Какие точные короткие характеристики дает гобсеку адвокат дервиль

Обновлено: 19.05.2024

Гобсек краткое содержание по главам

Краткие содержания

Главные и второстепенные герои

В повести 2 главных героя. Первый — ростовщик Жан Эстер ванн Гобсек, по фамилии которого названо произведение. Это прижимистый и расчётливый человек, однако он по-своему справедлив и принципиален. Второй главный герой — стряпчий Дервиль. Несмотря на специфику профессии, он способен помочь человеку бескорыстно. Примечательно в образе Дервиля то, что он сумел понять ростовщика, который был сложной и противоречивой личностью.

Другие персонажи произведения и их характеристики:

Гобсек

  • Граф де Ресто. Порядочный человек, с достоинством принимающий удары судьбы и желающий счастья сыну. Знатный и уважаемый господин, обманутый муж.
  • Графиня де Ресто. Порочная женщина, волочившаяся за молодым любовником и истратившая на него немалую часть состояния.
  • Эрнест де Ресто. Сын графини, влюблённый в Камиллу.
  • Максим де Трай. Любовник графини, который долго пользовался её деньгами и положением. Красивый гуляка.
  • Виконтесса де Гранлье. Одна из самых знатных и богатых дам в аристократическом предместье Сен-Жермен. Хозяйка роскошного дома. Во время революции у неё конфисковали имущество, но стряпчий Дервиль помог вернуть добро.
  • Камилла. Добродетельная девушка, дочь виконтессы, влюблённая в графского сына Эрнеста. Виконтесса не одобряет увлечения дочери, ведь она уверена, что юноша беден, к тому же о его матери в молодости ходили пересуды.

Анализ сюжета позволяет выявить детали, указывающие на автобиографичность. Так, в молодости писатель работал в конторе стряпчего Мервиля, который стал прототипом Дервиля.

Сжатый пересказ

Однажды виконтесса де Гранлье принимала в своём салоне гостей. Двое задержались, остальные разошлись. Засидевшимися посетителями были Дервиль и Эрнест де Ресто. Адвоката виконтесса принимала лишь потому, что однажды он помог ей вернуть конфискованное имущество. Хозяйка заметила, что её дочь увлечена Эрнестом. Когда он ушёл, женщина начала отчитывать Камиллу. Она считала, что молодой человек — неподходящая партия для юной красавицы.

Гобсек краткое содержание

Когда мать Эрнеста была молодой, она потратила всё состояние на любовника, практически разорив свою семью.

Сейчас де Ресто беден, и никто не доверит ему приданое своей дочери. Эту беседу услышал Дервиль, который ещё не ушёл. Он симпатизировал влюблённым и решил вмешаться.

Знакомство стряпчего и ростовщика

Дервиль рассказал занимательную историю, начав с событий, которые произошли очень давно. Когда адвокат был студентом и жил в недорогом пансионе, судьба свела его с Гобсеком. Ростовщик уже в то время был стариком. Вот как описывает рассказчик его внешность:

 бальзак гобсек

Ростовщик не выносил солнечного света, поэтому носил картуз с больши́м козырьком. Гобсек говорил негромко и всегда выглядел спокойным. Сколько ему лет, никто не знал точно. В молодые годы этот человек устроился на судно юнгой. Следующие 20 лет он провёл в море, а потом решил стать ростовщиком.

О своей жизни старик поведал Дервилю в порыве откровенности. Он заявил, что золото — самое надёжное благо, ведь все силы человечества сосредоточены вокруг него.

Чтобы пояснить свою позицию, ростовщик рассказал молодому человеку историю, случившуюся недавно.

Приключения графини де Ресто

У одной графини был молодой любовник. Франт получил в долг деньги в обмен на вексель. По этому документу Гобсек отправился взыскивать то, что ему причиталось. Долг в тысячу франков графиня вернуть не смогла. Опасаясь огласки, она дала ростовщику бриллиант.

За время работы с деньгами и людьми старик научился распознавать человеческую сущность с одного взгляда. Посмотрев на женщину, он понял, что ей грозит нищета. Дама была готова потратить всё состояние на то, чтобы содержать расточительного любовника.

Гобсек рассказал, что многие вещи стали для него привычными:

  • разорение;
  • любовные страсти;
  • неутешное горе;
  • мерзкие язвы.

 гобсек краткое содержание бальзак

История впечатлила Дервиля, а потому запомнилась надолго. Вскоре он выучился на лиценциата прав и защитил диссертацию. Получив степень, молодой человек устроился в контору адвоката клерком. Дела у владельца шли не очень хорошо, и вскоре он решил продать патент. Для Дервиля это означало, что судьба даёт шанс. Молодой лиценциат решил купить патент стряпчего, а для этого нужны были деньги. Юноша отправился к Гобсеку.

Ростовщик ссужал деньги под 50%, но для Дервиля он сделал исключение, дав ему необходимую сумму под 13% годовых. Молодой человек упорно трудился и жёстко ограничивал себя во всём. За счёт этого он расплатился с ростовщиком в течение 5 лет. Женой стряпчего стала скромная девушка из простой семьи, и в целом он был доволен жизнью.

Однажды Дервиль познакомился с молодым кутилой по имени Максим де Трай. Этот человек попросил свести его с ростовщиком, но старик не дал ему ни гроша. Он заявил, что у повесы ничего нет за душой, при этом он задолжал 300 тыс. франков. Тогда граф де Трай привёл женщину, которая однажды расплатилась с Гобсеком бриллиантом.

В этот раз она заложила ещё несколько роскошных фамильных украшений. Старик понял, что любовник использует графиню.

Фиктивная сделка

Как только влюблённая пара ушла, в дом ростовщика пришёл муж графини. Он потребовал вернуть драгоценности, так как супруга не имела права распоряжаться ими.

Гобсек читать

Конфликт мог стать причиной судебного разбирательства, но Дервиль всё уладил. Ростовщик посоветовал графу заключить фиктивную сделку, в рамках которой имущество будет передано надёжному лицу, иначе графиня разорит семью, и тогда дети останутся без наследства.

Прошло несколько дней, и к стряпчему пришёл де Ресто. Он хотел узнать, какого мнения Дервиль о Гобсеке. Молодой человек заверил, что ростовщик честен и щепетилен, хотя и зарабатывает на людских пороках.

Когда дело касается серьёзных проблем, на старика можно положиться. Именно ростовщика выбрал граф в качестве того, кому можно доверить права на состояние, чтобы не допустить разорения.

Развязка истории

Виконтесса поняла, что беседа становится слишком откровенной, и выпроводила Камиллу. Девушка ушла спать, и теперь Можно было называть имена. Обманутым супругом оказался де Ресто, и неверной женой — мать Эрнеста. Вскоре после заключения фиктивного договора здоровье графа серьёзно ухудшилось. Жить ему оставалось недолго. К тому времени графиня уже убедилась, что любовник просто воспользовался её состоянием, и горько оплакивала свой грех. Она раскаялась и понимала, что семье грозит нищета.

 гобсек бальзак читать

Женщина не хотела подпускать к постели умирающего мужа никого, а особенно Дервиля, к которому относилась с недоверием. Стряпчему так и не удалось получить от графа расписку, подтверждающую фиктивный характер сделки. В декабре 1824 года де Ресто скончался. Незадолго до кончины он пытался передать конверт с распиской Эрнесту, чтобы тот бросил его в почтовый ящик, но супруга не дала этого сделать.

Когда граф скончался, женщина словно обезумела. Она учинила в комнате погром, пытаясь найти завещание. В таком состоянии и застали помещение пришедшие Гобсек и Дервиль. Когда женщина услышала их шаги, она швырнула в огонь конверт, где были бумаги, адресованные стряпчему. Теперь всё имущество переходило к Гобсеку. Старик зажил, не отказывая себе ни в чём.

Дервиль неоднократно просил его поступить с наследником по-человечески, но Гобсек отвечал, что юноша должен узнать цену деньгам, а пока пусть живёт в нищете. Обо всём этом Дервиль рассказал виконтессе. Также он добавил, что недавно снова ходил к ростовщику и просил его поторопиться с исполнением обязательств. Когда стряпчий увидел старика, тот был близок к беспамятству.

Гобсек бальзак кратко

  • кофе;
  • сахар;
  • паштет из печёнки;
  • табак;
  • бриллианты;
  • золотые ложки;
  • вазочки и многое другое.

Перед смертью Гобсек наказал Дервилю найти родственницу по прозвищу Огонёк. Стряпчий не хотел этого делать, ведь девушка была проституткой. К тому же он вспомнил, что Эрнест скоро станет совершеннолетним, и тогда в силу бесспорных документов к юноше перейдёт огромное состояние.

Услышав это, виконтесса сказала, что молодому графу для женитьбы на её дочери нужно быть очень богатым. А из-за испорченной репутации графини Камилле лучше не встречаться со свекровью.

Мораль произведения

 гобсек кратко

Героиня была одержима страстью к молодому любовнику, а ростовщик считал главным в жизни деньги. Предаваясь порокам, люди не замечали, как опустошают себя. Последние годы жизни ростовщик занимался тем, что копил добро. Пока запасы портились, он переписывался с торговцами, желающими их приобрести, и не желал уступить в цене. Большей частью накопленного Гобсек так и не успел воспользоваться.

Положительные герои — Камилла и Эрнест. Нравственное начало в них выше, чем меркантильное. Они молоды, поэтому ещё не понимают, какую силу над людьми имеет золото. Что было дальше с героями, автор не описывает. Но по заключительным словам виконтессы понятно, что она охотно выдаст дочь замуж за Эрнеста, когда тот станет богатым.

Уже заранее женщина называет мать молодого человека свекровью Камиллы, а это говорит о многом.

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Писатель Оноре де Бальзак

Писатель Оноре де Бальзак

Книги Оноре де Бальзака

Книги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Биография

Гобсек – арт

Гобсек – арт

Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Иллюстрация к книге

Иллюстрация к книге "Гобсек"

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.

Внешность Гобсека

Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.

Гобсек собирает монеты

Гобсек собирает монеты

Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.

Главные герои повести

Главные герои повести "Гобсек" (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации

Леонид Леонидов в образе Гобсека

Леонид Леонидов в образе Гобсека

Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

Французский писатель Оноре де Бальзак, живущий в период с 1799 по 1850 год, по праву считается одним из лучших романистов своего времени, положившим начало жанру эпистолярного реализма.

 гобсек сюжет

Немного исторических фактов

 гобсек анализ

Оноре де бальзак гобсек

Роман получил и продолжает получать огромный отклик в разных уголках планеты, результатом чего стали многочисленные театральные постановки и две одноименные художественные экранизации 1936 и 1987 года, поставленные такими талантливыми режиссерами, как Константин Эггерт и Александр Орлов.

Все о художественном произведении

Характеристика Гобсека

Для того чтобы понять суть произведения, необходимо подробно разобрать характер главного героя, не спеша с выводами на его счет, ведь первое впечатление о ростовщике, как правило, резко негативное. И только при углублении в изучение каких-то отдельных присущих ему черт становятся очевидными вся противоречивость и иррациональность его натуры.

Анализ Гобсека можно провести, отталкиваясь от следующих авторских комментариев персонажа:

 гобсек характеристика героев

  • В беседе со своим тогда еще новым знакомым стряпчим по фамилии Дервиль герой рассказывает о своей юности, которая прошла в бесконечных морских путешествиях, из чего можно сделать вывод о том, что жизнь его далеко не всегда была мрачной и монотонной. Что же касается событий, так сильно изменивших его уклад и взгляды на жизнь, то о них трудно судить. Наталкивает на мысль только фраза, оброненная Гобсеком, который рекомендует Дервилю не вовлекаться в свойственные человеку страсти, а быть лишь их тайным созерцателем, помня о том, что только это на самом деле интересно, причем без всякого ущерба для себя самого. Говоря это, герой даже не догадывается, что сам давным-давно обеими ногами стоит в капкане одной из них, которая заключается в безропотном и безусловном поклонении золотому тельцу, в итоге сыгравшем с ним очень злую шутку, и это первое противоречие в характере персонажа.

Гобсек краткое содержание

  • Изначально Гобсек кажется злым ненавистником, которому чуждо все человеческое. Не скупясь в своих мизантропных высказываниях, он дает понять, что терпеть не может свою немногочисленную родню, но вместе с тем он с большой симпатией относится к своему новоиспеченному другу Дервилю, охотно делясь с ним собственными житейскими наблюдениями и опытом. Не чуждо персонажу и сочувствие, ведь он, холодный золотой истукан, сочувствует несчастью графа де Ресто, подсказывая ему, как можно уберечь свое богатство от потерявшей разум на почве страсти к любовнику супруги. Кроме того, когда де Ресто спрашивает, кому можно доверить свои деньги, Дервиль, не раздумывая, называет Гобсека, отмечая его кристальную честность и порядочность. Из всего этого можно сделать вывод, что жесткость ростовщика по отношению к своим заемщикам продиктована лишь желанием соблюдать в делах неукоснительный порядок, следуя выработанному за жизнь алгоритму.
  • Противоречивость Гобсека выражается и в его поведенческой линии, ведь он может радоваться как дикарь вновь обретенному на чужом горе богатству, при этом прекрасно разбираясь в искусстве, политике, литературе и будучи в целом весьма эрудированным и умудренным жизнью человеком.

И только одно его качество не вызывает ни малейшего сомнения — патологическая жадность, которая сквозит во всем и достигает своего апогея в самом конце произведения, когда Дервиль получает в наследство от умершего старика его годами копившийся продуктовый скарб.

Другие персонажи

В перечень главных героев можно отнести:

Гобсек характеристика бальзак

  • Дервиль. Единственный человек, к которому Гобсек проникся истинной симпатией, максимально приблизив его к себе. Не последнюю роль в этом вопросе играют человеческие качества этого героя, доброго, порядочного, ответственного и довольно успешного стряпчего, которого не портят ни деньги, ни внезапно обретенные связи.
  • Графиня де Ресто. Красивая знатная дама, которая является рабой своих чувств и эмоций. Плененная красотой и обаянием своего молодого любовника, она готова идти на любые жертвы, напрочь позабыв об интересах самых близких своих людей — мужа и детей. Однако возвышенного в этой пагубной страсти совсем немного, и скорее падкая до эмоционального и физического наслаждения женщина является ярким проявлением человеческого эгоизма и глупой скуки, часто толкающей людей на самые безнравственные и дурацкие поступки.
  • Граф де Ресто. Много сказать об этом персонаже не получится, ведь практически все уделенное ему в произведении время уходит на попытки спасти состояние от потерявшей здравый смысл жены. Представитель аристократии утрачивает свою привычную стойкость и самообладание, обращаясь за помощью к Дервилю и Гобсеку, жизненные рассуждения и советы которых помогают ему определиться в дальнейших своих действиях.
  • Максим де Трай. Этот образ и вовсе заслуживает минимум внимания, так как его содержательность минимальна. Красивый юноша, пользующийся любовью своей знатной покровительницы, не успокаивается, пока не доводит ее до полного обнищания. Ярый приверженец паразитизма не способен одарить кого-либо своими чувствами, так как он попросту не способен на них, и все, что может это создание с ангельской внешностью и пустым нутром, — изображать страсть и прожигать деньги, которые удастся получить от своей неразумной покровительницы, без малейших переживаний о возможных последствиях.

Сюжетная линия

Оноре де бальзак гобсек краткое содержание

Несмотря на то что это произведение можно назвать известным во всем мире цитатным словарем, далеко не все имеют возможность прочитать его целиком ввиду каких-то определенных обстоятельств.

И особенно актуальным чтение романа в сокращенном варианте остается для школьников, которые попросту не успевают осилить всю программу из-за высокой загруженности.

Гобсек сюжетная линия

Гобсек мораль

  • В салоне знатной виконтессы де Гралье завязывается разговор между ней, ее дочерью Камиллой и Дервилем. Тема для разговора — отношения Камиллы и молодого графа Эрнеста де Ресто, против которых выступает виконтесса, не желая, чтобы дочь роднилась с оскандалившимся и обедневшим родом.
  • Желая защитить молодого графа, Дервиль сообщает де Гралье о том, что совсем скоро он вернет утраченное состояние, которое все это время находилось в личном распоряжении ростовщика Гобсека. Так и завязывается главная тема произведения, повествующая о жизни старика и особенностях его характера.
  • Дервиль рассказывает о том, как познакомился с богатым и ростовщиком и как с его помощью смог выкупить контору, будучи тем единственным, который получил от скряги выгодный заём. Поведал он и о том, как дважды Гобсек имел дело с графиней де Ресто, закладывающей свои бриллианты, чтобы ублажить любовника, то и дело грозящего ей самоубийством.
  • Последний такой поход к ростовщику закончился тем, что к нему ворвался разгневанный граф де Ресто, потребовавший вернуть фамильные драгоценности. Естественно, Гобсек возвращает украшения только после полного погашения по векселям, советуя графу как можно быстрее озаботиться будущим своего состояния. На помощь к утратившему все ориентиры графу приходит Дервиль, предлагая ему образовать необычный тандем, в котором все имущество в случае смерти аристократа переходит к порядочному Гобсеку, а после его смерти — к нему самому, на чем настоял предусмотрительный старик.
  • Завершить сделку мешает болезнь графа и его обезумевшая от страха остаться в нищете жена. Именно она не дает встретиться де Ресто с его поручителями, в ужасе выбрасывая все документы в камин уже после его смерти.
  • В итоге все деньги переходят Гобсеку, который остается глухим ко всем уговорам графини.
  • Вскоре умирает Гобсек, и все деньги унаследует Дервиль, который, конечно же, собирается вернуть их молодому графу де Ресто, как порядочный поручитель. Эта новость радует виконтессу, которая соглашается на союз дочери с ее возлюбленным.

Поразит читателя и то место в книге, где у сдержанного по своей натуре ростовщика вспыхнуло сочувствие к белошвейке, ставшей впоследствии супругой Дервиля, и переступающая через неостывший труп мужа аристократка, рыскающая в его подушках в поисках ценных документов, а также многие другие сильные моменты произведения, которые нередко становятся отправной точкой для проведения сравнительного сопоставления и глубокого анализа.

Реальные отзывы читателей

Читаю комментарии и удивляюсь: ребята, вы чего? Если ростовщик будет всех жалеть, он по миру пойдет! Это его работа, не более! Пойдите в банк и займите денег безвозвратно, я посмотрю, как это у вас получится! А протухшие паштеты… Ну это дело каждого, вообще, уверен, что у каждого из вас дома есть куча всякого барахла, с которым жалко расстаться!

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Писатель Оноре де Бальзак


Писатель Оноре де Бальзак

Книги Оноре де Бальзака


Книги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Биография

Гобсек – арт


Гобсек – арт
Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.

Внешность Гобсека


Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.

Гобсек собирает монеты


Гобсек собирает монеты

Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.


И вот чрезвычайно показательно, что первым в этой галерее типов появляется Гобсек, ростовщик, одна из ключевых, главных фигур всего буржуазного века, как бы символ этой эпохи. Что представляет собой этот новый психологический тип? В нашей критической литературе, к сожалению, образ Гобсека часто истолковывается односторонне. Если не читать самой повести, а почитать иные критические суждения о ней, то нам представится образ этакого паука, высасывающего кровь из своих жертв, человека, лишенного всяких душевных движений, думающего только о деньгах, — в общем фигура эта, как можно себе представить, изображена Бальзаком с ненавистью и омерзением.

Но давайте зададим логический вопрос — а кто его клиент, с кого он берет деньги? В новелле фигурируют два таких клиента — Максим де Трай, светский хлыщ, игрок и сутенер, проматывающий деньги своей любовницы; сама любовница — графиня де Ресто, слепо влюбленная в Максима и обворовывающая мужа и детей ради любовника. Когда ее супруг тяжело заболевает, его первая забота — составить завещание так, чтобы деньги остались не жене, а детям; и тогда графиня, поистине теряя человеческий облик, ограждает кабинет умирающего графа неусыпным надзором, чтобы помешать ему передать завещание нотариусу. Когда граф умирает, она бросается к постели мертвеца и, отшвырнув труп к стенке, роется в постели!

Чувствуете, как это осложняет ситуацию? Ведь это разные вещи — грабит ли ростовщик Гобсек просто беспомощных, попавших в беду людей, или вот таких людей, как эти? Тут надо быть, видимо, осторожнее в оценке Гобсека, а то нам придется по логике вещей жалеть бедных Максима де Трайя и графиню де Ресто! Но, может быть, Гобсеку все равно кого грабить? Сегодня прижал графиню и Максима, завтра прижмет порядочного человека?

Вот, оказывается, какой Гобсек-то! Но, может быть, это все демагогия, а на поверку Гобсек с таким же удовольствием обдирает и бедных и честных людей? Бальзак, как бы предвидя и этот вопрос, вводит в свою новеллу историю с белошвейкой Фанни — к ней Гобсек чувствует симпатию, увлечение.

В сложности характера Гобсека, в недюжинных человеческих ресурсах его души убеждает нас весь сюжет повести. Ведь в конце ее именно Гобсеку доверяет умирающий граф де Ресто защищать своих детей от интриг собственной матери! Граф, стало быть, подразумевает в нем не только честность, но еще и человечность! Далее, когда Дервиль собирается основать собственную нотариальную контору, он решается попросить денег у Гобсека, потому что чувствует его дружеское расположение. Следует еще одна блестящая психологическая деталь — Гобсек просит у Дервиля минимальную в его практике сумму процентов, он сам понимает, что она все равно высока, и потому почти требует от Дервиля, чтобы тот поторговался! Он буквально ждет этой просьбы — чтобы опять-таки и самому не нарушить своего принципа (меньше 13% не брать). А вот попроси Дервиль, он еще больше снизит сумму! Дервиль в свою очередь не хочет унижаться. Сумма остается 13%. Но Гобсек уж, так сказать, безвозмездно организует ему дополнительную и выгодную клиентуру. А на прощание просит у Дервиля разрешения навещать его. Перед вами в той сцене опять не столько паук, сколько жертва собственной профессии и собственного недоверия к людям.

Другими словами, Бальзак рисует здесь не трагедию Максима де Трайя и графини де Ресто, попавших в лапы к пауку-ростовщику, а трагедию самого Гобсека, душу которого исказил, искривил закон буржуазного мира — человек человеку волк. Ведь как бессмысленна и трагична в одно и то же время смерть Гобсека! Он умирает совершенно одиноким рядом с гниющим своим богатством — умирает уже как маньяк! Его ростовщичество, его прижимистость не холодный расчет, а болезнь, мания, страсть, поглощающая самого человека. Не нужно забывать и о его мстительном чувстве к богатым! И не случайно, конечно, вся эта повесть вложена в уста Дервилю, который рассказывает ее в великосветском салоне, — эта история явно построена на том, что Дервиль пытается разубедить своих слушателей, во всяком случае рассказать им правду о жизни Гобсека. Ведь его слушатели знают эту историю от тех же гобсековских жертв -от того же Максима, от той же графини де Ресто. И у них, конечно, представление о Гобсеке такое же, как в цитированных мною выше критических суждениях — он злодей, преступник, он несет зло, уродство, разрушение, а Дервиль — адвокат по профессии — строит весь свой рассказ на смягчающих обстоятельствах. И вот так парадоксальным образом именно судьба Гобсека становится обвинительным приговором буржуазному обществу — его судьба, а не судьба Максима и графини де Ресто!

Но осознав это, мы осознаем и серьезный художественный протест Бальзака в этом образе. Ведь, вынося обвинительный приговор меркантильной этике, Бальзак в качестве главной жертвы и обвинителя выбирает, конечно, фигуру, не самую для этой роли подходящую. Даже если допустить, что были и такие ростовщики, то вряд ли можно допустить, что такая судьба ростовщика была характерной. Она, безусловно, исключение. Между тем, Бальзак явно подымает эту историю над рамками частного случая, он придает ей обобщающий, символический смысл! И вот для того, чтобы роль Гобсека как обвинителя общества выглядела правомерной, чтобы авторская симпатия к герою выглядела оправданной, автор не только дает тонкий психологический анализ души Гобсека (что мы видели выше), но и подкрепляет это своеобразной демонизацией образа. А это уже процедура чисто романтическая. Гобсек показан как гениальный, но зловещий знаток человеческих душ, как своего рода их исследователь.

Бальзак в сущности частную обыденную практику ростовщика возвышает до величественных размеров. Ведь Гобсек становится не только жертвой золотого тельца, но еще и символом огромной практической и познавательной энергии! И здесь в методику замечательного реалиста вторгается уже чисто романтическая манера изображения неотразимых демонических злодеев, в злодействе которых виноват мир. А не они сами.

Как мы видим, повесть вся соткана из глубочайших диссонансов, отражающих идейные колебания самого Бальзака. Обращаясь к анализу современных нравов, Бальзак еще во многом их мистифицирует, перегружая реалистический в основе своей образ символическими смыслами и обобщениями. В результате образ Гобсека выступает как бы в нескольких планах сразу — он и символ губительной власти золота, и символ буржуазной практической энергии, и жертва буржуазной морали, и еще — просто жертва всепоглощающей страсти, страсти как таковой, независимо от ее конкретного содержания.

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

Экранизации

Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека


Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

Краткая биография автора

Получив степень бакалавра, Бальзак приступил к трехлетней службе в нотариальной конторе. Предложение отца об открытии своей практики юноша уверенно отклонил. Своим увлечением и работой он видел только литературу. Стоит сказать, что на тот момент произведения юного парня не представляли ни малейшего интереса для издательств.

образ гобсека

Переполненный нетерпением, Оноре переехал в нищий парижский квартал и взялся за работу. Роман, который он принялся писать, спустя много лет сделает его популярным среди истинных ценителей литературы, но критики того времени безжалостно не признавали его творений.

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Писатель Оноре де Бальзак


Писатель Оноре де Бальзак

Книги Оноре де Бальзака


Книги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Возвращение к писательской деятельности

С 1829 года Бальзак продолжил творить свои бессмертные романы и повести. Ночью он писал, поддерживая в себе жизненные силы большим количеством чашек черного кофе, а вечером отдыхал. За сутки Оноре исписывал не одно гусиное перо.

Биография

Гобсек – арт


Гобсек – арт
Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.

Внешность Гобсека


Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Значение Украины в жизни писателя

бальзак гобсек

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.

Гобсек собирает монеты


Гобсек собирает монеты

Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

характеристика гобсека

Экранизации

Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека


Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

Новшество Бальзака

Творчество молодого Оноре припало на рассвет двух основных жанров: романов об истории и личности. Бальзак же никогда не следил за модой в европейской литературе и создавал произведения, стремясь показать в них индивидуализированный тип каждого персонажа, как, например, всем известный образ Гобсека.

Характеристика главного героя

Образ Гобсека внутренне противоречив. Главный герой является сильной личностью, а также в какой-то степени философом и психологом. Наряду с этими чертами стоят жадность, подлость и жестокость. Скорее всего, именно из-за суровых условий существования ростовщик привык добиваться цели любыми способами.

гобсек проблематика

Также характеристика Гобсека и его портрет четко видны в высказываниях о нем автора. Бальзак описывает главного героя как человека-векселя. Осознание того, в каком хищном мире он живет, привело его к ростовщичеству. Причем такое количество денег и золота ему необходимо не для шикарного существования, а для чувства защиты. Характеристика Гобсека дополняется его скудной речью, стандартным сухим набором фраз в разговоре с клиентами. Весь его внешний вид показывает презрение к богатым людям.

Читайте также: