Каким бортом расходятся маломерные суда на реке

Обновлено: 17.05.2024

Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62

Глава XIII . УПРАВЛЕНИЕ И МАНЕВРИРОВАНИЕ КАТЕРОМ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

§ 50. ВЫБОР КУРСА МАЛОМЕРНОГО СУДНА НА РЕКЕ

Для маломерного судна наиболее выгодным путем движения в изгибе судоходной реки следует считать движение ближе к выпуклому берегу в пределах судового хода, обставленного знаками ограждения. Это положение резко отличается от рекомендации транспортным паротеплоходам, которые ввиду большой осадки обычно стремятся идти по самым большим глубинам в реке. Их путь лежит по стрежню, проходящему по большим глубинам на поворотах русла около вогнутого берега, а на прямых участках — посередине. Фарватер транспортных судов таким образом совпадает обычно со стрежнем.


Рис. 111. Раскат буксируемых барж и путь маломерного судна при расхождении

Движение маломерного судна вдоль выпуклых берегов уменьшит возможность попадания под раскат встречных и обгоняемых буксирных караванов (рис. 111), толкаемых составов и одиночных больших транспортных судов, а при плавании по незнакомой реке предупреждает попадание катеров в суводи. Например, катер следует вниз по течению (рис. 112, а). Навстречу ему против течения из-за изгиба выпуклого берега выходит буксировщик с баржами. Вследствие большой скорости катер подходит к месту расхождения в два-три раза быстрее, чем буксировщик.


Рис. 112. Расхождение состава и катера при встрече

При расхождении правыми бортами (рис. 112, б) состав на изгибе получит раскат в сторону вогнутого берега, а последняя баржа, раскатываясь, подходит к вогнутому берегу. Катер, уклоняясь влево от раскатившихся барж, также подходит к вогнутому берегу и только тогда обнаруживается, что последняя баржа закрывает катеру дальнейший ход вперед. Раньше, огибая состав, водитель катера этого видеть не мог, задним ходом катер отойти не может, поворот для следования на обратный курс сделать невозможно. Баржа может навалиться на катер.

Следовательно, этот вариант расхождения применять нельзя.

Расходиться нужно левыми бортами, следуя вдоль выпуклого берега (рис. 112, в). Расхождение левыми бортами требуется и Правилами плавания (§ 70, п. 3).

При сильном ветре по направлению на выпуклый берег маломерное судно, идущее или стоящее у выпуклого берега, не будет зажато навалившимися на этот берег транспортными судами, так как осадка у транспортных судов больше, чем у маломерного.

При переходе от выпуклого к выпуклому берегу нет необходимости все время держать курс точно по прямой. При выборе курса нужно учитывать обстановку: есть ли встречные и обгоняемые суда, насколько сильное течение и т. д. Не следует переходить к другому берегу над гребнем переката, где течение на стрежне особенно сильное. При проходе около выпуклого берега сектор обзора реки уменьшается и возможна неожиданная встреча с идущим навстречу судном Поэтому судоводитель особенно на узких шлюзованных реках должен быть всегда готов к внезапному появлению встречного судна или состава, к расхождению с ними и уменьшению скорости хода.

Не следует мешать движению больших судов, нужно держаться дальше от них и не пересекать их курс. Это необходимо для того, чтобы избежать подсасывания малого судна к большому и дать возможность судоводителю большого судна держать все время в поле зрения малое судно.

На несудоходной реке важно своевременно определять большие глубины в русле и скорости течения, как это описано в общей речной лоции.

Каналы с трапецеидальной формой живого сечения имеют гарантированную ширину судового хода только в средней части У берегов такого канала имеются откосы, где глубина по мере приближения к урезу воды уменьшается.

На таких искусственных водных путях маломерные суда должны следовать не по середине судоходного пути, а вдоль берегов, где глубины меньше гарантийной глубины судового хода.

При следовании в кильватер маломерных судов на таком канале вне судового хода расстояние между маломерными судами должно быть не менее 100 м, т. е. инерционных путей для двух судов. Это необходимо для того, чтобы обгоняющее маломерное судно после окончания обгона могло включиться в поток маломерных судов. Причем расстояние между обогнанным судном и обогнавшим должно быть не менее 50 м, т. е. необходимого инерционного пути для остановки маломерного судна.

© 2007-2010 Отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области. Все права защищены.

Идея создания, дизайн и администрирование сайта: Полтавский Виктор Алексеевич


• Судно на участке с двухсторонним движением должно следовать по правой по ходу полосе движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным причинам), — придерживаясь оси судового хода и обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами. При этом каждое судно своевременно уклоняется вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следует так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.
Исключение из настоящего правила допускается в отношении судов, буксирующих плоты, и скоростных судов.
• Судам запрещается пересекать судовой ход или полосу движения для подхода к причалам, рейдам и другим местам стоянки на расстояниях менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому.
Аналогичные требования относятся и к судам, выходящим на судовой ход от берега или мест стоянки. Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора — при визуальном обнаружении встречного судна, должно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и подать отмашку с левого борта. Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки.
• В случае невозможности пропуска встречного судна по левому борту судно, идущее вверх, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону в наиболее удобное место, уклониться влево, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по правому борту, при этом предварительно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и отмашками по правому борту.
• Скоростные суда при встречном плавании должны расходиться между собой только левыми бортами; при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.

Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого судна; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно
уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до окончания обгона.
• Во избежание встречи на участках и местах, где расхождение судов затруднено, применяются следующие правила:
— Судно при подходе к непросматриваемому и затруднительному участку, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно сообщить о подходе по радиотелефонной связи, уменьшить ход и подать один продолжительный звук. Ночью этот сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленного вверх.
— Судно при движении по указанному участку большой протяженности должно через каждые 2—3 минуты подавать два продолжительных звука.
— Суда, убедившись в занятости участка, должны принимать меры для обеспечения безопасного расхождения (пропуска), а если участок с односторонним движением — остановиться и ожидать в
безопасном для пропуска встречного судна месте.
— При одновременном подходе судов сверху и снизу к участку с односторонним движением судно, идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте и пропустить судно, идущее вниз.
• Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности, и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной
связи и световыми сигналами.
• Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасности обгона.
• Обгоняющее судно должно обходить обгоняемое судно по левому борту. Обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологических или других условий.
• Судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, пляжей и мест отдыха, а также на участках пути, где скорость движения ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, предписывающими знаками или обозначениями на карте, должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного волнения.
* В условиях ограниченной (менее 1 км) видимости плавание судов в зависимости от габаритов судового хода разрешается:
* при ширине судового хода менее 100 м — движение одиночным судам, толкаемым составам с одним несамоходным судном только вверх;
* при ширине судового хода 100 м и более, но менее 200 м — одиночным судам двухстороннее движение, а толкаемым составам — только вверх;
* при ширине судового хода 200 м и более судам и составам — двухстороннее движение (плотовым составам в этих условиях движение разрешается только по озерам и водохранилищам);
* на каналах независимо от ширины судового хода — двухстороннее движение одиночным судам и толкаемым составам только при визуальной видимости берегов по траверзу и не менее двух длин
судна (состава) по курсу.
При ограниченной видимости запрещается расхождение и обгон судов (составов) на участках, где судовой ход имеет ширину менее 200 м, если визуальная видимость составляет менее трех длин
судна (состава).

Как известно, не знание законов не освобождает от ответственности и, выходя на воду, следует соблюдать определенные правила, которые устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Маломерным судном считается любое судно длиной не более 20 метров, общее количество людей на котором не должно превышать 12. Исходя из определения выходит, что большинство плавательных средств подходят под определение маломерного судна. Итак, что необходимо знать владельцам маломерных судов? Первое, на что стоит обратить внимание – это регистрация в ГИМС. По существующим законам всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно! Здесь сразу стоит отметить, что все, что не подлежит регистрации не требует и удостоверения на право управления плавсредством.

Для судов обязательных к регистрации существуют общие правила нанесения бортового регистрационного номера. По действующим правилам бортовой номер должен состоять из: 2-х букв, 4-х цифр, обозначения региона РФ, буквенного указания страны и изображения флага. Для наглядности обратите внимание на схематический рисунок.

Стоит также отметить, что бортовой номер наносится на каждый борт судна в одну строчку, таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем 1/4 габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

В тех случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом.

С регистрацией все понятно, теперь давайте рассмотрим общие обязанности управляющего маломерным судном. Итак, следуя правилам судоходства, судоводитель обязан:

— Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.

— Проверять техническое состояние судна перед каждым выходом на воду.

— Обеспечивать безопасность, находящихся в лодке пассажиров.

— Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно и обязательного снаряжения.

— Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Что же необходимо иметь на борту помимо необходимых документов? Для того чтобы разобраться с необходимым снаряжением предлагаем воспользоваться специальной таблицей.

Теперь давайте рассмотрим, в каких случаях запрещается управлять маломерным судном. Итак, при использовании маломерного судна запрещается управлять им в случае:

— Без удостоверения на право управления маломерным судном.

— Не прошедшим технического освидетельствования.

— Не несущим бортовых номеров.

Первые 4 пункта касаются плавстредств обязательных для регистрации! Далее запрещается управлять судном в случае:

— переоборудованным без соответствующего разрешения;

— с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

— в состоянии опьянения;

Также необходимо знать, что запрещается:

— передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

— превышать установленные скоростные ограничения;

— нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

— наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

— заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

— в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

— перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

— швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

— устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

— использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

— осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

— осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

— выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

— осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

— двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

— нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

— пересекать судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;

— маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

— останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода, а также у плавучих навигационных знаков;

Также стоит перечислить неисправности, при которых запрещается пользоваться маломерными судами:

— сквозные пробоины в корпусе судна независимо от их местонахождения;

— разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;

— отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

— наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя при включенном реверсе;

— несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

— отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.

Помните, что выход судна на воду в обход установленных запретов и невыполнение установленных законодательством правил влечет наложение административных штрафов и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав!

Судоходная обстановка

Внутренние водные пути (ВВП) – реки, озёра и водохранилища, пригодные для судоходства.

Судоходство – движение судов – осуществляется не по всему пространству ВВП, а только в пригодных для этого местах. Такие места называются судовым ходом.

Судовой ход (С.Х.) – часть водного пространства, пригодная для хождения судов и обозначенная на местности и на карте. Судовой ход разделяют на два вида: основной С.Х., по которому осуществляется основное движение судов и дополнительный С.Х., отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т.д.

Основными характеристиками С.Х. являются:

кромка С.Х. (рис.1 - 2);

полоса движения (рис.1 - 3).


Рис.1. Части судового хода.

1 – ось С.Х.; 2 лев., 2 пр – левая и правая кромки С.Х.; 3 – полоса движения; 4 – дополнительный С.Х.

Стрелкой показано направление течения.

Судовой ход находится между двумя кромками С.Х. (правая/левая). Ось судового хода – условная линия, проходящая по центру С.Х. на равном расстояние от кромок С.Х.. Ось делит С.Х. на две полосы, предназначенные для движения в противоположных направлениях: вниз по течению – справа от оси, вверх по течению – слева от оси. Все направления (лево/право) на реках определяются в направлении по течению.

На местности судовой ход обозначается специальным навигационным оборудованием - знаками судоходной обстановки (в смысле обставлять С.Х.). На морях применяют кардинальную систему обозначений опасностей, т.е. опасное место огораживают вехами,

буями с четырех сторон по сторонам света. На ВВП применяется латеральная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающая левую и правую кромку судового хода или его ось. На правой кромке судового хода устанавливают знаки, окрашенные в красный цвет, на левой - знаки, окрашенные в белый (на реках) или черный (на водохранилищах и озерах) цвет. Ось судового хода обозначается створами - парными знаками, установленными на берегу, которые задают прямую линию, на определенном отрезке совпадающую с осью судового хода. В некоторых случаях створы обозначают и границы судового хода.

Т.о. знаки судоходной обстановки бывают плавучими и береговыми.

Плавучая судоходная обстановка представлена бакенами, буями и вехами.



Буи – металлические поплавки (конический или прямоугольный) с сигнальным фонарём и якорем.



Бакен – деревянная фигура (пирамида, шар, цилиндр), установленная на деревянном же плотике.

Веха – шест, плавающий в вертикальном положении;

устанавливается рядом с бакеном или вместо него (на малых реках).

Знаки плавучей судоходной обстановки располагаются на протяжении судового хода на расстоянии 1,5 – 2 км друг от друга (на расстоянии прямой видимости без бинокля). Они имеют свою определённую форму и цвет (для распознавания их днём) и световой сигнал (для распознавания ночью).

На рисунке 2 показаны бакены правой кромки судового хода (красные); бакены левой кромки судового хода (белые или чёрные). Поворотный бакен (красный с белой полосой).

Помимо показанных на рисунке, бывают бакены другого назначения: осевые (для очень широких судовых ходов), бакены опасности (обозначаются крестом), свальные (указывают дополнительные течения), разделительные (указывают разветвления судового хода), поворотно-осевые, перевальные и мн. др.


Рис. 2. Судоходная обстановка.

1-4 – как на рис.1; 5 – бакен правой кромки С.Х.; 6 – бакен левой кромки С.Х.; 7 – поворотный бакен; 8 – осевой створ; 9 – щелевой створ.

Стрелкой показано направление течения.

Береговая судоходная обстановка представлена знаками двух видов. Это знаки положения судового хода и информационные знаки.

Главными знаками положения судового хода являются створные знаки. Ими оборудуются створы состоящие из 2 створных знаков (осевые створы) , обозначающие ось С.Х. или состоящие из 3 створных знаков (щелевые створы) и обозначающие ширину С.Х. Обычно ставятся в местах поворота С.Х. Принцип работы осевого и щелевого створов показаны на рис. 2. Как и кромочные баке

ны, створные знаки имеют постоянную раскраску и световые сигналы (зелёные по левому берегу и красные по правому).

Второй вид береговой судоходной обстановки – это информационные знаки. Они бывают: запрещающие, предписывающие, предупреждающие и указательные.

Запрещающие знаки – белые щиты круглой формы с красным краем, перечёркнутые красной полосой. Строго запрещают какое-либо действие.

ереходов (линий связей, трубопроводов и т.п.).

Предписывающие знаки – белые щиты квадратной формы с красным краем. Требуют строгого выполнения какого-либо действия.

Предупреждающие – белые щиты квадратной формы. Указывают на возможные опасности.

Указательные знаки – белые ромбы или прямоугольные таблички, дают общую информацию о судовом пути (отметки километража от начала судового пути, указатели населённых пунктов, обозначения рейдов и т.п.).

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Как расшифровывается ВВП?

2. Что такое судовой ход?

3. Чем отличается основной судовой ход от дополнительного?

4. Назови три основные характеристики судового хода.

5. Что такое ось судового хода?

6. Как обозначаются кромки судового хода?

7. На какие типы разделяют знаки судоходной обстановки?

8. Что обозначают створные знаки?

9. Какие информационные знаки бывают?

Правила плавания по ВВП

II. Движение судов. Крупные (водоизмещающие) суда могут двигаться только по правой по ходу полосе судового хода. Правила движения маломерного судна:

  1. Не мешать крупным судам.
  2. Запрещается движение при ограниченной видимости, нахождение вблизи крупных судов, навигационного оборудования, мостов, пляжей, причалов (в радиусе 200 м).
  3. Движение на С.Х. – однокильватерной колонной вдоль кромки своей полосы движения (не более 10 м от кромки).

  4. Движение вне С.Х. – как угодно.
  5. Пересечение С.Х. – фронтом перпендикулярно оси С.Х., за 500 м от встречного крупного судна, а лучше за его кормой.

III. Расхождение судов.

    Правило приоритета – порядок преимущества у маломерных судов: Гребное

красный флаг на мачте

чёрные шары на носу

VI. Зрительные сигналы.

  1. Бортовая отмашка флагом или мигающим светом – обозначение борта расхождения.
  2. Горизонтальное движение белого флага или фонаря – просьба остановиться.

  3. Вращение предмета или фонаря по кругу над головой – потеря хода или управляемости.

  4. Сигналы бедствия:
    1. обе расставленные руки вверх-вниз

    2. на носу на мачте – две фигуры
    3. движение флага на мачте вверх-вниз
    4. мигание фонаря или прожектора
    5. красные ракеты, фальшфейеры, пламя, дым, любой доступный способ подать сигнал

    Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

    Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. № 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"

    120120 0814 1

    Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

    2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

    3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам 1 .

    II. Требования к пользованию маломерными судами

    4. Пользование маломерными судами разрешается:

    а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

    б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

    5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).

    6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

    а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

    б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

    маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

    маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

    маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

    в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

    если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

    если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

    г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки.

    8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях 4 .

    9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

    10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

    11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

    а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

    б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

    в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

    г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

    12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

    Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.

    13. При плавании на маломерных судах запрещается:

    а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

    не прошедшим освидетельствования;

    не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

    переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

    лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

    без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

    б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

    в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

    г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации 5 ;

    д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков, установленные требованиями МППСС-72, ППВВП и настоящими Правилами;

    е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;

    ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы 6 или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

    з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;

    и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания;

    к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;

    л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;

    м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;

    н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;

    о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

    п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

    р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;

    с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее 1 километра;

    т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;

    у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование;

    ф) создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

    х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ГШВВП;

    ц) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

    14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:

    а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;

    б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

    в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 45 технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" 7 ;

    г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

    д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

    е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

    ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора) превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;

    з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

    и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

    к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;

    л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

    III. Обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами

    15. Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:

    а) удостоверение на право управления маломерным судном;

    б) судовой билет маломерного судна или его заверенную копию;

    в) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.

    16. Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:

    б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

    в) обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

    г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих категории сложности района плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

    д) прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам;

    е) выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам по вопросам, относящимся к безопасности плавания маломерных судов и охране жизни людей на водных объектах 9 .

    Читайте также: