Какая региональная система не включает суд по правам человека

Обновлено: 17.05.2024

Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека

Европейская система защиты прав человека . Совет Европы был учрежден в 1949 г. десятью западноевропейскими государствами. На сегодняшний день в нем состоит большинство европейских стран. Основной его задачей является создание единого европейского сообщества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства права. Для этих целей Совет вырабатывает общие нормы для государств-участников, создавая единую правоприменительную практику. Деятельность Совета Европы в области прав человека направлена на расширение и укрепление гарантий, включенных в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, усовершенствование содержащегося в ней перечня прав, ускорение судебной процедуры и т.д.

Под Европейскими стандартами по защите прав человека понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. В свою очередь Европейскую систему защиты прав человека составляют действие и гарантии норм европейских конвенций по правам человека, которые стали нормами национальных законодательств европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, особенно Европейского Суда по правам человека, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г. В Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. Конвенция - договор, согласно которому государства — члены Совета Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Ее важность обусловлена не только перечнем гарантируемых прав, но особенно механизмами защиты, созданными в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Основная роль Конвенции состоит в том, чтобы дать личности гарантии соблюдения ее прав с помощью наиболее развитых инструментов защиты.

В настоящее время ратификация Конвенции и признание права частных лиц на подачу индивидуальных заявлений в соответствии со ст. 34 и обязательная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соответствии со ст. 19 — обязательные условия членства в Совете Европы. Принимаемые Советом Европы протоколы к данной Конвенции приобретают обязательную силу для государств после их ратификации. Совет осуществляет постоянный контроль за реализацией Конвенции как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур.

Безусловно, ни сама Конвенция, ни предлагаемые ею процедуры не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Цель европейского механизма - предоставление индивиду международных гарантий в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующее в конкретных государствах. Во всех государствах — членах Совета Европы положения Конвенции стали частью внутригосударственно-правовой системы, благодаря чему любое лицо может подать в национальный судебный или иной орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее нормах.

Конвенция постоянно дополнялась и изменялась путем принятия протоколов к ней. В общей сложности в настоящее время к Конвенции принято 14 протоколов, которые признают новые права и свободы (Протоколы № 1,4, 6 и 7), затрагивают вопросы процедуры (Протоколы № 3. 5, 8, 9-14) и наделяют Европейский Суд по правам человека очень ограниченной консультативной компетенцией (Протокол № 2).

Европейская социальная хартия 1961 г. вступила в силу 26 февраля 1965 г. Она включает 19 основополагающих прав и социально-правовые гарантии их реализации для всех лиц, находящихся под юрисдикцией государств - членов Совета Европы. В частности, Хартия защищает такие права, как право на труд (ст. 1) и справедливые условия труда (ст. 2), право на справедливое вознаграждение (ст. 4), право на заключение коллективных и иных договоров (ст. 6), право детей и молодежи на защиту (ст. 7), право работающих женщин на защиту (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 12), право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), право семьи на защиту (ст. 16) и др.

В 1988 г. к Хартии был принят Дополнительный протокол, который увеличил число гарантируемых прав до 23, расширив список правами на равные возможности и обращение в вопросах занятости независимо от пола (ст. 1), на информацию и консультацию (ст. 2), участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды (ст. 3) и правом лиц пожилого возраста на социальную защиту (ст. 4). Второй Дополнительный протокол, предусматривающий систему коллективных жалоб, был открыт для подписания 9 ноября 1995 г. и вступил в силу 1 июля 1998 г.

Новая редакция Европейской социальной хартии , принятая в 1996 г. и вступившая в силу 1 июля 1999 г., состоит из шести частей. Она включает права, гарантированные Хартией 1961 г. и Протоколом 1988 г., процедуру контроля Хартии 1961 г., включая механизм подачи коллективных жалоб, и вводит восемь новых прав (ст. 24-31).

Государственная Дума РФ 3 июня 2009 г. приняла закон о ратификации данной Конвенции.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. вступила в силу 1 февраля 1989 г. Цель Конвенции - помощь европейским государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы.

Конвенция предусматривает учреждение Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания - внесудебного механизма воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы (находящихся в заключении), и эффективного надзора, контроля за обращением с такими лицами. Состав этого органа формируется из представителей государств — участников Конвенции.

Комитет обладает правом направлять членов Комитета и его экспертов в любые места заключения либо содержания под стражей, находящиеся на территории государства-участника, и при необходимости на основе установленных в докладе фактов давать рекомендации заинтересованному государству. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу в 1998 г.

В 1993 г. к Конвенции были приняты два протокола. Протокол № 1 предоставляет возможность присоединения к Конвенции по предупреждению пыток государств, не являющихся членами Совета Европы, и содержит положения, изменяющие порядок формирования и функционирования Комитета по предупреждению пыток. Протокол № 2 вносит изменения в порядок избрания и переизбрания членов этого Комитета.

Протоколы вступили в силу для Российской Федерации 1 марта 2002 г.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. провозглашает своей целью обеспечение в высших интересах детей их права на предоставление им процессуальных прав и облегчение реализации этих прав, а также осуществление контроля затем, чтобы дети были информированы лично либо через других лиц, либо через другие органы и им было позволено участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы.

Согласно ст. 3 Конвенции ребенку, который в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, должны быть предоставлены следующие права, о предоставлении которых он сам может ходатайствовать:

a) получать всю необходимую информацию;

b) быть проконсультированным и выражать свое мнение;

c) быть информированным о возможных последствиях, связанных с этим мнением, и о возможных последствиях любого решения.

На судебные органы, рассматривающие споры, затрагивающие интересы детей, возлагаются в том числе следующие обязанности:

a) проверить, располагают ли они достаточной информацией, чтобы принять решение в высших интересах ребенка, и в случае необходимости получить дополнительную информацию, в частности, от носителей родительской ответственности;

b) в случае, если ребенок в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания:

— обеспечить, чтобы ребенок получил всю необходимую информацию;

— в соответствующих случаях проконсультировать ребенка лично, либо через других лиц, либо через другие органы, если необходимо - в частном порядке в форме, соответствующей его пониманию, за исключением случаев, при которых бы это явно противоречило высшим интересам ребенка;

— позволить ребенку выразить свое мнение;

c) должным образом учитывать мнение, выраженное ребенком;

d) действовать незамедлительно, чтобы избегать любых излишних промедлений. Процессуальные нормы должны обеспечивать быстрое исполнение его решений. В случае срочной необходимости там, где это потребуется, принять решение, подлежащее немедленному исполнению;

e) в установленных внутренним законодательством случаях производить действия по собственной инициативе, если благополучию ребенка угрожает серьезная опасность.

Российская Федерация подписала Конвенцию 10 мая 2001 г., но в настоящее время она еще не вступила в силу.

Действующая в рамках Организации американских государств система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы.

Прежде всего в основе функционирования межамериканской системы защиты прав человека лежат одновременно сразу три документа: Устав Организации американских государств. Американская декларация прав и обязанностей человека и Межамериканская конвенция по правам человека.

Американская декларация прав и обязанностей человека по времени принятия опередила на шесть месяцев даже Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Таким образом. Американская декларация — первый международный документ, в котором были провозглашены основные политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права.

Наряду с достаточно обширным перечнем прав и свобод Американская декларация провозгласила также десять обязанностей человека, среди которых обязанности:

  • по отношению к обществу в целом;
  • в отношении детей и родителей;
  • получать образование;
  • подчиняться закону;
  • служить обществу и нации;
  • платить налоги;
  • воздерживаться от политической деятельности в иностранном государстве;
  • обязанность работать и др.

Ничего подобного в тексте документов Совета Европы нет.

Устав Организации американских государств 1948 г. содержит минимум положений, касающихся прав и свобод человека, и формулирует их в очень общих терминах.

К Конвенции было принято два протокола ; первый, протокол Сан-Сальвадора, регламентирует экономические, социальные и культурные права; второй, еще не вступивший в силу, касается отмены смертной казни.

Вступление Конвенции в силу в 1978 г. завершило 30-летний процесс формирования в рамках Организации американских государств региональной системы защиты прав человека. Таким образом, данный процесс у американских стран отнял значительно больше времени, нежели аналогичный в рамках Совета Европы.

Со вступлением в силу Межамериканской конвенции Комиссия по правам человека в своей правоприменительной деятельности в отношении государств — участников Конвенции руководствуется положениями последней, в то время как в отношении государств - членов ОАГ, не ратифицировавших Конвенцию, Комиссия продолжает применять положения Американской декларации.

Таким образом, создалась уникальная ситуация, когда в рамках одной региональной системы защиты прав человека (межамериканской системы) действуют одновременно как бы две подсистемы: для одной базовым документом выступает Американская декларация (документ юридически необязательный), для другой — Межамериканская конвенция по правам человека — договор, обязательный для государств-участников.

Следующей особенностью межамериканской системы является то, что перечень прав и свобод, содержащийся в Межамериканской конвенции, не выходит за пределы традиционных гражданских и политических прав. Он, как и в Европейской конвенции, уже того списка, который закреплен в Международном пакте о гражданских и политических правах. Однако в то же время следует отметить, что этот перечень прав в Межамериканской конвенции значительно шире, чем в Европейской конвенции. В частности, в ней содержатся такие права, как право на имя, права ребенка, право на гражданство или национальность, право на равенство перед законом, право на убежище и др.

Наконец, в основе функционирования созданного в соответствии с Конвенцией контрольного механизма (Комиссия и Суд) лежит обязательное право любого лица или группы лиц, а также неправительственной организации, законно признанной в одном или более государств — членов ОАГ, обращения в Межамериканскую комиссию с жалобами на нарушения Конвенции государством-участником (ст. 44 Конвенции).

В соответствии со ст. 33 Конвенции полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых на себя государствами-участниками, возлагаются на Межамериканскую комиссию по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека . Основой региональной системы защиты прав человека на африканском континенте служит разработанная и принятая в рамках Организации африканского единства Африканская хартия прав человека и прав народов, цель которой — содействие развитию уважения прав человека и их защита на африканском континенте.

На сегодняшний день участниками Хартии является 51 государство - член Африканского союза (Организация африканского единства была реорганизована в Африканский союз в 2001 г.). Подписали, но не ратифицировали Хартию Эфиопия и Эритрея.

Еще одно африканское государство - Марокко — не является членом АС, что делает невозможным его участие в Хартии.

Таким образом, Африканская хартия — наиболее универсальный региональный договор из трех региональных систем (европейской, американской и африканской).

Особенность Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации.

К числу отличительных черт Хартии, которые в то же время представляют и концептуальные новации в области международного права прав человека, относятся:

Азиатская система защиты прав человека . Азиатско-Тихоокеанский регион является единственным из определенных Организацией Объединенных Наций географических регионов, в котором отсутствует собственная система защиты прав человека. Одна из очевидных причин такого положения — отсутствие региональной политической группировки такого типа, как ОАГ в Америке, Совет Европы в Европе и т.д. 2 См.: Саидов А.X. Международное право прав человека: Учебное пособие. М., 2002. С. 159.

Один из немногих документов в сфере защиты прав человека в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Азиатско-Тихоокеанская декларация прав человека и народов 1988 г. Она провозглашает право на жизнь; право на мир и безопасность в своем коллективе, государстве; право на достойное существование — материальное, духовное, физическое — независимо от расы, пола, национальности, религии, уровня развития; право на достойную среду обитания (сохранение должного состояния окружающей среды на Земле - долг и обязанность каждого индивида, народа и государства); право на развитие; право быть свободным от насилия и страха. Ненасилие должно быть основой организации человеческого сообщества на всех социальных и политических уровнях.

Защита прав человека в исламе . Лига арабских государств (ЛАГ) — международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 г. Высший орган организации - Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире. Пакт об учреждении Лиги арабских государств вступил в силу в 1952 г.

Юридические, социальные и экономические нормы общественной жизни, в том числе и по правам человека, так детально описаны в Коране и основанном на нем мусульманском праве, что могут быть сопоставлены с известными декларациями и хартиями. Всеобщая исламская Декларация 1981 г. включает преамбулу и 23 статьи. В преамбуле подчеркивается религиозный характер данного документа и отмечаются божественное происхождение прав человека и божественные санкции, лежащие в основе их обеспечения. Из божественного характера происхождения прав человека вытекает и то, что они не могут быть ограничены, упразднены, нарушены властями, ассоциациями или какими-либо другими институтами. В Декларации особо подчеркивается обязанность мусульман содействовать установлению исламского порядка, который должен характеризоваться гуманностью, равенством, отсутствием дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола и т.д.

В 1990 г. ОИК была принята Каирская декларация о правах человека в исламе. Кроме традиционного для западного каталога набора прав она включает право ребенка на заботу со стороны родителей, государства и общества; определяет получение знаний как обязанность, а их предоставление со стороны государства — как долг; содержит минимальные гуманитарные права на случай вооруженного конфликта; запрещает колониализм: захват заложников и т.д.

Содружество Независимых Государств . 26 мая 1995 г. государства — участники СНГ приняли Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека. В Конвенции закреплен практически весь перечень гражданских, политических, социально-экономических прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека и в международных пактах о правах человека.

Вместе с тем нормы Конвенции имеют и определенную специфику, связанную с учетом особых условий СНГ: пределе всего это касается гарантий прав женщин, прав на социальное и медицинское обеспечение 4 См.: Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Р.Г. Вагизов. Казань, 2007. С. 557. .

Согласно ст. 33 ничто в Конвенции не может истолковываться как ограничение или ущемление любых из прав человека и основных свобод, которые признаются и гарантируются согласно законодательству соответствующей страны, а также основополагающим международным договором в области прав человека, участником которого она является.

Создан специальный орган по наблюдению за выполнением Конвенции — Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств. Положение о Комиссии по правам человека 1993 г. является неотъемлемой частью Конвенции.

Читайте также: