Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи

Обновлено: 18.05.2024

Единственное или, по крайней мере, главнейшее отличие человека от животных заключено в религии. Вся мудрость чело­веческая заключена в одном —познавать и почитать Бога, —та­ков на'ш догмат, таков смысл (нашего учения).

6. Татиан, христианский богослов, II в.

Не хочу царствовать, не желаю быть богатым, отказываюсь от военачалия, ненавижу блуд, я свободен от безумного често­любия, презираю смерть, я выше всякой болезни, печаль не терзает моей души. Если я раб, терплю рабство; если свободен, не хвастаюсь своим благородством. Я вижу, что одно и то же солнце для всех, что одна смерть постигает всех, живет ли кто в удовольствиях или в бедности.

7. Анонимный христианский памятник 11—111 вв. н. э.

В своем отечестве живут они, но как иноземцы. Всякая чужбина для них — отечество, и всякое отечество — чужбина. Они пребывают во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но гражданство имеют на небе. Они повинуются установ­ленным законам и своею жизнью побеждают законы. Они любят всех и всеми преследуются.

ДОСТИЖЕНИЯ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

6. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа, 1869

Н. Я. Данилевский (1822—1885) — выдающийся российский культуролог.

Политический смысл римлян не имеет себе подобного. Не­большое зерно кристаллизует около себя племена Лациума и подчиняет себе мало-помалу, постепенно, систематически, а не завоевательными порывами — весь бассейн Средиземного мо­ря и всю западную европейскую окраину Атлантического оке­ана Свободолюбивые римляне никогда, однако же, не теряют дара повиновения, дара подчинения своей личной воли воле об­щей, для воплощения которой среди республики оставляется ими место для диктатуры .. Этого мало. Сообразно возрастанию государства они изменяют форму правления, переменяя рес­публику на империю, которая делается учреждением вполне на­родным, держащимся не внешнею силою, — ибо сколько было слабых, ничтожных императоров, — а волею народною, инс­тинктивно чувствовавшей необходимость империи для под­держания разросшегося государства в трудные и опасные вре­мена. Взаимные отношения граждан определяются в продолже­ние государственной жизни Рима самым точным и полным образом и составляют собою совершеннейший кодекс граждан­ских законов.

Но в Риме, так же как и в Греции, рабство составляет основ­ной, фундаментальный факт общественного строя. Культурная деятельность . совершенно незначительна, в науке, в философ­ском мышлении, так же как и в искусствах, за исключением ар­хитектуры, Рим не производит ничего оригинального.

9. О. Шпенглер. Закат Европы, 1918—1922

Цивилизация 1 —неизбежная судьба культуры, Они —завер­шение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение. Они — конец без права обжалования ..

Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт. . что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замы­кающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия .. представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Вспомните, какую роль в жизни циви­лизованных обществ играют письменные законы? В чем их пре­имущества перед обычным правом'' Когда в Риме впервые по­явились письменные законы и при каких обстоятельствах? Ка­кие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись? Какие изменения произошли в праве и су­дебной процедуре в эпоху империи? Объясните, как это было связано с общими политическими процессами. Подумайте, ка­кое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности Какая существо­вала связь между гражданскими идеалами римлян и созданным ими правом?

Подведите общий итог и расскажите, какие изменения пре­терпели идеалы римского общества

Вспомните, как христиане относились к государству, в чем ви­дели главный смысл земной жизни

Западноевропейская цивилизация в средние века

Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходе Средневековья об рести новые силы и вырваться на мировые просторы.

В истории цивилизации, как и в человеке скоп жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.

Жак Ле Гофф, современный французский историк

Варварство против цивилизации

Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена пере­шли через Рейн и пытались осесть в римской провин­ции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый реши­тельный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укреп­ления, которые назывались Римским валом.

Вся их жизнь проходит в охоте и военных заняти­ях: с раннего детства они (закаляются), приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.

Юлий Цезарь о воинственных германцах в I в. до н. э.

Это мирное сосуществование было нарушено уже во II—III вв. н. э., когда в движение пришли восточ­ногерманские племена — готы. Поселившись в При­черноморье, они совершали оттуда набеги на импе­рию. В IV в. началось Великое переселение народов — массовые перемещения германских и негерманских племен.

Под натиском гуннов — кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе совре­менного города Тулузы, в 418г. было создано первое варварское королевство на территории Римской импе­рии.

В начале V в. в Галлию хлынули и другие герман­ские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовав­шиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессив­ные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуостро­ва, а затем высадились в Северной Африке.

Вестготы — западные готы, во 11—111 вв. н. э. рассели­лись по Днестру и Нижнему Дунаю. Остготы — восточные готы — заняли земли на вос­ток от Днестра, до берегов Черного и Азовского морей.

Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рей­не, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появи­лось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса.

В этой бурной катастрофической обстановке прак­тически незамеченным прошло знаменательное собы­тие — в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть рим­ские императоры потеряли гораздо раньше.

Между тем на территорию бывшей Западной Рим­ской империи продолжали вторгаться германские пле­мена. Одно за другим образовывались варварские -ко­ролевства.

В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись фран­ки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Гал­лии и Бургундии. С середины V в. германские племе­на стали активно осваивать Британию, воюя с мест­ным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских коро­левств.

Образование варварских королевств не создало об­становки стабильности. Новые государства вели меж­ду собой постоянные войны, их границы были непо­стоянны, а жизнь, как правило, недолговечной.

Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, кото­рые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и обра­зовали обширное Остготское королевство, включив­шее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Ил­лирии, а позднее — Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена дру­гим германским племенем — лангобардами.

Эта довольно хаотичная картина дополнялась не­прерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государствен­ности.

Волны варварских нашествий постепенно успо­каивались, но обстановка в Западной Европе еще дол­го оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинст­венных норманнов — германских народов, населяв­ших скандинавские страны. В конце VII — начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела на­ступление на европейский мир и утвердила свое гос­подство над Северной Африкой и большей частью Ис­пании.

Разрушение или созидание?

На Западе появился новый мир, возникший благо­даря слиянию римского и варварского миров.

Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные про­изведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее су­ществования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень.

Современники с ужасом описывали бедствия, обру­шившиеся на некогда процветавшие земли.

На Испанию набросились варвары; с немень­шей яростью обрушились заразные болезни. Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину. В городах, деревнях, виллах, вдоль до­рог и на перекрестках, здесь и там — повсюду смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем по­жаре.

Современники о событиях V в.

В Остготском королевстве продолжала действо­вать римская система образования, и варвары попол­няли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и исто­рики.

Иначе к плодам цивилизации относились те варва­ры, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, не были готовы к усвоению античных достижений и потому последст­вия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в са­мой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, ук­рашенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные от­ношения и законы, как и люди, вскормленные куль­турой Рима.

Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени пере­нимали варвары. В эпоху ее детства произошел важ­нейший сдвиг — переход к феодализму. И этот слож­нейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые соци­ально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодей­ствие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется син-тезным.

Каким образом происходил синтез? На террито­рии бывшей Римской империи частично были унич­тожены, а частично еще сохранялись большие по­местья римской знати. Но, как вы помните, их вла­дельцы в основном использовали труд колонов, а ра­бов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посажен­ные на землю, фактически были арендаторами. Ря­дом с такими поместьями селились общины герман­цев. К V—VI вв. германская община уже начала рас­слаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или заве­щать, т. е. пользоваться ими как частной собственно­стью. В коллективной собственности общины остава-

лись только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможности покупать и про­давать землю среди германцев росло крупное земле­владение.

Так зарождались два класса феодального общества: феодалы — собственники земли, и крестьяне, полу­чавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного догово­ра: феодал не мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственной земли, а кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите.

Но феодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы, где осу­ществился синтез римского и варварского миров. Бы­стрее всего становление феодализма шло там, где рим­ские и варварские начала были уравновешены (в Севе­ро-Восточной Галлии), медленнее — там, где варвары не сумели разрушить римские рабовладельческие вил­лы (Италия), и там, где римские начала были слиш­ком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлии феодализм утвердился уже в VIII—IX вв., в Италии — к Хв., в Британии — к XI в., в Германии — только к XII сто­летию.

Единство или многообразие Европы?

Третья доля земли зовется, братья, Европой. Много живет в ней племен: названьями, нравами, бытом, Речью и верою в Бога они друг от друга отличны.

Средневековый поэт монах Эккехарт, X в.

Западноевропейская цивилизация, какой мы зна­ем ее сейчас, — это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сло­жилась не сразу.

На первых порах Западная Европа состояла из ря­да разобщенных и довольно неустойчивых варвар­ских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко от­личавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто при­нял христианство, продолжали верить в своих старых богов.

И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано — на рубеже VIII—IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством.

Достигнув наивысшего расцвета при короле Кар­ле Великом (годы правления 768—814), который ак­тивно вел завоевательную политику, оно превра­тилось в огромную империю, объединившую различ­ные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке (см. карту на с. 136).

Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непроч­ным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Ве­ликого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, вклю­чавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лота-ря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств — Франции, Германии и Италии.

Священная Римская империя была, по сути, доста­точно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Евро­пы — выделению самостоятельных национальных го­сударств. Это был длительный и мучительный про­цесс, сопровождавшийся войнами и переделами гра­ниц, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья.

Каролингская империя, Византия и исламский мир в начале IX в.

Г I Империя Карла Великого

Г I Византийская империя

И все-таки империи Карла Великого и Оттона I вы­полнили свою объединяющую роль, которая прояви­лась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевро­пейской цивилизации с ее великим предшественни­ком — Римом.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием рим­ско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей па­ствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительно­стью вероисповедания.

Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие циви-лизационные основы: наследие античности и варвар­ского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культур­ные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации.

Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинх­ронность помогали выправлять связи и даже само со­седство с теми странами, в которых быстрее зарожда­лись новые тенденции. Различные европейские стра­ны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом — одна из причин ее динамичности и долголетия.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Суд в Российской империи

Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.

А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.


Княжеский суд. Гравюра


К. Лебедев "Новгородское вече"

В Московской Руси в XV-XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.


Судебник Ивана III. Заглавный лист


Судебник Ивана Грозного (схема)


"Уложение" царя Алексея Михайловича

Суд при Петре I


Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Суд при Екатерине II

Схема судебной реформы Екатерины II

Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сослов­ный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных нача­лах, которые сочетались с назначением.

Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уез­дов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую — на уров­не губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная ин­станция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы сле­дующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер­нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императ­рицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.

У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей ин­станцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, изби­равшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными мес­тами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.

Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.

Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.

Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II


В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Судебная реформа 1864 года в России.

Суд при Александре III


Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Суд при Николае II

При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.


Судопроизводство в Российской империи

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь, в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов. С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.


В. Серов "Портрет императора Николая II"

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Единственное или, по крайней мере, главнейшее отличие человека от животных заключено в религии. Вся мудрость чело­веческая заключена в одном —познавать и почитать Бога, —та­ков на'ш догмат, таков смысл (нашего учения).

6. Татиан, христианский богослов, II в.

Не хочу царствовать, не желаю быть богатым, отказываюсь от военачалия, ненавижу блуд, я свободен от безумного често­любия, презираю смерть, я выше всякой болезни, печаль не терзает моей души. Если я раб, терплю рабство; если свободен, не хвастаюсь своим благородством. Я вижу, что одно и то же солнце для всех, что одна смерть постигает всех, живет ли кто в удовольствиях или в бедности.

7. Анонимный христианский памятник 11—111 вв. н. э.

В своем отечестве живут они, но как иноземцы. Всякая чужбина для них — отечество, и всякое отечество — чужбина. Они пребывают во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но гражданство имеют на небе. Они повинуются установ­ленным законам и своею жизнью побеждают законы. Они любят всех и всеми преследуются.

ДОСТИЖЕНИЯ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

6. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа, 1869

Н. Я. Данилевский (1822—1885) — выдающийся российский культуролог.

Политический смысл римлян не имеет себе подобного. Не­большое зерно кристаллизует около себя племена Лациума и подчиняет себе мало-помалу, постепенно, систематически, а не завоевательными порывами — весь бассейн Средиземного мо­ря и всю западную европейскую окраину Атлантического оке­ана Свободолюбивые римляне никогда, однако же, не теряют дара повиновения, дара подчинения своей личной воли воле об­щей, для воплощения которой среди республики оставляется ими место для диктатуры .. Этого мало. Сообразно возрастанию государства они изменяют форму правления, переменяя рес­публику на империю, которая делается учреждением вполне на­родным, держащимся не внешнею силою, — ибо сколько было слабых, ничтожных императоров, — а волею народною, инс­тинктивно чувствовавшей необходимость империи для под­держания разросшегося государства в трудные и опасные вре­мена. Взаимные отношения граждан определяются в продолже­ние государственной жизни Рима самым точным и полным образом и составляют собою совершеннейший кодекс граждан­ских законов.

Но в Риме, так же как и в Греции, рабство составляет основ­ной, фундаментальный факт общественного строя. Культурная деятельность . совершенно незначительна, в науке, в философ­ском мышлении, так же как и в искусствах, за исключением ар­хитектуры, Рим не производит ничего оригинального.

9. О. Шпенглер. Закат Европы, 1918—1922

Цивилизация 1 —неизбежная судьба культуры, Они —завер­шение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение. Они — конец без права обжалования ..

Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт. . что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замы­кающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия .. представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Вспомните, какую роль в жизни циви­лизованных обществ играют письменные законы? В чем их пре­имущества перед обычным правом'' Когда в Риме впервые по­явились письменные законы и при каких обстоятельствах? Ка­кие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись? Какие изменения произошли в праве и су­дебной процедуре в эпоху империи? Объясните, как это было связано с общими политическими процессами. Подумайте, ка­кое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности Какая существо­вала связь между гражданскими идеалами римлян и созданным ими правом?

Подведите общий итог и расскажите, какие изменения пре­терпели идеалы римского общества

Вспомните, как христиане относились к государству, в чем ви­дели главный смысл земной жизни

Западноевропейская цивилизация в средние века

Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходе Средневековья об рести новые силы и вырваться на мировые просторы.

В истории цивилизации, как и в человеке скоп жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.

Жак Ле Гофф, современный французский историк

Варварство против цивилизации

Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена пере­шли через Рейн и пытались осесть в римской провин­ции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый реши­тельный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укреп­ления, которые назывались Римским валом.

Вся их жизнь проходит в охоте и военных заняти­ях: с раннего детства они (закаляются), приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.

Юлий Цезарь о воинственных германцах в I в. до н. э.

Это мирное сосуществование было нарушено уже во II—III вв. н. э., когда в движение пришли восточ­ногерманские племена — готы. Поселившись в При­черноморье, они совершали оттуда набеги на импе­рию. В IV в. началось Великое переселение народов — массовые перемещения германских и негерманских племен.

Под натиском гуннов — кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе совре­менного города Тулузы, в 418г. было создано первое варварское королевство на территории Римской импе­рии.

В начале V в. в Галлию хлынули и другие герман­ские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовав­шиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессив­ные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуостро­ва, а затем высадились в Северной Африке.

Вестготы — западные готы, во 11—111 вв. н. э. рассели­лись по Днестру и Нижнему Дунаю. Остготы — восточные готы — заняли земли на вос­ток от Днестра, до берегов Черного и Азовского морей.

Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рей­не, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появи­лось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса.

В этой бурной катастрофической обстановке прак­тически незамеченным прошло знаменательное собы­тие — в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть рим­ские императоры потеряли гораздо раньше.

Между тем на территорию бывшей Западной Рим­ской империи продолжали вторгаться германские пле­мена. Одно за другим образовывались варварские -ко­ролевства.

В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись фран­ки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Гал­лии и Бургундии. С середины V в. германские племе­на стали активно осваивать Британию, воюя с мест­ным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских коро­левств.

Образование варварских королевств не создало об­становки стабильности. Новые государства вели меж­ду собой постоянные войны, их границы были непо­стоянны, а жизнь, как правило, недолговечной.

Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, кото­рые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и обра­зовали обширное Остготское королевство, включив­шее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Ил­лирии, а позднее — Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена дру­гим германским племенем — лангобардами.

Эта довольно хаотичная картина дополнялась не­прерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государствен­ности.

Волны варварских нашествий постепенно успо­каивались, но обстановка в Западной Европе еще дол­го оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинст­венных норманнов — германских народов, населяв­ших скандинавские страны. В конце VII — начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела на­ступление на европейский мир и утвердила свое гос­подство над Северной Африкой и большей частью Ис­пании.

Разрушение или созидание?

На Западе появился новый мир, возникший благо­даря слиянию римского и варварского миров.

Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные про­изведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее су­ществования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень.

Современники с ужасом описывали бедствия, обру­шившиеся на некогда процветавшие земли.

На Испанию набросились варвары; с немень­шей яростью обрушились заразные болезни. Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину. В городах, деревнях, виллах, вдоль до­рог и на перекрестках, здесь и там — повсюду смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем по­жаре.

Современники о событиях V в.

В Остготском королевстве продолжала действо­вать римская система образования, и варвары попол­няли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и исто­рики.

Иначе к плодам цивилизации относились те варва­ры, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, не были готовы к усвоению античных достижений и потому последст­вия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в са­мой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, ук­рашенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные от­ношения и законы, как и люди, вскормленные куль­турой Рима.

Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени пере­нимали варвары. В эпоху ее детства произошел важ­нейший сдвиг — переход к феодализму. И этот слож­нейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые соци­ально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодей­ствие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется син-тезным.

Каким образом происходил синтез? На террито­рии бывшей Римской империи частично были унич­тожены, а частично еще сохранялись большие по­местья римской знати. Но, как вы помните, их вла­дельцы в основном использовали труд колонов, а ра­бов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посажен­ные на землю, фактически были арендаторами. Ря­дом с такими поместьями селились общины герман­цев. К V—VI вв. германская община уже начала рас­слаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или заве­щать, т. е. пользоваться ими как частной собственно­стью. В коллективной собственности общины остава-

лись только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможности покупать и про­давать землю среди германцев росло крупное земле­владение.

Так зарождались два класса феодального общества: феодалы — собственники земли, и крестьяне, полу­чавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного догово­ра: феодал не мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственной земли, а кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите.

Но феодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы, где осу­ществился синтез римского и варварского миров. Бы­стрее всего становление феодализма шло там, где рим­ские и варварские начала были уравновешены (в Севе­ро-Восточной Галлии), медленнее — там, где варвары не сумели разрушить римские рабовладельческие вил­лы (Италия), и там, где римские начала были слиш­ком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлии феодализм утвердился уже в VIII—IX вв., в Италии — к Хв., в Британии — к XI в., в Германии — только к XII сто­летию.

Единство или многообразие Европы?

Третья доля земли зовется, братья, Европой. Много живет в ней племен: названьями, нравами, бытом, Речью и верою в Бога они друг от друга отличны.

Средневековый поэт монах Эккехарт, X в.

Западноевропейская цивилизация, какой мы зна­ем ее сейчас, — это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сло­жилась не сразу.

На первых порах Западная Европа состояла из ря­да разобщенных и довольно неустойчивых варвар­ских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко от­личавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто при­нял христианство, продолжали верить в своих старых богов.

И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано — на рубеже VIII—IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством.

Достигнув наивысшего расцвета при короле Кар­ле Великом (годы правления 768—814), который ак­тивно вел завоевательную политику, оно превра­тилось в огромную империю, объединившую различ­ные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке (см. карту на с. 136).

Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непроч­ным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Ве­ликого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, вклю­чавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лота-ря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств — Франции, Германии и Италии.

Священная Римская империя была, по сути, доста­точно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Евро­пы — выделению самостоятельных национальных го­сударств. Это был длительный и мучительный про­цесс, сопровождавшийся войнами и переделами гра­ниц, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья.

Каролингская империя, Византия и исламский мир в начале IX в.

Г I Империя Карла Великого

Г I Византийская империя

И все-таки империи Карла Великого и Оттона I вы­полнили свою объединяющую роль, которая прояви­лась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевро­пейской цивилизации с ее великим предшественни­ком — Римом.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием рим­ско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей па­ствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительно­стью вероисповедания.

Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие циви-лизационные основы: наследие античности и варвар­ского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культур­ные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации.

Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинх­ронность помогали выправлять связи и даже само со­седство с теми странами, в которых быстрее зарожда­лись новые тенденции. Различные европейские стра­ны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом — одна из причин ее динамичности и долголетия.

Существенные изменения в уголовном праве Рима происходят под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений (crimen publicum). Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Появляется также большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относилось также присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т.п. В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений, среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п. Существовал также целый ряд религиозных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться "обиды", прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт. В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности. В их число входили кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т.д.

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы. Широко применялись различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры. Сенатус-консультом, принятым в 10 году н.э., предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь. Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. В то же самое время лица низшего сословного положения наказывались смертной казнью за 31 вид преступлений. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана — три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от ареста.

В римском уголовном праве классической эпохи наблюдался некоторый прогресс в области юридической техники (разработка понятий вины, соучастия, покушения и т.п.), но рост произвола императоров привел к тому, что многие эти общие и важные категории не использовались в практике императорских судов. Однако впоследствии они оказали определенное влияние на развитие средневекового права Западной Европы, хотя королевская власть заимствовала из арсенала римского уголовного права прежде всего его карательные и репрессивные положения.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: