Как относились к дубровскому в суде

Обновлено: 20.05.2024

Микропересказ: Молодого дворянина обманом лишили имущества. Он стал разбойником и решил отомстить обидчику, но влюбился в его дочь, попытался спасти её от нежеланного брака, опоздал и навсегда покинул страну.

Содержание

Очень краткое содержание [ ред. ]

Два помещика, Троекуров и Андрей Гаврилович, были давними приятелями. Троекуров был богат, а Андрей Гаврилович — беден, но дружили они на равных.

Кирила Петрович Троекуров — богатый помещик дородного телосложения, вспыльчивый, надменный, избалованный богатством, любит жестоко издеваться над соседями и гостями.

Андрей Гаврилович Дубровский — сосед Троекурова, помещик, отставной поручик гвардии, бедный, но гордый, честный, вспыльчивый, с нетерпеливым и решительным характером, старик высокого роста, бледный и худой.

Однажды слуга Троекурова нагрубил Андрею Гавриловичу. Обидевшись, тот потребовал выдать слугу для наказания. Самолюбие Троекурова было задето: он считал, что своих слуг наказывать имеет право только он сам, и отказал. Между бывшими друзьями началась вражда. Подкупив судью, Троекуров отобрал у Андрея Гавриловича поместье, отчего у старика помутился рассудок.

К больному отцу приехал сын Владимир Дубровский.

Владимир Андреевич Дубровский — сын Андрея Гавриловича Дубровского, 23 года, среднего роста, русоволосый и кареглазый, честолюбивый, смелый, справедливый.

Вскоре после приезда сына Андрей Гаврилович умер. Владимир Дубровский из крестьян сколотил шайку и начал грабить всех, кроме Троекурова.

Троекурова грабитель щадил, потому что был влюблён в его дочь Машу, которую однажды увидел издали.

Марья Кириловна Троекурова — дочь Троекурова, 17 лет, очень красивая, гордая, романтичная.

Чтобы сблизиться с девушкой, Дубровский проник в дом Троекурова под видом учителя-француза. Вскоре Маша тоже полюбила Дубровского.

Однажды Троекуров устроил праздник со множеством гостей. Дубровский ограбил одного из них, и все узнали, кто скрывается под маской француза. Разбойнику пришлось бежать. С тех пор он и Маша несколько раз встречались и переписывались тайком.

По соседству с Троекуровым поселился старый богач. Он влюбился в Машу, и Троекуров насильно выдал дочь замуж. Дубровский не успел спасти любимую. Он остановил карету молодожёнов, но Маша отказалась идти с ним, поскольку была уже обвенчана. Богач ранил разбойника в плечо.

Царские войска пытались захватить Дубровского в его лесном убежище, но тот сумел отбиться. После этого благородный разбойник скрылся за границу.

Подробный пересказ по главам [ ред. ]

Названия глав — условные. Оригинал разбит на два тома: второй том начинается с главы 9.

Главы 1-2. Дружба помещиков, ссора, суд [ ред. ]

Когда-то они вместе служили. Совсем обедневшему Андрею Гавриловичу пришлось выйти в отставку, а Троекуров дослужился до генерала. Вернувшись в Покровское, Троекуров возобновил дружбу с Андреем Гавриловичем, предлагал ему помощь, однако тот предпочёл остаться бедным, но независимым, чем и заслужил уважение богатого приятеля.

Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки.

Все завидовали таким равноправным отношениям между Троекуровым и Андреем Гавриловичем, но вскоре эта идиллия закончилась.

Троекуров был страстным любителем псовой охоты. В Покровском была огромная псарня, и Троекуров любил хвастаться своими собаками.

В разговор вмешался дерзкий псарь и заметил, что они, крестьяне, на свою жизнь не жалуются, а собаки и вправду живут хорошо, иному дворянину в такой конуре было бы сытнее и теплее, чем в собственном поместье. Андрей Гаврилович принял эти слова на свой счёт, обиделся и уехал. На следующий день он прислал Троекурову письмо с требованием отдать дерзкого псаря ему для наказания.

Троекуров разгневался: никто не смеет наказывать его людей, кроме него самого. Между бывшими друзьями началась вражда. Однажды Андрей Гаврилович обнаружил в своём лесу крестьян из Покровского, ворующих лес. Андрей Гаврилович высек воров, а их лошадей забрал себе.

Узнав об этом, Троекуров ещё больше разозлился, сначала хотел сжечь деревню Андрея Гавриловича, Кистенёвку, дотла, но потом решил отомстить по-другому и нанял Шабашкина, чтобы тот через суд отобрал у соседа деревню.

Кистенёвку когда-то купил отец Троекурова, а потом продал её отцу Андрея Гавриловича, но подтверждающие это документы сгорели при пожаре. Узнав об этом, Шабашкин через суд доказал, что отец Троекурова не продавал деревню, и Андрей Гаврилович владеет ею незаконно.

Глава 3. Знакомство с Владимиром Дубровским, его приезд домой [ ред. ]

После суда у Андрея Гавриловича помутился рассудок, что отравило торжество Троекурова. Андрей Гаврилович заболел, ослаб и не выходил из дома. О болезни отца из письма старой няни узнал Владимир Дубровский.

Он успел стать гвардейским корнетом, был честолюбив и расточителен, мечтал о богатой невесте. Отца он любил и уважал, поэтому взял отпуск и помчался в Кистенёвку.

Главы 4-7. Дубровский теряет отца и становится разбойником [ ред. ]

Вскоре Андрей Гаврилович впал в детство. Он не смог рассказать сыну обстоятельств дела, апелляция не была подана вовремя, и Кистенёвка отошла Троекурову. Того победа не радовала, он решил помириться с Андреем Гавриловичем, вернуть ему деревню и отправился в Кистенёвку.

Андрей Гаврилович, увидев Троекурова в окно, попытался встать и упал замертво от смятения, ужаса и гнева. Дубровский прогнал Троекурова. Сразу после похорон в Кистенёвку явились приставы и Шабашкин с начальником полиции. Они объявили крестьянам, что те отныне принадлежат Троекурову. Крестьяне были преданы молодому барину и чуть не подняли бунт, но Дубровский сумел их остановить.

Шабашкин с остальными заночевал в барском доме. Ночью Дубровский с несколькими крестьянами поджёг дом. Кузнецу он велел оставить дверь открытой, но тот запер её на ключ, и незваные гости сгорели заживо. Вместе с барским домом сгорела и вся Кистенёвка.

Особо верных людей Дубровский взял с собой, остальных отпустил. Вскоре в округе появилась разбойничья шайка. Все говорили об умном, отважном и великодушном атамане Владимире Дубровском, который грабил и жёг всех, кроме Троекурова.

Глава 8. Гувернёр-француз Дефорж [ ред. ]

Немногим позже Троекуров нанял для своего сына Саши гувернёра-француза.

Гувернёр Дефорж был молод и смел — он убил ручного медведя, которого Троекуров в шутку напускал на своих гостей, и этим заслужил уважение барина.

Дефорж — гувернёр-француз, смелый молодой человек, на самом деле — разбойник Дубровский.

Свою дочь Машу Троекуров любил, но относился к ней со своим обычным деспотизмом.

Вскоре Дефорж начал давать Маше уроки музыки, и постепенно она влюбилась в него.

  1. Каков характер Марьи Кириловны Троекуровой?
  2. Как она отнеслась поначалу к новому учителю-французу?
  3. Как изменилось отношение к учителю у Маши и у самого Кирилы Петровича после случая с медведем? Почему?

Главы 9-12. Праздник в Покровском. Дефорж — разбойник Дубровский [ ред. ]

На церковный праздник в дом Троекурова съехалось множество гостей. За столом разговор зашёл о разбойнике Дубровском. Особенно сильно боялся разбойника один из гостей, Антон Пафнутьич Спицын.

Антон Пафнутьич Спицын — помещик, толстый, рябой мужчина лет пятидесяти, богатый и скупой, один из врагов Владимира Дубровского.

Во время тяжбы между Андреем Гавриловичем и Троекуровым он засвидетельствовал, что Кистенёвка по праву принадлежит Троекурову, и теперь так боялся мести Дубровского, что носил весь свой капитал на груди под рубашкой в кожаной сумке.

Затем Троекуров рассказал гостям о храбрости Дефоржа, который сидел возле Саши с невозмутимым лицом: он ни слова не понимал по-русски. Спицын был так впечатлён храбростью Дефоржа, что решил ночевать в его комнате, надеясь на защиту от разбойника. Ночью француз разбудил Спицына, назвался Владимиром Дубровским, отнял сумку с деньгами и велел молчать.

Всё объяснялось просто. Желая отомстить, Дубровский начал бродить вокруг дома Троекурова, увидел Машу и влюбился. Затем на постоялом дворе он встретил настоящего Дефоржа, за большие деньги купил его документы и рекомендации и явился с ними к Троекурову, чтобы быть поближе к любимой.

…никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев.

Узнав, что Спицын помог отнять Кистенёвку, Дубровский не удержался и решил отомстить.

Наутро перепуганный Спицын уехал, так и не выдав Дубровского. Через несколько дней Дефорж назначил Маше тайное свидание, на котором признался, что он — разбойник Дубровский, и ему надо срочно уехать. Он сказал, что простил Троекурова и не будет ему мстить, поскольку любит Машу, взял с девушки обещание в безвыходной ситуации позвать его на помощь и уехал.

  1. За что полюбили мнимого француза в доме Троекурова?
  2. Как проходил престольный праздник в имении Троекурова?
  3. Были ли радостны и довольны гости, присутствовавшие за роскошным обедом?
  4. О чём шла беседа за праздничным столом?
  5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?
  6. Почему Антон Пафнутьич попросился ночевать в комнату француза? Оправдались ли его опасения?
  7. Каким образом и зачем Дубровский перевоплотился в Дефоржа? Почему он отказался от своей мести Троекурову?
  8. Почему Антон Пафнутьич ни о чём не рассказал утром?
  9. Какие отношения постепенно сложились между Марьей Кириловной и Дефоржем?
  10. Чего ожидала Марья Кириловна от свидания у ручья? Зачем Дубровский сказал ей правду?
  11. Как проявилось глубокое чувство Дубровского к Маше?

Главы 13-17. Троекуров принуждает дочь к замужеству [ ред. ]

Следующим летом в соседнее с Покровским богатое поместье приехал хозяин, князь Верейский.

Князь Верейский — богатый аристократ лет пятидесяти, развращён роскошью и излишествами, привык потакать своим прихотям, выглядит старее своих лет, но приятной наружности, любезен с женщинами.

В своём селе Арбатово князь до сих пор не бывал, очень быстро заскучал и решил навестить соседа. Увидев Машу, князь был поражён её красотой и стал усиленно ухаживать за ней.

Вскоре князь попросил у Троекурова руки его дочери. Польщённый Троекуров согласился и тут же объявил Маше свою волю. Напрасно девушка плакала и просила не выдавать её за старика: отец был непреклонен.

В тот же день Маша получила записку от Дубровского, в которой тот назначал ей свидание. Девушка решила, что лучше станет женой разбойника, чем выйдет замуж за старика, и объявила об этом Дубровскому. Тот дал ей своё кольцо — если отец не смягчится, она должна положить кольцо в дупло, и Дубровский придёт на помощь.

Маша снова начала умолять отца, а потом пригрозила, что попросит помощи у разбойника Дубровского. Затем она написала Верейскому, что не любит его, но тот показал письмо Троекурову. Видя сопротивление дочери, Троекуров запер её в комнате и решил ускорить свадьбу. Маша поняла, что другого выхода нет, через окно передала Саше кольцо и попросила положить его в дупло.

Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготовленным.

Мальчик выполнил просьбу обожаемой сестры и хотел уже бежать к ней, как вдруг появился присланный Дубровским мальчишка и запустил руку в дупло. Саша не дал ему взять его, устроил драку и привлёк внимание Троекурова. Мальчишку задержали, но он ни в чём не признался, и его пришлось отпустить.

Троекуров понимал, что в этом странном происшествии замешан Дубровский. На следующее утро бедную Машу насильно обвенчали с Верейским.

По пути в Арбатово молодожёнов остановили разбойники во главе с Дубровским, которого Верейский успел ранить в плечо из пистолета. Маша отказалась идти с Дубровским, поскольку была уже обвенчана с князем.

Разбойники отвезли раненого Дубровского в убежище посреди дремучего леса. Вскоре их окружили царские войска. Разбойникам удалось отбиться. После сражения Дубровский объявил своим людям, что навсегда оставляет их, и посоветовал им переменить образ жизни, хотя и сомневался, что привыкшие к разбою крестьяне сделают это.

Дубровский исчез, дороги стали свободны и безопасны. Вскоре стало известно, что он скрылся за границу.

  1. Из-за чего Дубровский не поспел вовремя?
  2. Почему Марья Кириловна отказалась уехать с Дубровским?
  3. Как ведёт себя Дубровский во время штурма крепости? Он впервые совершает убийство. Почему?
  4. Что сталось потом с молодым разбойником и его шайкой?

За основу пересказа взята редакция романа из собрания сочинений Пушкина в 10 томах (1960).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в нетрадиционной форме, в виде суда над главным героем романа А.С. Пушкина "Дубровский". Урок построен согласно требованиям ФГОС.

Урок литературы. 6 класс

Тема урока: Суд над героем романа В.А. Дубровским.

Цели урока: Выяснение причин протеста Владимира Дубровского. Развитие регулятивных, коммуникативных УУД.

Задачи: выявить мотивацию поступков главного героя, выяснить, действительно ли благороден Дубровский, учиться анализировать текст.

Методы: аналитическая беседа, работа с текстом, анализ эпизодов, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа.

Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Вопрос к учащимся: Какой же главный вопрос нашего урока?

Ответы: Почему Владимир стал разбойником? Почему финал романа так трагичен?

Слово учителя: Кто должен присутствовать на суде?

(Подсудимый, судья, свидетели, защитник, обвинитель)

Лелюхин – Владимир Дубровский.

Свидетели обвинения и защиты: все учащиеся класса

Вопрос учителя: А каким, по вашему мнению, должен быть суд?

(Ответы: честным, справедливым)

Слово учителя: А ещё бы я добавила – гуманным, т.е. нам нужно не просто осудить или оправдать героя, но и понять его.

Ф.М. Достоевский писал:

Сам судья человеческий должен знать о себе, что он не судья окончательный, что он грешник сам, что весы и мера в руках его будут нелепостью, если сам он, держа в руках меру и весы, не преклонится перед законом ещё неразрешимой тайны и не прибегнет к единственному выходу – к милосердию и любви.

У вас на столе ключевые слова этой фразы. Составьте из них предложение.

МИЛОСЕРДИЕ, И, ЛЮБОВЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ЗАКОН, СУДЬИ.

(Предложение, составленное учащимися Закон для судьи человеческого – милосердие и любовь.)

Тогда начинаем: Прошу всех встать. Суд идёт. Прошу подсудимого занять своё место. Кто из свидетелей расскажем нам суть дела? В чём мы можем обвинить Дубровского?

Показания свидетелей: Владимир сжёг свой дом вместе с приказными (судейскими), собрал своих крестьян и начал разбойничать.

Вопрос к свидетелю: Что Вы можете рассказать о жизни Дубровского в Петербурге? (можно зачитать показания)

Как Владимир отнёсся к письму из родного дома?

Вопрос к Дубровскому: Какую картину вы застали в Кистенёвке по возвращению домой?

(Больной отец, бедность крестьян, тяжба с Троекуровым).

Вопрос к свидетелям: Расскажите о Кириле Петровиче Троекурове.

Вопрос к Троекурову: Что стало причиной Вашей ссоры с соседом?

Вопрос: Как вы хотели наказать непокорного соседа?

Вопрос: А как наказали? Кто Вам помог в этом подлом деле?

Вопрос: Вы когда-нибудь пожалели о своём проступке?

Ответ Троекурова. (Анализ эпизода. Устное рисование.)

Объявляется перерыв. Зарядка для глаз.

Вопрос к Дубровскому: Расскажите о том, что чувствовали Вы после похорон отца?

Вопрос к свидетелям: Что происходило в усадьбе Дубровских, пока Владимир был в Кистенёвской роще, один со своим горем?

Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение? (Чтение по ролям)

Вопрос к Дубровскому: Как Вы поступили, когда поняли, что Ваши крестьяне вот-вот поднимут бунт и убьют судейских?

Вопрос к Дубровскому: Что Вы делали в кабинете отца, после того, как крестьяне разошлись по домам, а судейские остались в доме, уже Вам не принадлежащем?

Вызывается Архип, кузнец села Кистенёвки.

Вопрос к Архипу: Что Вы пытались сделать, когда судейские уснули?

Вопрос к Архипу: Давал ли Вам Владимир Дубровский приказ запереть дверь?

Вопрос к Дубровскому: Вы присутствовали на пожаре своего дома? Когда вы узнали о гибели судейских?

Вопрос к свидетелям: Какой же вывод можно сделать после просмотра видео и показаний Архипа.

Дубровский не хотел смерти подъячих. Он узнал об их гибели только потом, так как уехал сразу после поджога дома.

Слово учителя: Второе обвинение, которое предъявлено Дубровскому, это разбой на дороге, грабежи усадеб. Давайте разберёмся и в этом. Вызывается свидетель обвинения Спицын Антон Пафнутьич.

Вопрос к свидетелю: Что плохого Вам сделал Дубровский?

Вопрос к свидетелю: Почему из всех гостей он ограбил только Вас?

Вызывается свидетель Анна Савишна Глобова.

Вопрос к свидетелю: Как Вы относитесь к Дубровскому? Какое впечатление произвёл на Вас Дубровский?

Вопрос к Дубровскому: Почему Вы не нападали на имение Троекурова? Как Вам удалось проникнуть в дом своего врага? Что заставило Вас простить его и отказаться от мести?

Вывод: Любовь к Маше оказалась сильнее мести.

Вопрос к свидетелям: Какой поступок Дефоржа-Дубровского по достоинству был оценен Троекуровым?

Вызывается свидетель Мария Кирилловна Троекурова.

Вопрос к свидетелю: Как вы относитесь к Дубровскому? Думали ли Вы о Дефорже как о претенденте на вашу руку и сердце? Что заставило Вас обратиться за помощью к Дубровскому? Почему же тогда Вы не вышли из кареты Верейского и не остались с Дубровским?

Вопрос к Дубровскому: Мы выяснили причины, побудившие Вас стать разбойником. Но добились ли Вы справедливости? Изменили ли общественные порядки того времени? Какие изменения произошли в Вашем характере?

В романе благородство проигрывает везде и во всём: история дружбы завершается враждой, приезд сына домой оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление – вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделён благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не смог спасти отца, потерял Кистенёвку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами и вынужден всю оставшуюся жизнь скрываться под чужим именем. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству, поэтому финал его романа трагичен. Но его герой заслужил уважение отца, и даже своего врага Троекурова, вызвал трепетный интерес к себе у Маши. А вот какие чувства вызвал у нас Владимир Дубровский?

Перед вами лист с двумя вопросами:

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Кто готов дать ответы на эти вопросы?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

Тема: Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода "Пожар в Кистеневке"

Тип урока: Комбинированный урок.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;

Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.

Учиться правильно оценить поведение героев.

Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

Формы работы с учащимися: Коллективная.

Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

Средства обучения:

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

Деспотизм – неограниченная власть, произвол;

Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

I. Пояснение.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

– Какое чувство вызывает рисунок?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Выводы учащихся:

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

Замечание учителя:

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

XI. Слово учителя.

В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.

XII. Решение проблем. Вывод учеников

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

XIII. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

XIV. Домашнее задание (на выбор).

Слово учителя:

Дубровский

Обращение Троекурова со слугами

Кирила Петрович — богатый и знатный дворянин, но необразованный, избалованный, жестокий и страшный человек. Не знал ни в чём чувства меры, даже в еде. Ел и пил в больших количествах, имелись дни, когда обжирался как свинья. Считал себя лучше всех и относился к остальным с пренебрежением. Любил получать удовольствие от слабости других. Его забавляли шутки над людьми, спокойно закрывал человека с голодавшим медведем, подобные эпизоды заканчивались печально.

Троекуров

Дочь Марию выдал замуж за старого князя Верейского.

А она влюблена во Владимира Дубровского, но ей пришлось пожертвовать счастьем ради чести, так как любимый не успел её спасти от бракосочетания. Троекуров поступил жестоко по отношению к дочери.

Слуги ничем не отличались от хозяина. Они также вели себя наглым образом, воровали у Андрея Гавриловича.

Крестьяне же Дубровского испытывали страх от мысли оказаться в подчинение Кирилла Петровича, знали, что он будет относиться к ним хуже, чем к скоту, поэтому решили сбежать с Владимиром и разбойничать в лесах.

Пушкин изображает Кирилла Петровича в романе с нехорошей стороны, чтобы показать, что в России таких помещиков множество, и он ничем не отличается от других.

В романе присутствуют и иные дворяне, богатые, с высоким статусом, но душой низкие и подлые. Между собой проявляют любезность и вежливость, а к крепостным относятся пренебрежительно. Они интересовались богатством, до людей им дело нет.

Взаимосвязь Дубровского с крестьянами

Андрей Гаврилович — противоположность Троекурова и других чиновников. Социальное положение Дубровского-старшего в обществе оставляло желать лучшего. Имение досталось от отца Гаврилы Ефграфовича. Андрей небогат, но образован, умён и благороден. Относился ко всем строго, но с уважением. Любил говорить правду и был честен. Умел общаться со всеми наравне. Отношение Дубровского к крестьянам положительное, Пушкин изображает героя как лучшего из помещиков.

Дубровский и слуги

По характеристике Андрея Гавриловича можно рассмотреть и понять, как Дубровский относился к людям:

  1. Слуг если и наказывал, то за дело.
  2. Помогал бедным, за это его любили, уважали и поклонялись.
  3. Обращался с крестьянами не как с подчинёнными, а как с людьми.

После смерти Дубровского все горевали искренне и боялись попасть к Троекурову. Женщины рыдали, мужчины еле удерживали слёзы. Потеря близкого человека даёт им осознание, что такого замечательного владельца им не увидеть.

Описание наследника

У Андрея Гавриловича имелся сын Владимир, который также нравился народу. Крестьяне радовались и приветствовали его. Мужественный, смелый и благородный герой повести. Когда отца лишили имения не по закону, организовал группу разбойников, целью которой было пугать местных чиновников. Занимался грабежом и наказывал богатых и тех, кто этого заслуживал.

Крестьяне

  1. Дубровские относились к крестьянам по-доброму, по-человечески и старались всячески помогать им. Слуги в ответ дарили своё преданное и искреннее отношение.
  2. Люди Троекурова говорили, что им плохо приходится, а чужие придут, ещё больше достанется.

Идея повести в том, что в обществе, где помещикам дано всесилие, а крепостным — унижение, человек, не совсем с умом, будет вести себя избаловано и распущенно, ведь ему всё дозволено властью. Умный будет относиться к полномочиям рассудительно, его не испортят власть и богатства.

Кирила Петрович Троекуров — богатый и влиятельный дворянин: он живет в поместье Покровское и наводит страх на всех соседей. Однако у Троекурова сложились дружеские отношения с Андреем Гавриловичем Дубровским — скромным, но независимым по характеру помещиком. Когда-то они вместе служили, а теперь оба вдовцы, тепло дружат и воспитывают детей: Троекуров — дочь Машу, Дубровский — сына Владимира, который служит в Петербурге.

Однажды друзья ссорятся, а из-за гордого нрава Дубровского ссора и вовсе перетекает во вражду. Желая отомстить соседу, властный Троекуров решает отсудить его поместье Кистеневку. Судьи идут на поводу у богатого барина и отбирают поместье Дубровского, от чего у Андрея Гавриловича случается припадок безумия.

Дубровскому нездоровится, и сын Владимир приезжает присмотреть за отцом. Дома застает батюшку при смерти. Тем временем Троекурова гложет совесть, и он едет к соседу мириться. Увидев тяжелое состояние друга, Троекуров цепенеет. Владимир прогоняет его, и в этот момент старший Дубровский умирает.

В поджоге подозревают Владимира, открывают дело. Округу беспокоят лесные разбойники: они грабят всех помещиков, кроме Троекурова. По подозрением Дубровский.

Троекуров вызывает из Москвы учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватывает Дубровский, подкупает и приходит к Троекурову под видом гувернера. Он испытывает симпатию к Маше, но та не обращает на него внимания. Но когда Дефоржа запирают в одной комнате с голодным медведем (обычная забава в доме Троекурова), тот убивает зверя и производит на Машу сильное впечатление. Они сближаются, а затем влюбляются друг в друга.

Однажды Дефорж передает девушке записку с просьбой о свидании. Когда Маша приходит в условленное место, Дубровский открывается ей и признается в чувствах. Он говорит, что простил Троекурова и ничего ему не сделает из-за любви к Маше. Дубровский исчезает, но прежде просит девушку дать ему знать, если с ней случится несчастье.

В это же время Троекуров получает сведения, кем на самом деле был Дефорж, исчезновение учителя подтверждает опасения.

Благородный разбойник Владимир Дубровский

Следующим летом в поместье, расположенное неподалеку, возвращается князь Верейский. Во время визита к Троекурову он восхищается красотой Маши и вскоре сватается к ней. Девушку шокирует известие, но отец не видит ее отчаяния и хочет отдать дочь за князя.

Тем временем Маше передают записку от Дубровского, она идет к нему. Девушка говорит, что будет молить отца не выдавать ее замуж, а если не получится, то просит Дубровского приехать за ней и взять в жены. На прощанье Владимир дарит Маше кольцо: оказавшись в беде, она должна оставить его в дупле одного из деревьев — и Дубровский будет знать, что делать.

К несчастью Маши Троекуров неумолим, дело идет к свадьбе с Верейским. Маша пригрозила отцу, что прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров запирает ее в комнате. Однако девушке помогают и относят кольцо в условленное место.

В день свадьбы Машу везут в церковь. Девушка теряет последнюю надежду, что Дубровский придет за ней. Молодые возвращаются в поместье князя, как вдруг их карету окружают вооруженные разбойники. Мужчина в полумаске открывает дверь и говорит Маше, что она свободна. Девушка узнает голос Дубровского и отвечает, что уже поздно, ведь она дала клятву.

Правительство отправляет солдат в лес, где обитают разбойники. Происходит сражение, и сообщники Дубровского побеждают. После этого, по слухам, Владимир скрывается за границей.

Другой важный замысел автора состоит в том, что именно коррумпированные чиновники и тотальная несправедливость подталкивают людей к преступлениям. Как и Троекуров, Дубровский хотел защитить свое достоинство. Но понимая, что бессилен против связей и денег оппонента, Владимир вынужден добиваться справедливости другим путем.

Основную идею романа воплотили главные герои. Дубровский — перспективный молодой человек, образованный и смелый, однако оказывается на обочине жизни из-за ее несправедливости. Похожий персонаж — его отец: Дубровский-старший пользуется уважением у помещиков и подчиненных крестьян, но из-за коррупции во власти лишается всего вплоть до жизни.

Противопоставляется Дубровским богач Троекуров. Он не способен держать под контролем свой капризный характер. Повздорив с другом, готов на все, лишь бы выместить раздражение и показать свое могущество. На примере Троекурова Пушкин показывает, как важно смирять своеволие и мирно разрешать конфликты.

Маша — персонаж, который Пушкин создавал с любовью. Она умна, красива и образована, способна на искренние чувства. Но в то же время девушка стойкая, верная долгу: если дала клятву, то останется с мужем, пусть даже нелюбимым.

Читайте также: