Какая правовая система не имеет собственной системы религиозных судов индусская

Обновлено: 12.05.2024

Основные цели работы – рассмотрение общего понятия системы права, выступающей как внутренняя форма права, которая отражает общественные отношения в той или иной стране, раскрытие и анализ религиозных правовых систем.
Для этого в рамках данной курсовой работы решаются следующие задачи:
ознакомиться с системой права и ее структурой;
рассмотреть правовую систему и ее классификацию;
раскрыть и проанализировать религиозные правовые системы;
выявить проблемы взаимоотношения норм права с религиозными нормами.

Содержание работы

Глава 1 Общее понятие правовой системы……………………………. 5

Понятие и структура системы права………………………………….5

Правовая система. Понятие и ее структура…………………………..9

Классификация правовых систем……………………………………12

Глава 2 Религиозные правовые системы………………………………. 17

2.1 Мусульманская правовая система…………………………………. 17

2.3 Иудейское право как разновидность религиозного права………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что мусульманская правовая система – это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно – правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры.

Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать; посты, которые он должен соблюдать; милостыни, которые он должен подавать и паломничества, которые он должен совершать.

Мусульманское право выделяет три основных источника права:

Коран – собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, – первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий, характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм. Коран, например, учит мусульманина, высказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов.

Считается также источником мусульманского права аналогия (Кия-с) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или Ижмой, причем Ижма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

Два последних источника явились результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права. Появление Ижмы и Кия-с обусловлено двумя основными причинами:

  • Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться;
  • В Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества.

К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно – правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, Сунной, Ижмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. Эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.

Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения.

Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами):

  • суннитскими (ханифитским, маликитским, шафиитским, ханбалит-ским);
  • несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским).

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом 11 . Поэтому его нельзя изменить, отменить, оно бесспорно и абсолютно должно исполняться.

Таким образом, можно сделать вывод, что мусульманское право это система морально-правовых норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе и обладает определенной спецификой, присущей только ей и отличающей ее от других правовых систем, а также оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.

2.2 Индусское право

Древнейшей правовой системой из религиозных правовых систем является индусское право. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основы философской, религиозной и социальной системы индуизма. В качестве регулятора поведения допускается обычай.

Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям.

В настоящее время индусское право распространяется на 300 – 350 миллионов индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения).

Таким образом, нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.

В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст 12 .

Традиционно выделяются четыре большие группы:

  • брахманы (первоначально священнослужители);
  • кшатрия (воины);
  • вайшья (торговцы);
  • шудра (слуги и ремесленники).

Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях недействительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 года к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 году было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными.

Главная черта индусского права – тесная связь с религией.

Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система права – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во втором тысячелетии до нашей эры и даже раньше, – содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.

Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым . Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману. В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими.

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа – комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором, и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.

В период английской колониальной экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права". В области права собственности и обязательственного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индусского права.

Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная причина существования этого права таится не в его особых свойствах, а в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индусскими социальными институтами и в первую очередь с общинной и кастовой структурами, способными к адаптации в самых различных социально – экономических и политических условиях. В сельской местности большинство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе традиционных и хорошо знакомых им институтов.

В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 году правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 году закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.

В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия брачующихся, ни достижения ими определенного возраста 13 . Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

В 1956 году вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи.


Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с не большими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.

Содержание

Христианское право



Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например, брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.



Каноническое право

Каноническое право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахом Грацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участии Римской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих [источник не указан 110 дней] .

Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный в Ватикане.

Церковное право

Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, Украине и Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности.

Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам.

Мусульманское право



Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.



Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

Индуистское право

Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современной Индии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.

Иудейское (еврейское) право





Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и только очень ограниченно, так как Израиль — светское государство.

Буддийское право

Буддийское право возникло в Индии в VI веке до н. э. в результате учения Будды. На сегодняшний день распространено в Индии и ряде сопредельных стран Юго-Восточной Азии, а также в нескольких странах Дальнего Востока. Буддийское право не существует в чистом виде, оно закреплено в национальных правовых системах некоторых стран в форме некой традиции, и в каждой стране она имеет свои особенности. Верховным наставником для буддистов является Далай-Лама, ныне проживающий в изгнании в Индии.

Синтоистское право

Синтоистское право действует фрагментарно в одной стране — Японии. Зачастую сложно выявить его сферу действия, так как в Японии действует и буддизм, постоянно конкурирующий с синтоизмом. Япония к тому же является светским государством. Однако и буддизм и синтоизм оказали влияние на развитие её правовой системы.

Зороастризм

Зороастризм является одной из древнейших религий, приверженцы которой живут преимущественно в Индии и Иране. Предписания этой религии на сегодня соблюдаются в общинах, исповедующих её, и касаются, прежде всего, права личного статуса (рождение, брак, завещание).

См. также

Источники

Ссылки

  • Сравнительное правоведение
  • Религиозное право
  • Религия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Религиозное право" в других словарях:

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВО — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Юридический словарь

религиозное право — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Большой юридический словарь

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Религиозное обращение — Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия

ПРАВО — система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… … Философская энциклопедия

ПРАВО (система норм) — ПРАВО, система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством (см. ГОСУДАРСТВО) и обеспечиваемых силой принуждения (позитивное право) или вытекающих из природы человека (естественное право). В государственно… … Энциклопедический словарь

ПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий… … Юридический словарь

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь

Религиозное обучение и образование — система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения) и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется… … Большая советская энциклопедия

Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Определение правовой системы

В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

В широком смысле термин правовая система можно рассмотреть с точки зрения сравнительного правоведения и определить как систему, которая включает правовые системы групп государств, похожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды правовых систем

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы:

  • романо-германскую,
  • англо-саксонскую,
  • религиозную,
  • традиционную.

Две последние правовые системы объединяют.

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система или система континентального права возникла на основе римского права. В своем развитии данная правовая система прошла три ключевых этапа:

  • эпоха Римской империи (IX век до н.э. – XII век н.э.). Данный период связан с зарождением римского права и последующим его упадком в связи с гибелью Римской Империи. После гибели Римской Империи на территории Европы право практически отсутствовало, широкое распространение получили такие методы решения споров как поединки, испытания обвиняемого пыткой (ордалии), колдовство и иные нетрадиционные методы;
  • возрождение (ренессанс) римского права (XIII – XVII века н.э.). В течение этого периода римское право получило свое широкое распространение в Европе. Намечаются попытки разделения светского и канонического права, право стало выходить за рамки институтских стен и распространяться в обществе. Именно в данный период дал основу формирования современного романо-германского или писаного права;
  • эпоха Просвещения до наших дней (XVIII век н.э. – текущее время). Данный период характеризуется кодификацией права, утверждением Конституций, появлением отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1895 г.), четко обозначаются национальные правовые системы.

Признаки романо-германской правовой системы

  • источником права является писаный закон;
  • единая иерархическая система писаного права, первостепенная роль в котором отводится нормативным актам (законодательству);
  • законодатель формирует право, создает общие юридические правила поведения. Правоприменитель (судья, административные органы) должен точно следовать букве закона;
  • высшая юридическая сила отводится писаным Конституциям;
  • право подразделяется на публичное и частное;
  • право имеет отраслевое выражение;
  • большая роль отводится подзаконным нормативным актам, представленным в виде инструкций, регламентов, циркуляров и т.д.;
  • правовой обычай и правовой прецедент играют роль вспомогательных инструментов и дополнительных источников;
  • первостепенны права человека и гражданина, а не обязанности;
  • особое значение для построения данной правовой системы отводится доктринальным положениям, разрабатываемым в рамках высших учебных заведений.

Пример

Романо-германская правовая система получила широкое распространение в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Австрия и т.д.,), странах Центральной и Южной Америки (бывших колониях Испании, Португалии, Франции – Боливия, Бразилия), а также в ряде стран Востока (Япония, Южная Корея, Тайланд, Индонезия).

К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:

Признаки англосаксонской правовой системы

  • источником права является судебный прецедент;
  • суд является правотворческим органом;
  • приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
  • главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
  • отсутствует кодификация отраслей права;
  • приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
  • юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.

Пример

В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.

Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

Правовая система религиозного права

Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.

Признаки правовой системы религиозного права

  • источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
  • правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
  • нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
  • доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
  • отсутствует деление на частное и публичное право;
  • нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
  • приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

Система традиционного права

Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки системы традиционного права

  • источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
  • неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
  • приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
  • нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
  • судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
  • доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
  • многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.

Сравнительная характеристика правовых систем

Романо-германская правовая система Англосакская правовая система Религиозная правовая система Традиционная правовая система
Источник права Писанный закон Судебный прецедент Религиозно-нравственные нормы и ценности Неписаные обычаи и традиции
Правотворческий орган Законодатель Суд Божественное творение закона Религиозные органы
Деление права на публичное и частное Имеется Имеется Отсутствует Имеется, публичное право приоритетно
Кодификация права Имеется Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Роль правового прецедент и правового обычая Второстепенная Первостепенная Незначительная Незначительная
Роль прав человека и гражданина Первостепенные права Первостепенные права Первостепенные обязанности Первостепенные обязанности
Доктринальная составляющая Значительная Прикладной характер Значительная Незначительная

Вывод

Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. Но все правовые системы объединяет одно – они являются своего рода балансиром общественной жизни, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем, кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных, философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом. Можно считать, что индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма.

Содержание

Введение
Общая характеристика индусского права.
Источники индусского права.
Современное право Индии
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная по сравнительному праву.docx

  1. Общая характеристика индусского права.
  2. Источники индусского права.
  3. Современное право Индии

В настоящее время индусское право распространяется приблизительно на миллиард индусов. Подавляющее большинство их проживают в Республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на Восточном побережье Африки - преимущественно в Танзании, Уганде и Кении.

Индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем, кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных, философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом. Можно считать, что индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма.

В трудах, посвященных исследованию индусского права, практически отсутствует определение индусского права. Н.А. Крашенникова объясняет это историческими изменениями в нем, которые включают возможность приобрести единое формулирование. В общем виде индусское право можно определить как религиозно-правовую систему, которая регламентирует общественные отношения в середине общины, которая исповедует иудаизм.


Индусское право есть составной частью индуизма – религии, которая представляет собой комплекс разнообразных религиозных, философских и социальных взглядов. Индуизм сформировался вследствие эволюции и слияния ведических и брахманских традиций. В основе этого вероучение положены религиозные и философские идеи брахманизма (карма, сансара, реинкарнация и пр.). Среди разнообразия наиболее распространены и уважаемы: Брахма, Вишна и Шива. Индуизм отличается от других религий веротерпимостью, отсутствием агрессии к лицам, которые придерживаются других взглядов. Каждый индус может верить в того или другого бога, в нескольких богов или вообще не имеет четко очерченной теологической доктрины. Одновременно они вмещают определённые, основные верования религиозно-философского характера, которых придерживаются абсолютное большинство индусов. Определенной чертой индуизма есть также отсутствие единой религиозной организации. Со временем этих верований, которые имеют общую основу, развились разнообразные и как самостоятельные религии, так и направления индуизма.


Персональный характер действий права, которые распространяются только на лиц, которые исповедуют индуизм, независимо от того, в каких
государствах они живут. Наибольшая община поклонников индуизма (приблизительно 1 миллиард) проживает в Индии, где они составляют приблизительно 83% населения. Как религиозные меньшинства они представлены в Палестине, Бирме, Сингапуре, Малайзии, Танзании, Уганде и Кении. В судебной практике Индии сложилось правило, соответственно которому индусское право действует относительно лиц, исходя из 2 критериев – рождение в семье индусов или принадлежность к религии. Оно не распространяется на лиц, которые перешли в веру, несовместимую с иудаизмом. Однако индус не теряет право снова вернуться к своей вере, что тянет за собой обновление действий относительно него индусского права. Нормы индусского права применяются к последователям всех религиозных направлений индуизма – буддизма, сикхизма и пр. Индусское право официально не распространяется на 4 религиозных меньшинств: мусульман, христиан, иудеев и парсов.

Индусское право претерпело сильное влияние других правовых систем – мусульманской и английского права. Самые древние источники индусского права – веды были созданы ещё во втором тысячелетии до н.э. На протяжении значительного исторического периода оно развивалось самостоятельно. Мусульманское господство, которое установилось в Индии в ХVIв., достаточно ощутимо приостановило развитие индусского права. Суды обязаны были применять только мусульманское право, индусское же могли применять только панчаята (собрания) каст для решения внутриобщинных проблем. Это привело к сужению сферы действия индусского права, которое оставалось действовать главным образом в узкой сфере религии и личных отношениях.


В XVII и XVIII веках мусульманское панство сменилось английским. Англичане не возражали против применения относительно населения Индии, особенно в области частного права, более знакомых ему правовых норм. Но установление английского панства очень повлияло на развитие индусского права. Р.Давид отмечает, что это влияние оказалось двойным образом. Прежде всего, следует обратить внимание на его позитивное действие, поскольку было официально признан авторитет индусского права, то есть англичане признали равное значение мусульманского и индусского права, а английским судам было предоставлено право рассматривать на их основе все споры, которые не касались интересов англичан. С другой стороны, английское панство, наоборот, было негативным для индусского права, потому что оно повлекло глубокую его трансформацию. Последствием этого влияния было ограничено действие индусского права лишь регламентацией узкого круга отношений, тогда как важнейшие сферы общественной жизни подпали под действие нового территориального права, которые применялись ко всем гражданам Индии независимо от их религиозной принадлежности.

В результате деятельности судей индусское право в период британского колониального правления стало отличаться от первичного нормативного содержания дхармашастр. Это объясняется, с одной стороны тем, что судье была доступна только незначительная часть литературы по классическому индусскому праву, переведенная на английский язык, а это привело к тому, что они могли опираться только на эти права, хотя существовали и много других источников. А с другой стороны, судьи часто заполняли пробелы и недоразумения в традиционных текстах, обращаясь, как правило, к принципам общего права и создавая при этом, по сути, самостоятельные юридические нормы. Таким образом, в судебной практике место классического индусского права постепенно заняло так называемое англо-индусское право, на которое в скором времени уже не было необходимости ссылаться непосредственно, как на традиционные источники писанного права, оно приобрело характер чисто прецедентного и начало широко использоваться индийскими судами.


2. Источники индусского права.

Источники индусского права очень разнообразны, что объясняется огромным историческим отрезком, на котором они создавались, и религиозной спецификой этой системы. Первые источники датируются ещё IIв. до н.э., что создаёт трудности при их изучении, потому что далеко не все давние тексты сохранились до нашего времени. Самым старым из них есть – веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) – священные книги в которых содержаться божественные для индусов записи. Они были созданы приблизительно во IIв. до н.э., в форме религиозных песен, молитв, выражений. Хотя веды для индусов имеют божественное происхождение, и их они рассматривали как источник религии и права, но реальное влияние вед на общественные отношения были очень незначительными уже на протяжении значительного исторического периода. Из за того, что они вмещали достаточно незначительное количество конкретных норм права, их значение для развития индусского права также оценивается неоднозначно. Роль вед состоит не в том, что они есть непосредственным источником права, на основании которого можно регулировать конкретные общественные отношения, а скорее в идеологическом отношении, для создания других источников.

Среды текстов смирты выделяют дхарамасутры – первые известные сборники зафиксированных в письменной форме конкретных правовых норм, которые определяют, как должен вести себя человек согласно своему отношению к кастовой иерархии относительно богов, царя, священников, предков, членов своей семьи, соседей, животных. Самые древние дхармасутры – Раутами, Бауд-хаяны, Апастамби, Васишхты – возникли в VI-III вв. до н.э.

Следующим значительным шагом в развитии смирты стали дхармашастры – сборники норм (дхарм), которые создавались в брахманских школах и имели форму стихов. Самые известные из них – законы Ману, законы Яджнавалкья, законы Нарада, которые, как предполагают исследователи прошлого составлены между I веком до н.э. и III-VIвв. Н.э. В них первые представляются относительно упорядоченные и понятные нормы, которые по современным понятиям отвечали бы нормам гражданского, уголовного и процессуального права.

Важным источником права были нибандхи (или нибандази по Р.Давидом), которые представляют собой сборники комментариев к дхармашастрам. Нибандхи составлялись в промежуток между XI веком и концом XVII века. Их цель – объяснить четко непонятный смысл дхармашаст, устранить явное противоречия между ними, сделать их доступнее простым людям. Так, некоторые авторы вытягивали из старых текстов и систематизировали соответствующие отрывки, которые их можно было применить в современных им условиях.

Кроме того, в индусском праве всегда определялись как источники права давние местные обычаи, которые из давних времён применяли отдельные касты и семьи. А это означает, что в случае, если такие обычаи известны суду или могут быть доказаны, они не только должны были придерживаться при толковании норм смирты и комментариев, а даже могут иметь приоритет перед ними. По законам Ману и Яджнавалкья, следует воздерживаться от применения правила поведения, установленного текстами, если общество его не воспринимает.

Законодательство и судебная практика никогда не признавалось источником индусского права. Они рассматривались как оправдание для управления явлением, которое имеет временный характер, и из за этого не могут вмещать норм права, так нормы права должны иметь постоянный характер. Итак, источником классического индусского право доколониального периода были в основном труды богословов и правозащитников, которые отстаивали также существующие в обществе обычаи.

3. Современное право Индии.

Индусское право и право Индии (индийское право) – разные правовые системы. Если индусское право – это право общины, которая исповедует индуизм, то право Индии – это национальная система, действие которой распространяется на территорию всего государства, на всех граждан независимо от их национальности и принадлежности к определенной религиозной общине. На данное время в Индии одновременно действует несколько правовых систем – индусское право, мусульманское право и национальная правовая система Индии.

Индийское право (так его называет Р.Давид, территориальное) зародилось в период, когда страна пребывала под колониальным управлением Англии. Создание такого право было наилучшим способом регулирования отношений между людьми, которые принадлежат к разным религиозным общинам. Кроме этого, и мусульманское, и индусское право оставили вне сферы своего регулирования очень важные слои Индии – национальные меньшинства: христиан, евреев, парсов, а также лиц, принадлежность которых к той или иной религиозной общине вызывала сомнение. Территориальное право учитывало эту часть населения , которая стала численною особенно с того времени, когда в 1833г. Индия стала открытой для европейцев и когда под влиянием разных влияний барьеры между разными религиозными общинами стали менее суровыми. Наконец, и мусульманское, и индусское право фактически имели огромные пробелы, хотя теоретически они могли регулировать любые виды отношений. Бурное развитие Индии требовало, чтобы для регулирования новых отношений было создано территориальное право – общее как для мусульман и индусов, так и для населения, которое исповедует другие религии.

В формировании и развитии национальной правовой системы важную роль играют законодательные акты, созданные для Индии англичанами, которые использовали опыт своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы законы и кодексы, которые в определенном понимании очень определили право, которое действовало в самой Англии. Создание права на светской основе было само по себе прогрессивным и абсолютно необходимым решением в стране, где действовало одновременно и индусское и мусульманское право.

В 1947г. британский Парламент принял Закон о независимости Индии, которая получила статус доминиона. Согласно Вестминстерскому уставу 1931г. за доминионами признавался государственный суверенитет. Но в 1950г. Индия отказывается от статуса доминиона и провозглашает себя республикой, оставаясь при этом в составе Содружеств, возглавляемой Британской Короной.
Приобретение независимости дало новый импульс для развитии индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы было сделано с принятием Конституции 1950г., которая провозгласила светский характер государства. Конституция закрепила достаточно широкий перечень демократических прав и свобод граждан, а также установила их гарантии, прежде всего возможность обращения в Верховный суд в случае нарушения конституционных прав и свобод.

Превращение Индии в независимое государство не означало отказ от укорененных правовых концепций и принятого в колониальный период законодательства. В Конституции есть подтверждение того, что созданное раннее право продолжает действовать. Одновременно Верховный суд страны определял, что британские акты применяются, если они не противоречат национальному суверенитету. В 1960г. был принят Закон о британских актах, предназначенных для применения в Индии, которым было онулировано 258 британских уставов.

На протяжении ХХ в. правовая система Индии развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного индусского и адаптированного общего права, а также широко используя позитивный опыт других правовых систем. При этом влияние английской правовой культуры остается преимущественным.


Закон и судебный прецедент – главные источники права современной Индии, законодательства и решение судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд. Самым важным источником индусского национального права есть судебный прецедент. Конституция Индии (ст.141) установила, что суды страны должны действовать согласно прецедента, созданного Верховным судом. Решение Высшего суда штата обязательны для всех низших судов соответствующего штата. Высший суд, в отличие от Верховного суда, связан собственными решениями; тогда как решение Высшего суда одного штата необязательны для Высшего суда другого. Важную роль в становлении индийского права сыграл обычай, хотя на данный момент его роль незначительна – он поставлен в подчиненное положение относительно писанного права. Нормы обычаев применялись судами в случае прямого указания на них закона или отсутствии законодательных положений по конкретному вопросу.

После достижения независимости система индусского права, в отличие от мусульманского, претерпела изменения, главным инструментом которого стал закон. Жажда к независимости поставило на повестку дня кодификацию индусского права. Уже после приобретения независимости в 1947г. индийский совет подал парламенту проект кодекса индусского права, в котором была сделана проба создать единую законодательную основу для семейного и наследственного права. Этот проект встретил решительной противодействие со стороны консерваторов. После бурных дебатов в парламенте и обществе индийский совет был вынужден отозвать его. Далее этот проект стал воплощаться в жизнь другим образом. Важные материалы индусского права стали предметом множественных законопроектов. В 1955г. первым набрал силы закон о браке индусов, который унифицировал семейное право и привел его в соответствие с современностью, а в 1956г. были приняты три новых закона – акт о несовершеннолетних детях и опеке, о наследственном праве и закон об усыновлении и содержании. С приобретением ими силы большая часть индусского права была кодифицирована. Таким образом, ныне индийские суды и адвокаты, прежде всего, руководствуются нормами новых законов и решением судов, принятых на их основе. Правовые трактаты индусского права они могут применяться в случае, если они не противоречат законодательству, однако суды ссылаются на них очень редко.
Заключение

На сегодня индусское право непосредственно используется при рассмотрении таких вопросов, как: регламент личного устава, включая брак и развод, несовершеннолетних и опекунство, родства, усыновления, семейной собственности, алиментных обязательств, религиозных институтов, общей собственности, элементы договорного права, кастового права и отлучение от религии. Для применения этого права панчаятов – судей, которые занимаются делами, связанными с населением из своей среды. Суды панчаятов во всех штатах есть первой инстанцией. Однако их компетенция очень ограничена – они рассматривают дела с членами общины (повреждение растений, животных, правила пользования имуществом и пр.), имущественные споры на сумму не более 1 тысячи рупий.

Читайте также: