Как выглядит иск от прокурора

Обновлено: 16.05.2024

Иски – явление современности. За последние 5 лет прокуроры каждый год наращивали свою исковую работу и теперь настало время, когда исков взять неоткуда! Это реальная ситуация по всей стране.

В кризис 2008 года в прокуратуры всех звеньев системы нахлынул поток жалоб граждан о нарушении их трудовых прав в части несвоевременной выплаты заработной платы. Само собой прокуроры сделали массу исков в защиту прав граждан. Но кризис закончился. Зарплату снова выплачивают вовремя, граждане довольны, а АППГ остался.

Сделать АППГ по искам крайне трудно. Это не представления, не предостережения или протесты, по которым можно договориться, это иск. И рассматривается он в суде, а судьи не станут входить в сговор с прокурором и рассматривать левые иски, заинтересованности в этом у судей нет.

Иски сейчас добываются прокурорами везде и всюду. По любым основаниям прокуроры подают исковые заявления в суд. Основная масса исков так и осталась – о нарушении трудовых прав граждан в сфере оплаты труда, но есть теперь и еще одна большая категория исков – об установлении обязанности исполнить определенные действия (отремонтировать дорогу, установить табличку на жилой дом, исполнить требование контролирующего органа и др.).

Спрашивается, каким образом прокурорам удается сохранить АППГ по зарплатным искам, если нарушений в данной области теперь намного меньше? Способ есть. Математический.

К примеру, выявил прокурор в ходе проверки задолженность по заработной плате перед 30 работниками предприятия. За месяц, скажем, задолжало предприятие. Прокурор быстренько заявления от работников отобрал с просьбой обратиться в суд в защиту их интересов, (без заявления прокурор не может обратиться в суд по зарплатным искам), взял справку предприятия о сумме начисленной, но не выплаченной заработной платы работникам, а также копии приказов о приеме на работу каждого из работников, и строчит иск в суд. Для защиты прав граждан вполне и одного иска хватило бы, так как требования о взыскании сумм зарплаты 30 работников можно уместить в одном заявлении, но лучше, конечно же, сделать 30 исков, вместо одного. В интересах каждого из работников. Но что такое 30 исков? Капля в море! Потому прокурор принимает решение количество исков удвоить. Прокурор, прежде всего, юрист, а потом уже бюрократ, а любой юрист знает, что заработная плата в Российской Федерации должна выплачиваться 2 раза в месяц. Стало быть, предприятие задолжало работникам не одну месячную зарплату, а две полмесячные. Справка о размере задолженности по запросу прокурора предприятием переделывается и составляется с учетом начисленных зарплат за первую часть месяца и за часть вторую.

Вот! Вот где эффективность работы прокурора зарыта! В знании действующего законодательства! Был один иск, стало 30. Было 30 исков, стало 60!

Но не долга радость прокурорская. 60 – цифра, конечно, вдохновляющая, но она меньше квартальных показателей прошлого года. Как бы ее увеличить? Может иски о компенсации морального вреда еще сделать? Но это морока! Такая категория исков рассматривается с участием сторон в непосредственном судебном заседании (в отличие от исков о вынесении судебных приказов о взыскании заработной платы), народ надо будет вызывать, самому участвовать, времени уйдет уйма, да и риск отрицательного решения суда велик. Нет. Моральный вред – не вариант. Но ведь должен быть спасительный вариант, просто обязан существовать! Иначе и быть не может!

Что ж, пора подводить подсчет! Был – 1 иск, стало 30. Было 30 исков, стало 60. Было 60 исков, стало 120! И это только по одной проверке! Эффективность растет! Удовлетворяемость 100%. АППГ – исполняется!

По упрощенной процедуре (в связи с тем, что предприятие задолженность признает и само указывает ее сумму в справке) заявления о взыскании заработной платы рассматриваются в течение пяти дней и мировым судьей выдается судебный приказ о взыскании заработной платы. Работодатель заработную плату погашает еще до вынесения судебного приказа и исковые требования, таким образом, считаются добровольно удовлетворенными. И все довольны. Прокурор ставит себе в отчет добровольно удовлетворенные или просто удовлетворенные иски в защиту трудовых прав граждан, вышестоящая прокуратура систематизирует исковую работу и докладывает в Генеральную прокуратуру РФ о достигнутых успехах в сфере защиты трудовых прав граждан, подтверждая реальность защиты количеством исков, Генеральная прокуратура РФ докладывает Президенту РФ о миллионах исков на миллиарды рублей, а предприятие продолжает свою скромную производственную деятельность. Даже Председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая 12.01.2012 с поздравлением прокуроров с днем прокуратуры, особо отметил роль прокуратуры в защите трудовых прав граждан. Миллион исков – это вам не шутки. Они даже видавшего виды премьера впечатляют.

Помимо зарплатных исков излюбленная тема прокуроров иски об аттестации рабочих мест на предприятиях.

Действующее законодательство обязывает работодателей раз в пять лет проводить аттестацию созданных рабочих мест, с последующей их сертификацией. Некоторые требования закона игнорируют. Тут то и приходит к ним прокурор и исками душит.

Проверка аттестации рабочих мест может быть даже результативнее зарплатной проверки. Зарплату более или менее работодатели платят, но вот аттестацию рабочих мест провести частенько забывают. И нет ничего лучше для прокурора, чем предприятие, которое забыло вовремя провести аттестацию рабочих мест. А уж если на предприятии создана масса рабочих мест, то такое предприятие просто подарок для прокурора. Сколько у вас рабочих мест? 100? Стало быть, 100 исков вы уже себе заработали! По каждому рабочему месту – иск об обязании аттестацию провести. Можно, конечно, и одним иском обойтись, но 100 – лучше. 100 – это эффективно. Да и Генеральному прокурору Российской Федерации будет что доложить! Не одно нарушение выявили, а 100. Не один иск предъявили, а 100.

По автомобильным дорогам некоторые районные прокуроры интересные иски делают о понуждении.

Тут схема тоже не хитрая. Заранее, в момент утверждения плана ремонта дорог на текущий год, прокурору следует узнать этот план. Затем подождать, когда муниципальная администрация приступит к его выполнению, и в этот самый момент предъявить иски о понуждении выполнить ремонт тех самых дорог, которые стоят в плане. К моменту рассмотрения исков ремонт дороги уже окончен, и иски будут считаться добровольно удовлетворенными. Прокурор может даже отказаться от исковых требований в связи с добровольным удовлетворением требований, такое допускается и в отчете роли не играет, если требования удовлетворены добровольно (такой иск считается удовлетворенным).

Исковая работа прокурора является одной из самых творческих ее частей. Прокуроры, в погоне за АППГ, каких только исков не предъявляют! Транспортные прокуроры, например, любят вносить иски о доначислении и взыскании таможенных платежей (тем самым прямым образом подменяя органы, которые уполномочены на совершение данных действий). Прокуроры районные практикуются на предъявлении исков об очистке дорог в зимний период (само собой, иск не один предъявляется, а масса – по каждой дороге). Список можно продолжать бесконечно! Интересующимся советую обратиться к судебной практике по гражданским делам, имеющейся на официальных сайтах судов Российской Федерации.

Жалоба в прокуратуру инициирует серьезное разбирательство, потому, когда вмешивается прокуратура настораживаются все – от чиновников и лиц, занимающих руководящие должности на предприятиях, до обыкновенных продавцов/


На кого можно подать жалобу в прокуратуру

Подать жалобу в прокуратуру может каждый, главное чтобы для этого были основания. Главным основанием является нарушение закона. Если в жалобе содержится информация о нарушении актуального законодательства, прокуратура обязана её рассмотреть. Именно потому при составлении документа так важно быть точным – указывать конкретные сведения.

Для удобства можно выделить несколько наиболее популярных типов жалоб, что пишут в прокуратуру:

  • На лиц, которые руководят предприятиями коммерческой и некоммерческой природы, организаций общественного типа и т.п.
  • На судебных приставов (их действия или бездействие) а также других чиновников (налогового инспектора, работников городской/районной администрации и т.п.).
  • На работодателей, которые считают, что им можно не соблюдать нормы трудового законодательства (не платить зарплату, незаконно увольнять).
  • На застройщиков, которые срывают сроки ДДУ, не исполняют требования ДДУ, не реагируют на претензии.
  • На управляющую компанию и ресурсоснабжающие предприятия, что не исполняют свои обязанности.
  • На продавцов, изготовителей, людей, которые оказывают платные услуги. Если они нарушают права потребителей.

Но есть ограничения – прокуратура не работает с физическими лицами. Если физическое лицо нарушает закон, зависимо от особенностей правонарушения, нужно обратиться в другие правоохранительные органы. Но если эти органы бездействуют, тогда можно идти в прокуратуру.

Требования к заявлению в прокуратуру

Чтобы было принято заявление в прокуратуру, образец (правильный) должен отвечать стандарту. Даже если это онлайн-документ. Хотя в законодательстве нет особых требований к содержимому документа, но определенная информация должна в ней содержаться:

  • Название органа, куда подаетсяправильныйобразецзаявления в прокуратуру. Как альтернативу, в образце можно указать ФИО лица, которое будет заниматься вашим делом.
  • Кто направляет образцы заявления. ФИО отправителя, его адрес. Если хотите получить ответ на другой, правильный адрес проживания, его также нужно указать, составляя образец.
  • Максимально полно изложить суть вопроса. Но без излишней конкретики, чтобы не перегружать образец документа.
  • Дата подачи образца и подпись человека, который это заявление отправляет.

Правильное заявления в прокуратуру пишется и подается согласно определенному алгоритму. Больше всего внимания отводится части, где заявитель должен написать суть своей жалобы. В этой части прокуратура обращает внимание на события, что предшествовали правонарушению. Также укажите точную дату, когда обратились в госорганы, когда заключили договор, когда начали трудовые отношения и т.п.

Дальше обязательно указывайте, в чем заключался спор, при каких обстоятельствах состоялось нарушение закона. Опишите, что именно произошло – как нарушили закон. Указывается, какой закон нарушили. Если есть уже принятое решение, что нарушает законодательство – внесите его реквизиты.

Дальше указывается, что требуете от органов. Например, можно потребовать, чтобы в органе, который нарушил закон, провели внеплановую проверку. Не помешает указать в образце, что требуете привлечения виновных к ответственности.

Форма, в которой составляется жалоба – свободная. Вот так выглядит жалоба в прокуратуру образец:


Коллективная жалоба в прокуратуру

Перед тем как написать заявление в прокуратуру следует учесть, что правильный документ может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Составление коллективной жалобы мало чем отличается от индивидуального документа. Разница заключается в том, что в качестве заявителя выступает один человек, а если пишется коллективная – заявителей может быть несколько.

Обычно такие форматы жалоб составляются, если пострадало несколько лиц или если решение написать жалобу, было принято на собраниях, митингах и т.п. Подписывать коллективно написанное заявление может несколько заявителей. Так что коллективная жалоба имеет всего несколько отличий – она составляется более чем двумя людьми и подписать её могут несколько человек.


Подать анонимное заявление

Таким образом, хотя закон не запрещает отправлять анонимные образцы жалобы, и они могут послужить основанием для внеочередной проверки, прокуратура не ответит на документ. Так что заявитель не узнает, были ли предприняты меры или органы бездействовали. Это логично, поскольку если жалоба имеет анонимную природу, неизвестно куда направлять ответ.

Как подавать заявление в прокуратуру

Ещё один актуальный вопрос – как податьзаявление в прокуратуру? Существует несколько актуальных путей, как подавать заявления, после того как смогли их написать:

Рассматриваемый формат обращения можно использовать пи личной встрече с представителем прокуратуры при исполнении им своих обязанностей. Также можно позвонить по горячей линии или обратиться, используя СМИ в качестве посредников.

Как подавать заявление в прокуратуру решайте сами, ведь каждый способ имеет свои плюсы и минусы. Но если отправлять документы онлайн, это займет меньше времени и потребует минимум усилий.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Прокурор должен провести комплекс мероприятий, рассматривая жалобу и пытаясь определить, есть ли для неё основания и насколько правильно она оформлена:

  • Проверяется, все ли указанные в жалобе факты отвечают действительности. Может даже выехать на место, чтобы установить прокурорский контроль.
  • Соберет и истребует документальную базу, необходимую для принятия решения. Например, потребует предоставить материалы уголовного дела, исполнительного производства и т.п. Это поможет объективно рассмотреть ситуацию.
  • Передаст часть своих обязанностей нижестоящим прокурорам, чтобы подробнее проверит жалобу.
  • Может подавать в разные органы материалы для того, чтобы возбудить производство уголовного или административного порядка.

Также прокурор может удовлетворить или отклонить (бездействовать) требование уволить кого-то, указанное в образце жалобы.

Жалоба, что получает прокуратура, имеет свои сроки рассмотрения. Для обычных случаев они составляют 15 дней. Если дело нуждается в дополнительной проверке, прокуратура может работать 30 дней. Иногда сроки жалобы продлеваются, но только не дольше чем ещё на 30 суток. Когда рассмотрение закончено, представители прокуратуры дают ответ, отчитываясь о проделанной работе и принятых мерах.

Заявление в прокуратуру без ответа

Обычно если подаетсязаявление в прокуратуру на бездействие или на какую-то другую проблему, заявитель ждет на него ответа. Но его не последует в следующих случаях:

  • Если заявитель не указал на образце жалобы ФИО и адрес;
  • В жалобе нет информации, чтобы её разрешить;
  • В документе нет сути;
  • Заявитель пытается самостоятельно вмешаться в работу прокуратуры;
  • Текст жалобы нечитабельный, неразборчивый;
  • В тексте есть нецензурные выражения, угрозы.

Получить юридическую помощь по вопросу как подать жалобу в прокуратуру можно на нашем сайте.

К числу вопросов местного значения, которые не один год выступают в качестве предмета исковых требований прокурора являются:

1.Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания

2.Организация ритуальных услуг.

Содержание указанных вопросов местного значения, а также судебная практика по реализации этих вопросов стала предметом обсуждения на вебинаре, посвященном практике судебной защиты интересов органов местного самоуправления по актуальным вопросам деятельности муниципальных образований, который был проведен Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления 9 июня 2021 года.

Региональная судебная практика, мнения муниципалитетов и, озвученная позиция экспертов, позволяют нам сформулировать наиболее значимые выводы по данной тематике.

Как правило, административному исковому заявлению прокурора предшествует прокурорская проверка в отношении органов местного самоуправления, в том числе по жалобам физических лиц. После проведения проверки в адрес органов местного самоуправления направляется представление прокурора об устранении нарушений законодательства в соответствующей сфере правовых отношений:

  • создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания- сфера санитарно- эпидемиологического благополучия;
  • организация ритуальных услуг- сфера похоронного дела.

Анализируя региональную судебную практику по вопросу создания условий для обеспечения услугами бытового обслуживания, следует отметить следующее:

В большинстве регионов, включая Хабаровский край, требования прокурора о признании незаконными бездействия администрации поселения по непринятию мер к созданию условий для обеспечения услугами бытового обслуживания и обязании в течение определенного периода времени создать такие условия путем обеспечения жителей услугами бани, подлежали удовлетворению. Как правило, муниципалитеты не обжаловали решения судов первой инстанции, поэтому проблема исполнения таких решений сохраняется до настоящее время.

Судебные решения первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора были основаны на следующих выводах:

1.Отсутствие общественной бани свидетельствует о том, что ОМСУ не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения…; на территории поселка проживает 3842 человека, из которых 3778 человек проживают в жилом фонде без подключения к централизованной системе водоснабжения, однако услуги общественной бани на территории поселка не оказываются… (Решение Козульского районного суда Красноярского края от 08.10.2020 по делу № 2а-249/2020);

2.В границах населенного пункта проживает 12 882 человека, из которых часть жителей проживают в неблагоустроенном жилом фонде без предоставления услуг по водоснабжению, услуги общественной бани на территории поселка не оказываются, кроме того в период с мая по сентябрь в жилом фонде городского поселения (многоквартирные дома) отсутствует горячее водоснабжение. Таким образом, бездействие администрации городского поселения…. нарушает права жителей поселка в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения… (Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31.07.2018 по делу № 2-368/2018);

3.В сельском поселении общее количество проживающих жителей составляет 365 человек, на территории поселения на 130 дворов 95 дворов оборудованы личными банями. Услуги общественной бани в селе не оказываются…. одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены. Учитывая полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части создания условий для обеспечения жителей села услугами бытового обслуживания, а так же те обстоятельства, что в с. Савинское общественная, муниципальная баня отсутствует, что указывает на бездействие органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения в рассматриваемой сфере, и как следствие на нарушение прав жителей поселения на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме (Решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 21.12.2020 по делу № 2а-329/ 2020).

Несколько иная практика сложилась в Красноярском крае, где решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора было отменено Судебной коллегией по административным делам Красноярского краевого суда.

Выводы Судебной коллегии по административным делам, изложенные в апелляционном определении Красноярского краевого суда от 13.07.2020 по делу № 33а-5655/2020, нуждаются в подробном рассмотрении, так как имеют важное значение для правоприменительной практики.

Исходя из позиции Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда, изложенной в определении от 13.07.2020 по делу № 33а-5655/2020, следует что:

  • суд первой инстанции должен был указать, какие действия необходимо совершить ответчику по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест и определить количество помывочных мест, которые ответчик должен обеспечить;
  • согласно СанПиНу 2.1.2.3150-13, размещение здания бань допускается при возможности оборудовать системами горячего и холодного водоснабжения, а подачу холодной и горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и горячего водоснабжения.

Наряду с созданием условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, актуальность не утрачивает и вопрос организации ритуальных услуг.

Региональная судебная практика насчитывает не один десяток дел, когда требования прокурора о признании бездействия администрации незаконным и возложении на администрацию обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, подлежали удовлетворению в судебном порядке.

В данном случае, обосновывая свои требования прокурор, как правило, указывает на нарушение прав неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.

В течении длительного времени муниципальными юристами вырабатывались различные подходы для защиты муниципалитетов в суде по данной категории дел.

Так, экспертами Красноярского института государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края предлагаются следующие аргументы в защиту муниципальных образований:

Определенную позицию по данному вопросу занимает комитет Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и местному самоуправлению:

Рассматривая вопрос предъявления и рассмотрения административных исков в отношении муниципальных образований, нельзя обойти стороной некоторые особенности административного судопроизводства.

Порядок осуществления административного судопроизводства регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее- КАС РФ).

Особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определены главой 22 КАС РФ.

Одна из важных особенностей производства по указанным делам, на которую должны обратить внимание органы местного самоуправления, выступающие в качестве административных ответчиков, установлена в части 2 статьи 227 КАС РФ:

К обязательным условиям удовлетворения судом требований о признании бездействия незаконным относится:

  • Не соответствие нормативным правовым актам;
  • Нарушение прав, свобод и законных интересов истца.

Таким образом, суд признает бездействие органов местного самоуправления незаконным при совокупности двух обязательных условий, если такое бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Часть 9 статьи 226 КАС РФ устанавливает следующие обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении судом данной категории дел:

  • нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
  • соблюдены ли сроки обращения в суд;
  • соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

-порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

-основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

  • соответствует ли содержание совершенного оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, проблема содержания и порядка реализации вопросов создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания и организации ритуальных услуг остается в настоящее время нерешенной. Несовершенство законодательных норм это одна из основных причин, по которой органы местного самоуправления все чаще вынуждены защищать свои права в судах различных инстанций. Об этом свидетельствует не только судебная практика, но и результаты надзорной деятельности органов прокуратуры. По общему мнению муниципальных юристов и экспертов в области муниципального права, нормы федерального законодательства, регулирующие правоотношения в рассматриваемых сферах общественных отношений нуждаются в серьезной корректировке, а в ряде случаев пересмотру.

C.В. Образцова - юрист Совета муниципальных образований Хабаровского края Обзор по материалам вебинара «Практика судебной защиты интересов органов местного самоуправления по актуальным вопросам деятельности муниципальных образований

Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия.

Предъявление иска или заявления в суд является эффективным средством пресечения правонарушения, устранения его последствий, восстановления нарушенного права.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор активно использует предоставленное ему право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья (например, если он признан инвалидом по зрению, слуху, немой и т. п.), возрасту (например, он очень стар и беспомощен), недееспособности (если суд признал его таковым) и другим уважительным причинам (например, гражданин выполняет специальное задание за пределами страны) не может сам обратиться в суд.

Следует отметить, что возбуждение дела по инициативе прокурора возможно только с согласия истца (по письменному обращению, объяснению). Предъявление иска прокурором вопреки воле истца является недопустимым, за исключением случаев предъявления иска в интересах недееспособных, ограниченно дееспособных и т.д.

Кроме этого, прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление, также может быть предъявлено прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основанием для предъявления заявления в суд в интересах гражданина является письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

При этом, для полноценной реализации прокурором полномочий по представительству интересов, обращение гражданина должно содержать конкретизированные данные о том, какое право гражданина нарушено, при каких обстоятельствах, с приложением соответствующих документов.

Кроме того, при решении вопроса о предъявлении иска прокурор должен учитывать и такие обстоятельства, как возможность граждан самостоятельно реализовать право на судебную защиту. То есть при обращении гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов следует подтвердить невозможность самостоятельно защитить свои права.

Исковое заявление прокурора должно быть подано в письменной форме и соответствовать требованиям ст.ст. 131, 132 ГПК Российской Федерации.

Так, независимо от того в чьих интересах предъявлен иск, прокурору необходимо обосновать, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду. Из смысла ст. 136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без движения, но на данное определение суда прокурором может быть подано представление (ст. 371, 372 ГПК РФ).

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Прокурор является представителем государства и защищает публичные интересы.

Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовой заинтересованности и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск.

Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ч.2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Обращение прокурора в суд первой инстанции с заявлением или иском

Обращение прокурора в суд с заявлением или иском — одна из форм его участия в гражданском судопроизводстве. Данная форма характеризуется тем, что прокурор инициирует возбуждение гражданского дела путем обращения с заявлением в суд общей юрисдикции от своего имени, но в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Субъекты, права, свободы и законные интересы которых защищает прокурор путем обращения в суд с заявлением или иском, определены ГПК РФ, СК РФ, иными федеральными законами. К ним относятся:

(1) граждане, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ч. I ст. 45 ГПК РФ).

Прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением о признании забастовки незаконной (ст. 413 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ); об оспаривании решений комиссий по трудовым спорам, если они не соответствуют трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права (ст. 391 ТК РФ);

(2) неопределенный круг лиц. Защита их прав, свобод и интересов наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры.

Под неопределенным кругом лиц следует понимать лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

К делам о защите прав неопределенного круга лиц в исковом производстве относятся, в частности, дела: о запрете деятельности, приносящей вред окружающей природной среде; о защите прав и интересов неопределенного круга потребителей; о приостановлении либо прекращении определенных видов деятельности (ст. 1065 ГК РФ);

(3) публичные образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования).

К данной категории относятся дела о защите жизненно важных интересов Российской Федерации (государства), ее субъектов, муниципальных образований.

Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением по делам, возникающим из публичных правоотношений, особого и приказного производства.

К производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, относятся следующие: об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 251 ГПК РФ); об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 254 ГПК РФ); в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 259 ГПК РФ).

Рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, должно осуществляться по правилам искового производства, но с особенностями, установленными гл. 23— 26 ГПК РФ, другими федеральными законами.

В порядке особого производства прокурор может обратиться в суд с соблюдением требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. В частности, по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, об установлении факта оккупации территории государства иностранной армией, что необходимо гражданам для получения определенных компенсаций, льгот); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (для получения льгот несовершеннолетними).

Прокурор при соблюдении требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно ст. 262 ГПК РФ, имеет также право обращаться в суд с заявлением об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании.

Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в порядке приказного производства. Заявление о вынесении судебного приказа подается прокурором в письменной форме мировому судье и по форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст. 124 ГПК РФ.

При обращении в суд с иском или заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор должен соблюдать требования о подведомственности и подсудности, предусмотренные гл. 3 ГПК РФ.

Прежде всего прокурору необходимо правильно определить подведомственность гражданского дела судам общей юрисдикции по правилам ст. 22 ГПК РФ. Затем определить подсудность гражданского дела суду общей юрисдикции по правилам ст. 23—27, а также определить территориальную подсудность этого дела по правилам ст. 28—33.

Заявление прокурора в суд должно соответствовать требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В заявлении прокурора в защиту законных интересов гражданина должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Заявление прокурора, поданное с нарушением требований ст. 131, 132 ГПК РФ, может быть оставлено судом без движения (ч. 1 ст. 136 ГПК РФ). В случае выполнения указаний судьи в установленный срок заявление прокурора считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается прокурору со всеми приложенными к нему документами (ч. 2 ст. 136).

При подаче заявления в суд прокурору следует учитывать положения ст. 134 и 135 ГПК РФ, определяющие основания для возврата и отказа в принятии искового заявления. В отличие от возвращения судом искового заявления, отказ в его принятии препятствует повторному обращению в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Для принятия решения о необходимости обращения в суд с иском или заявлением прокурор должен располагать достаточной информацией об обстоятельствах нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также о лицах, допустивших подобные нарушения. Поводом к возбуждению судом гражданского дела по заявлению прокурора могут служить обращения граждан, публикации в средствах массовой информации, результаты общенадзорных проверок.

В процессе подготовки иска прокурору необходимо:

  1. определить предмет и основание иска;
  2. установить, какие доказательства необходимы для обоснования исковых требований, собрать эти доказательства и тщательно их проанализировать;
  3. решить, в интересах кого необходимо предъявлять иск, а также кто должен отвечать по предъявленному иску;
  4. определить цену иска (если иск подлежит оценке);
  5. решить ряд процессуальных и организационных вопросов, связанных с предъявлением иска.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов.

Исходя из такой позиции законодателя, п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2003 г. № 51 предписывает прокурорам при обращении в суд с заявлением учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, должна обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.

Представление полученных в установленном законом порядке относимых (ст. 59 ГПК РФ), допустимых (ст. 60), достоверных доказательств по делу является обязанностью прокурора, обращающегося в суд с заявлением или иском.

Такими доказательствами в первую очередь могут являться документы и иные письменные материалы, полученные в ходе надзорных прокурорских проверок.

Прокурор имеет право согласно ст. 57 ГПК РФ при отсутствии необходимых доказательств, уже после подачи в суд заявления (иска) как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе самого судебного разбирательства ходатайствовать перед судом об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств. Статьей 65 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться к суду с заявлением об обеспечении доказательств. Прокурор может также заявлять требование о принятии судом мер по обеспечению иска (ст. 139 ГПК РФ).

Поскольку подготовка дела к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу (ч. 2 ст. 147 ГПК РФ), прокурору необходимо уже на этой стадии гражданского процесса использовать все предоставленные ему законом полномочия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения гражданского дела, возбужденного по его заявлению. При этом следует учитывать требования не только норм ГПК РФ и других законов, но и разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11.

Прокурору следует правильно определить круг лиц, которых необходимо привлечь к участию в деле. Важно проверить, принадлежит ли лицу, в интересах которого прокурор намерен предъявить иск, право требования и является ли то или иное лицо надлежащим ответчиком. Этот вопрос может быть решен правильно лишь на основе анализа норм материального права, предусматривающих правомочия субъектов материального правоотношения. Ошибки в определении сторон могут привести к отказу судом в принятии искового заявления прокурора или к рассмотрению судом вопроса о замене ненадлежащей стороны (ст. 36 ГПК РФ).

Собрав необходимые материалы и разрешив указанные вопросы, прокурор приступает к составлению искового заявления.

Структура искового заявления включает в себя: вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (просительную) части.

Во вводной части указывается, в какой суд направляется заявление; какой прокурор и в порядке какой статьи обращается в суд; в интересах кого предъявляется иск: если это гражданин, то указываются Ф.И.О., адрес; если юридическое лицо — ею наименование и место нахождения. Далее указываются наименование ответчика и его адрес. Если иск подлежит оценке, то прокурор указывает сумму, подлежащую взысканию в пользу истца.

В описательной части излагаются послужившие основанием иска обстоятельства, опираясь на которые, прокурор обосновывает свои требования; доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства. В описательной части достаточно лишь назвать доказательства, указать факт их существования и источник получения.

В мотивировочной части искового заявления дается юридическая оценка обстоятельств дела и доказательств, использованных для подтверждения информации; указывается на закон, в соответствии с которым требование должно быть удовлетворено судом. Четкая правовая квалификация спорного правоотношения со ссылками на закон может существенным образом повлиять на позицию ответчиков по предъявленным к ним требованиям, поможет суду правильно разрешить спор по существу.

Заключительная часть искового заявления содержит требования прокурора, например, о признании сделки недействительной, о восстановлении на работе, о лишении родительских прав и т.д. Также в этой части прокурор может указать, какие у него имеются ходатайства (заявления) к суду (например, об истребовании доказательств, о допросе свидетелей, о назначении экспертизы, об обеспечении иска). Указанные ходатайства (заявления) прокурора могут быть заявлены и отдельно от искового заявления.

Заключительная часть искового заявления должна содержать перечень прилагаемых к нему документов, среди которых могут быть письменные доказательства, расчет цены иска (если большой объем вычислений) и т.п.

В соответствии с подп. 9 и. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований прокуроры освобождаются от уплаты госпошлины.

Анализ материалов судебной и прокурорской практики показывает, что не всегда качество подготовки прокурорами материалов для обращения в суд отвечает предъявляемым требованиям. Имеются случаи несоответствия процессуальных документов, подготавливаемых прокурорами, требованиям действующего законодательства о форме и содержании искового заявления. Не всегда юридически правильно определяются спорные правоотношения, отсутствуют необходимая аргументация требований, доказательства, ссылки на соответствующие нормы материального и процессуального права, которыми следует руководствоваться, не указываются цена иска, перечень прилагаемых документов и т.п.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).

При подготовке дела к судебному разбирательству в случаях, предусмотренных ст. 152 ГПК РФ, судья разрешает вопрос о времени и месте проведения предварительного судебного заседания (п. 13 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ). Предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, прокурора, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности. Прокурор в предварительном судебном заседании имеет право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства.

Активное участие прокурора не только при подготовке дела, но и на стадии судебного разбирательства способствует своевременному принятию судом законного и обоснованного решения. Для этого прокурору следует эффективно использовать все права, предоставленные ему ст. 35, 39 ГПК РФ, с учетом положений ч. 2 ст. 45 ГПК РФ.

В ходе судебного разбирательства необходимо не только представлять доказательства, но и активно участвовать в исследовании представленных суду другими участвующими в деле лицами вещественных, письменных и иных доказательств, в допросе свидетелей, специалистов, экспертов, задавать им вопросы по существу спора.

В судебном заседании прокурор высказывает свое мотивированное мнение по всем возникающим вопросам применения норм процессуального и материального права, в том числе о возможности слушания дела в отсутствие тех или иных лиц, о привлечении к участию в деле тех или иных лиц, об отводах, о назначении по делу экспертизы, о допросе свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании или о приобщении к материалам дела тех или иных доказательств.

Прокурор, обратившийся в суд с заявлением или иском, в соответствии с ч. 3 ст. 190 ГПК РФ выступает в судебных прениях первым. Выступление прокурора должно содержать оценку доказательств, вывод о том, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какие нормы материального и процессуального права подлежат применению.

После произнесения речей все лица, участвующие в деле (в том числе прокурор), могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю (ч. 3, 4 ст. 190 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 191 ГПК РФ прокурор, как и иные лица, участвующие в деле, после окончания рассмотрения дела по существу не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, а после принятия и подписания решения председательствующий или один из судей объявляет решение суда (ст. 192, 193 ГПК РФ).

Читайте также: