Как называются суда приводимые в движение механическими установками

Обновлено: 14.05.2024

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

(см. текст в предыдущей редакции)

путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

Судно — это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке). Суда бывают самоходными и несамоходными.

Самоходное судно состоит из корпуса, главного двигателя, который приводит судно в движение с помощью движителя (винта, колес) и различных устройств, обеспечивающих безопасность плавания и соответствующих назначению судна. Несамоходное с у д-§ о не имеет главного двигателя и движителя и передвигается только с помощью буксира.

Обломки деревьев были, возможно, первыми средствами передвижения людей по воде. Потом научились связывать несколько бревен или пучки сухого тростника или папируса в п л о т. Еще древние люди догадались выдолбить в бревне углубление, в котором мог бы поместиться человек. Так появился челн. Челн легче и маневреннее плота, а это очень важно для плавания по воде. Жители древней Месопотамии плавали на н а д у т ы х кожаных бурдюках и в плетеных корзинах, залитых смолой или обтянутых кожей. Этот способ изготовления примитивных судов знали и в Европе. Обтянутый корой или кожей морского зверя каркас служил для плавания по рекам и морям жителям севера Азии и Америки. А в Древнем Египте 5000 лет назад суда изготовляли из многих кусков дерева, скрепленных друг с другом и проконопаченных снаружи по пазам и стыкам. Способ постройки судов из отдельных частей — каркаса и обшивки — привел к увеличению размеров и улучшению мореходности судов.

В 1894 г. было построено первое судно с паровой турбиной в качестве главного двигателя. Сейчас турбина — самый мощный судовой двигатель. На многих судах работают паровые турбины мощностью в несколько десятков и даже сотен тысяч киловатт.

Суда имеют специфические особенности, связанные с способностью плавать, их называют мореходными качествами: это плавучесть, непотопляемость, остойчивость, умеренность качки., ходкость, управляемость и др.

Важнейшее качество всякого судна — п л а-в у ч е с т ь, т. е. способность держаться на воде. Объем надводной части корпуса характеризует запас плавучести.

Способность судна плавать при подводной пробоине и не опрокидываться называют н е-потопляемостью. Чтобы обеспечить судну непотопляемость, его корпус делят поперечными непроницаемыми переборками на отсеки. Переборки не позволяют в случае подводной пробоины затопить все под-палубные помещения.

Остойчивость — это способность судна возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения действия сил, вызвавших его наклонение. Подобное свойство все мы наблюдали у игрушки ваньки-встаньки. При недостаточной остойчивости судно может перевернуться, при избытке оно испытывает неприятную для экипажа порывистую качку.

Ходкость судна зависит в первую очередь от формы корпуса, а также от эффективности движителя и от того, насколько сильно судно заливает при волнении. С повышением скорости сопротивление движению судна резко возрастает. Например, при повышении скорости в 2 раза сопротивление может увеличиться в 8—10 раз и даже больше. В этом причина сравнительной тихоходности судов.

Под управляемостью понимают способность судна слушаться руля и держаться на курсе, не уклоняясь от него.

Размеры судна характеризуются прежде всего его водоизмещением — массой воды, вытесняемой судном. Другая важная характеристика размеров судна — вместимость (объем внутренних помещений), выражаемая в регистровых тоннах (регистровая тонна равна 2,83 м3). Грузовые суда характеризуются также грузоподъемностью (массой принимаемого на борт груза) и грузовместимостью (объемом всех помещений для груза).

Линейные размеры судна выражаются главными размерениями: это длина судна, его ширина, высота борта (расстояние от киля дс главной палубы) и осадка (расстояние от самой нижней части корпуса до поверхности воды).

Корпус судна состоит как бы из скелета (его называют набором), к которому прикрепляется наружная обшивка, а также палубы, переборки и др. Наружную обшивку изгибают так, чтобы очертания корпуса были плавными и не возникало большое сопротивление движению.

Каждая часть корпуса имеет свое название: вертикальный набор по борту — шпангоуты, горизонтальный поперечный набор по днищу — флоры, по палубам — бимсы. Вдоль всего судна в центральной части днища идет прочная балка — киль, который в носу судна переходит в форштевень, на корме — в ахтерштевень. Боковые продольные балки по днищу — днищевые стрингеры, или кильсоны, по борту — бортовые стрингеры, по палубам — карлингсы (см. рис.).

На крупных судах устраивают двойное дно, суда некоторых типов имеют и двойные борта. Кроме поперечных иногда устанавливают и продольные переборки (на танкерах, рудовозах). У большинства пассажирских и многих грузовых судов несколько палуб. Над верхней палубой возвышаются надстройки: спереди — бак, сзади — ю т, а в середине — средняя надстройка. Надстройки, не доходящие до борта, называют рубками.

В верхней части одной из надстроек находится ходовая рубка. Отсюда управляют движением судна. Ниже находятся каюты для экипажа и пассажиров, столовые, комнаты отдыха, камбуз (судовая кухня), лазарет, прачечная, кладовые и другие вспомогательные помещения. Подпалубные пространства между поперечными переборками (трюм ы) и междупалубные помещения (тв индеки) используют для размещения груза. Главные двигатели и другие механизмы располагаются в отдельном отсеке — машинном отделении. Запасы жидкого топлива и пресной воды хранятся в цистернах, называемых танками.

Для изменения курса судна на ходу служит рулевое устройство, стоянку в море на мелком месте обеспечивает якорное устройство, а у причала — швартовное. Каждое судно снабжено спасательным устройством, включающим шлюпки и плоты.

Накапливающуюся в судовых помещениях воду удаляют по осушительному трубопроводу. Специальные насосы служат для приема и выкачки водяного балласта, приведения в действие водяной противопожарной системы, подачи топлива к главному двигателю, воды для его охлаждения и т. д. Каюты, общественные и служебные помещения имеют установки искусственного климата, системы вентиляции, отопления. По отдельным трубам удаляется использованная вода (сточная и фановая системы). Вспомогательная энергетическая установка, независимая от главного двигателя, обеспечивает электроэнергией судовые системы и устройства, приборы связи и управления судном.

На современных судах работа главного двигателя, судовой электростанции и котельной установки автоматизируется. Управляют ими с центрального поста в машинном отделении или из ходовой рубки, наблюдая за их работой по приборам дистанционного контроля (см. Дистанционное управление).

На военных кораблях устанавливаются вооружение и специальные устройства (например, для сбрасывания мин, запуска ракет, постановки дымовых завес), имеются на них погреба для боезапаса, места для размещения самолетов, вертолетов. Промысловые суда имеют специальные ловецкие приспособления и оборудование для переработки добычи.

Одна из основных частей судна — движитель. Простейший движитель — это весло, требующее приложения мускульной силы. Более прогрессивным движителем был парус, использующий энергию ветра. Первым движителем, преобразующим работу механического двигателя в движение судна, стало гребное колесо. Но если на реке, где вода сравнительно спокойна, гребные колеса применялись вплоть до последнего времени, то на море, при сильном волнении, они оказались малопригодными. Гребной винт, пришедший на смену гребному колесу, сейчас устанавливают почти на всех самоходных судах, морских и речных. Гребной винт, у которого лопасти поворачиваются вокруг собственной оси, может двигать судно не только вперед, как парус, но и назад, при этом направление вращения главного двигателя менять не надо.

Некоторыми ценными качествами обладают движители других типов. Например, наиболее удобен для судов, плавающих по мелководью, водометный, движитель. Это насос, создающий струю, сила отдачи которой и движет судно. А крыльчатый движитель — расположенный на днище горизонтальный диск с вертикальными лопатками — позволяет судну двигаться не только вперед и назад, но и вбок: для этого надо только повернуть лопатки вокруг своей оси.

Водить суда помогают различные приборы и аппаратура (см. Навигационные приборы).

По назначению все современные суда можно разделить на 4 основные группы: транспортные, промысловые, военные и различные вспомогательные (в том числе обслуживающие, спортивные, научно-исследовательские и др.).

Транспортные суда, как показывает само их название, перевозят грузы и пассажиров. 97% всех судов транспортного флота — это грузовые суда, и только 3% — пассажирские.

Грузовые суда бывают сухогрузные и наливные, существует и смешанная группа су-хогрузно-наливных судов.

Сухогрузные суда подразделяются на универсальные, пригодные для перевозки разнообразных сухих грузов, и специализированные суда, приспособленные для грузов одного или нескольких видов, например: рефрижераторные суда, лесовозы-зерновозы, суда для навалочных грузов, рудовозы, навалочники-контейнеровозы.

В последнее время строятся многочисленные суда, перевозящие грузы крупными единицами— в пакетах (пакетовозы), в контейнерах (контейнеровозы), в автомобильных прицепах (трейлеровозы), в железнодорожных вагонах (паромы) и даже в баржах грузоподъемностью 200—700 т и более (лихтеровозы). Основное преимущество таких судов — быстрая погрузка и выгрузка.

В связи с опасным характером груза нефтеналивные суда оборудуют воздушно-пенными противопожарными установками, системами тушения пожаров паром и углекислым газом, системой заполнения танков инертным газом (см. Противопожарная техника).

На специализированных танкерах перевозят пищевое масло, вино, кислоты и другие жидкости. Сжиженные газы (аммиак, бутан, пропан и др.) перевозят на газовозах в цистернах.

Пассажирские суда, от катеров до крупных океанских лайнеров, строятся с расчетом на особую безопасность, они имеют повышенную непотопляемость, противопожарную защиту. Еще одна их особенность — комфортабельность.

Крупные суда нередко строят специально для многосуточных морских путешествий (круизов). Здесь к услугам пассажиров спальные каюты, рестораны, музыкальные салоны, кинозалы, танцевальные и спортивные залы и площадки, парикмахерские, поликлиники, почтовые отделения, плавательные бассейны, сады-оранжереи. Суда оснащают лифтами, эскалаторами, успокоителями качки, установками искусственного климата.

Промысловые суда по разнообразию мало уступают транспортному флоту. Наиболее многочисленны рыбопромысловые суда — траулеры, дрифтеры, сейнеры, отличающиеся друг от друга способом лова. На самых крупных из них улов тут же перерабатывается, более мелкие суда отвозят его на плавучие перерабатывающие заводы..

Вспомогательные суда обеспечивают работу морских и речных судов различного назначения. Это, например, дноуглубительные суда (землесосы, землечерпалки, грунтоотвозные шаланды), которые прокладывают и ремонтируют водные пути и строят порты. При входе в порт и выходе из него, при подходе к причалам крупным судам помогают буксиры. Они водят за собой на тросе или толкают, упираясь носом, несамоходные баржи, плоты.

Заостренный нос и наклонный форштевень позволяют ледоколу с хода вползать на лед и ломать его своей тяжестью, поломанные льдины раздвигаются корпусом в стороны. Если лед очень толстый, то в носу судна заполняют водой специальную цистерну, что увеличивает силу, разрушающую лед. Когда воду из носовой цистерны перекачивают в кормовую цистерну, нос ледокола задирается, и он сползает со льда задним ходом, затем разгоняется и снова вползает носом на лед. Если ледокол застрял во льду, то он может освободиться, накреняясь то на один, то на другой борт при попеременном заполнении балластных бортовых цистерн.

Энергетическая установка с обслуживающими ее механизмами работает автоматически. Для управления и контроля за ее работой оборудованы 2 поста — основной и резервный, где сосредоточено множество приборов. Толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищают обслуживающий персонал от радиации.

С моря нашу Родину охраняют военные корабли: вертолетоносцы, ракетные крейсеры, ракетные корабли, ракетные катера, корабли на воздушной подушке и подводных крыльях, подводные лодки и др.

Аварийную службу на воде несут пожарные и спасательные суда. Ремонтируют суда с помощью плавучих доков, поднимающих судно целиком над поверхностью воды, плавучих кранов и мастерских. Изучать моря и океаны, животный и растительный подводный мир ученым помогают специально оборудованные научно-исследовательские суда.

Назначение маневренных испытаний судов и подготовка к ним

Управляемостью называется способность судна двигаться по заданной судоводителем траектории.

Наиболее распространенным средством обеспечения управляемости являются рули и поворотные направляющие насадки. В последнее время довольно широко применяются дополнительные устройства, обеспечивающие управление судном. Эти устройства принято называть средствами активного управления. Принципиальное отличие средств активного управления от рулей заключается в том, что сила на руле возникает за счет скорости потока, набегающего на его перо, а поперечные силы средств активного управления создаются за счет мощности специального двигателя. Сила, создаваемая средствами активного управления, мало зависит от скорости судна, поэтому применение последних особенно эффективно при малых скоростях движения. Методы исследования управляемости судов, оборудованных такими устройствами, еще недостаточно разработаны, поэтому основное внимание будет уделено изучению управляемости судов, оборудованных рулями.

Реверсивные качества судна характеризуются продолжительностью маневра изменения направления движения на противоположное и величиной пути, проходимого при этом судном. Реверс судна обеспечивается либо с помощью его главной механической установки, либо путем поворота лопастей движителей.

Поскольку характер маневров, а также средства, с помощью которых они обеспечиваются, совершенно различны, маневренные испытания подразделяются на два цикла: испытания управляемости и испытания реверса.

Эти испытания по методике проведения и характеру используемой аппаратуры существенно отличаются друг от друга. Поэтому вопросы их организации будут рассматриваться раздельно.

Управляемость включает в себя два качества — устойчивость на курсе и поворотливость. Устойчивостью на курсе называется способность судна удерживаться на заданном прямолинейном курсе. Поворотливостью называется способность судна изменять направление движения и двигаться по заданной криволинейной траектории. Траектория, по которой движется судно с переложенным рулем, называется циркуляцией.

При движении судна на циркуляции все точки судна движутся по криволинейным траекториям. При этом диаметральная плоскость судна образует с касательной к траектории в данной точке некоторый угол, называемый углом дрейфа, который имеет переменное значение по длине судна. При циркуляции под действием сил, действующих на корпус и рули, судно кренится на некоторый угол. Таким образом, движение судна на циркуляции характеризуется элементами траектории, углами дрейфа и крена.

Для последующего анализа результатов испытаний необходимо при их проведении одновременно с параметрами движения регистрировать угол перекладки руля, скорость судна, частоту вращения гребных валов, а также значения величин, характеризующих состояние судна, а именно: водоизмещение, посадку и начальную метацентрическую высоту.

Реверс судна характеризуется прежде всего длиной пути, проходимого судном от момента начала реверса до момента полной остановки. Длину этого пути принято называть выбегом, а время движения судна — временем выбега. Теоретически траектория движения судна в процессе реверса должна быть прямолинейной, однако практически она, как правило, в той или иной степени искривляется. Это искривление обусловлено прежде всего боковыми силами, которые развиваются на корпусе под действием потока, отбрасываемого гребным винтом, а также влиянием течения и ветра и различного исполнения реверса механическими установками при двух и более гребных валах: Поэтому для достоверной оценки реверсивных качеств недостаточно измерить расстояние между двумя положениями судна в начале и в конце реверса, необходимо еще построить траекторию его движения, а также иметь данные о работе механической установки в процессе реверса.

Маневренные испытания обычно не требуют специальной подготовки корпуса, но если необходимо более тщательное проведение опыта, то судно обязательно ставят в док для очистки от обрастания обшивки корпуса и выступающих частей с последующей их окраской. В процессе докования следует проверить исправность перьев рулей, рудерпостов и других деталей рулевого устройства. Если в процессе испытаний возникают сомнения в исправности рулевого устройства, необходимо произвести водолазный осмотр подводной части корпуса.

Подготовка нагрузки судна к маневренным испытаниям, особенно к испытаниям на управляемость, представляет значительно более сложную задачу. Влияние посадки при испытаниях на управляемость еще более существенно, чем при скоростных испытаниях, так как дифферент на корму приводит к увеличению диаметров установившейся циркуляции, а дифферент на нос улучшает поворотливость судна.

Возникающие в процессе циркуляции поперечные наклонения требуют поддержания заданных значений остойчивости судна (начальной метацентрической высоты). Последнее необходимо для дальнейшего анализа измеренных значений углов крена, а также для безопасности личного состава судна в процессе испытаний.

Водоизмещение судна перед началом испытаний должно быть близким к спецификационному и несколько превышать последнее. Величина превышения выбирается с таким расчетом, чтобы с учетом расходования топлива на переход к району испытаний и на сами испытания водоизмещение судна в процессе измерений отличалось от заданного не более чем на 2—3%. При этом должно быть предусмотрено такое размещение топлива и грузов, которое обеспечивало бы проектные значения посадки и остойчивости судна. При размещении топлива и других жидких грузов необходимо обращать внимание на всемерное сокращение свободных поверхностей жидкости в цистернах: они должны быть запрессованы либо опорожнены полностью.

Однако для успешного проведения испытаний недостаточно обеспечить заданную посадку и остойчивость к началу измерений. Необходимо предусмотреть такой порядок расходования грузов, при котором посадка судна и его остойчивость менялись бы в возможно более узких пределах. Поэтому очень важно разработать рациональную схему расходования топлива. Для сохранения посадки целесообразно забирать топливо из нескольких цистерн, однако подобная схема расходования неизбежно приводит к появлению больших свободных поверхностей жидкости и, следовательно, к снижению остойчивости.

Водоизмещение и посадку судна при данной нагрузке и схеме размещения грузов контролируют перед выходом судна на испытания по маркам углубления (см. главу 1, § 3). Изменение водоизмещения в процессе испытаний регистрируют по сводке переменных грузов. Обязательна вторичная проверка посадки судна после его возвращения на базу по окончании испытаний.

Проверку начальной остойчивости перед началом испытаний производят либо путем упрощенного кренования, либо по периоду свободных колебаний.

Упрощенное кренование судна производят с помощью инклинографа Амаева. Инклинограф представляет собой самопишущий маятниковый прибор, отличающийся большим увеличением масштаба записи углов.



Рис. 55. Принципиальная схема инклинографа Амаева.

1 — перо; 2 — барабан; 3 — ходоувеличитель пера; 4 — маятник. >

Принципиальная схема прибора приведена на рис. 55. Положение оси поворота стрелки прибора может быть изменено, что позволяет регулировать величину масштаба записи. Запись углов осуществляется на бумажной ленте, намотанной на барабан, который имеет часовой механизм, обеспечивающий постоянную скорость вращения. Благодаря большой чувствительности прибора при упрощенном креновании достаточно иметь наклонение судна на весьма малые углы, что может быть достигнуто переходом с борта на борт группы людей (вес людей должен составлять 0,1—0,2% водоизмещения судна).

Упрощенное кренование производят при отсутствии волнения и при ветре не свыше 3 баллов. При этом судно отводят от стенки на расстояние, равное ширине корпуса; глубина воды под килем должна быть не меньше осадки. Необходимо следить за тем, чтобы наклонения судна не ограничивались швартовами. Весь личный состав судна, за исключением участвующих % опыте, должен находиться на своих постах, передвижение по судну в процессе опыта воспрещается.

Опыт кренования выполняется следующим образом. Из личного состава комплектуется команда, число членов которой определяется из условия достижения заданного суммарного веса. Как правило, вес людей устанавливается либо по данным опроса, либо по средним данным. В среднем вес человека в летней одежде принимается равным 62—67 кг, в зимней одежде — 65—70 кг.

Место для перехода команды выбирают в районе наибольшей ширины судна, причем положение команды на каждом борту заранее размечают, а расстояние между ними измеряют. Перед началом эксперимента команда, участвующая в креновании, выстраивается либо в районе диаметральной плоскости, либо, разбившись на две равные группы, по бортам, Затем псе специальной команде все участники опыта медленно переходят на один борт, причем регистрируется соответствующий этому положению угол наклонения судна. После этого команда переходит на другой борт, и вновь инклинографом фиксируют угол крена судна.

Подобные переходы повторяют 6—7 раз. По результатам этих измерений вычисляют среднее значение угла крена, которое принимается в расчет при определении начальной метацентрической высоты.


Последнюю рассчитывают по формуле

где P1 — масса кренящего груза, т; b — плечо перемещения груза, м; Δ — водоизмещение судна, т; θ — среднее значение угла крена (по показаниям инклинографа), град.

Погрешность определения начальной метацентрической высоты методом упрощенного кренования составляет ±3%.

Метод определения начальной остойчивости судна по периоду собственных колебаний существенно менее точен. Как правило, погрешность этого метода измерений лежит в пределах ±10%.


Если из предыдущего кренования известны соответствующие значения периода свободных колебаний го и начальной метацентрической высоты h0, то метацентрическая высота по данным опыта равна

где г — период собственных колебаний судна, определенный из опыта раскачивания, с.


Если данные кренования отсутствуют, то начальную метацентрическую высоту рассчитывают по формуле

где В — ширина судна по конструктивной ватерлинии; c1 — коэффициент, с2/м.

Значение коэффициента с1 для пассажирских судов принимают равным 0,50—0,56; для грузовых (с грузом)—0,65. Для приближенных оценок коэффициент с1 можно принимать равным 0,65.

Опыт раскачивания производят следующим образом. Из личного состава судна выделяют группу людей, общий вес и число которых устанавливают в соответствии с размером судна и наличием на палубе пространства для перебежек. Место для перебежек выбирают в средней части судна — в районе, где находящиеся на палубе надстройки не препятствуют перебежкам команды.

Период собственных колебаний судна определяют по записи инклинографа Амаева или другого самопишущего кренометра, либо визуально с помощью визиров и секундомеров. Если для определения периода собственных колебаний судна пользуются записью самописца, то масштаб времени прибора должен быть тщательно проверен. В тех случаях, когда период собственных колебаний определяют визуально, в испытаниях должны участвовать два-три человека с секундомерами. Каждый из них фиксирует момент максимального наклонения судна, наблюдая за неподвижным предметом на берегу. После начала опыта наблюдатель регистрирует время, необходимое для трех-четырех полных колебаний судна.

Опыт раскачивания повторяют четыре-пять раз, затем вычисляют среднее арифметическое периодов колебании, отмеченных для каждого раскачивания отдельными наблюдателями.

Опытное определение остойчивости нужно проводить дважды: до начала испытаний судна и после их окончания.


При маневренных испытаниях Желательно полностью исключить влияние на результаты испытаний свободных поверхностей жидкостей. Но поскольку полное опрессование всех цистерн практически невозможно, необходимо иметь в виду, что при криволинейном движении влияние свободных поверхностей жидкостей усиливается за счет влияния центробежных сил инерции. Поэтому действительное значение метацентрической высоты на циркуляции меньше, чем на прямом курсе. Степень снижения остойчивости можно приближенно найти по формуле

где h1 — метацентрическая высота без учета свободных поверхностей жидкостей; Δh — поправка на Влияние свободных поверхностей жидкостей; v — скорость судна на установившейся циркуляции; R — радиус установившейся циркуляции.

Россия – великая морская и речная держава. Её берега омывают 14 морей, не говоря уже о крупных озерах. По территории нашей Родины протекает свыше 100 тысяч рек с бассейном более 100 кв. км и свыше миллиона рек с бассейном менее 100 кв. км. Построено много судоходных каналов. Постоянно пополняют водные ресурсы и регулируют сток рек обширнейшие водохранилища.

Из года в год на реках, озерах и морях России увеличивается количество маломерных судов. Они очень разнообразны по конструкции. Эксплуатация и управление маломерными судами имеют свои особенности. Плавание на маломерных моторных судах, как и езда на автомобиле, мотоцикле, мотороллере, доступно широкому кругу населения, поэтому увлечение ими становится всё более массовым, с каждым годом получая всё больший раз мах. Преимуществом маломерных судов является то, что на одном судне, исходя из вместимости, может быть размещено большое число участников плавания при весьма экономичном двигателе, подчас на одного человека приходится 1 л. с.

Техника управления моторным судном менее сложна, чем парус ной яхтой, и требует меньшей физической нагрузки, чем на гребных судах, к тому же оно надежно в эксплуатации, а его малая осадка позволяет совершать плавание и по каналу, и по несудоходной реке, и на открытых водных пространствах, в безветрие или при небольшом волнении. Большая маневренность позволяет без особых затруднений плавать по различным рейдам, шлюзоваться, идти вверх по рекам с сильным течением (против течения), оказывать в случае необходимости помощь другим судам и людям.

Маломерные суда весьма разнообразны: это лодки с подвесными моторами; килевые лодки с хорошей мореходностью и большой грузоподъемностью; моторные яхты с мощным двигателем, приспособленные к дальним походам самого различного назначения, способные держаться на большой волне, и многие другие, используемые для туризма, рыбалки, походов, спортивной подводной охоты, и т. п.

Моторные яхты, катера для дальних походов должны обладать хорошими мореходными качествами, быть тщательно оборудованы, а выходящие в море, озеро, большое водохранилище иметь навигационные приборы и пособия, а также необходимый запас топлива и продовольствия.

Если плавание моторных прогулочных, а также спортивно-гоночных судов ограничено небольшим конкретным районом, то плавание судов, управляемых судоводителями в дальних плаваниях может проходить в самых разнообразных условиях. Управление такими судами столь же ответственно, как и вождение однотипных судов транспортного, промыслового и служебно-разъездного флота. Поэтому суда должны иметь хорошие мореходные качества, а судоводитель – быть опытным в судовождении. Он должен уметь ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, учитывать все факторы, которые могут как-то повлиять на движение управляемого им судна. Важно предусмотреть время и место действия на судно неблагоприятных факторов, что возможно лишь при твердом знании теоретических основ судовождения и судовой практики.

Управление судном особенно затруднено в темное время суток. Ночное плавание на каждом судне сложно, а на маломерном – особенно. Это происходит из-за нарушения привычного ритма жизни, снижающего работоспособность (изменяются кровяное давление, частота пульса, сила и быстрота реакции, притупляется внимание и т. д.). Очень влияет на психику судоводителя ночная темнота, в которой понижена острота зрения; кроме того, судоводитель, не видя источников опасности, находится в состоянии постоянного ожидания ее. Это неизбежно вызывает беспокойство, чувство тревоги, волнение. Ясно, что от этого у судоводителя может теряться равновесие, контроль над своим поведением и действиями. Растут неуверенность, неопределенность и т. д.

Понятно, что для управления маломерным судном ночью важно не только знание специальной лоции, но и практический навык ночной работы. Если для судоводителя-профессионала совершенствование в ночном плавании приходит с увеличением плавательского опыта в темноте на определенном участке, то для судоводителя-любителя, периодически пребывающего в плаваниях и особенно в дальних, это невозможно, и опыт управления судном в условиях ограниченной видимости для него обычно несовершенен. Поэтому судоводителю-любителю следует избегать плавания в ночное время, при плохой видимости и в сумерки. Для судоводителей маломерных судов одинаково опасна посад ка судна на мель и повреждение корпуса на речном фарватере, плавание во время шторма и вне видимости берегов на водохранилище, озере, море. Для того чтобы предупредить судном в различных условиях. Высокая интенсивность движения мало мерных судов приходится на определенные часы общевыходных дней и накладывается на пики движения транспортного флота общего пользования, вывозящих пассажиров за пределы населенных пунктов к районам отдыха. Соответственно поток маломерных судов с отчетливо выраженной характерной интенсивностью, плотностью и скоростью осложняет движение транспортных судов на внутренних судоходных путях.

В стесненных условиях плавания на реках и каналах, где скорости одних составов с большими геометрическими характеристиками составляют 9 км/час, а других 60 – 70 км/час (суда на подводных крыльях, мощные современные катера) судоводитель, ведущий маломерное судно, должен быть особенно внимательным, т. к. он практически все время находится во взаимодействии с судоводителями других судов.

Помимо основной конечной задачи обеспечения прихода судна в конечный пункт, каждый судоводитель постоянно осуществляет задачу обеспечения безопасности плавания своего и других судов участников воднотранспортного потока.

Для достижения поставленных задач судоводитель маломерного судна в практике управления судном обязан:

• непрерывно оценивать меняющуюся навигационную обстановку;

• производить выбор пути и скорости на каждый момент движения;

• все время осуществлять управление судном по выбранному пути, изменяя скорость и направление движения своего суд на в пределах установленных норм;

• осуществлять и экстренно реагировать на вызванные изменения навигационной обстановки.

Серьезнейшим фактором в управлении маломерным судном являются малая дальность видимого горизонта и большая зависимость плавания маломерного судна от гидрометеорологических условий. Это обязывает любителя быть все время начеку и уметь своевременно по различной информации и приметам предвидеть погоду. У маломерного судна есть и ряд положительных факторов, облегчающих управление им.

Весь комплекс научных дисциплин, необходимых для изучения управления любым судном на море, разделяется на две основные науки: судовождение и судовую практику. Эти дисциплины тесно связаны между собой и в условиях плавания имеют определенные границы.

В прибрежных районах на морях, больших озерах и водохранилищах относительно большая свобода маневра позволяет судоводителю последовательно и раздельно решать вопросы судовождения и судовой практики. Но, как правило, необходимость в таких решениях возникает обычно неожиданно, нужно мгновенно принимать правильные действия по управлению судном, поэтому судоводитель должен обладать определенными качествами психологического характера. Он должен быть осторожен, а это отнюдь не страх или инстинкт самосохранения, это осознанный опыт и умение правильно отличать действительную опасность от воображаемой.

Судоводитель должен быть хладнокровен. Его воспитанная воля должна преобладать над чувством. Силы тщеславия, упрямства, превосходства, агрессивности, желание показать себя нужно хладнокровно подчинить здравому смыслу. У каждого судоводителя должно быть чувство солидарности к судоводителю, управляющему другим любым судном, которому он должен стремиться помочь правильным и грамотным управлением своим судном.

При плавании на внутренних водных путях судно вынуждено идти по определенному фарватеру, часто узкому, мелководному и извилистому, с изменяющимся по скорости и на правлению течением, встречая и обгоняя крупные и мелкие суда. Поэтому судовождение и судовая практика взаимосвязаны. Ну и, конечно, необходимо твердо знать все положения, регламентирующие безопасность плавания.

Настоящий учебное пособие является элементарным теоретическим курсом судовождения и судовой практики, а также практическим справочным руководством, необходимым для управления маломерным судном в различных условиях плавания, в том объеме, в котором это требуется, как для туриста водномоторника, ведущего катер из несудоходного притока магистральной реки, через каналы, водохранилища, шлюзы в города и порты морского побережья или наоборот, так и для профессионала-моториста или старшины катера. Судоводителю же, плавающему на реке, достаточно изучить только речное судовождение.

Учитывая, что к управлению катером или моторной лодкой готовятся люди с различной общеобразовательной подготовкой, мы стремились сделать учебник кратким, не перегружать его излишними теоретическими положениями, делая упор главным образом на практическую сторону.

Кроме самого учебного пособия мы настоятельно рекомендуем внимательно изучить все приложения к нему.

ГЛАВА 1
Классификация маломерных судов

Вообще судном называется сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.

Мы не будем углубляться в законодательные определения, а рассмотрим те маломерные суда, которые, собственно, и являются предметом нашего обучения, а именно моторную лодку, катер, водный мотоцикл гидроцикл, водный скутер, яхту и бот.

1. К моторным лодкам (мотолодкам) следует относить мало мерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными и стационарными двигателями обычно в режиме плавания. Как правило, мотолодки имеют сравнительно плавные обводы корпуса, без плоских глиссирующих поверхностей, нормальную седловатость линии борта.


Примеры маломерных судов: 1 – моторная лодка (мотолодка); 2 – катер; 3 – гидроцикл; 4 -парусная яхта

2. К катерам (от англ. cutter) относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для движения в режиме глиссирования или в переходном к нему. Для этой цели катера имеют сравнительно мощные двигатели. Длина катера от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). Катера, как правило, имеют глиссирующие плоские поверхности на днище, прямолинейную линию борта, возвышающуюся к носу, корму с транцем и наименьшим надводным бортом на нем. Катера имеют палубу в носовой части, кокпит, оборудованный съемным тентом и ветровым стеклом, а также могут иметь надстройку.

3. Мореходные моторные лодки с шлюпочными (видоизменяющимися) обводами, предназначенные для плавания на от крытых водных пространствах и в устьях больших рек длиной более 7—8 м, называют ботами или моторными ботами.

4. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель.

5. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами.

6. Под термином яхты подразумеваются в первую очередь парусные, а также моторные, моторнопарусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторнопарусная, парусномоторная и просто парусная.

7. Глиссер моторное судно, имеющее реданы поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называются скутерами.

8. Гидроцикл бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой.

9. Скутер (англ scooter, от scoot мчаться), одноместное спортивное гоночное судно с подвесным двигателем внутреннего сгорания. Имеет в плане форму треугольника или четырёхугольника, днище плоское с реданом, при движении скутер глиссирует. На тихой воде развивает скорость до 80 км/ч и более. По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются по достаточно большому количеству признаков: по способу передвижения, по назначению, по режиму движения, по району плавания, по об водам корпуса и его материалам, по двигателю, движителю и, наконец, по конструкции набора корпуса.

Рассмотрим их вкратце.

Одним из главных эксплуатационных признаков судов является назначение. По этим, общепринятым для морских и речных судов, признакам маломерные суда делятся на:

• прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д..). Более 90% из маломерных прогулочных судов являются судами индивидуального пользования (любительскими);

• производственные (хозяйственные, коммерческие) суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д..);

• специальные (служебные) суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ

По режиму движения маломерные суда делятся на:

• суда с режимом плавания водоизмещающие, т.е. вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

• суда с режимом глиссирования, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды;

• суда с переходным режимом с плавания на глиссирование;

• суда режимом движения на подводных крыльях и с режимом движения на воздушной подушке.

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Способ передвижения определяется тем, каким образом, с помощью чего судно движется. Отсюда самоходные (это суда, приводимые в движение механическими установками) и несамоходные (всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (понтоны, дебаркадеры и т. д.).

РАЙОН ПЛАВАНИЯ

Разделение маломерных судов на классы по районам плавания связано с тем, что условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках – минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется ГИМС России (см. выше), в зависимости от своих конструктивных данных, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Сами же районы плавания подразделяются на:

морские (МП) бассейны, в которых установлен морской режим плавания(судоходства);

внутренние (ВВП) бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

несудоходные (ВП) внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.

МАТЕРИАЛ КОРПУСА

По материалу корпуса маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, корпус которых состоит из нескольких материалов, например, корпус деревянный, а набор металлический, называются композитными судами.

РОД ДВИГАТЕЛЯ

Принято следующее подразделение судов по роду двигателя: с подвесным мотором (например, мотолодка) и со стационарным двигателем (например, катер).

ТИПЫ ДВИЖИТЕЛЕЙ

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт, но могут иметь воздушный винт, водометный движитель, газовый реактивный двигатель-движитель.

КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА

Что касается конструкции набора корпуса, то она бывает с поперечным набором, с продольным набором, со смешанным набором, безнаборная. К этому мы ещё вернёмся в отдельной главе.

Читайте также: