Какие требования может предъявить хозяин судна к корабельщику

Обновлено: 13.05.2024

Судья должен вынести решение на основании статьи №9 ЗХ. Покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Все свидетели должны рассказать перед Богом то, что они знают, и тогда продавец – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца. Так как нам не известно, предоставили ли покупатель и хозяин пропавших рабов свидетелей, то можно сделать дополнение: если покупатель не приведет продавца, продавшего ему рабов, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то по статье №10 ЗХ покупатель – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить вещь назад. По статье №11 ЗХ, если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, его должно убить. Статья №13 ЗХ дает право сторонам привести свидетелей в течение 6 месяцев. Если на 6-й месяц свидетелей не приведут, то наказание.

Ст 279, 281, 282, 12

Для решения этой ситуации нужно рассмотреть статью №176 ЗХ. Если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она, когда он брал её замуж, вошла в дом раба дворца или раба мушкенума с приданым из своего отцовского дома, и впоследствии после того, как они поселятся вместе, создадут дом и приобретут движимое имущество, впоследствии либо раб дворца, либо раб мушкенума уйдет к судьбе, то дочь человека должна получить свое приданое, а все что муж и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно быть разделено на две части, и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь человека для своих детей.

Приданое полагается Лике. Половину имущества, нажитого совместно с Кубатом, нужно определить Лике для сыновей, а вторую половину – хозяину Кубата. Так как мастерскую для Кубата приобретал господин и, следовательно, она не является совместно нажитым имуществом Лики и Кубата, её следует вернуть господину.

  1. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену 5 лет, он был продан в рабство в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Бамунда, от которого прижила двоих детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?

Судья должен принять решение, взяв за основу статью №27 ЗХ. В ней сказано, что если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, , а после того вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему поле и сад, и он будет сам нести свою повинность. А жена (по статье №135 ЗХ), если её муж будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, может войти в дом другого и родить детей, когда её муж вернется и достигнет пределов своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому супругу; дети следуют за их отцами.

Копьеносец Даяр-Уцур реабилитирует свой статус, его жена возвращается к нему.

  1. Если человек имел на себе долг и отдал за него в долговую кабалу свою жену, то при каких условиях её можно вернуть из долговой кабалы?

Обратимся к статье №117 ЗХ. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Согласно статье №145 ЗХ, если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она не даст ему иметь детей, и он вознамерится взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести её в свой дом; эта наложница не должна равняться с бесплодной женой.

  1. Корабельщик Кинегудра построил корабль по заказу Зарихудоносора. Оказалось, что судно непрочно и в этом же году дало течь. Корабельщик отказался заплатить владельцу понесенные убытки. Как должен быть решен данный спор по законам Хаммурапи?

В статье №235 ЗХ сказано, что если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.

Можно ст. 234, 237

  1. Судья Зигулда вынес решение по делу о ростовщичестве и изготовил по нему документы с печатью, а затем изменил свое решение в пользу ответчиков, в чем и был изобличен. Какие юридические последствия влекут за собой противоречивые действия судьи в соответствии с законами Хаммурапи?

По статье №5 ЗХ , если судья будет судить судебное дело, постановит свое решение, изготовит документ с печатью, а потом изменит свое решение, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.

  1. Лапсидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц, отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Лапсидоносора, а задаток и выкупную оставил у себя. Как должен быть решен вопрос о спорном имуществе по законам Хаммурапи?

Ремонт судового гирокомпаса

Ремонт судового гирокомпаса

Экипаж состоит из капитана и других лиц, включенных в судовую роль. Штатное расписание утверждается судовладельцем и не должно противоречить Свидетельству о минимальном составе экипажа, изданному Государством флага.

Формирование экипажа должно выполняться на основании требований:

Конвенции ПДНВ-78/95 (Международ- ная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты) или STCW-78/95 - International

Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978, as amended in 1995;

Договора морской перевозки груза (Charter party).

Обычно подбор экипажа осуществляют береговые крюинговые компании,имеющие соответствующий договор с судовладельцем или его представителем.

Требования предъявляемые к экипажу судна

Конвенция ПДНВ-78/95 вводит следующие термины:

рабочее время означает время, в течение которого моряк обязан выполнять работу в интересах судна;

время отдыха означает время, находящееся за рамками рабочего времени;(этот термин не включает короткие перерывы);

моряк означает любое лицо, определяемое таким образом национальным законодательством или коллективными договорами, которое работает по найму в любом качестве на борту морского судна, к которому применяется настоящая Конвенция.

Конвенция ПДНВ- 78/95 вводит следующие понятия для лиц экипажа:

капитан означает лицо, командующее судном;

лицо командного состава означает члена экипажа, не являющегося капитаном, назначаемого таковым согласно национальному закону и правилами либо, за их отсутствием, согласно коллективному договору или обычаю;

помощник капитана означает лицо командного состава, имеющее квалификацию в соответствии с положениями Главы II Конвенции;

старший помощник капитана означает лицо командного состава, следующее по должности после капитана, на которое возлагается командование судном в случае неспособности капитана командовать судном;

механик означает лицо командного состава, имеющее квалификацию в соответствии с положением Главы III Конвенции;

старший механик означает старшего по должности механика, ответственного за двигательную установку, эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок на судне;

второй механик означает механика, следующего по должности после старшего механика, на которого возлагается ответственность за двигательную установку, эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок судна в случае неспособности старшего механика нести такую ответственность;

лицо рядового состава означает члена экипажа судна, не являющегося капитаном или лицом командного состава.

Согласно Конвенции ПДНВ-78/95 пределы рабочего времени или времени отдыха должны устанавливаться следующим образом:

максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать;

14 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любой семидневки;

минимальная продолжительность времени отдыха не должна быть менее десяти часов в течение любого 24-часового периода; и

7.7 часов в течение любой семидневки;

время отдыха можно делить не более чем на два периода, продолжительность одного из которых должна быть, по крайней мере, равной шести часам, а интервал между периодами отдыха не должен превышать 14 часов;

сборы для осмотра и учения, учебная отработка действий по борьбе с пожаром и шлюпочные учебные занятия, а также учебные занятия, предписываемые национальным законодательством и международными актами, проводятся таким образом, чтобы свести к минимуму нарушение времени отдыха и не вызывать усталость;

в ситуациях, когда моряк находится в состоянии готовности, ему должен быть предоставлен в порядке компенсации адекватный период свободного времени,если нормальная продолжительность времени отдыха нарушается вызовами на рабочее место;

ничто в Конвенции ПДНВ-78/95 не должно рассматриваться как ущемляющее право капитана судна требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов для непосредственного обеспечения безопасности судна, лиц,находящихся на борту или груза, а также для оказания помощи другим судам или лицам, терпящим бедствие в море;

капитан может приостанавливать действие графика рабочего времени или времени отдыха и требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов до восстановления нормальной ситуации. Как только после восстановления нормальной ситуации появляется практическая возможность, капитан принимает меры к тому, чтобы моряку, работавшему в течение предусмотренного графиком времени отдыха, был предоставлен адекватный период времени отдыха.

Каждый член экипажа должен иметь действующие сертификаты, подтверждающие его компетентность.

Каждый моряк перед рейсом должен пройти медицинскую аттестацию и получить медицинский сертификат, свидетельствующий о возможности занятия этим лицом определенной должности на судне. Кроме того, моряк должен пройти наркологический тест (Drug and Alcohol test) и получить специальное заключение.

Как правило, такое обследование моряков выполняют специальные медицинские центры, имеющие соответствующие лицензии.

На судне моряку может быть оказана первая медицинская помощь. В случае необходимости организовывается консультация по радио по симптомам заболевания с привлечением береговых медицинских учреждений или запрашивается медицинская помощь у других судов.

На судне имеется специальная аптечка с медикаментами. Наркотические вещества должны храниться в сейфе капитана.

Согласно требованиям СУБ, обязанность на оказание первой медицинской помощи экипажу возложена на одного из помощников капитана.

Исходя из требований компании, на судне выполняется тестирование экипажа на наличие алкоголя в крови. Это тестирование может проводиться и медицинскими специалистами страны, в которую прибыло судно. Как правило, такой тест выполняется не менее двух раз в год по заявке компании.

Обычно компания устанавливает следующую предельную концентрацию алкоголя для каждого члена экипажа в любое время суток:

концентрация алкоголя в крови (ВАС) 40мг/100мл;

концентрация алкоголя в моче (UAC) 54 мг/100 мл;

концентрация алкоголя при выдохе (ВАС) 17 мг/100 мл.

Предельные нормы концентрации алкоголя приблизительно равны двум порциям алкоголя, выпитого в течение одного часа.

При этом одна порция алкоголя устанавливается следующим образом:

одна банка пива (33 cl) 1 порция алкоголя;

один бокал столового вина (12.5 cl) 1 порция алкоголя;

один бокал хереса/портвейна (6 cl) 1 порция алкоголя;

одна бутылка столового вина (0.75 с1) 6 порций алкоголя;

одна бутылка хереса/портвейна (0.75 с1) 12 порций алкоголя;

одна бутылка бренди/водки (0.50 с1) 18 порций алкоголя.

На каждом судне должна быть отлаженная система подготовки экипажа.

Компания возлагает на одно из лиц командного состава судна обязанность по руководству программой подготовки, контролю и наблюдению за процессом обучения на судне и выдачу необходимых указаний, если требуется, и обеспечение того,что все заинтересованные стороны выполняют свои функции.

Для учета выполнения запланированных тем обучения вводится книжка регистрации подготовки, которая, по рекомендации Конвенции ПДНВ должна включать для палубной команды следующие разделы:

системы управления рулем;

общая морская практика;

швартовка, постановка на якорь и портовые операции;

спасательные и противопожарные средства;

системы и оборудование;

работа с грузом;

работа на мостике и несение вахты;

ознакомление с машинным отделением.

Обучение и тренировки должны:

строго следовать процедуре и плану учебных тревог, таких как оставление судна, шлюпочных, ликвидации пожара, разлива нефти и др.;

проводиться в любое время суток;

выполняться с определенной частотой;

способствовать обучению экипажа и выработке в нем автоматизма;

дать практические навыки по использованию аварийных, спасательных и других средств.


Для правового регулирования торгового мореплавания понятие судовладельца является очень важным, поскольку именно на судовладельца Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ), иными законами и подзаконными актами в области торгового мореплавания возлагается целый ряд прав и обязанностей [1].

Вместе с тем, термин, содержащийся в ст. 8 КТМ РФ, трудно назвать точным и конкретным. Он не устанавливает, в каких именно случаях лицо является судовладельцем, оставляя решение данного вопроса правоприменителям.

Попробуем же установить, кого понимают под судовладельцем в смысле ст. 8 КТМ РФ российские арбитражные суды.

Итак, в соответствии со ст. 8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Исходя из данного определения, мы можем установить следующие моменты:

а) судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, если оно

б) использует судно на любом законном основании, и при этом

в) судовладелец необязательно является собственником судна.

Президиум ВАС РФ в п. 9 информационного письма от 13.08.2004 №81 указал: общество с ограниченной ответственностью, осуществлявшее техническую эксплуатацию и управление судном на основании договора с его владельцем, является судовладельцем в смысле ст. 8 КТМ РФ.

Арбитражные суды в качестве судовладельца называют следующих лиц: собственник судна, доверительный управляющий, лицо, владеющее судном на праве оперативного управления/хозяйственного ведения, бербоут-чартерный фрахтователь и тайм-чартерный фрахтователь.

Что касается собственника судна, то, пожалуй, не будет вызывать никаких сомнений тот факт, что он и является судовладельцем, если он эксплуатирует судно от своего имени, и судно не передано третьему лицу в доверительное управление, бербоут-чартер, тайм-чартер или на ином законном основании.

Вопрос наличия у доверительного управляющего судном статуса судовладельца также не должен вызывать сомнений в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 14 КТМ РФ доверительный управляющий осуществляет управление судном в интересах собственника, а согласно п. 1 ст. 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. При этом, в соответствии с п. 3 ст. 1012 ГК РФ сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени.

Таким образом, доверительный управляющий эксплуатирует судно от своего имени и на законном основании (договор доверительного управления).

На основании данных норм другие суды также приходят к однозначному выводу, что доверительный управляющий является судовладельцем по смыслу ст. 8 КТМ РФ (см., например, Определение ВАС РФ от 04.04.2007 №2294/07 по делу №А59-1385/05-С9, Определение ВАС РФ от 28.03.2007 №2798/07 по делу №А59-725/05-С25, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.04.2006, 28.03.2006 №Ф03-А24/06-1/550 по делу №А24-715/05-16, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.2006, 21.02.2006 №Ф03-А24/05-1/5019 по делу №А24-1072/05-07).

Право хозяйственного ведения/оперативного управления

В соответствии со ст. 221 КТМ РФ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Итак, исходя из буквального толкования данной нормы, передать судно фрахтователю по договору бербоут-чартера может только судовладелец.

Возникает вопрос, после передачи судна становится ли фрахтователь временным судовладельцем? А также, сохраняет ли судовладелец свой статус по смыслу ст. 8 КТМ после передачи судна?

Тот факт, что в тексте главы XI КТМ РФ судовладелец продолжает именоваться таковым даже после передачи судна фрахтователю, не должен вводить в заблуждение. Именно фрахтователь получает возможность эксплуатировать судно самостоятельно и от своего имени, а также осуществлять его техническую эксплуатацию. Более того, в соответствии со ст. 217 КТМ РФ фрахтователь комплектует судно экипажем, а согласно главе IV КТМ РФ именно судовладелец выполняет целый ряд прав и обязанностей в отношении экипажа, в т.ч. трудовой договор может быть расторгнут по инициативе судовладельца (пп. 2 п. 1 ст. 58 КТМ РФ).

См. также Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.10.2007 №Ф03-А51/07-1/3893 по делу №А51-14417/2006-34-350, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2007 по делу №А56-475/2007.

Пожалуй, самым спорным и неоднозначным является вопрос, является ли тайм-чартерный фрахтователь судовладельцем по смыслу ст. 8 КТМ РФ [2].

В соответствии со ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Судебная практика в этом вопросе практически единодушна и признает тайм-чартерного фрахтователя судовладельцем.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд также указал: «Из материалов дела следует, что судно "Орлец", принадлежащее на праве собственности ОАО "АМТП" на основании свидетельства МФ 11 №002292, согласно танкерному тайм-чартеру от 07.06.2010 №23/п-27/014-10 передано ООО "РТ-Коммерц" (фрахтователю) для перевозки нефтепродуктов светлых сортов. Данный факт подтверждается актом от 29.06.2010 (л.д. 28).

Пунктом 12 данного тайм-чартера определено, что капитан (хотя и назначается судовладельцем) подчиняется распоряжениям и указаниям фрахтователя относительно эксплуатации судна, агентирования и иных вопросов. Фрахтователь обязан использовать танкер в соответствии с его техническими характеристиками и возможностями (пункт 7).

Вместе с тем, несмотря на такое единение судов, Пятый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 19.12.2013 №05АП-13007/2013 по делу №А51-1943/2011 отметил: «Обязанность судовладельца заключается в предоставлении судна фрахтователю. При этом предоставление понимается, прежде всего, как передача фрахтователю правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени.

Таким образом, тайм-чартер всего лишь наделяет фрахтователя правом использовать судно в течение определенного времени. Судовладелец сохраняет за собой владение и контроль над судном.

Вопрос, казалось бы, в целом решенный, несмотря на некоторые исключения, однако, такой подход арбитражных судов представляется не совсем верным.

Во-первых, по договору тайм-чартера судно передается фрахтователю только в пользование как прямо указано в ст. 198 КТМ РФ, а не во владение и пользование. То есть, фрахтователь является только пользователем судна, и фактического владения и контроля за судном не имеет, поскольку судно остается в полном ведении судовладельца [3].

Во-вторых, судно передается фрахтователю в коммерческую эксплуатацию. Техническую эксплуатацию судна продолжает осуществлять судовладелец. Именно судовладелец обеспечивает наличие на судне необходимых судовых документов, наличие лицензий в случае их необходимости и т.п. Более того, весь экипаж судна продолжает оставаться работниками судовладельца.

В-третьих, фрахтователь не осуществляет фактическую деятельность по перевозке грузов, рыболовству и пр., а лишь дает соответствующие указания судовладельцу, который и имеет необходимые лицензии и разрешительные документы. При этом, тайм-чартерный фрахтователь не может получить необходимую лицензию (в частности, на перевозку опасных грузов), поскольку у него нет судна во владении, он не нанимает экипаж, он не может обеспечить безопасность эксплуатации судна и т.п.

В результате, некоторые авторы утверждают, что после передачи судна по договору тайм-чартера, статус судовладельца раздваивается между самим судовладельцем и фрахтователем [4]. Фрахтователь действительно осуществляет коммерческую эксплуатацию судна от своего имени, то есть использует его на законном основании, однако судовладелец продолжает осуществлять ряд обязанностей, которые на него возлагаются КТМ РФ и которые не могут быть возложены на фрахтователя.

Исходя из данного вывода, суды должны решить, что только одно лицо может являться судовладельцем. И, следовательно, если судовладельцем становится тайм-чартерный фрахтователь, после передачи судна по договору тайм-чартера, судовладелец перестает быть таковым, и должен лишиться всех прав/обязанностей, возложенных на него КТМ РФ. Такой подход представляется в корне неверным. Очевидно, что после передачи судна у судовладельца никуда не исчезают его права/обязанности в отношении экипажа, технической эксплуатации и обеспечению безопасности судна и т.п.

В итоге представляется, что судебная практика идет по неверному пути, признавая тайм-чартерных фрахтователей судовладельцами. Если в настоящее время еще не возникает вопросов, почему тайм-чартерный фрахтователь, как судовладелец не может реализовать свои права или наоборот не исполняет возложенные на него обязанности по репатриации экипажа, страхованию, заключению/расторжению с ними трудовых договоров и т.п., то такой вопрос теоретически может возникнуть перед судом, которому необходимо будет ответить, почему объем законных прав/обязанностей данного судовладельца ограничен по сравнению с объемом прав/обязанностей, скажем, бербоут-чартерного фрахтователя.

Вместе с тем, до тех пор, пока этот вопрос окончательно не разрешен высшей судебной инстанцией, данную практику необходимо принимать во внимание всем лицам, планирующим эксплуатировать суда на основании договора тайм-чартера.

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Жрец одного из вавилонских храмов приобрел у заезжего торговца двух рабов за 3 мины серебра. Однако житель города Лагаша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд. Какое решение должен вынести судья?

Судья должен вынести решение на основании статьи №9 ЗХ. Покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Все свидетели должны рассказать перед Богом то, что они знают, и тогда продавец – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца. Так как нам не известно, предоставили ли покупатель и хозяин пропавших рабов свидетелей, то можно сделать дополнение: если покупатель не приведет продавца, продавшего ему рабов, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то по статье №10 ЗХ покупатель – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить вещь назад. По статье №11 ЗХ, если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, его должно убить. Статья №13 ЗХ дает право сторонам привести свидетелей в течение 6 месяцев. Если на 6-й месяц свидетелей не приведут, то наказание.

Ст 279, 281, 282, 12

Для решения этой ситуации нужно рассмотреть статью №176 ЗХ. Если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она, когда он брал её замуж, вошла в дом раба дворца или раба мушкенума с приданым из своего отцовского дома, и впоследствии после того, как они поселятся вместе, создадут дом и приобретут движимое имущество, впоследствии либо раб дворца, либо раб мушкенума уйдет к судьбе, то дочь человека должна получить свое приданое, а все что муж и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно быть разделено на две части, и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь человека для своих детей.

Приданое полагается Лике. Половину имущества, нажитого совместно с Кубатом, нужно определить Лике для сыновей, а вторую половину – хозяину Кубата. Так как мастерскую для Кубата приобретал господин и, следовательно, она не является совместно нажитым имуществом Лики и Кубата, её следует вернуть господину.

Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену 5 лет, он был продан в рабство в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Бамунда, от которого прижила двоих детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?

Судья должен принять решение, взяв за основу статью №27 ЗХ. В ней сказано, что если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, , а после того вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему поле и сад, и он будет сам нести свою повинность. А жена (по статье №135 ЗХ), если её муж будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, может войти в дом другого и родить детей, когда её муж вернется и достигнет пределов своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому супругу; дети следуют за их отцами.

Копьеносец Даяр-Уцур реабилитирует свой статус, его жена возвращается к нему.

Если человек имел на себе долг и отдал за него в долговую кабалу свою жену, то при каких условиях её можно вернуть из долговой кабалы?

Обратимся к статье №117 ЗХ. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Согласно статье №145 ЗХ, если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она не даст ему иметь детей, и он вознамерится взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести её в свой дом; эта наложница не должна равняться с бесплодной женой.

Корабельщик Кинегудра построил корабль по заказу Зарихудоносора. Оказалось, что судно непрочно и в этом же году дало течь. Корабельщик отказался заплатить владельцу понесенные убытки. Как должен быть решен данный спор по законам Хаммурапи?

В статье №235 ЗХ сказано, что если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.

Можно ст. 234, 237

Судья Зигулда вынес решение по делу о ростовщичестве и изготовил по нему документы с печатью, а затем изменил свое решение в пользу ответчиков, в чем и был изобличен. Какие юридические последствия влекут за собой противоречивые действия судьи в соответствии с законами Хаммурапи?

По статье №5 ЗХ , если судья будет судить судебное дело, постановит свое решение, изготовит документ с печатью, а потом изменит свое решение, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.

Лапсидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц, отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Лапсидоносора, а задаток и выкупную оставил у себя. Как должен быть решен вопрос о спорном имуществе по законам Хаммурапи?

Читайте также: