К какой категории относится социология судебной деятельности отраслевая социология

Обновлено: 16.05.2024

Уровни социологии

Уровни социологического знания

Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе научного знания. Социология характеризуется разветвленной системой знания, структурирующейся в сложную многоуровневую систему, что обусловлено сложностью и многогранностью общественных процессов и явлений, а также различием ракурсов и уровней их изучения. Например, социология исследует общественные явления и процессы на уровне как всего общества в целом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:

1. общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное направление называется также фундаментальной социологией);

2. теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.;

3. прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.

Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социологией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.

На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявляется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.

В рамках макросоциологии представлены теории, описывающие крупные элементы социальной системы, взаимодействие между ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изучение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Другими словами, если предметом макросоциологии является общество, то предметом микросоциологии — группа; если на макроуровне семья исследуется как социальный институт, то на микроуровне — как малая группа.

Однако в России по-прежнему необоснованно мало внимания уделяется теоретическим методам и моделям макросоциологии, в то время как за рубежом макросоциологические исследования получили бурное развитие. Это предполагает необходимость овладения теоретическим инструментарием макросоциологии, с помощью которого прояснятся и стратегии эмпирических исследований.

Уровни социологии и метод познания

Социология представляет собой своеобразную иерархию наук: эмпирической социологии, отраслевой социологии, теоретической социологии. Иерархия социологических наук показывает, что в ней тесно переплетены эмпирические и теоретические стороны, которые взаимно обусловливают друг друга.

Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением (описанием, классификацией, интерпретацией) социальных фактов. На этом уровне социология тесно связана с психологией, антропологией и другими науками.

Отраслевая социология (социология среднего уровня) изучает конкретные социальные сферы и системы общества на основе эмпирической социологии. В результате возникает социология образования, социология предпринимательства, социология города и т. д. На этом уровне социология тесно связана со всеми другими науками, изучающими соответствующие сферы: демографией, педагогикой, экономикой и т. п.

Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, состоящую из определенных элементов и связей между ними, на основе эмпирической и отраслевой социологии. Именно на этом уровне социология тесно переплетается с социальной философией, историей и другими науками.

Эмпирическая социология

Эмпирическая социология занята изучением социальных фактов.

  • поступки индивидов и социальных групп;
  • материальные и духовные результаты человеческой деятельности;
  • высказывания людей (устные, письменные).
  • постановку проблемы социологического исследования;
  • определение его целей и задач;
  • описание социологического объекта;
  • формулировку гипотез — результатов исследования;
  • операциональное определение основных понятий исследования.
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • социологический опрос (анкетный и интервью);
  • репрезентативность выборки;
  • интерпретация результатов социологического исследования в свете предварительных гипотез.
  • анализ и синтез;
  • индукцию и дедукцию;
  • аналогию и гипотезу;
  • историческое и логическое;
  • моделирование и абстрагирование.

Теоретическая социология

В разных направлениях теоретической социологии придерживаются разных парадигм исследования, сущность которых образуют разные принципы социологического познания.

Позитивисты полагают, что главным в социологии является описание социальных фактов, а их сущность познать нельзя. Они являются сциентистами, т. е. переносят на социологию методы естественно-научного познания, в частности, из физики и биологии.

Исторические материалисты (марксисты) считают, что научное познание способно открыть законы объективного мира, которые отражаются в социологии, занимающейся их открытием.

Субъективисты разного рода полагают, что общественное бытие — это система социального поведения и взаимосвязей. Она представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального). Задача социологии заключается в выявлении социологических законов и рациональном управлении поведением людей в соответствии с определенным социальным идеалом.

Структура социологического знания

В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпирические.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рассмотрение вопроса с точки зрения такого аспекта предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными наблюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д., что возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом обратная связь теории с эмпирикой становится важнейшим движущим фактором дальнейшего развития и совершенствования самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент сложившейся, хотя и изменяющейся, развивающейся ее структуры. Второй — генетический — аспект проблемы соотношения теоретического и эмпирического в научном познании касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к теоретической сс стадии.

Социологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснения социальной действительности и ее преобразования. Если деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое), то деление социологии на фундаментальную и прикладную — с ее ориентацией (функцией) на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.

Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследовательских задач отличаются от традиционной теоретической исследовательской деятельности. Включая в себя элементы теоретического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных результатов, эмпирическое социологическое исследование требует от ученого умения решать множество организационных проблем, предполагает профессиональное владение специфическими исследовательскими навыками и приемами получения первичной социологической информации (проведение опросов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа. Поэтому грамотное проведение социологического исследования предполагает наличие у социолога не только специфической суммы знаний и навыков, но и большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой социологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологического исследования.

По характеру получаемого знания исследования делят на методологические (знание о знании) и неметодологические (знание о предмете). Результатом методологического исследования являются методологические знания, т. е. знания о средствах исследования предмета социологии (методы, процедуры). Заметим, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.

Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.

В социологии имеют место не только научные или прикладные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, проводится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпирическом) уровнях знания, является только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение методологических вопросов.

В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоятельное исследование.

Первая стадия — собственно методологическая - связана с разработкой программы исследования на основе либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения общенаучных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпирические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию.

Вторая стадия — эмпирическая - связана с получением эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследование, работа на объекте, сбор социологической информации, се обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпирические знания (статистические данные, классификации), позволяющие на их основе не только строить теоретическое знание, но и формулировать практические рекомендации.

Третья стадия — теоретическая - связана с получением теоретического знания, например, построением типологии, формированием и развитием социологических теорий. Возможно, что практические рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретического исследования с использованием уже имеющихся эмпирических знаний, без проведения специального эмпирического исследования.

Структура социологического знания может быть представлена следующим образом.

Читайте также: