Какая реформа не была проведена в 60 70 е годы крестьянская судебная

Обновлено: 14.05.2024

Николай I скончался 18 февраля 1855 г. Императором стал его сын Александр II. Его с детства специально готовили для этой миссии такие выдающиеся учителя, как поэт В. А. Жуковский, юрист и государственный деятель М. М. Сперанский, финансист Е. Ф. Канкрин, военный теоретик А. Г. Жомини и др.

В правление Александра II были проведены реформы, названные его адептами великими. Их причинами стали перезревшая проблема крепостничества и выявленная Крымской войной неэффективность административной системы Николая I. Было необходимо выйти из тяжелого финансового кризиса. Хотя Александр II и его окружение этого не осознавали, реформы были подготовлены самим ходом развития страны, вступившей на путь индустриальной, капиталистической модернизации. В условиях крепостничества начался кризис сельскохозяйственного производства (в 50-е гг. впервые с 20-х гг. производство продовольствия падало).

В январе 1857 г. был образован очередной Секретный комитет по крестьянскому вопросу. Разрабатываемый им проект предусматривал только личное освобождение крестьян без земли. Однако Александр II опасался взрыва крестьянских волнений и склонялся к идее наделить крестьян некоторым количеством земли. Чтобы выяснить настроения дворянства, была создана сложная система обсуждения законопроекта. В феврале 1858 г. работа Секретного комитета перестала носить конфиденциальный характер, и он был переименован в Главный комитет. Теперь под его началом проводилось гласное обсуждение предстоящей реформы. Процесс преобразований стал необратимым — о будущей реформе было объявлено официально. Вскоре председателем Главного комитета стал видный сторонник реформ великий князь Константин Николаевич. В комитет входили некоторые министры, шеф жандармов и др.

В 1859–1860 гг. депутаты от губернских комитетов (губернские представители) приглашались в Петербург, чтобы представить свои соображения редакционным комиссиям, созданным Главным комитетом. Депутаты вызывались отдельными группами, в разное время, им запрещалось собираться вместе, подавать коллективные мнения, даже общаться между собой. Тем не менее большинство из них настаивало на дополнительных уступках для помещиков. В результате для ряда губерний были понижены нормы крестьянских наделов, повышены размеры платежей в пользу помещика. Проект, составленный редакционными комиссиями, был обсужден в Государственном совете и одобрен в январе 1861 г.

Крестьяне получили личную свободу. Теперь они могли от своего имени выступать в суде, заключать сделки и т. д., что способствовало росту крестьянского предпринимательства.

Известие об условиях, на которых будет ликвидировано крепостничество, вызвало недовольство значительной части крестьян. По России прокатились волнения. В селе Бездна Казанской губернии манифест 19 февраля был истолкован крестьянином А. Петровым так, что в соответствии с царской волей вся земля переходит к крестьянам, а все повинности отменяются. Волнение охватило несколько уездов. Численность участников беспорядков достигала 10 тыс. человек. Крестьяне отказывались работать на помещиков и захватывали землю. Волнения были подавлены войсками, погибло несколько десятков человек, Петрова расстреляли. Жестокость расправы с протестующими произвела неблагоприятное впечатление на столичную интеллигенцию.

Освобождение помещичьих крестьян от крепостной зависимости знаменовало завершение очередного периода русской истории, в ходе которого все слои населения обрели некоторые гражданские права.

Непосредственным следствием освобождения крестьян стало формирование рынка труда. В результате заметно ускорилось развитие промышленности. Однако половинчатость реформы сдерживала развитие сельского хозяйства и привела к нарастанию острых социальных противоречий на селе.

Крестьянская реформа 1861 г. заложила основы модернизации России, повлекла за собой политические реформы, к которым относятся судебная (1864), земская (1864), городская (1870) и военная (1874).

Судебная реформа. В 1864 г. в России были введены суд присяжных, адвокатура, состязательность и гласность процесса. Суд был отделен от администрации, судьи стали несменяемыми и поэтому более независимыми от администрации. Создавалось две системы судов — мировых и общих. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Мировые судьи избирались земствами. Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты, рассматривающие дела, превышающие подсудность мировых судей. При окружных судах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура.

Выборы гласных (депутатов) проходили по трем куриям: землевладельцы, собственники движимого имущества в городе и крестьяне. Для землевладельцев и городских избирателей выборы были прямыми, для крестьян — многоступенчатыми (сельские общества посылали представителей на волостной сход, на нем избирали выборщиков, а уже из их среды выбирались гласные).

Каждые три года гласные переизбирались. К началу XX в. в 34 губерниях было избрано более 10 тыс. гласных. Таким образом, опыт общественной работы приобретал значительный круг людей. Кроме того, к работе в земствах привлекались в качестве служащих учителя и статистики, врачи и ветеринары, агрономы и техники. На каждого гласного приходилось до восьми служащих.

До 1890 г. земские гласные вознаграждения за работу не получали, поэтому крестьяне старались уклониться от участия в этой деятельности. Закон разрешал им выдвинуть вместо себя каких-либо представителей, и крестьяне нередко голосовали за помещиков, духовенство или мещан. В результате дворяне в 1865 г. составляли 42 % уездных и 74 % губернских гласных. В 90-е гг. эта доля выросла соответственно до 55 % и 90 %, представленность крестьян — 31 % и 1,8 %.

При этом правительство возложило на земства обязанности по содержанию арестантских помещений и квартир для полицейских, выделению подвод для разъездов чиновников и жандармов, ремонту больших дорог, содержанию мировых посредников и судей. Эти функции земств определялись как обязательные. К числу необязательных относились страхование сельских построек от пожара, финансирование больниц и богаделен, продовольственная помощь населению. С течением времени на первое место вышли организация медицинского обслуживания населения, создание сети общеобразовательных школ, ветеринарной службы, агрономическая помощь. Все эти услуги предоставлялись населению бесплатно. Земства поддерживали кустарную промышленность, налаживали почтовую связь, проводили статистические исследования, занимались благоустройством городов.

В основу бюджета земств был положен налог на недвижимость.

Император и консервативная часть его окружения опасались, что земства могут использоваться либералами в борьбе за создание общероссийской представительной власти, способной ограничить самодержавие. По закону 1867 г. земствам разных губерний было запрещено вступать в сношения друг с другом и печатать свои постановления. В то же время многие инициативы земств были консервативными и способствовали подготовке контрреформ Александра III.

Земства вводились только в великорусских губерниях. Первые земства были созданы в 1865 г. в 19 из 49 губерний европейской России. В остальных их создание растянулось на 15 лет. Национальные окраины по-прежнему управлялись чиновниками.

Городская реформа. В 1870 г. была проведена аналогичная земской городская реформа. По новым правилам вводились всесословные учреждения городского самоуправления: городские думы и избранные ими городские управы, обладавшие исполнительной властью. Выборы в городские думы проходили на основе куриальной системы, а также возрастного и имущественного цензов. Компетенция городского самоуправления была ограничена лишь внутренними хозяйственными вопросами. В результате реформы городское хозяйство и бюджет перешли в руки буржуазии. Это способствовало, с одной стороны, привлечению капиталов в городское хозяйство, а с другой — росту коррупции.

Создание указами Александра II земств и городских дум положило начало формированию в России представительной власти, хотя только на местном уровне. Сконцентрировавшись на решении местных социальных проблем, земства и городские думы подготавливали идеологическую почву для дальнейшей демократизации политической системы страны.

Разумеется, в условиях самодержавия земства и городские думы не могли быть в полной мере демократическими:

? под предлогом отсутствия движимого имущества от участия в них была устранена большая часть разночинной интеллигенции;

? председателями земств могли быть исключительно предводители местного дворянства;

? никакой ответственности перед избирателями земства и городские думы не несли.

Польское восстание и кризис реформ. Формально поддерживая традиционные институты входящих в империю народов, правительство Александра II, заинтересованное в укреплении единства государства и развитии его внутреннего рынка на основе общих стандартов, в том числе культурно-языковых, стало проводить политику русификации вплоть до ассимиляции нерусских народов. Шло насаждение русского языка в школе, печати, судопроизводстве и т. д. В Российской империи русификации подвергались в той или иной степени народы Финляндии, Прибалтики, Польши, часть народов Сибири. Например, запрещалось печатание литературы на литовском, белорусском и других языках. Примером русификации может служить политика киевского губернатора Д. Г. Бибикова, который перевел все делопроизводство на русский язык. Политику русификации продолжил и Александр III. Однако она способствовала не столько интеграции империи, сколько росту межнациональной напряженности.

Революционная вспышка на западной окраине империи способствовала усилению консервативных настроений при дворе, а после покушения революционера Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г. император решил сделать паузу в реформах, опасаясь, что пробужденное ими общество может двинуться к революции.

Как и крестьянская, политические реформы остались незавершенными и половинчатыми, самодержавие сохранилось, бюрократический аппарат империи остался практически бесконтролен со стороны общества и даже со стороны монарха. Император сохранял исполнительную и законодательную власть, участвовал в заседаниях высших государственных органов, назначал министров, генерал-губернаторов и губернаторов и отдавал им указания. В зависимости от конкретной ситуации государь мог утвердить мнение большинства или меньшинства министров.

Принятие решений в центре империи было результатом определенного баланса между императором и его советниками, с одной стороны, и бюрократическими группами — с другой. Большое значение имело лоббирование решений дворянством (особенно высшей бюрократией), меньшее — буржуазией.

В условиях слабого политического давления гражданского общества и трудовых классов власть самостоятельно, авторитарно определяла свой курс.

Александр II колебался в отношении этого проекта, опасаясь, что депутаты могут потребовать себе законодательных полномочий. После убийства Александра II и прихода к власти Александра III проект Лорис-Меликова больше не рассматривался.

Стремление защитить самодержавие и помещичье землевладение сделало реформы непоследовательными и предопределило нарастание системного кризиса в Российской империи в начале XX в. Тем не менее реформы дали толчок быстрому экономическому росту страны, модернизировали ее социально-политическое устройство.

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов.Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив список

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ Подготовка реформ. После поражения в Крымской войне крепостное право стало рассматриваться как одна из причин внешнеполитической катастрофы. Теперь за его отмену выступили даже некоторые консерваторы, например приватный советник Николая I, один из

II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В экономическом плане итоги семи последних лет представляются катастрофическими. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться. Уровень жизни советских людей стремительно упал, с каждым днем делая в глазах населения рассуждения об

III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Реформы

Реформы От Александра III в обществе ждали продолжения реформ, но в первые же дни своего правления, отменив идею конституционности государства, император начал проводить политику, направленную на усиление самодержавия. Он не хотел допустить ослабления власти и нарушения

Реформы

Реформы Летом 1904 года (во время войны!) Николай II меняет внутреннюю политику. После убийства эсерами министра внутренних дел Плеве вместо ужесточения курса (как нам кажется правильным теперь, с нашим советско-постсоветским менталитетом) он начинает готовить широкую

29. Реформы Петра I

29. Реформы Петра I Реформы в управлении государством. Пётр I добился своей цели. Берега Балтийского моря были в руках России. Россия приблизилась к Европе. Пётр вёл неустанную борьбу с отсталостью России и переделывал её порядки на европейский лад.Вместо Боярской думы

3. РЕФОРМЫ

3. РЕФОРМЫ Каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое, а в том, что уничтожалось что-нибудь старое. ГЕНРИ БОКЛЬ Император Александр I выгодно отличался от своего предшественника, и это проявлялось буквально во всем: в его намерениях, в первых

4. Реформы 60—70-х гг

4. Реформы 60—70-х гг 4.1. Причины реформ.• Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. • Рост

4. Ход реформы

4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Реформы 80-х

Реформы 80-х Пугачевская война сильно тряханула Российскую империю. Надо было наводить порядок в государстве, и Екатерина, буквально засучив рукава, взялась за дело. К тому времени относятся очень важные правительственные документы, направленные на стабилизацию жизни в

3. Реформы

3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство

Реформы

Реформы От Александра III в обществе ждали продолжения реформ, но в первые же дни своего правления, отменив идею конституционности государства, император начал проводить политику, направленную на усиление самодержавия. Он не хотел допустить ослабления власти и нарушения

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.


2. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) технико-экономическая отсталость России.
2) желание большинства российского дворянства.
3) Решение, принятое Государственным советом
4) ультиматум, предъявленный ведущим странами Европы
3. За сколько лет крестьяне обязаны были вернуть взятую у государства ссуду на покупку земли:
1) за 10 2) за 25 3) за 36 4) за 49

4. В чем состояло главное значение крестьянской реформы?
1) в уничтожении помещичьего землевладения 2) в ликвидации общины
3) в личном освобождении крестьян 4) в освобождении крестьян с землей без выкупа

5. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М. М. Сперанский 2) А. А. Аракчеев 3) В. Г. Белинский 4) Н. А. Милютин
6. Когда в XIX веке началась подготовка к крестьянской реформе?
1) в первой половине 50-х годов 2) во второй половине 50-х годов
3) в начале 60-х 4) в середине 60-х
7. Как назывались земли, которые изымались у крестьян, если их надел превышал норму, установленную по крестьянской реформе?
1) отрезками 2) арендой 3) наделами 4) десятиной

8. Какая реформа была проведена позже других?
1) городская 2) земская 3) судебная 4) крестьянская

9. Что означало разделение выборщиков при выборах в городские думы на три съезда (курии)?
1) равное представительство от всех слоев населения
2) введение всеобщего избирательного права
3) уничтожение имущественного ценза
4) установление льгот для представителей крупной буржуазии

10. Согласно земской реформе второй половины XIX в.:
1) земствам передавалась политическая власть
2) дворянство отстранялось от местного управления
3) вводились прямые и демократические выборы в земства
4) деятельность земств ограничивалась хозяйственными вопросами

11. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX в.? 1) думы 2) приказа 3) общины 4) управы

12. Согласно военной реформе второй половины XIX в.:
1) водился 25-летний срок службы
2) создавалась наемная армия
3) вводилась всесословная воинская повинность
4) профессиональная армия заменялась народным ополчением

13. По положениям судебной реформы второй половины XIX в.:
1) суд возвращался к нормам феодального права
2) отменялась гласность и состязательность судебных процессов
3) судьи и присяжные заседатели назначались губернатором
4) сохранялся особый суд для крестьян, духовенства и военных

14. О чьей деятельности идет речь в указе о судебной реформе?
Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ведомства судебных мест или полиции, учредив для сих дел… избираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда.
1) сенаторов 2)адвокатов 3) мировых судей 4) предводителей дворянства

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.:
1) вводилось обязательное начальное образование
2) началось развитие среднего и высшего женского образования
3) отменялась автономия университетов
4) прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения

16. Какое высказывание верно?
1) согласно реформе в армии вводилась выборность командного состава
2) при выборах в земства отсутствовал имущественный и возрастной ценз
3) деятельность городских дум была независима от государства
4) согласно земской реформе местное самоуправление вводилось не на всей территории страны

17. К чему привели реформы 60-70-х гг. XIX в.?
1) к исчезновению феодальных пережитков 2) к ликвидации самодержавия
3) к ускорению развития общества 4) к уничтожению дворянских привилегий

18. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:
1) государственно-территориального устройства 2) центрального аппарата управления
3) местного самоуправления 4) комплектования армии 5) судопроизводства

19. Какое понятие связано с реформами 1864-1870-х гг.?
1) гласные 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели
4) городской голова 5) временнообязанный

20. Строй, при котором обеспечены господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства, получил название _________________________________

Вариант 2
1. Когда был обнародован манифест "О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быть"?
1) в 1859 г. 2) в 1860 г 3) в 1861 г 4) в 1964 г
2. Размер земельного надела, получаемого крестьянами, зависел:
1) от их желания 2) от воли помещика 3) от качества земли 4) от решения общины

3. Земли, которые изымались у крестьян в том случае, если их надел до реформы превышал норму, установленную Положением 19 февраля, называлась_________.

4. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) предсмертное указание Николая I
2) поражение России в Крымской войне
3) стремление Александра II сделать Россию правовым государством
4) решение, принятое Государственной думой.
5. Главное значение крестьянской реформы состояло:
1) в уничтожении всех феодальных пережитков
2) в передаче земли в собственность крестьянам
3) в предоставлении крестьянам гражданских прав
4) в освобождении крестьян с землей, выкупленной государством
6. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М.М.Сперанский 2) А.А.Аракчеев 3) В.А.Жуковский 4) Я.И.Ростовцев
7. Как называлось должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения реформы?
1) мировой посредник 2) временнообязанный 3) староста 4) председатель

8. Какая реформа была проведена ранее других?
1) Городская 2) крестьянская 3) судебная 4) военная

9. Что означали многоступенчатость и наличие имущественного ценза на выборах в земства?
1) выборы строились по сословному признаку
2) выборными стали центральные органы власти
3) самодержавие превратилось в конституционную монархию
4) ликвидировались дворянские привилегии

10. Согласно городской реформе второй половины XIX века:
1) объявлялась независимость местного самоуправления от администрации
2) городские думы становились законосовещательными органами власти
3) выборы в Думу были всеобщими и прямыми
4) городская дума занималась только хоз. вопросами

11. Как назывались распорядительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX века? 1) собрания 2) съезды 3) управы 4) советы

12. В результате военной реформы в российской армии:
1) сохранялся принцип комплектования по сословиям
2) вводились рекрутские наборы
3) лица дворянского сословия освобождались от призыва
4) сокращался срок службы в армии и на флоте

13. В результате судебной реформы 1864 г.:
1) Россия превратилась в правовое государство
2) судебные заседания становились закрытыми
3) прекращалась деятельность Сената
4) судебный процесс объявлялся гласным и состязательным

14. В чье ведение по реформе 1864 г. передавался круг вопросов, перечисленных в документе?
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
1) земств 2) суда присяжных 3) губернаторов 4) Государственного Совета

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX века:
1) восстанавливалась автономия университетов
2) вводилось бесплатное среднее и высшее образование
3) отменялась цензура
4) запрещалось ввозить учебники из-за границы

16. Какое утверждение верно?
1) по военной реформе в армии вводились телесные наказания
2) реформа в области просвещения вводила обязательное восьмилетнее образование
3) по судебной реформе судьи всех уровней назначались императором
4) по городской реформе думы становились всесословными выборными органами власти

17. Реформы 60-70 х гг. XIX века:
1) ограничили самодержавие
2) уничтожили феодальные пережитки
3) способствовали становлению гражданского самосознания
4) замедлили социально-экономическое развитие страны

18. Либеральные реформы 1860-70 гг. привели к:
1) преобразованию центральных органов власти 2) расширению прав сословий
3) изменению финансирования предприятий 4) преобразованию судопроизводства
5) преобразованию местных органов власти

19. Какое понятие связано с реформой 1864 г.?
1) прокурор 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели 4) городской голова 5) адвокат

20. Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т. д., развивающихся на демократической основе, независимо от государства, получила название _____________________.

Великие реформы — преобразования в экономической, политической и социальной сферах, проведённые в 1860—1870-х гг. в Российской империи во время царствования императора Александра II (1855-1881 гг.). Особо важными стали крестьянская, земская, городская, судебная, военная, образовательная реформы.


Отмена крепостного права 1861 г.

Причины реформы

  1. Главной причиной на тот момент была военно-техническая отсталость России, которая основывалась на крепостнической системе.
  2. Крепостное право препятствовало индустриальному развитию страны и всей экономике: отсутствовал рынок рабочей силы.
  3. Царское правительство опасалось новых крупных крестьянских восстаний по типу выступления по предводительством Е.И. Пугачёва.

Подготовка реформы


Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. Г.Г. Мясоедов

Для Александра II важным элементом реформы должна была стать инициатива самих дворян. Об этом он намекнул своему другу и Виленскому генерал-губернатору В.Н. Назимову. Помещики в Северо-Западном крае, наблюдая за результатами безземельного освобождения крестьян в Прибалтике, были не против того же самого и у себя. Поэтому вскоре В.Н. Назимов от лица дворян своего генерал-губернаторства обратился к Александру II с прошением о создании комиссии по отмене крепостного права. 20 ноября 1857 г. последовал рескрипт В.Н. Назимову о создании губернских комитетов по выработке проектов предполагаемой реформы. Вскоре были даны рескрипты и другим генерал-губернаторам.

В 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. В нём была сосредоточена основная работа по выработке положений реформы. В 1859 г. учреждались Редакционные комиссии, где должны были рассматриваться проекты губернских комитетов. Главой Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев.

Значимую роль в разработке реформы сыграл Н.А. Милютин, который входил в кружок тётки царя — великой княгини Елены Павловны. С правительственной стороны активное участие принимал министр внутренних дел С.С. Ланской.


Чтение Манифеста. Б. Кустодиев

Временнообязанные крестьяне — крестьяне, которые получили личную свободу после отмены крепостного права в 1861 г., но не выкупили землю у помещика (20%) и продолжали пользоваться наделом за оброк или барщину. Окончательно крестьян временнообязанное состояние было отменено в 1881 г.

Итоги реформы

  1. Крепостническая система была ликвидирована. Однако реформа стала компромиссом между помещиками и крестьянами и носила половинчатый характер. Так, в период временнобязанного состояния крестьяне хоть и были свободными, продолжали нести те же повинности, что и прежде. Кроме того, недостаточный земельный надел вынуждал некоторых крестьянин арендовать землю у помещика, что вновь напоминало дореформенные отношения.
  2. Реформа хоть и носила буржуазный характер, но сохраняла такие архаические черты, как крестьянская община с круговой порукой, помещичье землевладение.
  3. Из-за естественного прироста населения во второй половине XIX в. возникла новая крестьянская проблема — малоземелье. Она стала наиболее острой на рубеже XIX-XX вв. и так и не была решена царским правительством вплоть до 1917 г.
  4. После реформы произошли ряд восстаний крестьян в Казанский и Пензенской губерниях. Однако то, чего больше всего опасались — крупного выступления — не произошло.
  5. С ликвидацией крепостнической системой в прошлое уходил старый административный строй, основанных на старом сословном строе. Следовательно, крестьянская реформа повлекла за собой дальнейшие изменения в сфере государственного управления, что вылилось в земскую, городскую и судебную реформы.

Земская реформа 1864 г.

Заседание земства в провинции. К.А. Трутовский

Причины реформы . С появлением нового свободного сословия необходимо было внести изменения в местное управление. Также правительство надеялось частично возместить помещикам утрату прежней власти.

Суть реформы . В губерниях и уездах создавались земства — всесословные выборные органы местного самоуправления. Земства были независимы от административной власти, однако губернатор мог отменить их любое решение. В их ведении находились исключительно вопросы местного хозяйственного значения : строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, торговли и т.д.

Выборы в земства были ограничены имущественным цензом, поэтому в земствах преобладали помещики. Тем не менее с разорением дворян, в них стал повышаться удельных вес крестьян и других групп. Выборы происходили по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской.

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа 1870 г. была аналогична земской с той лишь разницей, что изменения происходили в городах.

Создавались всесословные органы городского самоуправления — городские думы. Они решали вопросы благоустройства города : учреждением школ, больниц, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, установления противопожарных мер и т.д.

Выборы в городские думы были ограничены имущественным цензом. Создавались три выборные курии по принципу выплаты налогов. Преимущество получали крупные налогоплательщики, т.е. крупная буржуазия. Городские думы, как и земства, были независимы от администрации, но находились под их строгим контролем.

Реформы местного самоуправления способствовали развитию местного хозяйства, промышленности и торговли, а также повышению уровню образования и медицины на местах.

Судебная реформа 1864 г.

Так, они предусматривали всесословность суда (равенство всех сословий перед законом), несменяемость судей, независимость их от администрации, гласность (открытость судебных заседаний), состязательность судопроизводства (наличие адвоката и прокурора). Для сложных уголовных судебных вводился институт присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей.

Создавалась новая система судопроизводства. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. В городах и уездах создавались мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды занимались крупными уголовными и гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались вместе с судом присяжных. Апелляции решений окружных судов могли подаваться в судебную палату.

Несмотря на передовой характер реформы, сохранялся ряд пережитков в виде Особых судов: волостной для крестьян, военный — в армии, консистория — для духовенства.

Военная реформа 1861-1874 гг.


Причины . Поражение в Крымской войне показало несостоятельность русской армии, её вооружения и кадрового офицерского состава.

Инициатором и руководителем реформы стал военный министр Д.А. Милютин.

  1. В начале 1860-х гг. началось перевооружение : замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, развитие и совершенствование парового флота.
  2. Расширилась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создавались юнкерские училища и военные гимназии. Вводились новые военные уставы, по которым из армии удалялись муштра и палочная дисциплина.
  3. По указу от 1 января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Она заменяла собой рекрутскую систему комплектования армии и распространялась на всё мужское население, достигшее 20 лет (с 1888 г. — 21). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (+9 лет в запасе) и 7 лет — на флоте (+3 года в запасе). Создавалась система льгот для лиц, имеющих образование, для единственных сыновей и кормильцев в семье.

Реформа образования и печати

В связи с увеличением террористических актов в конце 1870-х гг. царское правительство отказалось от реформ и начало закручивать гайки и ужесточать режим (на Александра II было совершено всего 6 покушений). Так, в 1879 г. был введён институт временных генерал-губернаторов, которых наделили чрезвычайными полномочиями.


Портрет М.Т. Лорис-Меликова. А.К. Айвазовский

После покушения на императора в Зимнем дворце в 1880 г. Александр II издал указ о создании о Верховной распорядительной комиссии, которую возглавил харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов. Учреждённый орган сосредоточил основные нити контроля и управления страной. Одним из важных решений, актуальных до сих пор, стало присоединение III отделения полиции к Министерству внутренних дел. Это позволило более успешно вести борьбу с террористами.

Подводя итог, стоит сказать, что при Александре II были проведены важнейшие реформы, прозванные впоследствии Великими. Они способствовали прогрессивному внутреннему развитию страны. Завершить преобразования не удалось. Во многом это было связано с деятельностью революционных организаций. Император Александр III (1881-1894 гг.) взошёл на престол при более чем печальных обстоятельствах — гибели своего отца. Этот факт сильно повлиял на характер его правления.

Читайте также: