Какие суда ходят по каме

Обновлено: 07.05.2024

Волжские суда, пароходы (и теплоходы) и прочие плав. средства на старых фотографиях и открытках. Часть фото из архива Владимира Самарцева.



Немного из истории судоходства на Волге:
Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х - начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Также существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов.

Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество.

В 1918 году суда частных пароходств были национализированы. В советское время действовали разные государственные пароходства, долгое время использовались суда дореволюционной постройки. Многие пароходы были переименованы. В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях.

01. Косовые на Волге

02. Переправа через Волгу, №35

03. Волга, на буксире, издание К. Головкина в Самаре

04. Самара, вид на Волгу, №60

05. Затон в Самаре

06. Волга, пароход "Межень" №16 (год постройки - 1884, год списания неизвестен). На нём бывал император Николай II с семьёй.

07. Волга, пароход "Межень"

08. Волга, пароход "Миссисипи"

09. Волжская №8 дноочистительная машина "Грязнуха"

10. Волга, у пристани общества "Кавказ и Меркурий"

11. Волга, пароход общества "Самолёт" "Князь Владимир святой"

12. Волга, группа пассажиров на пароходе

13. Волга, пассажирский пароход общества К и М ("Кавказ и Меркурий") №30

14. Виды Волги, отход парохода

15. Волга, пароход "Пётр Великий", №5

16. Волга, буксирный пароход, №13

19. Волга, мимо Жигулей, №67

20. Волга, "в горах"

21. Баржи на Волге

22. Волга, пароход "Гончаров" общества "Самолёт"

23. Караван на Волге, №20

24. Волга, нагрузка баржей, №27

25. Самара, берег близ дачи Аннаева

26. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов"

27. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов", №62

28. Волга, пароход "Александр II", фотограф А.П. Васильев в Самаре

29. Волга, пароход "Геннадий Ратков Рожнов" общества "Самолёт"

30. Волга, пароход "Александр" общества "Русь"

31. Самара, пароход "Нижегородец", №66

32. Волга, пароход общества "Самолёт", №17

33. Волга, пароход "Пушкин", фотограф А.П. Васильев в Самаре

34. Пароход "Царевич"

35. Пароход "Император Николай II"

36. Волга, пароход общества К и М

37. Теплоход "Царьград", позже переименован в "Урицкий"

38. Волга, пароход "Цесаревич Николай", №2

39. Волга, пароход "Пётр Великий" №9

40. Буксирный пароход "Самара"

41. Волга, пароход "Дворянка"

42. Пароход "Парижская коммуна", а слева буксир "Беднота"

43. Пароход "Кремль"

44. Волга, буксир "Украинец" рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год

45. Пароход "Василий Лебедев-Кумач"

46. Волга, пароход около пос. Моркваши (ныне г. Жигулёвск), 1930-е годы

47. Волга, пароход "К.С. Станиславский", фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы (построен в 1909 г., списан в 1973)

48. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

49. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

50. Волга, пароходы "Павел Бажов" и "Вера Фигнер" у речного вокзала Казани, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

Кама - самый крупный приток Волги. Длина реки - 1805 км, начало в Верхнекамской возвышенности в Удмуртии.

Устьем считается Камский разлив Куйбышевского водохранилища, в одном километре ниже впадения р.Вятки. Перепад высот истока и устья - около 250 метров.

Имеется три водохранилища с ГЭС, судоходна почти на 1000 км.

В интернете можно найти тему - кто кого: Волга или Кама? И по всем показателям получается Кама. Кама старше Волги, и к тому же Волга в далёкие времена отдавала свои воды Дону, и лишь после ледникового периода изменила русло, и стала впадать в Каму под прямым углом.

Интересный факт: устья реки Кама не существует.

На правом берегу Волги есть населённый пункт Камское Устье, и именно там соединяются Волга и Кама. Но отсчёт километров Камы начинается в 183 км выше этого населённого пункта, в районе посёлка Соколки, где в Каму впадает река Вятка.

До того как было создано волжское Куйбышевское водохранилище, река Кама в месте впадения вначале текла параллельно Волге. Она была отделена от неё каменистой грядой, длина которой достигала 12 км. В наши дни как такового устья Камы нет. В этом месте плещутся воды Куйбышевского водохранилища. В месте воссоединения двух могучих рек оно достигает наибольшей ширины, которая равняется почти 40 км.

Таким образом, можно говорить лишь о низовье Камы, а не об её устье, которое по ширине и в прежние времена превосходило Волгу. Да и вообще следует заметить, что Кама полноводнее.

Но в Каспийское море впадает не она, а Волга. Так уж исторически сложилось. С Волгой связаны бурлаки, крестьянские восстания, народные песни. Потому уральская река и отошла на второй план, а зелёную улицу дали более узкой и менее полноводной реке.

Зай — река в Татарстане, левый приток Камы.

Длина реки 270 км (включая Степной Зай). Протекает, в основном, с юго-востока на северо-запад по территории Татарстана в пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности.

Впадает в Каму в 26км ниже речного порта г.Нижнекамск. Тихая речка с небольшим течением, с зарослями хмеля по берегам. Подняться по ней на лодке удалось всего на 31км от устья до деревни Туба. Там видимо когда-то был брод, лодку нужно было перетаскивать, и я плюнул на это дело.

Ещё выше, в 68км от устья, имеется плотина и водохранилище Заинской ГРЭС, где вода используется для охлаждения агрегатов, и потому не замерзает даже зимой.

Ещё выше, у посёлка Карабаш на реке Зай имеется Карабашское водохранилище с построенной лет 15 назад Малой ГЭС мощностью всего 360 квт. Тем не менее эта "игрушечная" ГЭС предназначена для выработки электроэнергии и выдачи ее в энергосистему.

Длина реки — 259 км. Берёт начало на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища, в 74 км ниже речного порта Нижнекамск.

Река средней водности. Питание большей частью снеговое, течение слабое.

Хотя в энциклопедиях победно рапортуется о большой роли реки в хозяйственном значении для региона, и что Шешма является транспортной магистралью местного значения, надо прямо сказать, что этого нет и в помине. Тихая и пустынная река, с глинистыми берегами и множеством уток и цапель. Причём цапли разлетались перед моей лодкой, и садились на ветви деревьев как вороны, и разглядывали меня оттуда уже не боясь.

Попасть в Шешму из Камы дело не из лёгких из-за многочисленных проток, заводей и камышовых зарослей. Через 20 км от устья - село Старошешминск, в 41 км от устья - село Елантово, там понтонный мост, и выше него гостям на моторке лучше не соваться - рыболовные сети.

Вятка – крупная река Европейской части России, считается главной водной артерией Кировской области. Это крупнейший правый приток Камы.

Общая длина реки составляет 1314 км. В Каму Вятка впадает на территории республики Татарстан, в 30 км ниже речного порта г. Нижнекамск.

Питание реки преимущественно снеговое, потому весной и в начале лета Вятка - бурный и мутный поток, а ближе к осени - тихая река с небольшим течением.

Навигационная обстановка на реке (бакены, створы, береговые щиты) присутствует, но неизвестно для чего - регулярного судоходства нет уже лет 30. Лишь в мае 2013 года круизный теплоход "Василий Чапаев" пробрался по высокой воде почти до Кирова (респект капитану!), произведя настоящий переполох у местных жителей. В помощь ему на всякий случай был назначен речной буксирчик - стаскивать с мелей и разворачивать.

Белая (Башк. Агидель) — река на Южном Урале и в Предуралье; самая длинная река в Башкортостане.

Длина реки — 1430 км, начало берет в Уральских горах, у подножия хребта Аваляк на высоте 744 метров, впадает в Каму в 107 км выше города Набережные Челны.

Реку Белую можно разделить на 3 участка:

1) Верхнее течение, от истока и до водохранилища Юмагузинской ГЭС - горная река, пригодная для спортивного сплава на байдарках невысокого уровня сложности;

2) Среднее течение, от Юмагузинской ГЭС и почти до слияния с рекой Уфа - обмелевшая и запущенная река без судоходства, в следствии постройки в начале 2000-х годов этой самой ГЭС;

3) Нижнее течение, участок километров 500 от города Уфа и до устья, - красивая равнинная река с полноценным судоходством.
Мысль побывать на Белой была уже давно, и вот в июле 2014 года я наконец приподнял свою задницу, и сходил на лодке по реке Белой из Нижнекамска до Уфы и обратно. За 7 дней путешествия прошел 1200 км, впечатления самые лучшие.

реф-мех

капитан 1-го ранга

old_sparrow

капитан 3-го ранга

old_sparrow

капитан 3-го ранга

Вчера три раза попал на проверку инспекторам ГИМС - шли тремя волнами вверх по Каме со стороны Вятки. Два экипажа из Набережных Челнов, один Нижнекамский.

Вложения

Тугарин

капитан 1-го ранга

old_sparrow

капитан 3-го ранга

Вложения

Портрет.JPG

Цапли 2.JPG

Цапли.JPG

Половодье.JPG

Половодье (2).JPG

Половодье (3).JPG

Старая Кама.JPG

Тугарин

капитан 1-го ранга

old_sparrow

капитан 3-го ранга

Тугарин

капитан 1-го ранга

Не имеют права! К надувастику можно причаливать только на надувастике или РИБе.
Найду пруф, скину ссыль.

old_sparrow

капитан 3-го ранга

Не имеют права! К надувастику можно причаливать только на надувастике или РИБе.
Найду пруф, скину ссыль.

Не стоит, наверно. Как инспекторам это доказывать, тельняшку рвать, что ли? Себе дороже будет. И так слава богу, не ГАИ, если сам не козёл, по мелочам не придираются.

Тугарин

капитан 1-го ранга

В целом согласен, но расслаблять из не стоит.
у них есть такие же обязанности как и у нас!
И они ОБЯЗАНЫ их соблюдать.
очень помогает видеозапись.

old_sparrow

капитан 3-го ранга

Вложения

Елабуга.JPG

Елабуга (2).JPG

Елабуга (3).JPG

По курсу - Наб. Челны.JPG

Челны. Маяк.JPG

Челны. Шлюзы.JPG

танкист

капитан 1-го ранга

Интересная тема и не менее родная река, в прямом смысле этого слова. К сожалению Вячеслав не раскрыл большую часть реки, попробую я восполнить этот пробел.


В бассейне Камы 73 718 рек, из них 94,5 % составляют мелкие реки длиной менее 10 км. Основные притоки слева — Южная Кельтма, Вишера с Колвой, Чусовая с Сылвой, Белая с Уфой, Ик, Зай, Шешма, Мензеля; справа — Коса, Обва, Вятка, Тойма, Мёша. Все правые притоки Камы (Коса, Уролка, Кондас, Иньва, Лысьва, Обва) и часть левых (Весляна, Лунья, Леман, Южная Кельтма) — это равнинные реки, текущие с севера. Горные, холодные и стремительные реки берут начало в Уральских горах и впадают в Каму слева (Вишера, Яйва, Косьва, Чусовая и ряд их притоков).

Хозяйственное использование
На реке создано три водохранилища и ГЭС: от устья реки Уролка (996 км от устья Камы) начинается Камское водохранилище (Камская ГЭС), непосредственно ниже его — Воткинское водохранилище (Воткинская ГЭС), за ним — Нижнекамское водохранилище (Нижнекамская ГЭС).

Судоходство
Кама с давних пор является крупнейшей судоходной артерией. Создание водохранилищ улучшило судоходные условия. Кама судоходна до посёлка Керчевский (966 км) — крупнейшего сплоточного рейда, а в высокую воду — ещё на 600 км. Судоходные глубины на нижней Каме поддерживаются дноуглубительными работами. Основные порты и пристани: Соликамск, Березники, Лёвшино, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Сарапул, Камбарка, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь. От Перми регулярные пассажирские рейсы до Москвы, Нижнего Новгорода, Астрахани и Уфы. Живописные берега Камы привлекают большое количество туристов.

Природа
В реке обитают стерлядь, осётр, лещ, сазан, карась, жерех, густера, язь, голавль, уклея, судак, окунь, ёрш, щука, налим, сом и др. В верховьях (и местами в притоках) встречаются таймень и хариус.Запущена радужная форель. Водная растительность развита неплохо, особенно в многочисленных заливах и затонах.

Овеянная легендами и тайнами, почти мистическая река Кама. Тоннель под 30-метровой толщей воды. Пираньи в реке. Скалы из гипса. Увлекательная камская история для вас.

Река Кама, фото

Откуда взялось название

Историки относят гидроним к таким языкам:

Бытует мнение, что корень слова можно найти в древнепермских диалектах.

История реки

Вот уж, воистину древняя река. Вдумайтесь, еще не образовался Урал, а Кама уже текла. Периодом рождения реки считается карбон, первичный отрезок палеозойской эры. Получается возраст Камы более чем почтенный – 350 млн. лет. Для сравнения, Волге всего 5 млн. лет.

Ерегина Юлия

Люблю море и тайгу. Недавно решила заняться публицистикой. Публикую познавательные статьи об объектах природы, животных.

Прото-Кама была огромная река. Впадала в громадное Уральское море там, где сейчас находится Самарская Лука. Всего насчитали 3 важных периода перерождения в жизни реки. Выяснился этот факт благодаря бурильным работам на дне водохранилища. Буровики поняли, что под руслом реки они нашли еще одно русло другой реки, более древней, а под ним третье, с уже совсем невозможным возрастом.

Самая первая Прото-Кама. В ее отложениях за миллионы прошедших лет образовались богатейшие нефтяные месторождения. Затем море стало отступать на юг, Прото-Кама потихоньку тоже стала исчезать. В память о себе река оставила огромную речную долину, для своих последующих поколений.

20 млн. лет назад, в кайнозое потекла новая Палео-Кама. Ширина 750 м. (внизу), 1600-3500 м. (вверху), глубина 110 м, высота стенок каньона до 850 м (!). Размеры русла поразительны для воображения и не укладываются в сознание.

Современная версия Кама 3.0 течет со времен последних ледников.

Кама в легендах

Легенд и сказаний о реке много. Приведем 2 самые поэтично-романтичные.

1. Сказание о Каме-богатыре (коми-пермяцкий эпос).

Давно это было. Лил дождь круглый год не переставая. Все реки вышли из берегов, широко разлились. Земля сделалась жидкой, а вода все прибывала и не уходила. Зверье лесное и люди ушли спасатьса в горы высокие.

По земле мог передвигаться только богатырь по имени Кама. Стал он обходить окрестности, чтоб понять почему вода не уходит и увидел, что течение перекрыто обрушившейся горой. Накинул богатырь аркан на гору, да и потащил. Тащит, а гора, как плугом землю взрывает. В образовавшееся русло устремились потоки скопившейся воды, земля стала очищаться и подсыхать. Люди ту реку Камой и назвали.

2. Древний вед-бог Крышень.

Было это в те времена, когда Уральские горы уже стояли. На землях, простирающихся от Урала до Черного моря жили веды-боги. Они держали землю в порядке, занимались просвещением людей. То, что задумывалось на небе, отражалось и в земном бытие. Вот однажды, у Вышня и Майи родился сыночек Крышень. По соседству подрастала красавица Рада.

Полюбили они друг друга и родился у них сынок. Назвали счастливые родители его Камой. Вырос он молодцом удалым. Едет, как-то по полю и вдруг видит скачет к нему девушка верхом. Остановила коня, соловья с руки стряхнула, шлем с головы сняла. Девицу красоты невиданной звали Окой.

Стали они любовные стрелы друг в друга запускать, баловаться значит. Но только вышло так, что погибли оба. Там, где упала на землю Ока потекла река с ее именем. Там, где пролилась кровь Камы, бежит его река, а сам герой стал божеством любви великой.

Гидрология и климат

Питание реки в большей степени происходит за счет талых вод и дождей, в меньшей – это подземные ключи. Замерзает Кама в ноябре, в апреле лед вскрывается. Половодье непродолжительное 2-3 недели. Подъем уровня серьезный до 8 м.

Площадь водного зеркала 507 тыс. км². Объем стока за год 117 км³. Глубина в средних значениях 7 м, но в некоторых местах достигает и 30 м. Уклон реки 10 см/км, падение 247 м. Ширина от 450 м – 2 км – до 30 км (в точке слияния с р. Меша). Скорость течения 3,8 м/с. Общая протяженность 1805 км.

Климат в акватории умеренный с диапазоном температур от +18 С летом до -20 С зимой. Нужно сказать, что до постройки водохранилищ на реке климат в бассейне реки был более суровый. Огромные аккумуляторы воды смягчили его и сделали более ровным.


Подготовка строительной площадки Камской ГЭС, 1932 год

В апреле 1954 года пролеты плотины были перекрыты металлическими щитами, которые остались приподнятыми лишь в нескольких местах — так можно было сбрасывать воду для поддержания ее минимального уровня в реке ниже плотины. Общая длина заградительного сооружения на Каме составила 2,5 км.

Строительство Камской ГЭС было одной из составляющих грандиозного плана реконструкции Волжской речной системы и создания Волго-Балтийского пути взамен существовавшей еще с XIX века Мариинской водной системы, соединявшей бассейн Волги с Балтийским морем.


Начальный этап строительства Камской ГЭС, 1933 год

Решение о строительстве на Каме крупной гидроэлектростанции было принято на состоявшемся в 1930 году XVI съезде партии, причем рассматривались варианты строительства ГЭС либо в районе Перми , либо в районе Соликамска . В конце концов, остановились на первом варианте. Проектировка гидроэлектростанции началась в 1930-е годы, а введение объекта в эксплуатацию было намечено на 1941 год.


Фрагмент постановления Совета народных комиссаров СССР и центрального комитета ВКП (б) о строительстве гидроэлектростанций на Средневолжской системе, 23 марта 1932 года


Строительство Камской ГЭС, июнь 1937 год

Уже при проектировании Камской ГЭС в 1930-е годы было ясно, что ее строительство приведет к затоплению огромной территории как по берегам самой Камы, так и вдоль ее притоков: Чусовой, Сылвы, Обвы, Косьвы, Иньвы.

В зону затопления попали поселки и заводы, леса и пастбища, памятники архитектуры и участки, имеющие ценность для археологии. Прекрасно понимая последствия, проектировщики ГЭС с самого начала старались минимизировать их: совещания по вопросам вырубки леса и переноса жилых строений из зоны затопления проводились регулярно, каждый раз выявляя все новые и новые проблемы.


Строительство Камской ГЭС, март 1937 года


Панорама строительства Камской ГЭС, апрель 1937 года

Полный перечень с разбивкой по каждому району занимает в архивном деле 203 листа. Озвучим лишь основные цифры. Кроме окраин Молотова в зону затопления попадали семь районов Пермского округа (с 1938 года — области): Ворошиловский (сейчас Усольский), Чермозский, Ильинский, Добрянский, Пермский, Верх-Городковский и Сергинский (сейчас часть Березовского и Верхне-Муллинского районов).

На затапливаемой территории, по первоначальным подсчетам, находилось около 8 тыс. хозяйств, 117 предприятий, 12 переправ, 10 мостов. Затраты на перенос всех строений оценивались в 47,5 млн рублей.


Панорама строительства рабочего поселка Камской ГЭС, 1937 год

Цифры менялись от сметы к смете, но масштаб затопления по ним оценить можно. Что характерно, в уже упомянутой брошюре Белоруссова , где об обратной стороне строительства ГЭС в духе того времени вполне могли бы и умолчать, честно приводятся итоговые данные по затоплению: около 200 населенных пунктов и 10 тыс. построек. Реальность оказалась суровее прогнозов проектировщиков.


Приказ о строительстве Камской ГЭС, 1944 год

В апреле 1954 года областная комиссия по приемке площадей, подготовленных к затоплению, озвучила другие цифры по перенесенным зданиям: 3250 частновладельческих строений, 243 строения колхозов, 1447 строений местных Советов, 1543 объекта предприятий союзного подчинения.

Специально созданные леспромхозы были заняты очисткой чаши будущего водохранилища от леса и кустарника. Все, что могло быть использовано, из затопляемых районов выносилось, а препятствия, которые могли помешать судоходству — уничтожались.


Храм Рождества Богородицы в Чермозе , начало XX века

На практике же рабочей силы для вырубки лесов не хватало даже после того, как к делу стали активно привлекать заключенных. Особенно много леса, который впоследствии еще долго мешал навигации, осталось не вырубленным между поселком Висим и Чермозом . При этом в самом Чермозе после заполнения чаши водохранилища ушел под воду исторический район Подгора. А в Добрянском районе в ходе подготовки ГЭС к пуску под вырубку попали несколько сотен вековых сосен, уничтожить которые смогли только с помощью бригады подрывников.


Прибрежная часть города Дедюхин (до 1926 года был городом, потом поселком Дедюхино, в 1932 году вошел в состав Березников )


Церковь в поселке Дедюхино, 1935 год


Панорама Добрянского завода

Не меньше проблем было и на участке водного пути, непосредственно прилегающем к Перми . Там в связи с грядущим затоплением необходимо было перестроить участок Уральской горнозаводской железной дороги, не говоря уже о переносе жилого поселка Лёвшино.


На строительстве Камской ГЭС


Выгрузка кирпича на строительстве Камской ГЭС


Макет Камской ГЭС, 1955 год


Строительство рабочего поселка Камской ГЭС, 1937 год


Строительство Камской ГЭС

Камское водохранилище, растянувшееся в длину на 265 км, а в ширину местами достигающее 35 км, было разделено на три части. Это узкий, извилистый участок с наименьшими волнами от створа плотины до села Усть-Гаревая, прямолинейный участок с боковыми затоплениями по долинам Обвы, Косьвы и Иньвы от Усть-Гаревой до поселка Емельяниха и третий участок от Емельянихи, имеющий форму дуги.


Схема второй очереди затопления Камского водохранилища

Из-за размыва речных берегов, к примеру, только в Добрянском районе потребовалось дополнительно перенести более 100 домов, не включенных в план переселения, причем процесс размытия берега кое-где продолжается до сих пор.


Решение Молотовского горисполкома о мероприятиях по очистке территории под водохранилище Камской ГЭС, 1954 год

Постепенно менялось и дно водохранилища: все углубления заполнялись илом, а выступы размывались. Луговые и лесные растения, оказавшиеся под водой, отмирали, сменяясь подводной растительностью, а в мелководных местах — камышом и тальником.

Все это повлекло за собой изменение экосистемы в районе водохранилища. Специалисты предупреждали, что с созданием водохранилища изменится срок замерзания и вскрытия Камы выше плотины. Из-за очень слабого течения ледостав стал наступать на 8–10, а вскрытие Камы в зоне водохранилища — на 10–12 дней позднее. Исчез ледоход в черте Перми и только в самые многоводные годы в нижнем бьефе можно наблюдать прохождения мелкого битого льда.


Сброс воды на Камской ГЭС, 1970-е годы


Вид Камской ГЭС, конец 1970-х

Ихтиологи прогнозировали возможность появления новых видов рыб в Каме, в частности, акклиматизации амурского сазана. Кроме того, говорилось и о возникновении новых рыбных мест, особенно там, где ранее имелись пашни, сенокосы и выгоны. В благоприятных условиях оказались виды рыб, приспособленные к медленно текущим водам — язь, лещ, судак.


Шлюзы Камской ГЭС, 1981 год

Наиболее очевидным, помимо основного назначения гидроэлектростанции, плюсом от ее постройки стало улучшение условий навигации и возникновение регулярного пассажирского движения на транзитной линии от Молотова до Березников , а также на местных линиях. По Каме стали ходить суда нового класса, более устойчивые и надежные. Происходило переоборудование существующего флота под новые условия навигации.


Работники Камского речного пароходства на субботнике в Левшино, 1960–1970-е годы


Зимовка судов Камского речного пароходства, 1986 год

Пароходы местных линий стали отправляться из Левшино и ходить не только по Каме, но и по ее притокам — Чусовой, Обве, Косьве, Иньве и других реках.

За несколько лет уровень воды в Каме поднялся на 21,5 м. Вверх по Каме вода распространилась на 350 км, дойдя до устья Вишеры. Сильнее всего пострадал Добрянский район, где в зону затопления попали более половины местных колхозов — 11 из 20 — и было переселено более 1,5 тыс. семей.


Шлюзование плотов на Камской ГЭС, 1962 год

Строительство Камской ГЭС стало важной вехой в развитии энергетики Прикамья. На одной чаше весов оказалось надежное электроснабжение, удобное судоходство, означавшее развитие грузовых и пассажирских перевозок. На другой, о которой в юбилейный год вряд ли будут вспоминать: уничтожение лесных и земельных угодий, памятников археологии и архитектуры, вмешательство в экосистему и насилие над природой.


Навигация по Каме, 1977 год

На второй чаше оказались также тысячи людей, которые, едва оправившись от последствий Великой Отечественной войны, были вынуждены чувствовать себя кочевниками на родной земле.

Всеобщее благо и здесь оказалось неотделимым от личной трагедии, хотя архивные документы и убеждают в том, что действия строителей были тщательно продуманными, а последствия — предугаданными.

Читайте также: