Каким образом каждое государство определяет какие споры относятся к компетенции его судов

Обновлено: 16.05.2024

Разные определения содержания международной подсудности приведены на слайдах 22-23.

Итак, объективно существует определенная последовательность установления подсудности, укладывающаяся в три этапа, содержание которых представлено на слайдах 24-26.

Каждый из трех этапов отражает сложности выбора. Первый этап – сложности выбора государства, судебная система которого компетентна рассматривать тот или иной спор между представителями разных правопорядков. Сложность выбора на первом этапе обусловливается несовпадением интересов сторон, участвующих в деле и (или) заинтересованных в разрешении дела. Но, в большей степени сложности выбора государства, чей суд будет рассматривать дело, определяются притязаниями каждого из государств применить свою юрисдикцию. Сложности второго этапа установления контентного суда обусловлены особенностями национальной судебной системы и зачастую определяются множественностью национальных судов, компетентных рассматривать споры с участием иностранных лиц (примеры представлены на слайде 23). И, наконец, на третьем этапе сложность установления территориальной подсудности обусловливается определенностью в названном вопросе национального законодательства.

Способы установления международной подсудности представлены на слайде 27. Для разрешения споров с участием иностранных лиц правопорядки государств содержат национальные основания установления международной подсудности, являющиеся основой применяемых коллизионных привязок. По признаку гражданства сторон: компетентен рассматривать спор суд государства, гражданином которого является одна из сторон (применяется во Франции, Италии). О чем в данном способе идет речь о суде или о стране? О конкретной стране, но не о конкретном суде, так как гражданство имеет отношение к стране, а не к суду.

Названными коллизионными привязками при установлении международной подсудности приведенный перечень не исчерпывается и дополняется такими как:

место жительства любой стороны;

место совершения акта ( Березовский в качестве одного из оснований возможности выбора Лондонского суда приводил документальные доказательства заключения оспариваемых сделок в Париже и Лондоне)

место исполнения обязательства;

место совершения деликта;

по соглашению сторон.

Исключительная подсудность может быть установлена международным договором.( Например предусмотрена в Конвенции 1993 г. по отношению к искам о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество. По этим делам компетентными являются лишь суды по месту нахождения имущества), или национальным законодательством ст. 403 ГПК (слайд 30)

Кроме судебных споров суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства в случае, если:

заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, имеет место жительства в Российской Федерации или факт, который необходимо установить, имел или имеет место на территории Российской Федерации;

гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении), об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации), о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, о принудительном психиатрическом освидетельствовании, является российским гражданином или имеет место жительства в Российской Федерации;

лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации;

подано заявление о признании вещи, находящейся на территории Российской Федерации, бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, находящуюся на территории Российской Федерации;

подано заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги, выданных гражданином или гражданину, имеющим место жительства в Российской Федерации, либо организацией или организации, находящимся на территории Российской Федерации, и о восстановлении прав по ним (вызывное производство).

ДОГОВОРНАЯ подсудность представляет собой ИЗМЕНЕНИЕ компетенции ГОСУДАРСТВЕННЫХ судов, рассматривающих гражданско – правовые споры, осложненные иностранным элементом, установлена ст. 404 ГПК РФ (слайд 31, 32, 33).

Гражданский процессуальный кодекс РФ впервые ввел понятие пророгационного соглашения, которым может быть изменена подсудность судам общей юрисдикции, в том числе по спорам с участием иностранного элемента. Согласно си. 404 ГПК РФ пророгационное соглашение представляет собой соглашение об изменении подсудности дела исключительно государственным судам. Пророгационное соглашение должно быть представлено в письменной форме и может быть выражено в основном договоре сторон, по поводу которого возник спор. Процессуальное положение не взаимосвязано с материальными положениями соглашения. В случае признания материальных положений договора недействительными процессуальные положения (об определении подсудности) сохраняют свое действие. В пророгационном соглашении должен быть указан суд, который будет рассматривать соответствующий спор.

Изменение подсудности возможно как в пределах одного государства, так и с выходом за эти пределы. Так, в соответствии со ст. 21 Минской конвенции стран СНГ суды договаривающихся сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам.

При этом исключительная компетенция, вытекающая из п. 3 ст. 20 Минской конвенции (по искам о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество исключительно компетентны суды по месту нахождения имущества; иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, предъявляются по месту нахождения управления транспортной организации, к которой в установленном порядке была предъявлена претензия) и других норм, установленных ч. ч. II - V разд. II Конвенции, а также из внутреннего законодательства соответствующей договаривающейся стороны, не может быть изменена соглашением сторон.

Не могут быть изменены пророгационным соглашением родовая подсудность, а также исключительная территориальная подсудность, установленная ст. ст. 30, 403 ГПК РФ. (По правилам родовой подсудности определяется, какого уровня (инстанции) суд вправе рассматривать то или иное дело. Родовая подсудность – это подсудность, определяющая компетенцию судов различных уровней судебной системы в качестве суда первой инстанции).

При наличии соглашения о передаче спора другому суду по заявлению ответчика производство по делу прекращается.

В юридической литературе отмечается, что при споре по сделке, которая по российскому праву может быть отнесена к сделкам внешней торговли, стороны могут избрать путем соглашения любую подсудность точно так же, как на основе принципа автономии воли сторон российское законодательство допускает применение по соглашению сторон иностранного материального права.

Таким образом, обобщая приведенные определения, правомерно говорить о том, что договорная подсудность применяется в случае намерения сторон ИЗМЕНИТЬ правила подсудности по соглашению сторон, а дерогационное и пророгационное соглашения – это оформление ИЗМЕНЕНИЯ. Таким образом, дерогационное соглашение может означать ИСКЛЮЧЕНИЕ дела из компетенции суда данного государства (при этом, дело может быть подсудно по местным законам) и передачу его на рассмотрение в суд иностранного государства. Пророгационное соглашение может означать передачу по соглашению сторон на рассмотрение иностранного суда дела, неподсудного суду по закону данного государства из суда, где оно было подсудным. Пророгация направлена на ПРЕОДОЛЕНИЕ государственного установления для снятия проблемы конфликта юрисдикций. В этом случае договоренность, определяющая подсудность, может принимать форму пророгационного или дерогационного соглашения. В первом случае дело, не подсудное суду данного государства, в силу соглашения передается этому суду на рассмотрение. Во втором случае дело, подсудное суду данной страны, передается на рассмотрение суда иного государств.

1. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - иностранные лица), в случае, если:

1) ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика;

2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;

3) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;

4) требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Российской Федерации, или при наступлении вреда на территории Российской Федерации;

5) спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;

6) истец по делу о защите деловой репутации находится в Российской Федерации;

7) спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Российской Федерации;

8) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Российской Федерации;

9) спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации информационно-телекоммуникационных сетей "Интернет" на территории Российской Федерации;

10) в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.

2. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают также экономические споры и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью с участием иностранных лиц и отнесенные в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса к их исключительной компетенции.

3. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают также дела в соответствии с соглашением сторон, заключенным по правилам, установленным статьей 249 настоящего Кодекса.

4. Дело, принятое арбитражным судом к своему рассмотрению с соблюдением правил, предусмотренных настоящей статьей, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в ходе производства по делу в связи с изменением места нахождения или места жительства лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами оно станет относиться к компетенции иностранного суда.

Комментарии к ст. 247 АПК РФ

1. Понятие иностранных лиц является собирательным. Законодатель раскрывает его содержание в АПК указанием на иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства (не имеют доказательств принадлежности к гражданству российского или какого-либо иностранного государства), иностранные и международные организации.

Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным (ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации").

Определяя компетенцию российских судов, законодатель устанавливает международную подсудность исходя из признаков родовой и территориальной относимости дел к компетенции того или иного российского суда.

Под международной подсудностью применительно к Российской Федерации понимается компетенция российских арбитражных судов при рассмотрении споров с участием иностранных лиц, позволяющая разграничить ее с компетенцией иных государств.

Иностранное гражданство, иностранное место жительства или место нахождения организации, принадлежащего ей или физическому лицу имущества, иностранное место исполнения договора или причинения внедоговорного вреда предопределяют регулирование спорных правоотношений национальными правовыми режимами разных государств. В каждой стране законодатель самостоятельно определяет компетентные суды и границы международной подсудности им гражданских дел.

Международная подсудность не имеет тотального надгосударственного регулирования, не имеет общих для всех государств правил и принципов, которые бы ее определяли.

Важную роль упорядоченного решения вопросов, связанных с международной подсудностью, играют многосторонние конвенции (соглашения) и двусторонние договоры (например, Киевское соглашение от 20 марта 1992 г. о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности государств СНГ, Минская конвенция стран СНГ от 22 января 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Федеральный закон от 11 июня 2002 г. N 64-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам") , в которых находит отражение более детальная регламентация международной компетенции национальных судов договаривающихся стран.

Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 54 - 57; Российская газета. 2002. 14 июня. N 105.

При отсутствии международного соглашения общие правила подсудности дел с участием иностранных лиц определяются в АПК и основаны на подведомственности арбитражному суду дел с их участием.

Территориальную международную подсудность определяет компетентный суд каждого национального государства при обращении за судебной защитой в тех случаях, когда участником спорных правоотношений является иностранное лицо.

Международная территориальная подсудность и внутренняя территориальная подсудность между собой в основном совпадают. Это объясняется тем, что национальный арбитражный процесс максимально учитывает интересы истца (заявителя), которому необходимо обеспечить реальное исполнение судебного решения по результатам рассмотрения заявленных притязаний, и ответчика, нуждающегося в защите своих интересов всеми законными способами в комфортной языковой среде.

Процессуальное равноправие между всеми участниками судебного разбирательства независимо от их относимости к отечественным или иностранным лицам также не порождает необходимости в принятии специальных правил для международного процесса.

Тем не менее процессуальные особенности, закрепляемые в двусторонних либо многосторонних международных договорах, чаще всего имеют отношение к компетенции судов, срокам извещения сторон о месте и времени судебного разбирательства, исполнению судебных поручений, признанию и приведению в исполнение решения иностранного государственного суда.

Территориальная, а следом за ней и международная территориальная подсудность определяется по общему правилу местом жительства или местом нахождения ответчика, которое устанавливается в соответствии с национальным законодательством, учитывающим место государственной регистрации юридического лица и место нахождения его филиалов.

При этом под местом жительства признается то место, по которому иностранное лицо постоянно или преимущественно проживает.

Если ответчиком выступает иностранное юридическое лицо, когда оно само или его органы находятся на территории Российской Федерации, то его местонахождение определяется по месту государственной регистрации, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами (п. 2 ст. 54 ГК). Следовательно, местом нахождения иностранного лица является место нахождения его органов управления (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ).

Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. С. 104.

Уточнения в правила определения местонахождения организаций внесены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". При создании юридических лиц их государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 13 Закона).

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если место их нахождения отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ (п. 1 ст. 15 Закона).

По делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в отличие от искового производства территориальная подсудность определяется местом жительства (нахождения) заявителя.

Компетенция российских судов в вопросах международной подсудности устанавливается национальным законодательством.

При отсутствии иных указаний законодателя компетенция российских арбитражных судов конкретизируется с учетом правил о предъявлении иска по месту жительства или месту нахождения ответчика, правил исключительной подсудности, подсудности нескольких связанных между собой дел и договорной подсудности.

Отечественным законодателем определены не только компетенция российских судов, но и пределы международной подсудности дел.

Из общего правила о рассмотрении дел по месту жительства (месту нахождения) ответчика следует дополнительный вывод о том, что рассмотрение требований, предъявляемых к лицам, проживающим (находящимся) на территории Российской Федерации, отнесено к компетенции российских судов независимо от гражданства (принадлежности) таких лиц.

Если иностранное лицо имеет место жительства (место нахождения) за границей, то основания для предъявления к нему требований в российском суде по общему правилу отсутствуют. Однако из общего правила имеются исключения, которые связаны с дополнительной (альтернативной) международной подсудностью.

Основания, установленные законодателем для альтернативной подсудности, применительно ко внутреннему и международному порядку во многом совпадают. Они предусмотрены в ч. 1 комментируемой статьи, и при их применении следует учитывать определенные обстоятельства.

Применительно к основанию п. 1 ч. 1 ст. 247 АПК не всякое имущество может служить формальным признаком наличия дополнительной (альтернативной) подсудности, поскольку перспективы исполнения судебного решения и реальное удовлетворение исковых требований могут быть связаны только с имуществом, представляющим ценность.

Предъявление иска по месту нахождения в Российской Федерации филиала или представительства иностранного юридического лица (п. 2 ч. 1 ст. 247 АПК) может иметь место наряду с возможностью, по выбору истца, обратиться за судебной защитой по месту нахождения самого юридического лица.

Основанием для обращения за судебной защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов в российский суд может служить факт причинения вреда на территории Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 247 АПК). Решающее значение при этом имеет место совершения противоправного действия (бездействия), но не может быть ограничений права на судебную защиту и по месту наступления вредных последствий.

Ценные бумаги (акции, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, коносаменты, облигации, сберегательные книжки на предъявителя, чеки и др.) являются документами, удостоверяющими наличие имущественного права, поэтому режим правового регулирования оборота ценных бумаг подчинен режиму оборота вещей. Если выпуск ценных бумаг имел место на территории Российской Федерации, связанный с их обращением спор рассматривает российский суд (п. 7 ч. 1 ст. 247 АПК).

Правило определения подсудности по спорам, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 247 АПК, свидетельствует о глобальном распространении информации и оказании информационных услуг в сети всемирной коммуникации, не являющейся единой организацией, не имеющей признаков юридического лица и никому не принадлежащей, для которой государственные границы и национальные режимы правового регулирования отношений между их участниками не являются препятствиями.

Наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации (п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК), в частности предъявление иска по связи дел, которая распространяет подсудность одного требования на все другие, если их разъединение невозможно. Наглядным примером могут служить правила о принятии и рассмотрении встречного иска независимо от его подсудности как самостоятельного требования, исковых требований к нескольким ответчикам, находящимся на территории разных государств.

Во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 247 АПК, законодатель предоставляет возможность защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов в российском суде. Это обстоятельство не препятствует обращению с иском в иностранный суд по месту нахождения ответчика. Альтернатива всегда предпочтительнее запретов и ограничений.

2. Иностранным лицам, российским гражданам и юридическим лицам, нуждающимся в судебной защите, необходимо принимать во внимание исключительную подсудность каждого государства, с нарушением которой законодатель связывает невозможность признания и исполнения решений иностранных судов.

Соблюдение правил исключительной международной подсудности, определяемой каждым государством самостоятельно, является одной из предпосылок взаимного признания и исполнения судебных решений.

Исключительная международная подсудность устанавливается там, где могут быть затронуты национальный правопорядок и государственный суверенитет.

Исключительная подсудность представляет собой изъятия из общих правил, составляющие их исчерпывающий перечень. Если конкуренция правил подсудности будет вызвана соединением нескольких исковых требований, то приоритет исключительной подсудности сохраняется.

3. Изменение международной подсудности по соглашению сторон означает возможность отнесения дела, подсудного российскому судебному учреждению, к компетенции иностранного суда (дерогация) и наоборот (пророгация).

Предоставление участникам спора права выбора компетентного суда (российского или иностранного) независимо от наличия признаков, свидетельствующих о той или иной его относимости, или даже вопреки этим признакам, исходя лишь из факта достижения между сторонами соглашения о договорной подсудности, свидетельствует о дополнительных возможностях альтернативного поведения сторон, ограниченных известными и названными законодателем исключениями (разд. III; ст. 248 АПК).

4. Сложившаяся международная практика признает компетенцию того национального суда, к производству которого принято дело с соблюдением правил подсудности.

В период рассмотрения дела по существу могут произойти изменения, связанные с гражданством, местом жительства или местом нахождения лиц, участвующих в деле. Если эти факты произошли после принятия дела к производству, то они являются юридически незначимыми для установления международной подсудности.

Названные обстоятельства являются преобладающими при решении вопроса о том, суд какого государства должен заниматься рассмотрением спора.

Перечень приведенных обстоятельств не является исчерпывающим и закрытым, поэтому иные обстоятельства также не могут изменить международную подсудность дел.

Институт неизменной компетенции суда в международном процессе направлен против недобросовестных участников судебного разбирательства, попыток искусственного выхода иностранного лица из-под юрисдикции компетентного суда. Поэтому неизменность рассмотрения дела судом, однажды приступившим к разбирательству заявленных требований, сохраняется и при передаче дела на новое рассмотрение по результатам рассмотрения жалобы вышестоящей судебной инстанцией.

Однако международное право не содержит норм, разграничивающих компетенцию между органами разных государств по конкретным видам гражданских дел. Каждое государство, исходя из собственных правил о международной подсудности, принимает к рассмотрению такие споры, которые считает нужным.

Законы некоторых государств предусматривают, что национальные суды могут принимать к рассмотрению дела, касающиеся гражданского состояния иностранцев, при условии, что решение суда получит признание в государстве гражданства иностранца. Однако такое условие подсудности существует только во внутреннем праве и не продиктовано требованиями международного оборота или международного права.

От понятия международной подсудности необходимо отличать понятие международной подведомственности — компетенции определенных звеньев судебной системы данного государства рассматривать конкретные категории гражданских дел с иностранным элементом.

Например, в ст. 22 ГПК РФ и в ст. 27 АПК РФ предусмотрено, что суды и арбитражные суды РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями и международных организаций.

С точки зрения национального процессуального права, подведомственность гражданских дел судебным органам означает пределы их компетенции по рассмотрению гражданских дел. О подведомственности дела какому-либо органу государственной власти говорится во внутригосударственном смысле, в смысле противопоставления компетенции судебных органов компетенции административных органов власти. Участники спора могут избрать подсудность, но не подведомственность.

О международной подсудности можно говорить только при возникновении вопроса о компетенции судов какого-либо государства. Однако аналогичный вопрос может возникнуть относительно компетенции административных органов определенного государства. В данном случае уместно говорить не о подсудности, а о юрисдикции.

Например, по некоторым видам гражданских дел (усыновление, опека) в разных государствах установлена различная подведомственность — или судам, или административным органам. В ситуации, когда одно и то же дело в одном государстве входит в компетенцию административных органов, а в другом — в компетенцию судебных, имеет место конфликт юрисдикции (а не подсудности).

Признаки, используемые при разрешении вопросов международной подсудности, необходимо отличать от признаков, лежащих в основе разрешения коллизий законов. Здесь несомненно внешнее сходство, но это две абсолютно различные правовые категории.

При решении коллизионного вопроса суд определяет, право какого государства подлежит применению в данном конкретном случае. Это решение гражданско-правовых вопросов (вопросов о материальном праве), т.е. коллизионные нормы позволяют разрешить конфликт материально-правовых норм, преодолеть столкновение материальных законов.

При разрешении вопросов международной подсудности суд устанавливает пределы компетенции органов юстиции своей страны и не затрагивает вопроса о том, компетентен ли суд какого-либо иностранного государства рассматривать данный спор. Это проблема не гражданского права, а гражданского процесса, т.е. конфликт юрисдикции. Таким образом, между коллизионной проблемой (конфликтом законов) и конфликтом юрисдикции существует огромное противоречие, которое завуалировано внешним сходством исходных критериев (в обоих случаях применяются признаки гражданства, места жительства, места нахождения вещи и т.п.).

Конфликт юрисдикции является одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса. Он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт — два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный — два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о международной подсудности предназначены именно для разрешения конфликта юрисдикции.

Конфликт юрисдикции необходимо также отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором — по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

Коллизионный вопрос и вопросы юрисдикции тесно связаны, что зачастую приводит к совместному рассмотрению этих проблем. Установление собственной юрисдикции не исключает применения иностранного права, так же как привязка отношения к иностранному праву не исключает установления собственной юрисдикции.

Именно с этой политикой связано повсеместное распространение принципа национального режима относительно доступа иностранцев к правосудию: принцип национального режима расширяет юрисдикцию местных судов и одновременно — сферу применения иностранного права.

Виды международной подсудности:

  1. Исключительная международная подсудность — спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства.
  2. Альтернативная международная подсудность — стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор.
  3. Договорная международная подсудность — определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства. По соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по законам данной страны оно подсудно местному суду, или наоборот — дело, по местным законам подсудное иностранному суду, по соглашению сторон может быть отнесено к юрисдикции местного суда.

Договорная подсудность устанавливается в первую очередь по внешнеторговым сделкам. Стороны международных коммерческих контрактов путем соглашения могут установить любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли по соглашению сторон к сделке может применяться материальное право любого государства. Международные договоры о торговле и мореплавании устанавливают возможность договорной подсудности по всем имущественным спорам с участием иностранных лиц.

Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях (обычно употребляется обобщающий термин — пророгационные соглашения).

Дерогационные соглашения — это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Пророгационные соглашения — дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является дерогационным. По общему правилу, пророгационные соглашения не могут изменить родовую (предметную) подсудность.

В национальном праве для определения компетенции судов и международной подсудности употребляются различные коллизионные критерии: закон гражданства сторон; закон места жительства ответчика; закон места нахождения спорной вещи; принцип наиболее тесной связи; личное присутствие ответчика на территории данного государства (закон суда). Пределы компетенции национальных судебных органов определяются национальным гражданско-процессуальным законодательством.

Одной из самых сложных проблем МГП является конфликт юрис-дикций. Он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт – два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный – два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о международной подсудности представляют собой наилучший способ разрешения конфликта юрисдикций. Конфликт юрисдикций необходимо отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором – по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

Укажем виды международной подсудности:

1) исключительная – спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;

2) альтернативная – стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;

3) договорная – определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.

Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях. Дерогационное соглашение – это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Про ро га ци он ное соглашение – дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является де-рогационным. По общему правилу пророгационное соглашение не может изменить родовую (предметную) подсудность.

Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Толкование основных принципов ГПК позволяет сделать вывод о том, что компетенция российских судов общей юрисдикции включает в себя и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом. Основное правило для установления подсудности – это территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК). В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК). Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК). В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК). Однако из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК). Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 °СК).

Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации). Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК). Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК).

Многие международные соглашения также содержат правила установления международной подсудности. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ содержит расширенный круг норм о международной подсудности (разграничении компетенции): общие положения о подсудности и специальная подсудность отдельных видов гражданских и семейных дел. Конвенция закрепляет правила об исключительной компетенции. Установлена и возможность договорной подсудности на основе письменного соглашения сторон.

Читайте также: