Как относились к дубровскому в суде
Обновлено: 20.05.2024
Микропересказ: Молодого дворянина обманом лишили имущества. Он стал разбойником и решил отомстить обидчику, но влюбился в его дочь, попытался спасти её от нежеланного брака, опоздал и навсегда покинул страну.
Содержание
Очень краткое содержание [ ред. ]
Два помещика, Троекуров и Андрей Гаврилович, были давними приятелями. Троекуров был богат, а Андрей Гаврилович — беден, но дружили они на равных.
Кирила Петрович Троекуров — богатый помещик дородного телосложения, вспыльчивый, надменный, избалованный богатством, любит жестоко издеваться над соседями и гостями.
Андрей Гаврилович Дубровский — сосед Троекурова, помещик, отставной поручик гвардии, бедный, но гордый, честный, вспыльчивый, с нетерпеливым и решительным характером, старик высокого роста, бледный и худой.
Однажды слуга Троекурова нагрубил Андрею Гавриловичу. Обидевшись, тот потребовал выдать слугу для наказания. Самолюбие Троекурова было задето: он считал, что своих слуг наказывать имеет право только он сам, и отказал. Между бывшими друзьями началась вражда. Подкупив судью, Троекуров отобрал у Андрея Гавриловича поместье, отчего у старика помутился рассудок.
К больному отцу приехал сын Владимир Дубровский.
Владимир Андреевич Дубровский — сын Андрея Гавриловича Дубровского, 23 года, среднего роста, русоволосый и кареглазый, честолюбивый, смелый, справедливый.
Вскоре после приезда сына Андрей Гаврилович умер. Владимир Дубровский из крестьян сколотил шайку и начал грабить всех, кроме Троекурова.
Троекурова грабитель щадил, потому что был влюблён в его дочь Машу, которую однажды увидел издали.
Марья Кириловна Троекурова — дочь Троекурова, 17 лет, очень красивая, гордая, романтичная.
Чтобы сблизиться с девушкой, Дубровский проник в дом Троекурова под видом учителя-француза. Вскоре Маша тоже полюбила Дубровского.
Однажды Троекуров устроил праздник со множеством гостей. Дубровский ограбил одного из них, и все узнали, кто скрывается под маской француза. Разбойнику пришлось бежать. С тех пор он и Маша несколько раз встречались и переписывались тайком.
По соседству с Троекуровым поселился старый богач. Он влюбился в Машу, и Троекуров насильно выдал дочь замуж. Дубровский не успел спасти любимую. Он остановил карету молодожёнов, но Маша отказалась идти с ним, поскольку была уже обвенчана. Богач ранил разбойника в плечо.
Царские войска пытались захватить Дубровского в его лесном убежище, но тот сумел отбиться. После этого благородный разбойник скрылся за границу.
Подробный пересказ по главам [ ред. ]
Названия глав — условные. Оригинал разбит на два тома: второй том начинается с главы 9.
Главы 1-2. Дружба помещиков, ссора, суд [ ред. ]
Когда-то они вместе служили. Совсем обедневшему Андрею Гавриловичу пришлось выйти в отставку, а Троекуров дослужился до генерала. Вернувшись в Покровское, Троекуров возобновил дружбу с Андреем Гавриловичем, предлагал ему помощь, однако тот предпочёл остаться бедным, но независимым, чем и заслужил уважение богатого приятеля.
Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки.
Все завидовали таким равноправным отношениям между Троекуровым и Андреем Гавриловичем, но вскоре эта идиллия закончилась.
Троекуров был страстным любителем псовой охоты. В Покровском была огромная псарня, и Троекуров любил хвастаться своими собаками.
В разговор вмешался дерзкий псарь и заметил, что они, крестьяне, на свою жизнь не жалуются, а собаки и вправду живут хорошо, иному дворянину в такой конуре было бы сытнее и теплее, чем в собственном поместье. Андрей Гаврилович принял эти слова на свой счёт, обиделся и уехал. На следующий день он прислал Троекурову письмо с требованием отдать дерзкого псаря ему для наказания.
Троекуров разгневался: никто не смеет наказывать его людей, кроме него самого. Между бывшими друзьями началась вражда. Однажды Андрей Гаврилович обнаружил в своём лесу крестьян из Покровского, ворующих лес. Андрей Гаврилович высек воров, а их лошадей забрал себе.
Узнав об этом, Троекуров ещё больше разозлился, сначала хотел сжечь деревню Андрея Гавриловича, Кистенёвку, дотла, но потом решил отомстить по-другому и нанял Шабашкина, чтобы тот через суд отобрал у соседа деревню.
Кистенёвку когда-то купил отец Троекурова, а потом продал её отцу Андрея Гавриловича, но подтверждающие это документы сгорели при пожаре. Узнав об этом, Шабашкин через суд доказал, что отец Троекурова не продавал деревню, и Андрей Гаврилович владеет ею незаконно.
Глава 3. Знакомство с Владимиром Дубровским, его приезд домой [ ред. ]
После суда у Андрея Гавриловича помутился рассудок, что отравило торжество Троекурова. Андрей Гаврилович заболел, ослаб и не выходил из дома. О болезни отца из письма старой няни узнал Владимир Дубровский.
Он успел стать гвардейским корнетом, был честолюбив и расточителен, мечтал о богатой невесте. Отца он любил и уважал, поэтому взял отпуск и помчался в Кистенёвку.
Главы 4-7. Дубровский теряет отца и становится разбойником [ ред. ]
Вскоре Андрей Гаврилович впал в детство. Он не смог рассказать сыну обстоятельств дела, апелляция не была подана вовремя, и Кистенёвка отошла Троекурову. Того победа не радовала, он решил помириться с Андреем Гавриловичем, вернуть ему деревню и отправился в Кистенёвку.
Андрей Гаврилович, увидев Троекурова в окно, попытался встать и упал замертво от смятения, ужаса и гнева. Дубровский прогнал Троекурова. Сразу после похорон в Кистенёвку явились приставы и Шабашкин с начальником полиции. Они объявили крестьянам, что те отныне принадлежат Троекурову. Крестьяне были преданы молодому барину и чуть не подняли бунт, но Дубровский сумел их остановить.
Шабашкин с остальными заночевал в барском доме. Ночью Дубровский с несколькими крестьянами поджёг дом. Кузнецу он велел оставить дверь открытой, но тот запер её на ключ, и незваные гости сгорели заживо. Вместе с барским домом сгорела и вся Кистенёвка.
Особо верных людей Дубровский взял с собой, остальных отпустил. Вскоре в округе появилась разбойничья шайка. Все говорили об умном, отважном и великодушном атамане Владимире Дубровском, который грабил и жёг всех, кроме Троекурова.
Глава 8. Гувернёр-француз Дефорж [ ред. ]
Немногим позже Троекуров нанял для своего сына Саши гувернёра-француза.
Гувернёр Дефорж был молод и смел — он убил ручного медведя, которого Троекуров в шутку напускал на своих гостей, и этим заслужил уважение барина.
Дефорж — гувернёр-француз, смелый молодой человек, на самом деле — разбойник Дубровский.
Свою дочь Машу Троекуров любил, но относился к ней со своим обычным деспотизмом.
Вскоре Дефорж начал давать Маше уроки музыки, и постепенно она влюбилась в него.
- Каков характер Марьи Кириловны Троекуровой?
- Как она отнеслась поначалу к новому учителю-французу?
- Как изменилось отношение к учителю у Маши и у самого Кирилы Петровича после случая с медведем? Почему?
Главы 9-12. Праздник в Покровском. Дефорж — разбойник Дубровский [ ред. ]
На церковный праздник в дом Троекурова съехалось множество гостей. За столом разговор зашёл о разбойнике Дубровском. Особенно сильно боялся разбойника один из гостей, Антон Пафнутьич Спицын.
Антон Пафнутьич Спицын — помещик, толстый, рябой мужчина лет пятидесяти, богатый и скупой, один из врагов Владимира Дубровского.
Во время тяжбы между Андреем Гавриловичем и Троекуровым он засвидетельствовал, что Кистенёвка по праву принадлежит Троекурову, и теперь так боялся мести Дубровского, что носил весь свой капитал на груди под рубашкой в кожаной сумке.
Затем Троекуров рассказал гостям о храбрости Дефоржа, который сидел возле Саши с невозмутимым лицом: он ни слова не понимал по-русски. Спицын был так впечатлён храбростью Дефоржа, что решил ночевать в его комнате, надеясь на защиту от разбойника. Ночью француз разбудил Спицына, назвался Владимиром Дубровским, отнял сумку с деньгами и велел молчать.
Всё объяснялось просто. Желая отомстить, Дубровский начал бродить вокруг дома Троекурова, увидел Машу и влюбился. Затем на постоялом дворе он встретил настоящего Дефоржа, за большие деньги купил его документы и рекомендации и явился с ними к Троекурову, чтобы быть поближе к любимой.
…никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев.
Узнав, что Спицын помог отнять Кистенёвку, Дубровский не удержался и решил отомстить.
Наутро перепуганный Спицын уехал, так и не выдав Дубровского. Через несколько дней Дефорж назначил Маше тайное свидание, на котором признался, что он — разбойник Дубровский, и ему надо срочно уехать. Он сказал, что простил Троекурова и не будет ему мстить, поскольку любит Машу, взял с девушки обещание в безвыходной ситуации позвать его на помощь и уехал.
- За что полюбили мнимого француза в доме Троекурова?
- Как проходил престольный праздник в имении Троекурова?
- Были ли радостны и довольны гости, присутствовавшие за роскошным обедом?
- О чём шла беседа за праздничным столом?
- Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?
- Почему Антон Пафнутьич попросился ночевать в комнату француза? Оправдались ли его опасения?
- Каким образом и зачем Дубровский перевоплотился в Дефоржа? Почему он отказался от своей мести Троекурову?
- Почему Антон Пафнутьич ни о чём не рассказал утром?
- Какие отношения постепенно сложились между Марьей Кириловной и Дефоржем?
- Чего ожидала Марья Кириловна от свидания у ручья? Зачем Дубровский сказал ей правду?
- Как проявилось глубокое чувство Дубровского к Маше?
Главы 13-17. Троекуров принуждает дочь к замужеству [ ред. ]
Следующим летом в соседнее с Покровским богатое поместье приехал хозяин, князь Верейский.
Князь Верейский — богатый аристократ лет пятидесяти, развращён роскошью и излишествами, привык потакать своим прихотям, выглядит старее своих лет, но приятной наружности, любезен с женщинами.
В своём селе Арбатово князь до сих пор не бывал, очень быстро заскучал и решил навестить соседа. Увидев Машу, князь был поражён её красотой и стал усиленно ухаживать за ней.
Вскоре князь попросил у Троекурова руки его дочери. Польщённый Троекуров согласился и тут же объявил Маше свою волю. Напрасно девушка плакала и просила не выдавать её за старика: отец был непреклонен.
В тот же день Маша получила записку от Дубровского, в которой тот назначал ей свидание. Девушка решила, что лучше станет женой разбойника, чем выйдет замуж за старика, и объявила об этом Дубровскому. Тот дал ей своё кольцо — если отец не смягчится, она должна положить кольцо в дупло, и Дубровский придёт на помощь.
Маша снова начала умолять отца, а потом пригрозила, что попросит помощи у разбойника Дубровского. Затем она написала Верейскому, что не любит его, но тот показал письмо Троекурову. Видя сопротивление дочери, Троекуров запер её в комнате и решил ускорить свадьбу. Маша поняла, что другого выхода нет, через окно передала Саше кольцо и попросила положить его в дупло.
Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготовленным.
Мальчик выполнил просьбу обожаемой сестры и хотел уже бежать к ней, как вдруг появился присланный Дубровским мальчишка и запустил руку в дупло. Саша не дал ему взять его, устроил драку и привлёк внимание Троекурова. Мальчишку задержали, но он ни в чём не признался, и его пришлось отпустить.
Троекуров понимал, что в этом странном происшествии замешан Дубровский. На следующее утро бедную Машу насильно обвенчали с Верейским.
По пути в Арбатово молодожёнов остановили разбойники во главе с Дубровским, которого Верейский успел ранить в плечо из пистолета. Маша отказалась идти с Дубровским, поскольку была уже обвенчана с князем.
Разбойники отвезли раненого Дубровского в убежище посреди дремучего леса. Вскоре их окружили царские войска. Разбойникам удалось отбиться. После сражения Дубровский объявил своим людям, что навсегда оставляет их, и посоветовал им переменить образ жизни, хотя и сомневался, что привыкшие к разбою крестьяне сделают это.
Дубровский исчез, дороги стали свободны и безопасны. Вскоре стало известно, что он скрылся за границу.
- Из-за чего Дубровский не поспел вовремя?
- Почему Марья Кириловна отказалась уехать с Дубровским?
- Как ведёт себя Дубровский во время штурма крепости? Он впервые совершает убийство. Почему?
- Что сталось потом с молодым разбойником и его шайкой?
За основу пересказа взята редакция романа из собрания сочинений Пушкина в 10 томах (1960).
Конспект открытого урока в нетрадиционной форме, в виде суда над главным героем романа А.С. Пушкина "Дубровский". Урок построен согласно требованиям ФГОС.
Урок литературы. 6 класс
Тема урока: Суд над героем романа В.А. Дубровским.
Цели урока: Выяснение причин протеста Владимира Дубровского. Развитие регулятивных, коммуникативных УУД.
Задачи: выявить мотивацию поступков главного героя, выяснить, действительно ли благороден Дубровский, учиться анализировать текст.
Методы: аналитическая беседа, работа с текстом, анализ эпизодов, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа.
Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Вопрос к учащимся: Какой же главный вопрос нашего урока?
Ответы: Почему Владимир стал разбойником? Почему финал романа так трагичен?
Слово учителя: Кто должен присутствовать на суде?
(Подсудимый, судья, свидетели, защитник, обвинитель)
Лелюхин – Владимир Дубровский.
Свидетели обвинения и защиты: все учащиеся класса
Вопрос учителя: А каким, по вашему мнению, должен быть суд?
(Ответы: честным, справедливым)
Слово учителя: А ещё бы я добавила – гуманным, т.е. нам нужно не просто осудить или оправдать героя, но и понять его.
Ф.М. Достоевский писал:
Сам судья человеческий должен знать о себе, что он не судья окончательный, что он грешник сам, что весы и мера в руках его будут нелепостью, если сам он, держа в руках меру и весы, не преклонится перед законом ещё неразрешимой тайны и не прибегнет к единственному выходу – к милосердию и любви.
У вас на столе ключевые слова этой фразы. Составьте из них предложение.
МИЛОСЕРДИЕ, И, ЛЮБОВЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ЗАКОН, СУДЬИ.
(Предложение, составленное учащимися Закон для судьи человеческого – милосердие и любовь.)
Тогда начинаем: Прошу всех встать. Суд идёт. Прошу подсудимого занять своё место. Кто из свидетелей расскажем нам суть дела? В чём мы можем обвинить Дубровского?
Показания свидетелей: Владимир сжёг свой дом вместе с приказными (судейскими), собрал своих крестьян и начал разбойничать.
Вопрос к свидетелю: Что Вы можете рассказать о жизни Дубровского в Петербурге? (можно зачитать показания)
Как Владимир отнёсся к письму из родного дома?
Вопрос к Дубровскому: Какую картину вы застали в Кистенёвке по возвращению домой?
(Больной отец, бедность крестьян, тяжба с Троекуровым).
Вопрос к свидетелям: Расскажите о Кириле Петровиче Троекурове.
Вопрос к Троекурову: Что стало причиной Вашей ссоры с соседом?
Вопрос: Как вы хотели наказать непокорного соседа?
Вопрос: А как наказали? Кто Вам помог в этом подлом деле?
Вопрос: Вы когда-нибудь пожалели о своём проступке?
Ответ Троекурова. (Анализ эпизода. Устное рисование.)
Объявляется перерыв. Зарядка для глаз.
Вопрос к Дубровскому: Расскажите о том, что чувствовали Вы после похорон отца?
Вопрос к свидетелям: Что происходило в усадьбе Дубровских, пока Владимир был в Кистенёвской роще, один со своим горем?
Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение? (Чтение по ролям)
Вопрос к Дубровскому: Как Вы поступили, когда поняли, что Ваши крестьяне вот-вот поднимут бунт и убьют судейских?
Вопрос к Дубровскому: Что Вы делали в кабинете отца, после того, как крестьяне разошлись по домам, а судейские остались в доме, уже Вам не принадлежащем?
Вызывается Архип, кузнец села Кистенёвки.
Вопрос к Архипу: Что Вы пытались сделать, когда судейские уснули?
Вопрос к Архипу: Давал ли Вам Владимир Дубровский приказ запереть дверь?
Вопрос к Дубровскому: Вы присутствовали на пожаре своего дома? Когда вы узнали о гибели судейских?
Вопрос к свидетелям: Какой же вывод можно сделать после просмотра видео и показаний Архипа.
Дубровский не хотел смерти подъячих. Он узнал об их гибели только потом, так как уехал сразу после поджога дома.
Слово учителя: Второе обвинение, которое предъявлено Дубровскому, это разбой на дороге, грабежи усадеб. Давайте разберёмся и в этом. Вызывается свидетель обвинения Спицын Антон Пафнутьич.
Вопрос к свидетелю: Что плохого Вам сделал Дубровский?
Вопрос к свидетелю: Почему из всех гостей он ограбил только Вас?
Вызывается свидетель Анна Савишна Глобова.
Вопрос к свидетелю: Как Вы относитесь к Дубровскому? Какое впечатление произвёл на Вас Дубровский?
Вопрос к Дубровскому: Почему Вы не нападали на имение Троекурова? Как Вам удалось проникнуть в дом своего врага? Что заставило Вас простить его и отказаться от мести?
Вывод: Любовь к Маше оказалась сильнее мести.
Вопрос к свидетелям: Какой поступок Дефоржа-Дубровского по достоинству был оценен Троекуровым?
Вызывается свидетель Мария Кирилловна Троекурова.
Вопрос к свидетелю: Как вы относитесь к Дубровскому? Думали ли Вы о Дефорже как о претенденте на вашу руку и сердце? Что заставило Вас обратиться за помощью к Дубровскому? Почему же тогда Вы не вышли из кареты Верейского и не остались с Дубровским?
Вопрос к Дубровскому: Мы выяснили причины, побудившие Вас стать разбойником. Но добились ли Вы справедливости? Изменили ли общественные порядки того времени? Какие изменения произошли в Вашем характере?
В романе благородство проигрывает везде и во всём: история дружбы завершается враждой, приезд сына домой оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление – вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделён благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не смог спасти отца, потерял Кистенёвку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами и вынужден всю оставшуюся жизнь скрываться под чужим именем. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству, поэтому финал его романа трагичен. Но его герой заслужил уважение отца, и даже своего врага Троекурова, вызвал трепетный интерес к себе у Маши. А вот какие чувства вызвал у нас Владимир Дубровский?
Перед вами лист с двумя вопросами:
Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?
Какие чувства вызывает у вас Дубровский?
Кто готов дать ответы на эти вопросы?
Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?
Какие чувства вызывает у вас Дубровский?
Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?
Какие чувства вызывает у вас Дубровский?
Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?
Какие чувства вызывает у вас Дубровский?
Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?
Какие чувства вызывает у вас Дубровский?
Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?
Какие чувства вызывает у вас Дубровский?
Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?
Какие чувства вызывает у вас Дубровский?
МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ
МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ
МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ
МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ
МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ
МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ
МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ
Тема: Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода "Пожар в Кистеневке"
Тип урока: Комбинированный урок.
Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.
Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.
Учиться правильно оценить поведение героев.
Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.
Формы работы с учащимися: Коллективная.
Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.
Средства обучения:
Словарная работа: (Словарь Ожегова).
Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
Бесчестие – поругание чести, оскорбление.
Эпиграф урока:
I. Пояснение.
II. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1, Слайд 2)
– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей).
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Работа с текстом.
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).
VI. Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.
– Актеры исполнили свои роли интересно.
– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев
Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.
– Сюжет фильма снят строго по тексту
Замечание учителя:
VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
– Где мы уже слышали эти слова?
IX. Слово учителя. Краткое содержание.
Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием
– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).
– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой).
– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)
– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).
X. Работа с иллюстрациями.
Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.
– Какое чувство вызывает рисунок?
На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Выводы учащихся:
(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).
Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)
Замечание учителя:
По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)
XI. Слово учителя.
В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.
XII. Решение проблем. Вывод учеников
Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
XIII. Рефлексия.
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
XIV. Домашнее задание (на выбор).
Слово учителя:
Обращение Троекурова со слугами
Кирила Петрович — богатый и знатный дворянин, но необразованный, избалованный, жестокий и страшный человек. Не знал ни в чём чувства меры, даже в еде. Ел и пил в больших количествах, имелись дни, когда обжирался как свинья. Считал себя лучше всех и относился к остальным с пренебрежением. Любил получать удовольствие от слабости других. Его забавляли шутки над людьми, спокойно закрывал человека с голодавшим медведем, подобные эпизоды заканчивались печально.
Дочь Марию выдал замуж за старого князя Верейского.
А она влюблена во Владимира Дубровского, но ей пришлось пожертвовать счастьем ради чести, так как любимый не успел её спасти от бракосочетания. Троекуров поступил жестоко по отношению к дочери.
Слуги ничем не отличались от хозяина. Они также вели себя наглым образом, воровали у Андрея Гавриловича.
Крестьяне же Дубровского испытывали страх от мысли оказаться в подчинение Кирилла Петровича, знали, что он будет относиться к ним хуже, чем к скоту, поэтому решили сбежать с Владимиром и разбойничать в лесах.
Пушкин изображает Кирилла Петровича в романе с нехорошей стороны, чтобы показать, что в России таких помещиков множество, и он ничем не отличается от других.
В романе присутствуют и иные дворяне, богатые, с высоким статусом, но душой низкие и подлые. Между собой проявляют любезность и вежливость, а к крепостным относятся пренебрежительно. Они интересовались богатством, до людей им дело нет.
Взаимосвязь Дубровского с крестьянами
Андрей Гаврилович — противоположность Троекурова и других чиновников. Социальное положение Дубровского-старшего в обществе оставляло желать лучшего. Имение досталось от отца Гаврилы Ефграфовича. Андрей небогат, но образован, умён и благороден. Относился ко всем строго, но с уважением. Любил говорить правду и был честен. Умел общаться со всеми наравне. Отношение Дубровского к крестьянам положительное, Пушкин изображает героя как лучшего из помещиков.
По характеристике Андрея Гавриловича можно рассмотреть и понять, как Дубровский относился к людям:
- Слуг если и наказывал, то за дело.
- Помогал бедным, за это его любили, уважали и поклонялись.
- Обращался с крестьянами не как с подчинёнными, а как с людьми.
После смерти Дубровского все горевали искренне и боялись попасть к Троекурову. Женщины рыдали, мужчины еле удерживали слёзы. Потеря близкого человека даёт им осознание, что такого замечательного владельца им не увидеть.
Описание наследника
У Андрея Гавриловича имелся сын Владимир, который также нравился народу. Крестьяне радовались и приветствовали его. Мужественный, смелый и благородный герой повести. Когда отца лишили имения не по закону, организовал группу разбойников, целью которой было пугать местных чиновников. Занимался грабежом и наказывал богатых и тех, кто этого заслуживал.
- Дубровские относились к крестьянам по-доброму, по-человечески и старались всячески помогать им. Слуги в ответ дарили своё преданное и искреннее отношение.
- Люди Троекурова говорили, что им плохо приходится, а чужие придут, ещё больше достанется.
Идея повести в том, что в обществе, где помещикам дано всесилие, а крепостным — унижение, человек, не совсем с умом, будет вести себя избаловано и распущенно, ведь ему всё дозволено властью. Умный будет относиться к полномочиям рассудительно, его не испортят власть и богатства.
Кирила Петрович Троекуров — богатый и влиятельный дворянин: он живет в поместье Покровское и наводит страх на всех соседей. Однако у Троекурова сложились дружеские отношения с Андреем Гавриловичем Дубровским — скромным, но независимым по характеру помещиком. Когда-то они вместе служили, а теперь оба вдовцы, тепло дружат и воспитывают детей: Троекуров — дочь Машу, Дубровский — сына Владимира, который служит в Петербурге.
Однажды друзья ссорятся, а из-за гордого нрава Дубровского ссора и вовсе перетекает во вражду. Желая отомстить соседу, властный Троекуров решает отсудить его поместье Кистеневку. Судьи идут на поводу у богатого барина и отбирают поместье Дубровского, от чего у Андрея Гавриловича случается припадок безумия.
Дубровскому нездоровится, и сын Владимир приезжает присмотреть за отцом. Дома застает батюшку при смерти. Тем временем Троекурова гложет совесть, и он едет к соседу мириться. Увидев тяжелое состояние друга, Троекуров цепенеет. Владимир прогоняет его, и в этот момент старший Дубровский умирает.
В поджоге подозревают Владимира, открывают дело. Округу беспокоят лесные разбойники: они грабят всех помещиков, кроме Троекурова. По подозрением Дубровский.
Троекуров вызывает из Москвы учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватывает Дубровский, подкупает и приходит к Троекурову под видом гувернера. Он испытывает симпатию к Маше, но та не обращает на него внимания. Но когда Дефоржа запирают в одной комнате с голодным медведем (обычная забава в доме Троекурова), тот убивает зверя и производит на Машу сильное впечатление. Они сближаются, а затем влюбляются друг в друга.
Однажды Дефорж передает девушке записку с просьбой о свидании. Когда Маша приходит в условленное место, Дубровский открывается ей и признается в чувствах. Он говорит, что простил Троекурова и ничего ему не сделает из-за любви к Маше. Дубровский исчезает, но прежде просит девушку дать ему знать, если с ней случится несчастье.
В это же время Троекуров получает сведения, кем на самом деле был Дефорж, исчезновение учителя подтверждает опасения.
Следующим летом в поместье, расположенное неподалеку, возвращается князь Верейский. Во время визита к Троекурову он восхищается красотой Маши и вскоре сватается к ней. Девушку шокирует известие, но отец не видит ее отчаяния и хочет отдать дочь за князя.
Тем временем Маше передают записку от Дубровского, она идет к нему. Девушка говорит, что будет молить отца не выдавать ее замуж, а если не получится, то просит Дубровского приехать за ней и взять в жены. На прощанье Владимир дарит Маше кольцо: оказавшись в беде, она должна оставить его в дупле одного из деревьев — и Дубровский будет знать, что делать.
К несчастью Маши Троекуров неумолим, дело идет к свадьбе с Верейским. Маша пригрозила отцу, что прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров запирает ее в комнате. Однако девушке помогают и относят кольцо в условленное место.
В день свадьбы Машу везут в церковь. Девушка теряет последнюю надежду, что Дубровский придет за ней. Молодые возвращаются в поместье князя, как вдруг их карету окружают вооруженные разбойники. Мужчина в полумаске открывает дверь и говорит Маше, что она свободна. Девушка узнает голос Дубровского и отвечает, что уже поздно, ведь она дала клятву.
Правительство отправляет солдат в лес, где обитают разбойники. Происходит сражение, и сообщники Дубровского побеждают. После этого, по слухам, Владимир скрывается за границей.
Другой важный замысел автора состоит в том, что именно коррумпированные чиновники и тотальная несправедливость подталкивают людей к преступлениям. Как и Троекуров, Дубровский хотел защитить свое достоинство. Но понимая, что бессилен против связей и денег оппонента, Владимир вынужден добиваться справедливости другим путем.
Основную идею романа воплотили главные герои. Дубровский — перспективный молодой человек, образованный и смелый, однако оказывается на обочине жизни из-за ее несправедливости. Похожий персонаж — его отец: Дубровский-старший пользуется уважением у помещиков и подчиненных крестьян, но из-за коррупции во власти лишается всего вплоть до жизни.
Противопоставляется Дубровским богач Троекуров. Он не способен держать под контролем свой капризный характер. Повздорив с другом, готов на все, лишь бы выместить раздражение и показать свое могущество. На примере Троекурова Пушкин показывает, как важно смирять своеволие и мирно разрешать конфликты.
Маша — персонаж, который Пушкин создавал с любовью. Она умна, красива и образована, способна на искренние чувства. Но в то же время девушка стойкая, верная долгу: если дала клятву, то останется с мужем, пусть даже нелюбимым.
Читайте также: