Как подать в военный суд

Обновлено: 18.05.2024

Иногда правонарушения совершают не только призывники, но и сам военный комиссариат, и чаще всего речь идёт о ситуациях, при которых юноше присваивают категорию годности, не соответствующую его заболеванию, – в таком случае только суд с военкоматом может разрешить возникшие разногласия и оспорить поставленный диагноз. Для того чтобы отстоять свою правоту и выиграть судебный процесс, понадобится знать многие тонкости начиная от правил оформления искового акта, заканчивая вопросами, касающимися хода судебного дела, а также теми вариантами решений, которые в конечном счёте может принять суд.

В данном материале мы подробно поговорим о том, как правильно составить исковое заявление и в каком случае оно будет уместно, какие документы понадобится собрать и какими знаниями владеть для того, чтобы судебный процесс завершился в вашу пользу.

Реально ли судиться с военкоматом?

Любое решение ВВК, не устраивающее призывника, может быть обжаловано в суде. При наличии каких-либо сомнений оптимальным вариантом станет обращение за консультацией к военным юристам не только знающим все нюансы и подводные камни, но и готовым оказать помощь в абсолютно любой ситуации. Однако необходимо понимать, что просто так затевать споры с военным комиссариатом не рекомендуется, это оправдывает себя лишь в том случае, если вы уверены в своей правоте или предполагаете, что она должна быть на вашей стороне.

Для начала можно попробовать подать жалобу в вышестоящую призывную комиссию – как правило, эти меры помогают добиться проведения повторного медицинского освидетельствования. Если должная реакция отсутствует, можно затеять судебное разбирательство. Однако более ушлые молодые люди предпочитают не терять времени, вместо этого они умудряются подать одновременно и жалобу, и исковой акт.

Суд может помочь и в разрешении ситуации, при которой военнослужащему не была выплачена денежная субсидия на жильё. Так или иначе, для того, чтобы ваши слова не были голословными, понадобится собрать соответствующий пакет документов, подтверждающих факт правоты того мнения, которое вы отстаиваете.

Любое решение ВВК, не устраивающее призывника, может быть обжаловано в суде

Как выиграть судебный процесс с военкоматом?

Судебные разбирательства по вопросу неверно поставленного диагноза случаются довольно редко, однако всё же они имеют место быть, поскольку обыкновенную халатность, даже со стороны членов ВВК, ещё никто не отменял. Иногда оспаривание вердикта медкомиссии в суде затягивается.

В таком случае призывник может обратиться в судебный орган власти, пока не истёк трёхмесячный срок с момента фиксации правонарушения, когда:

  • С точки зрения юноши, ВВК приняла решение о призыве, не являющееся верным;
  • Дополнительная инструментальная и лабораторная диагностика не подтвердила наличие диагноза, отстраняющего от службы в ВС;
  • ВВК присвоила призывнику категорию годности, не соответствующую его заболеванию;
  • Военный комиссариат не желает рассматривать заявление молодого человека о проведении повторного медицинского освидетельствования.

Если юноша собирается обжаловать вердикт членов ВВК о взятии его в армию, он должен в обязательном порядке сообщить об этом в СК РФ. Это необходимо для того, чтобы молодого человека не сочли уклонистом, поскольку в ходе обжалования решения военного комиссариата возможность явиться по месту сбора в установленное время у него будет отсутствовать.

Залогом успешного исхода судебного разбирательства является также сбор всех документов, которые будет необходимо предъявить в суде. Речь идёт о медицинских справках, подтверждающих наличие того или иного диагноза, факты частых обращений к узкопрофильному специалисту за медицинской помощью, проведение лабораторных анализов и инструментальной диагностики с подробным изложением результатов данных исследований. Оригиналы или заверенные копии этих бумаг должны быть приложены к исковому заявлению.

Ещё один гарант успеха – обращение за помощью к военному эксперту, знающему все тонкости и нюансы подобных вопросов. Специалист не только поможет составить заявление грамотно, но и подскажет, на чём именно необходимо заострить своё внимание, чтобы в конечном счёте добиться положительных результатов.

Юридические тонкости

Судопроизводство состоит из нескольких этапов, в рамках которых имеется достаточно много деталей, известных только опытному юристу. Судебный процесс с военкоматом – дело достаточно серьёзное, оно требует тщательной подготовки и грамотной расстановки ориентиров. Даже, казалось бы, обыкновенная подача искового заявления должна соответствовать принятым нормам: малейшая ошибка, допущенная в процессе его оформления, может привести к тому, что акт просто-напросто не будет рассмотрен.

Практический опыт показывает, что человек, будучи психологически и юридически не подготовленным, в ходе судебного разбирательства начинает не просто теряться, но и утрачивать способность ясно изложить свои мысли, привести весомые доводы, говорящие в его пользу. Однако гораздо иначе обстоит дело с представителями военкомата: как правило, лицом этого органа выступают опытные и юридически подкованные специалисты. Именно поэтому призывнику так важна помощь юриста, уместность которой будет актуально от момента подачи искового заявления до вынесения окончательного вердикта.

Нюансы, которые поможет осветить эксперт, заключаются в следующем:

  • Грамотное составление искового акта;
  • Сбор необходимой документации;
  • Определение ключевых тезисов и аргументов, которыми необходимо оперировать на слушаниях, чтобы быть максимально успешным и доказать свою правоту.

Суд становится на сторону военного комиссариата в очень редких случаях. Однако и такие ситуации не являются исключением, и здесь также как нельзя кстати придётся помощь профессионала, который поможет не только составить и подать апелляцию, но и расширить круг аргументов, дополнив его новыми, чтобы судебное слушание в конечном счёте закончилось принятием решения в пользу юноши.

Необходимая документация

Когда можно подавать в суд на военкомат?

Уважительной причиной для обращения за помощью в суд является одна из следующих:

Прежде чем подать жалобу, рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистом, который объективно оценит действия военного комиссариата и определит, действительно ли, имеется факт правонарушений и насколько они весомы для того, чтобы рассматривать их в суде.

Как правильно подать в суд на военкомат?

Успех судебного разбирательства, как правило, определяется компетенцией юриста. Но если у призывника такого представителя нет, он может попробовать подготовиться к слушанию самостоятельным образом.

Схема необходимых действий состоит из нескольких шагов.

Судебный процесс

Исковой акт допускает несколько вариантов подачи в суд:

Как составить исковое заявление против военкомата?

Составить письменную жалобу на военный комиссариат молодой человек может в любую минуту, однако не стоит забывать о том, что затягивать после получения повестки недопустимо, поскольку подобное поведение может быть вполне расценено как уклонение от воинской службы, за что гражданину предусматривается наказание. Поэтому первые меры необходимо принимать сразу же.

Особое внимание рекомендуется уделить правилам оформления акта, так как малейшая неточность может стать серьёзным поводом для отказа в рассмотрении данного заявления.

Итак, назовём основные пункты, на которые необходимо обратить пристальное внимание.

  1. Правильное оформление заголовка (шапочки), в котором должны содержатся сведения о суде, а также информация об истце, иначе говоря, заявителе, и ответчике (в частности, о военкомате). Призывник должен указать не только свои личные данные, но и контакты, посредством которых судебные органы смогут поддерживать связь с истцом при любой необходимости.
  2. Информационный блок – предполагает изложение общих сведений, касающихся дела. В нём должна отражаться суть претензий, а также требования к суду с подробным обоснованием и ссылками на действующее законодательство.
  3. Заключительный абзац, в котором уместно наличие любой дополнительной информации, говорящей в пользу заявителя. Приветствуются медицинские справки (если спор возник по состоянию здоровья призывника), социальные документы (в том случае, когда речь идёт о неполучении отсрочки по причине семейных обстоятельств) и пр. Также необходимо наличие копии решения ВВК о призыве юноши в армию, эту бумагу можно предварительно запросить в военном комиссариате. Кроме того, в данной части должна присутствовать опись всех официальных бумаг, прилагаемых к исковому заявлению. В конце акта обязательно наличие подписи заявителя и дата подачи жалобы в суд.

Составление иска должно соответствовать и некоторым другим критериям: деловой стиль изложения, краткое и одновременно доступное для восприятия определение проблемы, а также указание исключительно достоверных фактов. В тексте категорически неприемлема нецензурная лексика, оскорбления и требования, выдвинутые в агрессивной форме.

Основное заседание

Порядок рассмотрения дела

Судебное рассмотрение дела призывника осуществляется в рамках гражданского процесса и включает в себя несколько этапов:

С документом, оглашающим решение, которое суд принял в пользу истца, призывник должен явиться в военный комиссариат. В том случае, если судебные органы оказались на стороне ответчика, то есть военкомата, молодой человек имеет полное право подать апелляцию.

Юноша, не знающий, как правильно вести себя в любой спорной ситуации, возникшей между ним и военкоматом, должен воспользоваться услугами юриста. Только профессионал может оценить реальное положение вещей и сделать вывод о том, уместной ли будет подача иска в суд. Дальнейшая помощь специалиста, заключающаяся в составлении заявления, сбора документации и поиска аргументов, которыми необходимо оперировать в ходе судебного заседания, также играет немаловажную роль в положительном исходе дела.

Отзывы

Отзывы

Руслан

Мой брат тоже в своё время судился с военкоматом. Его признали годным, хотя имелся непризывной диагноз, по которому в армию забирать вообще-то не положено. Нервов ему всё это потрепало немало, но всё-таки суд признал его правоту.

Павел

Ну сейчас многие несогласны с теми решениями, что принимает ВВК, особенно если они говорят о том, что вы чисты и годны к несению службы. И обращаться в суд с такими необоснованными заявлениями – тупо и нелепо. Другое дело, если у вас на руках имеются всякие там документы, где чёрным по белому написано о заболевании, с которым забирать ну никак нельзя. Вот в этом случае можно и потягаться с военкоматом через суд, может, чего хорошего и добьётесь.

Конфликты с начальством и последующие незаконные увольнения, случаются как в гражданском коллективе, так и среди военнослужащих. Другое дело, что при их рассмотрении и восстановлении справедливости в армии специалисты руководствуются не Трудовым кодексом России, а нормами специализированного законодательства. Алгоритм защиты прав военного включает в себя возможность обращения к вышестоящему начальству, а также напрямую в военный суд по принадлежности.

Законодательные нормы для военнослужащих

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Порядок и основания увольнения военного со службы изложен в ст. 51 закона №53-ФЗ. Досрочно расторгнуть контрактные отношения по решению командования могут при условии, что:

  • Военный имеет два и более непогашенных дисциплинарных взыскания за последние 12 месяцев, либо совершил одно, но грубое нарушение – такое поведение расценивается как неисполнение условий контракта;
  • Человека был лишен звания;
  • К служащему утрачено доверие;
  • В силу вступил приговор суда о назначении наказания в виде заключения под стражу;
  • В результате проведения организационно-штатных мероприятий сокращена должность военного или расформировано само подразделение, а адекватной замены для высвобождающихся специалистов не нашлось;
  • Военному ограничили доступ к гостайне либо запретили занимать должности в армии;
  • Военнослужащего уличили в потреблении наркотических или психотропных веществ либо он отказался от проведения обследования для их обнаружения в организме.

Неисполнение условий контракта – наиболее часто встречающаяся причина досрочного увольнения контрактника. Однако самого факта привлечения к дисциплинарной ответственности недостаточно для того, чтобы немедленно составлять приказ об исключении из состава ВС РФ. В соответствии с п. 41 Постановления Пленума ВС РФ №8 от 2014 года принять подобное решение должна специально созданная комиссии при проведении внеочередной аттестации.

Особые основания для увольнения

Отдельно нужно сказать о ситуациях, когда контрактника увольняют по причине совершения преступлений или административных проступков, не совместимых с высоким званием военнослужащего ВС РФ (например, кража, вождение в нетрезвом состоянии, необоснованное применение насилия или превышение полномочий). В данном случае даже прекращение уголовного дела не всегда станет основанием для отмены решения об увольнении.

Совершение преступления, по определению, компрометирует военного. Вот почему восстановить свое доброе имя и право на продолжение службы ему поможет только полное оправдание или закрытие производства по делу по реабилитирующим обстоятельствам (например, признание незаконных действий офицера вынужденными).

Если претензии правоохранительных органов исчерпываются в связи с наступлением амнистии, назначением условного наказания с учетом искреннего и деятельного раскаяния либо примирением сторон, то это не означает автоматического прекращения разбирательств с командованием. Другое дело, что начальство может не доводить дело до увольнения, а ограничиться строгим выговором или другим видом дисциплинарного взыскания.

Стоит упомянуть, что вынесение выговора за совершенное административное правонарушение само по себе является наказанием, поэтому уволить по тому же обвинению нельзя. Досрочное расторжение контракта на тех же основаниях будет считаться двойным наказанием за один проступок. Если дисциплинарных наказаний накопилось несколько, это правило работать не будет, и увольнение будет признано законным.

Порядок увольнения по инициативе командования

Полный список проступков, которые могут привести к дисциплинарному наказанию и порядок их применения приведены в главе 4 Указа Президента №1495, а также в ст. 28.4 закона №76-ФЗ. Важно помнить, что наказание за совершенное деяние командир может назначить не позднее 30 дней со дня поступления информации о проступке подчиненного.

Если ситуация потенциально может закончиться увольнением из армии, то начинают данную процедуру с созыва аттестационной комиссии, которая сделает свои выводы на основе отзывов руководителя и коллег провинившегося лица.

Предварительная подготовка к комиссии

Дисциплинарный устав ВС РФ предлагает общий алгоритм подготовки материалов для проведения внеочередной аттестации служащего, уличенного в преступлении или грубом неисполнении условий контракта, ст. 81 Устава:

  1. Предварительное разбирательство (на уточнение обстоятельств отводится не более 10 суток).
  2. Квалификация проступка (незначительный или грубый). В случае грубого нарушения составляется протокол.
  3. Документ направляется командиру части, который в течение 2 суток должен принять свое решение: наказать своей властью или передать материалы в суд.

Общий срок разбирательства не может превышать 30 дней. Еще 10 дней дается самому военнослужащему на предоставление возражений и доказательств своей невиновности.

Работа аттестационной комиссии

Плановая и внеплановая аттестация военнослужащего проводится в соответствии с Приложением №1 к Приказу Министра обороны №444. О факте ее созыва и предстоящей внеочередной оценке действий контрактника должны предупредить за 14 дней до ее начала.

В адрес сформированной комиссии направляются аттестационные листы, содержащие отзывы непосредственного командира увольняемого и его сослуживцев. В них должны содержаться данные о ситуации, максимально объективная оценка произошедшего, а также вывод о соответствии занимаемой должности.

В случае с досрочным увольнением из армии аттестационные лист утверждается не прямым начальником провинившегося, а вышестоящим командиром.

Важно помнить, что аттестуемый имеет право ознакомиться с опросными листами, и в случае несогласия подать свои возражения. Наличие подписи об ознакомлении является обязательным условием для дальнейшего принятия решения об увольнении. Изучить материалы и, при необходимости, составить заявление о несогласии с ними, военнослужащий должен до момента подачи аттестационных листов высшему руководству или на рассмотрение комиссии.

По итогам проведенного заседания комиссия составляет протокол, в котором фиксирует заключение о необходимости прекращения воинского контракта или признании изложенных обстоятельств недостаточными для увольнения служащего. Выводы комиссии заносятся в аттестационный лист и направляются вышестоящему командиру для принятия решения.

Оценка отзывов коллег и командира

Обобщенный вид и содержание аттестационного листа приведен в Приложении №1 к Порядку из Приказа №444. В нем должны отражаться:

  • Информация о военнослужащем (ФИО, звание, образование, срок службы и прочее);
  • Отзывы коллег с указанием их званий и должностей;
  • Мнение прямого командира;
  • Утверждение вышестоящего начальника;
  • Данные об ознакомлении с подписью аттестуемого;
  • Вывод комиссии.

В отзывах коллег и командиров должна прозвучать оценка профессиональных качеств военного, соблюдения им дисциплины, сознательности при исполнении обязанностей, организаторских качеств, а также состояния здоровья. Информация, содержащаяся в аттестационном листе, должна быть максимально объективной. Ответственность за правдивость представленной информации возлагается лично на прямого командира.

Если при оспаривании причин и оснований для увольнения будет доказано, что они носят оттенок личностного неприязненного отношения, решение комиссии будет пересмотрено. В случае, когда данные будут искажены намеренно, то к дисциплинарной ответственности может быть привлечен сам командир.

Почему стоит бороться

Кроме этого, военный теряет право на:

  • Выбор более приемлемого основания для увольнения (даже если контракт заканчивается, достигнут предельный возраст или есть проблемы со здоровьем);
  • Выплату единовременного пособия;
  • Льготы, которые за служащими сохраняются даже после выхода в отставку;
  • Накопительную ипотеку (придется выплачивать кредит на общих основаниях, а иногда дело может закончиться принудительной реализацией жилья в счет погашения долга перед Минобороны).

Однако если часть выплат была получена до даты подписания приказа об увольнении и исключения из списков личного состава, то удержать или потребовать их возврата командование уже не сможет.

Порядок обжалования увольнения

Если обжалование решений командования в порядке подачи внутренних возражений по высшим уровням армейской иерархии не принесло результата, остается только судебный порядок. После издания приказа об увольнении у считающего себя невиновно пострадавшим контрактника есть 3 месяца для подачи иска в гарнизонный суд.

Если решение бороться за свое место в армии принято с опозданием, можно попробовать восстановить течение пропущенного срока подачи документов в суд. Для этого потребуется доказать, что причины пропуска крайней даты обращения были уважительными (болезнь, необоснованное содержание под стражей, семейные обстоятельства, требовавшие присутствия истца, и прочее).

Если суд первой инстанции принял неудовлетворяющее заявителя решение, остается возможность обратиться сначала с апелляцией (до вступления решения в силу), а затем в кассационном порядке (если апелляция не дала результатов). В процессе оспаривания некоторые дела доходят по Верховного и даже Конституционного судов РФ.

Судебная практика

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Несогласные с тем, что их уволили из армии, да еще и с компрометирующей формулировкой в приказе, могут обратиться с административным иском в военный суд своего гарнизона, ст. 7 закона №1-ФКЗ. Стандартный набор исковых требований:

  • Восстановление в прежней или равной должности;
  • Восстановление в списках личного состава;
  • Возмещение ущерба (начисление недоплаченного денежного содержания, выдача жилищного сертификата или выплата компенсации для его приобретения);
  • Возмещение морального вреда.

Есть две основные стратегии, которыми пользуются представители истцов: доказывание ошибочности выводов аттестационной комиссии или отмена приказа командования в связи с несоблюдением тонкостей процедуры оформления увольнения (по формальным признакам).

Примером успешного обжалования факта необоснованного увольнения можно считать решение гарнизонного суда г. Воронеж по делу №2а-98/2017. В процессе исследования материалов судом было установлено, что на опросном листе аттестационной комиссии нет подписи истца, что является необходимым условием для дальнейших действий командования. Приказ об исключении из рядов Вооруженных сил был отменен, звание и должность восстановлены, денежное содержание доплачено, затраты на адвоката возмещены в разумных пределах.

Доказать нецелесообразность принятого командиром или комиссией решения гораздо сложнее. К примеру, в деле №2а-20/2018, рассмотренному в гарнизонном суде г. Краснодар, истцу не удалось убедить судью в том, что сокращение определенных должностей в армии и увольнение служащих по результатам организационно-штатных мероприятий (ОШМ) было необоснованным.

Законодательство предусматривает обязанность ответчика возместить не только недополученное денежное содержание, моральный и материальный вред, но и затраты на ведение судебного процесса. И если размер пошлин за подачу иска зафиксирован на государственном уровне, то суммы, потраченные на адвокатов, могут быть необоснованно завышены. Поэтому судьи, принимающие решение об их компенсации, руководствуются принципом соразмерности, учитывая оценку сложности дела, времени, потраченного на ведение процесса и прочее. В результате итоговый размер возмещения может быть меньше, чем заявленный в договоре с юристом.

Подводные камни и скрытые трудности

Отмена приказа об увольнении по формальному признаку не означает, что процесс не будет инициирован снова, но уже с более внимательным отношением к деталям и процедуре. В рассмотренном выше решении Воронежского суда военного пытались исключить из списков кадрового состава в связи с тем, что он ранее был привлечен к ответственности в виде штрафа за проступок, предусмотренный ст. 158 УК (кража). Отсутствие подписи об ознакомлении с мнением аттестационной комиссии стало причиной отмены приказа командира. В то же время, сам факт, дискредитирующий военного, никуда не делся.

Точно такая же возможность остается и в случаях, когда человека пытались уличить в некомпетентности или неисполнении служебных обязанностей. С момента восстановления в прежней должности к военному, выигравшему суд, будет приковано гораздо больше внимания.

Самому контрактнику, вступающему в борьбу за свое место в армии, нужно аккуратно относиться ко всем документам, которые он подписывает. К примеру, если военный, не получивший жилья до дня увольнения, дает свое письменное согласие на исключение из списков личного состава, ни один суд не сможет восстановить его право на заработанную квартиру или денежную компенсацию на ее приобретение.

Л.И. ШЕВЧУК
Л.И. Шевчук, полковник юстиции, старший преподаватель кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.
В Российской Федерации законодательно установлен достаточно сложный порядок обращения в суды общей юрисдикции по гражданским делам.
Сложность заключается в том, что гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции и в том числе военным судам, входящим в их систему, разделяются на "спорные", т.е. дела, в которых суд рассматривает и разрешает возникший спор, и "бесспорные", т.е. дела, в которых спора нет. Наличие спора о праве либо его отсутствие в делах, рассматриваемых и разрешаемых в судах - это основной критерий разграничения различных видов производств по гражданским делам. Но это только основной критерий.
"Спорные" дела, кроме того, разделяются на исковые дела (исковое производство) и дела, возникающие из публичных правоотношений (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений). В последнем случае критерием разграничения искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является характер спора или иначе - характер спорного правоотношения.
Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел различается в зависимости от того, частный или публичный характер имеет возникший спор.
Если спор имеет частный характер и возник между "равными" субъектами, т.е. между субъектами, не состоящими в отношениях "власти и подчинения" (например, между гражданами - гражданские, семейные, жилищные и иные споры; между гражданами как работниками и работодателями - трудовые споры; между гражданами и общественными организациями), - это дела искового производства.
Если спор имеет публичный характер и возник между "неравными" субъектами, т.е. одной стороной возникшего спора является гражданин или организация, не наделенные властными полномочиями, а другой стороной спора является орган государственный власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, наделенные властными полномочиями, - это дела, возникающие из публичных правоотношений .
--------------------------------
Этим делам некоторые журналисты дали свое название - "споры с чиновниками".
Чтобы более полно разобраться с теорией разграничения искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, необходимо отметить, что право как система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, разделяется на публичное и частное.
Публичное право - это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) общегосударственный интерес.
Частное право - это совокупность отраслей права, направленных на защиту частного интереса гражданина (организации).
Публичными правоотношениями являются отношения, регулируемые конституционным (государственным), военным, налоговым, финансовым, таможенным, административным правом, а также другими отраслями права. Одной стороной таких правоотношений обязательно выступает лицо, наделенное государственно-властными полномочиями.
К частным правоотношениям относятся гражданские, семейные, трудовые и иные правоотношения.
Дела, в которых отсутствует спор о праве, рассматриваются и разрешаются судами в порядке особого производства. К таким делам в соответствии со ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) относятся дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение (т.е. фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций) ;
--------------------------------
Дела об установлении родственных отношений, факта нахождения на иждивении, факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти, факта признания отцовства, факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факта владения и пользования недвижимым имуществом, факта несчастного случая, факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти, факта принятия наследства и места открытия наследства, других имеющих юридическое значение фактов.
2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Военные суды Российской Федерации рассматривают и разрешают дела особого производства только в случаях, если они дислоцируются за пределами территории Российской Федерации.
Дела особого производства возбуждаются в суде на основании принятого заявления. При подаче в суд заявления к нему прилагаются документы, необходимые для правильного разрешения дела, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, размер которой составляет 100 руб. .
--------------------------------
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (с 1 января 2005 г. Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" утратил силу).
На практике по делам особого производства у лиц, обращающихся за судебной защитой, проблем, как правило, не возникает. Проблемы возникают при определении порядка обращения в суд по делам, в которых имеется спор о праве, и особенно по тем делам, которые подсудны военным судам.
В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и заявлениям о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы) .
--------------------------------
Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9.
Сложность в определении порядка обращения в военный суд заключается в том, что гражданские дела, в которых имеется спор о праве, рассматриваются и разрешаются военными судами в различных процессуальных порядках (производствах), т.е. в порядке искового производства или производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Дела указанных производств возбуждаются на основании разных процессуальных документов; лица, участвующие в деле, именуются по-разному, имеются процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений , по отношению к правилам искового производства.
--------------------------------
По мнению автора, в целях исключения реально существующих проблем необходимо законодательно вернуться к ранее действовавшему порядку рассмотрения гражданских дел, исключив из гражданского процесса производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, заменив его исковым производством с изъятиями рассмотрения споров, возникающих из публичных правоотношений.
Дела искового производства - это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений .
--------------------------------
Пункт 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ.
В частности, гражданские правоотношения - это отношения, регулируемые гражданским законодательством.
Гражданское законодательство в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В то же время в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих вышеуказанные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение ГК РФ и законов.
Семейные правоотношения соответственно регулируются семейным законодательством, жилищные правоотношения - жилищным законодательством и т.д.
Дела искового производства возбуждаются военным судом на основании принятого им искового заявления . Стороны в исковом производстве именуются "истец" и "ответчик".
--------------------------------
Дела, возникающие из публичных правоотношений, возбуждаются на основании заявления (ранее - жалобы), а не искового заявления.
Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, установлены ст. 131 ГПК РФ.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска , если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
--------------------------------
Порядок определения цены иска изложен в ст. 91 ГПК РФ.
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В исковом заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
Согласно ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются:
- его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
- текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
- доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
В отличие от искового производства дела, возникающие из публичных правоотношений, возбуждаются военным судом на основании принятого им заявления.
В указанных делах нет истца и ответчика. Лицо, подавшее заявление, именуется заявителем, а не истцом, другой стороной процесса является орган государственной власти, орган местного самоуправления (от имени которых выступают законодательно установленные лица), должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, которые занимают в гражданском судопроизводстве самостоятельное процессуальное положение и ответчиками не являются.
Дела, возникающие из публичных правоотношений, - это в соответствии со статьей 245 ГПК РФ дела:
1) по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным


Как правило, при оспаривании незаконного увольнения военнослужащего, и/или незаконного исключения из списков личного состава части, имеются два ответчика, которые могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга и находится в юрисдикции разных гарнизонных военных судов. Соответственно, военнослужащий вправе подать административный иск в любой их этих судов. Кроме того, уже уволенные военнослужащие могут уехать к своему месту жительства, отличному от места службы. И в этом случае военнослужащий (уволенный гражданин) также вправе обращаться как в суд по месту нахождения административных ответчиков, так и в суд по своему месту жительства (в таких случаях бывает, что выбор есть между тремя разными судами).

Аналогичные ситуации часто возникают и в жилищных спорах. У военнослужащих министерства обороны это возможно в том случае, когда решения, которые обжалуются, принимаются как региональными жилищными управлениями, так и их филиалами, а также в случаях, когда в принятии решения принимают участие командиры воинских частей (например, в вопросах о регистрации по адресу воинской части или при спорах о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

У военнослужащих других министерств и ведомств, в которых по закону предусмотрена военная служба (кроме МО РФ), решения по жилищным вопросам принимает жилищная (жилищно-бытовая) комиссия, с утверждением вышестоящей жилищной комиссией, или же решение сразу принимает центральная жилищная комиссия, расположенная, как правило, в городе Москве. И здесь возникает похожая ситуация, когда военнослужащий может выбрать, в какой суд можно обратиться: по месту службы, или по месту нахождения центральной жилищной комиссии.

Право выбора суда – это очень значимое право, и важно уметь им пользоваться. Работа военного адвоката часто начинается с определения подсудности и выбора суда. В практике автора был случай, когда военнослужащий подавал два разных иска (но с одной целью), и было принято решение подавать их одновременно, но в разные суды, что (в том числе) принесло желаемый результат.


Однако право выбора суда предоставляется только до подачи административного иска. После того, как иск уже подан, изменить территориальную подсудность нельзя.

Автор постоянно следит за судебной практикой вышестоящих судов – Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС), и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. Вот какое любопытное дело рассматривалось в СКОВС. Военнослужащий и адвокат не согласовали между собой выбор суда, и административный иск был подан по месту нахождения административных ответчиков. Определение суда иск был принят с соблюдением правил подсудности. Впоследствии уволенный гражданин посчитал, что рассмотрение дела по его месту жительства будет для него более удобным и обратился с заявлением о передаче дела по подсудности в суд по месту жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ,

Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

Далее часть 2 этой же статьи предусматривает исчерпывающий перечень оснований, когда дело может быть передано в другой суд:

  1. административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
  2. при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  3. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

В результате СКОВС указал:

Читайте также: