Как проходит суд по административному правонарушению кража

Обновлено: 16.05.2024

Вот зрительный пример в прикрепленном файле в виде скана касательно дел под номерами с 95 по 99 с данными о публикации итоговых решений судьи по ним на 25 июня.

Даже при экстремальности ситуации в суде, написание и опубликование решений по делам об АП, это персональная обязанность судьи и председателя суда. И мы видим как эта обязанность исполняется после огласки непубликации.

А) действительно ли 27 мая 2020 г. у судьи было в производстве 252 дела об административных правонарушениях, а на 14 часов 00 мин. им назначено к рассмотрению одновременно 100 дел, из которых 99 были рассмотрены с вынесением и оглашением решения в форме постановления (хотя бы их резолютивная часть) по каждому делу?

Б) почему эти 100 дел назначены были именно на такой краткий промежуток времени (на 5 минут), а не рассредоточены между судьями всего горсуда на весь рабочий день, ведь видеоконференцсвязь суда не предполагалась?

В) эти резолютивные и мотивированные решения (постановления) по всем этим делам об АП написаны судьей и находятся каждое в своем в деле? Почему все решения судьи по всем 252 делам не опубликованы на сайте суда на 25 июня?

Г) может ли интервьюируемый за 5 минут прочесть эти 99 из 100 итоговых решений судьи горсуда по этим делам? Если может, почему тогда судьи коллегии работают до полуночи и ссылаются на экстренность ситуации?

Д) Дела об АП в горсуд поступили на рассмотрение 26 и 27 мая. Неужели суд смог вызвать на рассмотрение дела на 27 мая лиц, в отношении которых ведется производство по делу об АП и получить от них соответствующие заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия? Почта России так быстро может работать?

Нам рассказывают, что по делу об АП судья якобы имеет право огласить лишь резолютивную часть своего решения по делу. Ко РФ об АП такого права судье не предоставляет, так как в этом кодексе такой нормы о возможности применения аналогии не содержится (например, как то указано в ч.4 ст. 1 и статьях 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса РФ). Аналогию же не применяют при рассмотрении уголовных дел! Значит нельзя применять аналогию и в административных делах.

«П О С Т А Н О В И Л :

признать имярек виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одной тысячи) рублей.

Штраф подлежит уплате на имя получателя: УФК по РТ (УМВД РФ по . РТ), р/с 40. в ГРКЦ НБ РТ банка России по . БИК 049205001, КПП 165001001, ИНН 1650036824, ОКТМО 92730000, КБК 18. УИН 18. не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, квитанция об уплате штрафа подлежит представлению в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан по адресу: РТ, . новый город, . А каб.4.

В случае неуплаты штрафа в срок принимается решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения копии настоящего постановления через городской суд.

Полагаю судья резолютивных частей ни по одному из 100 дел, которые рассмотрел в 14 час. в период с 00 мин. до 05 мин. вообще не мог вынести физически и их не оглашал. Моя попытка огласить означенную часть резолютивной части постановления, которой назначается наказание в виде штрафа, показала, что на это требуется 10 секунд. Корреспонденту бы попросить представить в редакцию издания хотя бы штук 30 светокопий резолютивных частей оглашенных судьей в этот период времени постановлений. Они нужны для того, чтобы а)проверить есть ли таковые вообще, в принципе; б) попытаться эти 30 резолютивных частей прочесть за 5 минут, то есть за тот промежуток времени, за который судья якобы смог такое их количество сотворить (написать, подписать и огласить) и в) предоставить интервьюируемому возможность повторить зачтение резолютивной части 100 постановлений, вынесенных в горсуде за 5 минут. Получится ли это сделать за 5 минут? Нет? Значит судья не искренен, когда утверждает, что смог за 5 минут вынести постановления по 100 делам об АП.

Ответ (с небольшим сокращением) таков — «Никто не задумывается, что судья сейчас рассматривает большое количество дел, фактически находясь в экстремальной ситуации. А я считаю, что это экстремальная ситуация и не только для суда, а для всей страны, всех структур. И что судья приходит на работу в 5—6 утра и уходит за полночь, вот об этом никто не пишет. И сколько жизней людей и здоровья благодаря такой работе судов спасено — никто не говорит.

И по судье Ленару Хасимову у нас пока никаких претензий нет. Он работал с высокой нагрузкой. С очень высокой нагрузкой. Ну а в том, что решения судов иногда комментируют и наша работа находится под пристальным вниманием общественности, ничего страшного нет. Мы к этому привыкли.

Из такого ответа читатель должен сделать вывод: судья получил 252 материала, ознакомился с каждым из них до 27 мая, суд направил судебные извещения, лица, привлекаемые к ответственности в суд направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Вы верите этому? Видимо судьям можно было не исполнять требования о процедуре рассмотрения дел из-за экстремальности ситуации. Но возникает вопрос - может ли судья отступать от требований закона о процедуре рассмотрения дел со ссылкой на высокую нагрузку и экстремальность? Считаю такой вопрос должен был бы быть поставлен корреспондентом интервьюируемому. Но он не поставлен. И нам не известен ответ на него.

Другие подозреваемые в правонарушениях просто не пришли в нужное время либо заранее представили заявления о согласии на рассмотрение без их участия. А в этом случае суду не нужно устанавливать личность предполагаемого нарушителя и спрашивать его позицию — она отражена в представленных материалах. Причем в большинстве случаев подписавшие протокол граждане указали — факт нарушения масочно-перчаточного режима признают. Суду остается определить наказание.

При этом законодательством предусмотрена определенная простота в таких процессах: проговаривать место, время и обстоятельства из протокола судье не нужно, а резолютивная часть решения оглашается сразу, без удаления в совещательную комнату (само решение должно быть изготовлено в течение трех дней). Такой подход на практике действительно позволяет разбираться с однотипными материалами в отсутствие сторон и возражений довольно быстро. Особенно если учитывать, что все назначенные к рассмотрению материалы ранее уже изучены и проверены составом на предмет возможных процессуальных ошибок. Так что судье нужно лишь освежить информацию о материале, оценить смягчающие-отягчающие обстоятельства и вынести решение. И тут счет действительно может идти на секунды.

Для справки:…

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

Значит судья как минимум 27 мая должен был бы формально хотя бы объявить по каждому из 100 дел, назначенных на 14 часов: а) кто рассматривает дело, назвав свои анкетные данные - ФИО, б) в отношении кого такое дело рассматривается.

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Значит судья должен формально объявить, что лицо, в отношении которого ведется производство, заявило о том, что это лицо просит рассмотреть дело в его отсутствие, или не прибыло в суд по судебному извещению, которое получило, или судебное извещение не вручено вызываемому в суд.

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

Значит судья должен формально выяснить прибыл ли защитник.

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

Значит судья должен формально в соответствии со ст.24.4 Ко РФ об АП объявить, что отводов судье не заявлено и дело рассматривается в прежнем составе.

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Значит судья должен, действуя формально, как минимум огласить протокол об административном правонарушении, иные материалы дела, в которых лицо, в отношении которого ведется производство, высказывает свое отношение по предъявленному обвинению в совершении АП.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Ничего такого видимо не сделано 27 мая с.г. Но никто не увидел никаких нарушений со стороны судьи по этим делам. И после такого, хотят, чтобы было в обществе уважение и авторитет?

Вот зрительный пример в прикрепленном файле в виде скана касательно дел под номерами с 95 по 99 с данными о публикации итоговых решений судьи по ним на 25 июня.

Даже при экстремальности ситуации в суде, написание и опубликование решений по делам об АП, это персональная обязанность судьи и председателя суда. И мы видим как эта обязанность исполняется после огласки непубликации.

А) действительно ли 27 мая 2020 г. у судьи было в производстве 252 дела об административных правонарушениях, а на 14 часов 00 мин. им назначено к рассмотрению одновременно 100 дел, из которых 99 были рассмотрены с вынесением и оглашением решения в форме постановления (хотя бы их резолютивная часть) по каждому делу?

Б) почему эти 100 дел назначены были именно на такой краткий промежуток времени (на 5 минут), а не рассредоточены между судьями всего горсуда на весь рабочий день, ведь видеоконференцсвязь суда не предполагалась?

В) эти резолютивные и мотивированные решения (постановления) по всем этим делам об АП написаны судьей и находятся каждое в своем в деле? Почему все решения судьи по всем 252 делам не опубликованы на сайте суда на 25 июня?

Г) может ли интервьюируемый за 5 минут прочесть эти 99 из 100 итоговых решений судьи горсуда по этим делам? Если может, почему тогда судьи коллегии работают до полуночи и ссылаются на экстренность ситуации?

Д) Дела об АП в горсуд поступили на рассмотрение 26 и 27 мая. Неужели суд смог вызвать на рассмотрение дела на 27 мая лиц, в отношении которых ведется производство по делу об АП и получить от них соответствующие заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия? Почта России так быстро может работать?

Нам рассказывают, что по делу об АП судья якобы имеет право огласить лишь резолютивную часть своего решения по делу. Ко РФ об АП такого права судье не предоставляет, так как в этом кодексе такой нормы о возможности применения аналогии не содержится (например, как то указано в ч.4 ст. 1 и статьях 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса РФ). Аналогию же не применяют при рассмотрении уголовных дел! Значит нельзя применять аналогию и в административных делах.

«П О С Т А Н О В И Л :

признать имярек виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одной тысячи) рублей.

Штраф подлежит уплате на имя получателя: УФК по РТ (УМВД РФ по . РТ), р/с 40. в ГРКЦ НБ РТ банка России по . БИК 049205001, КПП 165001001, ИНН 1650036824, ОКТМО 92730000, КБК 18. УИН 18. не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, квитанция об уплате штрафа подлежит представлению в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан по адресу: РТ, . новый город, . А каб.4.

В случае неуплаты штрафа в срок принимается решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения копии настоящего постановления через городской суд.

Полагаю судья резолютивных частей ни по одному из 100 дел, которые рассмотрел в 14 час. в период с 00 мин. до 05 мин. вообще не мог вынести физически и их не оглашал. Моя попытка огласить означенную часть резолютивной части постановления, которой назначается наказание в виде штрафа, показала, что на это требуется 10 секунд. Корреспонденту бы попросить представить в редакцию издания хотя бы штук 30 светокопий резолютивных частей оглашенных судьей в этот период времени постановлений. Они нужны для того, чтобы а)проверить есть ли таковые вообще, в принципе; б) попытаться эти 30 резолютивных частей прочесть за 5 минут, то есть за тот промежуток времени, за который судья якобы смог такое их количество сотворить (написать, подписать и огласить) и в) предоставить интервьюируемому возможность повторить зачтение резолютивной части 100 постановлений, вынесенных в горсуде за 5 минут. Получится ли это сделать за 5 минут? Нет? Значит судья не искренен, когда утверждает, что смог за 5 минут вынести постановления по 100 делам об АП.

Ответ (с небольшим сокращением) таков — «Никто не задумывается, что судья сейчас рассматривает большое количество дел, фактически находясь в экстремальной ситуации. А я считаю, что это экстремальная ситуация и не только для суда, а для всей страны, всех структур. И что судья приходит на работу в 5—6 утра и уходит за полночь, вот об этом никто не пишет. И сколько жизней людей и здоровья благодаря такой работе судов спасено — никто не говорит.

И по судье Ленару Хасимову у нас пока никаких претензий нет. Он работал с высокой нагрузкой. С очень высокой нагрузкой. Ну а в том, что решения судов иногда комментируют и наша работа находится под пристальным вниманием общественности, ничего страшного нет. Мы к этому привыкли.

Из такого ответа читатель должен сделать вывод: судья получил 252 материала, ознакомился с каждым из них до 27 мая, суд направил судебные извещения, лица, привлекаемые к ответственности в суд направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Вы верите этому? Видимо судьям можно было не исполнять требования о процедуре рассмотрения дел из-за экстремальности ситуации. Но возникает вопрос - может ли судья отступать от требований закона о процедуре рассмотрения дел со ссылкой на высокую нагрузку и экстремальность? Считаю такой вопрос должен был бы быть поставлен корреспондентом интервьюируемому. Но он не поставлен. И нам не известен ответ на него.

Другие подозреваемые в правонарушениях просто не пришли в нужное время либо заранее представили заявления о согласии на рассмотрение без их участия. А в этом случае суду не нужно устанавливать личность предполагаемого нарушителя и спрашивать его позицию — она отражена в представленных материалах. Причем в большинстве случаев подписавшие протокол граждане указали — факт нарушения масочно-перчаточного режима признают. Суду остается определить наказание.

При этом законодательством предусмотрена определенная простота в таких процессах: проговаривать место, время и обстоятельства из протокола судье не нужно, а резолютивная часть решения оглашается сразу, без удаления в совещательную комнату (само решение должно быть изготовлено в течение трех дней). Такой подход на практике действительно позволяет разбираться с однотипными материалами в отсутствие сторон и возражений довольно быстро. Особенно если учитывать, что все назначенные к рассмотрению материалы ранее уже изучены и проверены составом на предмет возможных процессуальных ошибок. Так что судье нужно лишь освежить информацию о материале, оценить смягчающие-отягчающие обстоятельства и вынести решение. И тут счет действительно может идти на секунды.

Для справки:…

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

Значит судья как минимум 27 мая должен был бы формально хотя бы объявить по каждому из 100 дел, назначенных на 14 часов: а) кто рассматривает дело, назвав свои анкетные данные - ФИО, б) в отношении кого такое дело рассматривается.

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Значит судья должен формально объявить, что лицо, в отношении которого ведется производство, заявило о том, что это лицо просит рассмотреть дело в его отсутствие, или не прибыло в суд по судебному извещению, которое получило, или судебное извещение не вручено вызываемому в суд.

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

Значит судья должен формально выяснить прибыл ли защитник.

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

Значит судья должен формально в соответствии со ст.24.4 Ко РФ об АП объявить, что отводов судье не заявлено и дело рассматривается в прежнем составе.

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Значит судья должен, действуя формально, как минимум огласить протокол об административном правонарушении, иные материалы дела, в которых лицо, в отношении которого ведется производство, высказывает свое отношение по предъявленному обвинению в совершении АП.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Ничего такого видимо не сделано 27 мая с.г. Но никто не увидел никаких нарушений со стороны судьи по этим делам. И после такого, хотят, чтобы было в обществе уважение и авторитет?

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

В законе не указано, что ведение документа запрещено. Если есть такая необходимость, судья может попросить секретаря вести протокол при ознакомлении с административным делом.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

ст 25.12 КоАП РФ извещение лиц

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Например, если человека привлекают за управлением авто в состоянии опьянения и он не явился на процесс, то дело просто рассмотрят без его участия. А если привлекают гражданина за неуплату алиментов, то в данном случае могут оформить его принудительный привод или назначить штраф.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Если участник оповещен вовремя, но не явился в суд без причины, судья может вынести решение заочно на основании показаний и доказательств, имеющихся в деле. Решение выносится без ответчика, если нет причин неявки или они неуважительны, нарушитель умышленно тянет с завершением производства.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:

  • правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
  • если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
  • если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.

Евгений Байдалин Практикующий юрист по гражданским и арбитражным делам. Опыт работы более 8 летЗадать вопрос Суд общей юрисдикции передаст дело в арбитражный суд, если в ходе рассмотрения доказательств выяснится, что дело относится к подсудности арбитражного суда по закону.

Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.

Сколько длится судебное заседание по административному делу

Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

  1. Состава правонарушения.
  2. Признания ответчиком вины.
  3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
  4. Наличия и объема доказательств.
  5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.

На что дается 3 месяца?

Выше мы определили, сколько арбитражный суд рассматривает исковое заявление. Арбитражным процессуальным кодексом РФ установлены и другие пределы времени по конкретным процессуальным действиям. Так, три месяца отводится:

  • на оспаривание нормативного или ненормативного правовых актов (статьи 194 и 200 АПК РФ);
  • на рассмотрение кассационной жалобы, представления в Верховном Суде, если дело было истребовано, время отсчитывается со дня поступления дела;
  • в порядке надзора на рассмотрение заявления о пересмотре вступившего в законную силу решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 312 АПК РФ).

Порядок течения времени в судебном процессе

В статье 113 АПК РФ определено, как исчисляется срок рассмотрения арбитражного дела. Так, опираться необходимо на точную календарную дату, когда событие должно произойти или на период, когда действие должно быть совершено. Исчисляться сроки могут в годах, месяцах, днях. При исчислении в днях считаются только рабочие дни (выходные и праздничные не включаются). Отсчет времени начинается со следующего дня календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока. Подробные разъяснения даны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.12.2003 года.

Общие правила

Остановимся на основных сроках рассмотрения дела в первой инстанции на разных этапах арбитражного производства. Принятие иска к рассмотрению решается судьей единолично в течение пяти дней после поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 127 АПК РФ). Время на подготовку к судебному разбирательству определяется судьей, учитывая обстоятельства конкретного спора, а также то, какие нужно совершить процессуальные действия (ст. 134 АПК РФ). Срок рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции не превышает шести месяцев со дня поступления иска (ст. 152 АПК РФ).

Специальные сроки рассмотрения установлены:

  • по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений (статьи 194, 200, 205, 210, 215 АПК РФ);
  • по делам о банкротстве (пункты 2 и 6 ст. 42, статьи 51 и 62 Закона № 127-ФЗ).

При пересмотра дела в апелляционной или кассационной инстанциях, рассмотрение жалобы осуществляется в течение двух месяцев со дня поступления. Два месяца считается вместе с подготовкой к разбирательству и принятием решения (статьи 267 и 285 АПК РФ).

В какой срок суд проверяет иск?

После подачи заявления судебная канцелярия его регистрирует и вносит информацию в базу. Далее оно передается на рассмотрение назначенному судье. Суд должен принять решение, соответствует ли заявление и приложенные к нему документы действующему законодательству. При этом перед судьей стоят следующие вопросы:

  • правильно ли истец выбрал суд;
  • соответствуют ли закону форма и содержание иска;
  • все ли документы приложены к заявлению для суда и других участников дела;
  • имеется ли расчет задолженности;
  • и другие.

На изучение этих вопросов судье отводится пять рабочих дней. Срок начинает течь на следующий день после поступления заявления в суд. По истечении этого времени может быть один из следующих вариантов.

Заявление принято судом к производству. В этом случае судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и прописывает дату предварительного заседания. Она назначается с учетом запаса времени для ответчика и третьего лица (если оно имеется) для получения ими исковой документации, подготовки и подачи возражений по делу.

Если истец уложится в назначенный срок, то иск будет считаться поданным в день первоначального представления его в судебный орган. В случае, когда требования суда не выполняются, заявление возвращается к истцу без рассмотрения. Однако его можно будет подать заново.

Суд вынес определение о возврате заявления. Обычно судья направляет иск обратно истцу без рассмотрения, когда он подавался без соблюдения претензионного порядка или подсудности.

Также частой причиной возвращения заявления судом является банальное отсутствие подписи в документах. Либо они подписаны неуполномоченным лицом. Например, когда подготавливал и подавал документы в суд юрист, но не приложил к заявлению доверенность. Либо бумаги подписаны недееспособным гражданином.

Кроме того, суд вправе вынести определение об отказе в принятии заявления. Правда, для этого должны быть веские причины. Например, когда уже подавалось заявление в суд по тем же вопросам, с теми же участниками и имеется по нему решение. Заново рассматривать такое дело судья не вправе.

Сколько бы причин для отказа или возвращения заявления ни существовало, они обязательно должны быть указаны в определении. В некоторых случаях при исправлении ошибок иск в суд можно подать заново.

Например, причина возврата документов — подписаны ненадлежащим лицом. В этом случае необходимо приложить к исковому заявлению доверенность на подписанта (либо истец расписывается самостоятельно) и заново обратиться в суд.

Сроки выдачи решения

Помимо сроков рассмотрения заявления в арбитражном суде важно знать, когда по итогам судебного разбирательства участники дела получат судебный акт/постановление. На официальном сайте арбитражного суда решение доступно на следующий день после его принятия в режиме ограниченного доступа. Если решение оформляется только в бумажном варианте, то его копии направляются участникам в течение пяти дней заказным письмом или вручаются под расписку (ст. 177 АПК РФ).

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях

Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

Евгений Байдалин Практикующий юрист по гражданским и арбитражным делам. Опыт работы более 8 летЗадать вопрос Для вызова свидетелей на заседание нужно предоставить суду ходатайство.

При наличии доказательств, отсутствующих в материалах дела, подготовьте ходатайство об истребовании.

К доказательствам относят:

  • записи видеокамер;
  • свидетельства очевидцев и т.д.

Шаг 3. Приходите в суд заблаговременно.

Перед началом заседания отключите телефон. Предоставьте секретарю паспорт и доверенность при представлении интересов ответчика.

На заседании ведите себя корректно:

Порядок рассмотрения предполагает выслушивание аргументов и доказательств сторон, оценка их судом и вынесение Постановления.

Если вы не можете получить необходимые доказательства, можно ходатайствовать в суде об их истребовании. Суд может как отказать, так и удовлетворить в ходатайстве. Чтобы не проиграть дело, обратитесь за помощью к адвокату.

Как убедить судью смягчить наказание

У каждого гражданина РФ есть право ходатайствовать о смягчении наказания. Список смягчающих обстоятельств указан в ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ. Кроме того, судьи могут по своему усмотрению признавать обстоятельство смягчающим. Учитывается любой факт.

Например, нарушение закона матерью-одиночкой достаточный факт для смягчения наказания.

Ходатайство о смягчении наказания рассматривается в обязательном порядке с последующим вынесением определения.

Разновидности сроков

По источникам установления разделяют:

  1. На установленные законодательством (сроки рассмотрения дела в арбитражном процессе при подготовке, разбирательстве, пересмотре).
  2. На установленные судом в тех случаях, когда не регламентированы законом.

По субъектам, которым они адресованы:

  1. На процессуальные действия судей и суда (регламентируются законом).
  2. На процессуальные действия участников спора (пределы времени указаны в законе, либо по определению суда).
  3. Для лиц, которые никак не участвуют в деле, устанавливается определением суда.



В зависимости от стадии рассмотрения арбитражного дела, есть нормативы времени, которые применяются в суде первой инстанции или в судах второй, третьей инстанций и т. д.

В какой срок нужно рассмотреть дело

Для определения процессуальных сроков применяется статья 29.6 КоАП РФ. Общие порядок определения этих сроков выглядит следующим образом:

  • на рассмотрение протокола дается не более 15 суток – такой период времени дается законом на получение протокола, записей с камер видеофиксации или иных доказательств по делу;
  • при передаче дела на рассмотрение в суд, общий срок процедуры не может превышать двух месяцев;
  • при поступлении мотивированных ходатайств от участников процесса, допускается продление указанных сроков еще на один месяц.

Продление на месячный срок возможно и по инициативе должностного лица или органа, разбирающего дело по существу. Это может быть связано с дополнительными запросами, необходимостью выяснить обстоятельства дела, получением доказательств.

Однако закон содержит и ряд специальных сроков, которые обязаны соблюдать суды по отдельным категориям дел:

  • если проступок заключается в нарушении избирательных прав, максимальный срок рассмотрения судьей составляет не более 5 суток с момента получения материала (продлить указанные сроки нельзя даже при наличии ходатайства от участников процесса);
  • если в состав санкций входит арест или выдворение за пределы страны – дело рассматривается в течение суток после получения судом протокола (этот момент фиксируется по точному времени поступления материала);
  • если потенциальный нарушитель был задержан при составлении протокола , в суде обязаны рассмотреть дело не позднее 48 часов с момента задержания.

Приведем типичный пример для правильного определения сроков. Если нарушение ПДД было выявлено по данным камер фото- и видеофиксации, а в состав санкций не входит лишение прав, дело может рассматривать должностное лицо ГИБДД. В этом случае постановление должно быть вынесено не позднее 15 суток с момента оформления протокола. Если же за грубое нарушение ПДД грозит арест или лишение прав, дело может рассматривать только суд – общий срок, с учетом возможного продления, не должен превышать трех месяцев.

В КоАП РФ содержится еще два специальных срока, которые должны соблюдаться при разбирательстве дел.

На период проведения Чемпионата Мира по футболу в России установлен специальный срок для дел, связанных с незаконной продажей билетов, либо реализацией поддельных билетов. Такие дела разбираются судом не позднее 10 суток с момента составления протокола, а продление этого срока не допускается. Если предприятию грозит приостановление или временный запрет деятельности, дело разбирается судом в семидневный срок.

Для соблюдения процессуальных сроков, указанных в КоАП РФ, должно быть вынесено постановление о назначении санкций, либо о прекращении административного дела. При несоблюдении указанных сроков, заинтересованное лицо может подать жалобу в вышестоящую инстанцию.

Последствия таких нарушений будут отличаться, в зависимости от обстоятельств дела.

Передрук Александр

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами. КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста. Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Оглавление

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

- вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

- в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

- в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

Читайте также: