Как спали моряки на парусных судах

Обновлено: 30.04.2024


В морских учебных заведениях будущих специалистов готовят правильно. Как кутят плавать. Поэтому, проголодавшись, прибывший на судно для прохождения плавательной практики курсант не краснеет, как девица на выданье, не елозит сандаликом по палубе, заглушая утробные звуки пустого желудка, а требовательно стучит по столу ложкой в столовой экипажа. Он знает, как войти, где присесть и что сказать, чтобы дали добавку.

На судне для приёма пищи есть столовая экипажа и кают-компания. В кают-компанию ходит комсостав, а в столовую - все остальные. И там, и там пища одинакова. Подача разная.

Хочу развеять один из анекдотических мифов, будто боцман на судне – вторая фигура после капитана. Так вот: боцман – не вторая фигура. Он вообще не фигура. Скажу по секрету: если уж боцман кем и командует, то только матросами, при условии, что таковые остались в штате судна. И всё. И финита ля. Даже буфетчица и уборщица проходят по другому ведомству. Вот так умирают легенды. Снимите шляпы.

В кают-компании обычно или один – два длинных стола, или несколько столиков. Когда новичку, впервые попавшему на судно, предлагают выбрать себе место за столом, подведя его ко входу в кают-компанию, то он обычно выбирает самое дальнее от входа место. Место, которое либо на торце стола, либо за самым последним столиком. Ошибка, господа! Fatal error: место, на которое хочет сесть новенький – это место капитана. И оно, как вы понимаете, навсегда занято. На это место не присаживаются даже в тех случаях, когда капитана нет на борту судна. Так то.

Порядок распределения мест такой: в дальнем от входа торце длинного стола – кресло капитана. Напротив него, на другом торце стола – место старшего механика. По правую руку от капитана рассаживаются в убывающем порядке старший помощник, второй помощник или начальник судовой радиостанции, третий помощник и так далее. По левую руку – второй механик, электромеханик, третий механик. В общем, как у Ноя на Ковчеге: семь пар чистых и механики.

(Вопрос на засыпку: никто, случайно, не скажет мне, почему после старшего помощника идёт сразу второй. Где же первый помощник?)

Но я бы никогда не стал советовать вам заходить в кают-компанию в присутствии капитана без его разрешения. Чревато, знаете ли. Замечание вам вряд ли сделают, а вот на карандаш возьмут. И, будьте уверены, у капитана сложится впечатление, что вы или хамло, или забывчив, как географ Жак Паганель.


Кормят на судне вот когда:

07.30 – 08.00 – завтрак.

12.00 – 12.30 – обед.

17.00 – 17.30 – ужин

19.30 – 20.00 – вечерний чай.

Таков распорядок приёма пищи (уж пардоньте за казённо-суконное выражение). На ходу, в рейсе, ужин и вечерний чай обычно меняются местами.

Второй помощник завтракает после ночной вахты, в 04.00. На состав его вахты оставляют продукты на камбузе. Не надо жалеть Второго: частенько на завтрак ему вахтенный матрос картошку жарит. А это – деликатес по судовым меркам. На весь экипаж не нажаришься, а вот для избранных – всегда пожалуйста. И сидят после вахты в столовой команды второй помощник, второй механик, вахтенные матрос и моторист, неспешно едят картошку, запивая её горячим чаем, да байки травят, если силы остались.

И обедает Второй не со всеми, а перед вахтой, в 11.30.

По судовому завтраку иногда можно дни недели угадывать. В понедельник – самый вкусный завтрак: отварной картофель и селёдка с луком. В воскресенье на завтрак обязательно какао и сыр.

В старину, при царе-батюшке, в кают-компании на столе графин с водкой стоял. Можно было выпить для аппетита рюмочку - другую. Не более, если не хотите алкашом прослыть. Да и не принято это: в рейсе лить в себя столовое вино без меры.

А, пусть. Зато струмент справно стоит. Не рояль, но всё же. Роялей в семнадцатом году из страны выбили. А пианино - что ж, пусть стоит. Немым укором. И пыль с него так же справно вытирают, как когда-то с книг ПСС Ульянова-Ленина. Традиция.

Суеверия, странности и прочие мелочи.

Моряки народ добродушный, но со странностями: иногда даже незначительная мелочь может вывести их из состояния равновесия.

Никогда не говорите - "лестница". Презрительно фыркнут и вовсе промолчат: на судне нет "лестниц", есть трапы. Нет "стен", есть переборки. Нет "потолка", есть подволок. Нет "окон", есть иллюминаторы. Нет "порога", есть комингс. На комингс никогда не наступают, его уважительно перешагивают. И никогда не путайте якорные смычки со смычками города с деревней. Даже мысленно.

На судне есть тумбы для швартовных концов. Они обычно парные, называются "кнехты" и выглядят вот так:

250px-Mooring2HPoleFixed (250x224, 16Kb)

На первый взгляд, кнехты - вполне удобная вещь, чтобы присесть. Ошибка. Никогда не садитесь на кнехт. Считается, что в этом случае вы сели на голову боцману. Почему на голову и именно боцману? Да кто ж его знает? Наверно, потому, что кнехт пустотелый. Так же, как и. Чёрный юмор, но боцман, действительно, обидится, если увидит вас верхом на кнехте. Опять же, кнехты металлические. Сидение на них ничуть не прибавляет здоровья. Усиленные, крупные кнехты называются битенгами. Причальные кнехты на берегу тоже называют битенгами. Ну, как бы их не называли, а то, что расстояние на причале между двумя соседними битенгами равняется 25 метров - факт. И этот факт помогает ориентироваться, какое расстояние осталось до причала при швартовке.

Кстати, швартовные концы - это верёвки такие. Верёвок на флоте, как вы уже поняли, тоже нет. А концы - всегда. И некоторые из них имеют свои названия: кабели, тросы, фалы, шнуры, лини. (можете - продолжайте). А ещё есть концы, которые имеют имена собственные. Для примера приведу фразу из Священного Писания: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное". Так вот: глубоко заблуждаются те, кто понимают это высказывание в прямом смысле и в красках представляют себе, как горбатую скотину стараются протащить через отверстие в игле. "Верблюдом" в те времена называли очень толстый швартовный трос, который сейчас в обиходе именуют "понедельником".

На судне много чего есть. Любят, на пример, моряки называть разные девайсы птичьими именами: глухарь, утка, лебёдка, гусак, канарей-блок. Ещё кто-нибудь может продолжить?

Что ж, моряк - птица гордая, хоть и крестьянин по сути ("пахарь голубой нивы"). Каждый первый - орёл, а каждый второй - сокол.

Если есть на судне помещения, в которые нужно просить разрешения, прежде чем войти, моряк обязательно скажет "разрешите?" и никогда не произнесёт "можно?" Ну, это ясно почему и без объяснений. Так же как и то, что женщина на судне - к беде. Хотя. если на пассажирском - то к возможной радости.

Не принято в рулевой рубке стоять спиной к направлению движения, также, как и плевать или мусорить на палубу. Этим вы выказываете неуважение и к судну, и к морю. Не принято свистеть. Это ещё со времён парусного флота.

Не принято спрашивать у штурманов: "А когда мы придём?" Уж если чешется узнать, то можно спросить о предполагаемом времени прихода. Море всегда внесёт коррективы.

Он теперь около Сиднея стоит (ну или стоял в 2014, счас не знаю) и там воссоздали изначальную обстановку.

Практически никак, если простых матросов брать. Максимум печка на весь коллектив, но в основном по принципу за ночь надышим ибо в холодных водах особо не плавали.
В смысле как обустроен камбуз? Отдельное помещение с печью.

Пищу готовили на печке, а в целом в тех местах где плавали не так чтобы очень холодно.

Майя Таурус
Ну это скорее исключения. Всегда есть сумасшедшие, которые прут против течения, гребя руками, вместо весел. Иногда у них получается.

Обалдеть какое у некоторых представление о каботажном плавании. Типа как на шашлык загородный поехали - наловили диких животных, нажарили на шампурах, собрали мангалы и на корабле поплыли дальше, новое место для мангала искать.
А еще они на гитарах играли, глядя как искры костра уносятся в звездное небо и пели так душевно: "Уно, уно, уно, ун моменто. Уно, уно, уно сантименто".

Джин Би
При каботажном плавании тебе вполне хватала запасенной провизии. Если надо было плыть далеко, нет никакого смысла брать гору сырого мяса, что бы потом его жарить на корабле.
И да, вполне могли и петь. Куда им торопиться то?

Синифаз Аграфский
Каботажное плавание - судоходство около берегов, вдоль побережья между портами одного государства. Различают большой каботаж – судоходство между портами в разных морях, и малый каботаж – судоходство между портами одного морского бассейна.

Princess_of_Circus
хз насчет 16 века, но в Терроре Дэна Симмонса описывается век 19 и экспедиция на все еще деревянных кораблях (хотя и укомплектованных слабым в 20 л.с., если не ошибаюсь, двигателем) в сторону северного полюса. Так вот там говорится, что корабль топился, упоминается кочегарка, углехранилище (паровая машина на угле работала), но при этом в офицерских каютах всегда было холоднее, чем в общей матроской "спальне", которая по совместительству еще и камбузом была (или прилегала без каких либо перекрытий), ибо именно там стояла печь, не успевавшая остывать, потому что кок почти постоянно готовил. При этом все равно люди страдали от холода. Оно и понятно, за бортом -60. Но. в 16 веке в такие места не заплывали :) Так что, думаю, особой необходимости в отоплении у них и не было. Теплой одежды да печки для приготовления еды хватало.

Обалдеть какое у некоторых представление о каботажном плавании. Типа как на шашлык загородный поехали - наловили диких животных, нажарили на шампурах, собрали мангалы и на корабле поплыли дальше, новое место для мангала искать.

Синифаз Аграфский
Как тебе объяснить. Охота за дикими животными это занятие сродни игре в рулетку и никак не может быть источником стабильного пропитания для моряков. Как доппитание или в аварийном случае - допустимо рассматривать эти источники, скажем, экспедиции расчитывали на охоту, рыбную ловлю и пополнение запасов воды уже в новых землях, но все же везли с собой скот, птицу, зерно, солонину и т.д.
Но при каботажном, то есть прибрежном плавании кто тебе даст вот так просто высаживаться и охотится в угодьях? Прибежит ленлорд местный и сыктым через тумба-юмба сделает.
К тому же, не везде есть места удобные для высадки - то скалы, то камни и прибой, то мель на протяжении километров, не дающая подойти к берегу, то растительность буйная. Места удобные для высадки ценились и сразу обустраивались - деревни рыбаков, прибрежные города, военные форты и т.д.
Ну и конечно, лес с дикими зверями это тебе не Ашан - думаешь, пришел, настрелял сколько надо и ушел? Ну-ну.
Короче, мне лень растолковывать очевидные вещи.

Джин Би
>>>Охота за дикими животными это занятие сродни игре в рулетку и никак не может быть источником стабильного пропитания для моряков.
Сразу видно человека, который никогда не охотился. И дичь, знаете ли, тоже любит вдоль берега ходить:/
>>>Прибежит ленлорд местный и сыктым через тумба-юмба сделает.
Для этого ему надо, во-первых, увидеть что высадились, во-вторых - прибежать. Учитывая, какие у этих лордов были угодья - эта та еще задачка.
>>>К тому же, не везде есть места удобные для высадки - то скалы, то камни и прибой, то мель на протяжении километров, не дающая подойти к берегу, то растительность буйная.
Вот тут с вами соглашусь.
>>>Места удобные для высадки ценились и сразу обустраивались - деревни рыбаков, прибрежные города, военные форты и т.д.
Ну тогда ты высаживаешься там, и покупаешь у них еду:/

Kedavra
Я потому и спрашивал, что сильно отличаются места плавания. Если для действительно северных мест, то проще всего взять произведения Нансена Фрам и почитать, там прекрасно описывалось и устройство корабля и их путешествие к северному полюсу.

Синифаз Аграфский
Во-от, покупаешь еду. Вот и мы пришли к цивилизационным отношениям.
Что касается охоты и рыбалки - опыт есть.
Рыба может тупо уйти в глубину/на банку/там где теплое течение/где малек.
Животные тоже самое - ты ходишь по лесу, а нихрена нет, кроме ежа и ужа. Да еще жаба квакает. Зато кабаньих следов уйма, но кабаны где-то рядом с истиной Малдера.
А искать их - поджимает время. А еще лендлорд где-то рыщет с рыцарями и мечтает повесить.

Известный же факт, когда-то на Галопогосах водилось множество черепах, пока их моряки не стали отлавливать как живые консервы.

Вот человек хорошую книжку процитировал. А еще посмотрите Хельмута Ханке, "На семи морях", там тоже есть про бытовуху на деревяшках.

надо же, насколько бы странной и узкоспециализированной не была моя проблема, на старых формулах всегда найдётся человек, у которого она уже была. спасибо и вам, автор вопроса, и всем, кто вам ответил

Это отчёт (47 фотографий) о третьем дне моего мореплавания, в море между Португалией и Испанией. В этот день произошло много интересных событий — затмение, дельфины, но начнём с самого тяжёлого момента дня.


1. Проспав 2 часа, я проснулся в своём гамаке. На часах 6:27.


Немного теории. За кораблём постоянно нужно следить, поэтому экипаж разделён на 3 группы (вахты). Каждая группа ответственна за корабль треть дня. Наше время было с 12:00 по 16:00 и с 00:00 по 04:00.

Мне легко менять режим и я спал два раза по 4 часа между вахтами. Но многие спали нормальные 8 часов.

2. Начинаем с чистки зубов и гигиены с помощью влажных салфеток — в море воду экономим и душа нет.


3. Поднимаемся на палубу и здороваемся с ребятами, которые несут вахту утром.




4. Изучаем план от повара. Кормят на корабле убойно — в течение дня много тяжёлой работы.


5. Наша задача простая — приготовить омлет.


6. Омлет получился не очень (я готовил его в первый раз), но все пытаются показать, что им нравится. Капитан — крайний справа.


7. Корабль нельзя оставлять без присмотра даже на время завтрака, так что дежурная группа кушает потом, когда их подменят.



9. Судно деревянное и постоянно требует ремонта. Нам дают задание очистить сгнивший клей с досок. 10:00 утра.


10. 5/6 матросов оказалась программистами, половина — девушками. Так что во время работы мы любовались парусами и говорили о программировании. Оно на историческом судне казалось чем-то далёким и несуществующим.




11. Корабль украшен множеством резных фигур.


12. Работа — работой, а обед по расписанию, в 11:45. С 12:00 наступает наше время следить за кораблём, так что нам нужно поесть раньше всех.


Потеряв надежду на попутный ветер, капитан приказывает свернуть паруса. Паруса управляются снастями с палубы. Лезть наверх нужно, чтобы только окончательно скрутить паруса — так они не будут снижать нашу скорость.

Мы как раз заступили на вахту, так что это наша ответственность подниматься наверх. Впрочем, именно высотные работы тут — дело добровольное. Все понимают, если откажешься.

13. Надеваем страховку.


14. И поднимаемся.


15. Наверху, конечно, очень страшно. Но там мы знали, что наш страх — не часть нас. Это просто вещь, которую можно тренировать. На берегу мы уже забирались до этой площадки и подниматься туда второй раз было уже не так страшно.


16. Профессиональная команда поднимается выше. Меня выше второго паруса пока не хватает.


17. А мы пока полюбуемся видом (спускаться-то пока страшно). Ветер дует в лицо, птицы летят рядом с кораблём. В море рядом плывут странные большие рыбы, издалека похожие на рыбу-луну.


18. Все матросы по очереди стоят у штурвала.


19. А остальные продолжают чинить корабль. На часах 14:00.


20. И тут появляются 3 дельфина и плывут с нами минут 20.




21. Дельфины уплыли, но они навели нас на мысль, что неплохо было бы искупаться — всё равно стоит полный штиль. Капитан даёт добро, мы останавливаем судно и бежим надевать плавки и купальники.






22. После купания полдник пришёлся очень кстати (16:00).



24. Уговариваем старпома научить нас вязать морские узлы (уроки проходят под шутки о БДСМ).


25. Появился ветер и мы поднимаемся обратно развязать паруса, чтобы ими можно было управлять с палубы.


26. Продолжаем ремонт. На часах 19:00.




27. Тем временем солнце уже пошло на закат.




28. На горизонте показалась наша главная героиня — Луна. Перед тем как сесть на судно, я узнал отличную новость — во время нашего перехода случится лунное затмение.




29. В 20:00 ужинаем.


30. Чистка зубов и промежуточный 4-часовой сон перед нашей ночной вахтой.


31. Перед сном повторяю про себя названия всех парусов и снастей — запоминание их было самым трудным моментом мореплавания.


32. Просыпаюсь в 23:30. Ночью в море даже европейским летом бывает весьма холодно — термобельё, кофта, мембранная куртка.


33. Поднимаюсь нести свои 4 часа вахты. На палубе очень темно, но видно мало звёзд — мешает яркая Луна.


34. Кто-то предпочитает спать на свежем воздухе.


35. По закону у нас должна быть современная навигация. Но всё равно проще рулить на глаз — по огням посёлков, маяку или близкой к горизонту звезды. Навигатор обновляется медленно, а судно постоянно слегка меняет направление.


36. Точно по расписанию, в 3 ночи яркую Луну начинает медленно поедать тень.



38. Когда тень съела большую часть, Луны окрасилась в красный цвет. Ведь на ней сейчас виднелся непрерывный круг заката вдоль всей кромки Земли. Закат красного цвета — и его отражение мы видели от красной Луны.


Мы разбудили остальной экипаж и лежали на палубе, смотря на звёзды.

Уже в конце затмения появился ветер и нас отправили ставить паруса. У затмения бывают и минусы — в полной темноте было очень трудно найти нужную снасть.

Скоро наша вахта подошла к концу и в 04:00 мы пошли спать. Перед сном я снова повторил названия всех парусов и снастей.

В следующие дни была постановка якоря, заход в порт, встреча с другим парусником La Grace, гонки и стрельба холостыми из пушек — но это совсем другая история.


Первую часть рассказа о морском путешествии можно прочесть здесь.





Фото: Петр Каменченко

Зверь на палубе

В книгах о морских приключениях мне приходилось читать, как эти огромные птицы ударом клюва в череп убивали потерпевших кораблекрушение матросов, принимая их головы за плавающие в воде кокосовые орехи

Как устроена жизнь на корабле

В 7:15 всех приглашают на утреннюю физзарядку. В 7:30 — на завтрак первую смену. И обязательно желают приятного аппетита. В 7:45 — на завтрак идет вторая смена. В 8:00 подъем флага.

Подъем флага на корабле — это совсем не то, что где-то на суше. Когда флаг поднимается, ты чувствуешь свою связь с родиной, что ты не какой-то там хрен с горы на краю света и сам по себе, а часть своей страны. Может, кто-то этого и не чувствует, а меня так реально пронимает. Хотя, каюсь, на подъем флага выходил не всегда. Завтракал долго, по своему сухопутному еще распорядку.

Днем: приборка на корабле и в кубриках, учебные занятия, спортивные тренировки, вахты, свободное время. Отбой в 23:00. Всем желают спокойной ночи.






Эти пацаны уже прошли половину кругосветки

Фото: Петр Каменченко

Вахты четырехчасовые. За тяжелым деревянным штурвалом курсанты стоят по двое. Чтобы повернуть корабль на один румб при свежем ветре и боковой волне, приходится сделать четыре-пять оборотов штурвала. Еще двое курсантов в рубке следят за приборами, выверяют курс, определяют скорость и направление ветра…

На случай более тонкого маневра на мостике есть джойстик. Но все управление судном ручное. Никакого авторулевого или электрической закрутки парусов на учебном парусном судне нет. От штурвала к перу руля проходят тяги. Вместо лебедок — мозоли курсантов.

На мостике всегда присутствует капитан или его дублер, там же помощники капитана, штурманы.

Рында

Каждые полчаса вахтенный отбивает в корабельный колокол склянки. Вахта продолжается восемь склянок. Это морская традиция. Время всегда было важнейшим элементом навигации. Зная точное время, можно определить при помощи секстанта положение судна и рассчитать его скорость.





Фото: Петр Каменченко

Аврал!

При объявлении парусного аврала курсанты и матросы надевают страховки, бегут на палубу и выстраиваются на шкафуте напротив мачт, к которым они приписаны. Там их уже поджидают боцмана.





При постановке парусов необходима синхронная работа тех, кто наверху.

Фото: Петр Каменченко

Парусный аврал объявляется, когда паруса нужно поставить или, наоборот, убрать.

На дизеле и из стали

В походе корабль проходит на парусах не более 30 процентов маршрута. Ветер ведь не закажешь. А если ждать попутного ветра или ходить туда-сюда галсами, то выбьешься из жесткого графика, который заранее утвержден и согласован. При бейдевинде можно обойтись косыми парусами — сами по себе они корабль не потянут, но разгрузят двигатель и сэкономят топливо.


Как известно, многие деликатесы современности — улитки, лягушачьи лапки, луковый суп и тому подобное — в своё время, несколько сотен лет назад, были пищей бедняков. И если с улитками всё не столь однозначно — всё-таки ими и знатные древние римляне были не прочь полакомиться, то с лягушачьим супом и луковыми лапками всё куда проще.

Кто в здравом уме будет жрать лягушек ( которых ещё наловить надо!), если год выдался не голодный, в погребах есть зерно, репа, сыр и прочая картошка?

Вот и черепаховый суп ( да-да, суп, сваренный из няшных черепашек с панцирем и лапками) — ныне запрещённое в одних странах и почитаемое деликатесом в других блюдо — в своё время было пищей простых моряков, от капитана до юнги.

Парусная романтика

Представьте себе: XVI век, эпоха парусного флота, ' title=>Карибское море, неподалёку Тортуга, солнце светит, вода плещется, вы на парусном корабле… Красота, романтика, не правда ли?

Что ели моряки в эпоху парусного флота, или Как приготовить черепаху

А вот и неправда! Корабль третий месяц в плавании, в трюме подтекает, экипаж озверел без женского внимания, от гальюна на носу несёт на всю посудину, и самое главное — нечего жрать.

Не есть, а именно жрать — до такой степени нечего.

image

Таков был средний рацион моряка в то время. С голоду не помрёшь, но от недостатка витаминов вскоре заболеешь всеми возможными болезнями — от анемии до цинги.

Живые консервы

Поэтому экипаж любого корабля, независимо от государственной принадлежности и статуса, приставая к любому мелкому или крупному острову для пополнения запасов воды и съестных припасов ( ну хоть на недельку фруктов набрать!), охотился на всё, что движется. И не важно в шерсти оно, перьях или чешуе.

И тут, в отличие от попугаев, пекари, оцелотов и прочих тропических парнокопытных хомячков, особенно не повезло черепахам.

Эти животные — твари медлительные, особенно на суше. Поэтому ловить их несложно.

Перевёрнутое на спину пресмыкающееся имеет скорость чуть меньше, чем никакую.

А ещё черепахи способны обходиться без пищи месяцами. Догадываетесь, к чему привели все эти особенности?

Что ели моряки в эпоху парусного флота, или Как приготовить черепаху

Правильно, животные стали отличным продуктом длительного хранения. Что может быть проще: пристаём к острову, вылавливаем с него всех ( или сколько поместится на корабль) черепах, укладываем их на спины и друг на друга в несколько этажей… Вот тебе и запас мяса на несколько месяцев вперёд!

Сергей Махов

Так и плавали: на корабле — голодные моряки, а грузом — черепашки, болтающие лапками в попытках перевернуться и уползти из этого адского места.

Отлов черепах, XIX век

image

Съедобного мяса у черепахи совсем немного — в основном это те части, которые видны из-под панциря: лапы, шея и хвост. При этом разделка такого деликатеса — дело довольно жестокое. В частности, чтобы не испортить вкус мяса, требуется слить из тушки кровь. Для этого шею с головой нужно отрубить.

Такой трюк нормально прокатывает только с водными черепахами, потому что они не умеют убирать голову под панцирь. С сухопутными же… Замахиваешься ты на черепашку, а она — оп! — и голову прячет.

Сергей Махов

И хорошо, если пресмыкающееся шло на похлёбку целиком. Бывали — и нередко — случаи, когда от него требовалась только часть — пара лап, например. Черепахи удивительно живучи, они довольно долго оставались живыми, даже лишившись конечностей.

Сергей Махов

Что ели моряки в эпоху парусного флота, или Как приготовить черепаху

В настоящее время ловля черепах запрещена в большинстве стран, эти животные занесены в Красную книгу. Таково следствие хищнического отлова пресмыкающихся в эпоху парусного флота, когда других способов поесть свежего мяса на кораблях попросту не было.

Сергей Махов

За полтора века популяция атлантических черепах почти исчезла, количество карибских черепах в результате безудержной охоты уменьшилось в десять раз ( с 250 тысяч в XVII веке до 25 тысяч к концу XVIII-го)

Сергей Махов

Как считаете, черепахи — еда? Отлична ли в хозяйственном смысле черепаха от курицы ( которой обычно тоже рубят голову перед ощипыванием, разделкой и приготовлением)? Хотите ли сами попробовать черепаховый суп или черепашьего мяса? А может, уже пробовали? Расскажите в комментариях!

Читайте также: