Какие суда ходят по днепру

Обновлено: 11.05.2024

Вроде бы уж про эту часть пути из варяг в греки и писать нечего. Днепр — река судоходная, хождение судов по ней зафиксировано с глубокой древности. Правда, если вспомнить Константина Багрянородного, то его русы почему-то свои суда делали только в Киеве, а дотуда лишь стволы (будущие кили) сплавляли. Ну, может, византийский император просто не знал реальной ситуации.

Гораздо интереснее другое, о чём писал ещё Иловайский. Вниз по Днепру через пороги сплавляться — ещё туда-сюда. А вот как их вверх проходить? Это же будет потруднее, чем на Волхове! А что там творилось, мы с вами уже знаем.

Иловайский, правда, предлагал другой маршрут.

При этом в качестве доказательств, что такой путь описывался, ссылался на византийских писателей, упорно отправлявших русских князей от Константинополя к Боспору Киммерийскому. Да ещё на упоминание в Ипатьевской летописи под 1170 годом Соляного и Залозного путей.

20. Днепр

20. Днепр Согласно скандинавам, река Днепр – Непр (сканд. Nepr) [69], с. 35 – Данпр (сканд. Danpr) [69], с.

Глава 30. Днепр

Глава 30. Днепр Разгромив на Курской дуге тридцать отборных фашистских дивизий, советские войска в сентябре рвались к Днепру и Молочной: врагу не давали возможности превратить Донбасс и Левобережную Украину в пустыню.Мы с нетерпением ожидали прибытия в Харьков Строкача:

Миф битвы за Днепр

Миф битвы за Днепр Битва за Днепр – одна из наиболее мифологизированных битв Великой Отечественной войны. Еще во время войны форсирование Днепра и освобождение Киева представлялись одним из главных событий, предопределивших ее исход. Не случайно за форсирование Днепра

Миф битвы за Днепр

Миф битвы за Днепр Битва за Днепр — одна из наиболее мифологизированных битв Великой Отечественной войны. Еще во время войны форсирование Днепра и освобождение Киева представлялись одним из главных событий, предопределивших ее исход. Не случайно за форсирование Днепра

И. Днепр

И. Днепр Вроде бы уж про эту часть пути из варяг в греки и писать нечего. Днепр — река судоходная, хождение судов по ней зафиксировано с глубокой древности. Правда, если вспомнить Константина Багрянородного, то его русы почему-то свои суда делали только в Киеве, а дотуда

Битва за Днепр

Битва за Днепр С завоеванием стратегического господства в воздухе и ввиду огромных потерь люфтваффе для наших Сухопутных войск и Военно-морского флота были созданы более благоприятные условия ведения боевых действий, проведения операций, в том числе в полосе

За плацдармы на реках Днепр и Сож

За плацдармы на реках Днепр и Сож 28 сентября к реке Сож южнее Гомеля вышли войска 65-й армии Белорусского фронта и на другой день начали форсировать реку у деревни Ново-Терешковичи[188]. Противник оборонял западный берег реки Сож четырьмя пехотными дивизиями. Наши наземные

ИНД — "РЕКА" — ДНЕПР

ИНД — "РЕКА" — ДНЕПР С вещественными памятниками "степных пирамид" мы уже познакомились. Но есть еще памятники языко­вые: древние названия местностей, рек и т. д. Они пере­давались от народа к народу, переходили из эпохи в эпоху, более или менее искажались, заменялись

Днепр и его сестры

Днепр и его сестры Реки прежде были людьми. Днепр был брат, а Волга и Двина — его сестры. Остались они сиротами, натерпелись всякой нужды и придумали, наконец, пойти по белу свету и разыскать для себя такие места, где бы можно было разлиться большими реками; ходили три года,

Схватка за Днепр

Схватка за Днепр Война прошла уже полуденную отметку и стала клониться к западу. К концу лета 43-го года Жуков выглядел утомленным. С весны — бесконечные поездки по разбитым фронтовым дорогам, ночные бдения над штабными картами, совещания и вылазки на передовые. Сон

Даешь Днепр!

Даешь Днепр! …Перешли Десну по понтонному мосту. Значит, скоро Днепр! Новиков был вне себя от радости. До войны он жил на Украине. В оккупированном Днепропетровске находилась его жена, не успевшая выехать.Вчера он сказал мне:– Малиновский, а чего ты в партию не вступаешь? В

Глава 6. СХВАТКА ЗА ДНЕПР

Глава 6. СХВАТКА ЗА ДНЕПР После завершения Курской битвы генералу армии И.С. Коневу предстояло показать свое полководческое искусство в новой битве — за Днепр. По плану Ставки ВГК осенью 1943 г. намечалось нанести главный удар на юго-западном направлении с целью

8РЕКА ДНЕПР"

Глава 7 ДНЕПР (СЛАВУТИЧ)

Глава 7 ДНЕПР (СЛАВУТИЧ) Русские издревле сидели по руслам больших рек. Ловцы, рыбаки, рыбояне – занимались ловом рыбы, раков, промыслом дичи и зверя в прибрежных камышах и лесах.Крупнейшие реки Европы и самые рыбные реки: Волга, Дунай, Днепр… От истоков до устья и тысячу, и

Многострадальная река, на которой больше чем на остальных отражается деятельность человека. Сколько она еще может вытерпеть? Поговорим об этом в нашей статье.

Река Днепр, фото

История

Западная Евразия в первой половине четвертичного периода почти полностью находилась подо льдом. Оледенения происходили последовательно и были разделены промежутками, в которые ледник отступал. Всего их было 3-4. Огромный ледник покрывал собой Центральную и Северную Россию и доходил до Скандинавии.

Последствием таяния и отступления льдов, стало образование множества современных рек, в том числе и Днепра. Произошло это, примерно 5-6 млн лет назад. При аэрофотосъемке хорошо заметно его широкое палео-русло.

Ерегина Юлия

Люблю море и тайгу. Недавно решила заняться публицистикой. Публикую познавательные статьи об объектах природы, животных.

Гидрология и климат

Площадь водного зеркала почти 505 тыс. км². Течение достаточно спокойное со скоростью 0,3 – 1,2 м/с. Характер Днепра типичен для равнинных рек. Уклон 0,1 м/км. Падение 220 м.

Питание Днепра происходит за счет талых вод, большую роль играют дождевые воды, в меньшей степени ключевые на дне реки. Общий годовой объем стока составляет 1700 м³/с. Весной, возле Киева, например, возрастает до 7 тыс. м³/с. Глубина максимальная 20 м. Ширина в пойме более 20 км.

Климат в верховьях умеренный, в нижнем течении засушливый, поэтому, Днепр в своем питании в низовьях на 90% зависит от талых вод. Замерзает в ноябре-декабре, ледоход начинается в марте-апреле в зависимости от зоны расположения.

Исток, притоки и каналы

Днепр рождается в той же колыбели, что и Волга – на Валдайской возвышенности. Пробежав 484 км, заходит в гости в Беларусь. Погостив 594 км и окрепнув, река устремляется в Украину. Здесь полноценно царит 1120 км. и широкой дельтой впадает в Днепровско-Бугский лиман.

Гуляя по территории 3-х стран, река становится богата притоками. Общее их количество насчитывается более 15 375. Водотоки длиной до 50 км насчитывается более 200, до 100 км – 24, крупных – 21 приток. Большие водотоки, соединяясь с Днепром делают его полноводнее и шире. К значимым притокам относятся:

  • Тясмин;
  • Орель; ;
  • Мокрая Сура;
  • Ирпень;
  • Сухой Кагамлык;
  • Рось;
  • Березина;
  • Вязьма;
  • Сож;
  • Ворскла;
  • Базавлук;
  • Друть;
  • Конка; ;
  • Кривая Руда;
  • Самара;
  • Сула;
  • Ведрич;
  • Ингулец;
  • Шиянка;
  • Псел;
  • Тетерев;
  • Золотоношка;
  • Трубеж;
  • Пакулька;
  • Вопь и др.

Так как климат Украины степной и засушливый, от Днепра для водоснабжения отдельных территорий юго-востока страны, проложены каналы:

С помощью этих систем решаются проблемы орошения и другие сельхоз. нужды.

Карта

Поселения на Днепре

В древние времена оба побережья Днепра были уже заселены. В разных частях реки селились различные народы и племена. На месте их проживания в последствии основывались города. Рассмотрим места расселения народов по Днепру в таблице:

Народ Место
Поляне.Наиболее многочисленная народность на Днепре, на месте современного Киева.
Дреговичи.Район проживания между Днепром и Неманом.
Радимичи.В 885 г. народ стали единым целым с Древнерусским государством.
Древляне.В V-VI в. занимали в том числе и территорию правобережного Днепра.
Уличи.Селились в нижнем течении реки.

Сегодня Днепр заселен по всей своей протяженности. Наиболее значимые поселения на реке в России :

  • Дорогобуж;
  • Верхнеднепровский;
  • Смоленск.
  • Шклов;
  • Речица;
  • Дубровно;
  • Копысь;
  • Рогачев;
  • Стрешин;
  • Могилев;
  • Лоев;
  • Жлобин;
  • Орша.
  • Никополь;
  • Запорожье;
  • Черкассы;
  • Кременчуг;
  • Херсон;
  • Верхнеднепровск;
  • Киев;
  • Каховка;
  • Нововоронцовка;
  • Канев;
  • Светловодск;
  • Новая Каховка;
  • Энергодар;
  • Днепрорудное;
  • Каменка-Днепровская;
  • Днепряны;
  • Вышгород;
  • Любеч и др.

Водохранилища и ГЭС

Река для Украины имеет жизненно важное значение. Посудите сами – Днепр за счет системы каналов и водохранилищ, на 75% обеспечивает страну питьевой пресной водой. ГАЭС и ГЭС вырабатывают электроэнергию. Города, возле которых расположены водохранилища, действующие гидроэлектростанции и строящиеся:

  • г. Новая Каховка – Каховская ГЭС – Каховское водохранилище + строящаяся Каховская ГЭС-2;
  • г. Канев – Каневская ГЭС – Каневское водохранилище + строящаяся Каневская ГАЭС;
  • г. Светловодск – Кременчугская ГЭС – Кременчугскок водохранилище;
  • г. Вышгород – Киевская ГАЭС – Киевская ГЭС – Киевское водохранилище;
  • г. Каменское – Среднеднепровская (бывшая Днепродзержинская) ГЭС – Каменское водохранилище (бывшее Днепродзержинское);
  • г. Запорожье – Днепровская ГЭС – Днепровское водохранилище (также называется Запорожским и озером им Ленина).

Все же ученые считают ГЭС малоэффективными, а водохранилища необоснованными и вредными. При их постройке были затоплены площади в 705 тыс. га. Под воду ушли 6 000 селений с 10-ю тыс. кладбищ. Было насильно переселено больше 3-х млн. человек.

В последствии выяснилось, что тысячи ручьев и рек стали течь ниже межени Днепра. Для перекачивания их в водохранилища пришлось строить 33 компрессорных станции. Стало ясно, что проект не продуман до конца, а уникальные территории уже были затоплены и погублены.

Старики еще долго вспоминали места, в которых жили. Рассказывали про многочисленность животных и птиц. Люди, жившие здесь не обрабатывали землю, в этом не было надобности. Весной, при разливе реки, наносился чернозем. Урожай собирали 2 раза в год. Рыбу не ловили, а собирали в образовавшихся плавнях-лужах. Это был своеобразный рай на приднепровской земле.

Мосты и переправы

На территориях 3-х стран мостов и переправ насчитывается около сотни. 23 на территории РФ, 50 в Украине, 21 в Беларуси. Остановимся на самых красивых и оригинальных. Находятся они на территории Украины:

Кроме мостов на Днепре действуют паромные переправы.

В прошлом веке планировалось построить несколько тоннелей под рекой. Были разработаны проекты и начато строительство 3-х тоннелей. Оно длилось с 1938 по 1941 гг. В начале войны стройку признали нецелесообразной и свернули. Тоннели сохранились до нашего времени. Находятся они в полузатопленном состоянии в местах:

  • на острове Жуковский;
  • на Осокорках;
  • на Оболонской наб. в виде кессона.

Судоходство

Период навигации на реке открыт с марта по декабрь и только в светлое время суток. Днепр – важный транспортный путь для грузовых и пассажирских судов. 1990 км реки являются судоходными. В местах прохождения плотин построены шлюзы. Суда ходят от Дорогобужа до устья.

Судоходство на Днепре, фото

Бассейн реки соединен с акваториями других рек каналами. Березинская водная система прокладывает путь в Западную Двину. Огинский канал дает выход к Неману. Днепровско-Бугский с Западным Бугом.

Растения и обитатели Днепра

Подводный и надводный мир Днепра разнообразен. В нем насчитывается 80 видов высших растений, среди которых:

  • чилим;
  • тростник;
  • роголистник;
  • кувшинка белая;
  • рогоз;
  • кубышка желтая;
  • наяды;
  • камыш;
  • сальвиния плавающая;
  • рдесты;
  • валлиснерия;
  • уруть.

Видовое разнообразие водорослей насчитывается в количестве 1190. Это: динофитовые, диатомовые, золотистые, желтые, эвгленовые, зеленые, криптофитовые и сине-зеленые.

В этом зеленом мире обитает более 70-ти видов рыб. Терпеливый рыбак на Днепре никогда не останется без улова. Какую рыбу можно поймать:

Рыба Судак, фото
Рыба щука
Рыба сазан
СудакЩукаСазан чешуйчатый и зеркальный
Рыба чехонь, фото
Рыба уклейка, фото
Рыба лещ
ЧехоньУклейкаЛещ
Рыба язь
Рыба жерех, фото
Рыба густера, фото
ЯзьЖерехГустера
Рыба пескарь, фото
Рыба голавль, фото
Рыба карась
ПескарьГолавльКарась серебряный
Рыба линь
Рыба красноперка
Рыба синец, фото
ЛиньКрасноперкаСинец
Рыба елец
Рыба налим, фото
Рыба окунь
ЕлецНалимОкунь и др.

Днепровские берега облюбовали бобер, выдра и норка. Водятся 2 вида раков.

Экология

По мере постройки водохранилищ, стали возникать проблемы с течением. Оно замедлилось, и вода стала сильно прогреваться. Значительно стала больше площадь болот. Это, в свою очередь вызвало бурный рост цианобактерий и сине-зеленых водорослей.

В последнее время, они начинают цвести с мая. Это очень раннее цветение, как раз указывает на перегретость водоема. Доходит до того, что вблизи Днепра невозможно находиться из-за тошнотворного запаха. Зимой, в ходе спуска воды в плотинах наблюдается массовая гибель рыбы.

Эти проблемы дали знать о себе уже в 50-ых годах прошлого столетия. Также река страдает от сельхоз-химикатов и промышленных стоков, бытового мусора по берегам, нарушений правил застройки. В Днепре обнаружены радиоактивные вещества.

Гидротехнические сооружения почти выработали свой ресурс эксплуатации. Из-за недостаточного финансирования они ветшают и приходят в негодность. В обозримом будущем вероятность техногенной катастрофы с разрушением плотин весьма высока.

Туризм и достопримечательности, праздники

Отправляясь в круиз по Днепру, путешественник увидит смоленские храмы, монастыри и церкви, святыни Киева, памятники древнего Чернигова, старинные усадьбы и замки, острова посреди реки, такие как Монастырский и Хортица, где на поверхность выходят докембрийские горные породы. Зеленые стоянки и ночевка в лесу на берегах реки запомнятся надолго.

Заповедник Хортица, фото

Водный туризм предлагает сплавы на байдарках, катамаранах, плотах с июня по сентябрь. Участки в Смоленской области, для похода на гребных судах рекомендуются следующие:

  1. Зона отдыха Борок – д. Полибино. Маршрут 56 км.
  2. Д. Соловьево – г. Дорогобуж. Маршрут 96 км.

Множество санаториев, баз отдыха, тур баз, городские набережные с благоустроенными пляжами – всем этим богаты днепровские берега.

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам реки, ежегодно, в первую субботу июля жителями России, Беларуси и Украины празднуется День Днепра. Это Международный, но неофициальный праздник. Неравнодушные люди чистят и убирают берега, проводят экологические конференции, организуют культурные мероприятия в поддержку поднятия проблем Днепра.

Днепр в искусстве

Днепровская природа в разные времена вдохновляла писателей, композиторов, художников. Высказывания из художественных произведений стали крылатыми. Река нашла отражение в творчестве таких великих людей, как:

  • А. И. Куинджи;
  • В. Н. Кудревич;
  • Н. В. Гоголь;
  • Н. Ге;
  • В. С. Короткевич;
  • К. М. Космачёв;
  • Янка Купала;
  • Т. Г. Шевченко.

То, как Тарас Григорьевич описывает в своем творчестве Днепр, указывает на огромную любовь и уважение к реке:


1. Реве та стогне Дніпр широкий,
Сердитий вітер завива,
Додолу верби гне високі,
Горами хвилю підійма.

Додолу верби гне високі,
Горами хвилю підійма.

2. І блідий місяць на ту пору
Із хмари де-де виглядав,
Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав.

Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав.

3. Ще треті півні не співали,
Ніхто ніде не гомонів,
Сичі в гаю перекликались,
Та ясен раз у раз скрипів.

Сичі в гаю перекликались,
Та ясен раз у раз скрипів.

Катастрофы

Период Великой Отечественной можно смело указывать, как одну большую катастрофу. На реке шли массовые сражения. Она постоянно форсировалась. Решающие бои за освобождение днепровских территорий состоялись в 1943 г. Были и другие, не менее губительные для реки катастрофы.

ПроисшествиеДата
Сокрушительное наводнение, погубившее много народа, скота и посевов. Более чем на 15 м. вода поднималась и в другие года.1112 г., 1655 г., 1684 г., 1709 г., 1818 г., 1931 г.
Взрыв атомного реактора в г. Чернобыль, который находится в 30-ти км от Киевского водохранилища. Ныне на дне этой чаши воды покоится около 500 млн т. радиоактивного ила.1986 г.
В результате быстрого спуска воды из Киевского водохранилища, погибло 40% обитающей в реке рыбы. Ее просто раздавило опустившимся льдом.2010 г.
В Киеве перевернулся плавучий кран. В днепровские воды вылилось значительное количество горюче-смазочных материалов.2011 г.
В районе Винницы, из-за случившегося ДТП, в реку Рось вылилась тонна ядохимикатов. Далее, Рось принесла эти воды в Днепр.2019 г.
Посреди реки прорвало коллектор канализации. Нечистоты хлынули по течению.2020 г.
Буксир с баржей наехал на лодку с рыбаками. Погибли двое.2020 г.
В Киеве упал самый большой плавучий кран Захарий

Как считают экологи, самая грандиозная катастрофа ожидает Украину, если не восстановится течение реки.


На Днепре компания СК "Созвездие" выкупила предпоследний четырехпалубный теплоход проекта 301/302**. Таким образом на Днепре остается только один теплоход такого проекта — Вiкiнг Сiнеус (бывший петрозаводский МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ). Теплоход принадлежит компании Викинг.
В связи с этим, я решил сделать ретроспективу — когда и какие теплоходы перебирались к нам на Волгу с Украины.
Так сложилось, что когда МинРечФлот СССР распределял новые теплоходы в 50-х — 60-х годах, днепровским пароходствам не досталось новых трехпалубных судов (проектов 588 и 26-37), правда они немало получили дизель-электроходов проекта 785. А вот четырехпалубные теплоходы туда шли. Это были суда проекта 301/302, причем многие из них могли выходить в прибрежную зону Черного моря, что позволяло выполнять круизные рейсы по Днепру из Киева в Одессу, Херсон и Севастополь.

После развала СССР эти суда там и остались работать, а вот теперь… а теперь они выкупаются российскими компаниями и работают на Волге. Попробуем сделать ретроспективу — когда и какие суда "переезжали" из Украины в нашу страну.

В 2001 году из Украины в Россию перебрался теплоход АКАДЕМИК ВИКТОР ГЛУШКОВ


с 2011 по 2019 год теплоход назывался ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ. На фото — ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ подходит к Самаре, май 2012 года, фото из личного архива

Теплоход проекта 302 был построен в 1983 году. В 2011 году был переименован в ИГОРЯ СТРАВИНСКОГО, а с 2019 года (в этом же году имя Игоря Стравинского перекочевало на борт теплохода МИХАИЛ ШОЛОХОВ) — ВОЛГА СТАР

В этом же году в Россию перебирается теплоход ЛЕСЯ УКРАИНКА — ныне ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ


Теплоход проекта 301 при постройке получил имя XXV съезд КПСС, в 1992 году был переименован в ЛЕСЮ УКРАИНКУ. Под этим именем он ходил по Волге и Дону с 2004 по 2006 год, а в 2006 году стал ПЕТРОМ ЧАЙКОВСКИМ.

В 2002 году в Россию перебрался НИКОЛАЙ ДОБРОЛЮБОВ


Теплоход проекта 301 построен в в 1981 году, в Россию перебрался в 2002 году, а в 2010 году был переименован в АНДРЕЯ РУБЛЕВА.

Если смотреть по названиям, то самым парадоксальным в этом ряду стоит теплоход РОССИЯ. Он перебрался с Днепра на Волгу в 2003 году


теплоход РОССИЯ в Горицах (слева — теплоход НАРКОМ ПАХОМОВ), 2008 год. Теплоход уже в ливрее Grand Circle Travel (круизная компания, США). Фото из личного архива.

Построен теплоход в 1978 году, в 1979 году пришел в Киев и там был переименован в СОВЕТСКУЮ РОССИЮ (изначально теплоход планировался для Московского речного пароходства). В 1993 году вновь стал РОССИЕЙ и под таким именем работает по сей день. Теплоход же с именем СОВЕТСКАЯ УКРАИНА был в Волжском пароходстве — сегодня он называется КОНСТАНТИН КОРОТКОВ.

В 2004-м году сменил гражданство теплоход МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ


теплоход МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ выходит из Кижских шхеров в Онежское озеро, май 2009 года. Теплоход еще в своей классической днепровской ливрее — синие полосы и черные якоря. На Волге у пассажирских теплоходов якоря традиционно были белые. Фото из личного архива.

Теплоход был построен в 1979 году, первоначально назван В. И. ЛЕНИН и отправлен на Днепр. В таком виде он даже попал в кадр — в начальном эпизоде киноленты "Без году неделя" мы видим именно его борт.
В 2004 году теплоход "переехал" на Волгу, а в 2010 году сменил и имя — стал МИХАИЛОМ БУЛГАКОВЫМ


Третий теплоход, прибывший в Россию в 2004-м с Днепра, стал ИВАН БУНИН


Теплоход проекта 302 получил при постройке имя АЛЕКСЕЙ ВАТЧЕНКО. На Днепре имя судна не менялось, а после ремонта 2004-2005 года судно вышло на Волгу под именем ИВАН БУНИН.

В 2008 году к нам прибыл еще один "украинец" — это был теплоход проекта 302 ГЕНЕРАЛ ЛАВРЕНЕНКОВ


Насколько я знаю, в 2021 году судно в навигацию не выходило.

В 2011-м году новое пополнение


Теплоход проекта 302 построен в 1988 году и назван МАРШАЛ КОШЕВОЙ. В 2011 году судно перебралось в Россию и два года проработало под своим именем. В 2013-м году судно было переименовано в ВИКИНГ АКУН.

В 2016 году в Россию пришел еще один украинский теплоход


теплоход Т.Г.ШЕВЧЕНКО подходит к причалу Самарского речного вокзала, 2006 год. Фото из личного архива.

Украинская сторона продала теплоход еще в 2010 году и он сразу отправился в Каспийское море, где в течении 6 лет использовался как плавобщежитие. Насколько я знаю — сейчас судно находится на реконструкции. Надо отметить, что это единственное на территории бывшего СССР судно проекта 302МК — остальные были распроданы в счет погашения задолженности СССР перед верфью — МРФ не смог оплатить постройку и отказался от еще трех готовых теплоходов. Два из них работают в Китае, а один затонул в Южной Корее и был разобран.

Теплоход Т.Г.ШЕВЧЕНКО мог выходить в море, потому часто ходил из Киева в Севастополь. Так же в 2005 и 2006 годах он совершил два рейса по маршруту Киев — Херсон — Севастополь — Ростов-на-Дону — Санкт-Петербург и обратно.

В 2017 году СК "Созвездие" привело в Россию еще два украинских теплохода: ЗIРКА ДНIПРА стала ЛУННОЙ СОНАТОЙ, а ГЕНЕРАЛ ВАТУТИН — ЛЕБЕДИНЫМ ОЗЕРОМ



Надо сказать, что в силу весьма непростых отношений Украины и России один из этих двух теплоходов "наделал шороху" — сказалась "секретность" сделки по продаже судна. Пока не стало известно, что судно выкупила российская компания, в сети сплошь и рядом ходили шутки на тему "теплоход сбежал".

Теплоход ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО — проект 302, построен в 1986 году, первоначальное название — ГЕНЕРАЛ ВАТУТИН.

Теплоход ЛУННАЯ СОНАТА — проект 302, построен в 1988 году, первоначальное название — МАРШАЛ РЫБАЛКО.

И вот еще один украинский теплоход стал российским


Теплоход ЕВГЕНИЙ ВУЧЕТИЧ — проекта 301, построен в 1976 году. В 2003 году судно переименовали в Принцессу Днепра. И вот под конец навигации 2021 года судно стало российским. Судя по просвечивающим окнам — внутри идет демонтаж, судно готовят к реконструкции. Скорей всего в Волгу он выйдет в воскресенье, 29 августа. Дальше пойдет к месту ремонта. Куда — будет видно.

На сегодняшний день на Днепре остается один теплоход данного проекта — Вiкiнг Сiнеус. Его судьба такова — теплоход изначально был передан Северо-Западному пароходству с портом приписки Петрозаводск. Первоначальное название — МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ. В 2009 году теплоход перебрался на Днепр и совершает круизы по маршруту Киев — Одесса. Вернется ли он в Россию — пока не ясно.

Пассажирское пароходство по Днепру в р-не Кременчуга в 19 веке

Днепр, как магнит, тянул к себе люд — от чванных киевских чиновников, которые вполне официально либо с секретным предписанием путешествовали по малороссийским городам и весям на комфортабельных пароходах до нищенского вида лаврских паломников, что выбирали для себя каюты куда скромнее. Словом, быстрый и удобный вид транспорта, как по тем временам. Железная дорога еще только налаживала свою работу, а шоссейные были большой бедой всей Российской империи.

Площадь Днепровского бассейна — самого Славутича и его многочисленных притоков — составляла свыше 450 тысяч квадратных верст (1 верста — примерно 1067 м). Она близка к площади всей Франции и значительно превышает площадь Германии. По данным переписи 1897 года, население территории, которую охватывал Днепровский бассейн, составило без малого 22 миллиона человек. Судоходство по Днепру, Десне, Припяти, Сожу и другим пригодным для навигации рекам Днепровского бассейна было масштабным и прибыльным бизнесом.

Желающих заработать на водной артерии было хоть отбавляй, но мелкие частные пароходства довольно скоро уступали место мощным акционерным компаниям. Так, с 1858 года музыку на Днепре заказывало Общество пароходства по Днепру и его притокам, которое быстро установило контроль по части фарватера Днепра выше порогов, уступив лишь Запорожье другим перевозчикам. О качестве пассажирских перевозок по главной украинской реке свидетельствуют отзывы современников, утверждавших, что лучшие днепровские пароходы, совершающие рейсы между Киевом и Екатеринославом, не уступают судам на Волге и Миссисипи.

Суда, принадлежавшие судовладельцу Общество пароходства по Днепру:

Кроме Первого пароходного общества пассажирские перевозки по Днепру между Киевом и Кременчугом осуществляли:

Самой удобной поездкой как по помещению так и по цене за переезд считалась поездка на барже г. Шумлянского. Здесь каждый пассажир первого класса имел отдельную каюту для ночлега. Чрезмерно высокие цены существовавшие на пароходах компании, причиной которых была монополия, которая с появлением пароходной баржи Шумлянского начала рушится. Так плата от Киева до Кременчуга на пароходах общества: 1 класса 12 р., II класса 8 р. и III класса на открытой палубе 5 р.; за багаж за пуд 60 к.; на пароходной барже г. Шумлянского: 1 класса с особою каютою 9 р., II класса 6 р. и III класса на пароходе, в общей каюте Зр.; за багаж за пуд 40 к.

На пристани Кременчуг работало две линии: Киев — Кременчуг и Кременчуг — Екатеринослав. На Киев пароходы отправлялись каждый день в 6 утра, а на Екатеринослав в 8 утра по вторникам, четвергам и воскресеньям. Проезд на Екатеринслав стоил 1классом — 5руб, 2м классом — 3 руб, 3м классом 1,5 руб, провоз багажа -0,25руб за пуд.

Кроме перевозки пассажиров пароходы в обеих направлениях использовались для перевозки почты, но отправлялась пароходами только простая корреспонденция.

Кроме дальних линий работали и местные линии. Примером такой местной линии может быть линия Кременчуг — Новогеоргиевск — Гражижск. На этой линии работали два парохода Новогерогиевск и Воин. Ходили они 3 раза в день — отправление в 7ч. 11ч. 16 ч., а в субботу — 2 раза в день. отправление в 7 часов и в 16 часов. Стоимость проезда между Кременчугом и Градижском составляла в каюте 1го класса 60 коп, а в каютах 2 и 3 класса — 35 копеек.

Началась ожесточенная борьба за клиентов. На первых порах каждая из сторон надеялась уничтожить конкурентов и единолично завладеть перевозками. В ход шли всевозможные средства — назойливая реклама, лихорадочное внедрение технических и сервисных новинок, демпинговые цены… Но вот оба общества пришли к резонному выводу: не лучше ли объединить усилия на взаимовыгодных началах?

Путешествия по Днепру были очень часто небезопасными а труд людей, обслуживающих пароход оплачивался низко. Этим достигалась сравнительная дешевизна перевозок.

Из правил пассажирского движения по р. Днепр на пароходах 1-го и 2-го обществ пароходства по Днепру и его притокам:

— Установленной формы билеты приобретаются пассажирами в пристанских кассах, откуда они садятся на пароход, за исключением только тех тарифных пристаней, где общества не имеют пристанских касс, в этом случае пассажирские билеты выдаются на пароходах. Билеты при входе на пароход, в пути и при выходе с парохода предъявляются контролирующим лицам, причем при выходе на станции назначения билет от пассажира отбирается. Ввиду чего, во избежание задержек и недоразумений при входе на пароход и выходе с парохода, просят, чтобы каждый пассажир, имея приготовленный билет, предъявлял его лично за себя.

— Дети в возрасте от 4 до 10 лет платят за билеты половину цены по таксе. Причем для расчета — каждая одна, две и более копеек считаются за пять копеек, а каждая шесть, семь и более — за десять копеек. Каждый в отдельности ребенок указанного возраста снабжается установленным детским билетом; не допускается, например, на двоих детей этого возраста брать один полный билет.

— Если пассажир, не взяв билета в пристанской кассе, окажется на пароходе без билета или проедет далее показанной пристани назначения в билете, то он платит пароходной кассе двойную цену против таксы за пройденное пароходом расстояние от первоначальной пристани отправления парохода до пристани, где обнаружено неимение билета.

— Во избежание стеснения пассажиров и занятия мест как находящихся на пароходе пассажиров, так и будущих, в каюты дозволяется брать ручного багажа (саквояжи, картонки) не более 20 фунтов на каждый билет взрослого и 10 ф. на билет детский и притом вещи такого рода и объема, которые бы не мешали пассажирам и не портили классного убранства.

— Другие вещи, по распоряжению капитана, передаются в багаж с платою по таксе.

— Тела покойников перевозятся на отдельных пароходах по особому тарифу.

— Пассажиры приглашаются соблюдать полную опрятность по отношению к пароходной мебели и вообще внутреннему убранству. (За повреждения взыскивается по тарифу).

— Собаки перевозятся на пароходах общества только на палубе. За провоз собаки взимается плата, как за 2 пуда багажа. Квитанция на провоз собаки действительна в течение того срока, какой полагается для проезда пассажира, при котором следует собака. В помещение кают вводить собак воспрещается.

Вроде бы уж про эту часть пути из варяг в греки и писать нечего. Днепр — река судоходная, хождение судов по ней зафиксировано с глубокой древности. Правда, если вспомнить Константина Багрянородного, то его русы почему-то свои суда делали только в Киеве, а дотуда лишь стволы (будущие кили) сплавляли. Ну, может, византийский император просто не знал реальной ситуации.

Гораздо интереснее другое, о чём писал ещё Иловайский. Вниз по Днепру через пороги сплавляться — ещё туда-сюда. А вот как их вверх проходить? Это же будет потруднее, чем на Волхове! А что там творилось, мы с вами уже знаем.

Иловайский, правда, предлагал другой маршрут.

При этом в качестве доказательств, что такой путь описывался, ссылался на византийских писателей, упорно отправлявших русских князей от Константинополя к Боспору Киммерийскому. Да ещё на упоминание в Ипатьевской летописи под 1170 годом Соляного и Залозного путей.

20. Днепр

20. Днепр Согласно скандинавам, река Днепр – Непр (сканд. Nepr) [69], с. 35 – Данпр (сканд. Danpr) [69], с.

Глава 30. Днепр

Глава 30. Днепр Разгромив на Курской дуге тридцать отборных фашистских дивизий, советские войска в сентябре рвались к Днепру и Молочной: врагу не давали возможности превратить Донбасс и Левобережную Украину в пустыню.Мы с нетерпением ожидали прибытия в Харьков Строкача:

Миф битвы за Днепр

Миф битвы за Днепр Битва за Днепр – одна из наиболее мифологизированных битв Великой Отечественной войны. Еще во время войны форсирование Днепра и освобождение Киева представлялись одним из главных событий, предопределивших ее исход. Не случайно за форсирование Днепра

Миф битвы за Днепр

Миф битвы за Днепр Битва за Днепр — одна из наиболее мифологизированных битв Великой Отечественной войны. Еще во время войны форсирование Днепра и освобождение Киева представлялись одним из главных событий, предопределивших ее исход. Не случайно за форсирование Днепра

И. Днепр

И. Днепр Вроде бы уж про эту часть пути из варяг в греки и писать нечего. Днепр — река судоходная, хождение судов по ней зафиксировано с глубокой древности. Правда, если вспомнить Константина Багрянородного, то его русы почему-то свои суда делали только в Киеве, а дотуда

Битва за Днепр

Битва за Днепр С завоеванием стратегического господства в воздухе и ввиду огромных потерь люфтваффе для наших Сухопутных войск и Военно-морского флота были созданы более благоприятные условия ведения боевых действий, проведения операций, в том числе в полосе

За плацдармы на реках Днепр и Сож

За плацдармы на реках Днепр и Сож 28 сентября к реке Сож южнее Гомеля вышли войска 65-й армии Белорусского фронта и на другой день начали форсировать реку у деревни Ново-Терешковичи[188]. Противник оборонял западный берег реки Сож четырьмя пехотными дивизиями. Наши наземные

ИНД — "РЕКА" — ДНЕПР

ИНД — "РЕКА" — ДНЕПР С вещественными памятниками "степных пирамид" мы уже познакомились. Но есть еще памятники языко­вые: древние названия местностей, рек и т. д. Они пере­давались от народа к народу, переходили из эпохи в эпоху, более или менее искажались, заменялись

Днепр и его сестры

Днепр и его сестры Реки прежде были людьми. Днепр был брат, а Волга и Двина — его сестры. Остались они сиротами, натерпелись всякой нужды и придумали, наконец, пойти по белу свету и разыскать для себя такие места, где бы можно было разлиться большими реками; ходили три года,

Схватка за Днепр

Схватка за Днепр Война прошла уже полуденную отметку и стала клониться к западу. К концу лета 43-го года Жуков выглядел утомленным. С весны — бесконечные поездки по разбитым фронтовым дорогам, ночные бдения над штабными картами, совещания и вылазки на передовые. Сон

Даешь Днепр!

Даешь Днепр! …Перешли Десну по понтонному мосту. Значит, скоро Днепр! Новиков был вне себя от радости. До войны он жил на Украине. В оккупированном Днепропетровске находилась его жена, не успевшая выехать.Вчера он сказал мне:– Малиновский, а чего ты в партию не вступаешь? В

Глава 6. СХВАТКА ЗА ДНЕПР

Глава 6. СХВАТКА ЗА ДНЕПР После завершения Курской битвы генералу армии И.С. Коневу предстояло показать свое полководческое искусство в новой битве — за Днепр. По плану Ставки ВГК осенью 1943 г. намечалось нанести главный удар на юго-западном направлении с целью

8РЕКА ДНЕПР"

Глава 7 ДНЕПР (СЛАВУТИЧ)

Глава 7 ДНЕПР (СЛАВУТИЧ) Русские издревле сидели по руслам больших рек. Ловцы, рыбаки, рыбояне – занимались ловом рыбы, раков, промыслом дичи и зверя в прибрежных камышах и лесах.Крупнейшие реки Европы и самые рыбные реки: Волга, Дунай, Днепр… От истоков до устья и тысячу, и

Читайте также: