокат Ростислав Кравец.

        Не удивительно, что оба эти суда не будут пользоваться любовью властей, так как могут блокировать внедрение “прорывных” реформ. Эту мысль высказал и президент, заявив, что суд, одним решением которого может быть поставлен крест на любом достижении государства, любой реформе, будет ликвидирован.

        "Воспринимайте это как сигнал к любому суду, который предал уважение к закону, - заявил Гарант, комментируя свой законопроект.

        Ростислав Кравец уверен, что работу ОАСК хотят заблокировать, чтобы принимать незаконные решения, не неся при этом ответственности. Он привел пример с проектом постановления Кабмина, которое было опубликовано на сайте парламента на следующий день после законопроекта о ликвидации суда. В нем предлагались меры для ужесточения требований в получения субсидий.

        - Подобные вещи незаконны. Но куда обращаться для обжалования, если ОАСК ликвидируют? Никуда. Таким образом, если раньше деньги шли на субсидии, то сейчас пойдут на программу "Большое строительство" - "Велике крадівництво", как я его называю. Предположим еще, что завтра власти решат поднять тарифы в пять раз. Где обжаловать это решение? И никто не будет нести ответственность. Философия такова: грабь и не за что не отвечай, - считает адвокат.

        "Реформы" ожидают и Конституционный суд, с которым у руководящей элиты сложились далеко не дружественные отношения. В прошлом году суд отменил уголовную статью № 375 об ответственности судей за принятие заведомо неправосудного решения. Затем были систематические отмены постановлений правительства о карантине , электронных декларациях. В начале ноября судьи КСУ подготовили проект решения по рынку земли, продажу которой в итоге могли признать неконституционной. Это стало бы ударом для Зеленского и его команды, поскольку вопрос земельной реформы был одним из главных аспектов предвыборной кампании нынешнего президента. Впоследствии Зеленский отстранил от обязанностей главу Конституционного суда Александра Тупицкого и на сегодняшний день охрана не пускает его в здание суда.

        - Вероятно, в последующем это может привести к непоправимым ошибкам в области государственного устройства. По сути нас лишают права обжаловать действия органов власти, которые порой делают непоправимые ошибки, - рассказал он Klymenko Time.

        Добавим, что если ОАСК ликвидируют, 45 тыс. дел которые находятся на рассмотрении, будут похоронены, ведь в законопроекте нет ни слова о том, что будет с судьями.

        Повод задуматься

        Причина, по которой Зеленский требует ликвидировать ОАСК, с его слов является коррупция нескольких судей. Хотя решений суда по коррупционерам не было, это не помешало подаче законопроекта. Адвокат Иван Либерман считает, что судьи Украины действия президента теперь могут воспринять как сигнал, что завтра-послезавтра их коснется та же участь.

        - Власть сегодня неоднозначно показала, что готова идти на крайние меры, чтобы в лице нескольких человек считать всю систему или подсистему коррумпированной и незаконной по части принятия решений. Это посягательство на судебную ветвь власти, которая является отдельной, независимой структурой, о чем сказано в законодательстве, - отмечает он.

        Адвокат считает, что люди, критикующие власть, отныне не могут чувствовать себя спокойно. Если можно в открытую идти против судебной системы, что тогда говорит об отдельных лицах?

        - Эксперты, журналисты, адвокаты, специалисты разных сфер, которые через СМИ и соцсети высказывают свою мысль, и которая идет вразрез с провластной, в принципе рискуют тем, что к ним придут с обысками. Таким образом, несогласных с решением власти могут последовательно либо одномоментно взять не то что под контроль, а в оборот Уголовного кодекса Украины, - подчеркнул адвокат.

        Произвол в законе: как в Украине добивают систему правосудия - фото 2

        Полный упадок

        Судебная система Украины переживает сегодня череду потрясений. В судах катастрофически не хватает судей. На сегодняшний день общее число служителей Фемиды составляет 5347 при норме - 7295. Полномочия осуществлять правосудие имеют сегодня 5060 судей. Перемены в судебной ветви власти начались в 2016 году в ходе судебной реформы, инициированной экс-президентом Петром Порошенко. Судейская система была объявлена коррупционной и требующей перезагрузки, выражавшаяся в замене "старых" судей на новых. Каждый действующий судья обязан был пройти квалификационное оценивание. Комиссия должна была проверить знания судьи и правомерность источников доходов. Многие судьи в итоге уволились а те, кто остался, по разным причинам не успели пройти оценивание.

        В процессе реформирования больше всего противоречий вызвал закон №193-ІХ "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей", принятый осенью 2019 г. Его целью, по идее, должно было стать комплексное урегулирование вопросов организации деятельности Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и Высшего совета правосудия (ВСП). На деле с принятием закона работа ВККС была прекращена, и новых судей с того момента и по сей день не назначают.

        Внешнее управление

        О том, что отечественная систем правосудия находится под влиянием внешних игроков, говорят уже не эксперты, а сами судьи, причем в открытую! Вот как в Окружном административном суда Киева отреагировали на инициативу Зеленского о ликвидации суда.

        - А бсолютному большинству украинцев сегодня вполне понятно, что последние 7 лет инициативы реформирования судебной власти писалась не в Украине. Что реформы, которые проводились при поддержке грантовых организаций, провалены и не отражают украинские правовые реалии, - говориться на сайте ОАСК.

        Новая судебная реформа, которую сейчас пытаются навязать нашему государству, аналогично готовится не в Украине, отмечают в суде. И направлена реформа ​​не на создание независимой судебной власти, а для подчинения ее антиконституционно внешнему управлению. В суде считают, что на вопросах судебной реформы ежегодно паразитируют лица, получающие гранты, и которые, очевидно, не заинтересованы в стабильной и качественной работе судебной власти.

        - Посягательство на судебную ветвь власти в любой стране мира со стороны каких-либо государств, организаций, конгрессов недопустимо, - подчеркивает Иван Либерман.

        Но внешних игроков это, естественно, мало интересует. Напомним, как в день рождения Зеленского послы G-7 обнародовали текст разработанной ими для Украины дорожной карты судебной и антикоррупционной реформ. В обращении настоятельно советовали б езотлагательно ввести четкий и прозрачный процесс отбора на должности судей Конституционного суда с обеспечением существенной роли представителей международных партнеров в проверке всех кандидатов. То есть, отбором судей КСУ для Украины будут заниматься иностранцы, а не украинцы.

        Ростислав Кравец говорит, что сегодня идет борьба за контроль над Высшей квалификационной комиссии судей Украины, на которую хочет влиять как центральная власть, так и "западные партнеры". Также идет борьба за Высший совет правосудия. В итоге украинский суд станет полностью зависимым и примеры тому уже есть.

        - Посмотрите на Верховный суд. У судей зарплаты по 300 тыс. грн, они от всего защищены, и что? Способны ли они принять законное решение, отменив санкции президента ? Нет. Они стали зависимыми от своих зарплат и пенсий. Им показали, что если что-то будет не так, то на примере своих коллег пинком выгонят и все, - отметил адвокат.

        Произвол в законе: как в Украине добивают систему правосудия - фото 3

        Что ждать украинцам?

        Последствия войн за контроль над Фемидой уже ощутили на себе многие украинцы.

        - Миллионы граждан Украины сегодня не имеют физической возможности доступа к судам. С одной стороны - это огромные судебные сборы. С другой - физическое отсутствие судей, закрытые суды и отсутствие их финансирования, - подчеркнул Ростислав Кравец.

        По словам Владимира Богатыря, с каждым днём ситуация в сфере правосудия становиться всё хуже и никакого сближения с европейскими стандартами с началом реформ не произошло.

        - От безысходности многие граждане, проведя 3 - 5 лет в процессе рассмотрения каких-то мелких споров, просто разочаровываются в судебной системе и даже не подают апелляций на решения судов, с которыми не согласны - рассказал он.

        Он также отметил, что у судов сегодня отсутствует надлежащее финансирование, что приводит к перебоям с марками, конвертами, отключением Интернета, а значит и Электронного суда.

        Итог. В Украине сложилась нездоровая ситуация, когда система правосудия напрямую берется под контроль как внешними игроками так и центральной властью. И в принципе разницы здесь нет, учитывая что многие ключевые решения в государстве принимаются с оглядкой на зарубежных кураторов. Это может привести к тому, что самые абсурдные решения в Украине будут легитимными, так как воспрепятствовать их воплощению в законный способ будет некому. И последствия мы уже наблюдаем.

        15 судей и одно решение: что известно о действующем составе КСУ

        По состоянию на ноябрь 2020 года в КСУ не заняты три вакансии, поэтому сейчас институция работает не в полном составе.

        27 октября стало известно, что КСУ признал неконституционными отдельные положения, касающиеся электронных деклараций госслужащих. Это известие вызвало в обществе волну возмущения, ведь речь зашла об ослаблении, а то и отмене антикоррупционной реформы, которую выборола Революция Достоинства.

        Кто сейчас осуществляет высокое судопроизводство в государстве и что известно о судьях, которые поддержали скандальное решение, читайте в разборе Фактов ICTV.

        Решение относительно антикоррупционных законов не было единогласным: из 15 судей четверо проголосовали против.


        Кто голосовал против

        • Первомайский Олег Алексеевич

        Назначен на должность Верховной Радой в 2018 году. Избирался на открытом конкурсе. Ранее работал доцентом в КНУ им. Тараса Шевченко.

        В 2018 году назначен на должность решением пятого президента Украины Петра Порошенко. До этого занимал должность профессора в Ужгородском национальном университете.

        Также назначен Петром Порошенко, но в 2016 году. Будучи профессором, судья занимался преподавательской деятельностью в Ужгородском национальном университете.

        Занимает должность заместителя председателя КСУ. Назначен Порошенко в 2018 году. В электронной декларации за 2019 год выявлены недостоверные сведения на 3,6 млн грн, из-за чего НАПК попросило судью объяснить происхождение этих средств.

        Сам судья утверждает, что произошла техническая ошибка при заполнении декларации.

        Кто голосовал за

        • Тупицкий Александр Николаевич

        Членом КСУ судья стал в 2013 году, пройдя по квотам Януковича. Уже в сентябре 2019 года он возглавил институцию.

        57-летний кандидат наук по государственному управлению служил в армии и работал на заводе. Окончил Харьковский юридический университет им. Ярослава Мудрого, после чего работал в прокуратуре Донецка.

        Олександр Тупицький

        Работал судьей в Донецком, Львовском и Днепропетровском апелляционных судах, возглавлял два последних.

        В 2018 году стал владельцем земельного участка в Крыму, оформив договор купли-продажи по российскому законодательству, но не указал эту информацию в своей декларации об имуществе и доходах.

        Назначен в ноябре 2017 года внеочередным съездом судей Украины. Окончил Украинскую юридическую академию.

        В 2019 году ГБР начало против Городовенко расследования из-за вымогательства взятки в размере $100 тыс.

        В 2018 году назначена Верховной Радой. По результатам недавней проверки НАПК, 7 октября 2020 года, оказалось, что судья не задекларировала имущество на сумму более 615 тыс. грн.

        Речь идет об автомобиле Land Rover 2012 года выпуска. Кроме того, муж в 2018 году приобрел квартиру в Киеве площадью 54 м² за 1,3 млн грн и паркоместо стоимостью 149 тыс. грн. Хотя, по данным НАПК, официально таких средств у него не было.

        Назначен на должность сбежавшим президентом Януковичем в сентябре 2013 года. Приватизировал служебную квартиру в одном из самых дорогих жилых комплексов Киева. Семья владеет рядом объектов недвижимости в Полтаве, где он ранее возглавлял Апелляционный суд.

        Признал неконституционным курс на обретение полноценного членства в Евросоюзе и НАТО.

        Назначен в ноябре 2015 года съездом судей Украины. В 2017 году как старший судья исполнял обязанности председателя КСУ и отметил нагрудными знаками судей, причастных к решениям КСУ, повлекших узурпацию власти Виктором Януковичем.

        Почти 10 лет был председателем Совета судей Украины.

        • Литвинов Александр Николаевич

        Назначен судьей в феврале 2013 года съездом судей Украины. Правая рука Тупицкого, с которым параллельно работали судьями в различных районных судах Донецка.

        Окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. маршала Рокоссовского.

        Назначен судьей в январе 2016 года тогдашним президентом Порошенко по рекомендации Виктора Ющенко.

        По данным НАПК, Владимир Мойсик вовремя не задекларировал более 150 тыс. грн дохода.

        Назначен судьей в марте 2014 года Верховной Радой Украины. С 1994 года до 2014 года был народным депутатом Украины и членом партии Батькивщина.

        Назначен судьей в марте 2014 года Верховной Радой Украины по квоте партии Свобода. По данным НАПК, Слиденко дважды несвоевременно сообщил о существенных изменениях в имущественном состоянии — в мае и декабре 2019 года. Он не задекларировал вовремя доход в 330 тыс. грн.

        Назначен судьей на внеочередном съезде судей Украины в октябре 2019 года. В 2012 году получил бесплатно шесть земельных участков под Луцком. Рыночная стоимость земли в этом районе достигает $1 тыс. за сотку.

        Однако, по словам судьи, на этой территории ранее была свалка, которую он привел в порядок. И поэтому сельсовет выделил ему землю бесплатно. Сегодня там находится элитный особняк площадью 252,2 м².

        Назначена судьей на внеочередном съезде судей Украины в октябре 2019 года по результатам конкурса. С 2016 до 2019 года работала заместителем начальника отдела подготовки преподавателей Национальной школы судей Украины.

        Конституционный кризис

        Сейчас в украинском политикуме стоит сложный вопрос: как грамотно решить конституционный кризис, но не узурпировать при этом власть.

        Во фракции Слуга народа еще не определились, будут ли поддерживать законопроект Владимира Зеленского о роспуске Конституционного суда, поскольку здесь существует правовая коллизия о вмешательстве одной ветви власти в деятельность другой.

        В то же время председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков внес альтернативный проект закона, который должны обнародовать в ближайшее время.

        Читайте также: