Какие дела рассматривает экономический суд рб

Обновлено: 19.05.2024

Важное место среди органов государственной власти занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной.

Судебная власть является одной из трёх ветвей власти, о которых говорится в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Основы её конституционно-правового статуса закреплены в шестой главе Конституции (в соответствии со ст.109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам; система судов строится на принципах территориальности и специализации), а также в Кодексе Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", других нормативных актах.

Судебная власть - это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров. [7; с.752]

Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические и политические права, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Демократические основы организации и деятельности судебной власти (гласность судебного процесса, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать её в качестве важнейшей составной части народовластия.

Реализация судебной власти происходит через специально созданные органы судебной власти - суды. Им принадлежит судебная власть, которую они не делят с органами законодательной и исполнительной властей, принимая все свои решения самостоятельно, без вмешательства иных органов, не являющихся судами. Такая полная самостоятельность судебной власти возможна потому, что для осуществления судебной власти в государстве образуется не один суд, а целая их система. Это позволяет суду независимо от того, какое место он занимает в иерархии судебной системы, самому, без воздействия иных судов, принимать все решения, подлежащие его юрисдикции. [8; с.34]

Под судебной властью понимается совокупность судов, основной функцией которых является осуществление правосудия.

В соответствии со ст.112 Конституции Республики Беларусь суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу, что нормативный правовой акт не соответствует Конституции, он принимает решения в соответствии с Конституцией и ставит вопрос о признании данного акта неконституционным. [1; с.34]

Современный этап социально-экономических преобразований в Республике Беларусь диктует необходимость перехода системы судов на качественно более высокий уровень деятельности, ставит перед ними новые задачи. При этом на центральное место ставится необходимость повышения оперативности правосудия, его доступности, открытости и прозрачности, эффективности рассмотрения дел, создания условий для осуществления правосудия.

Таким образом, объектом исследования выступают организационно-правовые основы системы экономических судов в Республике Беларусь.

Предметом исследования, в свою очередь, являются правовые принципы и организационные основы функционирования хозяйственных судов Республики Беларусь, их организационная структура, отражающие сущность экономического правосудия. Важное место среди органов государственной власти занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной.

В соответствии с Декретом Президента № 6 от 29 ноября 2013 года в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь:

1. Объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Переименовать хозяйственные суды областей (города Минска) в экономические суды областей (города Минска).

Имущество, права и обязанности Высшего Хозяйственного Суда переходят к Верховному Суду в порядке правопреемства. [5]

Носителями судебной власти в Республике Беларусь являются судьи. Согласно ст.59 Закона "О судоустройстве и статусе судей", судьями являются лица, наделенные в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия. Судьей экономического суда является лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. [1]

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом. Особенности статуса отдельных категорий судей могут определяться законодательством Республики Беларусь.

Требования, предъявляемые к судьям, определены в Законе "О судоустройстве и статусе судей". При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и Законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми. При исполнении своих обязанностей, а также в неслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Судья не может заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям. [1]

Судьей экономического суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший в установленном порядке квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей экономических судов. При этом судьей Верховного Суда Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Существует отбор кандидатов на должность судьи экономического суда.

требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на судью законом обязанностей;

вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;

запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан. [10, 122]

Судьи при осуществлении правосудия обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, быть справедливыми и беспристрастными.

Особенностью статуса судей экономических судов является то, что их полномочия приостанавливаются на основании заключения квалификационной коллегии судей экономических судов приказом Председателя Верховного Суда Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований:

1. Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда общей юрисдикции, вступившим в законную силу.

2. В установленном законом порядке дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение под стражу.

3. Участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные государственные должности. [8,74]

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Председатель Верховного Суда Республики Беларусь на основании заключения квалификационной коллегии судей экономических судов после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи.

Полномочия судьи могут быть прекращены лишь на основании и в порядке, предусмотренном и установленном законом. В ст.72 Закона "О судоустройстве и статусе судей" указывается, что судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершения порочащего поступка, несовместимые с их высоким званием, и не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их. [1]

Как особое основание для прекращения полномочий судьи следует рассматривать его отставку. Смысл данного института - поднять престиж служителей правосудия. Лица, выходящие в отставку сохраняют права и гарантии, установленные для судей законом. Судья, проработавший в должности судьи не менее 20-ти лет, вправе выйти в отставку по личному желанию независимо от возраста и причин ухода. Судья также считается в отставке в связи с окончанием срока его полномочий, за исключением случаев назначения на новый срок.

Закон предусматривает также освобождение судей от исполнения обязанностей по ряду оснований, а именно:

2) в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом (с их согласия) на другую работу;

3) по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначаемых впервые) в связи с отказом в назначении судьи бессрочно;

4) по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

Таким образом, порядок назначения судей экономических судов такой же, как и для судей судов общей юрисдикции. Председателя Верховного Суда назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Другие судьи экономических судов назначаются непосредственно Президентом Республики Беларусь (п.8,9,10, ст.84 Конституции Республики Беларусь). Судьи экономических судов исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей. [5,28]

Основные черты статуса судей: недопустимость вмешательства в деятельность судей; неприкосновенность судей; несменяемость судей. Данные черты законодательно закреплены на уровне Конституции. Ст.110 Конституции Республики Беларусь гласит: "Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону". [5, 32]

Независимость судей означает, что судьи решают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, на основании исследованных в судебном заседании доказательств и в точном соответствии с законом без какого-либо давления, угроз или вмешательства. Подчинение судей только закону является необходимым условием объективности правосудия. Для выполнения своих задач суды наделяются соответствующими полномочиями. Судебная процедура служит весомой гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства в процесс отправления правосудия.

Примерный перечень правовых средств обеспечения независимости судей провозглашается в Основных принципах независимости судебных планов, принятых V Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.). В нем, в частности, отмечается, что каждое государство обязано представлять необходимые средства, позволяющие судам надлежащим образом выполнять свои функции. Согласно ч.3 ст.9 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" независимость судей обеспечивается установленным порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей. [1]

В целях обеспечения законного и обоснованного разрешения судебных дел не допускается какое бы то ни было давление на судей со стороны любых государственных органов, должностных лиц, депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан. Исключается также возможность направления в адрес судов всякого рода обращений и резолюций с требованиями осудить "по всей строгости закона" и т.п.

Одной из существенных гарантий независимых судей является их неприкосновенность. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия квалификационной коллегии судей и органа, который избрал его либо назначил.

Согласно ст.65 "О судоустройстве и статусе судей" в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр, применение мер административного взыскания. Судья не несет какой-либо ответственности за высказанные им при осуществлении правосудия суждения и принятое решение за исключением случаев, когда вступившим в законную силу приговором суда будет установлена его виновность в совершенном преступлении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Такое дело подсудно Верховному Суду Республики Беларусь.

Отличительной чертой статуса судей является их несменяемость. Под ней понимается избрание (назначение) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно. [1]

Несменяемость судей также означает, что судьи не подлежат переводу без их согласия и их полномочия не могут быть прекращены иначе, чем по закону.

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА. В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ?

Белорусские субъекты хозяйствования заключают внешнеэкономические договоры. В таком случае на практике может возникнуть ситуация, когда необходимо взыскать образовавшуюся задолженность с нерезидента. Бывают и ситуации, когда добросовестными оказываются резиденты Беларуси, и тогда уже взыскатель-нерезидент вынужден воспользоваться правовым механизмом взыскания задолженности в Беларуси. В статье рассмотрен алгоритм действий в случае взыскания задолженности с должника-нерезидента, а также случаи, когда взыскателем выступает нерезидент.

Важным критерием для взыскания задолженности с должника нерезидента в экономическом суде является наличие тесной связи спорного правоотношения с Республикой Беларусь, такое положение закреплено в ст.235 ХПК Республики Беларусь.
Также белорусский экономический суд рассматривает спор в случае, если ответчик находится на территории Республики Беларусь либо на территории Беларуси находится его имущество, орган управления, филиал или представительство иностранного лица; спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Республики Беларусь; спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Республики Беларусь и ин.
Кроме того подсудность спора экономическому суду может быть определена соглашением сторон, предусматривающим передачу спора на рассмотрение белорусскому суду, арбитражным соглашением или третейским соглашением. Соглашение сторон, предусматривающее передачу спора на рассмотрение белорусскому суду, арбитражное соглашение должны быть заключены в письменной форме (указаны в тексте договора либо содержатся в отдельном соглашении), не должны изменять исключительную компетенцию иностранного или белорусского суда. Стоит отметить, что стороны могут включить в договор не только условие о подсудности, но и определить применимое к их правоотношениям право.
Таким образом, соглашение о подсудности должно содержать общую формулировку для обращения в суд (нельзя, например, передать рассмотрение спора судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда, если спор подсуден экономическому суду области) либо указывать на конкретный суд в зависимости от вида правоотношений между сторонами.
Стоит обратить внимание, что подсудность может быть предусмотрена международными договорами Республики Беларусь, например, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (07 октября 2002 г., г. Кишинев), Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г., г.Минск) и т.д. В частности, в соответствии с Кишиневской конвенцией белорусский суд вправе рассматривать споры с нерезидентами из Азербайджанской Республики, Республики Молдова, Республики Армения, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Грузии, Туркменистана, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики, Украины в случае, если на территории Беларуси находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал, а также если на территории Беларуси осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора.

Также при заключении внешнеэкономического договора стоит обращать внимание и на то, заключен ли международный договор с государством, в котором находится контрагент. Если с государством, в котором находится контрагент, не заключено соглашение, то рекомендуется включить во внешнеэкономический договор соглашение о передаче спора на разрешение белорусского суда либо арбитражную оговорку и применимое к возникшим правоотношениям право. Например, Республики Беларусь не участвовала в заключении международных соглашений о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с участием Соединенных Штатов Америки, двухсторонний договор о правовой помощи по гражданским делам между Республикой Беларусь и Соединенными Штатами Америки также не заключен, а потому в этом случае рекомендуется включить более выгодные условия — в текст договора оговорку об определении подсудности.
Также при заключении внешнеэкономического договора стоит обратить внимание на текущее финансовое состояние контрагента, его регистрацию, оценить реальные перспективы возврата долга в будущем.

В случае неясности, необходимости получения юридической помощи, получения консультации юриста, Вы можете записаться по телефону +375 29 3203145 (Viber, Telegram, WhatsApp) либо через электронную почту [email protected]

Экономические суды осуществляют в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

На сегодняшний день установлено количество судей в:

экономическом суде Брестской области – 13,

экономическом суде Витебской области – 15,

экономическом суде Гомельской области – 14,

экономическом суде Гродненской области – 12,

экономическом суде Минской области – 17,

экономическом суде Могилевской области – 16,

экономическом суде города Минска – 28.

В Кодекс о судоустройстве и статусе судей изменения не вносились, и соответственно компетенция, порядок образования экономических судов регулируется главой 4 Хозяйственные суды.

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске – хозяйственный суд города Минска.

Специализированные хозяйственные суды образуются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

42. Экономический суд области (г. Минска), его состав и компетенция

Экономический суд Минской области, входящий в систему судов общей юрисдикции, располагается по адресу:

220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 15, 6 и 7 этаж;

Свою деятельность суд осуществляет в составе председателя суда, его заместителя, 15 судей, специалистов и работников структурных подразделений:

·отдела статистики и анализа судебной практики,

·отдела организационно-кадровой работы и делопроизводства,

·отдела государственных закупок, информационного и материально-технического обеспечения,

·отдела финансов, бухгалтерского учета и отчетности.

Экономический суд Минской области в пределах своей компетенции осуществляет правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, посредством хозяйственного и административного судопроизводства.




Экономический суд Минской области рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику, готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Экономические суды осуществляют в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

На сегодняшний день установлено количество судей в:

экономическом суде Брестской области – 13,

экономическом суде Витебской области – 15,

экономическом суде Гомельской области – 14,

экономическом суде Гродненской области – 12,

экономическом суде Минской области – 17,

экономическом суде Могилевской области – 16,

экономическом суде города Минска – 28.

В Кодекс о судоустройстве и статусе судей изменения не вносились, и соответственно компетенция, порядок образования экономических судов регулируется главой 4 Хозяйственные суды.

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске – хозяйственный суд города Минска.

Специализированные хозяйственные суды образуются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

42. Экономический суд области (г. Минска), его состав и компетенция

Экономический суд Минской области, входящий в систему судов общей юрисдикции, располагается по адресу:

220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 15, 6 и 7 этаж;

Свою деятельность суд осуществляет в составе председателя суда, его заместителя, 15 судей, специалистов и работников структурных подразделений:

·отдела статистики и анализа судебной практики,

·отдела организационно-кадровой работы и делопроизводства,

·отдела государственных закупок, информационного и материально-технического обеспечения,

·отдела финансов, бухгалтерского учета и отчетности.

Экономический суд Минской области в пределах своей компетенции осуществляет правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, посредством хозяйственного и административного судопроизводства.




Экономический суд Минской области рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику, готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Читайте также: