Как называется отряд судов

Обновлено: 11.05.2024

Расторопный писарь из штаба Отряда с тремя матросами поджидал меня на вокзале. Быстро вытащены вещи, взят багаж, и автомобиль помчал нас по Светланской улице [74]. Как далеки мы от Петербурга и в то же время как тесно мы с ним связаны землею. Ведь Владивосток та же Россия, просто один из ее провинциальных городов. Если взять, например, английский Гонконг, ровесник Владивостока, то это английская колония, и притом дальняя. Там кучка англичан, оторванная от метрополии, затерялась среди сотен тысяч туземцев—здесь бородатые русские мужики—переселенцы и старожилы, матросы и солдаты—живут вперемешку с китайцами, которые сами как бы пришельцы в русской стране. В этом и заключается громадная разница между английскими колониями и нашими окраинами.

Есть и преимущества, есть и недостатки окраин перед колониями.

Англия питается за счет своих колоний, наши окраины питаются за счет России. Колония чрезвычайно быстро развивается материально, ее технический скелет вырастает в одно–два десятилетия. Окраина, как отдаленный орган огромного тела, гораздо медленнее получает по кровеносному сосуду—железной дороге—живительные соки современной культуры.

Все англичане в своих колониях являются привилегированным классом по отношению к туземцам.

Мы, русские, в своих окраинах были такими же подданными нашего Государя, как и инородцы.

Окраины крепче привязаны к России, чем колонии к Англии.

Одним из тяжелых условий того, что у нас были окраины, а не колонии — была невозможность иметь единый флот:

Как интересно мне это дальнее плавание. В первый раз за мою службу мне придется идти не на строевой, а на штабной должности, оставляющей так много свободного времени для интересной научной работы.

Только бы скорее были готовы корабли! Только бы скорее уходить!

Я вхожу в адмиральское помещение. Сколько здесь света и воздуха по сравнению с новыми кораблями.

Так как Отряд должен был составить ядро Флотилии Северного Ледовитого океана, то он взял себе штаб размером по расчету на флотилию. У нас был флаг–капитан, два его помощника (по оперативной и по распорядительной части), флагманские: штурманский, артиллерийский и минный офицеры (частью из старших судовых специалистов), флагманский инженер–механик, флагманский врач, флагманский обер–аудитор [81] и иеромонах — флагманский благочинный. Кроме того, два флаг–офицера Для Отряда штаб был, конечно, велик, но адмирал предполагал сделать переход на Мурман возможно скорее и на походе разработать детальнейшим образом все оперативные, строевые и технические инструкции для Флотилии Северного Ледовитого океана. В состав ее, по приходе на Мурман, должны были войти:

2) Наша дивизия траления Белого моря из 48 тральщиков.

3) Отряд противолодочных посыльных судов.

4) Дивизион эскадренных миноносцев.

5) Отряд ледоколов.

6) Полудивизион подводных лодок.

8) Береговая оборона оперативной базы Йокоганского рейда, Кольского залива и устья реки Северной Двины и

Если бы все предположения адмирала сбылись, то на походе штабу было бы по горло работы.

Их плавание, учитывая их небольшую величину, предполагалось более долгое и с большим числом остановок в пути.

Для современной стрельбы это было совершенно недостаточно. Приходилось переделывать своими средствами [82].

Надо было заменять во многих местах электрическую проводку. Пришлось озаботиться улучшением вентиляции погребов и принять особые предосторожности для хранения японского нитроглицеринного пороха, который, в отличие от нашего, разлагается не только при высокой температуре, но и при низкой.

Наконец, японцы оставили на судах только старые бронебойные снаряды, снаряженные черным порохом.

Поэтому в первую голову адмирал решил привести корабли в порядок средствами Владивостокскою порта, а за это время выписать из Петербурга полный комплект боевых припасов для 12', 10', 6' орудий, а для 6' и 75 мм выписать, кроме того, запас ныряющих снарядов, изобретенных в нашем флоте для борьбы с подводными лодками [83].

Но на это требовалось время и время большое; мы к июлю 1916 года должны были быть уже на Мурмане, а между тем задержка во Владивостоке отнимала всякую надежду на это [84].

Дух личного состава начал падать. Сознание, что там, в Черном и Балтийском морях и на фронтах, идет борьба, в то время как мы тут, во Владивостоке, заняты безнадежной работой на старых непригодных к бою кораблях, приводило офицеров и команду в отчаяние. Непонимание личным составом задач, возложенных на Флотилию Северного Ледовитого океана, незнание им всех бывших предположений и причины, почему корабли были куплены именно у Японии, вызывало глухой ропот.

Обвиняли, как всегда и во всем, штаб, и в первую голову его оперативную часть. Плавание Отряда на Мурман стало казаться никому не нужным пикником, преступным во время войны.

Сравнивая эти настроения наших офицеров и команд с таковыми же французов и англичан, с которыми мне пришлось много плавать, становится теперь ясным, как сильно мы, русские, отличаемся характером от европейцев. Мы

легко воодушевляемся, горячо беремся за дело, но также быстро охладеваем и легко теряем голову при неудаче. Наше стремление всегда критиковать других приводит к разброду действий, и сколько несчастья приносили нам эти наши отрицательные черты.

Однако, несмотря на все, непрерывный треск пневматических зубил, грохот молотков массы рабочих на судах Отряда показывали, что дело подготовки его к походу двигается вперед.

Совместными усилиями офицеров и команд, полным напряжением всех мастерских Владивостокского порта удалось приготовить к дальнему походу машины и котлы, произвести нужные переделки по части артиллерии, насколько возможно оборудовать по современному боевые рубки и переделать жилые помещения для команд.

Невольно мысль моя переносится к нынешнему времени, и хочется спросить: «Что было бы, если бы сегодня во Владивостоке кто?нибудь стал разбрасывать прокламации? Как бы на это реагировало ГПУ?

Наша комиссия, стоя на верхней палубе, любовалась роскошной панорамой Золотого Рога.

Среди публики мы заметили человека в сером костюме, с золотисто–рыжими кудрями.

Скоро все с ним познакомились. Пока мы разговаривали, любуясь закатом, произошел случай довольно редкий в море: на плечо одному из нас села синичка и начала чистить носик

Испуганная птичка вспорхнула, трепетно запорхала вокруг парохода и села где?то на мачте.

Соленый ветерок дул навстречу пароходу. Кровавокрасный диск солнца медленно катился к горизонту; окрашивая розоватыми тонами полосу белой пены, оставляемой за кормой… Бальмонт писал что?то карандашом в своей записной книжке. После долгих уговоров он показал нам начало своего нового стихотворения:

Япония, Ниппон, Нихон.

Основа солнца, корень света,

Прими от русского поэта

Его струны певучий звон…

Горькая мысль мелькнула в моей голове — прокламации владивостокских пораженцев несомненное варварство, Бальмонт — явление русской культуры; почему же это не русское варварство называется прогрессом, вызываемая им революция — желанной, а русская культура так бессильна, что не может с этим бороться? Почему?

Но довольно вопросов. Русская культура ныне раздавлена тяжелым сапогом нерусского социализма.

Спустилась ночь. Пассажиры разошлись по своим каютам и мирно заснули там крепким сном, каким можно спать только в море, вдыхая воздух, наполненный кислородом и ароматом морских испарений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Часть особого назначения

Часть особого назначения Мы вышли на немецкую батарею с тыла. Нас не ожидали, бой был короткий и жестокий. Разворачивали захваченные 75-миллиметровки и били по увязающим в грязи машинам, отступающим немцам. Соловьев П. М. Петр Матвеевич Соловьев прошел войну от

Бригада особого назначения

Бригада особого назначения Начало боевого путиФормирование Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР происходило в конце июня – начале июля 1941 г. Оно было связано с необходимостью выполнения специальных заданий в борьбе с фашистскими

Гараж особого назначения

Гараж особого назначения Гараж особого назначения был создан 5 января 1921 года решением Совета народных комиссаров. Тогда его возглавлял личный водитель Ленина С. Гйль и здесь стояли 62 автомобиля, для того времени не так уж мало. В 1922 году начальником гаража стал личный

СУДЬБА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Глава 2. Охрана Дома особого назначения

Глава 2. Охрана Дома особого назначения Имеется довольно распространенное мнение, что состав и характер охраны Дома особого назначения при коменданте Авдееве и коменданте Юровском резко отличались. Авдеев-де и его люди стали сочувствовать Царской Семье и поэтому

ВОЙСКА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ СС

Командиры Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения – Отдельной дивизии оперативного назначения

Командиры Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения – Отдельной дивизии оперативного назначения 1953 – 1956 гг.ЕПАНЧИН Александр Дмитриевич(1914—1991 гг.) родился в селе Малые Алабухи Воронежской губернии в крестьянской семье. После окончания школы работал в

Отряд особого назначения

Отряд особого назначения

Эскадра особого назначения

Эскадра особого назначения Еще в марте 1858 года адъютантом генерал?адмирала великого князя Константина Николаевича был бывший флаг?офицер вице?адмирала Корнилова капитан 1?го ранга Лихачев. Он уже участвовал в плаваниях на Тихом океане в экспедиции Невельского, отважно

Глава 6. СИМВОЛЫ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ДИВИЗИОН ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

СЛОВАРЬ ВОЕННО-МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

Гавань - часть рейда, огражденная естественно или искусственно от ветра и волнения и представляющая удобную стоянку для судов.
Гак - железный или стальной крюк.
Гакаборт - верхняя часть на кормовой оконечности судна.
Гакабортный огонь - белый огонь, который держат на гакаборте.
Галерники - каторжане, отбывавшие свое наказание в старые времена на галерных (гребных) судах; работали на веслах; галерников иногда приковывали к своим рабочим местам.
Гальванер - специалист, назначаемый для обслуживания артиллерийской электротехники.
Гальюн - отхожее место на корабле.
Гафель - наклонное рангоутное дерево, одним своим концом упирающееся в мачту сзади; на другом его конце на ходу поднимается кормовой флаг.
Гордень - снасть, проходящая через один одношкивный блок.
Горловина - круглое или овальное отверстие, служащее для доступа в трюмы, цистерны и т. п.; закрывается водонепроницаемой крышкой.
Грот-мачта - вторая от носа мачта.
Гюйс - особый флаг, который поднимается на носу военного корабля 1-го и 2-го ранга, стоящего на якоре.

Дальномер - прибор для измерения расстояния.
Двойное дно, идя внутреннее, делается почти на всех военных судах и на больших коммерческих пароходах; служит для предохранения от последствий днищевых пробоин, а также, с целью увеличить крепость корпуса. Пространство между внутренним дном и наружным называется междудонным и подразделяется непроницаемыми продольными и поперечными перегородками на отсеки, которые остаются порожними или используются для хранения пресной воды, нефти и пр.
Девиация - отклонение компаса, происходящее от влияния на него корабельного железа.
Десант - высадка военных частей или морского отряда на берег для военных действий на побережье.
Диспозиция - план расположения кораблей для стоянки на рейде.
Дифферент - разность углубления носа и кормы.
Док - бассейн, который может быть осушен; в него вводятся суда для починки. Бывают и плавучие доки.
Дрейф - отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра, течения, сильной волны и напора льдов.
Лечь в дрейф - расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед, а от действия его на другие - пятилось назад, вследствие чего судно держится почти на месте.
Дробь-атака - сигнал, который играли на горне и барабане для приготовления корабля к отражению атаки миноносцев.
Дробь-тревога - сигнал, который играли перед учением по боевому расписанию.
Дудка - свисток, которым подаются с вахты сигналы.
Дать дудку - передать по кораблю распоряжение вахтенного начальника, предварив его сигналом на судне; было присвоено боцманам и строевым унтер-офицерам.

Ендова - медная посуда с носиком; в ендове вносили водку наверх для раздачи команде.
Есть - слово, заменяющее во флоте ответы: хорошо, слушаю, понял.

Жвака-галс - кусок цепи той же толщины, что и якорный канат. Жвака-галс крепится за обух, вделанный в корпус корабля скобою, называемой жвакагалсовою.

Лавировать - идти на парусном судне переменными курсами (по ломаной линии).
Лаг - прибор для измерения скорости судна и пройденного расстояния.
Лайба - простая большая финская лодка с одной или с двумя мачтами, на каждой из которых по одному парусу. Раньше эти лодки употреблялись в окрестностях Петербурга для перевозки дров, сена и т. п.
Лебедка - машина для подъема тяжестей.
Леер - туго натянутая веревка, у которой оба конца закреплены; в частности, леером называют тонкий стальной трос, протянутый в два или три ряда между стойками по борту судна или на мостиках для ограждения открытых мест.
Линейный корабль - крупный артиллерийский корабль, имеющий основным назначением в бою наносить противнику мощные артиллерийские удары и оказывать наиболее упорное сопротивление его действиям.
Лопатить палубу - отжимать резиновой лопатой воду с мокрой палубы.
Лот - прибор для измерения глубин моря.
Лоция - часть науки кораблевождения. Ока занимается подробным изучением морей и океанов и служит руководством, как располагать по ним курсы судна, минуя все опасности и применяясь к господствующим ветрам, течениям и другим местным условиям, и как совершать плавание по ним в кратчайший срок. Для этого в настоящее время в лоции описаны моря и океаны всего света, а также окружающие их берега и берега бесчисленных островов; почти везде изучены глубины, а опасные места обставлены предостерегательными знаками. Для всех морей составлены карты в том или ином масштабе. Все описания морей носят название руководств для плавания, или лоций, и, вместе с картами, составляют главные пособия для плаваний.
Люк - отверстие в палубе, служащее для схода вниз.

Навигация - отдел науки кораблевождения. В ней указываются способы определения точного местонахождения корабля при плавании в виду берегов и приближенного места нахождения в открытом море. Так же называется сезон, в который продолжается плавание в известном море:
Надраивать - начищать.
Найтовить - связывать веревкой, закреплять предметы.
Нактоуз - деревянный шкафик, на который устанавливается компас.
Нок - оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева.
Норд - север.
Нория - бесконечная цепь с подаваемыми патронами из патронных погребов к пушкам.

Обер-аудитор - офицер, или военно-морской чиновник, производящий предварительные следствия по делам, возникающим на эскадре, а равно и ведущий переписку флагмана по судебным и дисциплинарным делам; вопросам юридическим и международного права.
Опреснитель - аппарат, служащий для опреснения забортной соленой воды.
Оптический прицел - прибор, служащий для наводки орудия на цель. Главная часть оптического прицела - зрительная труба.
Орудийный порт - окно в борту судна для орудия.
Осадка - углубление корабля, измеряемое в футах или в метрических мерах.
Ост - восток.
Остойчивость - способность корабля плавать в равновесии (в прямом положении) и легко возвращаться в состояние равновесия, когда он выведен из него какой-либо силой.
Отличительные огни - все суда, как паровые, так и парусные, - на ходу в ночное время должны нести на правой стороне зеленый огонь, на левой - красный огонь.
Отсеки - отдельные помещения внутри судна, разграниченные особыми перегородками вдоль и поперек судна. Этим корабль в значительной мере обеспечивается от потопления в случае получения пробоины. Переборки отсека не позволяют воде распространяться по всему судну.
Отшвартоваться - прикрепить судно к берегу или пристани с помощью швартовов.

Радиорубка - помещение на судне, в котором помещаются радиопередатчики и радиоприемники.
Раковина - свес в кормовой части судна; в настоящее время не делается, но слово остается в употреблении для обозначения направления предмета, видимого с судна приблизительно на четыре румба позади траверза (см. румб и траверз).
Рангоут - мачты, стеньги, реи и прочее дерево.
Рандеву - место встречи или соединения судов.
Ратьеровский фонарь (фонарь Ратьера) - фонарь особого устройства для ведения переговоров ночью, скрытно от противника.
Ревизор - офицер, заведующий хозяйственной частью корабля.
Рей - поперечное дерево на мачте.
Рейд - водное пространство у берегов, представляющее собой удобную стоянку дли судов, защищенную от ветров и волнения.
Рекогносцировка - разведывание обстановки, осмотр местности.
Реляция - донесение о военных происшествиях.
Репетичный корабль - корабль, который репетует сигналы.
Репетовать - повторять сигналы.
Рефрижератор - холодильник.
Риф - коса, отмель, или банка с твердым грунтом.
Ростры - возвышение над верхней палубой, на котором помещают баркасы и другие шлюпки.
Румб - направление от центра видимого горизонта к точкам его окружности. Из множества румбов 32 носят особое название. Под словом "румб" подразумевается также величина между двумя смежными румбами, и в этом смысле считают, что один, румб равен 11 градусам 15 минутам. Если говорят, что корабль повернул на 4 румба вправо, это значит, что он повернул на 45 градусов вправо.
Рундук - закрытые нары, в которых хранятся личные вещи команды.
Рында, бить рынду - условный сигнал, который бьют в судовой колокол во время тумана.

Табулевича фонарь - фонарь особого устройства для сигнализации.
Такелаж - общее наименование всех снастей на мачтах, стрелах и пр.
Тали - снасть, основанная между блоками для выигрыша в силе тяги.
Таран - выступ высокой подводной части судна для удара в неприятельский корабль с целью пробить ему подводную часть.
Тент - парусина, растягиваемая над верхней палубой и мостиками для защиты, личного состава от солнечных лучей, а также и от нагревания самой палубы. Для защиты от дождя ставятся дождевые тенты из более плотной парусины.
Топ - верх, вершина вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги.
Топовый огонь - белый огонь, поднимаемый на ходу паровыми судами на фок-мачте или впереди ее; освещает горизонт прямо по носу, вправо и влево от него на десять румбов. Видимость его должна быть не менее пяти миль, или девяти километров.
Торпеда - см. мина самодвижущаяся.
Траверз - 1) направление под прямым углом к курсу судна; , 2) на корабле - поперечная броневая перегородка для защиты от осколков.
Травить - перепускать снасть, то есть давать ей слабину.
Траектория - линия, описываемая центром тяжести снаряда при его полете в воздухе после выстрела.
Трал - средство борьбы с минами, имеющее назначением обнаруживать и уничтожать минные заграждения.
Транспорт - вспомогательное судно, предназначенное для перевозки войск, съестных и военных припасов, запасов каменного угля, нефти, воды и т.п. для действующего флота.
Трап - лестница на корабле.
Трюм - внутреннее помещение на судне, лежащее ниже самой нижней палубы. На военных кораблях трюм - шестая сверху палуба.
Турбины водоотливные - мощные насосы лопастного типа; служат для быстрого откачивания воды; производительность достигает 500 тонн в час.

Узел - единица длины в морском деле: расстояние, проходимое судном за 0,5 минуты времени. Длину (условную) узла считают равной 48 футам. Следовательно, сколько узлов судно проходит за 0,5 минуты, столько морских миль оно проходит в час.

Фал - 1) снасть, служащая для подъема некоторых рангоутных деревьев и парусов; 2) веревка, на которой поднимается флаг, гюйс и флажные сигналы.
Фалреп - трос (веревка), заменяющий поручни у входного трапах
Фалрепный - матрос, посылаемый с вахты подать фалреп.
Фарватер - свободный проход между опасными местами, обставленный предостерегательными знаками, или определенный путь для плавания судов.
Фитиль - особый проселитренный жгут для прикуривания на баке у кадки с водой; шуточное матросское название выговора от начальства.
Флагман - командующий соединением военных кораблей. Корабль, на котором имеет пребывание флагман, поднимает на мачте особый отличительный флаг.
Флагманский корабль - судно, на котором флагман держит свои флаг.
Флаг-капитан - штаб-офицер, состоящий при адмирале; ему подчинены все чины штаба; начальник штаба.
Флаг-офицер - обер-офицер, состоящий при начальнике соединения и выполняющий адъютантские обязанности.
Флагманские специалисты - инженер-механик, корабельный инженер, артиллерист, минер, штурман, доктор и др., состоящие при штабе начальника эскадры.
Флагшток - древко (шток, стойка), на котором поднимается кормовой флаг.
Фланг - левый или правый бок колонны судов.
Фок-мачта - передняя мачта на судне.
Фок-рей - нижний рей фок-мачты.
Форменка - белая полотняная матросская рубашка с синим , воротником.
Форштевень - продолжение киля в передней оконечности судна.
Фрегат - трехмачтовое парусное военное судно, имевшее одну закрытую батарею.

Ходовая рубка - рубка, из которой управляют кораблем во время похода.
Холодильник - прибор, служащий для сгущения отработанного пара в воду.
Хронометр - переносные пружинные часы, отличающиеся весьма точным ходом.

Цапфы - приливы в качающейся обойме орудия, которыми при помощи вкладных подцапфников оно соединяются с вертлюгом (вращающейся частью станка).
Целик - подвижная часть прицела ,пушек, перемещается вправо и влево, чтобы ввести поправку на движение цели, свой ход и боковой ветер.
Цилиндры высокого, среднего и низкого давления. - Если на корабле главная поршневая машина имеет три паровых цилиндра и пар последовательно проходит через первый, второй и третий цилиндры, то машина называется тройного расширения. Первый Цилиндр, куда попадает пар из котла, называется цилиндром высокого давления; второй - цилиндром среднего давления и третий - цилиндром низкого давления. Если цилиндр давления получается слишком большого диаметра, то объем его разбивают на два равных и ставят два цилиндра низкого давления, таким образом, машина тройного расширения может иметь четыре цилиндра.
Циркуляция - кривая, по которой движется центр тяжести корабля при отклонении руля.
Цистерна - специальное хранилище на судах для пресной воды, масла, вина и т.п.

Швартов - канат для прикрепления судна к пристани, к другому судну и т. и.
Широта - координата; вместе с долготой служит для определения положения точки на земной поверхности. Широта - угол между плоскостью экватора и отвесной линией, проходящей через данную точку; измеряется от экватора к полюсам в пределах от 0 градусов до 90 градусов (северная и южная широта).
Шканцы - часть верхней палубы от грот-мачта до бизань-мачты. На двухмачтовых кораблях район шканцев определялся приказом по морскому ведомству; в царском флоте - главное почетное место на корабле.
Шкафут - часть верхней палубы между фок- и грот-мачтами.
Шквал - внезапно налетевший ветер большей или меньшей силы.
Штерт - тонкий короткий тросовый конец.
Шланг - гибкая труба из водонепроницаемой материи или резины; применяется для подводки жидкости или газа под давлением.
Шлюп - небольшое трехмачтовое парусное судно с одной открытой батареей.
Шлюпка - лодка.
Шлюпбалка - вращающаяся железная балка. Шлюпбалки устанавливаются попарно на борту корабля для подъема и спуска шлюпок.
Шпангоут - ребро корпуса корабля.
Шпиль - особый ворот, устанавливаемый на судах для выхаживания якорного каната, тяги перлиней и других работ.
Штандарт - флаг главы государства.
Штиль - безветрие.
Шторм - по шкале Бофорта - ветер в 9 баллов, скоростью в 18,3 - 21,5 метра в секунду, или примерно 45 морских миль в час.
Шторм-трап - тросовая переносная подвесная лестница.
Штурвал - механическое устройство, с помощью которого перекладывают руль.
Штурман - кораблеводитель, помощник командира по вождению корабля в море.
Штуртрос - передача от штурвала к румпелю.
Шхеры - островной берег; морское прибрежье, густо усеянное островками с тесными проливами.

Эволюция - маневр, производимый находящимися в строку кораблями для изменения курса, соединения между кораблями, построения в другой строй и т.п.
Экипаж - команда корабля; то же - морская часть на берегу.
Элеватор - подъемное приспособление для подачи снарядов и зарядной из погребов к орудиям.
Эллинг - место постройки кораблей на берегу, устроенное скатом.
Эскадра - соединение кораблей различных классов, подчиненное одному начальнику и выделяемое для самостоятельных действий в море.
Эшелон - отряд или небольшое соединение судов, разных классов.

Юнга - молодой матрос, мальчик.
Ют - часть верхней палубы на корме корабля.


При этом необходимо отметить, что дискуссии как таковой нет, а то, что есть, гораздо более соответствует слову спор. Тем не менее в нем имеются определенные тезисы и, с учетом остроты и общественной значимости темы, есть смысл показать их ошибочность у А. Колобова.

А. Колобов пишет:

Разгромный ответ В. Чистякову уже был и известен (ссылка), в связи с чем полаю необходимым остановиться только на наиболее одиозных и фэнтезийных аспектах данной статьи.

Для начала стоит отметить фразу г. Чистякова:

Действия адмирала Рожественского… странность (и даже нелепость) их столь очевидна, что невольно возникает вопрос: а в ладах ли был русский командующий со здравым смыслом?

К ней мы еще вернемся, а пока продолжим цитировать В. Чистякова:

А теперь немного реалий.

Современная корабельная радиолокационная станция целеуказания 3Ц-25Э (ссылка) имеет в т. ч. пассивный канал (диапазон частот принимаемых сигналов: сантиметровый, дециметровый) со среднеквадратичной ошибкой по дальности 5–20 %.

…Ключевой же причиной отказа от крейсерской разведки, по мнению автора, являлся план на бой З.П. Рожественского, который подразумевал перестроение в боевой порядок ввиду главных сил неприятеля. Для успеха этого плана не было необходимости ни вести разведки самим, ни препятствовать разведывательным кораблям неприятеля, так как японский командующий должен был знать, что русские идут в походном порядке и строить план атаки главных сил русской эскадры на этом основании.

И из заключения комиссии по Цусимскому разгрому:

Комиссия полагает, что отказ Командующего эскадрой от разведчиков и дозорных судов имел прямым последствием внезапность нападения неприятельского флота, а эта внезапность имела при данных условиях своим результатом полное расстройство эскадры и гибель 2-х ее флагманских кораблей в начале боя.

Однако продолжим. Чистяков:

…Рожественский выиграл важнейший первый залп, обеспечив себе неподвижную точку пристрелки, и в течение долгих 15 минут имел возможность бить по неприятелю всем левым бортом, т. е. получив над ним подавляющее огневое превосходство.

И с чего они взяли, что по этой абстрактной точке стрелять лучше, чем, например, по реально визуально наблюдаемой цели на постоянном прицеле и целике?

При этом очень хотелось бы увидеть не их фантазии, а, например, ссылки на документы и учебники по артиллерийскому делу. Полагаю, что искать их придется очень долго (за отсутствием таковых).

Цусима: Рожественский – виновен

Погода в Цусиме была весьма свежая, видимость плохая, туман, и иди эскадра Рожественского узлах на 14, сколько после этого ее догонял бы Того? И насколько сократилось бы оставшееся время для боя до наступления темноты?

О маневре – чуть позже, а пока о Рожественском.

Начнем с адмирала Г.И. Бутакова, давшего молодому Рожественском следующую характеристику:

…царское правительство начало искать нового спасителя отечества. Он оказался тут же, рядом, в свите его величества, – высокий, мужественный, суровый, с красивой, немного склоненной головой, словно обремененной гениальными идеями. Вся его незаурядная внешность так импонировала другим, что не могло быть сомнения в успехе. И тогда имя этого человека прогремело на всю Россию – имя адмирала Рожественского. Почти вся пресса затрубила о нем, заранее возвеличивая его в герои.

Первое время те, кто мало знал Рожественского, смотрели на него как на человека непреклонной воли и знатока в военно-морском деле. Только с таким командующим можно достигнуть намеченной цели. И поэтому к его самодурству относились снисходительно. Но постепенно… наступало разочарование… Люди убеждались в том, что за этой грубой формой обращения вовсе не скрывается глубокий и проницательный ум или организаторские способности. Только резвившимся у адмирала величайшим самомнением можно было объяснить презрительное его отношение к подчиненным.


Рожественский не щадил и чинов своего штаба и постоянно третировал их. В особенности пришлось унижаться перед ним флаг-капитану капитану 1-го ранга Клапье-де-Колонгу… Прежде чем пойти с докладом к своему барину, Клапье-де-Колонг производил через его вестового рекогносцировку о настроении адмирала:

– Ну как, братец, сегодня расположен его превосходительство?
– Вроде как ничего, ваше высокоблагородие.
Однажды потребовалось ему спешно о чем-то доложить командующему… временно прислуживал адмиралу командирский вестовой. Когда Клапье-де-Колонг взглянул на его лицо, распухшее от адмиральских кулаков, то сразу упал духом.
– Значит, его превосходительство в плохом настроении?
– Беда, ваше высокоблагородие, расшиб меня совсем.
Клапье-де-Колонг растерянно забормотал:
– Но как же мне теперь быть? Ведь у меня спешное дело к нему.
– Не могу знать, ваше высокоблагородие, а только лучше не показывайтесь на глаза. Весь кипит.
Срочное дело было отложено до более благоприятного времени.
Писарь Устинов не раз заставал флаг-капитана в каюте плачущим.

Бывшие у начальника эскадры собрания флагманов и командиров, за всю стоянку у Мадагаскара не более 3–4 раз, носили характер или указаний о неправильности действий каких-либо судов за предыдущее время или преимущественно расспросов и инструкций по хозяйственной части. Что же касается до боевых движений, то их совсем никогда не обсуждали, а если что-либо вскользь и затрагивалось, то в виде категорических подтверждений приказаний устных и письменных, бывших или будущих.
Тон же этих собраний вообще был таков, что с них торопились уехать, а не было желания их посещать. Не мне судить самого себя или, тем более моих коллег, из коих большая часть покоится на дне морском, но надо было понимать полную нашу недоброкачественность, при виде такого надменного и презрительного обращения, как председателя собраний, так даже его штаба, которое не только отнимало желание какого-либо вопроса, совета, обсуждения, парализовало инициативу, но рождало сердечную тоску о благополучном окончании собрания. Неприличное обращение с именем командира судна царило всегда и за глаза, и в глаза, и устно, и письменно.

Многие командиры на языке адмирала имели прозвища, граничащие с площадной бранью, и адмирал нисколько не стеснялся употреблять эти прозвища громко на верхней палубе в присутствии команды.

Адмирал, кажется, скоро совсем спятит: по ночам ему все чудятся ракеты, т. е. что атакуют миноносцы, а в обращении с подчиненными дошел до того, что одного командира миноносца, капитана 2-го ранга, схватил за шиворот. Вероятно, скоро начнет кусаться.

Здесь уместно вспомнить еще один эпизод, имевший крайне тяжелые последствия.

Очередная фантазия А. Колобова парируется даже не тем, что госпитальные суда по факту не спасли ни одного раненого или погибающего в сражении, но и просто тем, что никаких соответствующих приказов им не отдавалось.

При этом г. Колобов сам признает:

Итак, мы приходим к выводу, что у З.П. Рожественского имелись разумные основания для того, чтобы вести с эскадрой госпитальные суда. На самом деле, конечно, это было ошибочное решение.

…Растлевающим образом действует на всех офицеров эскадры сильное влечение сердечное нашего адмирала к старшей сестре милосердия Сиверс; почти каждый день она и племянница адмирала, Павловская, обедают у адмирала наверху, причем с племянницей адмирал совсем не разговаривает, а сидит все время с Сиверс… все это сильно действует в отрицательную сторону на офицеров; его странная недоверчивость к другим; что никто ничего не знает и не понимает, кроме него и т. д.

Но сначала стоит обратить внимание на оценку Берсенева одного из весьма известных офицеров штаба:

И его оценку, данную самому Рожественскому:

Рожественский за это время сильно постарел и страшно изнервничался – по одним определениям, или – просто распустил себя, как думаю и многие. Ругается, как – не хочу оскорблять извозчиков сравнением, – ну как никто не ругается. После этих припадков ругани я не могу видеть в нем человека. Мои отношения к нему скорее холодные. Я уже не чувствую симпатии к нему и вижу в нем только честолюбца, который много поставил на карту и страшно боится проиграть.
В итоге мои отношения к окружающей среде таковы: с Адмиралом частью вынужденно хорошие; близких по духу людей нет; знаю, что в случае нужды никто из них не поддержит, а каждый будет заботиться о своей шкуре.

Есть еще обстоятельство, касающееся его личной жизни, которое повлияло на мое отношение к нему, но об этом не стоит говорить…

И комментарий к сноске –

И письмо Рожественского жене:

2 марта, Носси Бе. Дорогая моя. Сейчас получил твое и Лелино письма от 27 января – получил через тридцать дней, так скоро потому, что они попали на случайный экстренный пароход Гинцбурга. Завтра ухожу отсюда, сил больше нет ждать. Полное отупление. Чтобы не случилось, большого позора не придумаешь. Опозорены в конец флотом, опозорены армиею, которая, на мой взгляд, перестала существовать так же, как перестал существовать флот Порт-Артурский с самим Порт-Артуром. Перестанет существовать и эта глупая вторая эскадра, небольшая уж будет надбавка к позору, к горю народному. Мне так больно было читать ваши мечты о заграничной поездке, в которой вы думали найти успокоение, облегчение, после того, как я расстроил эту поездку. Теперь мне это именно и больно, что расстроил.

Собственно говоря, еще раз из Берсенева (подчеркну – весьма близкому ему человека):

Я уже не чувствую симпатии к нему и вижу в нем только честолюбца, который много поставил на карту и страшно боится проиграть.

Если внимательно изучите обстоятельства, то имелись все шансы (и основания предполагать), что эскадра вот-вот выйдет на неприятеля, развернутого в строй фронта… А впереди был туман. Место для ловушки идеальное.

Итак, Рожественский перед сражением:

– включенные огни госпитальных судов, которые он тащил с собой, в итоге привели к обнаружению эскадры и исключили скрытный прорыв;

– эскадра шла к бою в негодном для боя строю, и никаких адекватных оправданий этому ни сам Рожественский, ни его адепты привести не смогли.

И вот здесь я еще раз процитирую Чистякова:

Действия адмирала Рожественского… странность (и даже нелепость) их столь очевидна, что невольно возникает вопрос: а в ладах ли был русский командующий со здравым смыслом?


А. Колобов пишет:

Из комментариев к статье к этому тезису:

Теперь о самом замысле (которого, по сути, и не было) манёвра Рожественского.

Первое. Для начала стоит отметить, что в своих рапортах и показаниях Рожественский многократно лгал, и к его показаниям нужно относиться соответственно.

Второе. Маневр должен иметь запас (времени, расстояния, скорости). Ничего этого в данном случае и близко не было.

Третье. Команда на маневр должна быть ясна, понятна и не допускать двоякого толкования. В сигнале Рожественского же была одновременно указана и скорость (причем заведомо недостаточная), и количество оборотов винтов, и это для броненосцев, не только имевших существенно отличавшиеся характеристики (по результатам испытаний), но и просто разные машины и винты.


И четвёртое. Главное – скорость.

К скорости мы еще вернемся, и не раз. Ибо скорость – это один из ключевых факторов Цусимского разгрома, с чем, кстати, ранее был согласен и сам А.Колобов:

Основной причиной поражения в Цусимском сражении я считаю малую эскадренную скорость русской эскадры в сравнении с японской. Имея не более 9–11 узлов против 14–16 у кораблей Того, линия 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр лишилась главного – инициативы в сражении.

Тезис № 4 – окраска кораблей

24 ноября 2021, 18:56. В дальнейшем камуфляж, включавший в себя горизонтальные полосы различного цвета с переходом от тёмных оттенков (у воды) к светлым, вполне себе использовался.

Здесь остается только повторить: вопросы веры и теологии не являются предметом технических и тактических споров.

Тезис № 5 – погрузки угля в океане

Собственно, просто непонятно, ради чего г. Колобов по этом вопросу наглаголил порядка 900 знаков с пробелами (с учетом того, что в своем ответе он усиленно не замечал и всячески уклонялся от действительно важных вопросов, например, скорости и ее влияния на вероятность поражения снарядами противника), особенно с учетом того, что он сам, дочитав, сознается:

Каюсь, грешен. Однако эта моя ошибка, равно как и ее исправление, не имеют отношения ни к решениям З.П. Рожественского, ни к обстоятельствам задержки эскадры на Мадагаскаре. Зачем тогда мой уважаемый оппонент тратил на нее время?

Однако здесь есть еще один момент.

Тезис № 6 – вопросы к Рожественскому

Да хотя бы дистанций боя!

Уже один этот фактор, проявившийся с первых боев Русско-японской войны, заставлял пересмотреть и проанализировать массу деталей (начиная с таблиц стрельбы и заканчивая вопросами управления огнем и эффективности фугасных боеприпасов)!

Следует отметить, что в известной записке бывший подчиненный Рожественского Щеглов еще очень гуманно прошелся по своему бывшему начальнику. Реально перечень нехороших вопросов к Рожественскому был многократно больше.

Все это адепты Рожественского, разумеется, категорически не жалеют видеть (заменяя реальность и факты очередными фантазиями).

На что должен был повлиять Рожественский? Об этом я могу только гадать. Ну а поскольку гадалка из меня так себе, я лучше отвечу на те тезисы моего уважаемого оппонента, которые он подкрепил хоть какими-то доказательствами.

На что повлиять?

А на то, что должен и обязан был – по своему кругу функциональных обязанностей!


А теперь очень серьезный момент.

Тезис № 7 – возможность решительной атаки броненосцев первого отряда

В этом утверждении я совершенно солидарен с моим оппонентом… расстояние, с которого русские корабли в завязке боя могли нанести решительные повреждения японцам – так это с 10–12 кабельтовых.

Впрочем, отставим иронию и вернемся к эффективным дистанциям стрельбы.

С учетом крайне низкой эффективности наших фугасных снарядов. А также того, что на бронепробиваемость влияет много факторов, в первом приближении для 12-дюймового главного калибра броненосцев для условий Цусимы эффективная дистанция составляла чуть более 20 каб, для 6-дюймового среднего калибра – чуть более 10 каб (что было и отражено в инструкции флагарта Берсенева).

Соответственно, можно нарисовать приблизительный график сравнительной эффективности артогня в зависимости от дистанции.


Это чудо называется – тактика.

С точки зрения диванных флотоводцев – никаких:

Возвращаясь к Цусиме, вопрос сводился к задаче сближения на дистанцию около 20 каб (оптимально с траверза цели) и создания условий для точной стрельбы главным калибром бронебойными снарядами с целью поражения машинно-котельных отделений японских броненосцев.

Здесь возникает интересный вопрос о начальной дистанции боя.

Еще раз процитирую (из моей статьи):

…при скорости броненосцев 15 узлов (2,5 каб в минуту) ее можно было за 8 минут сократить до 10–12 каб.

На что г. Колобов возражает:

К этим рассуждениям г. Колобовым приводится рисунок.


Здесь необходимо подчеркнуть принципиальную ошибку (хочется думать, что случайную, а не намеренную) А. Колобова: то, что за момент начала маневра русской эскадры он берет момент открытия огня.


Условия для стрельбы идеальные!

Бить в начале необходимо с прицелом в среднюю часть корпуса – по машинам, после их поражения – с переносом огня на артиллерию, погреба и ходовой мостик противника (со сближением на дистанцию около 10 каб).

Где там любимая цитата г. Колобова?

Согласно письма младшего минного офицера корабля лейтенанта П.А. Вырубова 1-го, во время третьей учебной стрельбы на Мадагаскаре, состоявшейся 19 января 1905 г., из шести учебных снарядов, выпущенных носовой башней главного калибра, в щит попало пять (83 %).

Поэтому рассуждения А. Колобова:


Т. е. хвост колонны Того находится в пределах дистанции уверенного огневого поражения (с пробитием брони).

На самом деле здесь вопросов немало, в первую очередь по последующим броненосцам первого отряда – как им наиболее оптимально маневрировать. Ну так готовить нужно было!

Угроза от крейсеров Камимуры?

И здесь очень хороший вопрос – что он предпримет?

Мэйдзи: 1-й боевой отряд постоянно держался несколько впереди неприятеля, сохраняя расстояние в 5–6 тысяч метров и продолжая стрелять.

Но с учетом разгрома его хвоста и весьма вероятных тяжелых повреждений его кораблей, далеко не факт, что самурай решил бы отступить. Гораздо логичнее – поворот вправо на помощь хвосту. Только вот, опять же – это получается на довольно хороших для русской эскадры дистанциях.


На все это адепты Рожественского отвечают, что, мол, не получится, потому что наши скоростные броненосцы японцы якобы перестреляют.

А. Колобов пишет:

Причем это происходило 27 января 1904 года в бою, о котором г. Колобов пытается иронизировать:

…в сражении в Желтом море японцы, израсходовав 633 254–305-мм снарядов добились 58 попаданий (за все время сражения), точность их главного калибра составила 9,16 %. Она, понятное дело, не снизилась, просто там были совсем другие и куда более сложные условия стрельбы.

Еще тяжелее отзывается на стрельбе ошибка в ВИРе после поворота противника, когда управляющий огнем должен ждать, пока дальномеры не дадут ему новый ВИР, т. е. около 2 минут… Фактически во время Ютландского боя, корабли, начинавшие вилять, от огня противника совершенно не страдали.

Примечание. ВИР – величина изменения расстояния.

Это английский флот, причем уже послеютландский. По источнику этой цитаты – весьма подробно во второй, артиллерийской части.

Впрочем, ничего удивительного, об этом прекрасно знали задолго до:

Параграф 35. Тактические выгоды изменения расстояний. Изменение расстояние уменьшает меткость стреляющего судна, но в то же время оно уменьшает и меткость стреляющего противника. При этом меткость стреляющего судна уменьшается в меньшей степени, чем меткость противника, потому что на судне, меняющем расстояние, скорость этого изменения известна довольно хорошо… поэтому изменение расстояний, хоть и уменьшает меткость стрельбы, но в тактическом отношении выгодно, давая перевес над противником…

Т. е. ответ на вопрос, как снизить эффективность огня противника в этих условиях, заключается в грамотном тактическом маневрировании.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

Приветствую вас, други мои! Этот год начинаю с того, что предлагаю вам разобраться в том, как же разделяют наши корабли в ВМФ. Очень много путаницы и несуразицы. Поэтому, собрав всю доступную информацию и вспомним, чему меня учили в институте, выкладываю свою версию. Специальные суда и вспомогательный флот трогать не буду.

Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота 2001 года:

Всего в ВМФ установлено четыре ранга кораблей, высшим рангом является первый.

По решаемым задачам в ВМФ РФ корабли разделены на 5 групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, катера и рейдовые суда обеспечения.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

Корабли по принципу поддержания при движении делятся на:

– надводные корабли (нк) и подводные лодки (пл);

- корабли с динамическими принципами поддержания (КДПП), перемещающиеся над поверхностью воды (глиссирующие, на воздушной подушке – КВП, на подводных крыльях – КПК, экранопланы).

по роду материала корпуса:

- из лёгких сплавов;

по типу движителя:

- с крыльчатыми движителями;

по количеству гребных валов:

по конструктивным особенностям корпуса:

Классы и подклассы подводных лодок и кораблей

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

1. Авианесущие корабли:

- тяжелый авианесущий крейсер.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

2. Ракетно-артиллерийские корабли:

- тяжелый атомный ракетный крейсер;

- ракетный корабль 2 ранга;

- малый ракетный корабль на воздушной подушке;

- малый ракетный корабль;

- малый артиллерийский корабль.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

3. Противолодочные корабли:

- большой противолодочный корабль;

- малый противолодочный корабль.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

4. Многоцелевые корабли:

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

5. Минно-тральные корабли:

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

6. Десантные корабли:

- большой десантный корабль;

- средний десантный корабль;

- малый десантный корабль на воздушной подушке;

- десантный катер на воздушной подушке.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

7. Ракетные подводные лодки стратегического назначения:

- тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами;

- атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

8. Многоцелевые подводные лодки:

- атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами;

- крейсерская атомная подводная лодка;

- большая атомная подводная лодка;

- большая дизельная подводная лодка;

- малая дизельная подводная лодка.

Классификация боевых кораблей по зонам действия

Чёткой и однозначной классификации боевых надводных кораблей ВМФ России по зонам действия не существует. Поэтому за основу берутся общепринятые понятия ВМС иностранных кораблей.

Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез

Хочу обратить ваше внимание на то, что ряд подклассов кораблей находится на границе дальней и ближней морских зон. Например, к таким кораблям относятся: фрегат пр.22350, корвет пр.20380, ракетный корабль 2 ранга пр.11661К и малый ракетный корабль пр.1234.1.

Читайте также: