Как украинские суда проходят через керченский пролив

Обновлено: 17.05.2024

В Госдуме предостерегли Украину от прорыва через Керченский пролив | В ФСБ оценили действия военного корабля Украины

Депутат Госдумы от крымского региона Михаил Шеремет предостерег украинские власти от повторения провокаций, связанных с попытками прорваться через Керченский пролив, — в противном случае, по его словам, их корабли ждет незавидная участь.

"За этой провокацией стоят высшие должностные лица Украины. Без отмашки президента Украины ничего бы этого не было. В случае повторения попыток, связанных с желанием или имитацией прорыва через Керченский пролив, украинские корабли ждет незавидная участь. Наши пограничники будут действовать строго в рамках российского законодательства. При этом вся ответственность за судьбы моряков будет полностью лежать на украинских властях, отдавших столь преступный приказ", — сказал Шеремет.

По его словам, действия украинских военных создают угрозу международному судоходству, а киевские власти так и не вынесли уроков после своей же провокации 2018 года.

"Нет никаких сложностей для прохода пролива. Надо просто выполнить элементарные требования и заблаговременно подать заявку. А так налицо явная провокация. В ответ мы должны задействовать механизм жестких санкций, может энергетического характера, чтобы впредь неповадно было заниматься созданием точек эскалации у наши границ", — сказал депутат.

"Будет адекватный ответ"

О том, что случилась провокация в разговоре с агентством ранее также заявил член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошев.

"Украине такие провокации не стоит устраивать. Серьезной угрозы они на самом деле не представляют — они всегда получат адекватный ответ. Более того, мы помним 2018 год, когда они попытались это сделать - были предприняты очень профессиональные и своевременные меры", — сказал Шахгошев.

По мнению депутата, военной угрозы для России нет, но такие провокации создают препятствия для гражданских судов в акватории.

Движение к проливу

По данным ФСБ, 9 декабря в 09:12 "Донбасс" снялся с рейда порта Мариуполь и выдвинулся в направлении Керченского пролива. Никаких заявок на проход, как требует российское законодательство, не поступало. На украинском корабле сообщили, что не планируют проходить через пролив.

Как заявил изданию Lb.ua украинский министр обороны Алексей Резников "Донбасс" находится в Азовском море на законных основаниях, так как это акватория совместного пользования. Он выразил удивление, что Москва увидела угрозу со стороны поисково-спасательного судна без оружия.

Украинские корабли ранее нарушали российские границы. Так, в ноябре 2018 года два катера и буксир ВМС Украины вошли во временно закрытую российскую акваторию. Они совершали опасные маневры и игнорировали требования пограничников. Корабли и их команды задержали. В сентябре 2019 года людей передали Украине в рамках договоренностей об одновременном освобождении задержанных и осужденных. Источник

Украинский военный корабль управления "Донбасс" изменил курс, но на запросы российской стороны не отвечает, сообщает "Интерфакс", ссылаясь на информацию Центра общественных связей ФСБ России.

Практически сразу после окончания телефонных переговоров Джо Байдена и Владимира Зеленского, которые длились полтора часа, стало известно, что корабль украинских ВМС "Донбасс", направлявшийся в сторону Керченского пролива и не реагировавший на требования изменить курс, развернулся и двинулся в противоположном направлении.

При этом пограничная служба Украины сообщила, что не владеет информацией о ситуации с украинским кораблем. А министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что "Донбасс" находится в Азовском море на законных основаниях, так как это акватория совместного пользования.

Глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель назвал действия украинских военных провокацией. Источник

Послав корабль управления

Послав корабль управления "Донбасс" к Керченскому проливу и Крымскому мосту, Украина снова устроила провокацию, - как и в 2018 году. Киев же считает, что "все было по закону". В столице незалежной никак не хотят считаться с реалиями. Прежде всего с тем, что в 2014 году Крым стал российским, что после этого статус Азовского моря радикально изменился. А это сулит и новые свары Киева и Москвы, и новые провокации украинцев. Проблема чрезвычайно сложная и запутанная. Азовское море все чаще превращается в "горячую точку". Почему так случилось?

1. Как и чем регулировались отношения Украины и России в Азовском море до крымской весны 2014 года?

2. Зачем Киев пошел на денонсацию Договора?

Для того, чтобы сломать достигнутый компромисс и "присвоить" себе Азовское море. Или закрепить выгодные только ему позиции. Россия с таким подходом, конечно, не согласна. Переговоры о разграничительных линиях длятся уже много лет, и пока стороны не достигли компромисса. Каждая сторона упорно стоит на своем. Россия не собирается присваивать себе все Азовское море. Пока же есть лишь "воображаемая линия" разграничения водного пространства между странами. Мы не занимаемся промыслом водных ресурсов, не добываем минеральные ресурсы на украинской части. Киев не устраивает то, что Азовское море и Керченский пролив объявлены историческими внутренними водами России и Украины. Киев хочет, чтобы все это принадлежало только ему. К тому же Киев не признает Крым российским.

3. Какие "правила поведения" России и Украины в Азовском море предусмотривал Договор от 2003 года?

Торговые, военные и другие корабли и суда под флагом РФ и Украины пользуются в этой акватории свободой судоходства. Торговые суда под флагами третьих стран тоже могут заходить в Азовское море и проходить через пролив, если направляются в российский или украинский порт или возвращаются из них. Причем, и военные корабли или другие суда третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив в порт одной из сторон только после согласования с обеими сторонами. И с предварительной заявкой на проход. Что, кстати, много раз было и не порождало конфликтов. Но после 2015 года этот документ перестал действовать. А осень. 2018 года Украина устроила известную провокацию c попыткой прорыва через пролив трех своих военных судов.

4. А где же сейчас проходит российско-украинская граница в Азовском море?

Даже после заключения Договора от 2003 года, официальная делимитация границы по Азовскому морю между Россией и Украиной так и не была осуществлена. Переговоры были бесконечными, но стороны так и не смогли решить, где именно должна проходить госграница. Например, Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее Тузлы. Киев же настаивал на разделе по линии административной границы, которая разделяла страны во времена СССР. Граница эта, по украинской версии, проходила восточнее Тузлы. Хотя, как указывала российская сторона, внутренние границы в СССР по воде не чертили. В 2006 году украинская сторона активно продвигала идею о том, чтобы признать эту акваторию не внутренними, а международными водами. Но российская сторона с подобным подходом не согласилась.

5. Как изменилась ситуация в Азовском море после возращения Крыма в состав России?

Вот как на этот вопрос ответил заведующий кафедрой международного права МГЮУ, профессор Камиль Бекяшев:

- Договор 2003 года являлся разумным компромиссом между Россией и Украиной. Он сбалансировал интересы сторон в Азовском море. В преамбуле документа не зря подчеркивается, что азовско-керченская акватория — это целостный хозяйственный и природный комплекс, а Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами двух стран. Денонсация договора означала прерывание процесса согласования границ и раздела акватории.

6. Почему Украина хочет добиться, чтобы акватория Азовского моря имела статус международных вод?

В данном случае внутренние воды принадлежат только двум государствам. Третьим странам без их разрешения там делать нечего. Если Украина будет настаивать на признании акватории международными водами, значит, она желает открыть Керченский пролив и Азовское море, чтобы и туда вошел 6-й флот США, постоянно несущий службу в

Средиземноморье. А с недавних пор в Черное море стали заглядывать и другие корабли НАТО. Но о серьезных боевых кораблях там говорить смешно - самая большая глубина Азовского моря - 13 метров, а средняя - 5-8 метров. А осадка у некоторых эсминцев и фрегатов США еще больше. Но по-прежнему военные корабли третьих стран не могут заходить в Азовское море без согласования сторон.

7. Есть ли выход из положения после денонсации Киевом Договора с Россией по Азовскому морю?

Отвечает профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин:

- Инициировав денонсацию договора, Киев только навредил себе. Если говорить теоретически, денонсация приведет к тому, что статус этих акваторий будет регулироваться многосторонней Конвенцией по морскому праву 1982 года. По этой конвенции и Россия, и Украина имеют право на территориальные воды в 12 морских миль.

Но затем возникает неопределенность с исключительными экономическими зонами Украины и России. Конвенция дает возможность устанавливать их в пределах 200 морских миль. Однако Азовское море недостаточно широкое, наши исключительные экономические зоны в нем в этом случае наложатся одна на другую (самая большая ширина Азовского моря - 200 км - ВБ). Государствам все равно придется заключать соглашение, чтобы как-то разграничить водное пространство. А в конечном счете, это приведет к понижению статуса территориальных вод.

8. А какие права спорящие стороны имеют в исключительной экономической зоне?

Есть определенные суверенные права. Россия и Украина могут регулировать свою экономическую и природоохранную деятельность. Судоходство в таких водах разрешено третьим государствам. Но это, опять-таки, только после получения разрешения обеих сторон.

Денонсация Договора 2003 года была сделана в пику России.

Но Киев сделал хуже себе, понизив статус своих вод. Где выход? Его можно найти в том случае, если Договор оставить в силе, но внести в него отдельные корректировки. По согласию обеих участников Договора, разумеется.

9. После возращения Крыма в состав России Киев и Москва никак не могут договориться территориальных водах.

Есть какие-то варианты решения этой проблемы?

С 2014 года Крым является территорией России. То, что у кого-то другая точка зрения на этот вопрос, юридических последствия не имеет. Единственный инструмент, который предусмотрен международным правом в случае спорных территорий — оспаривание. Чтобы там не говорили в Киеве, в случае с Крымом все сделано в соответствии с международным правом — провозглашение независимости, а затем заключение новым независимым государством соглашения о включении в территорию другого государства. Украина с этим не согласна. И здесь - тупик. Отсюда и споры, и провокации в Азовском и Черном морях. Впрочем, по морской Конвенции это не значит, что Россия вправе запрещать свободное судоходство или проход через Керческий пролив торговым судам или военным кораблям Украины. Если Украина (как положено по междунаролному праву) заранее будет оповоещать Россию о проходе судов и кораблей и соблюдать другие положенные в таких случаях процедуры, то никаких проблем не будет.

10. Возможны ли новые провокации Украины в Азовском море?

Вот как отвечает на этот вопрос директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов:

Украинские власти действуют по указке кураторов из-за океана. А кураторам нужно обострение ситуации вокруг Крыма и Донбасса. Ведь побережье Азовского моря находится и в Донецкой области. С денонсацией этого соглашения Украина сама, по сути, отрезает возможность для собственного судоходства из Азовского моря в Черное и обратно. С точки зрения мирного развития Украины, денонсация Договора-2003 — полная глупость. Соглашение регулирует порядок судоходства из Черного моря в Азовское, без него в этой сфере воцарится неразбериха.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Зачем Украине провокация в Керченском проливе во время переговоров с Байденом

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: