Каким органом или должностным лицом должно быть подтверждено решение конституционного суда рф

Обновлено: 16.05.2024

Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридичес­кие последствия. В иных решениях констатируются какие-то обсто­ятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к со­держанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации ра­боты Суда в целом или проведению его заседаний, истолкованию при­нятых постановлений.

Итоговые решения выносятся по результатам разбира­тельства дел о соответствии Конституции РФ законов и других пра­вовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования кон­ституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Консти­туционного Суда РФ.

Постановление — это итоговое решение Конституционного
Суда РФ, которым:
1) разрешено дело о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иныхнормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных пвопросам, относящимся к ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Россий-
ской Федерации;
2) разрешен спор о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации;
в) между высшими государственными органами субъектов
Российской Федерации;
3) проверена конституционность закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле;
4) дано толкование Конституции РФ.

Решения Конституционного Суда в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление — итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные Р.КС РФ именуются определениями

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название — заключение Конституционного Суда РФ.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь ра­ботники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколиро­вание и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсужде­нии того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса су­дей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании, если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается также всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов.В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу приня­того решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении. Оно вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступ­лении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

Иные решения, как отмечено в начале данного параграфа учебника, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в со­вете палат). К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секрет­аря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата, об одобрении Регламента, о формировании палат, о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при вынесении Судом решения, которым дается толкование ранее принятого им решения, принятии предложения о приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора.


Одним из свойств любого судебного решения является его общеобязательность для исполнения всеми гражданами, организациями, а также органами государственной власти, включая судебную, как часть системы органов государственной власти.

Указанная норма нашла свое развитие в процессуальных отраслевых законах: ст. 392 УПК РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 31.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 79 указанного ФКЗ решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Согласно ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Однако, на практике решения одного из высших судов Российской Федерации, каким является Конституционный Суд РФ, не являются, по-видимому, общеобязательными.

Однако в Постановлении, касающегося судебного приговора (Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 № 1 (в ред. 06.02.2007года), Верховный Суд РФ не указал на общеобязательность решений Конституционного Суда РФ.

Верховный Суд РФ и подчиненные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, видимо забывают об общеобязательности решений высшего суда страны, иногда принимая свои решения по делам, подсудным судам общей юрисдикции, не только вопреки нормам закона, но и вопреки вступившим в законную силу решениями Конституционного Суда РФ.

В своей практике по одному из дел столкнулся со следующей ситуацией.

В июне 2008года в г. Первоуральске Свердловской области были обнаружены трупы престарелых супругов С-ых. Следственным отделом СУ СК при прокуратуре РФ по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. « ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Затем в ходе расследования уголовного дела с обвинением стали происходить достаточно интересные метаморфозы. Уголовное преследование по причинению смерти С-ной (матери) в отношении П.С. было прекращено на основании того, что в ходе расследования было установлено, что смерть ей причинил ее супруг – С-ин, а поскольку он был сыном – П.С. в этот же день убит, то уголовное преследование и в отношении него было прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи со смертью. Затем уголовное дело в отношении П.С. было направлено в суд.

Рассматривая дело, суд пришел по предложению государственного обвинителя, к тому, что по делу не установлены мотивы совершения убийства. Дело по этим основаниям направлено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Постановление суда не обжаловалось и вступило в силу.

В дальнейшем следователь, получив уголовное дело к производству, стал производить по нему следственные действия, направленные на отыскание доказательств виновности П.С. в причинении смерти своей матери. Стал допрашивать дополнительных свидетелей, которыми явились сотрудники милиции, которые получали от П.С-на явку с повинной. Постановление о прекращении уголовного дела по данному факту в отношении отца С-на было отменено руководством следственного отдела.

В результате П.С-ну предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ – ч. 1 ст. 105 УК РФ, а также ч. 4 ст. 111 УК РФ, т.е. в убийстве отца и причинении смерти матери.
Почему не было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 УКРФ?

Суд первой инстанции, рассматривая уголовное дело в отношении П.С., вынес приговор, осудил его по ч. 1 ст. 105 УК РФ, признав его виновным, а по ч. 4 ст. 111 УК РФ оправдал.

По кассационному представлению государственного обвинения приговор суда был изменен. По ч. 4 ст. 111 УК РФ приговор отменен, дело в этой части направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции признал виновным П.С. в совершении причинения тяжкого вреда здоровью своей матери, назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет.

В свою очередь я в интересах П.С. обжаловал приговор суда. В жалобе я указывал, ссылаясь на вышеприведенное решение Конституционного Суда РФ, что судом первой инстанции допущено нарушение права П.С. на защиту, выразившееся в том, что органы следствия, предъявив ему обвинение по ч. 4 ст. 111 УК РФ фактически ухудшил его положение.

Далее, как водится, пошла долгая переписка с судебными инстанциями областного, а затем и Верховного Суда РФ.

Нужно сказать, что ни одна судебная инстанция меня не поддержала, указав, что нарушений уголовно-процессуального закона по делу не допущено. При этом ни одна инстанция, обосновывая свою позицию, не смогла написать, по каким причинам судья пришел к выводу о том, что указанные мной нарушения, которые названы в том числе и в решении Конституционного Суда РФ, не могут влечь отмены приговора суда в отношении П.С.

Конечно же я согласен с тем, что у органов предварительного следствия имеются ошибки, которые иногда нарушают права участников судопроизводства. Так, зачастую нарушаются права потерпевших, обвиняемых, которые необходимо исправлять в том числе и в ходе производства дополнительных следственных действий, однако нельзя нарушать права обвиняемых предъявляя им новые и новые обвинения, которые ухудшают положение обвиняемых.

Ни в одном комментарии к Уголовному кодексу РФ я не видел упоминания о неисполнении решений Конституционного Суда РФ, тем более нет судебной практики о неисполнении решений.

Некоторые ученые – правоведы считают, что неисполнение решений Конституционного Суда РФ кроется в самих решениях суда.

анализ существующей литературы показывает, что неисполнение решений Конституционного Суда вызвано рядом причин, среди которых:

отсутствие должной законодательной базы, слабая активность государственных структур в процессе исполнения решений Конституционного Суда, отсутствие ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда, правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры, отсутствие финансовых средств у государства и др.

Полагаем, одна из важнейших причин кроется в недостаточном, слабом использовании конституционно-правовой технологии в сфере конституционно-контрольной деятельности, процессе исполнения решений Конституционного Суда, недооценке ее прагматической роли.

В данном случае речь идет о конституционно-правовой технологии, которая представляет собой систему методов, способов, средств эффективного и рационального конструирования институтов конституционного права.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки И.О. Морозовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.О. Морозова оспаривает конституционность:

частей первой и второй статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав; никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника;

статьи 392 названного Кодекса, закрепляющей сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора;

статьи 395 этого Кодекса, предусматривающей, что при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере;

пункта 2 статьи 199 ГК Российской Федерации, согласно которому исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения; истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске;

пункта 1 статьи 200 того же Кодекса, устанавливающего, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, если законом не установлено иное;

статьи 56 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались;

части шестой статьи 152 данного Кодекса, закрепляющей, что в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд; при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу; решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Заявительница также просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

По мнению заявительницы, юридическая конструкция частей первой и второй статьи 3, статей 392 и 395 Трудового кодекса Российской Федерации в совокупности с оспариваемыми нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 37 (части 2 и 3) и 46, поскольку не позволяет суду удовлетворить денежные требования уволенного работника в полном объеме в случае обращения такого работника в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате, а также дискриминирует работника при отстаивании в суде своих трудовых прав.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде; при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде. Конкретным делом, по смыслу указанных положений Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является то дело, в котором судом в установленной юрисдикционной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос, на основе норм соответствующего закона устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства.

Между тем из представленных И.О. Морозовой судебных постановлений не следует, что судами при разрешении ее конкретного дела применялись оспариваемые ею положения статей 3 и 395 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 199 и 200 ГК Российской Федерации, в связи с чем ее жалоба в этой части не может рассматриваться как отвечающая критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

2.2. В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации как акты толкования закона не могут выступать самостоятельным предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, при этом в силу части второй статьи 74 указанного Федерального конституционного закона они подлежат учету при принятии им решения по делу о проверке конституционности норм закона, примененных в конкретном деле.

Таким образом, и в этой части данная жалоба не может быть признана отвечающей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.3. Предусмотренный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, чем обеспечивается возможность надлежащего обоснования исковых требований. Такое правовое регулирование направлено на оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений и на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом, решающим данный вопрос с учетом всех обстоятельств конкретного дела, а отказ в восстановлении пропущенного срока - обжалован в вышестоящий суд.

Таким образом, статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая права И.О. Морозовой, которая, как следует из судебных постановлений, узнала о нарушении своих прав в декабре 2013 года, однако обратилась в суд в октябре 2015 года, при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд установлено не было.

2.4. Оспариваемая И.О. Морозовой статья 56 ГПК Российской Федерации, обязывающая каждую из сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть первая), и наделяющая суд полномочиями определять, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносить обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть вторая), как и положение части шестой статьи 152 данного Кодекса, согласно которому при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу, во взаимосвязи с другими предписаниями этого же Кодекса, в том числе закрепленными в его статье 2, части первой статьи 195, части первой статьи 196 и абзаце третьем части четвертой статьи 198, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, на достижение задач гражданского судопроизводства, которыми являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел на основе принципа состязательности и равноправия сторон, являются процессуальными гарантиями справедливого судебного разбирательства, а потому конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе, также не нарушают.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Морозовой Ирины Олеговны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Решение Конституционного Суда РФ — это документ, в котором фиксируются выводы Конституционного Суда РФ по итогам разрешения дела в пленарном заседании или в заседании палаты Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ выносит:

— решения, принимаемые по вопросам организации деятельности Конституционного Суда РФ.

Постановление — это итоговое решение Конституционного Суда РФ, которым:

1) разрешено дело о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти

Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной

власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешен спор о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов

3) проверена конституционность закона, примененного или

подлежащего применению в конкретном деле;

4) дано толкование Конституции РФ.

Заключением в свою очередь именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, называются определениями. Притом, что в заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации

Порядок принятия решения Конституционным Судом РФ предполагает:

— принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;

— решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, может быть принято только на пленарном заседании;

— обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании;

— принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;

— запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);

— проведение открытого голосования;

— подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;

— подписание итогового решения всеми судьями, участвовавшими в голосовании;

— право судьи на особое мнение;

— провозглашение решения в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях высказывает

свое мнение и голосует последним. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за




изданиях. Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Исполнению оно подлежит также немедленно, но уже после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.

Читайте также: