Как происходит расхождение схождение судов в условиях узкости и на мелководье

Обновлено: 16.05.2024

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

19.05.2015 22:30
дата обновления страницы













Управление судном при проходе узкостей

При плавании в районе со стесненными условиями, где ширина свободного от навигационных опасностей прохода для судов ограничена, требуются повышенная точность счисления пути и более частые определения места судна.(При плавании в узкости должны быть обеспечены:

надежная управляемость; непрерывное тщательное счисление пути и точный учет всех факторов, влияющих на движение судна;

точное и быстрое определение места судна заранее намеченными способами с необходимой частотой;

контроль счисления пути ограничивающими изолиниями (плавучие средства ограждения предупреждения используются только для контроля) ;

своевременность и точность выполнения всех поворотов и необходимых остановок судна;

строгое выполнение установленных правил плавания в данном районе.

Поворот на новый курс в узкости следует выполнять особо тщательно с учетом влияния внешних факторов и маневренных элементов судна. Приход судна в начальную точку поворота контролируется обсервациями, продолжительностью плавания на прямолинейном участке пути (по секундомеру), значением секущего пеленга или ограждающего расстояния и плавучими средствами. Новый курс проверяется по показаниям гирокомпаса и магнитного компаса.

Надежность безопасного плавания в узкости обеспечивается:

правильным опознанием средств навигационного оборудования (характеристика огня определяется по секундомеру);

учетом навигационного запаса глубины под килем и глубин на волнении;
выбором безопасной скорости движения, при которой сохраняется надежная управляемость и исключается судна и образование поперечной волны.

Присутствие лоцмана не освобождает судоводителей от необходимости знания района плавания, ведения счисления пути и определения места судна. Капитан лично и через своих помощников следит за окружающей обстановкой, контролирует правильность рекомендуемых лоцманом курсов, команд на руль и изменения хода.

При сомнении в местоположении судна необходимо остановить главный двигатель и, удерживая судно на месте, принять меры к уверенному определению местоположения. Если при ухудшении видимости обеспечение безопасности плавания в узкости становится невозможным, надлежит стать на якорь.

Движение на рейдах и в портах, вблизи судов и плавучих доков, стоящих на якоре и у причалов, должно осуществляться со скоростью, которая установлена обязательным постановлением по порту или местными правилами. Скорость судна должна быть такой, при которой обеспечивается его надежная управляемость.

В районах с интенсивным движением судов вводится регулирование движения, о чем объявляется в обязательных постановлениях по порту, местных правилах и извещениях мореплавателям. Эти районы показаны в навигационных пособиях и лоциях. Регулирование движения судов осуществляет специальная служба. Связь и информация между постом регулирования и судном осуществляются по радиотелефону на УКВ.

Служба регулирования в пределах зоны своего обслуживания обеспечивает капитана информацией о движении и местоположении судна, разрешает вход и выход из порта, съемку с якоря и перестановку судна, указывает место постановки на якорь.
Разрешающие и запрещающие указания службы регулирования обязательны для капитана.

Плавание в узкости под проводкой службы регулирования не освобождаем судоводителей от ведения счисления и определения места судна, не снимает с капитана ответственности за управление судном и его безопасность.

Большое значение для повышения безопасности плавания имеет введение таких форм мореплавания, как, например, установление путей и систем разделения движения. Эти меры направлены на уменьшение опасности навигационных аварий.

Установленные пути и системы разделения движения объявляются в Извещениях мореплавателям, НАВИП, НАВАРЕА и показываются на навигационных морских картах.

При плавании установленными путями и системами разделения движения, которые одобрены Международной морской организацией ИМО, следует руководствоваться Правилом 10 МППСС-72. Судоводители должны пользоваться этими системами движения в любое время суток, в любую погоду, в водах, свободных от льда, или в легких ледовых условиях, когда не требуется специальное маневрирование или ледокольная проводка.

Глубоководные пути предназначены для судов, которые из-за своей осадки могут идти только этими путями.

Широкое применение в узкостях имеет плавание по одной изолинии, а также используется ведущий кабель, уложенный на грунте по оси или бровкам канала.

Плавание в реке. Здесь необходимо учитывать наличие течения, извилистость фарватера, ограниченность ширины судового хода, неравномерность глубин, характер грунта, наличие баров и перекатов и т. д.

Бары и перекаты наиболее трудные участки для плавания, так как именно здесь наименьшие глубины и наибольшие скорости течения.
Управление судном при плавании на реке осложняется большим скоплением и интенсивным движением различных судов. Управлять судном в таких условиях должен капитан или старший помощник, имеющий специальное разрешение службы безопасности мореплавания.

При учете течения на реке следует иметь в виду, что на прямых участках реки, на середине ее течение, как правило, быстрее. Однако независимо от ширины реки следовать необходимо по судоходному фарватеру. В изгибах реки течение имеет наибольшую силу, скорость его увеличивается с приближением к внешнему берегу, а вдоль внутреннего берега, особенно ниже изгиба, может быть застой и даже противоположное течение.

Когда судно большой длины, следуя вниз по реке, проходит крутой и узкий поворот, течение будет стремиться отклонить его корму к внешнему берегу. Для прохода крутым и узким изгибом рекомендуется придерживаться внутреннего берега при следовании вниз по реке. Запрещено расхождение судов на крутых и узких изгибах реки.

При плавании по реке не следует полагаться только на плавучее ограждение, так как оно может быть смещено со своего штатного места, а ориентироваться на стационарные створы и ограждения.

Плавание в канале. Влияние мелководья и близость берегов осложняют управление судном. Берега и дно канала ограничивают движение воды, вытесняемой движущимся судном. В носовой части судна происходит затормаживание встречного потока, уровень воды поднимается и образуется зона давления. В кормовой части судна уровень воды падает, образуется зона разрежения и, следовательно, увеличивается его осадка (судно проседает).

. При движении судна в канале наблюдается повышенная рыскливость судна, так как зона давления стремится/отбросить нос судна от берега

канала. Зона разрежения, наоборот, притягивает кормовую часть судна к берегу канала. Поэтому судно необходимо удерживать на оси канала. В этом случае силы притяжения и отталкивания будут уравновешиваться. Однако при расхождении с судами приходится уходить с оси канала, что приводит к ухудшению управляемости.

Для расхождения судов в узкос-ях или каналах с односторонним движением предусмотрены специальные расширения, где один из потоков судов швартуется к сооружениям (палам, сваям) или становится на якорь, пропуская встречные суда. При швартовке к палам и сваям необходимо соблюдать особую осторожность, если возможно, использовать швартовку с отдачей якоря и подачей швартовных тросов дуплинем. Если представляется выбор стороны швартовки, то следует швартоваться к подветренному берегу.

Плавание в шхерах. Особенность плавания в шхерах заключается в том, что в этих районах преобладают каменистый грунт, сильные течения, извилистость фарватера и т. д. Для быстрой ориентировки во время маневрирования в шхерах в рулевой рубке должна быть навигационная карта с курсами плавания, ограничивающими изолиниями, расчетным временем плавания на каждом курсе и другими необходимыми дополнительными сведениями.

Стесненность района, близость навигационных опасностей, особенно скалистых банок, обязывают судоводителя, помимо обычных мер обеспечения безопасности плавания, принимать дополнительные меры предосторожности для абсолютного исключения ошибок в маневрировании, особенно в узких участках шхер. Малейшее касание судном скалистых банок может привести к пробоине.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Читайте также: