Какие государственные органы и профессиональные объединения представляют судья прокурор адвокат

Обновлено: 27.04.2024

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Например, коллегии - независимые, самоуправляемые профессиональные организации.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеющим свои печать и штамп, расчетный и валютный счета в банке. Она не является коммерческой организацией, ибо создается не для извлечения прибыли. Образование коллегии происходит по инициативе группы учредителей. Учредители должны соответствовать требованиям, предъявляемым к адвокатам (ст. 22 Закона).

Организация и порядок деятельности коллегии определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании (конференции) коллегии. Устав коллегии адвокатов должен предусматривать: наименование и цели деятельности коллегии; ее структуру; порядок урегулирования разногласий внутри коллегии; условия членства и его прекращения; статус члена коллегии; порядок привлечения адвокатов и стажеров к ответственности; порядок получения, расходования денежных средств, выплаты гонораров; компетенцию органов коллегии и порядок их формирования; сроки их полномочий и оплата труда; порядок отчетности, отзыва и прекращения их полномочий; организация и порядок деятельности юридических консультаций, бюро, фирм, кабинетов, других структур коллегии; источники образования средств и иного имущества; порядок прекращения и приостановления деятельности коллегии.

Органами коллегии адвокатов являются: общее собрание (конференция), президиум коллегии адвокатов, председатель президиума, ревизионная комиссия, квалификационная комиссия.

Высший орган коллегии - общее собрание ее членов, созываемое не реже одного раза в год. В коллегиях, насчитывающих более 300 человек, вместо общего собрания могут созываться конференции.

Общее собрание (конференция) коллегии адвокатов:

заслушивает отчеты о деятельности президиума, ревизионной и квалификационной комиссий и дает им оценки;

избирает президиум (7 - 15 человек), ревизионную и квалификационную комиссии;

устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии;

рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии;

определяет структуру коллегии и ее президиума;

6) решает вопрос о досрочном отзыве членов президиума, ревизионной и квалификационной комиссий, не оправдавших до- верия коллегии;

избирает члена президиума вместо выбывшего;

решает другие вопросы, касающиеся деятельности коллегии.

Президиум коллегии адвокатов является ее исполнительным органом.

Президиум коллегии адвокатов:

созывает общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов;

организует юридические консультации, бюро, другие структуры коллегии, ставит вопрос об их регистрации в Минюсте РФ и его органах;

контролирует деятельность юридических консультаций, назначает и освобождает от работы их заведующих (исключая те консультации, которые избирают заведующих самостоятельно), предоставляет средства для ремонта помещений, обеспечивает консультации оргтехникой, пособиями, кодексами, следит за работой со стажерами;

Союзы и ассоциации адвокатов не руководят коллегиями, не организуют их профессиональную деятельность.

принимает в состав коллегии стажеров и адвокатов (по рекомендации квалификационной комиссии), организует учебу и повышение квалификации стажеров и молодых адвокатов;

распределяет стажеров и адвокатов по юридическим консультациям, решает вопросы их перевода из одной консультации в другую (однако президиум не вправе навязывать бюро, кабинетам и фирмам компаньонов);

отчисляет и исключает из коллегии адвокатов и стажеров по основаниям, установленным законом, и при наличии соответствующего заключения квалификационной комиссии;

утверждает штаты и сметы юридических консультаций;

обобщает опыт работы адвокатов, издает научно-методические пособия;

утверждает членов ученого совета;

применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках;

11) принимает решения об оказании юридической помощи бесплатно (такие решения обязательны для юридических консультаций);

распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой;

представляет адвокатуру в государственных и общественных организациях;

организует справочную работу по законодательству и судебной практике;

15) ведет статистику работы коллегии и финансовую отчетность. Председатель президиума коллегии адвокатов:

председательствует на заседаниях президиума;

является распорядителем денежных средств коллегии;

организует работу президиума и подготавливает вопросы для рассмотрения на его заседаниях, включая прием в коллегию, отчисление и исключение из нее;

организует проверку жалоб на действия адвокатов и материалы проверки передает на рассмотрение общему собранию (конференции) коллегии или ее президиуму, или собранию адвокатов юридической консультации, бюро, фирмы;

руководит работой аппарата президиума, осуществляет прием и увольнение его сотрудников;

осуществляет контроль за исполнением решений общего собрания (конференции) коллегии и ее президиума.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Коммерческие фирмы и трудовые договоры: какие изменения ждут адвокатуру

Минюст снова планирует изменить закон об адвокатской деятельности. Сначала об этом сказал глава ведомства Константин Чуйченко на последнем Всероссийском съезде адвокатов, а потом ту же инициативу обсудили в Совете Федерации. Отдельные идеи перекликаются с Концепцией регулирования рынка профессиональной юридической помощи, которую уже много лет готовит Минюст.

Фирмы, а не НКО

Сейчас есть четыре формы адвокатских образований: кабинет, коллегия, бюро и юридическая консультация. Три последние — некоммерческие организации. Кабинет же юрлицом не является. Эту форму может использовать адвокат как минимум с тремя годами стажа, который решил работать сам. По информации ФПА, кабинетов больше, чем остальных адвокатских образований. При этом 65% адвокатов работают в коллегиях. Дело в том, что эта форма адвокатского образования предполагает членство и изначально ориентирована на большее количество адвокатов, чем бюро. В коллегии есть учредители, а есть простые члены. В бюро все адвокаты — партнеры. Юрконсультация — самая необычная форма. Ее создает адвокатская палата в том судебном районе, где очень мало адвокатов — только один на каждого федерального судью. Такая практика существует, например, в Якутии.



Основными преимуществами адвокатских фирм является возможность найма адвокатов по трудовому контракту и наличие корпоративной дифференциации голосов между адвокатами-партнерами при принятии общих решений. На совете партнеров у партнера-основателя может быть 10 голосов, у старших партнеров — по пять, а у младших — по одному. Сейчас это незаконно.

Трудовые договоры и профсоюзные проблемы

В конце 2020 года Минюст отказался регистрировать Всероссийский независимый профсоюз адвокатов. Его хотел создать адвокат Игорь Трунов, у которого не лучшие отношения с ФПА. Однажды он даже судился с ней. Конечно, отказали Трунову вовсе не из-за недопониманий с Федеральной палатой. Адвокаты не могут создавать профсоюз, такое право есть только у работников, решил Минюст. Оспорить этот подход ни в Замоскворецком районном, ни в Московском городском суде Трунову не удалось (дела № 02а-1638/2020 и № 33а-2549/2021). Профсоюз создается для защиты социально-трудовых прав работников, а не адвокатов, указали обе инстанции.

При этом уже много лет функционирует Профсоюз адвокатов России. За несколько месяцев до того, как Минюст отказал Трунову, Минтруд опубликовал проект профстандарта юриста для общественного обсуждения. Из пояснительной записки следует, что ведомство привлекало ПАР к разработке этого документа.

В конце 2020-го Профсоюз подписал отраслевое соглашение в сфере адвокатуры с Общероссийским отраслевым объединением работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В ФПА это расценили как попытку присвоить функции органов адвокатуры . Правда, полномочия палаты в законе об адвокатской деятельности сформулированы так широко, что вмешательством в ее дела можно посчитать многие действия по защите прав адвокатов. Есть и другая сложность: отраслевые соглашения — это институт трудового права, а адвокат пока что не может быть работником.


Государственный орган может ликвидировать профсоюз в том же порядке, что и любое другое юридическое лицо. Например, если тот нарушит Конституцию. Профсоюз адвокатов России не создает таких оснований. Поэтому Минюст ничего не может сделать с его регистрацией.

Юристы-трудовики по-разному относятся к праву адвокатов на профсоюзы. В законе о профсоюзах определение такого объединения шире, чем то, которое можно вывести из Трудового кодекса, замечает Ольга Дученко, адвокат и старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × . Если руководствоваться широким подходом, можно обосновать право адвокатов на профсоюз и сейчас, считает она. У адвокатов есть право на объединение по профессиональному признаку, но реализовывать его надо не через профсоюзы, уверен Юрий Иванов, адвокат и советник практики трудового права Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × . А Михаил Герман, руководитель практики трудового права GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании × считает, что у адвокаты могут создавать профсоюзы. Это объединения по профессиональному признаку, они не зависят от трудовых отношений, объясняет юрист.

В телеграм-канале мы попросили читателей-адвокатов рассказать, нужны ли им профсоюзы. Большая часть тех, кто назвал себя адвокатом, считают, что профсоюзы защищают права работников, а не адвокатов. Интересно, как изменится их мнение, если адвокаты смогут стать работниками, как этого хочет Минюст.


Судя по комментариям, многих беспокоит финансовый вопрос. Не все готовы платить взносы в профсоюз. Одни считают, что профсоюзы дублируют функции палат. Другие настаивают, что эти объединения могут стать рычагом воздействия на ФПА. А третьи недовольны правозащитной деятельностью палат, но и в силу профсоюзов не верят.

Вахтанг Федоров, заместитель Абукова и партнер ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Финансовое/Банковское право × , говорит, что Профсоюз решает в том числе и проблемы тех, кто работает по назначению. Это около 70 % адвокатов, отмечает спикер. Основные вопросы: размер оплаты, ее своевременность и справедливость распределения дел по назначению. Всем этим занимаются и адвокатские палаты, и Профсоюз, но полномочия у них все-таки разные, объясняет Федоров.


Для Профсоюза адвокатов первоочередная задача — обеспечить достойный размер оплаты и ее своевременность при работе по назначению. Эту задачу мы решаем в рамках механизмов социального партнерства, в том числе с органами госвласти. Например, недавно Профсоюз на правительственном уровне инициировал решение вопроса о ежегодной индексации размера базовой ставки, которая давно не повышалась.

Вахтанг Федоров, заместитель председателя Профсоюза адвокатов России, партнер ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Финансовое/Банковское право ×

Новые реестры и QR-коды в удостоверениях

Минюст планирует создать две базы данных — Единый государственный реестр российских адвокатов и Реестр электронных ордеров — и дополнить удостоверение адвоката QR-кодом. Этих инициатив в опубликованном проекте Концепции нет.


Вряд ли оправданно создавать единый реестр всех ордеров, оформляемых адвокатскими образованиями. Но такой реестр возможен по делам, где адвокаты участвуют по назначению следователя или суда.

Геннадий Шаров, вице-президент ФПА

Если электронные ордера появятся, а процессуальное законодательство не изменится, у адвокатов могут требовать ордера на бумаге, предупреждает Александр Забейда, управляющий партнер АБ Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × . Электронные ордера просто зафиксировать в одном реестре, а благодаря этому, скорее всего, будет проще вступить в дело, полагает Андрей Гривцов, старший партнер АБ Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41 место По выручке Профайл компании × . Но если с электронным ордером что-то пойдет не так, главный риск как раз недопуск в дело или к задержанному клиенту, подчеркивает Забейда. Правильнее не изменять форму ордера, а отказаться от этого документа, добавляет Гривцов. В большинстве случаев адвокат сам выписывает его себе. Подтверждать возможность участия адвоката в конкретном деле должны только его удостоверение и согласие доверителя, убежден юрист.

Госбюро против адвокатов

Госбюро существуют и сейчас. Они работают в системе бесплатной юрпомощи вместе с адвокатами, нотариусами, госорганами и юрклиниками. Регионы сами определяют, кто оказывает бесплатную юрпомощь на их территории, поэтому госбюро есть только в 26 субъектах. В этих регионах система БЮП работает лучше, утверждает Чуйченко. Значит, бюро должны появиться во всех регионах и стать основными субъектами при оказании бесплатной юрпомощи, полагает он.


Идея Минюста не нравится адвокатам. Алексей Галоганов, президент Федерального союза адвокатов России, и Гасан Мирзоев, глава Гильдии российских адвокатов, направили президенту письмо с критикой этой инициативы. Кроме поста во ФСАР, Галоганов занимает должность вице-президента ФПА и главы палаты Московской области. Из письма следует, что его авторы недовольны стремлением Минюста отодвинуть адвокатов на второй план. Шаров считает, что о нарушении профессиональных прав адвокатов говорить пока рано. Но на одном из последних совещаний с Минюстом он все-таки попросил ведомство обсудить развитие сети госбюро с адвокатами, а чуть позже опубликовал заметку, где настаивает, что расширять систему госбюро не нужно. Минюст же оправдывается тем, что в некоторых регионах бесплатную юрпомощь оказывают слишком мало адвокатов.

Но министерство, судя по всему, не собирается оставлять адвокатов без работы. Нас заверили, что, если идея реализуется, работники госбюро будут вести первичный прием и давать консультации, а адвокаты — ходить в госорганы и суды.

* На сайте Минюста страница с опубликованной в октябре 2017-го Концепцией недоступна.


Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100


Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Заместитель председателя Конституционного Суда РФ в отставке, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.



В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

  • дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
  • представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя доверителя в гражданском (суды общей юрисдикции, арбитраж) и административном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Адвокаты иностранных государств, которые осуществляют адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом юстиции в специальном реестре. Порядок ведения такого реестра определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещено.

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

Адвокат вправе:

  • собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;
  • опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
  • собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
  • беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
  • фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Адвокат не вправе:

1. принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2. принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

  • имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
  • участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
  • состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
  • оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3. занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4. делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5. разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6. отказаться от принятой на себя защиты.

Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Читайте также: