Как называется вид судов курсирующих по северному морскому пути

Обновлено: 18.05.2024

Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской маршрут между Европой и Восточной Азией [1] , в частности между европейской и дальневосточной частями России. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Для сравнения: путь из Мурманска в Японию через Суэцкий канал составляет 12,84 тыс. морских миль (23,78 тыс. км), а по СМП — только 5,77 тыс. морских миль (10,69 тыс. км), то есть в 2,23 раза меньше.

За 10 лет (2009—2018) грузооборот Северного морского пути вырос в 1000 раз, с 20 тысяч тонн до 20 миллионов тонн. Ожидается, что к 2024 году обороты возрастут ещё в 4 раза, до 80 миллионов тонн. [2]

Contents

Трасса и порты СМП

Когда говорят об Северном морском пути, то могут иметь в виду Большой СМП в широком смысле — от Западной и Северной Европы по арктическим морям до Восточной Азии (Китая, Японии и т. д.), либо СМП в узком смысле — от Мурманска до Берингова пролива.

Основные порты собственно СМП:

Порт Дудинка является границей между Западным (от Дудинки до Мурманска) и Восточного (от Дудинки до Чукотки) секторами Арктики и участками Северном Морского Пути.

Основные порты российского Дальнего востока, располагающиеся вблизи транзитного маршрута по Большому СМП (не учитываются порты Татарского пролива и северо-востока Охотского моря):

  • Анадырь
  • Петропавловск-Камчатский — незамерзающий
  • Пригородное — терминал по отгрузке сжиженного природного газа
  • Корсаков — присоединён к Сахалинскому региону Дальневосточной железной дороги.
  • Ольга
  • Восточный — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Находка — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Владивосток — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Зарубино — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог
  • Посьет — незамерзающий, присоединён к общероссийской сети железных дорог

История освоения

Истоки и первые попытки



Конец XV-начало XVI веков — время поиска европейцами морских путей в Индию и Восточную Азию. Экспедиции испанцев и португальцев открыли для европейцев два марштрута — через мыс Доброй Надежды (Южная Африка) и Магелланов пролив (Южная Америка), которые испанцы и португальцы моментально застолбили за собой и установили жесткий контроль за их использование.

Другие морские державы Европы (Англия, Франция и позднее Голландия) не были довольны таким положеним вещей, но в XVI веке не были способны вытеснить испанцев и португальцев с уже занятых путей, поэтому искали альтернативные пути — вдоль северного побережья Северной Америки (Северо-Западный проход) и северного побережья Евразии (Северо-Восточный проход), последний из которых и стал прообразом СМП.

Во второй половине XVI века были осуществлены экспедиции англичан (например, экспедии Ричарда Ченслора и Хью Уиллоби) и голландцев (экспедиции Виллема Баренца). С географической точки были провальными — главная цель достигнута не была, ибо дальше архипелага Новая Земля продвинуться не удалось. При этом обе страны установили торговые отношения с Россией и стали уже в следующем веке ее основными торговыми партнерами в Европе.

XVII—XIX века



Больших успехов в исследовании СМП добилась Россия — ей это было проще осуществить ввиду того, что еще в XII—XIII вв. побежье Европейского Севера были исследовано русскими мореходами (поморы) и заселено выходцами из Новгорода Великого и других городов. В конце XVI века совершались регулярные плаванья к устью Оби, а закрепиться на новых землях помогло основание острогов, позднее ставших городами — Берёзов (ныне Берёзово), Обдорск (Салехард), Мангазея. В начале XVII века русские мореходы доходили уже до устья Енисея и Пясины, в 1620—1640-е годы было исследовано побережье от Енисея до Колымы усилиями таких первопроходцев как Пянда, Иван Ребров, Илья Перфильев и Семён Дежнёв (последний совершил экспедицию, открывшей пролив между Чукоткой и Америкой).

В начале XVIII века Россия стала морской державой, что усилило интерес русских властей к освоению СМП. Наибольший вклад внесли знаменитые экспедиции Витуса Беринга — экспедиция 1724—1729 (Первая Камчатская) и 1733—1743 (Вторая Камчатская) годов, из которых наиболее плодотворной по результатам оказалась вторая, разделенная на отряды:

  • Двинско-Обский отряд — исследовал Баренцево (юго-восток акватории) и Карское (в районе устья Оби) моря
  • Обско-Енисейский отряд — исследовал береговую линию между Енисеем и Обью
  • Ленско-Енисейский отряд — исследовано побережье п-ова Таймыр, в частности открыта крайняя северная точка Евразии (мыс Челюскина)
  • Ленско-Колымский отряд — исследовано побережье п-ова Чукотка, обнаружено устье р. Анадырь
  • Южный отряд — исследован Курильский архипелаг и открыт морской путь в Японию
  • Академический отряд — проведены метереологические исследования на Камчатке, исследованы ост-ва Шантарские, положено начало научному изучению Сибири, её истории и природы
  • Верхнеудинско-Охотская экспедиция — проведены геодезические и этнографические исследования на территории от Бурятии до Хабаровского края
  • Отряд Беринга-Чирикова — Беринг совместно с Алексеем Чириковым провел экспедицию, в результате которой был открыт пролив между Чукоткой и Америкой (известный сейчас как Берингов пролив), а также исследованы северные берега Камчатки (был основан острог, ставший позднее Петрапавловском-Камчатским), северо-западное побережье Америки и острова в Беринговом море (Алеутский и Командорские)

Результаты Второй Камчатской экспедии оказались более чем впечатляющими — исследована большая часть северных берегов России и составлена их карта, которая почти соответствует современным, а также исследовано побережье Аляски (окончательно доказано существование пролива между Азией и Америкой), острова в северной части Тихого Океана, Южные Курильские острова (открыт путь в Японию).



Значительный вклад в изучение восточного участка СМП внесла экспедиция 1820—1824 гг. под руководством Ф. П. Врангеля и Ф. Ф. Матюшкина — было исследовано и нанесено на карту побережье от устья Колыму до Колючинской губы, а также совершено 4 похода по дрейфующим льдам, не имевших ранее аналогов.

XX век

До 1922 года



Освоение СМП была одной из насущных задач экономики России начала XX века — особенно она стала актуальной в связи с аграрной реформов П. А. Столыпина, по которой в Сибири крестьянам в массовом порядке выдавали землю, а также происходило развитие сельского хозяйства Сибири, которое требовало новых марштрутов вывоза сибирского хлеба на мировые рынки.

Советская эпоха







Еще в 1926 году постановлением Президиума ЦИК СССР были определены границы советского сектора Арктики — от Кольского полуострова через Северный Полюс до Берингова пролива. В 1930-е годы усилилась необходимость к освоении СМП — не только в экономических целях, но и в военных, ибо усиливалась угроза наступления новой мировой войны.

Советский Союз стал первой и единственной страной, активно использовавшей дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляла собой установленный на дрейфующей льдине комплекс станционных домиков, в которых жили участники экспедиций и необходимого оборудования. Впервые такой недорогой и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций отечественные ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.

К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике, велось обустройство таких опорных портов Северного морского пути, как Диксон, Игарка, Дудинка, Тикси, Певек и Провидения. Помимо существовавших в 1930-е годы задач по снабжению арктических строек и полярных станций, в годы войны возникла необходимость снабжения развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, а также доставки грузов из США и Канады.

Новейшее развитие



По сравнению с Суэцким каналом (основная морская трасса между Европой и Азией) Северный Морской Путь обладает ряд серьезных преимуществ для осуществления транзитных перевозок, как-то:

  • СМВ в 2,23 раза короче, что снижает расходы не только на топливо, но и на оплату труда персонала и фрахты судов
  • Отсутствие очереди и платы за проход
  • СМВ проходит максимально далеко от очагов морского пиратства

В 2016 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути проведено 410 судов общей валовой вместимостью 5 288?284 тонны. Для сравнения, в 2015 году было проведено 195 судов (общей валовой вместимостью 2042522 тонны). [4] При этом общий объём перевозок в 2015 году вырос на 45,4 % по сравнению с 2014 годом.[5]

В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути прошли 492 судна общей валовой вместимостью 7,17 миллионов тонн. Годом ранее этот показатель составлял 410 судов вместимостью 5,28 миллионов тонн.[7]. В целом в 2017 году объем перевозок по Северному морскому пути вырос почти на 43 % по сравнению с 2016 годом, достигнув 10,7 миллионов тонн.[8]

20 декабря 2017 года Госдума приняла Кодекс торгового мореплавания, согласно которому суда под российским флагом получат исключительное право на перевозку нефти и газа по СМП.[9]

Объёмы перевозок по Севморпути

Объём перевозок по Северному морскому пути с учётом транзитных грузов (тыс. тонн)

1933 1943 1953 1963 1971 1981 1986 1987 1991 1992 1995 1996 2000 2005 2006 2011 2013 2014 2015 2016 2017 2018[11] 2019[12] 2020[13]
130 289 506 1264 3032 5005 6455 6600 4804 3900 2400 1800 1600 2000 1956 3111 3930 3982 5392 7265 10691 20200 31500 32970

По данным исполнительного директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути (и бывшего начальника Администрации Северного морского пути) В. Михайличенко, к 2009 году по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился с 6—8 миллионов тонн грузов в год примерно в 5—6 раз [5] . Но уже в 2016 году объём перевезённых грузов по Севморпути превзошёл данные 80-х годов прошлого века, составив 7,26 млн тонн (+35 % к 2015 году) [3] .

Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.


В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.

Что такое Северный морской путь?

Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.

Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:

  • Западный, включающий переход от Мурманска до Дудинки и обслуживающийся ледоколами Мурманского пароходства;
  • Восточный, пролегающий между Дудинкой и Чукотским полуостровом, обслуживание которого возложено на Дальневосточное пароходство.

Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.

История освоения Севморпути

Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.


В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.

Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.

Крупнейшие порты Севморпути

Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.

  • Мурманск в Кольском заливе Баренцева моря, с двумя пирсами и 111 причалами;
  • Архангельск в Двинском заливе Белого моря, с 75 причалами;
  • Кандалакша на Кольском полуострове в губе Лупча Белого моря с 5 причалами;
  • Витино в губе Палкина Белого моря, с 4 причалами;
  • Онега в Онежском заливе Белого моря, с 7 причалами;
  • Мезень в Мезенском заливе Белого моря, с 3 причалами;
  • Варандей в Варандейской губе Баренцева моря, с 2 причалами;
  • Нарьян-Мар в устье реки Печоры, впадающей в Баренцево море, с 6 причалами;
  • Сабетта в Обской губе Карского моря, с 11 причалами;
  • Дудинка в Карском море, с 9 причалами;
  • Диксон в Енисейском заливе Карского моря, с 2 причалами;
  • Хатанга в устье реки Хатанги, впадающей в море Лаптевых, с 5 причалами;
  • Тикси в бухте Тикси моря Лаптевых, с 2 причалами;
  • Певек в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря, с 3 причалами;
  • Анадырь в Анадырском заливе Берингова моря, с 6 причалами;
  • Порт Провидения в бухте Провидения Берингова моря, с 4 причалами;
  • Эгвекинот в Заливе Креста Берингова моря, с 2 причалами;
  • Беринговский в бухте Угольная Берингова моря, с 4 причалами.


В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.

Караван судов на трассе Северного морского пути

5 августа 1940 года дизельная субмарина Щ-423 впервые в истории мирового подводного плавания совершила переход по Северному морскому пути, из Мурманска во Владивосток.

Согласно федеральному законодательству РФ, под акваторией Северного морского пути (СМП) понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Первым прохождением Северного морского пути российской экспедицией стала гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" в 1914-1915 годах. Экспедиция прошла по Севморпути с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр.

За одну навигацию Северный морской путь впервые был пройден экспедицией под руководством Отто Шмидта на судне "Сибиряков" в 1932 году.

Впервые в истории Северный морской путь под водой преодолела дизельная субмарина Щ-423 проекта "Щука". Экипаж под командованием капитана 3-го ранга Зайдулина 5 августа 1940 года отправился в переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток.

Переход длился 73 дня, субмарина прошла свыше семи тысяч морских миль, из которых более 600 миль во льдах. В дороге по Северному морскому пути субмарину сопровождали ледокол "Ленин" и транспорт "Александр Серов", на котором находились топливо, запасные детали, продовольствие и другие грузы. Этому походу было присвоено название "Экспедиция особого назначения — 10".

С началом Великой Отечественной войны опыт экспедиции подводной лодки "Щука" был использован в реальной боевой обстановке. Отряд подводных лодок Тихоокеанского флота Северным морским путем совершил скрытый поход в Атлантический и Ледовитый океаны.

Тихоокеанцы топили военные корабли и транспорты врага, сопровождали из Великобритании в Мурманск интернациональные морские караваны союзников, которые доставляли по ленд-лизу военную технику и боеприпасы.

В 1991 году Севморпуть был открыт для международного судоходства.

Северный морской путь — уникальный ресурс национальной экономики Российской Федерации, соединяющий порты европейского и дальневосточного побережий с портами в устьях сибирских рек в единую воднотранспортную систему.

Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море). Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 километров.

Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).

Северный морской путь представляет собой альтернативу транспортным артериям, проходящим через Суэцкий и Панамский каналы. Если путь из Мурманска в Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал составляет 24 тысячи километров, то Северным морским путем — менее 11 тысяч километров. От Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути 14 тысяч километров, через Суэцкий канал — 23 тысячи километров, вокруг Африки — почти 30 тысяч километров.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия.

К 1990-м годам прошлого столетия инфраструктура Северного морского пути соответствовала требованиям по обеспечению безопасных условий плавания. Но распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства негативно сказались на состоянии Северного морского пути. По данным Минтранса, после 1993 года транзитные перевозки носили случайный характер — в отдельные годы не более одного-трех рейсов. К концу 1990-х годов работа Северного морского пути была практически парализована.

В последние несколько лет наметилась тенденция к увеличению объемов морских перевозок.

Согласно статистическим данным, в 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тысяч тонн (проведено 4 судна), в 2011 году — более 820 тысяч тонн (проведено 34 судна), в 2012 году эта цифра составила 1,26 миллиона тонн (проведено 46 судов).

В настоящее время выдается более 600 разрешений на проводку судов в год. Объем доставляемых грузов составляет порядка 4 миллионов тонн.

Основными пользователями Северного морского пути являются "Норильский никель", Газпром, Лукойл, Роснефть, Росшельф, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), а также Чукотка.

8 июня 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил комплексный проект развития Северного морского пути с целью реализации потенциала этой акватории как для транзитного судоходства, так и для доставки грузов из соответствующих пунктов, находящихся на севере России, и в них.

Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий. Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года. Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.


Маршрут Северного морского пути

Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.


Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана. За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента). Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.

В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.


История освоения Северного морского пути

Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния. Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий. Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту.


Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область). В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы. Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.


Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году. Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы. До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.

Экспедиции по Северному морскому пути

До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стал длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.


Однако не думайте, что на протяжении всей экспедиции вы будете лишь сидеть на борту корабля и смотреть на арктические просторы. За время в пути вы увидите:

  • главные достопримечательности Чукотки, мысы Челюскин и Дежнева;
  • гренландских китов и белух, белых медведей и моржей, огромные колонии северных птиц и лежбища тюленей;
  • заповедник на острове Врангеля, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • удаленные от цивилизации деревни чукчей-оленеводов и эскимосов;
  • старые маяки и заброшенные метеорологические станции на необитаемых арктических островах;
  • самую северную территорию на планете — Землю Франца-Иосифа.



Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике:

Читайте также: