Иски по возмещению ущерба от загрязнений судов с нефтью

Обновлено: 19.05.2024

"___"__________ ____ г. в ___ часов ___ минут ______________ в результате ________________ произошла утечка (или: сброс) нефти (или: других веществ) с судна _________________, судовладельцем которого является ответчик, что подтверждается ___________________________.

Указанным происшествием истцу причинен ущерб, а именно _______________________, в размере _____ (_________) рублей, что подтверждается _______________________.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, осуществляется добровольно либо на основании решения суда или арбитражного суда в установленном порядке.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. п. 1, 2 ст. 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. 15 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прошу:

взыскать с ответчика в пользу истца возмещение ущерба от загрязнения с судна нефтью (или: другими веществами) в размере ______ (__________) рублей.

1. Документы, подтверждающие утечку (или: сброс) нефти (или: других веществ) с судна.

2. Документы, подтверждающие статус ответчика, как судовладельца.

3. Документы, подтверждающие причинение ущерба.

4. Расчет суммы исковых требований.

5. Копия требования истца от "___"__________ ____ г. N ___.

6. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования истца.

7. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.

8. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

9. Доверенность представителя от "___"__________ ____ г. N ___ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

10. Копия Свидетельства о государственной регистрации истца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя от "___"__________ ____ г. N ___.

11. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

12. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых .

13. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

Цена иска по искам о взыскании денежных средств, согласно пп. 1 п. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определяется исходя из взыскиваемой суммы.

Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, до 100 000 рублей составляет 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей, от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей, от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей, от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей, свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Статья 407. Срок для рассмотрения претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза

  1. Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее.
  2. Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока.

§2. Исковая давность

Статья 408. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза

Статья 409. Исковая давность по иным требованиям

Указанный срок исчисляется:

  • в случае повреждения здоровья пассажира — со дня высадки пассажира на берег;
  • в случае смерти пассажира, происшедшей во время его перевозки, — с того дня, когда пассажир должен был высадиться на берег;
  • в случае повреждения здоровья во время перевозки, вызвавшего смерть пассажира после его высадки на берег, — со дня его смерти при условии, что данный срок не превышает три года со дня высадки пассажира на берег;
  • в случае утраты или повреждения багажа пассажира — со дня выгрузки багажа или со дня, когда багаж должен быть выгружен, в зависимости от того, какая из дат является более поздней;
  • по требованиям, вытекающим из договора морского страхования, — со дня возникновения права на иск;
  • по требованиям возмещения убытков от столкновения судов — со дня столкновения судов;
  • по требованиям, возникающим из спасательных операций, — со дня окончания спасательной операции.
  1. К требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии, применяется годичный срок исковой давности.

Указанный срок исчисляется:

  • по требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера и бербоут-чартера, — со дня возникновения права на иск;
  • по требованиям, возникающим из общей аварии, — со дня составления диспаши.
  1. К регрессным требованиям, предусмотренным статьей 313 настоящего Кодекса, применяется годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня уплаты соответствующей суммы.

Статья 410. Исковая давность по требованиям возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ

Иски о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ погашаются в течение трех лет со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении такого ущерба. Однако иски о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью не могут быть предъявлены по истечении шести лет со дня инцидента, вызвавшего загрязнение с судов нефтью; иски о возмещении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ — по истечении десяти лет со дня инцидента, вызвавшего такой ущерб.

Статья 411. Применение общих сроков

К требованиям, по которым сроки исковой давности настоящим Кодексом не предусмотрены, применяются общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством Российской Федерации, если по таким требованиям международным договором Российской Федерации не установлены иные сроки.

Статья 412. Приостановление срока исковой давности при наличии общей аварии

В случае, если исчисление суммы требования зависит от расчетов по общей аварии, течение срока исковой давности приостанавливается на время со дня вынесения диспашером постановления о наличии общей аварии и до дня получения диспаши заинтересованным лицом.

Статья 413. Проценты за пользование чужими денежными средствами

1. Собственник судна с момента экологического инцидента, если таковой состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате такого инцидента.

При этом под судном понимается любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, если судно, способное перевозить нефть, рассматривается в качестве такового только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого следующего за такой перевозкой рейса, если не доказано отсутствие не его борту остатков от перевозки нефти наливом; потерпевшим лицом является гражданин, юридическое лицо, государство или любая его составная часть.


Понятие “нефть” подразумевает любую стойкую углеводородную минеральную нефть, в том числе сырую нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится ли она на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна.

Ущербом от загрязнения являются:

  • ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, что компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные меры восстановительного порядка, которые фактически предприняты или должны быть произведены;
  • расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб;

При этом в качестве предупредительных мер понимаются любые разумные меры по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения, принятые любым лицом после инцидента.

Наконец, под инцидентом понимается любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или же возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.

2. Собственник судна не несет ответственности за ущерб от загрязнения, если докажет, что:

  • ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
  • ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
  • ущерб полностью причинен небрежностью или иными неправомерными действиями публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.

Собственник может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по грубой неосторожности самого потерпевшего лица.

В случае причинения ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух или более судов собственники всех причастных к нему судов, если все такие собственники не имеют перечисленных выше оснований к освобождению от ответственности, несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними.

Однако все они имеют право на ограничение ответственности, применимое к каждому из них в соответствии с правилами, изложенными ранее. Данное правило не затрагивает права каждого из участников инцидента на предъявление регрессных требований к любому другому из них.

3. Собственник судна, являющегося участником инцидента, связанного с загрязнением моря нефтью, имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой следующим образом:

  • 3 млн. расчетных единиц для судна вместимостью не более 5000 т;
  • для судна вместимостью более 5000 т к сумме, указанной в предыдущем абзаце, добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую тонну вместимости при условии, если общая сумма ни в коем случае не превышает 59,7 млн. расчетных единиц.

Собственник судна утрачивает право на ограничение ответственности, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

4. В целях обеспечения ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии с приведенными выше правилами собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его возможной ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения, либо, если такой иск не предъявлен, в тех правозащитных инстанциях, в которых он может быть предъявлен.

Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит того или другого из названных органов либо путем предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством РФ и признаваемых достаточными судом или арбитражным органом.

Расходы и пожертвования постольку, поскольку они разумны и произведены собственником судна добровольно с целью предотвратить или уменьшить ущерб от загрязнения, дают ему такие права по отношению к фонду ограничения ответственности, какие имеют другие кредиторы.

Страховщик или иное лицо, предоставившее финансовое обеспечение, имеет право создать фонд ограничения ответственности на таких условиях и такого значения, как если бы фонд был создан собственником судна. Такой фонд может быть создан, если даже собственник судна не может ограничить свою ответственность. При этом создание такого фонда не затрагивает в подобном случае прав потерпевших по отношению к собственнику судна.

В случае, если собственник судна после инцидента создал фонд ограничения ответственности в соответствии с изложенными правилами и имеет право на ограничение ответственности:

  • никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, причиненного вследствие данного инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна;
  • суд или арбитражный суд выносит постановление об освобождении судна или иного принадлежащего собственнику судна имущества, на которые наложен арест по требованию возмещения ущерба от загрязнения, причиненного таким инцидентом, и так же освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленные для предотвращения такого ареста.

Настоящие правила применяются в случае, если лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитражном суде, которые распоряжаются фондом ограничения ответственности, и такой фонд может быть действительно использован для удовлетворения требования такого лица.

5. Собственник судна, перевозящего наливом в качестве груза более 2000 т нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения на основании приведенных выше правил осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности – гарантию банка или иной кредитной организации на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения.

Любые суммы, предоставление которых гарантируется страхованием или иным финансовым обеспечением ответственности, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований, предъявляемых на основании установленных выше правил.

Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с приводимыми правилами, выдается каждому судну органом его регистрации, если описанные выше требования выполнены.

При этом свидетельство должно содержать следующие сведения:

  • название судна и порт (место) его регистрации;
  • наименование и место основной деятельности собственника судна;
  • вид финансового обеспечения ответственности судовладельца;
  • наименование и место основной деятельности страховщика или другого лица, предоставившего финансовое обеспечение ответственности, и в соответствующих случаях место, в котором было осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;
  • срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

Свидетельство составляется на русском языке с переводом на английский или французский язык и должно находиться на борту судна, а его копия должна быть сдана на хранение в орган регистрации судна.

Считается, что страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, изложенным выше, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение срока действия страхования, указанного в свидетельстве, или иного финансового обеспечения, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа регистрации судна о таком прекращении, за исключением случаев аннулирования свидетельства таким органом или выдачи в указанный период нового свидетельства.

Судно, находящееся в собственности государства и в отношении которого не требуется осуществлять страхование или предоставлять иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом регистрации судна и удостоверяющее, что судно действительно является собственностью государства и ответственность такового за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах, которые определяются вышеприведенными правилами КТМ РФ.

6. Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна только в соответствии с правилами, приведенными выше, и не может быть вчинен по отношению к:

  • работникам, в том числе членам экипажа судна, или агентам собственника судна;
  • лоцману или любому другому лицу, которое, не являясь членом экипажа судна, выполняет работу на судне;
  • любому фрахтователю, в том числе фрахтователю по бербоут-чартеру, и доверительному управляющему;
  • любому лицу, осуществляющему спасательные операции, с согласия собственника судна или по указанию публичных властей;
  • любому лицу, принимавшему предупредительные меры;
  • работникам или агентам вышеперечисленных лиц (кроме судовладельца), если ущерб от загрязнения не явился результатом их собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения.

В таком случае ответчик, если даже собственник судна не имеет права ограничить ответственность, может воспользоваться пределами ответственности, установленными настоящими правилами. Ответчик может также предоставить те возражения, на которые мог бы сослаться сам собственник судна, за исключением ссылок на банкротство или ликвидацию его организации.

Кроме того, ответчик может воспользоваться для своей защиты тем возражением, что ущерб от загрязнения причинен умышленно самим собственником судна и он не может использовать никакое другое средство защиты, на которое ответчик имеет право ссылаться в деле, возбужденном против него собственником судна. Во всех случаях ответчик имеет право требовать, чтобы собственник судна был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Глава XVIII КТМ воспроизводит положения Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., дополненную протоколом 1992 г., принято называть Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (далее - Конвенция 1992 г.). В связи с тем, что ее имплементация в правовую систему России осуществлена с принятием внутригосударственного акта - КТМ, толкование и применение главы XVIII последнего надлежит осуществлять с учетом положений Конвенции 1992 г.

Пунктом 1 статьи 316 установлена так называемая строгая ответственность за ущерб от загрязнения нефтью. Для возложения такой ответственности не требуется наличия вины. Потерпевшему достаточно доказать размер понесенного ущерба, а также существование причинной связи между фактом разлива и причинением вреда. Ответственность возлагается на собственника судна.

Правилами главы XVIII устанавливается ответственность, в значительной степени отличающаяся от внедоговорной ответственности по гражданскому праву, в частности от ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

Для наступления ответственности по правилам ст.1079 ГК РФ необходимо наличие трех условий:

1) наступление вреда;

2) противоправность поведения причинителя вреда;

3) наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.

Ответственность владельца источника повышенной опасности наступает при отсутствии вины, в том числе и за случайное причинение вреда.

При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее таким источником.

Глава XVIII в отличие от указанного правила устанавливает, что только собственник судна, а не иные лица, отвечает за вред, причиненный загрязнением. КТМ не освобождает собственника судна (страховщика его ответственности или лиц, предоставивших иное финансовое обеспечение) от ответственности за вред, если судно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, и не возлагает ее на таких лиц.

Необходимость специального регулирования правоотношений, подпадающих под действие главы XVIII, обусловлена катастрофическими последствиями разливов нефти при ее перевозках на танкерах.

Под действие главы XVIII КТМ подпадают случаи загрязнения нефти при одновременном выполнении условий:

- ущерб должен быть причинен судном;

- судно должно быть специализированным (предназначенным для транспортировки нефти);

- такое судно должно фактически перевозить нефть;

- нефть должна перевозиться наливом;

- нефть должна перевозиться в качестве груза.

Из сказанного вытекает, что не охватываются данной главой следующие случаи:

- загрязнение нефтью из других источников, в частности из трубопроводов, береговых нефтехранилищ, буровых установок, с судов, не предназначенных для транспортировки нефти наливом (сухогрузные, пассажирские, рыболовные суда и т.п.).

- загрязнение нефтью судами, предназначенными для транспортировки нефти, когда загрязнение осуществляется бункером;

- когда нефть транспортируется не наливом, а иным способом (в бочках, баллонах).

Ущербом от загрязнения являются: ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.

Понятие ущерба является ключевым для определения случаев, на которые распространяются правила КТМ. Из определения ущерба следует, что из всех способов причинения внедоговорного вреда именно загрязнение подпадает под регулирование этой главы. При этом загрязнение понимается в широком смысле, включая токсическое воздействие. Иные способы причинения ущерба - взрывы, пожары - не охватываются этим понятием в смысле главы XVII КТМ.




Согласно статьи 317 КТМ: «Собственник судна не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что:

- ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;

- ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;

Данная статья соответствует п.2 ст. III Конвенции 1992 г. Она содержит исчерпывающий перечень оснований, освобождающих собственника судна от ответственности.

Бремя доказывания наличия указанных обстоятельств возлагается на собственника судна.

В случае, если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по грубой неосторожности потерпевшего лица, собственник судна может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

В случае причинения ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух или более судов собственники всех причастных к инциденту судов, несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними.

Возложение направленной и строгой ответственности за ущерб от загрязнения нефтью на собственника судна в некоторой степени смягчается правом на ее ограничение. Собственник судна обязан возмещать убытки в полном объеме до тех пор, пока общая сумма требований не превысит установленного законом предела. Убытки сверх этой суммы им не возмещаются. Такие убытки могут возмещаться по правилам Конвенции о Фонде для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г., 1992 г. или иным образом.

Ограничение ответственности происходит по каждому инциденту. Размер ответственности собственника зависит от вместимости судна. Иные факторы при исчислении предела ответственности во внимание не принимаются.

Суда, с вместимостью которых связывается установление пределов ответственности, разделены на две группы. К первой относятся суда вместимостью не более чем 5000 тонн. Предел ответственности собственников судов, входящих в эту группу, равен 3 миллионам расчетных единиц и не зависит от конкретной вместимости судна внутри данной группы. Во вторую группу входят суда вместимостью более 5000 тонн. Предел ответственности собственников таких судов увеличивается по мере увеличения вместимости судна: к 3 миллионам расчетных единиц добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую тонну вместимости после 5000 тонн. Ответственность их собственников в целом не может превышать 59,7 миллиона расчетных единиц.

КТМ статьей 322 вводит процессуальные правила, ранее содержавшиеся только в Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., участником которой являлся СССР. Это нормы прямого действия. Они не получили развития в соответствующих положениях гражданско-процессуального и арбитражного процессуального кодексов. Статья 322 в первую очередь направлена на обеспечение защиты финансовых интересов потерпевших, а во вторую - на реализацию собственником судна права на ограничение ответственности. Обе цели достигаются путем создания фонда ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу ответственности собственника судна. Фонд- это обособленная сумма денежных средств или иной финансовый инструмент, находящийся в целевом распоряжении суда.

Фонд ограничения ответственности может быть создан посредством внесения суммы в депозит суда или арбитражного суда либо путем предоставления суду банковской гарантии или иного финансового обеспечения.

Фонд ограничения ответственности, созданный в соответствии положениями ст.322, не является мерой по обеспечению иска, и к нему неприменимы ст.77 АПК и ст.135 ГПК. До создания фонда ограничения ответственности суд в установленном порядке имеет право арестовать судно или иное имущество его собственника или воспользоваться иными мерами по обеспечению иска, однако после создания фонда суд обязан освободить имущество из-под ареста и снять иные меры по обеспечению иска. После создания фонда ограничения ответственности суд не имеет права использовать меры по обеспечению иска, предусмотренные процессуальными кодексами, равно как использовать меры по обеспечению иска, если такой фонд создан до предъявления иска.

В большинстве случаев фонд создается в виде гарантийного письма клуба взаимного страхования. Гарантии клуба взаимного страхования являются одним из самых не только дешевых, но и надежных обеспечений. Страхование ответственности, предусмотренное ст.323, является практически обязательным и в подавляющем большинстве случаев осуществляется клубами взаимного страхования.

Согласно п.4 ст.322 фонд ограничения ответственности распределяется по правилам, установленным ст.364.

С созданием фонда (при отсутствии спора относительно на ограничение ответственности) связан ряд важных юридических последствий для собственника судна.

Во-первых, его ответственность ограничивается. Он не обязан удовлетворять те требования, на удовлетворение которых не хватило средств фонда. В связи с этим на другое имущество собственника судна не может быть обращено взыскивание.

Во-вторых, суд освобождает судно или иное принадлежащее собственнику судна имущество, которое было арестовано по требованию о возмещении ущерба от загрязнения, а также освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленное для предотвращения такого ареста.

Правила статьи 323 КТМ устанавливают обязанность страхования ответственности, предусмотренной главой XVIII КТМ, или предоставления иного финансового обеспечения. Наличие страхования или иного финансового обеспечения минимизирует риск неполучения возмещения. Это требование подкреплено административно-правовыми мерами. Так, судно не сможет войти в порт или выйти из него без предоставления свидетельства о наличии такого страхования или обеспечения. В настоящее время действует Инструкция о порядке выдачи свидетельств о наличии надлежащего обеспечения в смысле ст.VII Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., утвержденная Минморфлотом СССР 13 июля 1975 г.

Требование о наличии страхования или иного обеспечения адресовано собственнику судна. При нахождении судна в аренде, тайм-чартере и бербоут-чартере в некоторых случаях обязанность страхования возлагается договором на фрахтователя или арендатора. Данное обстоятельство не может изменить императивную норму закона. При заключении договоров собственник судна должен обеспечить выполнение требований ст.323 независимо от того, кто и за чей счет осуществляет страхование. Такой результат может быть достигнут путем указания его в качестве сострахователя или выгодоприобретателя по договору страхования.

Наличие страхования или иного финансового обеспечения, предусмотренного ст.323, удостоверяется свидетельством, выдаваемым каждому судну органом его регистрации. Оригинал свидетельства должен находиться на борту судна, а его копия - быть сдана на хранение в орган регистрации судна. Свидетельство выдается в том случае, если страхование или иное финансовое обеспечение соответствует требованиям главы XVIII КТМ. Вопросы выдачи свидетельства регулируются в настоящее время Инструкцией о порядке выдачи свидетельств о наличии надлежащего обеспечения в смысле ст.VII Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г.

В связи с тем, что именно собственник судна несет ответственность за ущерб от загрязнения, иск о возмещении ущерба может быть предъявлен только к собственнику судна и только по правилам главы XVIII. Предъявление иска к иному лицу не допускается. В силу этого происходит "канализация", или направление ответственности на определенное лицо несмотря на то, что общие положения гражданского права допускают возможность возложения ответственности на иное лицо.

Причинение ущерба вследствие деяний иных лиц не освобождает собственника от возмещения ущерба в порядке, установленном главой XVIII. Он имеет право предъявить иск к таким лицам в регрессивном порядке.

Как установлено пунктом 4 статьи 325 КТМ, иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения.

Это дает потерпевшим дополнительную возможность получить возмещение в случаях, когда собственник судна не располагает средствами, достаточными для удовлетворения всех доказанных требований или объявлен банкротом. Наличие этих причин необязательно для предъявления иска к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна. Потерпевший может предъявить иск к указанным лицам по своему усмотрению.

Читайте также: