Как снимают суда с мели

Обновлено: 26.04.2024

Среди навигационных аварий посадка на мель стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель. Каковы же причины:

• по вине судоводителя 90%

• касание неизвестных препятствий 3%

• недостаток средств навигационного обеспечения (СНО) 1%

• выход из строя ГД или рулевого устройства

Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к портам, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в Арктике). В этих районах наиболее частыми причинами посадки судна на мель являются:

• незнание местных правил;

• пренебрежение рекомендациями лоции;

• плавание по буям без определения места судна по берегу;

• неудовлетворительный контроль за местом судна;

• неудовлетворительное управление судном при маневрировании;

• плавание и пользование не откорректированными картами и пособиями;

• небрежность при опознании берега и СНО;

• пренебрежение требованиями хорошей морской практики при плавании в малоисследованных районах;

• не использование эхолота при плавании вблизи берегов, особенно в мелководных районах, по счислению.

Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам:

• действие прижимного ветра (в сторону берега);

• действие внезапного порыва на судно, стоящее на якоре;

• дрейф судна вместе со льдом в сторону мели;

• судно, лишенное возможности управляться, под действием шторма;

• преднамеренная посадка на мель в штормовых условиях.

Снижение аварийности, связанной с посадкой на мель, может быть достигнуто:

1) повышением профессиональной подготовки судоводителя;

2) проведение комплекса мероприятий по улучшению состояния водных путей, портовых акваторий, и т. д.;

3) улучшением конструктивных особенностей судов;

4) улучшение проведения спасательных работ.

Действие экипажа судна, севшего на мель

Посадка судна на мель может быть преднамеренной, когда есть угроза затопления на большой глубине. Действия экипажа в этом случае:

• выбрать место выброса на мель с учетом всех обстоятельств, которые имели бы положительный результат при снятии с мели;

• скорость судна должна быть минимальной, но достаточной для управляемости судна;

• в момент касания грунта руль поставить в ДП судна, немедленно застопорить ГД;

• после посадки на мель заполнить носовые балластные танки, а при малом уклоне грунта заполнить и другие танки для уменьшения разворота судна лагом к волне;


При непреднамеренной посадке судна на мель действия экипажа следующие:

• в момент касания грунта руль поставить в ДП судна, немедленно застопорить ГД;

• объявить общесудовую тревогу; аварийные партии действуют согласно судового расписания по борьбе с водой;

• зафиксировать в судовом журнале время касания грунта, курс и скорость перед посадкой, крен, координаты;

• устанавливают данные по прогнозу погоды;

• производят расчет приливо-отливных явлений в этом месте;

• устанавливают связь с судами, находящимися поблизости;


сообщают в службу безопасности мореплавания судоходной компании о случившемся;

• определяют возможность самостоятельного снятия с мели или срочно вызывают спасателей;

• при приближении шторма или в штормовую погоду принимают меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков;

• поднять в соответствии с МППСС-72 огни или знаки – судно на мели.

Рекомендации экипажу судна, севшему на мель:

• не увеличивать размеров аварии;

• сообщать об изменении обстановки через 2–4 часа;

• производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках, при этом определять и вкус воды (пресная/соленая);

• шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;

• необходимо принимать меры по заделке пробоины и откачке воды;

• составляют планшет глубин.

Силы, действующие на судно, севшее на мель

Судно, сидящее на мели, испытывает действие нескольких сил, разных по своей природе:

Сила реакции грунта (давление веса судна на грунт) – рассчитывается как потеря водоизмещения по разности осадок до и после посадки на мель.


Сила присоса грунта возникает от продавливания корпусом судна грунта. Оценивается коэффициентом, зависящим от массы судна и от рода грунта. Для крупного песка с галькой – 0,05÷0,10; для вязкой глины – 0,25 и т. д.

Сила ударов волн может быть положительной (снимает судно с мели) или отрицательной (разбивает корпус судна о грунт).

Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения возникает как результирующие от воздействия двух сил: вертикальной силы взвешивающего давления и горизонтальной силы бокового давления, которые также могут иметь положительный и отрицательный результат.

Сила ветрового давления учитывается только при снятии судна с мели стягиванием (при развороте не учитывается). Определяется с помощью формул, таблиц и графиков.

Способы снятия судна с мели


В зависимости от имеющихся средств для снятия судна с мели и от характера посадки

применяются следующие способы и методы:


самостоятельно

• работой своих машин;

• дифферентованием и кренованием;

• частичной или полной разгрузкой;

с помощью других судов и средств

• разворотом или буксировкой (способ рывка) другими судами;

• с помощью судоподъемных средств.


В процессе проведения спасательной операции, как правило, применяют несколько способов сразу. Для проведения спасательных работ по снятию с мели иногда возникает необходимость в заделке полученной пробоины, откачке воды, размыве грунта, проделке каналов, проведении водолазных работ и т. д.

Расчеты по снятию судна с мели

Расчеты по снятию судна с мели сводятся к определению стягивающего усилия, создаваемого самостоятельно или, если невозможно самим сняться с мели, с помощью судов и других средств, необходимого для преодоления общей нагрузки судна на грунт.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Какие действия осуществляются перед специальной посадкой судна на мель и после неё.

Преднамеренной посадке на мель, вызванной угрозой затопления судна на большой глубине, предшествует выбор места посадки, и ряд подготовительных мер.

Выбор места для преднамеренной посадки должен производиться с учетом всех обстоятельств, которые могут повлиять на дальнейшее состояние судна. Если есть возможность выбирать, нужно выбрасывать судно на отлогий берег и на нескальный грунт курсом, перпендикулярным направлению изобат, чтобы уменьшить вероятность опрокидывания при потере поперечной остойчивости. Скорость хода должна быть насколько возможно малой, но достаточной для сохранения управляемости. В момент касания грунта руль следует поставить прямо. После посадки на мель носовые балластные танки заполнить водой, а при малом уклоне грунта принять балласт и в другие танки, чтобы уменьшить вероятность разворота судна лагом к берегу. Все иллюминаторы надежно задраить.

Действия при непреднамеренной посадке на мель.

При непреднамеренной посадке на мель экипаж выполняет ряд экстренных мер.

1. Объявляют общесудовую тревогу. Аварийные партии выявляют возможные повреждения, их место, размеры, поступление воды через пробоины, готовят при необходимости аварийные материалы для заделки пробоин. Члены экипажа в соответствии с расписанием по тревоге задраивают иллюминаторы, водонепроницаемые двери, горловины для предотвращения поступления забортной воды и распространения ее по судну при затоплении отдельных помещений.

2. Замечают курс и скорость, при которых произошла посадка; определяют координаты места посадки; собирают данные о прогнозе погоды и ожидаемых приливных явлениях; устанавливают связь с ближайшими судами и службой безопасности мореплавания пароходства.

3. Составляют план первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности экипажа и определяют возможность самостоятельного снятия с мели. Если первые же расчеты и выводы по возможности самостоятельного снятия с мели не дали положительного результата, срочно вызывают необходимые средства помощи.

4. В штормовую погоду принимают меры к закреплению судна на мели путем затопления отсеков.

Определяемая указаниями капитана организация спасательных работ, а также порядок действий могут меняться в зависимости от обстоятельств, но все показанные выше мероприятия должны выполняться в самый короткий срок, так как фактор времени может оказаться решающим для благополучного исхода спасательных работ.

Например, если судно село на мель в малую воду, нельзя упускать время и до наступления полной воды нужно подготовить все необходимое для самостоятельного снятия с мели: произвести перебалластировку; по возможности выполнить перегрузку грузов из трюмов или с палубы, с помощью грузовых стрел завести якоря к корме и т. п. Нельзя упускать время и для подачи сигналов по радио о помощи, особенно если ожидается ухудшение погоды.

Необходимо контролировать уровень воды в междудонных отсеках и льялах, одновременно проверяя воду на вкус — пресная или соленая. Если при отвёртывании пробки мерительной трубки начнет выдавливаться воздух, значит, в данный отсек поступает вода. Необходимо принимать меры по заделке пробоины и откачке воды.

Схема посадки на мель и планшет глубин понадобятся для выбора решения о направлении съемки и перебалластировки судна и укажут судам-спасателям безопасные глубины. Вначале измеряют глубину ручным лотом вокруг судна и определяют характер грунта. Если волнение не позволяет спустить шлюпку, ограничиваются контролем глубины вокруг судна и с помощью подкильных концов пытаются определить место соприкосновения днища с грунтом. Подкильные концы заводят с носа и с кормы и замечают по номерам шпангоутов предполагаемые границы соприкосновения. Данные промеров и место соприкосновения наносят на планшет глубин.

При первой возможности спустить шлюпку продолжают промеры глубин на расстоянии от судна через 5—10 м по направлениям, указанным с судна помощником капитана. Со шлюпки замечают осадку носом и кормой с обоих бортов судна. Если судно село на мягкий грунт, промеры вокруг судна периодически повторяют, т. е. волнение моря и движение судна на мели может изменить глубины в тех же точках у борта, где были сделаны первые промеры.

В зависимости от характера посадки и наличия средств для снятия судна с мели используются различные способы снятия судна с мели: работой своих машин; откачкой балласта или приемом балласта для изменения дифферента и крена; перемещением груза по длине судна; частичной или полной разгрузкой судна; завозом якорей; буксировкой или раз воротом другими судами; использованием судоподъемных средств.

Как правило, применяют одновременно несколько способов: дифферентование, разгрузку, размыв, буксировку и др.

Капитанам морских судов иногда приходится заниматься работами по снятию других судов с мели.

Приступая к снятию судна с мели, необходимо выяснить:

1) обстоятельства, при которых произошла посадка судна на мель: курс, ход судна, состояние моря, направление и сила ветра, глубины вокруг аварийного судна, уменьшение его средней осадки, были ли предприняты мероприятия для самостоятельного схода судна с мели и какие;

2) характер повреждения судна и возможность их исправлений, характеристику грунта, нет ли камней, вошедших в корпус судна;

3) мощность главного двигателя и вспомогательных палубных механизмов (брашпиль, лебедки), вес становых и запасных якорей, наличие буксирных тросов;

4) основные элементы судна, ознакомление с чертежами его;

5) запасы твердого и жидкого груза (вода, топливо и т. д.), которые в случае необходимости можно 'удалить, а также количество отсеков, не заполненных водой, которые можно забалластировать,

6) направление господствующих ветров в районе аварийного судна, наличие и высоту прилива. Выполняя обязанности по борьбе за живучесть судна, экипаж должен выполнять одновременно следующие мероприятия:

1. Определить степень повреждения и объекты повреждения на судне;

2. Принять меры к локализации негативных последствий аварии;

3. Определить схему посадки судна и давление судна на грунт.

Для выполнения этих мероприятий рекомендуется: контролировать уровень воды в между донных отсеках и льялах. Если при отвертывании пробки мерительной трубки начнет выдавливаться воздух, значит, в данный отсек поступает вода. Необходимо принимать возможные меры по заделке пробоины и откачке воды. Для решения вопроса, каким образом может быть организована съемка судна с мели, необходимо составить схему посадки и планшет глубин в месте посадки.

Схема посадки на мель и планшет глубин понадобятся для выбора решения и направления съемки и перебалластировки судна и укажут судам-спасателям безопасные глубины. Вначале измеряют глубину ручным лотом вокруг судна и определяют характер грунта. Если волнение не позволяет спустить шлюпку, ограничиваются контролем глубины вокруг судна, и с помощью подкильных концов пытаются определить место соприкосновения днища с грунтом. Подкильные концы заводят с носа и с кормы и замечают по номерам шпангоутов предполагаемые границы соприкосновения судна с грунтом. Данные промеров и место соприкосновения наносят на планшет глубин. Место касания грунта корпусом судна можно также определить способом подрезки, для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы.



Рис.1 Определение района касания корпуса судна и грунта

Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом (положение 2). Затем их обтягивают, располагая параллельно шпангоутам (положение 3), и делают отметки краской на борту судна. Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом.

При первой возможности спустить шлюпку продолжают промеры глубин на расстоянии от судна через 5—10 м по направлениям, указанным с судна помощником капитана. Со шлюпки замечают осадку носом и кормой с обоих бортов судна. Если судно село на мягкий грунт, промеры вокруг судна периодически повторяют, поскольку волнение моря и движение судна на мели может изменить глубины в тех же точках у борта, где были сделаны первые промеры.

Схематический план посадки и планшет глубин (рис. 2) вычерчивают в масштабе с указанием направления меридиана. На планшете показывают дату и время промера, уровень воды по состоянию прилива на то же время, скорость и направление течения, направление и силу ветра, направление волнения и высоту волн и другие данные, которые будут полезны для выбора способа снятия с мели.


Рис.2. Схематический план посадки судна на мель

и планшет глубин

3.Способы снятия судна с мели.

Выяснив вышеперечисленные обстоятельства, производят расчет, и выбор способа снятия судна с мели.

Существуют следующие способы снятия судов с мели:

а) самостоятельное снятие аварийного судна;

б) снятие аварийного 'судна с мели при помощи буксировки его другим судами и с помощью гиней;

в) снятие судна путем его отгрузки или размыва грунта;

г) снятие судна с мели при помощи судоподъемных понтонов

Последние два способа нуждаются в применении специальных технических средств и обычно выполняются спасательными организациями.

Если сила давления на грунт судна, севшего на мель, невелика, то можно попытаться сойти с мели при помощи работы главного двигателя на полный ход назад

При недостаточности этих мероприятий полезно завести становые якоря на возможно большую длину якорной цепи в направлении, намеченном для снятия судна с мели. При работе главного двигателя на полный ход назад одновременно выбирают брашпилем или лебедкой заведенные якоря.

Уменьшения осадки судна можно добиться путем его отгрузки. При проведении отгрузки судна следует учитывать, что облегченное судно всегда более подвержено действию ветра и волнения, которые могут его забросить еще дальше на мель или усилить удары корпуса о грунт (камни).

3. Плавание в штормовых условиях.

Плавание в штормовых условиях

Плавание в штормовую погоду осложняется тем, что судно не всегда может следовать по ранее выбранному маршруту, а вынуждено удерживаться на курсах, при которых влияние штормовых условий сказывается в меньшей степени.

Если судно следует в открытое море через район, недостаточно защищенный от волнения, и есть сомнение в благополучном пре­одолении штормовой зоны, капитан должен определить, продолжать рейс или переждать шторм под защитой берегов. Судам с избыточной остойчивостью необходимо избегать штормования. До плавания в штормовых условиях, если это целесообразно, устраняются свобод­ные поверхности в танках

При плавании судна в штормовых условиях возникают явления, ухудшающие мореходность судна и затрудняющие управление им. К таким явлениям относятся резонансная бортовая качка, слеминг, заливаемость главной палубы, снижение остойчивости и потеря управляемости на попутной волне, разгон гребного винта. Если штормовые условия настолько сложные, что создают угрозу безопасности судна, необходимо следовать в ближайший порт-убежище,либо устанавливать курс и скорость, наиболее благоприятные относительно ветра и волны.

Перед выходом в море, независимо от продолжительности предстоящего плавания и прогноза погоды, судно должно быть подготовлено к плаванию в штормовых условиях. С приближением шторма, о котором могут предупреждать местные природные признаки погоды, полученное по радио штормовое предупреждение или принятая факсимильная карта погоды, вахтенный помощник должен предпринять все меры по уточнению этой информации. Далее, он обязан определить глубину, протяженность, примерное направление и скорость перемещения штормовой зоны или циклона. По барической тенденции давления, координатам циклона с факсимильной карты или по радио, местным признакам погоды оценить расстояние до центра циклона и определить ожидаемое в районе плавания направление ветра и курсовой угол волны. При приближении к штормовому району и при плавании в нем для точного анализа обстановки дать команду подвахтенному рулевому определять каждые 30 минут и вести графики:

- направления и скорости ветра;

- изменения атмосферного давления;

- температуры воздуха и воды.

Действия вахтенного помощника капитана в штормовых условиях .

При получении штормового предупреждения или обнаружении признаков приближения шторма судно должно быть подготовлено к плаванию в штормовых условиях.Вахтенный помощник обязан подготовить судно к плаванию в штормовых условиях. Для этого необходимо:

- оповестить весь экипаж о предстоящем шторме, информировать опорядке передвижения по судну, дать команду на вооружение штормовых лееров;

- произвести надлежащую балансировку судна. Если есть необходимость, свести к минимуму свободные поверхности в танках, уточнить элементы остойчивости судна;

- проверить рулевое устройство (основное, запасное, аварийное), переход на ручное управление;

- проверить герметичность трюмов, горловин танков, водонепроницаемых дверей, особенно в наружном корпусе судна, а также надежность крепления рамп, аппарелей, бегущего и стоячего такелажа, грузовых стрел, спасательных шлюпок, трапов, предметов на палубах и в судовых помещениях;

- замерить льяльные воды, опробовать водоотливные средства, убедиться в исправности сигнализации, проверить работу клапанов на воздушных трубах танков, исправность шпигатов, штормовых бортиков;

- проверить средства внутрисудовой связи, переносные приемопередатчики.

Кроме того, вахтенный помощник должен вести наблюдение за поведением судна на волнении с целью обнаружения поступающей внутрь корпуса воды по следующим признакам:

- увеличение периода бортовой качки;

- появление и постоянное увеличение статического крена;

- изменение статического крена с одного борта на другой;

- увеличение заливаемости палуб без внешних признаков усиления ветра и волнения;

- выход воздуха из вентиляционных труб, мерительных и воздушных трубок.

Зачастую случается так, что во время шторма необходимо выполнить какие-либо работы на верхней палубе. Делать это следует с соблюдением всех мер безопасности.


Судно садится на мель чаще всего из-за недостаточной специальной подготовки и невнимательности судоводителя, незнания им фарватера и условий плавания, отсутствия или неправильной корректировки навигационных карт, а также из-за неисправности навигационных приборов, в частности компаса.

Севшее на мель судно может загородить фарватер и вызвать прекращение судоходства на реке. Севшее на мель маломерное судно может быть задето или прижато к берегу идущими мимо самоходными судами, буксируемыми и толкаемыми составами. Особенно опасна посадка судна в стороне от фарватера во время паводка. С убылью воды оно совсем обсыхает и снятие его с мели по мере убыли воды все более и более затрудняется. В такое же положение попадают иногда суда, севшие на мель во время попуска воды через плотины. Чтобы не оказаться на сухом месте с убылью воды, судам, стоящим у берега на якоре или ошвартованным у причалов, если в местах стоянки нет достаточного запаса глубины под килем, нужно отходить на более глубокие места.

При отсутствии волнения, как только судно натолкнется на мель, нужно немедленно дать полный ход назад. С посадкой судна на мель прекращается его поступательное движение, спутная придонная волна обгоняет судно, приподнимая его. Придонная волна при своевременно данном ходе назад способствует снятию судна с мели. Если судно с мели не сходит, нужно метрштоком промерить глубины около судна и обмерить осадку. Это можно сделать также отпорным крюком или веслом. Важно узнать, где находится большая глубина, чтобы знать, в какую сторону надо снимать судно с мели.

При большом волнении и усиливающемся ветре, направленном на отмель, возникает опасность выброски катера дальше на мель. При этом как будто бы незначительная посадка на мель грозит серьезными повреждениями, а иногда и аварией. Посадка катера на мель во время волнения опасна тем, что катер можно сильно повредить ударами о дно.

Для снятия с мели следует давать попеременно ход вперед и назад, перекладывая руль с борта на борт, раскачивать судно, а затем дать полный ход назад при прямо поставленном руле. Этот маневр повторяют, если есть основание надеяться, что так можно снять судно с мели. Если судно стало на мель носом, то следует несколько увеличить плавучесть носовой части, перемещая людей или груз к корме. Если судно стало на мель одним бортом, то целесообразно создавать крен на другой борт. Если судно зашло на мель не слишком далеко, то можно сняться с мели, упираясь в дно шестами примерно под углом 35°. В теплое время года небольшой катер свободно можно снять с мели силами экипажа. Но на большом течении или волнении это опасно: на судне должны остаться один-два человека, а выходящим в воду необходимо надеть спасательные нагрудники. Если катер попал на подводное препятствие (сваю, камень), нужно сначала попытаться отойти назад, соответственно изменяя крен и дифферент.

На больших моторных катерах могут быть надувные лодки, которые можно использовать для подачи троса на берег, заводки в сторону фарватера якоря, разгрузки судна с целью уменьшения его осадки.

При совместном походе нескольких катеров снятие с мели можно организовать с помощью других катеров с меньшей осадкой путем буксировки с мели. Не рекомендуется снимать судно с каменистой отмели без предварительной разгрузки его и увеличения плавучести.

В том случае, если маломерное судно осталось на мели во время отлива и снять его невозможно, нужно в ожидании прилива поставить его на киль с помощью подпор. Шлюпку можно снять с мели, передвигая ее на круглых бревнах, подложенных под киль так, чтобы была поднята носовая часть. Работы по передвижению шлюпки можно облегчить использованием обнесенного вокруг нее якорного каната, который подвешивается на штертах. Разумеется, на все возможные случаи точных рецептов снятия с мели дать нельзя.

Посадка судна на мель часто происходит неожиданно для судоводителя. Однако бывают случаи преднамеренной поставки су­дов на мель с целью предупреждения наиболее тяжелых последствий от аварии и спасения людей и судов.

Существуют несколько способов снятия судов с мели, выбор которых зависит от периода навигации, места посадки, направления первоначаль­ного движения, типа и размеров судна, прочности корпуса и осадки, степени загрузки, глубины вокруг судна, грунта дна, наличия течения, его скорости и направления, колеба­ний уровня воды, расположения судна относительно русла и направ­ления течения, отсутствия или нали­чия пробоин, исправности двигателей

и вспомогательных механизмов. Рас­смотрим основные способы.

Снятие с мели путем использова­ния своей энергетической установки, если корпус не получил пробоин, можно разделить на три этапа.

Первый этап заключается в попытке использовать придонную волну, т. е. одиночную волну, образу­ющуюся за кормой судна при движе­нии по мелководью с большой скоро­стью. Для этого, как только судно село на мель, нужно без промедления переключить движители на задний ход. Через несколько секунд придон­ная волна подойдет к корпусу и при­поднимет судно. Если оно стало на мель небольшой площадью корпуса, то работающие назад движители могут снять судно с мели.

Второй этап используется по­сле неудавшегося первого. Двигате­лям дают задний ход с постепенным увеличением до полного. Струи воды от винтов размывают грунт в месте постановки корпуса на мель, и судно сходит с мели.

Третий этап используется при неудавшемся втором. Двигателям дают попеременно ход вперед и на­зад, одновременно перекладывая руль с борта на борт и раскачивая

тем самым судно вправо и влево. При двух двигателях пробуют работу двигателей попеременно враздрай с перекладкой руля с борта на борт, а затем оба двигателя работают назад.

Если используя свою энергетиче­скую установку, снять судно с мели не удалось, двигатели останавливают, судно обмеряют, составляют обмерную схему глубин, определяют ха­рактер грунта и после расчетов выбирают способ снятия судна с ме­ли, установив потерю осадки от постановки судна на мель и потерю запаса плавучести, если корпус полу­чил пробоины.

Способ снятия судна с мели дифферентовкой или кренованием применяют в том случае, если соглас­но обмерной схеме имеется доста­точная глубина под кормой или по борту, в сторону которых перемеща­ется груз или балласт.

Способ снятия с мели с использо­ванием завезенного якоря (рис. 168) обычно применяют для судов небольших размеров на участках с незначительной интенсивностью движения и при условии обеспечения беспрепятственного пропуска идущих судов. Якорную цепь заменяют тро-

Рис. 168. Схема снятия судна с мели с использованием завезенного якоря

Способом паузки груженое судно снимают с мели, когда вышепере­численные способы не дали положи­тельных результатов. Груз перегру­жают в другое судно, которое ставят к борту стоящего на мели судна. До начала паузки необходимо рассчи­тать массу груза, который может принять поданное судно, чтобы по­следнее не оказалось на мели. Этот способ снятия с мели наиболее эффективен. Однако для его осуще­ствления отвлекаются транспортные суда, перегрузочная техника и брига­ды портовых рабочих.

Способ снятия с мели с использо­ванием дноуглубительного снаряда обычно применяется в случаях, когда судно встало на мель на затопленной половодьем пойме и ему грозит обсушка или когда судно встало на мель рядом с земснарядом, разраба­тывающим обмелевший судовой ход.

В первом случае дноуглубитель­ный снаряд разрабатывает к стояще­му на мели судну канал-прорезь, а затем, подав на него со своих лебедок тросы, снимает судно с мели. Если это не удается, применяют подмыв под корпус, для чего земсна­ряд разворачивают пульпопроводом в сторону стоящего на мели судна, лишние понтоны с пульпопроводом убирают и к трубе крайнего понтона прикрепляют заранее изготовленный патрубок с небольшой площадью сечения выходного отверстия. Такой своеобразный гидромонитор при ра­боте земснаряда на обычном режиме создает мощную струю воды, которая направляется под корпус стоящего на мели судна и размывает любой земляной грунт. После подмыва суд­но снимается с мели, и по прорези его выводят на глубокую воду.

Во втором случае с вставшего на мель судна на лебедки земснаряда завозят тросы, посредством которых судно подтягивают к более глубокому месту. Если снять судно с мели не удалось, земснаряд на своих папиль-онажных и становых тросах подходит ближе к стоящему на . мели судну и выбирает грунт вдоль его корпуса. Двигатели судна в это время работа­ют назад. Дополнительно с судна подают трос на лебедку земснаряда, который помогает стаскивать судно на разработанное глубокое место.

Снятие судов с мели с помощью других судов применяется при любых обстоятельствах поставки судов на мель.

Первый способ заключается в использовании одного или несколь­ких буксировщиков. С буксировщика на стоящее на мели судно подают буксирный трос, который пропускают через клюз и крепят за два кнехта. Снятие с мели осуществляется в сто­рону наибольших глубин по обмерной схеме. Перед выходом на буксир в месте крепления троса на снимае­мом с мели судне и буксировщике не должно быть людей, . так как при его натяжении не исключены обрыв тро­са или срыв кнехтов. При снятии судна l с мели на реке при наличии течения (рис. 169) буксировщику 2 часто приходится выходить на буксир и удерживаться поперек тече­ния. В этих случаях для удержания буксировщика в нужном направле­нии отдают носовой якорь или букси­ровщик удерживает от сноса течени­ем вспомогательный буксировщик 3. При участии в работах нескольких буксировщиков их учаливают в киль­ватер, при этом выход на буксир осуществляют плавно, без рывков,

Рис. 169. Схема снятия судна с мели с по­мощью вспомогательного буксировщика

после чего по команде с буксировщи­ка, с которого подан коренной бук­сирный трос, все буксировщики уве­личивают ход до полного.

Второй способ основан на использовании струй воды от работа­ющих винтов для подмыва стоящего на мели на песчаном или илистом грунте судна (рис. 170). Оказываю­щее помощь судно А подводят кор­мой на возможно близкое расстояние к борту стоящего на мели судна Б, учаливают за него, включают движи­тели, постоянно увеличивая частоту их вращения до полного хода. По мере размыва грунта судно учалива­ют ближе к подмываемому судну. Подмыв ведут до тех пор, пока струи воды не покажутся с противополож­ного борта. Далее подмывающее судно переставляют вдоль борта стоящего на мели судна от носовой части к корме или наоборот и продол­жают работу до тех пор, пока судно не сойдет с мели. Недостатком данно­го способа является то, что он не дает эффекта на трудноразмываемых грунтах и создает опасность де­формации корпуса от неравномерного распределения его давления на грунт при неравномерном подмыве.

Третий способ заключается в протаскивании троса под корпусом и подрезке им грунта. Он применя­ется в том случае, если судно стоит на мели на трудноразмываемом грунте и имеется возможность подойти к не­му с обоих бортов мелкосидящим буксировщикам. Трос большой проч­ности заводят под корпус и крепят на двух буксировщиках, которые, двига­ясь вдоль стоящего на мели судна, протаскивают трос под днищем по­следнего, нарушая присасывание корпуса к грунту. Двигатели букси­ровщика, с которого подан коренной буксирный трос, в это время работа­ют на полный ход. Подрезку грунта тросом может выполнить и один буксировщик. Для этого требуется очень длинный трос, который одним концом пропускают через клюз и кре­пят в носовой части или на корме судна, а ходовой конец обводят вокруг борта судна и после заводки под корпус крепят на буксировщике.

Снятие с мели судовых и плотовых составов имеет особенности. Если на мель сел толкаемый состав, толкач расчаливается с составом, расчали­вает баржи состава и поочередно отводит в безопасное место баржи, не стоящие на мели. После этого присту­пает к снятию с мели барж, стоящих на мели. Перед снятием с мели составляют обмерную схему, прове­ряют корпуса барж на водотечность и их техническое состояние.

Аналогично снимают с мели бук­сируемый состав. Если на мели стоят несколько барж, сначала снимают ту, которую легче снять или нижнюю (по течению). После снятия с мели всех барж их формируют в состав для продолжения рейса.

Большую сложность представляет снятие с мели плотового состава. Очень редко удается снять с мели весь плот без расчалки. Обычно снятием плота с мели занимаются несколько буксировщиков и плотовых бригад рабочих, которые вычаливают грузовые единицы (пучки, клетки и т. д. ), находящиеся на- плаву, отводят их и учаливают в безопасном месте. Грузовые единнцы. стоящиена, меля, ;, вначале пробуют снять без расформирования. Если это сделать не удается, то с них снимают часть бревен или распускают. В обоих случаях для предупреждения рас-плыва древесины ниже плота соору­жают запани, в которых собирают плывущие бревна.

Не менее сложно снимать с мели суда и составы, стоящие на камени­стом грунте. Перед снятием промеря­ют глубины вокруг каждого судна, устанавливают наблюдение за водо-течностью корпусов, приводят в го­товность водооткачивающие средст­ва, аварийный запас материалов

и инструмента. Снятие с мели с по­мощью буксировщика осуществляют только в том случае, если тщательно проверено дно и отсутствуют подвод­ные препятствия, о которые можно проломить корпус. Однако наиболее безопасным является способ частич­ной или полной паузки судна, а также способ установки по бортам двух порожних барж или понтонов (рис. 171), которые притопляют, подводят под корпус стоящего на мели судна подкильные концы, обтягивают их и закрепляют на баржах (понтонах), затем откачивают из барж (понто­нов) воду, аварийное судно припод­нимается, и его отводят на глубокую воду.

Если судно имеет второе дно и междудонное пространство одного из отсеков через пролом в корпусе заполнено водой, применяют судовой компрессор, нагнетают в герметизи­рованный отсек воздух, который выдавливает воду наружу через про­боину. Это уменьшает осадку судна и облегчает дальнейшее снятие его с мели.

Если на мель села приставка изгибаемого: состава, применяют спо-сбб йе раскачивания путем повторе­ния изгибов вправо и влево и измене­ния режима работы движителей с переднего на задний ход. Если этот способ не дает положительных ре­зультатов, состав расчаливают и сни­мают приставку с мели одним из вышеизложенных способов. Если на мели окажутся одновременно при­ставки и самоходное судно, то во избежание поломки изгибающего устройства состав расчаливают и снимают судно и приставку с мели поочередно с помощью других судов.

Во всех случаях постановок судов на мель в нижних бьефах гидроузлов

Рис. 171. Схема снятия судна с мели способом балластировки двух барж

Рис. 195. Схемы расположения якорных стоянок

с учетом безопасности движения и маневрирования других судов и составов в стороне от оси судового хода, а там, где позволяют глуби­ны, — за кромкой судового хода (рис. 195, б). Места безопасной стоянки:

толкаемого состава А — на кормовом якоре у правой кромки судового хода;

плавучего причала Б — у яра левого берега; плотового состава В — ниже перевала судового хода у правой кромки; крупнотоннажного судна Г — в стороне от оси судового хода, ближе к левой его кромке; мало­тоннажного судна Д — за кромкой судового хода.

В целях безопасности судов, а также для предотвращения по­вреждения подводных переходов (кабелей, трубопроводов и др. ), мостов и других сооружений в прави­ле 19 указаны места, где запрещается отдавать якоря, лоты, цепи;волоку-ши, а также останавливаться и сто­ять на якоре. На рис. 195, е показаны суда и составы, нарушающие требо­вания правила 19, а именно: толкае­мый состав Д отдал якорь в зоне подводного перехода и вблизи моста, создавая угрозу повреждения пере­хода и навала на мост; судно Е хотя и отдало якорь за пределами зоны перехода, но само остановилось в границах этой зоны и в случае

дрейфа может зацепить якорем за кабель; судно Т стоит на якоре вблизи плавучего навигационного знак-а, затрудняя Ориентировку дру­гим судам, а судно Ж, стоящее вблизи причала, мешает подходу к этому причалу; состав В стоит в корыте переката и закрыл перекат для движения других судов; состав Б остановился у яра с прижимным течением и может попадать под раскатку других судов, особенно буксируемых составов, идущих вниз;

судно А отдало якорь вблизи канатной паромной переправы, что создает опасность обрыва паромного каната.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Движение и остановка

Паруса крейсерской яхты

Мель. Снятие с мели

Мель. Снятие с мели.

Бывают случаи, когда яхту сажают на мель намеренно, но, к сожалению, чаще яхта оказывается на мели случайно. Редко встретишь капитана, который может сказать, что его яхта никогда не была на мели. Теоретически осторожное плавание и здравый смысл должны обеспечить плавание без посадок на мель.

В некоторых ситуациях посадка яхты на мель может быть опасна из-за характера дна или состояния моря. На швертботах эту проблему решают довольно просто: сталкивают его веслом или спинакер-гиком на более глубокое место или накреняют, чтобы сместить центр тяжести и уменьшить осадку.

На крейсерской яхте, осадка которой существенно больше из-за постоянного киля, сделать это труднее. Можно столкнуть яхту с мели, выпрыгнув за борт, но лучше не делать так, поскольку есть вероятность попасть в мягкий ил или неожиданно глубокую воду. Сначала промерьте футштоком или отпорным крюком глубины вокруг яхты. Если яхта села на мель при высокой воде квадратурного прилива, можно прождать пару недель, прежде чем появится возможность снять ее с мели. В этом случае, оставляя яхту, отдайте якорь, чтобы ее не снесло, если вдруг прилив наступит раньше, чем ожидалось. Были случаи, когда яхту удавалось снять с мели, только прорыв канал до глубокой воды.

Подготовка яхты к снятию с мели.

Если яхта села на мель, во-первых, не следует паниковать. Во-вторых, надо определить, какой способ снятия с мели наиболее приемлем в настоящей ситуации. Если при посадке на мель яхта имеет крен в сторону более глубокой воды, нужно постараться накренить ее в противоположную сторону, чтобы в дальнейшем при отливе яхта не смогла лечь на нисходящий склон, иначе она получит повреждения или будет залита водой. Для этого лучше всего переместить оборудование и команду на другой борт яхты. Если яхта уже накренилась в сторону нисходящего склона, надо попытаться развернуть ее носом в противоположном направлении.

Яхта имеет крен в сторону глубокой воды. Если ее не накренить на другой борт, при отливе ее зальет водой. Эта яхта накренена предусмотрительно - при отливе она безопасно ляжет на склон.

Сделать это можно с помощью футштока, работая им с носа яхты, или завозя якорь с последующим выбиранием якорного конца. Кроме того, необходимо определить характер грунта. Если это острые камни, нужно что-либо предпринять, чтобы защитить корпус от дальнейшего повреждения (и, конечно же, предотвратить образование пробоины). Обычно между корпусом и скалами прокладывают сложенный парус, диванную подушку или слегка наполненную воздухом надувную лодку. Затем заводят несколько концов от этой прокладки на яхту, чтобы не потерять ее в дальнейшем. Другая опасность заключается в том, что яхта может оказаться на вершине отдельно стоящей скалы, с которой она упадет во время отлива.

При этом возможно повреждение мачты. Поэтому яхту поворачивают так, чтобы она легла на восходящую часть скалы (мель), в противном случае единственный выход - подпереть чем-нибудь подходящим корпус, чтобы предотвратить падение яхты и повреждение мачты при касании грунта.


Прежде всего надо определить, что ожидается - отлив или прилив. Если прилив, то лучше подождать, пока вода поднимется и яхта снимется сама. Необходимо принять меры, чтобы при подъеме воды яхту не снесло, например, ветром, дующим на берег, дальше на мелкую воду. Для этого завозят якорь на более глубокое место и отдают его, чтобы в благоприятный момент выбрать якорный конец и снять яхту смели.
Если яхта села на мель во время отлива, нужно сделать все, чтобы снять ее, пока вода не опустилась до низшего уровня. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, где более глубокая вода.

Если яхта под парусами, надо определить, помогают они или мешают сняться с мели. В последнем случае паруса следует как можно скорее убрать. При посадке яхты на мель у края фарватера (часто происходит при лавировке по фарватеру) надо повернуть нос яхты в сторону глубокой воды. На небольших яхтах и швертботах это можно сделать, отталкиваясь от дна шестом или спинакер-гиком, а на мелкой воде с твердым дном - прыгнув за борт и толкая яхту руками. При этом необходимо обвязать человека, прыгающего за борт, страховочным концом, чтобы он не отстал от яхты, когда она сойдет с мели. После того как удалось развернуть яхту в нужном направлении, следует попытаться уменьшить осадку, чтобы яхта снялась с мели. Если яхта имеет шверт, его нужно поднять.

Уменьшить осадку яхты можно разными способами. Во-первых, ветер, если он дует в нужном направлении, может накренить яхту, во-вторых, следует попытаться переместить как можно больше тяжести на один из бортов яхты. Если возможно, команду сажают на гик, который затем выводят за борт (гика-топенант должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать нагрузку), или прикрепляют якорь близ нока гика. В некоторых случаях может помочь перемещение команды с носа на корму. Если яхта имеет дифферент на корму (сидит больше кормой), то для снятия с мели иногда бывает достаточно перейти команде на нос.

Груз на гике. Подвесив тяжелый груз на конце гика, можно накренить яхту так, что она снимется с мели. Когда яхта сидит больше кормой, чем носом, можно освободить киль и снять яхту с мели, сместив центр тяжести в нос. Cкуловые кили.

Яхта с двумя скуловыми килями, если ее накренять, наоборот, глубже и прочнее сядет на грунт. Поэтому при посадке яхты на мель надо стараться ее выровнять.

Сдвинуть яхту с места можно с помощью якоря. Для дополнительной тяги конец от якоря проводят через обе шкотовые лебедки.

К эффективным способам снятия с мели относят использование якоря. Это возможно только на крейсерских яхтах. Чтобы завезти якорь, необходим тузик. Все операции важно проводить оперативно, так как высота воды может уменьшаться. Обычно используют верп и канат вместо цепи. Якорь завозят как можно дальше на глубокую воду, а конец заводят на самую мощную лебедку на яхте.

При необходимости используют две лебедки. Когда команда работает на лебедке, все свободные члены экипажа должны стараться накренить яхту или раскачивать ее - это помогает оторвать киль от грунта. В случае неудачи яхту крепко засосет в ил и вам придется ждать прилива.

Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов.

Читайте также: