Как называется самый верхний брус на фальшборте палубных судов

Обновлено: 18.05.2024

"Как называется небольшой деревянный бочонок для запасов пресной воды?"
"анкерок"

"Как называется деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко, служащая для очистки канала орудия от порохового нагара?"
"банник"

"Как называется усиленный ряд наружной обшивки корпуса судна над ватерлинией?";
"бархоут"

"Как называется кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги?";
"бейфут";

"Как называется перевязка двух тросов тонким тросом или линем?";
"бензель";

"Как называется поперечная переборка в носовой части парусных судов?";
"бикгед";

"Как называются поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб, соединяющие противоположные бортовые ветви шпангоутов и придающие судну поперечную прочность?";
"бимсы";

"Как называется античный гребной военный корабль с двумя рядами весел?";
"бирема";

"Как называется деревянная тумба на палубе корабля для крепления тросов?";
"битенг";

"Как называется небольшая мачта на бушприте, несущая рей с прямым парусом?";
"блинда-стеньга";

"Как называется парус, который ставят под бушпритом?";
"блинд";

"Как называются горизонтальные рангоутные деревья, имеющие крепление только на одном конце? Подсказка: они служат для вынесения паруса за борт, разноса такелажа и подвешивания шлюпок.";
"боканцы";

"Как называется рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги?";
"брам-стеньга";

"Как называется снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости?";
"брас";

"Как называется устройство с горизонтальным валом для подъема якорей и грузов?";
"брашпиль";

"Как называется мощный трос, служащий для удержания корабельного орудия при откате?";
"брюк";

"Как называется дополнительный парус, крепящийся шнуровкой непосредственно к основному?";
"бонет";

"Как называется плоское металлическое кольцо, служащее для крепления элементов составных мачт, а также крепления к рангоутным деревьям частей такелажа?";
"бугель";

"Как называется трос, который служит для оттягивания к носу боковой шкаторины прямого паруса при ходе судна в бейдевинд?";
"булинь";

"Как называется третий снизу прямой парус на мачте, ставящийся между брам-реем и марса-реем?";
"брамсель";

"Как называются мощные тросы стоячего такелажа, служащие для удержания мачт с боков?";
"ванты";

"Как называется тросовое крепление бушприта с форштевнем?";
"ватер-вулинг";

"Как называется вспомогательный судовой якорь, служащий для снятия судна с мели?";
"верп";

"Как называется округлый прилив на казенной части орудия?";
"винград";

"Как называются тонкие тросы, ввязанные поперек вант и служащие ступенями при подъеме по вантам на мачты и стеньги?";
"выбленки";

"Как называется металлический крюк, прикрепленный к концу троса, служащий для подъема шлюпок, груза и многого другого?";
"гак";

"Как называется плоская часть кормовой оконечности судна, на которой устанавливаются кормовые фонари?";
"гакаборт";

"Как называется снасть бегучего такелажа для оттягивания шкотового угла паруса к носу?";
"галс";

"Как называется наклонное рангоутное дерево для крепления верхней шкаторины триселя?";
"гафель";

"Как называется горизонтальное рангоутное дерево для крепления нижней шкаторины триселя?";
"гик";

"Как называются снасти бегучего такелажа, служащие для уборки паруcoв, подтягивающие шкотовые углы паруса к рею?";
"гитовы";

"Как называются снасти бегучего такелажа, служащие для уборки паруcoв, подтягивающие боковые шкаторины паруса к мачте или рею?";
"гордени";

"Как называется парусно-гребной корабль викингов?";
"дракар";

"Как называется мера длины, равная одной десятой морской мили?";
"кабельтов";

"Как называется лебедка с барабаном на вертикальном валу для выбирания якорных или швартовных канатов? Подсказка: это устройство иначе еще называется шпилем.";
"кабестан";

"Как называется полотняный мешочек с зарядом пороха?";
"картуз";

"Как называется приподнятая часть верхней палубы в кормовой части судна?";
"квартердек";

"Как называется конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался?";
"клевант";

"Как называется косой треугольный парус, прикрепленный к снасти, идущей от мачты к бушприту?";
"кливер";

"Как называется отверстие в борту судна для якорного каната?";
"клюз";

"Как называется часть механизма управления рулем судна? Подсказка: до введения штурвала на больших судах на квартердеке с его помощью управляют румпелем руля?";
"колдершток";

"Как называется толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт, применяющийся на судах для подтягивания к борту якорей?";
"крамбол";

"Как называется марсель бизань-мачты?";
"крюйсель";

"Как называется мягкий трос, которым обшивают кромки парусов?";
"ликтрос";

"Как называется дополнительный парус в форме трапеции, который ставят с внешней стороны прямого паруса?";
"лисель";

"Как называется груз, служащий для измерения глубины?";
"лот";

"Как называется лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающее характер побережья?";
"лоцман";

"Как называется круглое, обметанное отверстие в парусе?";
"люверс";

"Как называется второй снизу прямой парус на мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем?";
"марсель";

"Как называется деревянный гвоздь?";
"нагель";

"Как называется деревянный шкафчик, где хранятся компас, лампа и песочные часы?";
"нактоуз";

"Как называется снасть бегучего такелажа, служащая для спуска кливера или стакселя?";
"нирал";

"Как называются тросы, на которые встают матросы во время работы на реях?";
"перты";

"Как называется самый верхний брус на фальшборте палубных судов?";
"планшир";

"Как называется горизонтальный ряд завязок, продетых сквозь парус, которые позволяют уменьшить его площадь?";
"рифы";

"Как называется рычаг управления рулем судна? Подсказка: на малых судах с его помощью непосредственно управляют рулем.";
"румпель";

"Как называется мощная горизонтальная балка, прикрепленная к борту судна, служащая для разноса и крепления вант и фордунов?";
"руслень";

"Как называется кольцо якоря, за которое крепится якорный канат?";
"рым";

"Как называется рама, служащая для соединения составных частей мачты?";
"салинг";

"Как называется гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором?";
"степс";

"Как называется рангоутное дерево, служащее продолжением нижней мачты?";
"стеньга";

"Как называется косой парус треугольной или трапециевидной формы, ставящийся на штаге?";
"стаксель";

"Как называется корабельная мазь для защиты днища судна от древоточцев?";
"тир";

"Как называется косой трапециевидный парус, верхней шкаториной шнурующийся к гафелю, а нижней растягивающийся по гику?";
"трисель";

"Как называется снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости?";
"топенант";

"Как называется древнегреческий боевой гребной корабль с тремя рядами весел, главным оружием которого был таран?";
"триера";

"Как называется древнеримский боевой гребной корабль с тремя рядами весел?";
"трирема";

"Как называется античный гребной военный корабль с одним рядом весел?";
"унирема";

"Как называется рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту?";
"утлегарь";

"Как называется снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и многого другого?";
"фал";

"Как называется продолжение борта выше открытой верхней палубы?";
"фальшборт";

"Как называются тросы стоячего такелажа, служащие для удержания стеньг с боков и сзади?";
"фордуны";

"Как называются цилиндрические приливы, с помощью которых орудию можно установить нужный прицел по высоте?";
"цапфы";

"Как называется группа тросов, предназначенных для распределения силы натяжения на несколько точек? Подсказка: используется при креплении булиня к парусу и в анапутях.";
"шпрюйты";

"Как называется верхняя палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы?";
"шканцы";

"Как называется кромка паруса, обшитая ликтросом?";
"шкаторина";

"Как называются широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов для прохода с бака на шканцы?";
"шкафут";

"Как называется снасть, оттягивающая нижний угол паруса в направлении кормы судна и удерживающая парус в желаемом положении?";
"шкот";

"Как называется петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета?";
"шлаг";

"Как называется трос стоячего такелажа для крепления в продольной плоскости мачт и стеньг?";
"штаг";

"Как называется поперечная связь, образующая ребро корпуса судна?";
"шпангоут";

"Как называется большая цилиндрическая ложка для разрядки орудия, т.е. для вытаскивания ядра и картуза?";
"шуфла";

"Как называется деревянная соединительная обойма с двумя отверстиями, служащая для соединения составных частей мачты?";
"эзельгофт";


Фальшборт (англ. bulwark ) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).



Фальшборт с швартовым клюзом, слева от клюза фальшборт продолжается уже с просветами (вырезами) между ширстреком (можно сказать палубой) и самим фальшбортом, а справа от клюза идёт сплошной фальшборт без вырезов.


Фальшборт в основном предназначен:

  • для предотвращения повреждения палубных конструкций и оборудования, палубного груза от удара волн и действия ветра во время плохой погоды;
  • для ограждения открытых частей наружных палуб от падения за фальшборт (в море или с верхней палубы на нижние палубы) человека, предметов, палубных грузов;
  • для уменьшения воздействия ветра и волн на человека (на палубе мостика во время несения вахты, на палубе бака во время постановки на якорь и т. п.)

Содержание

Элементы фальшборта



Устройство стального фальшборта и палубного шпигата современного судна (название элементов по-русски и по-английски).

Стальные листы фальшборта привариваются к вертикальным стойкам для жёсткости. Если фальшборт имеет просвет, то стойки которые приварены (сваркой) к палубе и выполняют также поддерживающую роль.

Сверху фальшборта укрепляется горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом), который называется планширем.

Высота фальшборта — 0,9—1,2 метра, но на малых катерах, буксирах и прочих малых судах бывает и меньше. Иногда фальшборт может быть и больше человеческого роста в связи с конструктивной необходимостью для повышения безопасности и так далее.

Оставляется просвет от палубы (от верхней кромки ширстречного листа) 10—25 сантиметров для стока за борт больших масс воды, а в целях предотвращения повреждений при швартовках устанавливают фальшборт с уклоном внутрь судна или с отступлением внутрь от наружной обшивки корпуса судна. На верхних палубах (на палубе мостика, например) фальшборт не имеет просвета, так как для стока воды достаточно палубных шпигатов.

Там, где на палубе нет грузов вместо фальшборта может быть установлен релинг или леер со стойками (леерное ограждение).

Дилятация.

Вот фрагмент из заводской спецификации судна "Тойво Антикайнен": "Фальшборт — сварная конструкция высотой 1200 мм по всей длине судна. Температурные швы (дилятация) — три по длине фальшборта".

Судно на волне, в процессе грузовых операций и температурных изменений климата прогибается и изгибается и если корпус представляет собой жесткую конструкцию типа трубы, то фальшборт выглядит узкой полосой на фоне всего корпуса. При изгибе, прогибе судна фальшборт бы разорвало, если бы специально, при постройке судна, не разрывали фальшборт в нескольких местах. Но, чтобы фальшборт был непрерывной преградой от волн, разравы делают внахлест. Вот это и есть (дилятация) - а фактически швов там нет.

ЛИТЕРАТУРА

  • © Funtik ®, 2001 (funtik@klaipeda.omnitel.net, dvb@takas.lt) Captain Dmitrij Baškirov
  • Яковлев А. А., Яковлев В.А. "Основы морской технической терминологии" (Bases of maritime technical terminology). Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М., ЦРИА "Морфлот", 1978, всего 132 страниц, сморти страницу 5.

Смотри также

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фальшборт" в других словарях:

фальшборт — фальшборт … Орфографический словарь-справочник

ФАЛЬШБОРТ — (этим. см фальшь и борт). Загородка на гребном судне, имеющая целью увеличить высоту бортов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАЛЬШБОРТ дощатая обшивка над бортами гребных судов. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Фальшборт — легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения края палубы и меньшей ее заливаемости. На судах выполняется, как правило, в носовой и кормовой части. На стальных судах выполняется из металла, на деревянных… … Морской словарь

фальшборт — Конструкция из листов с подкрепляющим набором для ограждения открытых частей палуб судна. Поперечный разрез сухогрузного судна 1 планширь судна; 2 стойка фальшборта; 3 полоса ватервейса судна; 4 рамный бимс; 5 настил палубы судна; 6 карлингс; 7… … Справочник технического переводчика

ФАЛЬШБОРТ — (нем. Falschbord букв. ложный борт), продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит для ограждения палубы и уменьшает накат волн на нее. Для стока воды в фальшборте устраивают отверстия (штормовые портики) … Большой Энциклопедический словарь

ФАЛЬШБОРТ — ФАЛЬШБОРТ, фальшборта, муж. (нем. Falschbort) (мор.). Выступ борта судна над верхней палубой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

фальшборт — сущ., кол во синонимов: 2 • ограждение (33) • фальш борт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ФАЛЬШБОРТ — лёгкий пояс, выполненный как продолжение бортовой обшивки судна и расположенный выше верхней палубы. Служит для ограждения края палубы и уменьшения её заливания забортной водой. Для стока воды в Ф. устраивают отверстия (штормовые портики). На… … Большая политехническая энциклопедия

ФАЛЬШБОРТ — Происхождение: нем. Falschbord стальной пояс, расположенный выше верхней палубы судна, выполненный как продолжение борта. Служит ограждением палубы, уменьшает поступление на нее забортной воды. Может устанавливаться на надстройках. Высота не… … Морской энциклопедический справочник

фальшборт — а; м. [нем. Falschbord] Мор. Бортовое ограждение палубы на судне. * * * фальшборт (нем. Falschbord, буквально ложный борт), продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит для ограждения палубы и уменьшает накат волны на неё. Для… … Энциклопедический словарь


Ну вот и дошло дело до вторичной (чистовой) обшивки.
Обшивка делается в обе стороны от уровня верхней палубы. Борта выше уровня палубы и до самого планшира оклеил светлыми планками рамина, а ниже - темными планками эмберо (не знаю что за дерево такое - буду рад если кто просветит).
В инструкции предлагается сделать ее, наклеив целые планки на всю длину корпуса. Однако, начитавшись исторической литературы и литературы по постройке моделей парусных кораблей, обшивку я стал делать, раскраивая целые планки на отрезки приблизительно по 100 мм каждая. Согласно масштабу, длина доски обшивки должна быть 70 – 80 мм, но и ширина доски должна быть не 5 мм, а меньше. Поэтому, для лучшего визуального восприятия, длину - увеличил.
На носу зауживал планки, стараясь чтобы они лежали как можно более естественно, и не гнул на ребро. Но следил за тем, чтобы при зауживании, ширина планок не была меньше половины ширина пояса обшивки. Это тоже почерпнул из литературы по судостроению


раскрой поясов обшивки делал в три доски, чередуя отрезки планок.




На досуге (пока сох клей), смастерил, из завалявшегося жесткого диска, вот такую шлифовалку. Идею и реализацию подсмотрел на просторах интернета.


Взял старый дохлый винт, разобрал, проверил - диск крутится. Наклеил шкурку на двусторонний скотч и все - все дела! Теперь подключаем винт к блоку питания, замыкаем в 20-ти контактном разъеме зеленый и черный провод скрепкой (если взять этот разъем в руки, повернуть дырочками и защелкой к себе, то это будут третий и четвертый контакты). На приведенных ниже фото эти контакты указаны стрелочками.



Ии. Наслаждаемся достижением. Диск со шкуркой крутится с бешеной скоростью - можно шлифовать все что угодно. Только скорость вращения очень большая, что не всегда удобно, а регулировать ее не получается.
Лучше выбирать для этих целей самые старые винты. Чем старее - тем лучше - у них мотор оборотистее, и они не отключаются через несколько минут работы. А то у современных слишком много "мозгов" - они покрутятся немного, попытаются считать информацию с начальных дорожек диска, и из-за ее отсутствия, останавливаются! Приходится перезапускать его.




Общим планом - готовая обшивка корпуса.



. и отдельно кормовая часть. Не знаю как вам, а мне очень нравится!


Затем тщательно зашкурил и отшлифовал корпус, удалив остатки клея, и сгладив все неровности.
Приклеил форштевень, килевые балки и ахтерштевень. (Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части); Ахтерштевень (старн-пост) - (голл. achtersteven, achter – задний, steven – штевень, стояк) – брус, установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевню подвешивается руль). Так как эти части будут нести значительную нагрузку, дополнительно просверлил дырочки и укрепил соединение гвоздиками без шляпок.


. что и видно на следующем фото.


А это - своеобразный "замок" в килевой балке.


Ну и потом заклеил торец планкой, оставшейся от чистовой обшивки.


Далее начал клеить пояса бархоута (Бархоут - усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии для придания прочности обшивки, ослабленной вырезами пушечных портов) - из красного дерева (sapeli - тоже не знаю что за дерево такое, опять же, буду рад, ежели кто просветит меня в этом)


На моей модели бархоут состоит из трех поясов обшивки: двух - из красного дерева, и один - из тонкого светлого. Выровнял все это дело, зашлифовал. Приклеил планширь (Планширь - самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы). Прокрасил его торец черной краской. Приклеил декоративные планки из красного дерева на бортах кормы и кормовых "карманов" галереи. Разметил и вырезал бор машинкой проемы в этих "карманах" для установки оконных рам. Покрасил внутреннюю часть "карманов" черной краской, чтобы сквозь стекла в окнах не проглядывалось внутреннее устройство бортов. И приклеил на место рамки пушечных портов.


На носу также вырезал и приклеил кусочки планок красного дерева, на которых, в последствии, будет лежать якорь. На реальном корабле эти планки сделаны для того, чтобы борт и планширь не повреждались от постоянного трения с якорем. Планширь на баке с одного борта пришлось перед установкой разрезать пополам в месте последующей установки кран-балки (Кран-балка - балка с прикрепленной скобой, на которой размещались один или два блока, служащие для подъёма якоря). Не знаю почему, но с одного борта, вырезанный из фанеры планширь бака, ну ни как не хотел лежать ровно - чересчур большой изгиб был у него. Скорее всего это моя ошибка при склеивании бортов в районе носа. Хотя, на глаз, несимметричности не наблюдается.


Ну а следующем фото - оконные рамы и кормовое украшение, подвергшиеся "золочению". Красил акриловой краской под золото. Только краска ну ни как не хочет ровно ложиться на этот материал. Приходиться красить в несколько слоев и каждый раз аккуратно прокрашивать блеклые участки.

Устройство корпуса яхты

Корпус любого судна состоит из набора — деталей, образующих основу, скелет судна, обшивки — оболочки, покрывающей его днище и борта, палубного настила, образующего палубу судна, устройств и оборудования.

Основные детали набора деревянной яхты

Рис.25 Конструкция корпуса килевой яхты

Основной деталью набора является киль-брус , проходящий вдоль судна по его диаметральной плоскости (рис. 25 и 26).
Киль представляет собой основную нижнюю продольную связь судна. Спереди к килю присоединяется форштевень —брус (или набор брусьев), определяющий форму носа или носового свеса. К кормовой части киля при помощи старнкницы крепится ахтерштевень — вертикальный брус, к которому у яхты с транцевой обрезной кормой крепится транец, а у яхты, имеющей кормовой свес (рис. 25), навешивается руль. Транец по кромкам усилен обвязкой — деревянной рамой, к которой крепятся концы обшивки и сам транец.

У килевой яхты, имеющей кормовой свес, к ахтерштвеню сверху крепится продольный брус — контртимберс . Кница, крепящая к контртимберсу транец, называется транцевой.

Снизу к килю болтами крепится балластный киль (фальшкиль), отливаемый из свинца или чугуна. Свинцовый фальшкиль занимает меньший объем из-за большого удельного веса свинца и оказывает меньшее сопротивление движению, чем чугунный, и поэтому всегда предпочтительнее. Чтобы опустить фальшкиль ниже и тем самым повысить остойчивость и лавировочные качества яхты, между килем и фальшкилем иногда ставят дейдвуд — набор кусков (как говорят, штук) дерева.

Киль, собранный со штевнями, транцем и дейдвудами, называется закладкой , так как постройка судна начинается со сборки и установки всех этих частей на стапель—место, где строится судно.

У стеклопластиковых яхт киля и штевней как таковых нет, а необходимую прочность создает утолщенная обшивка в тех местах, где на деревянной яхте стоят части закладки.

На рисунке (кликните для просмотра в увеличенном виде) : 1 — флор; 2 —шпангоут; 3 — двойная продольная обшивка; 4 — скуловой стрингер; 5 — висячая кница; 6 — привальный брус; 7— шельф; 8 — шарстрек; 9 — фальшборт; 10 — планширь; 11— палубный настил; 12 — комингс рубки; 13 — шельф; 14, 16 — крыша рубки; 15 — бимс; 17 — усиленный рамный шпангоут; 18 — карленгс; 19 — полубимс.

Если киль можно назвать хребтом яхты, то ребрами ее являются шпангоуты , поддерживающие обшивку. Обычно шпангоуты состоят из двух симметричных ветвей, скрепленных внизу металлическими или деревянными флорами (рис. 27). Шпангоуты бывают гнутые и жесткие (усиленные). Гнутые шпангоуты, как правило, выгибаются по заранее установленной на стапеле отшивке и приклепываются к ней. Их делают из ясеня или дуба.

Жесткие шпангоуты обычно ставят на закладку в стапеле до постановки обшивки и делают из дерева (дуба или ясеня) или из стальных катаных профилей (обычно углового профиля).

На современных деревянных яхтах гнутые и жесткие деревянные шпангоуты выклеивают из тонких реек и устанавливают до постановки обшивки. Такая конструкция шпангоутов обеспечивает большую прочность, поэтому нет необходимости применять натесные, то есть собранные из отдельных кусков (футоксов), жесткие шпангоуты, как это делалось на старых яхтах и крупных деревянных судах. Однако на яхтах-шарпи шпангоуты удобнее собирать из футоксов. Типовая конструкция шпангоута яхты-шарпи показана на рис. 28.

Расстояние между шпангоутами называется шпацией . В районе мачты, где к корпусу приложены большие усилия от вооружения, шпангоуты ставят чаще. Кроме того, перед мачтой и за ней устанавливают усиленные шпангоуты большого сечения.

Нижние концы шпангоутов, примыкающие к килю, соединяют между собой и крепят к килю флорами . У мелких килевых яхт и швертботов флоры делают из твердого дерева, а у более крупных — кованые из полосовой стали или сварные из листовой стали. Флоры крепят к килю и шпангоутам заклепками или болтами, а на современных яхтах еще и склеивают с ними водостойким клеем. В нижней части флоров прорезаются отверстия, для того чтобы вода, попавшая внутрь корпуса, могла стекать в самую нижнюю часть корпуса. Эти отверстия называют водопротоками или шпигатами.

Основное назначение флоров — скрепление ветвей шпангоутов, соединение их с килем и укрепление днищевой части обшивки. На флоры у швертботов и мелких килевых яхт обычно кладутся слани. На некоторых швертботах поверх флоров вдоль киля кладется кильсон— продольный брус, дополнительно укрепляющий корпус в продольном направлении (рис. 26).

На гоночных яхтах не ставят внешние привальные брусья, так как они увеличивают сопротивление судна в воде. Однако на малых крейсерах (например, на швертботах класса ТЗ) иногда их все же ставят и снабжают металлической оковкой для предохранения от раскалывания.

Иногда внутренний привальный брус имеет усиления—короткие брусья, идущие рядом и склеенные или надежно скрепленные с ним. Они называются шельфами. Шельфы обычно ставят в районе размещения мачты, там, где проходят вантпутенсы — узлы для крепления вант.

Палубный набор составляют бимсы — поперечные балки, концами положенные на привальные брусья. На бимсы настилается палуба.

По границам вырезов в палубе (люков, кокпитов, надстроек) ставят усиленные бимсы — большего сечения. Бимсы обычно делают из сосны или ели, а на усиленные бимсы нередко идет дерево твердых пород (дуб, ясень и др). Усиленные бимсы ставят также спереди и сзади мачты. Для большей жесткости их связывают со шпангоутами и обшивкой вертикальными (висячими) кницами из криворослого дерева или стали (кованой или листовой).

В тех местах, где в палубе сделаны вырезы (для надстроек, кокпитов, люков и т. п.), ставятся полубимсы. Внутренние концы полубимсов лежат на карлингсах—продольных брусьях, которые, в свою очередь, опираются на соответствующие усиленные бимсы, ограничивающие вырез в палубе.

Чтобы увеличить жесткость палубного набора; концы усиленных бимсов перевязывают с привальными брусьями горизонтальными кницами. Мачтовые бимсы в середине связаны толстой подушкой, подкрепляющей палубу в том месте, где сделан пяртнерс — отверстие для прохода мачты. Если мачта ставится на палубу, то в этом месте делают обязательно переборки, связывающие усиленные бимсы со шпангоутами, а сами бимсы — большего сечения, чем обычные усиленные бимсы.

Бимсы и полубимсы могут опираться на пиллерсы — вертикальные или наклонные деревянные стойки, нижним концом связанные с флорами или стрингерами (рис. 28). Пиллерсы увеличивают прочность палубного набора и противодействуют усилиям, оказываемым на палубу сверху вниз. В месте укрепления мачты могут возникать усилия, направленные снизу вверх, оказываемые, например, стоячим и бегучим такелажем. Чтобы разгрузить палубу от таких усилий, ставят струны — стальные прутки, соединяющие пяртнерсовую подушку или бимсы с флорами или килем.

На больших судах поверх бимсов под палубный настил кладут палубные шины — стальные полосы, идущие от борта к борту под углом к бимсам. Такие же полосы кладут под обшивку поверх шпангоутов и под углом к ним (их называют диагональными шинами). Шины связывают между собой бимсы и шпангоуты, увеличивая прочность и жесткость корпуса.

На пластмассовых яхтах палубный набор зачастую отсутствует, а необходимые жесткость и прочность палубы обеспечивают отформованные на обшивке и палубе выступы (гофры, зиги). Иногда палубу делают из двух тонких слоев стеклопластика с заформованным между ними слоем пенопласта (так называемая сэндвичевая или трехслойная конструкция).

Обшивка и палубный настил

Обшивка деревянной яхты обычной конструкции может быть выполнена вгладь, кромка на кромку, может быть и на пазовых рейках и диагональной (рис. 29).

Рис.29 Виды обшивки: А — вгладь; Б — кромка на кройку; В—диагональная; Г— на пазовых рейхах

Чаще всего яхты обшивают вгладь . Каждая доска обшивки от носа до кормы называется поясом. Если яхта большой длины, то пояса стыкуются из нескольких досок, склеиваемых или соединяемых изнутри подушкой на заклепках. Каждый пояс приклепывается к шпангоутам медными (или из оцинкованной мягкой стали) заклепками, под которые подкладывают шайбы; иногда его прикрепляют шурупами.

Стыки поясов обшивок по кромкам называются пазами . Чтобы корпус был водонепроницаемым, пазы должны быть очень хорошо пригнаны. На современных яхтах широко применяют склейку поясов по пазам водоупорным клеем. Такая обшивка придает корпусу большую жесткость, так как пояса совершенно не сдвигаются относительно друг друга. Раньше на яхтах пазы иногда конопатили.

Нижний пояс обшивки, непосредственно примыкающий к килю, называется шпунтовым, так как он входит в паз киля, называемый шпунтом; самый верхний — ширстреком. На некоторых яхтах ширстрек в верхней части утолщают и делают из твердого дерева.

Обшивки на пазовых рейках и диагональная обеспечивают высокую прочность и лучшую водонепроницаемость корпуса, но из-за определенной сложности выполнения и дороговизны встречаются редко.

Для сравнительно небольших яхт применяют обшивку из шпона, то есть из тонких длинных полос дерева толщиной 1,5—4 мм, переклеенных слоями крест-накрест по специальному шаблону (болвану), копирующему корпус яхты. Опыт показал, что даже не увеличивая толщины шпоновой обшивки, можно обойтись без шпангоутов. Есть крейсерские и гоночные яхты длиной 10—12 м со шпоновой обшивкой без шпангоутов.

Мы уже говорили, что на современных яхтах широко применяются обшивки из слоистых пластмасс на основе стеклоткани, пропитанной специальными синтетическими смолами. Формуется такая обшивка на матрице, представляющей собой форму, внутрь которой укладывается стеклопластик. Таким образом, удается получить очень гладкую наружную поверхность обшивки. Первый уложенный в матрицу слой стеклопластика окрашивают, поэтому из матрицы вынимают уже готовый, не нуждающийся в окраске корпус.

Шпоновая и пластмассовая обшивки применяются преимущественно при серийном производстве яхт.

Палубный настил, как и обшивка, состоит из поясов . Крайний его пояс, идущий параллельно борту, называется ватервейсом. Ватервейсы обычно делают из древесины твердых пород: дуба, ясеня, красного дерева. Средний пояс палубного настила носит название мидельвейса.

Палубу из хорошего дерева лакируют, а ее пазы конопатят и заливают герметиком (специальным клеем). Часто палубы обтягивают специальной тканью-равендуком. Равендук заводится под ватервейс или натягивается поверх него. Кромки равендука прикрывают буртиками. В настоящее время широко распространены фанерные палубы, обеспечивающие большую жесткость и меньшую водопроницаемость при меньшем, чем у деревянных палуб, весе. Фанерные палубы часто оклеивают стеклотканью, используя для этого водостойкий клей.

На крупных яхтах палубу по кромкам борта ограничивают фальшбортом — доской, поставленной на ребро. Верхнюю кромку фальшборта иногда прикрывают планширем. На мелких яхтах и швертботах фальшборты делают без планширей и совсем низенькие—только чтобы обеспечить опору для ног при передвижении по накрененной яхте. По низу фальшборта, на одном уровне с палубой, прорезают отверстия — шпигаты — для стока воды, попавшей на палубу.

Чтобы в свежую погоду оградить человека от падения за борт, на палубах крейсерско-гоночных яхт по ватервейсу ставят стальные леерные стойки , между которыми натягивают леера — тросы, образующие как бы перила. Леера на носу и корме крепят к релингам — прочным ограждениям из стальных труб (см. рис. 1).

Вырезы в палубе по периметрам окаймляют вертикальными досками — комингсами .

Рулевое устройство и шверт

Рули подразделяют на постоянные и подвесные .

Постоянные рули (рис. 30) ставят на килевых яхтах и подвешивают к ахтерштевню, плавнику фальшкиля, а также к специальному плавнику либо кронштейну.

Рис.31. Руль килевой яхты и его части

Основные части постоянного руля (рис. 31): перо—деревянная или металлическая пластина; баллер — стержень, на котором укреплено перо; румпель— рычаг для поворота руля и гельмпорт — труба, через которую проходит верхняя часть баллера. На больших судах, где силы человека недостаточно, чтобы повернуть руль, вместо румпеля применяются различные рулевые приводы, позволяющие с помощью штурвала повернуть руль, не прилагая больших усилий.

Руль подвешивается к ахтерштевню на петлях; нижняя часть баллера—пятка опирается на подпятник—основательную оковку, прикрепленную к ахтерштевню, дейдвуду или фальшкилю.

Разновидностью постоянного руля является балансирный руль (рис. 30, г), консольно, без петель, укрепленный на баллере, причем часть площади пера расположена впереди оси вращения. Давление набегающей воды на эту часть пера уменьшает усилие, необходимое для поворота руля.

Подвесные рули применяют на швертботах и килевых яхтах с обрезной транцевой кормой.

Рис.32. Устройство подвесного руля швертбота

На швертботах часто встречается подвесной руль с подъемным пером (рис. 32), у которого нет баллера, а перо на горизонтальной оси подвешено в деревянной или металлической рулевой коробке, в нее и вставлен румпель. Перо может быть приподнято или совсем поднято из воды сорлинем — тросиком, один конец которого (коренной) закреплен на пере, а другой пропущен через шкив на коробке или румпеле и может быть закреплен на румпеле в нужном положении.

Швертовое устройство состоит из шверта, швертового колодца и шверт-талей.

Шверты изготовляют из листового металла (сталь, медные или алюминиевые сплавы) или дерева. Шверты бывают кинжальные и качающиеся.


Кинжальный шверт (рис. 33, а) вставляется в швертовый колодец, как кинжал в ножны, и передвигается в нем поступательно. Кинжальные шверты неудобны тем, что при задевании за мель их заклинивает в колодце.

Качающиеся шверты опускаются поворотом вокруг своей оси, бывают двух видов—секторные и прямые.

Прямой шверт меньше мешает и имеет еще одно достоинство: когда его подбирают, значительно смещается назад центр бокового сопротивления, и швертбот можно центровать на ходу.

Для усиления эффекта перемещения центра бокового сопротивления применяют узкие, длинные, так называемые мечевидные шверты (рис. 33, в). Ими снабжено большинство современных швертботов. Часто для уменьшения сопротивления шверты профилируют, то есть в поперечном сечении придают им профиль симметричного крыла самолета. Они дают некоторый выигрыш в лавировочных качествах за счет меньшего сопротивления. Чтобы уменьшить сопротивление широкой щели на выходе швертового колодца в днище, щель для профилированного шверта снабжают сальниками из листовой резины: когда шверт выбран, сальники смыкаются и закрывают щель.

Шверт вращается вокруг болта, под головку и гайку которого положены большие шайбы с кожаными или резиновыми прокладками для предохранения от подтекания.

Швертовый колодец (см. рис. 26) имеет основание из двух досок, обычно дубовых, притянутых к килю болтами. Поверх основания набраны стенки из более тонких досок. Сзади и спереди колодец ограничен вертикальными стойками, к которым приклепываются основание и стенки. По верхнему обрезу колодца положен планширь. На него ложится резиновый буфер, надетый на болт рычага шверта и предохраняющий колодец от разрушения при ударе болта о планширь. Поперечную устойчивость колодца обеспечивает крепление его к флорам кницами или шпонками — вертикально поставленными поперечными досками. Часто колодец укрепляют специальной поперечиной, связывающей колодец (через планширь) с карлингсами и палубным настилом. На пластмассовых швертботах колодцы проще по конструкции — тонкостенный ящик, приформованный к усиленной обшивке днища.

Устройство корпуса яхты

Корпус любого судна состоит из набора — деталей, образующих основу, скелет судна, обшивки — оболочки, покрывающей его днище и борта, палубного настила, образующего палубу судна, устройств и оборудования.

Основные детали набора деревянной яхты

Рис.25 Конструкция корпуса килевой яхты

Основной деталью набора является киль-брус , проходящий вдоль судна по его диаметральной плоскости (рис. 25 и 26).
Киль представляет собой основную нижнюю продольную связь судна. Спереди к килю присоединяется форштевень —брус (или набор брусьев), определяющий форму носа или носового свеса. К кормовой части киля при помощи старнкницы крепится ахтерштевень — вертикальный брус, к которому у яхты с транцевой обрезной кормой крепится транец, а у яхты, имеющей кормовой свес (рис. 25), навешивается руль. Транец по кромкам усилен обвязкой — деревянной рамой, к которой крепятся концы обшивки и сам транец.

У килевой яхты, имеющей кормовой свес, к ахтерштвеню сверху крепится продольный брус — контртимберс . Кница, крепящая к контртимберсу транец, называется транцевой.

Снизу к килю болтами крепится балластный киль (фальшкиль), отливаемый из свинца или чугуна. Свинцовый фальшкиль занимает меньший объем из-за большого удельного веса свинца и оказывает меньшее сопротивление движению, чем чугунный, и поэтому всегда предпочтительнее. Чтобы опустить фальшкиль ниже и тем самым повысить остойчивость и лавировочные качества яхты, между килем и фальшкилем иногда ставят дейдвуд — набор кусков (как говорят, штук) дерева.

Киль, собранный со штевнями, транцем и дейдвудами, называется закладкой , так как постройка судна начинается со сборки и установки всех этих частей на стапель—место, где строится судно.

У стеклопластиковых яхт киля и штевней как таковых нет, а необходимую прочность создает утолщенная обшивка в тех местах, где на деревянной яхте стоят части закладки.

На рисунке (кликните для просмотра в увеличенном виде) : 1 — флор; 2 —шпангоут; 3 — двойная продольная обшивка; 4 — скуловой стрингер; 5 — висячая кница; 6 — привальный брус; 7— шельф; 8 — шарстрек; 9 — фальшборт; 10 — планширь; 11— палубный настил; 12 — комингс рубки; 13 — шельф; 14, 16 — крыша рубки; 15 — бимс; 17 — усиленный рамный шпангоут; 18 — карленгс; 19 — полубимс.

Если киль можно назвать хребтом яхты, то ребрами ее являются шпангоуты , поддерживающие обшивку. Обычно шпангоуты состоят из двух симметричных ветвей, скрепленных внизу металлическими или деревянными флорами (рис. 27). Шпангоуты бывают гнутые и жесткие (усиленные). Гнутые шпангоуты, как правило, выгибаются по заранее установленной на стапеле отшивке и приклепываются к ней. Их делают из ясеня или дуба.

Жесткие шпангоуты обычно ставят на закладку в стапеле до постановки обшивки и делают из дерева (дуба или ясеня) или из стальных катаных профилей (обычно углового профиля).

На современных деревянных яхтах гнутые и жесткие деревянные шпангоуты выклеивают из тонких реек и устанавливают до постановки обшивки. Такая конструкция шпангоутов обеспечивает большую прочность, поэтому нет необходимости применять натесные, то есть собранные из отдельных кусков (футоксов), жесткие шпангоуты, как это делалось на старых яхтах и крупных деревянных судах. Однако на яхтах-шарпи шпангоуты удобнее собирать из футоксов. Типовая конструкция шпангоута яхты-шарпи показана на рис. 28.

Расстояние между шпангоутами называется шпацией . В районе мачты, где к корпусу приложены большие усилия от вооружения, шпангоуты ставят чаще. Кроме того, перед мачтой и за ней устанавливают усиленные шпангоуты большого сечения.

Нижние концы шпангоутов, примыкающие к килю, соединяют между собой и крепят к килю флорами . У мелких килевых яхт и швертботов флоры делают из твердого дерева, а у более крупных — кованые из полосовой стали или сварные из листовой стали. Флоры крепят к килю и шпангоутам заклепками или болтами, а на современных яхтах еще и склеивают с ними водостойким клеем. В нижней части флоров прорезаются отверстия, для того чтобы вода, попавшая внутрь корпуса, могла стекать в самую нижнюю часть корпуса. Эти отверстия называют водопротоками или шпигатами.

Основное назначение флоров — скрепление ветвей шпангоутов, соединение их с килем и укрепление днищевой части обшивки. На флоры у швертботов и мелких килевых яхт обычно кладутся слани. На некоторых швертботах поверх флоров вдоль киля кладется кильсон— продольный брус, дополнительно укрепляющий корпус в продольном направлении (рис. 26).

На гоночных яхтах не ставят внешние привальные брусья, так как они увеличивают сопротивление судна в воде. Однако на малых крейсерах (например, на швертботах класса ТЗ) иногда их все же ставят и снабжают металлической оковкой для предохранения от раскалывания.

Иногда внутренний привальный брус имеет усиления—короткие брусья, идущие рядом и склеенные или надежно скрепленные с ним. Они называются шельфами. Шельфы обычно ставят в районе размещения мачты, там, где проходят вантпутенсы — узлы для крепления вант.

Палубный набор составляют бимсы — поперечные балки, концами положенные на привальные брусья. На бимсы настилается палуба.

По границам вырезов в палубе (люков, кокпитов, надстроек) ставят усиленные бимсы — большего сечения. Бимсы обычно делают из сосны или ели, а на усиленные бимсы нередко идет дерево твердых пород (дуб, ясень и др). Усиленные бимсы ставят также спереди и сзади мачты. Для большей жесткости их связывают со шпангоутами и обшивкой вертикальными (висячими) кницами из криворослого дерева или стали (кованой или листовой).

В тех местах, где в палубе сделаны вырезы (для надстроек, кокпитов, люков и т. п.), ставятся полубимсы. Внутренние концы полубимсов лежат на карлингсах—продольных брусьях, которые, в свою очередь, опираются на соответствующие усиленные бимсы, ограничивающие вырез в палубе.

Чтобы увеличить жесткость палубного набора; концы усиленных бимсов перевязывают с привальными брусьями горизонтальными кницами. Мачтовые бимсы в середине связаны толстой подушкой, подкрепляющей палубу в том месте, где сделан пяртнерс — отверстие для прохода мачты. Если мачта ставится на палубу, то в этом месте делают обязательно переборки, связывающие усиленные бимсы со шпангоутами, а сами бимсы — большего сечения, чем обычные усиленные бимсы.

Бимсы и полубимсы могут опираться на пиллерсы — вертикальные или наклонные деревянные стойки, нижним концом связанные с флорами или стрингерами (рис. 28). Пиллерсы увеличивают прочность палубного набора и противодействуют усилиям, оказываемым на палубу сверху вниз. В месте укрепления мачты могут возникать усилия, направленные снизу вверх, оказываемые, например, стоячим и бегучим такелажем. Чтобы разгрузить палубу от таких усилий, ставят струны — стальные прутки, соединяющие пяртнерсовую подушку или бимсы с флорами или килем.

На больших судах поверх бимсов под палубный настил кладут палубные шины — стальные полосы, идущие от борта к борту под углом к бимсам. Такие же полосы кладут под обшивку поверх шпангоутов и под углом к ним (их называют диагональными шинами). Шины связывают между собой бимсы и шпангоуты, увеличивая прочность и жесткость корпуса.

На пластмассовых яхтах палубный набор зачастую отсутствует, а необходимые жесткость и прочность палубы обеспечивают отформованные на обшивке и палубе выступы (гофры, зиги). Иногда палубу делают из двух тонких слоев стеклопластика с заформованным между ними слоем пенопласта (так называемая сэндвичевая или трехслойная конструкция).

Обшивка и палубный настил

Обшивка деревянной яхты обычной конструкции может быть выполнена вгладь, кромка на кромку, может быть и на пазовых рейках и диагональной (рис. 29).

Рис.29 Виды обшивки: А — вгладь; Б — кромка на кройку; В—диагональная; Г— на пазовых рейхах

Чаще всего яхты обшивают вгладь . Каждая доска обшивки от носа до кормы называется поясом. Если яхта большой длины, то пояса стыкуются из нескольких досок, склеиваемых или соединяемых изнутри подушкой на заклепках. Каждый пояс приклепывается к шпангоутам медными (или из оцинкованной мягкой стали) заклепками, под которые подкладывают шайбы; иногда его прикрепляют шурупами.

Стыки поясов обшивок по кромкам называются пазами . Чтобы корпус был водонепроницаемым, пазы должны быть очень хорошо пригнаны. На современных яхтах широко применяют склейку поясов по пазам водоупорным клеем. Такая обшивка придает корпусу большую жесткость, так как пояса совершенно не сдвигаются относительно друг друга. Раньше на яхтах пазы иногда конопатили.

Нижний пояс обшивки, непосредственно примыкающий к килю, называется шпунтовым, так как он входит в паз киля, называемый шпунтом; самый верхний — ширстреком. На некоторых яхтах ширстрек в верхней части утолщают и делают из твердого дерева.

Обшивки на пазовых рейках и диагональная обеспечивают высокую прочность и лучшую водонепроницаемость корпуса, но из-за определенной сложности выполнения и дороговизны встречаются редко.

Для сравнительно небольших яхт применяют обшивку из шпона, то есть из тонких длинных полос дерева толщиной 1,5—4 мм, переклеенных слоями крест-накрест по специальному шаблону (болвану), копирующему корпус яхты. Опыт показал, что даже не увеличивая толщины шпоновой обшивки, можно обойтись без шпангоутов. Есть крейсерские и гоночные яхты длиной 10—12 м со шпоновой обшивкой без шпангоутов.

Мы уже говорили, что на современных яхтах широко применяются обшивки из слоистых пластмасс на основе стеклоткани, пропитанной специальными синтетическими смолами. Формуется такая обшивка на матрице, представляющей собой форму, внутрь которой укладывается стеклопластик. Таким образом, удается получить очень гладкую наружную поверхность обшивки. Первый уложенный в матрицу слой стеклопластика окрашивают, поэтому из матрицы вынимают уже готовый, не нуждающийся в окраске корпус.

Шпоновая и пластмассовая обшивки применяются преимущественно при серийном производстве яхт.

Палубный настил, как и обшивка, состоит из поясов . Крайний его пояс, идущий параллельно борту, называется ватервейсом. Ватервейсы обычно делают из древесины твердых пород: дуба, ясеня, красного дерева. Средний пояс палубного настила носит название мидельвейса.

Палубу из хорошего дерева лакируют, а ее пазы конопатят и заливают герметиком (специальным клеем). Часто палубы обтягивают специальной тканью-равендуком. Равендук заводится под ватервейс или натягивается поверх него. Кромки равендука прикрывают буртиками. В настоящее время широко распространены фанерные палубы, обеспечивающие большую жесткость и меньшую водопроницаемость при меньшем, чем у деревянных палуб, весе. Фанерные палубы часто оклеивают стеклотканью, используя для этого водостойкий клей.

На крупных яхтах палубу по кромкам борта ограничивают фальшбортом — доской, поставленной на ребро. Верхнюю кромку фальшборта иногда прикрывают планширем. На мелких яхтах и швертботах фальшборты делают без планширей и совсем низенькие—только чтобы обеспечить опору для ног при передвижении по накрененной яхте. По низу фальшборта, на одном уровне с палубой, прорезают отверстия — шпигаты — для стока воды, попавшей на палубу.

Чтобы в свежую погоду оградить человека от падения за борт, на палубах крейсерско-гоночных яхт по ватервейсу ставят стальные леерные стойки , между которыми натягивают леера — тросы, образующие как бы перила. Леера на носу и корме крепят к релингам — прочным ограждениям из стальных труб (см. рис. 1).

Вырезы в палубе по периметрам окаймляют вертикальными досками — комингсами .

Рулевое устройство и шверт

Рули подразделяют на постоянные и подвесные .

Постоянные рули (рис. 30) ставят на килевых яхтах и подвешивают к ахтерштевню, плавнику фальшкиля, а также к специальному плавнику либо кронштейну.

Рис.31. Руль килевой яхты и его части

Основные части постоянного руля (рис. 31): перо—деревянная или металлическая пластина; баллер — стержень, на котором укреплено перо; румпель— рычаг для поворота руля и гельмпорт — труба, через которую проходит верхняя часть баллера. На больших судах, где силы человека недостаточно, чтобы повернуть руль, вместо румпеля применяются различные рулевые приводы, позволяющие с помощью штурвала повернуть руль, не прилагая больших усилий.

Руль подвешивается к ахтерштевню на петлях; нижняя часть баллера—пятка опирается на подпятник—основательную оковку, прикрепленную к ахтерштевню, дейдвуду или фальшкилю.

Разновидностью постоянного руля является балансирный руль (рис. 30, г), консольно, без петель, укрепленный на баллере, причем часть площади пера расположена впереди оси вращения. Давление набегающей воды на эту часть пера уменьшает усилие, необходимое для поворота руля.

Подвесные рули применяют на швертботах и килевых яхтах с обрезной транцевой кормой.

Рис.32. Устройство подвесного руля швертбота

На швертботах часто встречается подвесной руль с подъемным пером (рис. 32), у которого нет баллера, а перо на горизонтальной оси подвешено в деревянной или металлической рулевой коробке, в нее и вставлен румпель. Перо может быть приподнято или совсем поднято из воды сорлинем — тросиком, один конец которого (коренной) закреплен на пере, а другой пропущен через шкив на коробке или румпеле и может быть закреплен на румпеле в нужном положении.

Швертовое устройство состоит из шверта, швертового колодца и шверт-талей.

Шверты изготовляют из листового металла (сталь, медные или алюминиевые сплавы) или дерева. Шверты бывают кинжальные и качающиеся.


Кинжальный шверт (рис. 33, а) вставляется в швертовый колодец, как кинжал в ножны, и передвигается в нем поступательно. Кинжальные шверты неудобны тем, что при задевании за мель их заклинивает в колодце.

Качающиеся шверты опускаются поворотом вокруг своей оси, бывают двух видов—секторные и прямые.

Прямой шверт меньше мешает и имеет еще одно достоинство: когда его подбирают, значительно смещается назад центр бокового сопротивления, и швертбот можно центровать на ходу.

Для усиления эффекта перемещения центра бокового сопротивления применяют узкие, длинные, так называемые мечевидные шверты (рис. 33, в). Ими снабжено большинство современных швертботов. Часто для уменьшения сопротивления шверты профилируют, то есть в поперечном сечении придают им профиль симметричного крыла самолета. Они дают некоторый выигрыш в лавировочных качествах за счет меньшего сопротивления. Чтобы уменьшить сопротивление широкой щели на выходе швертового колодца в днище, щель для профилированного шверта снабжают сальниками из листовой резины: когда шверт выбран, сальники смыкаются и закрывают щель.

Шверт вращается вокруг болта, под головку и гайку которого положены большие шайбы с кожаными или резиновыми прокладками для предохранения от подтекания.

Швертовый колодец (см. рис. 26) имеет основание из двух досок, обычно дубовых, притянутых к килю болтами. Поверх основания набраны стенки из более тонких досок. Сзади и спереди колодец ограничен вертикальными стойками, к которым приклепываются основание и стенки. По верхнему обрезу колодца положен планширь. На него ложится резиновый буфер, надетый на болт рычага шверта и предохраняющий колодец от разрушения при ударе болта о планширь. Поперечную устойчивость колодца обеспечивает крепление его к флорам кницами или шпонками — вертикально поставленными поперечными досками. Часто колодец укрепляют специальной поперечиной, связывающей колодец (через планширь) с карлингсами и палубным настилом. На пластмассовых швертботах колодцы проще по конструкции — тонкостенный ящик, приформованный к усиленной обшивке днища.

Читайте также: