Какая статья верховного суда запрещает выселение из служебного жилья при разводе

Обновлено: 16.05.2024

Служебное жилое помещение – это жилье, которое включено в специализированный жилищный фонд. Основные понятия, порядок и причины выселения из служебного жилья содержатся в российском жилищном законодательстве. Правом на служебное жилье обладают лица, исходя из специфики их должностных обязанностей либо с учетом необходимости проживания по конкретному месту жительства. Судебная практика по таким делам неоднозначна и имеет множество нюансов, так как сам процесс выселения сложный.

Основные понятия

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Какое жилье можно отнести к служебному, о его назначении и целевом использовании, прописано в ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ). Служебные жилые помещения предназначены для граждан, которые назначаются на государственную службу, избираются на выборные должности в органы власти либо если их трудовая деятельность связана с органами власти различного уровня.

Для законного проживания в таком помещении между сторонами заключается договор найма. Его действие распространяется на период прохождения лицом военной службы либо иных трудовых отношений. Когда гражданин заканчивает трудовые отношения с работодателем, соответственно прекращается и действие договора найма. После чего военнослужащие должны выехать из служебной жилплощади добровольно (ст. 101 ЖК РФ).

Основания для выселения из служебного жилья

Расторжение договора найма может происходить по соглашению сторон, по инициативе нанимателя. Это основания носят добровольный характер. Иначе наймодатель имеет право обратиться в суд для принудительно выселения из служебного жилого помещения.

В суд собственник служебного жилья обращается в случае, если наниматель и члены его семьи нарушают обязательства по установленному договору:

  • Не вносят оплату за проживание, не оплачивают коммунальные услуги более 6 месяцев подряд;
  • Совершают действия, которые приводят к разрушению/повреждению жилплощади;
  • Неоднократно нарушают интересы соседей;
  • Используют служебную квартиру не по назначению.

К основаниям прекращения договора найма также относятся случаи, обусловленные утратой и разрушением специализированной жилплощади, признание его аварийным, перехода права собственности другим лицам.

В законе четко прописано, в каких случаях и для чего гражданину выдают служебную квартиру, комнату в общежитии, дом. Если лицо использует объект недвижимость с нарушением и не по целевому назначению, то это тоже может стать основанием для выселения с утратой прав на другую жилплощадь по найму от работодателя. В ЖК РФ установлен запрет на передачу в аренду, внаем, отчуждение жилья, полученного от работодателя по договору.

Пример из судебной практики № 1. Администрация города Казани, как собственник жилья, обратилась в суд с целью принудительно выселить гражданина Сергеева А.И. из служебной квартиры. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что ответчик после завершения службы был снят с учета и отбыл по месту постоянной регистрации. Однако Сергеев А.И. по настоящее время распоряжается квартирой, передал ее в поднаем и имеет задолженность по оплате коммунальных услуг. Исковые требования истца были удовлетворены в полном объеме.

Кого не могут выселить из служебного жилья?

Часть 2 статьи 103 ЖК РФ описывает исключения из общего правила. Закон предусматривает, что из квартир, комнат в общежитии не могут быть выселены граждане в статусе нуждающихся в жилплощади:

  1. Семьи военнослужащих, сотрудников органов власти и государственных служб.
  2. Пенсионеры, вышедшие на пенсию по старости.
  3. Семьи гражданина, умершего после получения права на квартиру.
  4. Инвалиды I и II группы, получившие травмы на производстве.
  5. Семьи с детьми-инвалидами, с несовершеннолетним ребенком-инвалидом с детства.

Вышеперечисленным категориям лиц при выселении в обязательном порядке предоставляется другая жилплощадь в месте последнего проживания. Вопросами предоставления другой квартиры, комнаты, дома обязан заниматься орган, являющийся собственником служебной жилплощади.

Пример из судебной практики № 2. Супруги Абрамов Н.Л. и Абрамова Т.В. являются пенсионерами по старости. Им присвоены статусы нуждающихся и малоимущих. Своего собственного жилья они не имеют. В суд с иском против них выступил истец с целью принудительного выселения из служебной квартиры. Суд установил, что принудительно выселить ответчиков можно лишь после предоставления им другой жилплощади.

Нужна ли юридическая помощь в спорных ситуациях?

Теоретически в законодательных актах РФ довольно четко прописано понятие о выселении, однако на практике бывает сложно разобраться самостоятельно. Причина в том, что, несмотря на законодательное закрепление понятия выселения и его основных положений, нормативно-правовые акты имеют проблемы, связанные с временными изменениями.

Судебные инстанции могут выносить решения с ошибочным толкованием и применением норм права, а судебная практика имеет свойство меняться. Для исключения спорных ситуаций необходима консультация грамотного юриста, который способен тщательно изучить не только теорию, но и практику по интересующему вопросу.

Помимо исключений, прописанных в ЖК РФ, предусмотрены иные основания для не выселения. Они содержатся в других нормативно-правовых актах РФ и дополнительно охраняют права военнослужащих.

Типовое положение

  • Работники органов правопорядка с выслугой не менее 10 лет;
  • Семьи сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Пример из судебной практики № 3. Первая инстанция удовлетворила иск МЧС России в части выселения военнослужащего Макарова А.Д. из служебной квартиры после расторжения трудового договора. Апелляционная инстанция отменила решение суда, так как не был учтен пункт 28 Типового положения. Макаров А.Д. имел выслугу 15 лет и не мог быть выселен из квартиры без предоставления другой жилплощади.

Исковая давность

Взаимоотношения сторон по служебному найму носят договорный характер. К ним применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Спорные жилищные отношения по общим правилам имеют срок исковой давности 3 года. Это означает, что если после прекращения трудового договора с военнослужащим, сотрудником МВД прошло 3 года, и иск наймодателем не был подан в суд, то срок исковой давности истек.

Прошедший срок исковой давности не является основанием для суда в отказе от рассмотрения дела о выселении. Лучше, если ответчик заранее самостоятельно заявит в письменной форме о пропуске срока.

В соответствии с Федеральным законом в отношении жилищных отношений, которые возникли до 01.03.2005, применяются нормы ЖК РСФСР, который действовал на момент возникновения спора. Во время судебного разбирательства желательно письменно заявить о содержании статьи 108 ЖК РСФСР, на основании которого военнослужащий имеет право на проживание в служебной квартире, комнате, доме.

Назначение помещения

Споры в суде также возникают по причине изменения статуса жилплощади. Возможна ситуация, что на момент передачи жилья гражданину квартиры имела статус служебного жилого помещения. Однако через несколько лет либо из-за смены собственника оно могло перестать считаться таковым.

Судебной практике известны случаи, когда работодатель с целью упрощения своей работы идет в обход своих обязательств и предоставляет квартиру военнослужащему не из специализированного жилищного фонда. В таком случае возможность проживания в таком помещении после прохождения службы сводится к минимуму.

Пример из судебной практики № 4. Два военнослужащих прослужили определенное количество лет в одном подразделении и получили жилую площадь: один – от Министерства внутренних дел России, второй – от администрации города. После прекращения трудового договора первый гражданин, имея выслугу 20 лет, оставит за собой право на служебную квартиру, второй – был вынужден освободить помещение, так как квартира не имеет статус служебной.

Встречаются прецеденты из судебной практики, когда жилплощадь по найму становится объектом жилищных отношений по социальному найму. В таких спорных ситуациях главное – обратить внимание на статус квартиры, комнаты, дома в момент передачи нанимателю. Это условие может стать решающим в суде в пользу гражданина.

Тема выселения из жилплощади, предоставленной гражданину на время службы, имеет множество нюансов. Сформированная законодательная база, не смотря на ее постоянное совершенствование, имеет пробелы. Важно понимать, что любую спорную ситуацию можно повернуть в свою пользу. Знание своих прав и обязанностей является надежным гарантом на жизнь в достойных условиях.

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В., представителя административного истца К.Б. - адвоката Тригнина В.Г., представителя Правительства Российской Федерации К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Б. об оспаривании пункта 28 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897,

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 утверждено типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Типовое положение).

В соответствии с пунктом 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены:

сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;

члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;

иные категории сотрудников (военнослужащих) и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников (военнослужащих).

К.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения своих требований просит признать недействующим пункт 28 Типового положения, утверждая, что данный пункт противоречит части 4 статьи 3, частям 2, 4 статьи 5, статье 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 6 статьи 2, пунктам 1, 3, 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как позволяющий федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, выселять военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), достигших предельного возраста пребывания на военной службе, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, из служебных жилых помещений в случае отсутствия у них других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель административного истца Тригнин В.Г., настаивая на удовлетворении административного искового заявления, заявил, что оспариваемая норма является неопределенной, поскольку вызывает неоднозначное толкование в судебной практике.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания административный истец К.Б. в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации по административному делу Федеральной службе безопасности Российской Федерации (поручение от 9 июля 2020 г. N ЮБ-П4-7569).

Представитель Правительства Российской Федерации К.А. в своих возражениях, а также в судебном заседании требования административного истца не признал и просил отказать в их удовлетворении.

Выслушав доклад судьи-докладчика Воронова А.В., объяснения представителя административного истца Тригнина В.Г., представителя Правительства Российской Федерации К.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьями 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает акты в форме постановлений и распоряжений, которые подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и обязательны для исполнения в Российской Федерации.

В силу статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации уполномочено обеспечивать социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Согласно частям 2, 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Оспариваемый К.Б. нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации во исполнение положений пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено разработать и ввести в действие типовое положение о федеральном, муниципальном и ведомственном фондах служебного жилья, выделяемого судьям, работникам правоохранительных органов, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Типовое положение официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации (23 декабря 2002 г., N 51) и в "Российской газете" (N 244 от 28 декабря 2002 г.).

Таким образом, Типовое положение издано уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции и официально опубликовано для всеобщего сведения, а мнение административного истца о его противоречии частям 2, 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствует содержанию этих и оспариваемой норм.

Нельзя признать обоснованными доводы административного истца и о несоответствии пункта 28 Типового положения иным требованиям закона, указанным в административном исковом заявлении.

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92, статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Данным нормам корреспондирует пункт 27 Типового положения, согласно которому сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

При этом предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений указанных в данном пункте категорий лиц следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено прекращение договоров найма служебных жилых помещений и последующее выселение занимающих их лиц после прекращения с ними трудовых или служебных отношений, в связи с которыми им ранее данное жилое помещение предоставлялось для временного проживания, а также возможность сохранения за отдельными категориями права пользования служебными жилыми помещениями до обеспечения другим жильем.

При этом из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной законодательством категории граждан, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Оспариваемый К.Б. пункт Типового положения содержит исключение из общего правила, предусмотренного пунктом 27 Типового положения относительно категорий граждан, которые не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, устанавливает дополнительные по сравнению с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации социальные гарантии, связанные с реализацией права на жилище, в связи с чем не может быть признан противоречащим нормам жилищного законодательства.

Вопреки утверждению К.Б., сам по себе пункт 28 Типового положения не предусматривает возможность выселения военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), достигших предельного возраста пребывания на военной службе, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, из служебных жилых помещений в случае отсутствия у них других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания.

Вместе с тем установленный оспариваемой нормой запрет на выселение определенных категорий граждан из служебных жилых помещений не может рассматриваться без учета положений части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающихся нахождения таких лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Ссылка К.Б. на несоответствие пункта 28 Типового положения статье 109 Жилищного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку указанная норма Жилищного кодекса Российской Федерации не регулирует правоотношения, связанные с обеспечением служебными жилыми помещениями, а регламентирует предоставление жилых помещений для целей социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования.

Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающий, что военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации, не обязывает субъектов законотворчества в том числе Правительство Российской Федерации распространить социальные гарантии, предусмотренные пунктом 28 Типового положения, на какие-либо иные, кроме предусмотренных оспариваемой нормой, категории граждан.

Положения пунктов 1, 13, 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" связывают предоставление социальных гарантий в области жилищного обеспечения военнослужащих с их принятием на учет нуждающихся в жилых помещениях и не могут рассматриваться как противоречащие оспариваемой административным истцом норме.

В административном исковом заявлении К.Б. также ссылается на требования части 3 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой, если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

При этом обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, не свидетельствуют о том, что применение оспариваемой нормы Типового положения не соответствует приведенному выше ее истолкованию, выявленному с учетом места Типового положения в системе нормативных правовых актов.

С учетом изложенного следует признать, что пункт 28 Типового положения не создает неопределенности в правовом регулировании соответствующих правоотношений, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе в указанных им аспектах, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Оценка действий и решений органов военного управления, связанных с порядком реализации административным истцом своих жилищных прав, к предмету судебного разбирательства в рамках настоящего административного дела не относится.

в удовлетворении административного искового заявления К.Б. об оспаривании пункта 28 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В российском жилищном законодательстве приведен термин выселение из служебного жилья, а также порядок и основания. Процедура наделена сложными правовыми нюансами, а судебная практика по таким вопросам неоднозначна. Поэтому обеим сторонам социального договора найма необходимо ознакомиться с регламентом процесса, а также обращаться за консультацией к юристам.

Награда за службу

Нормативное регулирование выселения из служебного (ведомственного) жилья

Понятие служебного жилья – это выделение определенной группы недвижимых объектов на временное использование конкретной категории лиц. Квартирантами выступают военнослужащие, осуществляющие деятельность в государственных учреждениях, муниципальных ведомствах, а также в соответствующем Министерстве.

Выселение из служебного жилого помещения является остро обсуждаемой темой, как в СМИ, так и среди ведомственных работников. Кроме того, жители таких квартир часто становятся жертвами произвола, а не знание законодательной базы собственниками нередко приводит к негативным последствиям.

Жилищный кодекс

    ; , затрагивающие права граждан, работающих на производстве химического оружия (редакция от 23.11.01 г.); регулирующее социальные гарантии служащим ОВД; , содержащий расшифровку прав и обязанностей военных, определяющий размер денежного довольствия и т. п.

Другие специальные законодательные акты для определенных категорий работников

Соглашение, заключенное в рамках договора найма ведомственной квартиры неравноценен документу социальной аренды. Обусловлено это тем, что первый вариант не дает возможности инициировать процедуру приватизации жильцами дома. При этом смена владельца не влечет сохранение прежних условий пользования, как происходит на основании статьи №216, 675 ГК России при соцнайме.

В ПП №487 указаны ситуации, при которых допускается расторжение жилищного договора. Так, Военной коллегией ВС РФ 21.12.09 г. было установлено, что невозможно разрывать соглашение с военнослужащим, который проработал в структурах свыше 20 лет.

Посмотрите видео: "Основания для выселения из служебного жилого помещения."

Кроме того, в разъяснении было указано, что увольнять человека при достижении им определенного возраста недопустимо, в т. ч. по состоянию здоровья или в рамках сокращения, если сотрудник имеет выслугу свыше 10 лет.

Законные основания для выселения из служебной квартиры

ЖК России – общий нормативно-правовой документ, регулирующий вопросы в сфере ЖКХ. Невзирая на заключенный договор, в судебной практике нередко возникают ситуации, при которых происходит выселение военнослужащих и работников милиции по следующим основаниям.

Увольнение

Завершение трудового контракта, а также увольнение, обуславливает тот факт, что военного выселяют из служебной квартиры на законных основаниях. Помещение должны покинуть все лица, проживающие в нем, т. к. произошла утрата статуса государственного работника, полицейского и т. п.

Сокращение

Невзирая на категоричность положений ЖК России, военные обладают законодательными гарантиями. Таким образом, выселению не подлежат жители служебной квартиры, заселенные в нее до момента вступления в силу обновленных норм кодекса.

Более того, нельзя выгнать людей, проживающих на основании договора соцнайма, либо стоящие на таком учете. Об этом указано в ч. 2 ст. №52 ЖК РФ. В новых положениях фигурирует постановление о том, что если сотрудник попал под сокращение, его могут снять с регистрационного учета в данном помещении.

Другие причины

Дополнительной причиной, по которой выселяют из служебного жилья от Минобороны, является получение информации ведомством о наличии у человека другого объекта недвижимости. Как правило, это происходит при вступлении в наследство, оформление дарственной либо скрытие покупки жилища. В соответствии с законом, такие деяния расцениваются, как улучшение условий, что влечет, автоматическое аннулирование прав на проживание.

К сведению: только судоприставы наделены полномочиями выселять лиц, при условии, что судебное решение вступило в силу.

Задолженность

Основания для выселения военного или сотрудника государственной службы перечислены в статье №83 ЖК России. Соответственно, неуплата взносов за услуги ЖКХ на протяжении полугода, является основанием для расторжения договора.

Однако собственник обязан предоставлять доказательную базу по факту наличия задолженности, образованной не вследствие уважительных обстоятельств.

Процедура выселения из служебного жилья

  • неудовлетворительное финансовое положение;
  • возрастная категория;
  • инвалидность;
  • нахождение на стационарном лечении из-за длительного заболевания;
  • работника уволили в сложной жизненной ситуации;
  • некуда идти;
  • задержка в получение оплаты труда, перечисления пособия, субсидии или пенсионного обеспечения.

Нецелевое использование

В соответствии с правилами пользования недвижимым имуществом, указанным в статье №103, 83 ЖК России, нарушение установленных норм проживания влечет выселение. Примечательно, что эти положения являются главными, поэтому квартирантам следует изучать документ.

Так, использование дома не для проживания, а в качестве объекта для ведения бизнеса, организации увеселительных мероприятий и т. п. – законные причины для расторжения договора.

Куда должны пересилить

Вопрос о выселении лица из служебной квартиры на законных основаниях не обуславливает собственника предоставлять альтернативное помещение для дальнейшего проживания, в т. ч. общежитие, а также, если у арендаторов есть иная площадь, расположенная в населенном пункте. Но в законодательстве введен ряд поправок, касающихся вступления в силу обновленных положений ЖК России в 2005 году.

Если граждане числились на учете по улучшению условий жительства или являлись претендентами до этого периода, то их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29.12.04 г.

В остальных ситуациях лица обязаны покинуть объект недвижимости. Однако когда происходит смена прав собственности, то в соответствии с частью 1 ст.103 ЖК России, они обязаны получить иную квартиру.

Категории лиц, которых нельзя выселить из служебного жилья

В статье №103 ЖК России указана группа граждан, которых не могут выселить из служебного жилья без предоставления иного объекта недвижимости, расположенного в данном населенном пункте.

  • лица, вышедшие на заслуженный отдых по старости;
  • при наличии I или II группы инвалидности, полученной в результате травмирования при исполнении служебного или гражданского долга;
  • члены семьи военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ и других аналогичных ведомств, которые числятся в списках пропавших;
  • близкие родственники основного арендатора, который умер;
  • дети, признанные сиротами, а также не достигшие восемьнадцатилетия, оставшиеся без попечительства матери и отца.
  • ветераны Второй мировой войны;
  • члены семьи советского военнослужащего;
  • бывшие партизаны;
  • граждане с ограниченными возможностями;
  • наличие выслуги от 10 лет, проживающих в недвижимости, предоставленной Минобороной СССР;
  • матери/отцы одиночки, воспитывающие детей до 18 лет;
  • иные лица.

Когда необходимо провести процедуру аннулирования права проживания в служебной квартире, выселяться такие люди должны в другое жилое помещение с заключением договора социального найма.

Порядок выселения из служебной квартиры

Особенности процедуры выселения из служебного жилья

Нередко квартиросъемщики игнорируют уведомление и стараются избегать контактов с представителями муниципального органа. При этом собственник не вправе использовать физическое давление и принудительно выгонять людей на улицу. В таких ситуациях необходимо обращаться в судебную инстанцию. Вопросы по выселению из служебной квартиры решаются после вынесения соответствующего постановления.

Процедура отражена в ПП ВС России №14, который также содержит информацию о том, что иной объект недвижимости для проживания можно не предоставлять. Тем не менее, суд уполномочен дать отсрочку гражданам для поиска новой площади.

В случаях, когда основание для аннулирования права пользования помещением существует, но владелец не направлял уведомление в трехгодичный период, высшая инстанция может отказать в принятии исковых требований по причине истечения срока давности .

Выселение и предоставление другой квартиры

Без предоставления другого жилья

Муниципальный орган (полиция, Министерство внутренней обороны и т. д.) или владелец собственности не обязан предоставлять иной жилой объект при выселении бывших арендаторов. Однако в любой ситуации необходимо опираться на условия заключенного договора.

Прекращения договора найма служебного жилого помещения

Выселение семьи с маленьким ребенком

Выселение семьи, проживающей в служебной квартире с несовершеннолетним ребенком, законодательством не расценивается, как исключительный случай. Однако если дети или мать/отец входят в категорию, утвержденную в статье №103 пункта 1 части 3 ЖК России, то им обязаны предоставить другое помещение.

Если процедура наделена законными основаниями, то покинуть объект должны все. Лишение крыши над головой ребенка сложный процесс, но только в том случае, когда дело не касается ведомственного дома. Таким образом, допускается выселить из служебной квартиры, если нет другого жилья, семью с маленьким ребенком. А вот дети-сироты могут находиться на жилплощали до наступления совершеннолетнего возраста.

Пошаговая инструкция

Нередко происходят ситуации, когда вопрос выселения не может быть урегулирован в добровольном порядке. Поэтому владельцу недвижимости необходимо составить заявление и инициировать судебную тяжбу.

Если арендатор не намерен добровольно покидать муниципальную квартиру, то после разбирательства, в предоставлении иного места жительства будет отказано.

  • возникновение законного основания либо при получении жалоб от соседей;
  • квартиросъемщик не желает добровольно покидать помещение;
  • формирование иска в суд;
  • назначение заседания;
  • слушание;
  • дополнительное рассмотрение дела иными инстанциями;
  • процесс вынесения решения.

Уполномоченная организации, а также собственник не вправе применять физическое насилие или иные способы давления. Однако нанимателю рано или поздно придется покинуть жилплощадь.

Уведомление о выселении из служебного жилья

не позднее, чем за 90 суток.

Сроки выселения

Выселение военнослужащего или сотрудника полиции предполагает процедуру физического выноса имущества, а также аннулирование регистрации, если ранее человек прописывался в квартире. В добровольном порядке это необходимо сделать в течение трех суток. Если был суд, то в рамках 3 месяцев.

Нюансы выселения из служебного жилья

Ведомственная недвижимость не является собственностью лиц, проживающих в ней. Следовательно, заставить людей покинуть квартиру несложно. В первую очередь, для законного пользования объектом требуется заключение социального соглашения, которое в будущем будет регулировать конфликтные ситуации. Сторона, подписывающая такой договор, должна ознакомиться со всеми условиями проживания.

Могут ли выселить из служебной квартиры в никуда, если нет другого жилья

Как правило, такая ситуация может возникнуть, если спор разрешался в суде и на основании постановления гражданин должен съехать. Однако когда человек имеет статус ветерана боевых действий, недееспособен по I или II группе, то его выселение будет незаконным.

Если выселяют работника МЧС, ликвидаторов аварий

Согласно ст. №104 ч. 3 ЖК России договорные отношения о предоставлении служебного жилья действуют до конца периода контракта с МЧС. Если происходит увольнение сотрудника, то это становится причиной для прекращения пользования квартирой.

Но, когда гражданин имеет статус ликвидатора ЧС или относится к исключительной категории, необходимо рассмотреть порядок обеспечения другим помещением. Как правило, для этого следует обращаться в суд.

Выселение сотрудника МВД

Когда человек отработал во внутреннем ведомстве свыше 10 лет, то при его выселении из служебного дома, муниципалитет обязан предоставить финансы на возведение или приобретение собственного жилого имущества.

При выходе на заслуженный отдых по старости, работника МВД не могут принудительно выселить.

Если увольняют работника ФСИН, то гражданин обязан освободить квартире, которой пользовался по договору социального найма. При получении отказа покинуть жилье в добровольном порядке, хозяин объекта вправе подать иск в суд.

Выселение пенсионеров

В ст. №103 ЖК России предельно четко указано на невозможность выдворения из ведомственного жилья пенсионера. Однако при наличии другой площади у нанимателя или членов его семьи, суд может признать законным основанием для выселения.

Примечательно, что на данную процедуру не влияет способ выхода на пенсию, т. е. гражданин может уйти по старости, выработке труда или по выслуге лет. Единственным исключением является предоставление аналогичного помещения с равноценными условиями.

Как защитить свои права

В случае инициации процедуры выселения, в т. ч. получения соответствующего уведомления, нанимателю эксперты рекомендуют проанализировать ситуацию и вторично ознакомиться с договором социального найма. Если действия имеют правомочный характер, то следует съехать с квартиры.

Однако при принудительном или незаконном выселении через судебные органы, у гражданина будет больше времени на оценку обстоятельств и поиск нового жилья. В таких ситуациях рекомендуется обращаться к юристам и заниматься подготовкой документации и иска.

Основания для обращения в суд

  • использование физического насилия;
  • личная неприязнь;
  • предоставление заведомо ложной информации, в результате чего человек остается без ПМЖ;
  • инициация дела в отношении инвалидов или несовершеннолетних лиц из-за смены собственника квартиры;
  • досрочное расторжение договора без веских причин;
  • принудительные действия в отношении человека, который оформил письменный отказ от приватизации в пользу близкой родни.

Если будут выявлены данные обстоятельства дела, то экспатриация является неправомочной. Кроме того, пострадавшая сторона может обратиться в суд за компенсацией морального урона.

Порядок выселения из жилого помещения

Исковое заявление

  • название инстанции;
  • сведения о сторонах;
  • подробное описание нарушения законных интересов;
  • перечень требований и обоснования их;
  • доказательная база о неправомочности выселения;
  • цена искового заявления;
  • сведения, указывающие на попытки досудебного урегулирования спора.

Документы направляют в ведомство по адресу расположения недвижимого имущества. Инициатором является заинтересованное лицо.

Необходимые документы

  • ордер или иной документ, указывающий на законное использование недвижимого объекта;
  • выписка о временной или постоянной регистрации;
  • справка, выданная по форме №7, отображающая технические характеристики жилплощади;
  • договор или иная доказательная база.

Размер обязательных платежей при подаче иска

В 2020 году на основании общего регламента рассмотрения гражданских исковых заявлений в отношении имущества, а также необходимость оценки неимущественного спора, взимается государственная пошлина в размере 300 руб. (физ. лица) или 600 р. (организации).

Судебная практика

Не рассматривается судом исковое заявление от нового хозяина недвижимости на предмет выселения человека из ведомственной квартиры. Инициировать разбирательство может только бывший владелец в лице собственника, государственного органа или местной власти.

Законодательное не урегулирование вопроса о выселении из служебного жилого помещения

Судебная практика указывает на то, что если сотрудника МВД увольняют по статье, либо по причине нарушений прав, выдворение осуществляется без предоставления иного помещения.

Примечательно, что суд будет рассматривать обстоятельства дела с учетом материального состояния стороны ответчика. К примеру, родитель, воспитывающий несовершеннолетнее дитя в одиночку, может получить отсрочку для поиска новой жилплощади.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда инициируется процедура выселения из ведомственного жилья, эксперты рекомендуют обращаться к юристам, которые помогут отстоять право на использование квартиры.

  1. Изучить период исковой давности. В случае когда военный уже не имеет законных оснований жить в служебном доме, которым пользовался до увольнения, но с того момента и до получения уведомления прошло 3 года, исковое заявление собственника будет отклонено.
  2. При наличии действия условий, актуальных до 2005 г. и на основании статьи №108 жилищного права РФ, необходимо заявить о них на судебном заседании.
  3. Потребуется написать ходатайство об оспаривании исковых требований.

В любом случае обеим сторонам необходимо изыскать возможность решить спор в досудебном формате. При отсутствии такого подхода представить доказательную базу о незаконности проживания в служебном помещении или, наоборот, о правомочности таких действий.

Посмотрите видео: "Судебное заседание по вопросу выселения жителей из служебного жилья."

Служебное помещение — это особая правовая категория недвижимости, которое предоставляется при определенных условиях и строго ограниченному кругу граждан, работающих в государственных или муниципальных органах (военные, сотрудники МВД, ФТС и т.д.).

Выселение из такой квартиры/дома стало очень актуальной темой, так как судебных дел по таким вопросам становится все больше и больше, а сами жильцы нередко сталкиваются с произволом и незнанием законов как со своей стороны, так и со стороны собственников.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Читайте на нашем сайте об особенностях выселения из приватизированной и муниципальной квартиры, а также из комнаты в коммуналке.

Допустимо ли?

Служебная квартира/дом не находятся в собственности проживающих в ней людей.

Соответственно, жильцов намного легче заставить покинуть помещение.

Во-первых, для того, что законно проживать там, нужно заключить договор найма, в котором должны быть регламентированы все спорные квартирные вопросы. Важно внимательно читать документ, где обычно указываются условия выселения.

Уведомление о выселении из служебного жилья образец.

Основания

Жилищный кодекс РФ — общий законодательный акт, который регулирует все жилищные вопросы. Несмотря на договорные положения, в юридической и судебной практике известны следующие основания для выселения:

  1. Увольнение, прекращение работы, так как человек больше не входит в круг лиц, которые имеют право проживать там. Он больше не обладает статусом военнослужащего, гос.служащего, полицейского и т.д.
  2. Наличие другой жилой площади, пригодной для проживания. Например, если администрации жилого дома стало известно, что лицо получило в наследство или в дар другую недвижимость или попросту скрыло факт собственности в том же городе, районе. Согласно закону, это называется улучшением жилищных условий.
  3. Окончание сроков контракта, а в соглашении при этом указано, что лица должны покинуть помещение после истечения срока.
  4. Признание недействительным соглашения найма, трудового договора, государственного контракта, который заключил с организацией работник, что влечет за собой в качестве последствия выселение. Такое соглашение может быть признано таковым в судебном порядке.
  5. Смена собственника.

Это означает тот факт, что проживающие в квартире лица, не связаны правоотношениями с новым собственником и, как следствие, у них нет права оставаться жить дальше в таком помещении.

Выселять имеет право только судебный пристав в случае, если постановление суда вступило в законную силу.

Договор найма служебного помещения не тождественен созвучному ему соглашению соц.найма, так как в первом случае это не подразумевает приватизацию жильцами квартиры/дома.

Смена собственника помещения не влечет за собой сохранность условий предыдущего договора, как бывает при соц. найме согласно ст. 216 и ст. 675 ГК РФ.

Могут ли выселить из муниципальной недвижимости с несовершеннолетним ребенком? Что касается выселения несовершеннолетних детей, то закон не предусматривает для них каких-то особых исключений, при одном условии, что они не входят в категорию лиц, которых нельзя выселять согласно п.1, 3 ч. 2 ст. 103 Жилищного Кодекса РФ.

Если на законных основаниях семья не может проживать в служебной квартире, то абсолютно все члены семьи должны освободить помещение, но имеются определенные нюансы, которые будут рассмотрены позже.

Предоставлять другую жилплощадь работодатель или собственник не всегда обязан. Однако, в любом случае нужно читать положения контракта, где содержатся ответы на многие вопросы.

Несовершеннолетних детей трудно выгнать из собственной недвижимости, но служебная квартира/дом является исключением и их также выселяют, как и взрослых, даже если им негде больше жить.

Дети-сироты сохраняют право проживания в такой недвижимости до своего совершеннолетия.

Об особенностях выселения собственника жилого помещения, а также непрописанных жильцов можете узнать на нашем сайте.

Причины

Помимо вышеперечисленных оснований, существует множество других причин выселения жильцов:

    невыполнение условий контракта;

Положения договора найма являются основополагающими для жильцов поэтому надо внимательно изучить сам документ, чтобы не возникало непонимания и разногласий.

Как правило, соглашение заключается на определенный срок, но если он не указан, то собственник в любой момент может его расторгнуть, обычно уведомив об этом за 3 месяца.

Нередко, проживающая в недвижимости семья, спустя какое-то время покупает новую и расторгает добровольно соглашение, но немало случаев, когда инициатива вполне закономерно исходит от самого собственника.

Как правило, основные причины такого решения перечислены в ст. 83 ЖК РФ:

    Нарушение спокойствия, законных прав и интересов соседей согласно ст. 83 ЖК РФ, когда играет по ночам музыка, происходит дебош, хулиганство, сильный шум. Это, естественно, мешает нормальному отдыху и сну вблизи проживающих людей.

Выселение возможно и в таких ситуациях, когда наниматель или кто-то из членов его семьи намеренно портит имущество соседей, совершает вандализм, хулиганские выходки и т.д.

В законодательстве содержатся все возможные причины выселения, но есть еще один важный момент, что если лицо нарушило условия соглашения, то собственник вправе его выселить, а если соглашением предусмотрено его досрочное расторжение, то в случае невыполнения определенных условий или просто по инициативе собственника жильцы выселяются.

Естественно, что причины могут быть и сугубо индивидуальные, которые невозможно предусмотреть законом.

Куда выгонят?

Собственник служебного помещения не обязан предоставлять другое проживающим там лицам, а тем более, если у семьи есть свободная жил.площадь в том же городе или районе.

Однако, на этот счет существует несколько оговорок.

Это значит, что таким жильцам обязаны предоставить жилплощадь согласно контракту соц.найма, а выгнать их не могут.

Стоит отметить, что в законе обозначены категории граждан, которых не вправе выгонять согласно ч.2 ст.103 Жилищного Кодекса РФ, а в ином случае им также обязаны предоставить недвижимость по договору соц.найма.

В остальных ситуациях нужно покинуть недвижимость. При смене собственника служебной квартиры, согласно ч.1 ст.103 ЖК РФ, жильцам должна быть предоставлена другая жил.площадь.

Кого нельзя лишить жилья?

В ст.103 ЖК РФ перечислены категории лиц, которых не могут попросить освободить служебную квартиру без предоставления альтернативной недвижимости, находящегося в том же городе, районе. Согласно закону, к таким гражданам относятся:

  1. Пенсионеры, ушедшие на пенсию по старости.
  2. Инвалиды 1 и 2 группы, получившие травмы/увечья в результате исполнения профессионального долга, служебных обязанностей, по вине начальства, а если они являются военнослужащими, то в результате ранения, контузии, травмы при прохождении военной службы или инвалиды, получившие профессиональное заболевание.
  3. Семьи военнослужащих, работников правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФТС и т.д.), противопожарной службы, должностных лиц, которые погибли при исполнении или пропали без вести.
  4. Члены семьи нанимателя служебного квартиры, который скончался.
  5. Дети-сироты, несовершеннолетние, которые остались без попечения родителей.

До вступления в силу ЖК РФ 2005 года, граждан, вселившихся до этого периода в служебные помещения и состоящие на учете по улучшению жилищных условий, не могут выселить, если они являются следующими категориями жильцов:

  1. Ветераны ВОВ.
  2. Семья военных СССР, партизан.
  3. Инвалиды, служившие в правоохранительных органах СССР.
  4. Лица, работающие в организациях более 10 лет и проживающие в квартирах Министерства обороны СССР.
  5. Одинокие лица с несовершеннолетними детьми.
  6. Другие категории.

Если все же требуется выселение жильцов в связи с невозможностью проживать в данной недвижимости, то им должно быть предоставлена другая жил.площадь по договору соц. найма.

Лиц, вставших на учет по улучшению жилищных условий, согласно ч.2 ст.103 ЖК РФ, также нельзя выселять из такой квартиры.

Выше указанные граждане/наниматели не должны быть собственниками жил.площади или нанимателями квартиры/дома по договору соц.найма, а также являться членами семьи собственников или нанимателей квартиры/дома.

Порядок действий

Процедура выселения детально не регламентирована законодательством, что вызывает много трудностей на практике.

Изначально собственник недвижимости (администрация муниципального района, города и т.д.) или уполномоченная организация присылают или вручают письменное уведомление жильцам с требованием освободить жилое помещение в определенный срок.

Очень важно разобраться в самой ситуации, потому что рано или поздно семью все равно выселят, если она занимает жил. площадь неправомерно.

Нередко жильцы отказываются съезжать, а собственник или уполномоченная на то организация не имеют право применять силу и принудительно выселять людей.

В таком случае они подают в суд. И только на основании судебного решения, которое должно вступить в законную силу, происходит выселение.

Никакого другого помещения взамен не выделяют, но судья вправе дать отсрочку для поиска новой квартиры/дома. Если наступили основания для выселения, но собственник не уведомлял об этом жильцов в течение трех лет, то суд может отказать в удовлетворении иска в связи с истечением срока давности.

Дети выселяются вместе с родителями на общих основаниях, но, когда родители разводятся, все усложняется.

Разведенные супруги становятся бывшими членами семьи и, соответственно, тот, кто не является нанимателем такого помещения, обязан освободить жилье, как и другие родственники, с которыми больше нет родственной связи.

Однако, ребенок не является бывшим членом семьи, а наниматель остается его родителем, который не лишается никаких прав по его содержанию и воспитанию поэтому детей в таком случае не могут выгнать из квартиры в никуда, а особенно, если не имеется альтернативной жилплощади.

Судом может быть разрешено проживание в квартире бывшего члена семьи, если ребенок, согласно его решению, остается жить с ним, но это приемлемо только на ограниченный срок согласно ч. 4 ст.31 ЖК РФ. У совместных детей остается право пользования служебной квартирой согласно ч.13 постановления ВС РФ №14.

В ином случае им все равно обязаны предоставить жилплощадь.

Тем более, военнослужащие получают бесплатно жилищные субсидии, недвижимостьу в собственность или по контракту соц. найма, если они отвечают следующим требованиям:

    служба на протяжении 20 лет и более;

Таким образом, их невозможно просто выгнать из служебного помещения, не обеспечив альтернативной недвижимостью.

Сотрудник ОВД, отслуживший 10 лет, имеет право на получение специальных выплат на строительство и приобретение дома/квартиры. Тем более согласно ч.2 ст.103 ЖК РФ пенсионера МВД не могут выселить из квартиры, если он находится на пенсии по старости.

В иных случаях нужно ориентироваться на пункты и условия соглашения найма, где обычно указывается, когда и при каких обстоятельствах нужно освободить помещение.

Обычно это происходит в случае увольнения со службы, и сотрудник должен немедленно съехать. Выселение происходит на общих основаниях.

Что касается отсутствия альтернативного помещения, то никто на это не обращает внимание, так как собственник во многих случаях не обязан обеспечивать бывших жильцов квартирой.

Как защитить свои права?

Что делать, если выселяют? Во-первых, нужно адекватно оценить ситуацию, прочитать контракт и если выселяют правомерно, то рано или поздно придется покинуть помещение.

Если выселение неправомерно, то нужно обратиться к грамотному юристу и готовить документы в суд.

Таким образом, можно сказать, что ситуации по выселению из служебных помещений достаточно специфичны, так как они требуют детальных исследований обстоятельств дела.

Все зависит от условий договора, статуса нанимателя, занимаемой им должности и времени заселения.

О сроках исковой давности для выселения из служебного жилого помещения можете узнать из видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: