К какому литературному жанру относится произведение повесть о куре и лисице повесть о шемякином суде

Обновлено: 13.05.2024

головой, тогда как через другие ворота входили в Кремль с покрытой головой. В чем причина такого почтения к Спасским воротам?

19. Объясните происхождение медвежьей потехи на Руси. Что привлекало наших предков в этой потехе? Что изменилось к XVII в.

в развлечениях на Руси? Какие качества народного характера проявлялись во время праздничных гуляний? Сравните с современностью.

Укажите, что относится к русскому образованию и науке в

а) уменьшение доли грамотных людей; б) появление букварей, учебников; в) открытие первых университетов; г) развитие географии и картографии;

д) интерес к изучению иностранных языков; е) создание книгопечатания;

ж) открытие Славяно-греко латинской академии; з) приглашение ученых людей из Москвы для преподавания на

и) приглашение ученых с Украины для преподавания в Москве.

Укажите то, что было характерно для развития русской литературы в XVII в.:

а) строгое следование традициям; б) индивидуализация, персонификация судьбы литературных

героев; б) появление светской поэзии;

г) возникновение жития святых; д) развитие жанра сатирических повестей; е) расцвет летописания; ж) появление первых пьес;

з) появление вымышленных героев.

3.1. Отметьте черты, характерные для русской архитектуры

и живописи в XVII в.:

а) шлемовидные купола; б) развитие декоративности, нарядности;

в) шатровые церкви и колокольни; г) обилие каменной резьбы; д) поливные изразцы;

з) стремление передать индивидуальные особенности человека; и) расцвет парадных портретов.

а) использование сводов в форме шатров; б) резные наличники на окнах;

в) постройка церквей в виде поставленных друг на друга восьмериков;

е) использование поливных изразцов для украшения храмов;

ж) большая связь с европейской архитектурой в XVII в.; з) резные кокошники.

Расскажите о развитии русской архитектуры

заполнив табл. 1.

Русская архитектура XVII в.

а) рукоделие; б) прообраз портретной живописи;

в) деревянное зодчество; г) письменность.

2. Первое высшее учебное заведение России:

а) Петербургская академия; б) Томский университет; в) Морская академия;

г) Славяно-греко-латинская академия.

3. Какой стиль господствовал в архитектуре средневековья:

Как называлась первая рукописная русская газета:

Первый печатный букварь появился в:

Портретный жанр появился в русской живописи:

патриархе это произошло:

8. Когда возник первый русский театр:

в) сказка о животных;

г) историческая повесть.

10. Какой знаменитый живописец работал в XVII в.:

а) Даниил Черный;

1. Ильина Т.В . История искусств. Отечественное искусство: Учебник.

3. Искусство России на пороге Нового времени XVII в. // Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М., 1997. С. 316-396.

4. История русской культуры IX – XX: Пособие для вузов. / Под ред. Л.В. Кошман. М., 2002. С. 83-112.

5. Кириллов В.В. На переломе от средневековья к новому времени (Русская модель европеизации архитектуры) // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1997. № 2. С. 59-72.

6. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.) // Культурология: Учебное пособие / Составитель Радугин А.А. М., 1997. С. 254-262.

7. Культура XVII в. // Зезина М.Р. История русской культуры: Учебное пособие. М., 1990. С. 91-124.

8. Нечаев В.В. Малорусско-польское влияние в Москве и русская школа XVII в. // Три века. Т.2. М., 1991. С. 77-105.

9. Пушкарев В.Н. Культурные связи России и Украины во II половине XVII в. // Вопросы истории. 2000. № 8. С. 136-143.

10. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI – XVII вв. М., 1997. С.100-132.

11. Семнадцатый век // Любимов Л.Д . Искусство Древней Руси. М., 1996. С. 283-316.

12. Состояние знаний до Петра // Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. М., 1994. С. 223-246.

Тема 5. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

1. Существовала ли необходимость проведения реформ в сфере культуры в начале XVIII в.?

2. В каких формах выразился процесс обмирщения культуры в эпоху Петра I?

3. Что такое европеизация и в чем выражался этот процесс при Петре I? Каковы последствия европеизации русской культуры?

4. С чем была связана большая просветительская роль государства в русской культуре XVIII в.?

5. Каковы основные идеи французского Просвещения и как они воспринимались русским обществом XVIII в.?

6. Русских просветителей XVIII в. можно разделить на три группы: ученые-энциклопедисты, общественные деятели и мыслители-бунтовщики. К какому типу и почему можно отнести М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Е.Р. Дашкову, Екатерину II, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева?

7. В 1779 г. Н.И. Новиков взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привел ее в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько из типографии не выходило за предыдущие 24 года ее существования. Среди издаваемой литературы были учебники, буквари, словари, грамматики и т.д. В 1792 г. Новиков был арестован, а 18656 изданных его типографией книг были публично сожжены. Зачем Екатерине II понадобилось разорять типографию Новикова?

9. Обоснуйте, чем отличается наука от научных знаний? Что может свидетельствовать о формировании науки в России XVIII в.?

11. Чем отличались Академический университет, возникший при Петербургской Академии наук в 1726 г., и Московский университет, открывшийся в 1755 г.?

12. В 1764 г. Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение

13. В 1719 г. по повелению Петра I в Петербурге была открыта Кунсткамера. Почему первым публичным музеем в России стал естественно-научный музей?

14. Чем объясняется жанровое и стилевое многообразие светской литературы в XVIII в.? В чем причины расцвета сатирической журналистики на рубеже 1760-1770-х гг.?

15. В литературе XVIII в. наивысшим поэтическим жанром считались оды. В этом жанре писали Ломоносов, Тредиаковский, Державин. Оды посвящались монархам и русским военным победам. Объясните, с чем связана популярность этого жанра в русской литературе XVIII в.?

16. Поясните суть противостояния М.В. Ломоносова и В.К.Тредиаковского в теории литературы.

17. Охарактеризуйте роль Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина в развитии русской словесности.

18. 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье р. Невы закладывается крепость в честь св. апостолов Петра и Павла. Так началось строительство новой столицы России. В разгар Северной войны, в 1711 г. столица официально была перенесена на побережье

Балтийского моря, в Петербург. В чем причины переноса столицы? 19. Для строительства новой столицы Петр I приглашает

Д. Трезини и Ж.-Б. Леблона. Первый строит ключевые здания столицы времен Петра Великого, а второй разрабатывает генеральный план застройки города. В чем заключались принципы

строительства Санкт-Петербурга? Чем Петербург отличался от старинных русских городов – Владимира, Москвы, Твери, Нижнего Новгорода?

20. Чем отличается петровское барокко от елизаветинского? Какие новые черты приобрел этот европейский стиль в России?

21. В начале и второй половине XVIII в. правители России предпочитали приглашать иностранных архитекторов для строительства Петербурга: Петр I – Д. Трезини, Ж.-Б. Леблона, А. Шлютера, Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербеля, Дж.-М. Фонтану и Г. Шеделя; Екатерина II – А. Ринальди, Дж. Кваренги, Ю.М. Фельтена, Ч. Камерона. С чем было связано пренебрежение русскими архитекторами в это время?

23. В XVIII в. в России не сложилось единого архитектурного стиля: барокко имело несколько вариаций – петровское и елизаветинское, в классицизме выделились московский и петербургский варианты. Чем было вызвано такое деление классицизма в России? Назовите особенности петербургского и московского классицизма в архитектуре.

24. Почему до реформ Петра I в русской культуре не было круглой скульптуры?

25. Летний сад в Петербурге стал первым русским парком, украшенным скульптурой. Здесь в петровское время среди деревьев

26. Главным жанром в изобразительном искусстве XVIII в. – живописи и скульптуре, – стал портрет. С чем это связано?

27. Охарактеризуйте новые черты русской живописи, которые появились в XVIII в.: линейная и свето-воздушная перспектива,

свето-тень, объемность, изображение движения. За счет каких технических средств и приемов удалось этого добиться?

28. Русские иконы никогда не вставлялись в рамы, в отличие от светских картин. Поясните роль рамы в светской живописи.

29. Объясните, с чем связано преобладание женских портретов

в живописи XVIII в.?

\u0413\u0435\u0440\u043e\u0438 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u00ab\u0428\u0435\u043c\u044f\u043a\u0438\u043d \u0441\u0443\u0434\u00bb \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0439 \u0438 \u0443\u0431\u043e\u0433\u0438\u0439, \u0431\u0440\u0430\u0442\u044c\u044f-\u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0446\u044b, \u043f\u043e\u043f, \u00ab\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0433\u0440\u0430\u0434\u0430\u00bb, \u0443 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u0443\u0431\u043e\u0433\u0438\u0439 \u0443\u0431\u0438\u043b \u043e\u0442\u0446\u0430, \u0438 \u0441\u0443\u0434\u044c\u044f \u0428\u0435\u043c\u044f\u043a\u0430.

\u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u0440\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0438\u043b \u0442\u0440\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f: \u00ab\u043e\u0442\u043e\u0440\u0432\u0430\u043b\u00bb \u0445\u0432\u043e\u0441\u0442 \u0443 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u0432\u0437\u044f\u043b \u0432 \u0430\u0440\u0435\u043d\u0434\u0443 \u0443 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u0433\u043e \u0431\u0440\u0430\u0442\u0430; \u0432 \u0434\u043e\u043c\u0435 \u043f\u043e\u043f\u0430 \u0443\u043f\u0430\u043b \u0441 \u043f\u043e\u043b\u0430\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u0443\u0431\u0438\u043b \u0435\u0433\u043e \u0441\u044b\u043d\u0430; \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u044f\u0441\u044c \u043f\u043e\u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u0442\u044c \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c, \u043f\u0440\u044b\u0433\u043d\u0443\u043b \u0441 \u043c\u043e\u0441\u0442\u0430 \u0438 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0432\u0438\u043b \u0434\u0435\u0434\u0443\u0448\u043a\u0443, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u0441\u044b\u043d \u0432\u0451\u0437 \u043c\u044b\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u0431\u0430\u043d\u044e.

\u0428\u0435\u043c\u044f\u043a\u0430 \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0441\u0443\u0434\u0435 \u0442\u0440\u0451\u0445 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u0432\u0448\u0438\u0445 \u0433\u0435\u0440\u043e\u0435\u0432: \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u0433\u043e \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0446\u0430, \u043f\u043e\u043f\u0430 \u0438 \u00ab\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0433\u0440\u0430\u0434\u0430\u00bb, \u0443 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u0443\u0431\u043e\u0433\u0438\u0439 \u0443\u0431\u0438\u043b \u043e\u0442\u0446\u0430.

\u041a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0438\u0437 \u0433\u0435\u0440\u043e\u0435\u0432 \u043f\u043e-\u0441\u0432\u043e\u0435\u043c\u0443 \u043f\u0440\u0430\u0432. \u041a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u0435 \u0432 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0435\u0434\u044b\u0434\u0443\u0449\u0435\u0433\u043e, \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u043e \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c, \u043d\u0430 \u0447\u044c\u0435\u0439 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440 \u2014 \u0432 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0451\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043c\u043e\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b \u043e\u043d \u0441\u043e\u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u043c\u0443 \u0433\u0435\u0440\u043e\u044e. \u041e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u0433\u0435\u0440\u043e\u0438 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u00ab\u0428\u0435\u043c\u044f\u043a\u0438\u043d \u0441\u0443\u0434\u00bb \u043f\u043e\u043f \u0438 \u00ab\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0433\u0440\u0430\u0434\u0430\u00bb, \u0443 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0433\u0438\u0431 \u043e\u0442\u0435\u0446. \u041e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0442\u0435\u0440\u044f\u043b\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0431\u043b\u0438\u0437\u043a\u0438\u0445 \u0440\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438 \u0432 \u0441\u0443\u0434 \u0438\u0441\u043a\u0430\u0442\u044c \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0431\u0438\u0434\u0447\u0438\u043a\u0430, \u0430 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438 \u0438\u0437\u0434\u0435\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0443\u0434\u044c\u0438.

\u0412\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u00ab\u0428\u0435\u043c\u044f\u043a\u0438\u043d \u0441\u0443\u0434\u00bb \u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0435\u0442 \u043d\u0435\u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u044b\u0439, \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0443\u0434. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u043c \u043f\u0440\u0438\u0451\u043c\u043e\u043c \u0441\u0430\u0442\u0438\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u0437\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0444\u043e\u0442\u0435\u0441\u043a. \u041e\u043d \u043e\u0431\u043e\u0441\u0442\u0440\u044f\u0435\u0442 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438; \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0438 \u043a\u043e\u043c\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0438\u0442\u0443\u0430\u0446\u0438\u0438, \u0438 \u0442\u0440\u0430\u0433\u0438\u0437\u043c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431. \u0420\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0443\u0434\u0430 \u0432\u043e\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u044b \u0432 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u044c \u0430\u0431\u0441\u0443\u0440\u0434\u0430: \u0428\u0435\u043c\u044f\u043a\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u0442 \u043f\u043e\u043f\u0443 \u043e\u0442\u0434\u0430\u0442\u044c \u0443\u0431\u043e\u0433\u043e\u043c\u0443 \u043f\u043e\u043f\u0430\u0434\u044c\u044e \u0434\u043e \u0442\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0436\u0438\u0432\u0451\u0442 \u043d\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0441\u044b\u043d\u0430; \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u044c\u0446\u0443 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u0442 \u043e\u0442\u0434\u0430\u0442\u044c \u0443\u0431\u043e\u0433\u043e\u043c\u0443 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u044c \u0434\u043e \u0442\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u0443 \u043d\u0435\u0451 \u043d\u0435 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u0451\u0442 \u0445\u0432\u043e\u0441\u0442.

\u041f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u044c \u0432\u044b\u0441\u043c\u0435\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432\u0437\u044f\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e, \u043a\u043e\u0440\u044b\u0441\u0442\u043e\u043b\u044e\u0431\u0438\u0435 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0439; \u043e\u0442\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0443\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u0447\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. “Повесть о

Цель: познакомить с закономерностями развития в литературе XVII в.

рассмотреть и изучить основные признаки новой демократической прозы на

показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического

 навыки монологической речи,

воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые

для формирования у учащихся гражданской позиции в отношении

І. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ учителя о демократической литературе.

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства,

государственная система спаивания народа через "царев кабак". Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма,

определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно

освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.

прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.Повесть встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным

силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Название повести — “Шемякин суд” — стало народной

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 Расскажите, как меняются в литературе XVII века герой и принципы художественного воспроизведения действительности. Почему повесть называется бытовой (бытовой сюжет, вымысел, "бытовая личность")?

 Перескажите сюжет "Повести о Шемякином суде".

 Выделите элементы сатиры.

 Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?

 Что общего в русских сатирических сказках и в повести (быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений "бедного" мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования)? Найдите все эти особенности в повести и прокомментируйте их.

 Почему можно считать повесть образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества?

 Почему В.Г. Белинский назвал повести "драгоценнейшими историческими документами" и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью?

Обдумайте и объясните его суждения.

V. Дополнительные задания:

1. Два брата: богатый и бедный

2. Лошадь без хвоста

3. Сорвался с полатей

4. Предать себя смерти

6. Камень, завернутый в платок

7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул —мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь

бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья

приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него

суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство. Запись в тетрадях:

VІ. . Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ?

(ДА, позитивный . НЕТ, негативный) –работа в тетрадях записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. :

В первой половине XVII в., судя по одному документальному упоминанию, известна была на Руси “Повесть о куре и лисице”, дошедшая до нас в прозаических и стихотворных, а также смешанных обработках в списках XVIII-XIX вв., перешедшая в лубочную литературу и народную сказку и представляющая собой сатиру на внешнее, формальное благочестие.

Еще в старом “Физиологе” лиса трактовалась как очень хитрое и коварное существо. Близок к физиологической саге рассказ о лисе, читаемый в одном из рукописных сборников второй половины XVII в. под заглавием

“Слово на вадящих (доносящих) ко князю на друга”. Разболелся лютый зверь – лев, и пришли к нему все земные звери, только не пришла лиса посетить своего царя. И донес на нее волк лютому зверю, который посылает за ней лютого слугу, чтобы тот привел лису, бия ее без милости.

Хотел волк зло сделать лисе, не ведая, что с ним самим будет. В ответ на упреки льва за отсутствие при одре больного царя лиса оправдывается тем, что она рыскала по всей земле, ища средства избавить царя от болезни, и с трудом нашла некую бабу, которая посоветовала с живого волка содрать шкуру и окутать ею голову больного, после чего больной

выздоровеет. И начали с живого волка сдирать ШКУРУ а волк с воплем стал говорить: “О горе, братия, не примов-ляйтеся друг на друга ко князю. Видите на мне лютую казнь, а потом злую смерть.

Тако же и тем есть уготовано, кто примовляет друг на друга ко князю: зде погибнет без наследка, душа его по смерти во аде будет”.

Старейшей редакцией “Повести о куре и о лисице” является прозаическая; что же касается стихотворной и смешанной, то они возникли не ранее начала XVIII в. В старейшей редакции рассказ начинается с того, что к дереву, на котором сидит кур, т. е. петух, “велегласный и громкогласный”, прославляющий Христа и пробуждающий христиан от сна, подходит ласковая лисица и, обратившись к куру со льстивыми словами, предлагает ему спуститься к ней, “преподобной жене” для того, чтобы принести покаяние в своих грехах, которые лисица ему с радостью отпустит “в сем ве-це и в будущем”. Кур, хотя и сознает свои тяжкие грехи, сначала отказывается сойти с дерева, потому что знает, что язык лисы льстив, а уста ее полны неправды. Словами “святых книг” лиса, даже прослезившись о грехах кура, убеждает его в необходимости покаяться, чтобы избегнуть муки вечной и тьмы кромешной.

Поддавшись “душеполезным” словам лисы, кур сам прослезился и стал спускаться к ней “с древа на древо, с сучка на сучок, с куста на кустик, с пенька на пенек”. Спустившись, он сел на голову лисы, лиса же тотчас схватила его своими когтями, стала скрежетать зубами, глядеть на него “немилостивым оком, аки диавол немилостивый на христиан”, и укорять его, завопившего в Лисицыных когтях, в разных прегрешениях. В “святых книгах” и в “правилах святых отец” пишется: одну жену следует взять по закону, другую для рождения детей, а кто берет третью, тот прелюбодействует; кур же, “лихой человек, злодей и чародей, законопреступник”, держит у себя много жен, по двадцати и по тридцати и больше, и за это предаст его лиса злой смерти. Но кур ссылку на “писание” пытается парировать другой ссылкой на то же “писание”, где сказано:

“Плодитеся и роститися и умножите землю, о сиротах и о вдовицах всякое попечение имейте и пекитеся велми, то будете наследницы царствия небеснаго”. Тогда лиса предъявляет куру новое обвинение: он брата своего ненавидит, а где с ним сойдется, тут больно бьется с ним из-за ревнивых их жен и наложниц, и за это он повинен смерти. А еще, когда она, голодная лиса, пришла к крестьянину на двор, где сидели куры, он закричал и разбудил людей, и они за ней погнались, чтобы ее убить, будто она у них хотела отца удавить, а мать утопить; за одну курицу хотели ее погубить. И никто теперь не избавит его от лисьих когтей – ни князь, ни боярин, ни иной кто из вельмож.

Кур оправдывается тем, что “у которого господина жить, тому и служить и волю ево творить”, и в Евангелии сказано: “Не может раб двема господином работать”.

Но никакие ссылки на “писание” и жалобные просьбы о пощаде не действуют на лису: “Ты на то надеешися,- говорит она,- что грамоте горазд и отвещати умеешь. И тем тебе не отговоритца. Повинен ты еси смерти”.

Лиса хочет уже куру “живот скончать”, но кур, завопив громким голосом, просит дать ему сказать еще единое слово: звал его Крутицкий митрополит в поддьяки, очень хвалил его голос и приглашал петь у него на амвоне тонким дискантом.

Кур обещает давать лисе ежегодный оброк, чем только она пожелает, и, буде захочет она во власть войти, исхлопочет у митрополита, чтобы сделали ее просвирней, и будут у нее большие доходы, а сверх того от него – кура – оброк в пятьдесят рублей. Но лиса не верит обещаниям кура. “Не сули ты мне журавля в небе, токмо дай синицу в руки. Не сули мне в год, сули в рот”,- говорит она и съедает кура.

Использование “священного писания” в сатирических и пародических целях в смехотворном его применении, что мы имеем в нашей повести, лишний раз свидетельствует об общем упадке церковного престижа, особенно в той среде, из которой вышла повесть,- в среде служилого сословия или в посадской. Повесть представляет собой искусное сочетание церковных и вообще книжных цитат с элементами просторечия и устнопоэтическим пословичным и поговорочным материалом.

Главных героев не много. Всего пять. Но образ каждого из них автором показ очень ярко. Характеристика героев позволяет увидеть основные черты личности каждого из них.

  1. Богатый брат — человек зажиточный, готовый дать в долг, но не готовый прощать малейшую провинность. Натура жадноватая.
  2. Бедный брат — безответственный, но хитрый человек. Ему не везёт в жизни. Постоянно попадает в трагические ситуации, о которых сожалеет, но от наказания пытается уйти благодаря своей смекалке.
  3. Поп — любящий семьянин. Но кажется, что жену он любит больше, чем погибшего младенца, так как о ребёнке скорбел не долго, а за жену не пожалел заплатить целых 10 рублей.
  4. Горожанин — заботливый сын, трусливый. Не захотел мстить за погибшего отца.
  5. Судья Шемяка — хитроват и жадноват. Легко обводится вокруг пальца.

В повести рассказывается, как один бедный человек попросил у своего богатого брата лошадь, но не смог вернуть её в целости и сохранности.

За это его повели на суд. Но по дороге он умудрился задавить ребёнка у попа, приютившего братьев на ночь, и придавить старого отца одного горожанина.

На суде же он обманным путём получил решение в свою пользу, обхитрив судью четыре раза.

Три раза он вводил судью Шемяку в заблуждение завязанным в платочек камнем, чтобы тот думал, что там деньги и выносил решения в пользу бедняка.

А в четвёртый раз он хитро растолковал, почему он показывал на суде свой камень.

Так бедняк смог получить выгоду несколько раз благодаря своей смекалке.

В Повести о Шемякином суде чётко прослеживается, насколько алчным может быть человек, что его решения всецело могут зависеть от того, заплатят ли ему за это.

Также показано, что смекалка может помочь человеку не только не получить наказание, но и быть вознаграждённым. Хотя в данной ситуации бедняк был виноват и наказать его стоило бы за его беспечность. Мало того, что он не может себя обеспечить по жизни, так ещё и другим вред и горе принёс.

Был у одного богатого крестьянина брат — бедняк. Богатый постоянно снабжал братца своего, но тот всё равно оставался в нужде.

Однажды бедняк попросил у богатого лошадь. Надо было ему дров навозить. Богатый нехотя одолжил ему лошадь на время. А вот хомут по просьбе бедного богач давать не захотел.

Так и быть, бедный вместо хомута дровни к хвосту лошадиному привязал.

А когда заезжать во двор стал, дровни за подворотню зацепились, хвост лошадиный и отвалился начисто.

Пришлось назад лошадь отдавать без хвоста. Да не взял её хозяин в таком вот бесхвостом виде обратно. Задумал судье пожаловаться за убыток такой.

Судьёй был там Шемяка.

Зная, что всё равно в суд вызовут, решил бедняк сам туда пойти по собственной воле.

По дороге они заночевали у одного знакомого попа. Сели поп с богатым ужинать, а бедняка звать не стали.
Тот места себе не находил. Вертелся-вертелся на полатях, да вниз шмякнулся. И угодил прямо на младенца. Тот сразу и помер.

Поп тоже пошёл в суд жаловаться на бедняка.

Идут они все по мосту. А внизу человек отца своего в баню везёт. А бедный того не видел, да и решил оккурат в ентом месте самоубийство над собой свершить. Потому как вину за собой чувствовал за лошадь, да за мальца задавленного. Всё равно бы не оправдали.

Сбросился он с моста, да прямо на старика того немощного и угодил. И тоже погубил его. Словили бедного, да к судье привели. А он всё думу думал, что бы такое судье взяткой предложить.

Завернул в платок камень и предстал перед судьёй.

Богатый брат выложил всю свою претензию судье Шемяке на бедного своего брата. Судья дал слово бедному.

Бедняк показал камень в платке судье. А тот не знал, что в платке камень. Думал, что такая сумма там крупная. И выдал решение, чтобы лошадь оставалась у бедного, пока у неё хвост не отрастёт.

Потом со своей жалобой на бедняка поп выступил. Бедный опять камнем перед судьёй помаячил.

Судья и тут решение, угодное бедняку, выдал. Поп должен отдать бедному свою попадью, чтобы она с бедным жила, пока нового ребёнка не получила от него.

И, наконец, последний истец начал рассказывать, что ему сделал бедняк, и за что он на него в суд подаёт.
Шемяка и тут, глядя на потрясывания завёрнутого камня в руках у бедняка, вынес выгодное для него решение.

Теперь он велел сыну отомстить таким же образом. Т.е. он тоже должен убить бедняка, бросившись с моста прямо на него.

После окончания судебного заседания богатый уже и сам захотел вернуть свою животинку, да только бедный теперь уж, ссылаясь на судебное решение, стал цену загибать.

Пришлось богачу за свою же лошадь бедняку пятак отдавать, чтобы вернуть её себе, пусть даже и бесхвостую.

Бедный начал попадью требовать. Решение суда, дескать, таково было.

А попу жену-то жалко отдавать стало. Заплатил за неё 10 рублей, выкупил жёнушку у бедного.

Бедный пошёл к третьему истцу, чтобы и тот решение суда выполнил. Но тот хорошо всё обдумал, да и отказался от мести. Пошёл на мировую и тоже заплатил ему, чтобы не требовал с моста на него кидаться. А вдруг да промахнётся. Самому же тяжко и будет.

Судья же отправил к бедняку своего человека за тремя свёртками, которыми бедняк каждый раз на суде потрясывал.

Бедняк вынул камень. Шемяка удивился экому диву.

— Что за камень такой?

А бедняк ответил, что это он так грозил, если б решение не в его пользу было бы вынесено, то получил бы Шемяка этим камнем.

Судья обрадовался, что правильное решение в пользу бедняка каждый раз выносил. Да и бедный обрадовался, довольный домой отправился.

Следующие вопросы помогут поразмышлять над прочитанным.

Автор в своей повести высмеивает жадность отдельных личностей, а также служащих, которые за деньги готовы выносить решения в пользу подсудимого, несмотря на то, что он совершил очень много ужасных противозаконных деяний.

Судя по стилю изложения, автор на стороне этого неуклюжего бедняка, который попадает в одну ситуацию хуже другой. В произведении он описывается так, что читателю сразу понятно — он бы рад не совершать плохих поступков, но у него как-то само получается. Он даже умереть нормально не смог, пожелав броситься с моста. Даже тут он умудрился упасть прямо на человека и в очередной раз стать убийцей.

Существует две версии повести: в прозе и в стихотворной форме.

Повесть стала прекрасным материалом для драматических и сатирических постановок и стала по-настоящему народным фольклором.

Три юмористические ситуации описываются в повести. Эти ситуации все связаны с одним героем — бедным братом. Его страдания не прекращаются, а усугубляются какой-то незадачливостью бедняка.

Казалось бы, что он каждый раз попадает всё в более безвыходную ситуацию.

Но в конце повести всё оборачивается приятным для него образом.

Если смотреть по закону, то главный герой — настоящий уголовник: отрывает лошади хвост, зашибает поповского ребёнка до смерти, а потом ещё и падает с моста на старика, который тотчас умирает.

Получается, что он дважды душегуб, доведённый до отчаяния.

По законам того времени, герой подлежал страшному наказанию за свои проступки.

Герои повести — люди разных сословий и разного общественного положения. Это крестьяне, поп, горожанин и служащий суда. Каждый в отдельности занимается своими обыденными делами.

Но всех вместе объединяет желание обернуть сложившуюся для каждого ситуацию угодным лично для себя образом. А в выигрыше оказывается тот, кто явился виновником и причинителем горя каждому из героев.

Повесть высмеивает неуклюжесть бедняка, его удивительную способность попадать в истории, в случайные казусы. Смешон Шемяка, который вынес такие решения в угоду бедняку, замаскировавшему камень, который хотел использовать как орудие. Однако судья высмотрел в этом свёртке то, к чему стремится по жизни его душа. Он надеялся получить деньги.

Не сложно определить, кто виноват во всей этой истории. Виноват бедняк. Это он лишил лошадь хвоста, погубил младенца и старика. Это он имел умысел побить судью камнем.

Но прав ли богач, который пожалел хомут для лошади? Ведь именно из-за этого лошадь осталась без хвоста. Нет, он не прав, а потому поделом ему, что он заплатил 5 рублей за бесхвостую лошадь, чтобы вернуть её.

Прав ли поп, который не усадил бедняка за стол, чтобы тот не вертелся на печи и не свалился на ребёнка? Тоже не прав.

Судья вынес неправедный приговор только потому, что ему вдруг показалось, что в платке завёрнуты деньги, которые бедняк хотел ему отдать за мягкое решение.

Получается, что правых в этой истории нет.

Читайте также: