Как сомалийские пираты захватывают суда

Обновлено: 14.05.2024

С 10 мая 2012 года самые знаменитые морские разбойники XXI века не сумели захватить ни единого торгового корабля. Главная заслуга в победе над ними принадлежит одной семье.

Принуждение к пиратству

К 2005 году, когда в Аденском заливе пираты захватили первое крупное судно международной компании, война в Сомали шла уже почти 30 лет. После войны с Эфиопией последовала серия восстаний, которая буквально разорвала страну на лоскуты, контролируемые враждующими полевыми командирами.

Тактика нападений

Техническое оснащение — рации, позже появились GPS-навигаторы. Разведка — взятка чиновнику в кенийском порту. Две деревянные лодки с навесными моторами по 60 лошадиных сил разгоняются до 25 узлов (46 км/ч) и догоняют в международных водах сухогруз или танкер.

От угроз к насилию сомалийцы переходили нечасто. С 2008 по 2012 год, когда они захватили 170 судов с 3 400 членами экипажа, были убиты 25 моряков. Ещё 37 умерли от голода или покончили с собой в плену.


Греческий сухогруз MV Irene освобождён пиратами 14 сентября 2009 года после получения выкупа в $2 миллиона. Фото: Robin Utrecht / AFP / East News.

Бизнес-модель

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 — 75 000.


Пират смотрит на греческое грузовое судно MV Filitsa, захваченное и поставленное на якорь неподалеку от порта Хобьо на северо-восточном побережье Сомали, 7 января 2010 года. Фото: Mohamed Dahir / AFP / East News.

Убытки для судоходства

2008 — 42 захвата, 2009 — 46, 2010 — 47, 2011 — 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны — свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты


Числа представляют объём поиска по отношению к самой высокой точке на диаграмме — это эпопея капитана сухогруза Maersk Alabama Ричарда Филлипса.

15 ноября 2008 года — 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

10 мая 2012 года — угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.


Французский вертолёт, базирующийся на фрегате Nivose, завис над лодкой с подозреваемыми в пиратстве. Апрель 2009. Фото: Pierre Verdy / AFP / East News

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай — выступают против общего противника.

Победа на берегу

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй — Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.

Результатом их работы стало создание лучшего боевого подразделения в этой части Африки. Отряд из 1 000 солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. С 10 мая 2012 года те захватили лишь один корабль — иранского браконьера, которого никто не хотел защищать.

В 2010 году на средства ООН в столице Пунтленда, Гарове, открылась крупнейшая в мире тюрьма для пиратов на 500 мест, и свободных там нет. Сегодня самыми опасными для судоходства районами у берегов Африки считаются воды Нигерии и Гвинеи.

Крах сомалийских пиратов

Вот уже год сомалийские пираты не могут захватить ни одного судна. Некогда грозная сила рассыпалась по нескольким причинам: борьба западных ВМФ и особенно самых жестоких моряков – Индии, перекупленых племенных вождей Сомали, насаждением среди пиратов христианства. Галерея пиратов показывает, как устроена их жизнь.

Активность сомалийских пиратов в последнее время значительно упала. К такому выводу пришли эксперты глобальной организации по борьбе с пиратством. На протяжении целого года морским разбойникам не удается захватить ни одного корабля. Всего пару лет назад у берегов Сомали пираты захватывали десятки кораблей. В 2011 году зафиксировано 129 атак, в 2012 их число сократилось до 19, и те – в первой половине года.

С чем связан крах эффективности сомалийского пиратства? Для начала краткий отчёт Всемирного Банка, который объясняет феномен этого явления.

Глобальная борьба с пиратством в Сомали сосредоточена на преследовании пиратов и задействовании военно-морских сил. Однако согласно исследованию Всемирного Банка, чтобы добраться до первопричины проблемы, международному сообществу необходимо сосредоточиться на оказании помощи этой стране в создании функционирующей политической системы.

Пираты в этой восточноафриканской стране предпочитают такие места, как Пунтленд и центральная часть Сомали, которые обеспечивают достаточную политическую стабильность, чтобы заниматься бизнесом, но не настолько строгий государственный контроль, чтобы бросить вызов пиратству. Затем они используют взятки и угрозы физической расправы, чтобы склонить в ту или иную сторону чашу весов в борьбе политиков за власть и получить долгосрочный доступ к побережью.


Их успех имеет глобальные последствия. За период с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов и 97 из них погибли. Предполагается, что с сомалийской стороны в море погибли сотни пиратов. Полученный за этот период выкуп достиг 385 млн долларов. Пиратство также наносит вред торговле, поскольку грузоотправители вынуждены менять маршруты перевозок и расходовать больше средств на топливо и страховые взносы, что, согласно оценке этого исследования, обходится мировой экономике в 18 млрд. долларов в год.

Затронута и экономика Сомали: связанные с пиратством торговые потери составляют 6 млн. долларов в год, и это без учёта того факта, что пиратство ограничивает возможности хозяйственной деятельности на море. Сотрудничество между пиратами и исламистскими повстанческими группами также вызывает обеспокоенность по поводу политической стабильности в Сомали.

Международное сообщество в основном сосредоточило своё внимание на мерах по борьбе с пиратством в море, таких, как расширение военно-морского патрулирования и защитное оснащение судов, что помогло сократить количество захватов. Но чтобы покончить с пиратством, эти дорогостоящие меры необходимо усилить и сделать постоянными, что нереально в долгосрочной перспективе. Профилактические меры на берегу, например, больше платить молодёжи, чтобы та не присоединялась к пиратам, лишь побудят владельцев катеров больше платить членам команды. Учитывая уровень бедности населения, из которого обычно вербуются пираты, владельцы могут позволить себе платить пиратам больше без существенного ущерба для своей прибыли.


Чтобы покончить с пиратством в районе Африканского Рога, исследование настоятельно призывает сделать упор на борьбе не с теми, кто занимается пиратством, а с теми, кто делает его возможным. Поскольку число подходящих для стоянки захваченных судов прибрежных районов ограничено, пиратство будет менее выгодным, если Сомали закроет доступ к безопасным якорным стоянкам или значительно повысит плату за доступ к побережью. Кроме того, центральное правительство могло бы предложить – наряду со встроенными механизмами контроля – стимулы, поощряющие местные заинтересованные стороны покончить с деятельностью пиратов, а также извлечь уроки из успехов и неудач политики в отношении выращивания опиумного мака в Афганистане и борьбы с выращиванием коки в Колумбии.

Одна из идей борьбы с пиратами в Сомали – вооружённое противостояние ВМФ разных стран – была прекрасно реализована. Об этих операциях было написано много, не будем повторяться. Упомянем лишь то, что негласный приказ командирам военных кораблей гласил о потоплении пиратских лодок без всякого предупреждения. С выжившими пиратами тоже не церемонились. Особенно запомнились разбойникам индийские ВМФ, которые топили суда пиратов, убивали и пытали их без всякого сожаления.


Ещё один способ борьбы с пиратством – дать им легализоваться, сделать из них бизнесменов или рантье, и чтобы их доходы и риски от этой деятельности были не меньше, чем от разбоя. В частности, с 2007-го по 2012 год главари сомалийских пиратов вложили в покупку жилой и коммерческой недвижимости в Кении около 100 млн долларов. В основном, деньги морских налётчиков шли на покупку жилья в пригороде Найроби, а именно в районе Истли (Eastleigh), где в основном проживают выходцы из Сомали.


Сомали стали и полигоном для испытания новой военной техники. С 2012 года США испытывают там разведывательный беспилотный вертолёт MQ-8B Fire Scout. Американцы установили на борту Fire Scout высокоточную ракету с лазерным наведением, носящую название Advanced Precision Kill Weapons System. Они превратили этот аппарат в вертолётную версию беспилотника Predator, чтобы тот мог уничтожать цель, как только ее засекут камеры. Идея состоит в использовании инфракрасного тепловизора под днищем вертолёта в качестве лазерного целеуказателя, чтобы производить захват цели для её поражения ракетой.


Также Запад модернизировал сомалийские тюрьмы, а также превратил практику содержания задержанных пиратов в тюрьмах на Сейшельских островах. Сейшельские застенки признаны одними из самых жестоких в мире – с 2007-го по 2012 год там из 47 сомалийских пиратов по разным причинам умерли 19 человек (смертность свыше 40% – выше, чем в гитлеровских концлагерях).

Сегодня сомалийские пираты отбывают наказание в тюрьмах с волейбольными площадками, компьютерными классами и уроками шитья. США выделили на новую тюрьму в Харгейсе, крупнейшем городе на северо-западе столицы непризнанного государства Сомалиленд, $1,5 млн. А ООН построила для Сомали ещё две тюрьмы, каждая из которых рассчитана на 500 человек. В планах Запада строительство ещё минимум двух тюрем в Сомали.

Наконец, в этих тюрьмах Запад активно насаждает среди зеков-пиратов христианство. Считается, что переход в эту религию из мусульманства уменьшает риск рецидива разбойничества. Только за последние два года более 100 сомалийских пиратов, осужденных за разбойные нападения на судна в акватории Индийского океана, стали христианами, приняв библейское крещение в Церкви Адвентистов седьмого дня, -

Вся эта история с сомалийскими пиратами – как Запад может легко придумывать новую историю в отсталых обществах. Колониальные практики, наработанные Первым миром за столетия, продолжают успешно работать и в наши дни.


Сомалийские пираты — современные вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. В качестве транспортных средств используют малотоннажные суда (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Вооружены, как правило, автоматическим оружием и гранатомётами. Сомалийские пираты зачастую неплохо организованы, но редко имеют качественную подготовку. Для обеспечения безопасности судоходства в зоне действия пиратов выполняется боевое патрулирование силами ВМФ России, Индии, стран-членов НАТО и ряда других.

Содержание

Состав группировок

Большинство пиратов — молодые люди возраста 20-35 лет из Пунтленда, самопровозглашенного государства на северо-востоке Сомали. По оценке Ассоциации содействия морякам Западной Африки, существует по меньшей мере пять основных пиратских банд, в которые входит около 1000 вооружённых боевиков. По информации агентства BBC, пираты делятся на следующие категории лиц:

  • Местные рыбаки, включившиеся в пиратство, хорошо знающие морские условия
  • Бывшие военные, принимавшие участие во внутренних войнах Сомали в составе местных кланов и имеющие боевой опыт
  • Эксперты, умеющие работать с техникой, в частности, с GPS-оборудованием.

Причины возникновения пиратства

С 1991 года Сомали фактически перестало существовать как централизованное государство, разбившись на зоны влияния местных властей и сколько-нибудь централизованные экономика и финансовая система с тех пор не действуют. Пиратство является основным источником заработка местного населения. В насыщенной оружием стране не составляет большого труда организовать хорошо оснащенные рейдерские группы. Местные власти (вернее, полевые командиры и племенные лидеры) не заинтересованы в каком-либо противодействии пиратству, поскольку оно не оказывает никакого влияния на их международный статус. Полевые командиры либо закрывают глаза на пиратский промысел, либо участвуют в нём сами.

У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в/из порты(ов) индийского побережья Африки. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценным грузом представляет собой массу объектов для потенциального захвата.

Русские никогда не выпускали моих людей, вместо этого они расстреляли их в упор, а затем погрузили их безжизненные тела обратно в лодку… Мы осуждаем действия русских, они руководствовались расизмом и ненавистью к чернокожим и Африке, — это лицо новой России. В будущем, если мы захватим русских, они встретят ту же участь, что и они осуществляют.

Международная реакция

  • 7 октября, 2008, Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1838. Она разрешает государствам применить ВМС и ВВС для борьбы с пиратами в зоне Сомали.
  • 8 декабря, 2008 Начало ЕС операции Аталанта.
  • Январь, 2009 Для противодействия атакам пиратов сформирована смешанная оперативная группа 151 (CTF 151)

Всего было задержано около 500 сомалийских пиратов, но две трети из них были затем отпущены. В апреле 2010 г. по инициативе России была единогласно принята резолюция Совета Безопасности ООН об обеспечении эффективного уголовного преследования за пиратство. В ней Генеральному секретарю ООН поручается в трехмесячный срок представить доклад о возможных вариантах организации уголовного преследования пиратов. [1]

Военное присутствие в регионе

Столкновения с пиратами

Страны — участницы операций против пиратов

Военно-Морской Флот Российской Федерации в регионе в разное время представляли следующие корабли:

Борьбу с пиратством в разное время вели военно-морские силы других стран (в том числе стран НАТО):.

Хронология




Ущерб от сомалийских пиратов в 2011 году составил 6,6-6,9 миллиарда долларов. Об этом сообщается в отчете Oceans Beyond Piracy - проекта американского фонда One Earth Future.

10 мая сомалийские пираты в акватории Аравийского моря захватили греческий танкер "Смирни" (Smyrni) с грузом 135 тысяч тонн сырой нефти, идущий под флагом Либерии.

15 мая европейцы впервые обстреляли пиратов на территории Сомали. Ракетный удар был нанесен с воздуха: в операции была задействована авиация, базирующаяся на кораблях ВМС европейских стран, патрулирующих Аденский залив. Контр-адмирал Данкан Поттс, командующий объединенными европейскими силами в регионе, заявил, что обстрел был точечным: никто из местных жителей не пострадал. Среди европейцев потерь также нет. Авиация какой страны участвовала в операции, не сообщается. [39]

Благодаря усилиям международной коалиции за вторую половину 2012 года сомалийские пираты не захватили ни одного судна [40] .

Хронология наиболее известных атак

27 ноября пираты освободили судно, команда чувствует себя хорошо, о сумме выкупа пока ничего неизвестно. [42] [47] [48] [49]

На борту корабля находится 13 моряков, из которых 11 — граждане России, один — гражданин Грузии и один — уроженец Литвы. [58] [59]

[68] Экипаж траулера, принадлежащего Tianjin Ocean Fishing Company, составляют 24 человека, из них 16 китайцев, один японец, три филиппинца и четыре вьетнамца. [69]

Захваченный корабль вез 36 тыс. тонн пшеницы в иранский порт Бандар-Аббас. Среди 25 членов команды граждане Ганы, Индии, Ирана, Пакистана, Филиппин. [79] [80]

[92] 18 июля 2009 года пираты отпустили немецкое судно, получив выкуп в размере 1,3 миллиона евро.

В последние годы центр пиратства переместился из Сомали в Гвинейский залив. Кому выгоден морской разбой? Правда ли, что на советские суда бандиты никогда не нападали?


В Гвинейском заливе военные Северного флота России с корабля "Вице-адмирал Кулаков" освободили панамский контейнеровоз MSC LUCIA от пиратов. Группа военных кораблей ВМФ уже не первую неделю патрулирует западное побережье Африки, ставшее новым центром морского пиратства. В ходе операции по освобождению никто не пострадал: моряки, согласно инструкциям, укрылись в машинном отделении, а бандиты сбежали на моторной лодке, едва завидев подлетающий военный вертолет.

Российские суда участвуют в патрулировании Индийского океана и внесли весомый вклад в борьбу с пиратством в Сомали, а в середине XX века советские боевые корабли смогли проучить пиратов, орудовавших в Малаккском проливе. Кому выгодно пиратство и можно ли полностью искоренить морской разбой?

Инструмент политической игры

После окончания Второй мировой войны воды Мирового океана не стали безопасными: вместо мин и подлодок транспортам теперь стали угрожать пираты. Многие морские бандиты действовали под политическим покровительством соперничавших во время холодной войны держав. Так, в 1950-х при негласной поддержке США в районе Тайваня пираты ограбили около 110 судов, следовавших под флагами Великобритании, Панамы, Польши, Греции и других стран.

Моряков захватили в плен и подвергали психологическому давлению, пыткам, морили голодом. У них стремились выбить отказ от возвращения в СССР, заставляли подписать просьбу о предоставлении политического убежища. Некоторые согласились, но большинство моряков оставались непреклонными, несмотря на рассказы о том, что якобы началась Третья мировая война, а капитан судна, согласившийся сотрудничать с тайваньскими военными, будто бы уже счастливо живет в Америке с новой женой.



В результате переговоров спустя 13 месяцев домой удалось вернуть всего лишь 29 человек. Среди оставшихся один покончил с собой, двое умерли, один сошел с ума, находясь в США. Несколько человек провели в заключении больше 30 лет – в тюрьмах, под домашним арестом и в прибрежных поселках Тайваня под надзором полиции.

Пираты XX века

Большой десантный корабль замаскировали под транспортное судно – нарастили борта, перекрасили, соорудили фальшивые надстройки. По каналам связи была дана информация, что на борту находится груз золота и опий-сырец для фармацевтической промышленности. Фальшивый сухогруз через Суэцкий канал проследовал в арабские страны, зашел в индийские порты и направился в Малаккский пролив.

В лабиринте островов судно внезапно окружило множество небольших лодок с вооруженными людьми на борту. Но едва они начали абордаж, бандитов встретили 300 советских морских пехотинцев, вооруженных автоматами, пулеметами и гранатометами. Множество нападавших вместе с их судами отправились на дно, среди советских военных потерь не было. После завершения спецоперации нападения пиратов на советские суда прекратились.

Узкое место

Однако в 1990-е годы Малаккский пролив стал одним из самых опасных районов судоходства. Важная торговая артерия Тихоокеанского региона в самом загруженном месте не достигает по ширине и трех километров, а глубина пролива составляет чуть более 20 м. Если террористам удастся затопить здесь крупное торговое судно, все движение в проливе окажется парализованным.

В 1986 году здесь было захвачено меньше 30 торговых судов, а в 2000 году – уже 215. С 2004 года Малайзия, Сингапур и Индонезия совместно патрулируют опасные районы, в 2006 году к патрулям трех стран присоединилась индийская береговая охрана. Пираты из Малаккского пролива вынуждены были уйти, однако полностью искоренить морских бандитов не удалось: увеличилось число нападений на суда в водах Вьетнама, у берегов Филиппин, неподалеку от Индонезии и Малайзии.

Сомали – центр пиратства

В начале 2000-х мировой центр пиратства переместился в район Африканского рога. Сомали, в начале 1990-х переставшее существовать как единое государство, стало источником пиратства, а суда, ожидающие своей очереди на проход по Суэцкому каналу, - лакомой добычей морских разбойников. Число нападений постепенно увеличивалось, и к 2005 году было зафиксировано около 25 рейдов пиратов.

Судно в сентябре 2008 года проходило в районе, ранее считавшимся безопасным, когда его окружили лодки с вооруженными людьми на борту. 21 член экипажа был взят в заложники. Людей заперли в тесных каютах, которые днем прогревались до плюс сорока градусов.

По словам моряков, они страдали от голода, а пить им приходилось техническую воду, так как вся питьевая закончилась. Через три дня после захвата судна от сердечного приступа скончался его капитан, россиянин Владимир Колобков.

Пираты, захватившие судно, сначала требовали выкуп в размере 35 миллионов долларов - бандиты угрожали взорвать судно вместе с грузом и экипажем, если не получат деньги. Представители военных ведомств разных стран предлагали силой освободить судно, однако родственники захваченных моряков выступили категорически против такого варианта развития событий, так как во время штурма корабля экипаж мог погибнуть.

Тем не менее в начале октября Россия отправила к берегам Сомали сторожевик "Неустрашимый", а Совбез ООН призвал все страны использовать военные корабли и авиацию для пресечения актов пиратства.

В результате длительных переговоров с привлечением английских юристов сумму выкупа удалось снизить до 3 миллионов 200 тысяч долларов. 4 февраля бандиты получили деньги от компании-судовладельца и на следующий день покинули "Фаину".


Фото: © Экипаж корабля перед минутой молчания по капитану Владимиру Колобкову. Украинское судно "Фаина", освобожденное из плена сомалийских пиратов, прибыло в порт Момбасы. ИТАР-ТАСС/ Михаил Маркив

Опасно не только у берегов Сомали

Пиратство переезжает в Гвинейский залив

Мировой центр пиратства переместился в Гвинейский залив – здесь в 2010 году ООН было зафиксировано 45 случаев нападения на суда, а в 2011 году их было уже 64. По словам экспертов, большая часть инцидентов происходит в портах, на территории грузовых терминалов и в акватории африканских государств, что серьезно осложняет международное вмешательство.


Читайте также: