Как суда проходят через гэс

Обновлено: 16.05.2024

Собираемся в небольшую экспедицию на катере длиной 5,20 м. По пути планируется проити два шлюза на Нижнекамском и Куйбышевском водохранилищах. Расскажите, как это делают, кто имел опыт, стоимость правила оформления, особенности поведения?

ДмитрийНОВОСИБ

Активный участник

Шлюзы помойму бесплатные для маломерных судов(в Новосибирске точно бесплатные), узнать надо время в которое шлюзы пропускают маломерные суда(позвонить по телефону), подьехать и ожидать рядом, как загориться зеленый сигнал светофора, заезжаете, держитесь правого борта, ВСЕ пассажиры должны быть в жилетах. привязываетесь к крючку и ждете сигнала следующего светофора. в наших шлюзах трясет сильно(волна больше метра), и катер с одной стороны сильно ободрали, после этого стали на одну сторону вешать больше кранцев.

BIGMEN

Старожил

Добрый день.
1. Иметь рацию речную для связи с шлюзом.
2. Иметь договор на шлюзование.
3 Подходя к шлюзу по рации делаете запрос сообщаете номер договора и номер или название судна.
4. Одного шлюзовать небудут только вместе с большим судном, придется ждать.
5. За договор платить не надо если судно менее 6 метров.
7. Самое главное чтобы большой карабль неоторвался в шлюзе тогда пипец ну и первый раз в штаны неееналожить
Удачи.

Антонио Бандерас

Активный участник

шлюзовался два раза на Куйбышевском водохранилище в Тольятти на катере длинной 5,88 м.
У шлюза есть расписание согласно подхода больших судов, вместе с ним и запустят.
можно обойтись и без рации, процедура простая, как уже и писалось выше абсолютно бесплатная. Спас жилеты и так необходимы по кол-ву пассажиров, кранцев действительно необходимо привязать на одну сторону побольше.
движение здесь достаточно активное, так что если не повезёт, то максимум ждать 2-3 часа.
А вообще идея хорошая, только боязно рядом с баржой иль 4-х палубником в нескольких метрах привязанным стоять. И про договор можно забить.

komrad

Ветеран

Шлюзовался несколько раз.На Волге и вверх и вниз.И по России,но там капитан прегонял лодку.Шел своим ходом из South Hampton.Вот там и потрясло и нашлюзовался по полной Да,у меня договор постоянный на сезон.Проход в прошлом году туда обратно соил 119р.47коп Рация речная необходима,так-как порой приходилось договариваться на шлюзовку в одиночку.

КамчаБек

Новенький

Очень интересно. А если я хочу пройти шлюз всего один раз когда же мне договор заключать. И рации тоже нет ч

komrad

Ветеран

Думаю,что все просче.Подойдешь к шлюзу,а там проскочешь с какой-нибудь баржей.Договор распростроняется наверное не на маломерные суда.

BIGMEN

Старожил

Доброе время суток!
Еще раз по теме шлюзования.Шлюз особо охраняемый объект подойдти на ногах пробовали. принимали сразу, как с добрым утром, много, много, очень много пришлось отдать денег. Можно попробовать внаглую, но на усмотрение того волшебника, сидящего в будке. Самое малое отберут права и отправят на пересдачу в гимс или пришьют дальше можно воображать вплоть до терроризма. Дальше по сути.
1. процедура получения договора ( Шлюзовой договор) или договор о навигационном обслуживании, занемает 30 минут
2. Для канала имени Москвы предприятие называется ФГУП "Канал им. Москвы"
3. 125362 Москва ул. Водников 1 9-17 обед 12-30 до 13-30 телефон 491-90-15
приемные дни вторник четверг
4. Возможны изменения как и в жизни.
И последнее, связаться с шлюзом можно попросив другое судно, имеющее рацию.
Удачи.

Антонио Бандерас

Активный участник

Очень интересно. А если я хочу пройти шлюз всего один раз когда же мне договор заключать. И рации тоже нет ч

я же говорил что можно и без договора
договориться со всеми можно и всегда
и речь не о "великих" деньгах идёт

КамчаБек

Новенький

Вообще собираемся на Грушенский фестиваль на катере. Может кто-то плавал уже расскажите как. Может есть GPS координаты сего места? Поделитесь!

Антонио Бандерас

Активный участник

Вообще собираемся на Грушенский фестиваль на катере. Может кто-то плавал уже расскажите как. Может есть GPS координаты сего места? Поделитесь!

во-первых: грушинский фестиваль с этого года потерял официальный статус проведения на мастрюковских озёрах, где неизменно проходил несколько последних лет. Теперь местом его проведения считаются фёдоровские луга, это тоже ниже по течению р. Волга и шлюзоваться всё равно придётся (говорю просто чтобы не промахнулись сразу после ГЭСа также на левой стороне волги).
во-вторых: насколько мне известно ГИМС и ГОиЧС прекрывают любой подъезд к месту проведения фестиваля, чтобы не было увеличения и без того немалого кол-ва несчастных случаев. Для подхода к поляне требуются специальные пропуска, как их получать не знаю, но думаю геммор.
Так что если желание не отпало, то милости просим, вот только оставлять нужно будет свои посудины далеко до места основной тусовки.
Думаю что вообще в этом году с этой сменой места будет непонятка, так как не все знают и лагерь неизбежно разделится.
И ещё один момент, из-за близости плотины очень заметны колебания уровня воды. В течении суток может несколько раз лодка или катер полностью оказаться на берегу!

NEVERLAST

Ветеран

Во бизнес можно организовать наверное на Куйбышевском. Перетаскивая маломерники в обход плотины силами местного дилера прицепом. Нафиг эти риски раздавить/покарябать лодку. Кстати а ниже где следующие шлюзы ?


Любой человек, живущий в России, наверняка слышал о достаточно эффективном и практически безвредном для окружающей среды способе добычи энергии с помощью ГЭС – Чистая энергия из воды. И все мы, представляя себе одну из них, думаем о достаточно внушительных габаритах этих сооружений. Да, они сильно различаются по размерам, мощности, количеству турбин и т.п. Однако все они громадны, ведь им приходиться сдерживать силу воды на протяжении долгих лет.


Сам ваш покорный слуга родом из Волгограда. И я с уверенностью могу сказать, что ГЭС очень сильно меняют ландшафт местности, течении реки. Сегодня очень мало тех, кто может вспомнить о том, как Волга шла изначально. Искусственные насыпи, сооруженные много лет назад - сегодня воспринимаются как естественные. Однако ГЭС зачастую используется еще и транспортных целях. И если для наземного транспорта это удобный способ пересечь реку, то для водного – это дополнительная проблема.

Для транспортировки судов через ГЭС зачастую используется система шлюзов, Однако в горной местности такой способ становится невозможным. Об одной такой уникальной установке и пойдет речь - Судоподъемник для Красноярской ГЭС

Красноярский судоподъёмник - уникальное гидротехническое сооружение, с помощью которого суда преодолевают разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС. Он не имеет аналогов в России и относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой. Красноярская плотина высотой 124 метра, сразу ниже плотины на левом берегу – скалы, на правом – город Дивногорск, долина реки Маны.

По расчетам, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот – в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска (40 км от плотины ГЭС).Поэтому было принято решение построить здесь именно такой подъемник.

С помощью этого циклопического устройства судно длиной до 90 метров и шириной до 18 метров, с грузом до полутора тысяч тонн может быть "переброшено" из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно. При этом судно транспортируется на плаву - судоподъемник перемещает ещё и немалый объем воды. Общая масса, движущаяся по судовозному пути – более 8 тысяч тонн. Ширина рельсовой колеи Красноярского судоподъемника - 9 метров. Это самый широкий рельсовый путь в мире. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.

Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются на железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные – из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.

Характеристики подъемника из Википедии:

Максимальный напор -98,0 м
Грузоподъемность расчетного судна -1500 т
Судовозная камера:
– полезные габариты -длина -90,0 м
– ширина -18,0 м
– глубина -2,2 м
– общие габариты -длина -113,0 м
– ширина -26,0 м
– максимальная высота -20,0 м
– масса камеры -без воды -4500 т
– с водой и судном -8100 т
– привод -электрогидравлический
– количество тележек -78 шт.
– количество опорных колес и гидромоторов -156 шт.

Поворотное устройство:
– диаметр -106,0 м
– угол поворота -140о

Судовозные пути:
– ширина колеи -9,0 м
– общая длина -1510,0 м
– продольный уклон -1:10

Скорость передвижения из одного бьефа в другой – 20 метров в минуту.


Возможно многие из вас уже задались вопросом: Чего же стоит подняться на таком подъемнике и насколько это экономически целесообразно?
Дело в том, что это сооружение было построено в 1976 году, а это значит, что страна с ее особенностями промышленности и экономики были совершенно иными нежели сейчас. Тогда в 1982 году ( а именно в этом году началось активное использование) подъемник ежедневно работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью.

Существовавший в то время интенсивный грузопоток между центром и югом Красноярского края, связанный с активным промышленным развитием, развитием с/х и пр. Так же строительство Саяно-Шушенской ГЭС требовало доставки рабочих колес турбин для этого гидроузла. Они большие, а производство их весьма высокотехнологично. Строили их, как и для Красноярской ГЭС, в Ленинграде. На железнодорожном или автомобильном транспорте они перевозятся только в разобранном виде (иначе снесут все опоры по Транссибу)


Однако сейчас из-за падения грузооборота подъемник работает лишь один месяц в году, с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельхозяйственной продукции с верховье Енисея, из Хакасии. В этот период подъем судна в Красноярском судоподъемнике для всех судовладельцев- бесплатный. В межнавигационный период стоимость подъема договорная и зависит от характеристик судна. В среднем перевозка из одного бьефа плотины в другой стоит около 63 тысяч рублей.

Впрочем, из около 450 судовладельцев на Енисее, регулярно пользуются Красноярским судоподъемником только Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров (для переброски их на Красноярском море

В 2011 году ОАО “РусГидро” начало реализацию второго этапа восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции будут установлены десять новых гидроагрегатов. 17 июня 2011 года первая партия тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов СШГЭС была погружена в Санкт-Петербурге. Это три рабочих колеса гидротурбин, три маслованны подпятника и остовы роторов. Всего на 537 тонн. Доставка оборудования потребует бесперебойной работы Красноярского судоподъемника

Остается надеяться, что в будущем это творение технической мысли не предастся забвению и проработает еще не один десяток лет. Спасибо за внимание!

Теоретически с гидроэлектростанциями все понятно — вода идет из верхнего бьефа в нижний, крутит рабочее колесо турбины. Турбина вращает генератор, а тот вырабатывает электричество…
Интересны детали.


Хозяйке на заметку: чтобы получить 1 киловатт-час электроэнергии, надо спустить с высоты 27 метров 14 тонн воды.

(Детали подсмотрены в процессе посещения девяти разных гидроэлектростанций).

Перефразируя классика: все тепловые электростанции похожи друг на друга, каждая гидроэлектростанция устроена по-своему. Иными словами, типовых ГЭС не существуют, все ГЭС разные. У каждой свой расход воды, напор, рельеф, грунт, климат, близость моря, объем водохранилища…

Вот, например, вроде бы обычный машинный зал станции. За исключением того, что все окна в нем — искусственные, с подсветкой.


Все потому, что машинный зал находится в скале на глубине 76 метров.

Это первая в СССР подземная гидроэлектростанция, с поверхности к ней идут четыре водовода диаметром 6 м. А это шахта, также вырубленная в скальном основании, для извлечения из глубинного машзала оборудования в случае его ремонта/замены:


Затворы и сбросные сооружения

В идеале вся вода должна идти через турбины и давать энергию. Но не всегда это возможно.

Часть воды приходится сбрасывать мимо ГЭС:
— при ремонте гидроагрегатов;
— при весенних паводках, если нет водохранилища многолетнего регулирования (а его часто нет);
— бывает, что в каскаде ГЭС (станций, стоящих на одной реке) пропускная способность верхней станции больше, чем нижней; тогда нижняя должна пустить часть воды мимо турбин, иначе ее просто затопит;
— иногда открывают холостой водосброс по запросу рыбзаводов для пропуска мальков вниз по течению;
— и т.д.

Холостой водосброс Беломорской ГЭС — это три затвора.


Довольно много внимания уделено вопросу резервирования, потому что не суметь вовремя понизить уровень в водохранилище — это чревато. Любой из затворов здесь можно опустить/поднять козловым краном, два из трех — электрическими лебедками. В крайнем случае можно и вручную (со скоростью, правда, 3 см/мин).


Затвор поднят, идет холостой сброс для водозабора города Беломорска, находящегося ниже по течению:


Для борьбы с обледенением затворов применяют индукционный подогрев. На обогрев данного экземпляра, например, требуется 150 кВт:


Иногда для этого же делают барботаж — пропускают воздух из глубины вдоль затвора; видим шланг системы сжатого воздуха:


На сбросе предусматривают мероприятия для гашения кинетической энергии потока — водобойные колодцы, столкновение потоков, ступени или, как здесь, на Волховской ГЭС — водобойная плита с гасителями:


О рыбе

На Нижнетуломской ГЭС сделан специальный рыбоход для семги, поднимающейся на нерест вверх по течению. Конструкция имитирует собой полукилометровый горный ручей с камнями на дне, зигзагообразными проходами и местами для отдыха рыбы.



На Верхнетуломской станции рыбоход сделали в виде 2-километрового тоннеля с подсветкой и специального рыболифта, но такая конструкция оказалась неудачной, рыба не пошла. Из положения вышли — тоннель превратили в рыбзавод и пускают в него теплую воду от охлаждения генераторов. И малькам хорошо, и энергоэффективность налицо. Откуда в генераторе теплая вода — см.ниже.

Безопасность

Напомню, что при аварии-2009 на Саяно-Шушенской ГЭС после прорыва воды в машинный зал было быстро потеряно электропитание собственных нужд станции, в результате чего сброс затворов на водоприемниках пришлось производить вручную. По следам этого происшествия на ГЭС активно занялись резервным питанием — аварийные дизель-генераторы, аккумуляторы.



Это тоже элемент безопасности — аэрационные трубы в верхней части водоводов Кондопожской ГЭС:



Толщина стальных стенок водоводов сравнительно небольшая — 12 мм. Кольца водоводов рассчитаны на большое внутреннее давление или небольшой вакуум. Но если закрыть верхние затворы и водовод резко опорожнить, то внутри них возникнет глубокий вакуум, и трубы могут деформироваться. Аэрационные трубы впустят воздух при опорожнении, и все будет хорошо.

Остатки деревянного водовода 1930-х годов:


На случай, если во время работы турбинный водовод все же прорвется, предусмотрена защитная стенка (в центре кадра):


Благодаря ей вода пойдет не направо — на административное здание, а обойдет станцию слева и по выемке уйдет в нижний бьеф.

Управление и контроль

Сейчас мы находимся между турбиной и генератором и наблюдаем соединяющий их вал. Слева видна схема гидроагрегата с выведенными на нее манометрами, показывающими давления в системе смазки.


Под ногами — гидравлические приводы направляющего аппарата:


Больше параметров можно увидеть в машинном зале.

Температуры воды и воздуха, уровни воды в бьефах:


Мнемосхема на дисплее.
Этот гидроагрегат не работает (мощность 0 МВт, направляющий аппарат закрыт, частота вращения ротора 0 %).


Хорошо видно, как из спиральной камеры турбины (внизу) вода отбирается и подается на охладители генератора (он в центре, красного цвета, охладители А и Б) и для смазки подпятника, верхнего (ВГП) и нижнего (НГП) генераторных подшипников. Да-да, они смазываются водой. Отсюда и берется теплая вода для рыбзавода.

В правой части виден красный бак с маслом — это гидравлическая система управления направляющим аппаратом. Здесь же показываются давления, расходы и уровни всех жидкостей.

Информация о вибрациях:




Гидроагрегаты Г1, Г3, Г4 в работе, Г2 остановлен. На черном фоне — мощность, которую вырабатывают генераторы 38,1/38/38 МВт соответственно. У Г3 и Г4 столбики красные, потому что они работают на полную мощность, у Г1 еще есть резерв. За столбиками видна красная зона — это как раз тот диапазон мощности, в котором гидроагрегату нежелательно работать и который при пуске/останове надо побыстрее проскочить.

Кстати, знающий человек еще снаружи здания скажет, какой из гидроагрегатов не работает:


Вторая пара противовесов поднята — значит, затворы на турбинных водоводах агрегата номер 2 опущены.

Весьма активно внедряют удаленное управление.
Так, например, эта станция на 60 МВт работает круглосуточно, но персонал на ней бывает только днем и в рабочие дни, в остальное время — управляется по телемеханике с головной ГЭС:


ГЭС работают по т.н. диспетчерскому распоряжению, которое регламентирует когда и сколько станции выдавать электроэнергии. Поскольку ГЭС — самые маневренные источники энергии (быстро запускаются и быстро останавливаются), то они служат для покрытия пиковых нагрузок и их выработка меняется в зависимости от времени суток и дня недели. В отличие от тепловых и атомных электростанций, которые обеспечивают базовую часть потребления и работают в относительно стабильном режиме.

Диспетчерское распоряжение на экране (сорри за космическое качество снимка; по оси абсцисс — часы, по оси ординат — мощность):


Диспетчерское задание учитывает взаимное влияние ГЭС в каскаде, уровни воды в их водохранилищах, запросы потребителей по воде и электричеству и т.д. и на основании этого распределяет выработку энергии между станциями. Любопытно, что на реке Паз на границе между Норвегией и Россией работает 5 российских и 2 норвежских ГЭС, а сама река вытекает из финского озера. И ничего, как-то договорились.

опубликованное пользователем изображение

1. Шлюзы на Чебоксарском гидроузле построены у правого берега. Одна из причин подобного решения — близость заводов стройматериалов. Раньше через ГЭС не было прямой дороги и все проезжали по "зю"-образной кривой.

опубликованное пользователем изображение

2. Схематичный вид сверху. Старая дорога проходит около нижних ворот шлюзов, потом идет к административному зданию ГЭС, а после проходит вдоль верхнего бьефа Чебоксарской ГЭС.

опубликованное пользователем изображение

4. Первым делом поднимаемся на диспетчерскую вышку.

опубликованное пользователем изображение

5. Бросаем взгляд на восток. Здесь начинается Куйбышевского водохранилище.

опубликованное пользователем изображение

6. Это "пульт управления" чебоксарскими шлюзами.

опубликованное пользователем изображение

7. Смена состоит из 4 человек: начальник смены, диспетчер и две судопропускницы. А так на шлюзах работает чуть больше 100 человек.

опубликованное пользователем изображение

8. В постоянную эксплуатацию шлюзы были приняты в 1989 году. Впрочем, они, как и Чебоксарская ГЭС, по-прежнему работают на непроектной отметке (63 метров вместо 68 метров). К концу навигации 2008 года (29-я по счету) произошло почти 220 тыс. шлюзований, шлюзы прошло около 512 тысяч судов.

опубликованное пользователем изображение

9. Это площадка между двумя шлюзами.

опубликованное пользователем изображение

10. С верхнего бьефа в шлюз заходит бот.

опубликованное пользователем изображение

11. Чтобы судно могло пройти ниже по течению, уровень воды в шлюзовой камере должен снизиться. Сброс воды идет донным способом. Одна ветка выходит напрямую в створ Чебоксарской ГЭС, другая — за нижние ворота.

опубликованное пользователем изображение

12. За первую навигацию в 1981 году через шлюзы прошли 31 тысяча судов. Сейчас, конечно, гораздо меньше. Но этим летом очередей практически не бывает. Год выдался маловодным и возле городецких шлюзов скапливаются десятки судов, ожидающих прохода. Дело в том, что на участке Городец-Нижний Новгород мелководье и сейчас там могут пройти только суда с осадкой не больше 1,9 метров. Суда с осадкой 1,9-2,5 метров могут проходить только каждые четвертые сутки, что обеспечивается дополнительным сбросом воды с Горьковской ГЭС за счет запасов воды, накопленных весной вышестоящим Рыбинским водохранилищем. Проблему судоходства можно решить поднятием уровня Чебоксарского водохранилища или строительство низконапорной плотины выше Нижнего Новогорода.

опубликованное пользователем изображение

13. Суда через шлюзы проходят бесплатно. Пассажирские теплоходы идут по графику и поэтому вне очереди. Грузовые и иные суда проходят в порядке очереди. У дежурных на шлюзах нет локаторов (как в аэропортах), поэтому приближающееся судно само сообщает о своем желании пройти шлюзы по радиосвязи. Так что на шлюзе никогда заранее не знают, сколько судов сегодня пройдет и когда это будет.

опубликованное пользователем изображение

14. В настоящее время в день происходит около 18 шлюзований. В зависимости от количества судов, в шлюзы входят одно или несколько судов (если грубо одно шлюзование — 2,5 суда). Мелкие суда (яхты, катера) обычно дожидаются подхода крупных судов. Навигация длится с конца апреля до конца октября. Если вдруг какому-то судну крайне необходимо пройти шлюзы после завершения навигации, эта процедура будет платной. Из расчета порядка 300 тыс. рублей на день работы шлюзов. Если проходят несколько судов, сумма делится на всех. Эти деньги, разумеется, отправляются бюджет. Но суда стараются не опаздывать.

15. Тем временем открываются нижние ворота.
ФОТОГРАФИЯ УДАЛЕНА

опубликованное пользователем изображение

16. Бросаем еще один взгляд на пространство между двумя шлюзами.

опубликованное пользователем изображение

17. Все как с автомобильным транспортом. Горит светофор, есть указатели.

опубликованное пользователем изображение

18. А вот любопытная деталь. Видите рельсы? По ним повозились стройматериалы, машины, механизмы железнодорожным транспортом на саму ГЭС и на шлюзы. Для преодоления шлюзов, сверху опускался мостовой переход и состав проходил на территорию ГЭС. Сейчас, конечно, поезда не ходят, да и ж/д ветка в районе Иваново уже разобрана.

опубликованное пользователем изображение

19. Этот водолазный бот приписан к чебоксарским шлюзам. Он участвовал в подъеме пассажирского теплохода "Ленин", который напоролся на металлическую конструкцию в районе Новочебоксарского речпорта и сел на мель в 1984 году.

опубликованное пользователем изображение

20. Эти красные механизмы весят 2,5 т и представляют собой запаянные пустотелые металлические трубы. Они поднимаются и опускаются с уровнем воды. К ним швартуются суда.

21. Верхние ворота поднимаются и опускаются. Сейчас они опускаются, дабы бот смог снова вернуться в верхний бьеф.
ФОТОГРАФИЯ УДАЛЕНА

опубликованное пользователем изображение

22. Этот кран может поднимать грузы до 80 т. Такая грузоподьемность нужна для того, чтобы при случае поднимать затворы весом в 63 т.

опубликованное пользователем изображение

23. На шлюзах находятся два таких крана.

опубликованное пользователем изображение

24. А это "колесики"

опубликованное пользователем изображение

25. Судопропускница держит зонт. Его основная задача не людей опекать от солнца и дождя, а приборы. Судопропускница (или судопропускник) непосредственно следят за проходом судов в шлюзы и из них и при возникновении нештатной ситуации могут остановить все работы, связанные с прохождением судов через шлюзы.

опубликованное пользователем изображение

26. Еще немного и бот сможет покинуть шлюзовую камеру.

опубликованное пользователем изображение

27. "На волю, в пампасы"

опубликованное пользователем изображение

28. Это хранилище воды для подземных галерей. В отличие от шлюзов других гидроузлов Волжского каскада, шлюзы Чебоксарской ГЭС оборудованы специальной системой шлюзовых камер, исключающей образование волн в процессе шлюзования и раскачивание судов. То есть вода в шлюзы поступает снизу. Сами галереи находятся под дном шлюзовых камер. Есть галерея для наполнения и опустошения шлюзов.

опубликованное пользователем изображение

29. Шлюзы имеют номер 17 и 18.

опубликованное пользователем изображение

30. Когда поднимаются верхние ворота, сюда слетаются чайки в надежде поживиться рыбкой, попавшей в западню. В этот раз не повезло.

опубликованное пользователем изображение

31. Тем временем мы переходим к шлюзу № 18. Со стороны Чебоксар приближается буксир-толчкач с двумя баржами.

опубликованное пользователем изображение

32. Вот он приближается. Над нами, кстати, автомобильный мост.

опубликованное пользователем изображение

33. Кажется, что на машине легче припарковаться, чем на судне.

опубликованное пользователем изображение

34. Для экономии буксир толкает сразу две баржи: "Наливная-624" и "Наливная-616"

опубликованное пользователем изображение

35. Экипаж барж живет в таких домиках.

опубликованное пользователем изображение

36. Зелень к столу выращивается тут же. Помидоры, перец.

опубликованное пользователем изображение

37. . и другая зелень.

опубликованное пользователем изображение

38. Буксир носит имя "Капитан Сергеев"

опубликованное пользователем изображение

39.

опубликованное пользователем изображение

40.

опубликованное пользователем изображение

41. Ни дня без занятия физкультурой.

опубликованное пользователем изображение

42. Судно зашло в шлюзовую камеру, пришвартовалось и спустя некоторое время за ним начали подниматься верхние ворота и опускаться уровень воды в камере. Процесс прохода судов занимает 40-45 минут.

опубликованное пользователем изображение

43. Перепад высот составляет около 10 метров.

опубликованное пользователем изображение

44.

опубликованное пользователем изображение

45.

опубликованное пользователем изображение

46. Нижние ворота открыты, можно идти дальше. Средняя скорость таких теплоходов — 10-15 узлов (15-25 км/ч).

опубликованное пользователем изображение

47. Еле влезли.

опубликованное пользователем изображение

49.

50. Ворота закрываются.
ФОТОГРАФИЯ УДАЛЕНА

опубликованное пользователем изображение

51. Эти ворота весят по 360 т.

опубликованное пользователем изображение

52.

опубликованное пользователем изображение

53. "Изумрудная" водица.

Блог-тур состоялся благодаря поддержке филиала "РусГидро" - "Чебоксарской ГЭС" и Ирине Беликовой (специалист по связям с общественностью компании).

Начало большой навигации на реках Европейской части страны не за горами (осталось примерно около месяца) и сегодня мы хотели бы рассказать о шлюзах на наших реках. Зачем они нужны? Как они устроены и пр.

Итак, начнем с самого начала. Все наши равнинные реки, к коим относится и Волга, и Кама, и Ока и др. имеют между собой много общего. Если попробовать разрезать все русло реки от истока до устья по оси, то получится продольный профиль реки. Если река течет в своем естественном русле, то этот профиль будет иметь вот такой вид

Условно все реку можно разделить на три участка: верхнее течение или горный участок как на рисунке, среднее течение и нижнее течение. Все эти участки имеют свои особенности.

Так горный участок или верхнее течение, как правило, характеризуется небольшими глубинами, малой шириной, но при этом довольно высокими скоростями течения. Также на этом участке очень много порогов и перекатов. Судовой ход (если он есть) чаще всего очень извилистый.

В среднем течении скорость течения и количество перекатов уже заметно снижается, а вот плесов (то есть широких и глубоководных участков) увеличивается. Увеличивается и ширина русла. Судовой ход более ровный.

В нижнем течении плесов, чаще всего, еще больше (хотя и не всегда). Глубины здесь максимальные и ширина тоже. Но здесь прослеживается еще один момент: практически все взвешенные частицы, находящиеся в воде, в местах с невысокими скоростями течения начинают оседать (физика, однако), образуя перекаты.

Как с этим бороться? Проще всего, построить плотину. Уровень воды выше плотины поднимется и затопит пороги, что создаст более благоприятные условия для судоходства. И если на реке построить несколько плотин, то продольный профиль будет больше похож на лесенку.

Чтобы речной теплоход мог попасть из верхнего бьефа в нижний или наоборот строят специальные судопропускные сооружения – шлюзы. Собственно шлюзование – это процесс перемещения судна из одного бьефа в другой.

Давайте посмотрим на конструкцию типового шлюза

Шлюз состоит из трех основных элементов: верхняя голова А, нижняя голова Б и камера шлюза В. Сверху и снизу к шлюзу примыкают подходные каналы 2. Для отстоя судов в ожидании шлюзования в подходных каналах делают специальные причальные стенки 1. А чтобы теплоходы могли заходить в камеру и выходить из нее при неблагоприятных условиях (сильный ветер и пр.) делаются специальные направляющие палы 3.

Наполнение или опорожнение камеры шлюза происходит через специальные водоводные галереи 5, которые перекрываются специальными затворами 4. Когда затвор открывается вода самотеком наполняет или опорожняет камеру шлюза (принцип сообщающихся сосудов). Но перед этим, камера шлюза должна быть полностью изолирована от верхнего и нижнего бьефа при помощи ворот 6. Ворота шлюзов могут быть различных систем. В настоящее время нижние ворота обычно делают двустворчатыми распашными, а верхние — сегментными или плоскими опускными. В открытом состоянии створки распашных ворот находятся в специальных шкафных нишах 7 чтобы не мешать судам при их прохождении.

Все вместе: водоводные галереи, затворы и ворота называются – головой шлюза.

Как видно из рисунка наиболее мелкими местами подходных каналов являются верхний и нижний пороги шлюза 8. Причем нижний порог имеет свое специальное название – король шлюза.

Из-за того, что уровень воды в нижнем бьефе во многом зависит от попусков воды через водосливную плотину гидроузла, глубина на короле шлюза может служить весьма серьезным препятствием к прохождению шлюза судами. Ведь все теплоходы, которые ходят по нашим рекам должны строго соблюдать минимальный запас воды под днищем. И если запас будет недостаточным, то диспетчер шлюза не разрешит заход такого теплохода в камеру.

Шлюзы могут отличаться друг от друга. Например, по количеству камер. По числу последовательно расположенных камер шлюз может быть однокамерным, двухкамерным, трехкамерным и т. д.

Однокамерные шлюзы строят для малых и средних напоров. Такие шлюзы имеют Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, Канал имени Москвы, шлюзы в Угличе, Рыбинске, Чебоксарах, Балаково и др.

Если перепад высот между верхним и нижним бьефами велик, то тогда сооружают многокамерные шлюзы. У таких шлюзов общий перепад высот (напор) делится на несколько камер, которые располагаются последовательно одна за другой. Например, два шлюза канала имени Москвы (№7 и №8) состоят из двух камер с напором по 9 м в каждой камере. А в Перми на Камской ГЭС шлюзы вообще шестикамерные!

Но не всегда условия местности позволяют построить многокамерные шлюзы. Тогда шлюзы разделяют соединительным судоходным каналом — межшлюзовым бьефом. Длина межшлюзовых бьефов различна, например у Горьковских шлюзов — 2 км, у Куйбышевских — 4 км.

При очень большом напоре вместо многокамерных строят однокамерные шлюзы шахтного типа. Камера такого шлюза представляет собой глубокую шахту. Со стороны нижнего бьефа делается глухая стенка, которая в своей нижней части имеет отверстие для прохода судов, перекрываемое плоским подъемным затвором. Или судоподъемники. В России работает в настоящее время всего один судоподъемник в составе Красноярской ГЭС.

Камеры шлюза могут располагаться и параллельно друг другу. По числу параллельно действующих камер шлюзы могут быть однониточные (один шлюз), двухниточные (два рядом расположенных шлюза) и т. д. Двухниточные шлюзы применяют на реках с большим грузооборотом. Например, гидроузлы на Волге, начиная с Рыбинского и кончая Волгоградским, имеют двухниточные шлюзы.

В процессе шлюзования в камере шлюза возникают сильные течения, а также образуются волны. Для того, чтобы теплоход не поплыл вслед за уходящей или прибывающей водой в камерах делают специальные швартовные устройства, для надежной швартовки судов. Устройства эти называются рымы или по простому крюки. Рымы могут быть плавучими и неподвижными.

Неподвижные рымы — это крюки намертво вмонтированные в стенку шлюза через равные промежутки. В процессе шлюзования, швартовный трос время от времени перекидывают с одного крюка на другой.

Подвижные рымы больше похоже на большие поплавки. Они располагаются в специальных нишах (впрочем как и неподвижные). По мере наполнения или опорожнения камеры они движутся вместе с уровнем воды.

Плавучий рым в камере шлюза.

Плавучий рым в камере шлюза.

Но есть еще шлюзы с небольшим напором, например на реке Москве, в которых суда швартуются за специальные тумбы, установленные сверху на стенке шлюза. По мере изменения уровня воды в камере швартовные тросы приходится либо потравливать (увеличивать их длину) или выбирать (уменьшать длину).

Подытоживая, можно так описать процесс шлюзования:

· теплоход из нижнего или верхнего бьефа входит в камеру шлюза.

· открываются затворы водоводных галерей.

· происходит наполнение или опорожнение камеры.

· закрываются затворы и открываются ворота с противоположной стороны.

· теплоход выходит из камеры шлюза.

Надеемся, что смогли в статье ответить на большую часть вопросов, относительно того – зачем нужны шлюзы и как они работают.

Если понравилась статья - ставим лайки и подписываемся на наш блог.

Читайте также: