Как называется спортивный сплав по горным рекам и искусственным гребным каналам на надувных судах

Обновлено: 28.04.2024

СПЛАВ СПОРТИВНЫЙ, направление водного туризма, сформировавшееся во второй половине 20 в., сплав по бурной воде на специальных судах (каяках, катамаранах, плотах и др.), управляемых только мускульной силой. В отличие от туристско-экскурсионных путешествий по рекам, спортивный сплав ориентирован на прохождение сложных маршрутов, насыщенных разного рода препятствиями, преодоление которых требует специальной подготовки и нередко связано с риском для жизни и здоровья спортсменов. Различают три разновидности спортивного сплава: экстремальный сплав по рекам, гребной слалом, фристайл на бурной воде.

ПРЕПЯТСТВИЯ

Препятствия, представляющие интерес для всех форм спортивного сплава, возникают на реках и искусственных водоемах при наличии достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км трассы). Препятствиями могут быть нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Сложность препятствий повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Наиболее характерные препятствия – сливы, валы и бочки, при концентрации препятствий на участке реки образуются пороги.

Сложность препятствия или маршрута оценивают различными шкалами категорий сложности. В двух наиболее распространенных – международной и отечественной – препятствия подразделяются на шесть категорий, от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Международная шкала ориентирована на классификацию технической сложности отдельных участков реки или препятствия, тогда как отечественная шкала учитывает, кроме того, автономность путешествия и протяженность маршрута в целом. При оценке сложности препятствия в обеих системах принимаются во внимание уклон русла и расход воды, концентрация элементов препятствия, протяженность препятствия, возможность или невозможность обхода основных элементов порога по более спокойной воде, а также степень опасности для жизни спортсмена. Иногда степень сложности препятствия оценивают отдельно для разных типов спортивных судов.

(водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Сложны для прохождения крутые (более 45°) высокие сливы, сравнимые по высоте с длиной судна. Несмотря на величественную красоту, особенно сложны и опасны водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Практически всегда сливы сочетаются с другими препятствиями – валами и бочками.

(стоячие волны), неподвижные относительно берегов, образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Сложны и опасны для прохождения мощные крутые валы с пенным гребнем на вершине, высота которых в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.

Бочки

(пенные ямы, котлы) образуются в месте падения воды с крутых сливов, при этом возникает участок вспененной воды с сильной вертикальной циркуляцией, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка судно погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой вероятностью может его перевернуть.

Порог,

сочетание препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней), образующее участок реки повышенной сложности. Последовательное сочетание нескольких порогов называют каскадами, их наиболее сложная и опасная разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.

По современным представлениям, спортивный сплав возможен по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Проходимыми считаются водопадные сливы высотой до 30 м, а также валы и бочки, по геометрическим размерам превосходящие судно не более чем вдвое.

Шивера,

разновидность порога, отличается отсутствием ярко выраженных сливов и валов. Для шиверы характерны более пологий уклон, обилие надводных и подводных камней, хаотично разбросанных в русле. Шиверы сложны для прохождения, так как требуют постоянного маневрирования, но менее опасны, чем пороги, поскольку мощь потока сконцентрирована не в сливах или бочках, а равномерно распределена по всей ширине русла. Нередко встречаются мелководные шиверы.

СПЛАВНЫЕ СУДА

В настоящее время существуют несколько основных типов судов для спортивного сплава, которые по способу гребли подразделяются на три класса: под байдарочную, канойную и распашную греблю.

Байдарка,

Большинство байдарок, используемых при сплаве, разборные, каркасно-надувные. При сборке наружная оболочка из прочной водонепроницаемой ткани натягивается на каркас из алюминиевого сплава. Плавность обводов и неуязвимость при ударах о камни, неизбежных при прохождении порогов, обеспечиваются надувными баллонами, размещенными между каркасом и оболочкой судна. В последнее время появились цельнолитые полиэтиленовые двухместные байдарки.

Каноэ,

судно с канойным типом гребли (однолопастным веслом с одной стороны корпуса лодки). Название, форма и основные идеи конструкции каноэ были заимствованы у американских индейцев, которые использовали подобные суда для плавания по рекам.

Во всех спортивных каноэ гребцы стоят на коленях, для обеспечения жесткости посадки и полной управляемости судна пристегиваются ремнями, идущими через среднюю часть бедра. Герметичность судна обеспечивается применением юбки. Современные сплавные и слаломные каноэ по своим обводам и размерам практически не отличаются от байдарок.

Катамаран

ВИДЫ СПОРТИВНОГО СПЛАВА

Гребной слалом,

наиболее высокоспециализированная сплавная дисциплина, олимпийский вид спорта с 1972. Отличается высокой степенью формализации. В слаломе применяются три типа сплавных лодок: К1 (одноместная байдарка), С1 (одноместное каноэ), С2 (двухместное каноэ). Лодки изготавливаются из композитных материалов (стекло-, угле- и органопластиков), размеры и вес лодок строго регламентированы для каждого класса (например, К1 должен быть не менее 4 м в длину, 60 см в ширину и весить не менее 9 кг). Соревнования по слалому проводятся на искусственных каналах (реже на естественных трассах – участках горных рек). Сложность элементов потока на таких трассах принято устанавливать на среднем уровне – не выше третьей категории по международной шкале. Дальнейшее усложнение производится за счет установки на трассе подвесных ворот, задающих траекторию движения. При судействе учитываются скорость прохождения дистанции, а также правильная последовательность и чистота прохождения ворот – отсутствие касаний вешек, образующих ворота, корпусом лодки, телом спортсмена или веслом. За неправильное прохождение начисляют штрафные секунды – от 2 секунд при касании вешек до 50 секунд при непрохождении ворот. При подсчете итогового времени суммируется время прохождения трассы и штрафное время.

В области гребного слалома неоценим вклад Р.Фокса, английского спортсмена и конструктора лодок. У истоков гребного слалома в СССР стоял российский спортсмен С.Папуш.

Фристайл

Экстремальный сплав,

наиболее универсальная спортивная дисциплина. Начало бурного развития экстремального сплава во всем мире пришлось на 1970–1980-е годы. Исторически сложились существенные различия между западным и отечественным подходами к сплаву по бурной воде. Западные спортсмены уделяли большое внимание гребному слалому, позже –развитию фристайла, а экстремальные путешествия проводились в виде коммерческих туров и значительно реже как экстремальные экспедиции (преимущественно на каяках). В отечественной практике подавляющее большинство спортсменов занималось именно экспедиционным сплавом по горным рекам, часто в отдаленных, труднодоступных районах. Универсальные соревнования по экстремальному сплаву до 1990-х годов проводились только в СССР и России.

В отечественной практике соревнования по экстремальному сплаву подразделяются на два класса – очные и заочные. Под классом очных соревнований понимают так называемые соревнования по технике водного туризма. Они проводятся, как правило, на горных реках в течение всего сезона открытой воды, обычно весной и в начале лета. Из наиболее известных в отечественной практике можно привести ралли на р.Белая (Северный Кавказ, Адыгея), Чуя-Ралли (р.Чуя, Алтай), соревнования в Лосево (СПб), фестиваль каякеров на р.Мзымта (Западный Кавказ, окрестности г.Адлер), из зарубежных – CAMEL Whitewater Сhallenge (проводился до 2000) и Чемпионат мира по рафтингу. В соревнованиях принимают участие команды, составленные из нескольких экипажей судов разных классов. В состав команды обычно входят четырехместный и двухместный катамараны, каяк, иногда двухместная байдарка, в последнее время нередко и рафт. Участники соревнуются в личном и командном зачетах на нескольких дистанциях, как правило, одна-две технические (сплав по слаломной трассе на участке сложного порога) и одна-две скоростные (сплав по протяженному – несколько километров – сложному участку реки). Слаломная трасса устанавливается на существенно более сложном участке, чем принято в гребном слаломе. Протяженная дистанция может включать прохождение порогов высшей категории сложности. Прохождение технических дистанций оценивается по правилам, близким к правилам гребного слалома. На скоростных гонках учитывается скорость и безаварийность прохождения трассы (финиш на перевернутом судне и/или с неполным экипажем многоместного судна не засчитывается). Общий итог соревнований является комплексным. Иногда вводятся этапы родео, подразумевающие выполнение элементов фристайла.

В класс заочных соревнований по экстремальному сплаву входят национальные и региональные чемпионаты по водному туризму. Для судейства применяют метод экспертной оценки отчета группы о прохождении маршрута, составляемый по общей форме для групп, заявленных в качестве участников соревнований. Объективность обеспечивается обязательным предоставлением фото-, кино- и видеоматериалов о прохождении группой основных препятствий маршрута. Высоко оцениваются первопрохождения рек и препятствий экстремальной сложности.

В экстремальном сплаве по горным рекам наиболее заметный след оставил англичанин М.Джонс, положивший начало современным представлениям о сплаве на каяке, организатор первопрохождения на каяках Голубого Нила в Африке, р.Ориноко в Южной Америке и р.Дудх-Коси в Непале. Современные эксперты в области экстремального сплава – американцы Дж.Лагбил и Т.Берман. Берман – рекордсмен по прыжкам с водопадов. Рекорд высоты такого прыжка, зафиксированный в Книге рекордов Гиннеса (1999), составляет 30 м.

Наиболее известные специалисты, оставившие заметный след в истории советского и российского экстремального сплава, – плотовики В.Брежнев, В.Мустафин, В.Говор, М.Колчевников, А.Краснов, Г.Леонтьев. С их именами в основном связано большинство первопрохождений самых сложных рек на территории СССР. Катамаранщики С.Кириллов, А.Волков, С.Лагода, С.Черник – признанные эксперты в области первопрохождений на катамаранах самых сложных и опасных препятствий. Байдарочники В.Григорьев, С.Папуш, С.Рагимов были организаторами и участниками прохождений сложных рек на байдарках (наиболее уязвимых судах). Папуш – признанный автор концепции сплавного катамарана.

Экипировка

Абсолютно необходимый минимум средств защиты – комплект из жесткого пластикового шлема и спасательного жилета.

Спасательный жилет существенно повышает вероятность выживания человека, оказавшегося в потоке вне судна, при этом он должен обеспечивать гребцу полную свободу движений. На практике спасжилеты объемом до 5 литров применяются в гребном слаломе и фристайле, до 10 литров – при других видах сплава на каяках, байдарках и каноэ. Гребцы крупных судов (катамаранов и плотов, а также рафтеры) могут позволить себе спасжилет большего объема, иногда до 30 литров.

При сплаве по горным рекам для защиты от переохлаждения практически всегда необходим гидрокостюм. В зависимости от температуры воды и вида спорта применяют гидрокостюмы различной комплектации, системы и толщины. В слаломе и фристайле спортсмены надевают легкие прорезиненные куртки-безрукавки и неопреновые шорты. Для сплава по рекам нужны более закрытые комплекты. Как правило, в такой комплект входит неопреновый комбинезон, куртка с длинными рукавами и специальные неопреновые боты. Свойства неопрена обеспечивают тепло и удобство работы даже при сплаве по воде с температурой около 0°, при низких температурах воздуха и плохих погодных условиях.

Иногда, особенно для крикинга, применяют пластиковые щитки для усиления защиты коленей и локтей. Из специфического снаряжения стоит упомянуть зажим для носа для предотвращения попадания воды в верхние дыхательные пути.

Страховка.

Прохождение препятствий высокой сложности на спортивных судах опасно для жизни и здоровья людей. С целью повышения уровня безопасности участники прохождения препятствий обеспечиваются страховкой – комплексом мер по предотвращению последствий аварии спортивного судна. Наиболее эффективна и надежна страховка с воды с помощью страхующего судна, находящегося в готовности к спасработам в безопасном месте ниже по течению. Задача страховки – в первую очередь эвакуация из потока людей, а также доставка на берег потерпевшего аварию судна и снаряжения. Применяются также береговые посты страховки.

Спортивный сплав, как и другие виды спорта, требует постоянных тренировок для поддержания высокого уровня как общей физической подготовки, развивающей выносливость, силу, координацию движений, быстроту реакции, так и специальной – отработки технических приемов гребли и другой работы веслом.

Спортивный сплав занимает в настоящее время одно из наиболее заметных мест в ряду так называемых экстремальных спортивных дисциплин. Важнейшая его особенность – высочайший уровень эмоциональной насыщенности, присущий всем формам сплава, – один из главных стимулов для занятия спортивным сплавом по бурной воде. Сосуществование с несущимся потоком вспененной воды несет в себе колоссальный заряд положительных эмоций, особенно когда спортсмен в состоянии четко и правильно действовать в агрессивной и стремительно меняющейся среде горного потока, сохранять хладнокровие и контроль над собственными психическими и физическими реакциями. В начале 21 в. эта разновидность экстремальной активности человека – одна из самых массовых и динамично развивающихся.

Водный туризм. Сост. В.Григорьев. М., 1990
Энциклопедия туриста. М., 1993
Юрин В.Е. Сольфеджио белой воды. М., 1997
Папуш. История явления. – Вертикальный мир, 2001, № 25–25

Видов каякинга множество, под каждый требуется свой конкретный вид каяка.

Фристайл на бурной воде

Фристайл на бурной воде — официальное название дисциплины, ранее — фристайл-каякинг, родео, playboating. Суть фристайла на каяке — выполнение акробатических элементов на локальном водном препятствии, волне или бочке. Такое место для катания называют плейспотом:

Фристайл на бурной воде, фристайл-каякинг, родео на каяке

Выполнение элемента фристайла на бурной воде под названием Спейс-годзилла на финском плейспоте Нейтикоски, что недалеко от городка Лиекса.

Я специализируюсь именно по этой дисциплине, она также дает полезные навыки, необходимые и в других видах каякинга — эскимосский переворот, навыки поведения в бочке и на валу, навыки серфа. Каяки для фристайла рассчитаны, прежде всего, для вращения, поэтому они короткие и плоскодонные. Материал изготовления — полиэтилен, но чем более спортивным становится это направление каякинга, тем чаще эти лодки делаются из композитных материалов — карбоновых и кевларовых тканей с пропитками из специальных смол.

Сплав

Люди, которые не знают о разных видах каякинга, представляют себе в первую очередь именно сплав по порогам. Можно сплавляться в близлежащей Карелии, но гораздо интереснее выезжать в места, где есть горные реки — Алтай, Кавказ, Швеция, Норвегия, Корсика.

Каякинг на горных реках — это также прыжки со сливов и водопадов:

Прыжок с учебного водопада в Швеции. Прохождение первого водопада секции нижней Раумы (Норвегия).

А еще есть игровой сплав на каяках, когда каждый встреченный на реке валик используется для серфа или для какого-либо специального трюка, как во фристайле на бурной воде. Каяки для игрового сплава представляют из себя гибрид сплавной лодки и каяка для фристайла.

Гребной слалом

Гребной слалом — олимпийский вид спорта. Основной целью является прохождение трассы за минимальное время. Но это не просто скоростной спуск на каяке, а активное маневрирование: возвраты по суводям, траверсы, тактика и стратегия. Лодки для гребного слалома — как крылья: длинные, 3.5 метра, но без киля, с плоским дном — скоростные, легкие, маневренные:

Гребной слалом

По назначению слаломные каяки используют на специально оборудованных слаломных каналах, где можно повесить трассу, обозначив ее вешками.

И во фристайле на бурной воде, и в слаломе существуют каноисты, которые тоже в некотором роде каякеры — они сидят в каяках, но на коленях. И гребут веслом с одной лопастью:

Каноист слаломист

Морской каякинг, сиякинг

Сиякинг, морской каякинг

Кануполо

Кануполо — подобие гандбола на воде, игра в ручной мяч, но с каяками и веслами:

Атака на ворота кануполо весла каяки

Сноукаякинг

Не является какой-либо отдельной дисциплиной, но все более набирает популярность катание на каяках по снегу, с гор или же на прицепе за снегоходом. Что делать каякеру зимой, когда вода замерзла? Вместо санок и ватрушек — любимые лодочки. Это развлечение и называется сноукаякингом:

Каяк в воздухе

Сквирт-каякинг, серф на морских волнах и прочие виды каякинга

Сквирт каякинг это

Freestyle Squirt Kayaking, Clare O’Hara


Современная лодка для сплава по горным рекам имеет мало схожего с обычным плотом. Однако это обусловлено достаточной опасностью, из-за чего средство передвижения должно быть более надёжным.

Видео

Техника безопасности нарафтах

Рафтинг — один из экстремальных видов спорта, поэтому даже в простых маршрутах нужно следовать правилам безопасности. В рамках любого тура обязательно проводится инструктаж, в котором объясняется, как вести себя во время сплава и как правильно преодолевать препятствия.

Нужно неукоснительно соблюдать все указания инструктора, в том числе:

  • Не снимать спасательный жилет и каску. При этом они должны быть подогнаны по размеру с учетом фигуры и формы головы.
  • Сидеть на бортах рафта, а не на внутренних банках.
  • Плотно закрепляться ногами за переднюю банку.
  • Правильно держать весло: одна рука должна быть на рукоятке, вторая — в 20−30 см от лопасти.
  • Не употреблять алкоголь на воде во время сплава.

Инструктор также всегда объясняет правила поведения в непредвиденных ситуациях — как вести себя, если выпали из рафта или оказались под ним и др.


Снаряжение

Важной составляющей сплава является снаряжения. Обязательными элементами снаряжения для всех участников являются защитный шлем на голову и спасательный жилет (их выдаёт компания, которая занимается организацией сплавов). Кроме этого, в экипировку должна входить обувь с жёсткой подошвой (подходят кроксы, что фиксируются на пятке, но не шлёпки, которые слетают с ноги). Весной или осенью (в зависимости от погодных условий) вам также понадобится гидрокостюм и гидроноски (по желанию можно взять на прокат в местах организации сплава). Это одежда, которая защитит вас от переохлаждения, так как она водопроницаема. Однако в любом случае позаботьтесь о дополнительном сухом комплекте одежды, нижнего белья и обуви, которые понадобятся вам после сплава.


Полная экипировка рафтера в прохладный сезон

Также возьмите с собой водонепроницаемые пакеты с ЗИПом, чтобы положить туда ценные вещи и телефоны. Перед началом сплава вы обязательно пройдёте инструктаж по технике безопасности. Главное — не паниковать ни при каких обстоятельствах. Инструкторы всегда подбирают маршруты, которые соответствуют опыту и подготовке участников рафтинга. Но это не исключает внимательность, ответственность и трезвую оценку ситуации с вашей стороны.

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

  • Грузия;
  • Непал;
  • Турция;
  • Украина;
  • Индия;
  • Перу;
  • Италия;
  • Уганда.

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Экстремальный вид спорта

Рафт – достаточно безопасное судно даже для новичков. Баллон рафта разделен на секции, чем больше секций – тем ниже маневренность, но выше безопасность судна. Если острые камни пробьют прочный синтетический баллон, остальные секции удержат лодку на плаву. Других поломок произойти не может, тем более что вода сама скатывается с палубы, и даже если рафт переворачивается, он все равно остается на плаву, а страховочный канат позволяет экипажу удержаться у лодки.

В качестве дополнительного снаряжения спортсменам и туристам рекомендуют использовать спасательные жилеты и шлемы: при прохождении порогов есть риск удара, а стремительное горное течение может стать проблемой даже для хорошего пловца. В качестве экстремального развлечения рафтинг требует от гребцов выносливости, отработанной координации, выдержки, умения быстро принимать решения.

Заброска

Катамараны и тяжелую экипировку мы отправили за неделю до путешествия транспортной компанией. Она должна была привезти все на вокзал в тот же день, когда нас будут ждать микроавтобусы. Так и получилось.

Обычно спортивные реки находятся в местах без инфраструктуры. Туристов закидывают на реки местные. Их контакты есть на сайтах и форумах, посвященных водному туризму. Между ними есть договоренности, и законы свободного рынка тут не действуют. Например, из Иркутска на реку Снежную не возят, только из Улан-Удэ. Потому что местные так договорились.

Организаторы коммерческих сплавов пользуются услугами тех же водителей.

Мы выбирали из четырех вариантов заброски: пешком, на лошадях, на вездеходе или вертолете.

Наши четыре варианта заброски

Способ Время Стоимость
Пешком 48 часов бесплатно
На лошадях 48 часов 30 000 Р
На вездеходе 12—20 часов 135 000 Р
Вертолетом 2—3 часа 290 000 Р

Стоимость 30 000 Р

Стоимость 135 000 Р

Вертолетом Время 2—3 часа Стоимость 290 000 Р

Выбрали вариант с вездеходом. Пеший не рассматривали, на лошадях медленно, на вертолете слишком дорого.

В итоге наш маршрут выглядел так:

  1. От вокзала Улан-Удэ до поселка Баянгол добрались на двух микроавтобусах.
  2. От Баянгола в тайгу доехали на камазе.
  3. В тайге пересели на вездеход и доехали наконец до точки старта сплава.

На все заложили 48 часов — на случай, если что-то пойдет не так.

В самом начале пути у микроавтобуса сломался задний мост, пришлось искать в поселке другой транспорт. Нашли за полтора часа, перегрузились — поехали дальше.

С 10:00 до 19:30 добирались до полузаброшенного поселка Баянгол, где раньше добывали уголь, а сейчас ничего нет. Тут живут пенсионеры и водитель камаза, который повезет нас дальше. Оказалось, что в вездеходе вместе с нами поедут друзья нашего водителя — оперативники из Улан-Удэ. Сегодня день полиции — значит, надо сгонять на охоту, а места же всем хватит.


Едем в кузове камаза, а сзади уже догоняет вездеход с полицейскими из Улан-Удэ. Скоро мы на него пересядем и поедем до точки старта сплава. Фото: Александр Колбин


Внутри вездехода попытались уложиться и немного поспать. Так и ехали с полуночи до пяти утра. Фото: Александр Колбин

В три ночи вездеход встал, а нас попросили выйти. Оказывается, мы доехали до перевала Хамар-Дабан и теперь, чтобы духи не прогневались, нужно выпить стопку водки и помедитировать на спасение всех живых существ на Земле. Вот предыдущая группа отказалась и ехала двое суток. Пришлось пить.

Спланировать время заброски на вездеходе нереально. Нам водитель сказал, что самое быстрое время, за которое он добрался до места — 3,5 часа, а самое долгое — 2 суток. Вот где-то в этом промежутке и приедем. Мы доехали за 5 часов — считаем, что повезло.



Разгружаемся в 5 утра, чтобы наскоро поставить палатки и проспать до полудня

Особенности

В отличие от многочисленных водных видов спорта, рафтинг является больше коммерческим предприятием и входит в область экстремального водного туризма. Все спуски разделяются по уровню сложности и потому имеются такие, где безопасно для новичков, в том числе и для детей.

Вам достаточно будет: просто заплатить, купив тур и указав уровень сложности, после чего вас включат в группу.

В зависимости от уровня сложности трассы, различаются и виды рафтов. Так, если предстоит спуск по очень бурным, имеющим большое число порогов, рекам, будут применяться специальные рафты, не имеющие каркаса и уключин. Могут использоваться способ гребли как в каноэ, где каждый путешественник получает однолопастное весло.

Если необходимо перевозить грузы, например, при экспедициях, то в этом случае используются специальные лодки, которые будут усилены рамой, придающей отдельную жесткость и оснащенной уключинами для распашных весел.

Такое по конструкции судно может использоваться и для перевозки туристов, которые хотят острых ощущений, но не могут или не хотят при этом грести канойными веслами. Встретить распашные рафты можно на реках всех сложностей, даже на маршрутах, которым было присуждена 5 категория сложности.

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убо

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Политика регистрации

Статус участника подтверждается онлайн-регистрацией.

Друзья и родственники любых участников не допускаются в те места, где разыгрывается рафтинг.

Возраст участника должен быть не менее шести лет.

Все участники должны носить спасательные жилеты на время участия в гонке. Куртка не может быть снята без разрешения инструктора.

Участники должны сидеть в плоту и избегать скачек.

Участникам не разрешается употреблять алкоголь, так как они могут потерять равновесие или не могут видеть ясно.

Статус участника подтверждается онлайн-регистрацией.

Друзья и родственники любых участников не допускаются в те места, где разыгрывается рафтинг.

Возраст участника должен быть не менее шести лет.

Все участники должны носить спасательные жилеты на время участия в гонке. Куртка не может быть снята без разрешения инструктора.

Участники должны сидеть в плоту и избегать скачек.

Участникам не разрешается употреблять алкоголь, так как они могут потерять равновесие или не могут видеть ясно.

Общая экипировка

Перед походом команда собирает общую экипировку: тенты, кухню, инструменты. У нас было два тента: вещевой 4×3 метра и костровой 4×5,8. Под вещевым прятали рюкзаки, под костровым ставили кухню.

Тенты продаются в любых туристических магазинах и стоят от 2 до 6 тысяч рублей. Костровой обошелся в 5590 Р .


За тенты в команде отвечает специальный человек: он первым бежит на место нового лагеря и оценивает, где какой натягивать

Кухня — это сумка с поварской утварью: котелками, газовой горелкой, банками со специями, поварешкой и топорами. Ее возят на дежурном катамаране, команда которого в этот день отвечает за обед, ужин, перекусы на коротких стоянках и завтрак. Потом дежурство переходит другой команде.

У нас было три котелка по 12 литров: в одном варили основное блюдо, в другом кипятили воду для чая, в третьем — техническую для мытья. Вся утварь покупается в туристических магазинах или несется из дома. Например, сковородку нам кто-то подарил. Всю кухню можно собрать в туристических или охотничьих магазинах.

Соблюдение правил безопасности на рафтинге

При наличии пострадавших необходимо своевременно оказать первую помощь. Для предотвращения стрессовых ситуаций все участники перед началом спуска должен быть проинформированы о возможном перевороте и способах доставки плавсредства на берег или возврата его в рабочее состояние. Также в инструктаж входит умение без паники и посторонней помощи самостоятельно добраться к берегу, и оказать необходимую помощь другим участникам команды. Каждый участник спуска по реке должен владеть навыками преодоления последствий аварийной ситуации. Самые сложные пороги преодолеваются на разгруженных суднах с хорошо подготовленной страховкой.

Виды гребли и туров

Типы гребли в рафтинге делятся на 3 основные типа. Первый — при помощи обычных распашных вёсел, которые закреплены на специальной раме. Также применяют способ гребли, как для каноэ, при котором гребцы равномерно располагаются по периметру бортов. Они сидят на гондолах, а ноги зафиксированы в специальных петлях на дне рафта. Самые опытные участники находятся сзади, выполняя роль рулевых, и отдают команды остальным. Порой этим занимается один человек, который является командиром группы. Существует также комбинированный способ, когда гребцам на распашных вёслах помогают каноисты.

Но какой бы способ ни был выбран, главное — это слаженные действие всей команды, синхронная работа по удержанию рафта в нужном положении и жёсткая субординация, которая поможет успешно закончить сплав.

Всего существует шесть уровней (категорий) сложности рафтинг-туров, от самого простого до наисложнейшего соответственно. До третьего уровня туры предполагают участие людей, не имеющих спецподготовки, они сидят на бортах рафта, следуя командам инструктора. В некоторых случаях гребцы находятся внутри рафта, прямо на рёбрах жёсткости, неплохо выполняющих и роль пуфиков. Начиная с четвёртого уровня для допуска к прохождению требования ужесточаются, а шестой пройти могут лишь опытные профессионалы. Личная безопасность обеспечивается средствами защиты: касками, спасательными жилетами. Если сплав осуществляется в холодной воде, то к ним добавляются неопреновая обувь и гидрокостюмы.

На популярность того или иного маршрута влияет множество факторов, среди которых главными являются:

  1. Так как вся суть рафтинга — в прохождении препятствий, на первом месте стоит количество интересных участков и степень сложности.
  2. Наличие достопримечательностей (водных и исторических), которые можно увидеть при преодолении маршрута.
  3. Расположение и возможности добраться до точки старта. Ведь некоторые туры могут проходить в самых отдалённых местах планеты, до которых добраться могут не все.

Но даже на самом простом маршруте рафтинг по реке не перестаёт быть экстремальным занятием. И оно несёт в себе как изрядную дозу адреналина и впечатлений, так и некую долю риска. Бытует мнение, что этим могут заняться полные новички, без советов и руководства опытного гида, — оно в корне неверно. Это увлекательно и безопасно (обратно же — относительно безопасно) только при соблюдении правил безопасности, наличии опытного сопроводителя и соответствующего подготовке участка реки. Конечно, в сравнении с греблей на байдарке либо каяке, требующих длительных тренировок, рафтинг кажется относительно лёгким и щадящим способом покорить реку. Но это не мешает его популярности, так как любители экстрима среди непрофессионалов оценили его по достоинству.

В этом виде спорта при непосредственном сплаве существует всего 6 команд, за счёт которых рафт перемещается по течению:

  1. Ход — команда прилагает все силы для движения рафта вперёд.
  2. Малый ход — участники гребут вполсилы.
  3. Табань — назад.
  4. Зацеп — такой гребок, который смещает лодку параллельно текущему её положению (осуществляется перпендикулярно оси рафта).
  5. Отлом — гребок, смещающий рафт и противоположный зацепу.
  6. Суши — вёсла кладутся на колени (отдых).

Снятие с камня

Снятие с камня

Любой стропил должен знать, как открепиться от камня. Иногда, даже в быстрых водах, камень появляется из ниоткуда и зацикливается под плотом или где-либо еще, заманивая вас в ловушку. В этом случае попробуйте найти место, где скала поймала плот. Чтобы сохранить регулярность, вы должны осторожно переместить большую часть веса в плот на противоположную сторону. Используйте свои весла в воде, чтобы протолкнуться против течения и от скалы.

Международная федерация рафтинга (ISF) является руководящим органом этого соревнования. У каждой страны-участницы есть свой руководящий орган, чтобы успешно организовать спорт на протяжении всего календаря.


Современная лодка для сплава по горным рекам имеет мало схожего с обычным плотом. Однако это обусловлено достаточной опасностью, из-за чего средство передвижения должно быть более надёжным.

Видео

Техника безопасности нарафтах

Рафтинг — один из экстремальных видов спорта, поэтому даже в простых маршрутах нужно следовать правилам безопасности. В рамках любого тура обязательно проводится инструктаж, в котором объясняется, как вести себя во время сплава и как правильно преодолевать препятствия.

Нужно неукоснительно соблюдать все указания инструктора, в том числе:

  • Не снимать спасательный жилет и каску. При этом они должны быть подогнаны по размеру с учетом фигуры и формы головы.
  • Сидеть на бортах рафта, а не на внутренних банках.
  • Плотно закрепляться ногами за переднюю банку.
  • Правильно держать весло: одна рука должна быть на рукоятке, вторая — в 20−30 см от лопасти.
  • Не употреблять алкоголь на воде во время сплава.

Инструктор также всегда объясняет правила поведения в непредвиденных ситуациях — как вести себя, если выпали из рафта или оказались под ним и др.


Снаряжение

Важной составляющей сплава является снаряжения. Обязательными элементами снаряжения для всех участников являются защитный шлем на голову и спасательный жилет (их выдаёт компания, которая занимается организацией сплавов). Кроме этого, в экипировку должна входить обувь с жёсткой подошвой (подходят кроксы, что фиксируются на пятке, но не шлёпки, которые слетают с ноги). Весной или осенью (в зависимости от погодных условий) вам также понадобится гидрокостюм и гидроноски (по желанию можно взять на прокат в местах организации сплава). Это одежда, которая защитит вас от переохлаждения, так как она водопроницаема. Однако в любом случае позаботьтесь о дополнительном сухом комплекте одежды, нижнего белья и обуви, которые понадобятся вам после сплава.


Полная экипировка рафтера в прохладный сезон

Также возьмите с собой водонепроницаемые пакеты с ЗИПом, чтобы положить туда ценные вещи и телефоны. Перед началом сплава вы обязательно пройдёте инструктаж по технике безопасности. Главное — не паниковать ни при каких обстоятельствах. Инструкторы всегда подбирают маршруты, которые соответствуют опыту и подготовке участников рафтинга. Но это не исключает внимательность, ответственность и трезвую оценку ситуации с вашей стороны.

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

  • Грузия;
  • Непал;
  • Турция;
  • Украина;
  • Индия;
  • Перу;
  • Италия;
  • Уганда.

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Экстремальный вид спорта

Рафт – достаточно безопасное судно даже для новичков. Баллон рафта разделен на секции, чем больше секций – тем ниже маневренность, но выше безопасность судна. Если острые камни пробьют прочный синтетический баллон, остальные секции удержат лодку на плаву. Других поломок произойти не может, тем более что вода сама скатывается с палубы, и даже если рафт переворачивается, он все равно остается на плаву, а страховочный канат позволяет экипажу удержаться у лодки.

В качестве дополнительного снаряжения спортсменам и туристам рекомендуют использовать спасательные жилеты и шлемы: при прохождении порогов есть риск удара, а стремительное горное течение может стать проблемой даже для хорошего пловца. В качестве экстремального развлечения рафтинг требует от гребцов выносливости, отработанной координации, выдержки, умения быстро принимать решения.

Заброска

Катамараны и тяжелую экипировку мы отправили за неделю до путешествия транспортной компанией. Она должна была привезти все на вокзал в тот же день, когда нас будут ждать микроавтобусы. Так и получилось.

Обычно спортивные реки находятся в местах без инфраструктуры. Туристов закидывают на реки местные. Их контакты есть на сайтах и форумах, посвященных водному туризму. Между ними есть договоренности, и законы свободного рынка тут не действуют. Например, из Иркутска на реку Снежную не возят, только из Улан-Удэ. Потому что местные так договорились.

Организаторы коммерческих сплавов пользуются услугами тех же водителей.

Мы выбирали из четырех вариантов заброски: пешком, на лошадях, на вездеходе или вертолете.

Наши четыре варианта заброски

Способ Время Стоимость
Пешком 48 часов бесплатно
На лошадях 48 часов 30 000 Р
На вездеходе 12—20 часов 135 000 Р
Вертолетом 2—3 часа 290 000 Р

Стоимость 30 000 Р

Стоимость 135 000 Р

Вертолетом Время 2—3 часа Стоимость 290 000 Р

Выбрали вариант с вездеходом. Пеший не рассматривали, на лошадях медленно, на вертолете слишком дорого.

В итоге наш маршрут выглядел так:

  1. От вокзала Улан-Удэ до поселка Баянгол добрались на двух микроавтобусах.
  2. От Баянгола в тайгу доехали на камазе.
  3. В тайге пересели на вездеход и доехали наконец до точки старта сплава.

На все заложили 48 часов — на случай, если что-то пойдет не так.

В самом начале пути у микроавтобуса сломался задний мост, пришлось искать в поселке другой транспорт. Нашли за полтора часа, перегрузились — поехали дальше.

С 10:00 до 19:30 добирались до полузаброшенного поселка Баянгол, где раньше добывали уголь, а сейчас ничего нет. Тут живут пенсионеры и водитель камаза, который повезет нас дальше. Оказалось, что в вездеходе вместе с нами поедут друзья нашего водителя — оперативники из Улан-Удэ. Сегодня день полиции — значит, надо сгонять на охоту, а места же всем хватит.


Едем в кузове камаза, а сзади уже догоняет вездеход с полицейскими из Улан-Удэ. Скоро мы на него пересядем и поедем до точки старта сплава. Фото: Александр Колбин


Внутри вездехода попытались уложиться и немного поспать. Так и ехали с полуночи до пяти утра. Фото: Александр Колбин

В три ночи вездеход встал, а нас попросили выйти. Оказывается, мы доехали до перевала Хамар-Дабан и теперь, чтобы духи не прогневались, нужно выпить стопку водки и помедитировать на спасение всех живых существ на Земле. Вот предыдущая группа отказалась и ехала двое суток. Пришлось пить.

Спланировать время заброски на вездеходе нереально. Нам водитель сказал, что самое быстрое время, за которое он добрался до места — 3,5 часа, а самое долгое — 2 суток. Вот где-то в этом промежутке и приедем. Мы доехали за 5 часов — считаем, что повезло.



Разгружаемся в 5 утра, чтобы наскоро поставить палатки и проспать до полудня

Особенности

В отличие от многочисленных водных видов спорта, рафтинг является больше коммерческим предприятием и входит в область экстремального водного туризма. Все спуски разделяются по уровню сложности и потому имеются такие, где безопасно для новичков, в том числе и для детей.

Вам достаточно будет: просто заплатить, купив тур и указав уровень сложности, после чего вас включат в группу.

В зависимости от уровня сложности трассы, различаются и виды рафтов. Так, если предстоит спуск по очень бурным, имеющим большое число порогов, рекам, будут применяться специальные рафты, не имеющие каркаса и уключин. Могут использоваться способ гребли как в каноэ, где каждый путешественник получает однолопастное весло.

Если необходимо перевозить грузы, например, при экспедициях, то в этом случае используются специальные лодки, которые будут усилены рамой, придающей отдельную жесткость и оснащенной уключинами для распашных весел.

Такое по конструкции судно может использоваться и для перевозки туристов, которые хотят острых ощущений, но не могут или не хотят при этом грести канойными веслами. Встретить распашные рафты можно на реках всех сложностей, даже на маршрутах, которым было присуждена 5 категория сложности.

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убо

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Политика регистрации

Статус участника подтверждается онлайн-регистрацией.

Друзья и родственники любых участников не допускаются в те места, где разыгрывается рафтинг.

Возраст участника должен быть не менее шести лет.

Все участники должны носить спасательные жилеты на время участия в гонке. Куртка не может быть снята без разрешения инструктора.

Участники должны сидеть в плоту и избегать скачек.

Участникам не разрешается употреблять алкоголь, так как они могут потерять равновесие или не могут видеть ясно.

Статус участника подтверждается онлайн-регистрацией.

Друзья и родственники любых участников не допускаются в те места, где разыгрывается рафтинг.

Возраст участника должен быть не менее шести лет.

Все участники должны носить спасательные жилеты на время участия в гонке. Куртка не может быть снята без разрешения инструктора.

Участники должны сидеть в плоту и избегать скачек.

Участникам не разрешается употреблять алкоголь, так как они могут потерять равновесие или не могут видеть ясно.

Общая экипировка

Перед походом команда собирает общую экипировку: тенты, кухню, инструменты. У нас было два тента: вещевой 4×3 метра и костровой 4×5,8. Под вещевым прятали рюкзаки, под костровым ставили кухню.

Тенты продаются в любых туристических магазинах и стоят от 2 до 6 тысяч рублей. Костровой обошелся в 5590 Р .


За тенты в команде отвечает специальный человек: он первым бежит на место нового лагеря и оценивает, где какой натягивать

Кухня — это сумка с поварской утварью: котелками, газовой горелкой, банками со специями, поварешкой и топорами. Ее возят на дежурном катамаране, команда которого в этот день отвечает за обед, ужин, перекусы на коротких стоянках и завтрак. Потом дежурство переходит другой команде.

У нас было три котелка по 12 литров: в одном варили основное блюдо, в другом кипятили воду для чая, в третьем — техническую для мытья. Вся утварь покупается в туристических магазинах или несется из дома. Например, сковородку нам кто-то подарил. Всю кухню можно собрать в туристических или охотничьих магазинах.

Соблюдение правил безопасности на рафтинге

При наличии пострадавших необходимо своевременно оказать первую помощь. Для предотвращения стрессовых ситуаций все участники перед началом спуска должен быть проинформированы о возможном перевороте и способах доставки плавсредства на берег или возврата его в рабочее состояние. Также в инструктаж входит умение без паники и посторонней помощи самостоятельно добраться к берегу, и оказать необходимую помощь другим участникам команды. Каждый участник спуска по реке должен владеть навыками преодоления последствий аварийной ситуации. Самые сложные пороги преодолеваются на разгруженных суднах с хорошо подготовленной страховкой.

Виды гребли и туров

Типы гребли в рафтинге делятся на 3 основные типа. Первый — при помощи обычных распашных вёсел, которые закреплены на специальной раме. Также применяют способ гребли, как для каноэ, при котором гребцы равномерно располагаются по периметру бортов. Они сидят на гондолах, а ноги зафиксированы в специальных петлях на дне рафта. Самые опытные участники находятся сзади, выполняя роль рулевых, и отдают команды остальным. Порой этим занимается один человек, который является командиром группы. Существует также комбинированный способ, когда гребцам на распашных вёслах помогают каноисты.

Но какой бы способ ни был выбран, главное — это слаженные действие всей команды, синхронная работа по удержанию рафта в нужном положении и жёсткая субординация, которая поможет успешно закончить сплав.

Всего существует шесть уровней (категорий) сложности рафтинг-туров, от самого простого до наисложнейшего соответственно. До третьего уровня туры предполагают участие людей, не имеющих спецподготовки, они сидят на бортах рафта, следуя командам инструктора. В некоторых случаях гребцы находятся внутри рафта, прямо на рёбрах жёсткости, неплохо выполняющих и роль пуфиков. Начиная с четвёртого уровня для допуска к прохождению требования ужесточаются, а шестой пройти могут лишь опытные профессионалы. Личная безопасность обеспечивается средствами защиты: касками, спасательными жилетами. Если сплав осуществляется в холодной воде, то к ним добавляются неопреновая обувь и гидрокостюмы.

На популярность того или иного маршрута влияет множество факторов, среди которых главными являются:

  1. Так как вся суть рафтинга — в прохождении препятствий, на первом месте стоит количество интересных участков и степень сложности.
  2. Наличие достопримечательностей (водных и исторических), которые можно увидеть при преодолении маршрута.
  3. Расположение и возможности добраться до точки старта. Ведь некоторые туры могут проходить в самых отдалённых местах планеты, до которых добраться могут не все.

Но даже на самом простом маршруте рафтинг по реке не перестаёт быть экстремальным занятием. И оно несёт в себе как изрядную дозу адреналина и впечатлений, так и некую долю риска. Бытует мнение, что этим могут заняться полные новички, без советов и руководства опытного гида, — оно в корне неверно. Это увлекательно и безопасно (обратно же — относительно безопасно) только при соблюдении правил безопасности, наличии опытного сопроводителя и соответствующего подготовке участка реки. Конечно, в сравнении с греблей на байдарке либо каяке, требующих длительных тренировок, рафтинг кажется относительно лёгким и щадящим способом покорить реку. Но это не мешает его популярности, так как любители экстрима среди непрофессионалов оценили его по достоинству.

В этом виде спорта при непосредственном сплаве существует всего 6 команд, за счёт которых рафт перемещается по течению:

  1. Ход — команда прилагает все силы для движения рафта вперёд.
  2. Малый ход — участники гребут вполсилы.
  3. Табань — назад.
  4. Зацеп — такой гребок, который смещает лодку параллельно текущему её положению (осуществляется перпендикулярно оси рафта).
  5. Отлом — гребок, смещающий рафт и противоположный зацепу.
  6. Суши — вёсла кладутся на колени (отдых).

Снятие с камня

Снятие с камня

Любой стропил должен знать, как открепиться от камня. Иногда, даже в быстрых водах, камень появляется из ниоткуда и зацикливается под плотом или где-либо еще, заманивая вас в ловушку. В этом случае попробуйте найти место, где скала поймала плот. Чтобы сохранить регулярность, вы должны осторожно переместить большую часть веса в плот на противоположную сторону. Используйте свои весла в воде, чтобы протолкнуться против течения и от скалы.

Международная федерация рафтинга (ISF) является руководящим органом этого соревнования. У каждой страны-участницы есть свой руководящий орган, чтобы успешно организовать спорт на протяжении всего календаря.

Сплав по бурным рекам — это особые ощущения, адреналин, экстрим, эмоциональная разрядка. И лучше не представлять себе такой водный поход, а ощутить его на себе. Очень распространён сплав по бурной воде на надувных лодках. Но и здесь есть свои варианты и нюансы.

Что выбрать для сплава по бурным водам: катамаран или рафт


Других хороших вариантов нет. Самые бурные воды обычно в горах и о плавсредствах для таких мест мы писали в отдельной статье. Резиновые и ПВХ лодки лучше оставить для спокойных и несложных сплавов. Каяки и байдарки вообще относятся к ненадувным суднам. О них мы рассказывали в общей статье о лодках для сплава.

Рафт и катамаран — отличные варианты для водного спортивного туризма. А с отличиями в управляемости сейчас разберемся.

Рафт (с английского — плот) похож на большую резиновую лодку, только намного подготовленное для сплава по бурной воде. Ткань высокопрочная, жесткость лучше, на дне есть устройство для быстрого слива воды. Словом, безопасности уделено достойное внимание: и ноги есть, куда “крепить”, и баллоны и высокие, и т.д. Рафт действительно может проходить мощные пороги и даже успешно преодолевать высокие валы. Кстати, сплав на таких судах называется рафтингом. Кажется, что он идеально подходит для очень бурной речки. На практике выходит так:

  1. Рафт на мощных реках пройдет мощные бочки и высокие валы, показав хорошую стойкость. Однако гребцу будет очень тяжело удержаться на рафте. Если вы хотите чувствовать себя как родео на быке, то рафт точно для вас.
  2. Неудобно грести, на бурных водах это ещё более ощутимее. Сидеть приходится постоянно с развернутым корпусом. Махать легко, грести — нет.
  3. С рафта легко вылетают пассажиры, да и сама лодка переворачивается достаточно легко.
  1. Несмотря на то, что рафтинг многие представляют как вид водного спорта для горных рек, рафт лучше всего подходит для несложных спусков, относительно спокойной воды с препятствиями 3-4 категории сложности.
  2. Для прохождения слаломных мест с небольших уклоном , небыстрым течением и не сильно мощными пенными котлами хорошо подходит рафт.
  3. Он (рафт) не подходит для продолжительных мощных мест с высокими крутыми валами.
  4. Рафт не подходит для очень серьёзных рек высшей сложности. И хотя его используют для этого, мы не советуем.

Катамаран

Катамаран — наиболее популярное судно, потому что обладает прекрасными сплавными характеристиками, которые удовлетворяют любые интересы и высокие требования водников. Универсальный вариант — четырехместный катамаран, на нём можно пройти сложнейшие маршруты, которые когда-то считали непроходимыми.

Есть разные виды катамаранов. По форме надувного поплавка выделяют бананы, верблюды и псевдоверблюды. Из такого надувного зоопарка именно на верблюдах проходят самые сложные реки.

Для экстремального сплава на лодках по горной реке лучше всего использовать катамаран. Несколько сравнений с рафтом:

  1. У рафта плоское дно, из-за чего он более уязвим к переворачиванию. Катамаран-четверка более остойчив.
  2. Рафт тупой. Не в обиду сказано, просто у него большое лобовое сопротивление. Катамаран имеет форму, которая позволяет ему прекрасно скользить по воде. Значит, он более маневренный.
  3. Катамараном удобнее управлять. Гребцам не приходится сидеть в развернутом положении.
  4. Катамаран не получится затопить, потому что у него нет дна. Хотя у рафта быстрая система слива, всё равно могут возникнуть сложности, если он не пролетит бочку, а хотя бы ненадолго застрянет.
  5. Если судно перевернулось, разгруженный катамарана перевернуть легко, а на загруженный вообще можно забраться, даже если он вверх дном. С рафтом будет сложнее.

Итак, если вас интересует сплав по бурной воде на надувных лодках, выбирайте катамаран. В горах он покажет всю свою мощь. Но всегда помните о безопасности и не забудьте взять в поход специальное снаряжение.

Желаем приятного отдыха и безопасного сплава!

Сплав по бурной воде на каких надувных лодках лучше?

Лучше всего использовать катамаран. Это наиболее популярное судно, потому что обладает прекрасными сплавными характеристиками, которые удовлетворяют любые интересы и высокие требования водников. Универсальный вариант — четырехместный катамаран, на нём можно пройти сложнейшие маршруты, которые когда-то считали непроходимыми.

Экстремальный сплав на надувных лодках по горной реке — это опасно?

Да, экстрим — это всегда опасно. Но степень риска можно уменьшить, если хорошо подготовиться и сплавляться на подходящем судне. Из надувных лодок можно рассмотреть рафт и катамаран.

Читайте также: