А суд кто за древностию

Обновлено: 18.05.2024


С той поры, как вождь пустынных завоевателей — Иисус Навин отдал богу душу и вплоть до назначения первого израильского царя — Саула, прошло лет двести и все они были не спокойны. По разнарядке бога и руководствуясь его инструкциями, богоизбранный народ продолжал зачистку территории. Процесс шел ни шатко, ни валко. То сиеста, то хамсин, то праздники. Ну и лень, конечно.

В какой-то момент, вместо того, чтоб продолжать изгонять язычников со святой земли, еще и между собой меситься начали, отжатые территории пилить по новой пытались. Совсем бога забыли.

Вот в этот период анархии, когда каждый творил справедливость по своему разумению, бог подсказал идею, как все же упорядочить спонтанные проявления инициативы и придумал временные правила управления стадом.

Согласно им, каждая приличная отара выбирала себе Судью, иногда один судья приходился на несколько отар (там уж как везло на авторитетных). Решение судьи признавалось истинной в последней инстанции. Спорить было не рационально. Судья был или мудр, или имел армию. Исключения, конечно, были. За двести-то лет, как не быть.

Некоторых судей выделил и бог, и люди, и учебники истории. Про последнего судью Самуила, самого мудрого, назначившего первого иудейского царя, опустим, а расскажем про двух других. Про Барака и Дебору.

Барак был судьей и по совместительству военачальником (тут ассоциативный ряд выстраивает трибунал, гауптвахту и штрафбат). Дебора (на иврите "пчела") была судьей, пророчицей и единственной бабой в клане судей (и вот тут фантазию уже трудно остановить, она рисует хрустальный шар, бубен и заячью лапку в волосах).

В то время, когда эта сладкая парочка Твикс рулила международным и внутриколенным правом своей части стада, семитов третировал мелкопоместный (по масштабам Чингиз Хана), но основательно богатый (по представлениям соседей) царь Хацора (Асора) — Явин. Очень ему не нравились дикие варвары, вывалившиеся из пустыни и диктующие цивилизованным ханаанцам свои правила единобожия.

К ногтю их, ату их, бей жидов, спасай Россию Ханаан. Ну, или как-то так.

Однако, концентрация евреев на одну Землю Обетованную, достигала вполне приличных размеров. Если бы они еще и объединились опять, то вполне могли дать отпор богатым древним антисемитам. Дело оставалось за малым. Забыть прошлые обиды, забыть, что в недавних гражданских войнах почти под чистую вырезали два колена своих собратьев и собраться на фронт с иноверцами.

Ну и опять же, не последним был вопрос корысти. Царство Хацора единолично пользовало самые плодородные земли всеми желаемой Изреэльской долины и подмяло под себя часть старинного торгового пути Виа Марис, с восточной стороны горы Кармель. Очень хотелось детям божьим отжать это богатство себе. Ну а кто бы не хотел? Не они первые, не они последние.

Ну и тогда, единственная баба при власти и бухгалтерских счётах (кто же должен был баланс выгоды посчитать), судья Дебора, призвала мужиков к ответу и оружию. Сбор военизированной колонны велела начать на горе Фавор (Табор).

Но не тут-то было. Мужики воевать не торопились, на лозунги не откликнулись, а все граждане призывного возраста очень даже жизнерадостно попрятались в свои наделы, отжатые еще при Иисусе Навине.

Дебора, естественно, гневно всех трусов обличала, трясла своим хрустальным шаром и ругалась не по цивильному:

Рувиму: "Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад?" Галааду и Дану: "Галаад живет спокойно за Иорданом и Дану чего бояться с кораблями?"

И тут даже её союзник, и судья-сосед Барак засобирался спустить всё на тормозах, неожиданно выдал Деборе:"…если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду." Рассчитывал, что тетка не пойдет на войну, испугается и перестанет зазывать на фронт.

А Дебора такая, рукой на свою пальму махнула, под которой сидела "жила под Пальмою Дебориною и приходили к ней сыны Израилевы на суд"(Суд. 4:5) и ломанулась в гущу исторических событий. Ну и как положено пророчице, накаркала всякого в карму Бараку. И вообще пообещала, что вся слава от победы достанется женщине, убившей главнокомандующего армии противника. Но, главное, победу гарантировала и во главе колонны двинула.

Ободренные обещанной викторией и потенциальной славой завоевателей, израильские мужики расстарались на славу. Утопили в жидких берегах реки Кисон, разлившейся после дождей, всю танковую бригаду (девятьсот ханаанских колесниц) и разбили пешего врага. А военачальника Сисару, загнали в стан к своим союзникам, кенеянам.

Вот там и добили бедолагу.

Яэль, жена одного из кенеян, пригласила Сисару в свой шатер. Она дала ему выпить молока, укрыла его и вышла сторожить шатер снаружи. Когда Сисара заснул, она "взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер".

Очень гостеприимная оказалась. Отлично встретила гостя, еще лучше проводила. Просто женщина — ангел.

Когда в стане кенеян объявился Барак, разыскивающий Сисару и желающий сам его распустить на завтрак сомам, Яэль вышла ему навстречу, привела к своему шатру и сказала: "войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь". И предъявила свою инсталляцию.

На радостях Дебора воспела победную песню: "Израиль отмщен. Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву".(Суд. 5:2-3)

Этот текст считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии.

Читайте также: