Иск прокурора о возложении обязанности

Обновлено: 25.04.2024

Какой законодательный акт контролирует выставления отметки о регистрации по месту жительства? Можно ли предъявить иск к ОВМ МВД о возложении обязанности поставить отметку о регистрации по месту жительства в случае отказа ОВМ поставить такую отметку?

Помогите пожалуйста составить отзыв в суд, где прокуратура выходит с иском в суд о возложении обязанности на образовательное учреждение о размещении своего сайта в сети интернет (иск прокуратура подала в порядке 45 ГПКРФ). Образовательное учреждение согласно с исковыми требованиями, создала свой сайт.

Прокуратура района подала иск в суд с требованием вожложить на директора обязанность издать приказ о возложении ответственности за обеспечение антитеррористической защищённости объекта на директора школы. Правомерно ли требование? По моему мнению приказы на руководителя школы издаёт его работодатель.

Я собственник квартиры по договору дарения. Дом признан аварийным. Подаю иск в суд о возложении обязанности выплаты выкупной стоимости за изымаемое жильё. Мне говорят, что договор дарения-препятствие для получения компенсации за непроизведённый капремонт? Привильно ли это? И есть ли способы получить эту компенсацию?

15.02.2012 г. прекращает действие договор займа между мной и заемщиком. Возврата займа не ожидается. 17.02.2012 г. собрался подавать иск в суд. Госпошлина составляет 11 260 рублей, что для меня сейчас будет очень большой суммой. Могу ли я, сославшись на тяжелое финансовое положение, подать иск с одновременным ходатайством о возложении обязанности об уплате госпошлины на ответчика и как это оформить?

Задолжность по алиментам около 300 тысяч, я хочу подать на неустойку по алиментам. Нужно платить госпошлину, которая для меня сейчас будет очень большой суммой. Могу ли я, сославшись на тяжелое финансовое положение, подать иск с одновременным ходатайством о возложении обязанности об уплате госпошлины на ответчика и как это оформить?

Согласно ст.333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются:

15) истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

Ребенок-инвалид, подаю иск О возложении на. обязанности выплатить компенсацию за произведенные расходы по оплате проезда к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно. Должна ли я мама - представитель несоверш. Ребенка-инвалида платить госпошлину.

Вынесено определение о назначении экспертизы по инициативе суда, ни одна из сторон ходатайство не заявляла, иск о возмещении ущерба и понуждении к ремонту предъявлен мною к УК в связи с заливом квартиры, т. е. должен применяться закон о защите прав потребителя. Вопрос в определении суда о возложении обязанности нести расходы не рассмотрен. Почему, мне не понятно, это ошибка суда? Обжаловать ли определение суда?

Есть приказ генерального директора о возложении дополнительных полномочий и обязанностей на сотрудника. С момента ознакомления сотрудника с приказом прошло более трех месяцев. Возможно признать приказ недействительным, так как обязанности, указанные в приказе не соответствуют должностной инструкции сотрудника? Сотрудник является действующим. Какие должны быть действия, жалоба в инспекцию по труду, иск в суд?

Подаю иск о признании права собственности на объект незавершенный строительством (гаражный бокс). Стоимость по договору долевого участия 200 000. Застройщик - банкрот, директор-обвиняемый по уголовному делу в суде. Какую платить пошлину в суд. Как определить цену иска. Можно ли ходатайствовать об определении цены иска судом и возложении обязанности уплаты пошлины на ответчика.

Подаю иск о возложении обязанности исключить сумму из налогооблагаемого НДФЛ дохода (до 50 000 руб). Вопрос: по подсудности - городской суд? (так как мировой не принимает таких обязывающих решений), в таком случае госпошлина-300 руб? (как по неимущественному спору), а если 4 %, то получается сумма меньше 50000 рублей, но как в таком случае обращаться к мировому?

Являюсь сособственником 0,5 доли 2 комнатной квартиры. Другому сособственнику было отказано в иске о вселении и определении порядка пользования квартирой. Сейчас сособственник обращается с иском о признании выдела доли в натуре невозможным, признании доли незначительной и возложении на меня обязанности по выплате компенсации за долю по рыночной стоимости. Удовлетворит ли суд данный иск? Или это невозможно. Я не желаю приобретать данную долю!

Являюсь сособственником 0,5 доли 2 комнатной квартиры. Другому сособственнику было отказано в иске о вселении и определении порядка пользования квартирой. Сейчас сособственник обращается с иском о признании выдела доли в натуре невозможным, признании доли незначительной и возложении на меня обязанности по выплате компенсации за долю по рыночной стоимости. Удовлетворит ли суд данный иск? Или это невозможно. Я не желаю приобретать данную долю!

После развода был подан иск о разделе совместного имущества, признания общим долга по потребительскому кредиту, возложении на ответчика обязанности погашения 1/2 части заолженности по кредиту. Принято заочное решение о разделе имущества и признании долга общим. В возложении обязательства на ответчика о погашении 1/2 части долга по кредиту отказано (не было согласия банка). Решение вступило в силу. Истица погасила сю задолженность пред банком и подала второй иск о взыскании половины уплаченной суммы. Ответчик подал заявление об отмене заочного решения, мотивируя тем, что не получил ни одно из многочисленных уведомлений. Производство по первому иску возобновлено заново. Как поступить со вторым иском, можно ли приостоновить производство до решения по первому иску, т.к. он основан на решении по первому иску и изменить требования по первому иску.

Мы семья инвалидов, которую затравили соседи и застроили своими постройками нам доступ. Подали иск в суд о возложении обязанности на составлении для нас паспорта доступности на местную администрацию (добровольно отказываются). Скоро суд, я сама инвалид по слуху, разговорную речь не слышу а у сына больные ноги (прокуратура не заступается за наши интересы). Вопрос - каковы шансы выиграть иск или лучше ли взять адвоката с собой в суд и оплатят ли судебные издержки нам.

Являюсь сособственником 0,5 доли 2 комнатной квартиры. Другому сособственнику 0,5 доли было отказано в иске о вселении и определении порядка права права пользования квартирой по причине отсутствия нуждаемости. Сособственник обращается с иском о признании выдела данной доли в натуре невозможным, признании доли незначительной и возложении на меня обязанности выплаты компенсации за данную долю по рыночной цене. Удовлетворит ли суд новый иск? Или это невозможно? Я не желаю покупать данную долю.

Я пенсионерка, по стечению жизненных обстоятельств оказалась без жилья. Меня заселила в комнату комендант общежития в декабре 2004 г без регистрации и ордера. За коммунальные услуги я платила ей. В апреле 2009 г. общежитие сменило статус и было передано городу. Я неоднократно обращалась в жилищный комитет с просьбой о заключении со мной договора социального найма, но получала отказы. Могу ли я подать иск О признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма?

Жильцы аварийного дома подали иск"О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору соцнайма гражданам, проживающим в доме, признанном аарийным и подлежащим сносу." На 1-ое заседание адм. города не предоставило адрес по коорому будет вести отселение и суд отложили. Вопрос; до каких пор могут отклаывать суд (есть подозрение, что адм. города намеренно затягивает производство)

И как ещё можно убедить суд в том, что обрушение дома реално и нашим жизням угрожает опасность в скором будущем. Благодарю за ответ!

Подал иск в суд на администрацию города о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить свободное место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.

В этом же иске потребовал возместить моральный вред.

Мне позвонили из суда, сказали, что я должен заплатить 200 руб госпошлину за то, что требую компенсацию морального вреда.

Правы ли они? если нет, то как я могу обосновать это?

Применить к иску (истца) к (ответчику) о переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовой договор срок исковой давности и в удовлетворении иска о признании гражданско-правовых договоров, заключенных между сторонами в период с___ по___в том числе гражданско-правового договора №__ отг., бессрочным трудовым договором; о возложении на ответчика обязанности оформить с истцом трудовой договор в письменной форме с даты начала работы по первому граж-прав договору, то есть с г.; о взыскании с ответчика в пользу истца морального вреда. Отказать. Объясните пожалуйста как определить данное решение? Оно не понятно? Нет ли ошибок? В суде судьей иск был частично одобрен.

Заседания рассмотрено в судебном заседании гражданское дело по иску В к М. рассмотрено во сути два разных иска:

А) ЭТО ИСК ИТЦОВ

Б) .ЭТО ИСК СУДЬИ КОЛЕСНИКОВОЙ О.Д, ОЗВУЧЕННЫЙ ЕЮ НА ПЕРВОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА ПО ЭТОМУ ДЕЛУ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ (сд запись).

Название этому иску (предмету иска) дала судья Колесникова О.Д. на самом первом заседании суда от 11.03.2-21 года суда начинает заседание с запинкой (на ходу) сочиняя новое название иска. Некоторое время истцы еще не понимая то счастье, которое им привалило, называют старое название иска и даже спорят с Молчановой Г.Л. , которая строит защиту на ст 12 ГК РФ.

Я дала в долг 1600000 рублей знакомому, который написал мне росписку, что взял у меня деньги и обязуется вернуть их же.

Его уволили с работы и вот уже 2 года он не отдает мне денег ссылается что у него их нет. Я решила подать в суд. Госпошлинаа составляет 7 260 рублей, что для меня сейчас будет очень большой суммой. Могу ли я, сославшись на тяжелое финансовое положение, подать иск с одновременным ходатайством о возложении обязанности об уплате госпошлины на ответчика и как это оформить?

Я проживаю в обычном четырехэтажном доме, на первом этаже. Мой сосед поставил без разрешения администрации района у меня под окном металлический гараж.

Я написал жалобу в администрацию района. Администрация района подала иск в суд о возложении обязанности снести данный гараж. Суд вынес решение обязать моего соседа снести данный самовольный гараж.

В настоящий момент ведется исполнительное производство службой судебных приставов.

Что делать, если после принудительного сноса данного гаража службой судебных приставов

(когда служба судебных приставов исполнит решение суда в принудительном порядке), мой сосед опять поставит свой гараж на том же месте? Куда тогда жаловаться?

Необходима помощь в совете, что делать? Ситуация в следующем, подали иск о включении акций, с причитающимися дивидентами в состав наследства, признании права собственности на акции в порядке наследования по закону и возложении обязанности на регистратора произвести соответствующую запись в реестре акционеров.

От ответчика поступило возражение, в которых сторона указывает на отсутствие правовых оснований для предъявления иска, и просит в иске отказать полностью, понимаю, что надо что-то писать или менять исковые требования.

Хотелось бы, чтоб Вы посмотрели сам иск и возражение, а то по ситуации я даже не знаю как ее кратко описать.

Предварительное судебное заседание по делу назначено на 17.11.2020.

И скажите, пожалуйста, сколько будет стоить Ваша услуга?

В решении суда прозвучало иное название

(сочиненный судьей) признать публикации в интренете нарушающими право на неприкосновенность частной жизни признать действия по рассылке в оскорбительной форме злоупотреблением. " ,

Изменение называния иска, по сути предмета иска, со стороны судьи перечеркивает гражданский процессуальный кодекс РФ, нарушает базовые принципы законности гражданского процесса, нарушает нормы материального права. .

С стороны ответчика, изменение предмета иска судьей перечеркнула сделал систему, доводы со стороны ответчика, которая строилась на 12 ст ГК Рф. Скажите я права или нет. .

У меня такая ситуация я подавал иск о возложении обязанности и выплате по случаю потери кормильца, Судом установлено что поскольку учебные процессы с 20 мая 2016 года по 1 сентября 2016 года года для меня не являлись не прерывными то есть для меня не являлись каникулами, отчислился я 20 мая 2016 года и зачислился 14 июня 2016 года то есть у меня были каникулы с 14 июня а суд указал что не было каникул. Я составляю кассационную жалобу как можно это опровергнуть если у меня были каникулы с 14 июня так как я зачислился.

Жильцы аварийного и подлежащего сносу дома подали иск на адм-цию города-о возложении на неё обязанности в переселении жильцов в безопасное жильё. 3 семьи были выселены по соц. нормам (18 кв. м на чел.) К остальным применяют ст.89 (равноцен на равноцен)

Мотивирую это тем, что у адм. нет сейчас такой возможности давать жильё по соц. нормам Жильцы отказываются от этих комнат. Вопрос: могут ли нас переселить в пренудит порядке. Или нам отказаться от иска и ждать, когда адм. нашего р-она даст квартиры по соц нормам. Какие основания указать в заявлении отказываясь от иска. И какие последствия? Спасибо.

Я проживаю в обычном четырехэтажном доме, на первом этаже по адресу ул.Гоголя,32. Мой сосед поставил без разрешения администрации района у меня под окном металлический гараж.

Я написал жалобу в администрацию района. Администрация района подала иск в суд о возложении обязанности снести данный гараж. Суд вынес решение обязать моего соседа снести данный самовольный гараж.

Добровольно сосед не собирается исполнять решение суда.

01.03.2011 было возбуждено исполнительное производство.

Вот уже шестой месяц приставы не исполняют решение суда в принудительном порядке.

В течении какого срока служба судебных приставов должна исполнить решение суда в принудительном порядке? Как повлиять на приставов, чтобы они исполнили решение суда?

Предприниматель Яковлев, 80 лет, любительконных скачек, ставил завещание, включив в него пункт, согласно которому на одногоиз наследников - Вяхерева - возлагалась обязанность содержатьпринадлежащего завещателю двухлетнего гнедого жеребца Вихря в надлежащемпорядке, а по достижении им трехлетнего возраста в подготовленном состояниивыставлять на ежегодных дерби для участия в скачках с наездником Коротковым. Всвязи с возложением на Вяхерева указанной обязанности ему выделялисьнаследодателем конюшня и денежные средства, необходимые для содержания жеребцав течение 10 лет.

Через полгода после составления завещания Яковлевумер, Вяхерев, приняв наследство, не заботился о надлежащем уходе законем и отказывался предоставлять его для тренировок Короткову. Видя такое отношение Вяхерева к исполнению обязанностей, возложенных на негонаследодателем, Короткое обратился в суд с иском к Вяхереву, Г требуя от негоисполнения завещательного возложения Яковлева и допустить его, Короткова, куходу за конем с целью подготовки к предстоящему участию в дерби.

Вправе ли был Яковлев возлагать на Вяхереваобязанность по содержанию в надлежащем порядке жеребца Вихря с целью подготовкиего к участию в ежегодных дерби? Требовалось ли для этого согласие Вяхерева?

Вправе ли Коротков предъявить иск к Вяхереву стребованием о надлежащем исполнении завещательного возложения Яковлева?

Конституционное право на жилище является основным правом человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях.

Также конституционное право распространяется на предоставление жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, на оказание содействия гражданам в улучшении их жилищных условий, а также на гарантию неприкосновенности жилища, исключение случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Право на жилище является субъективным правом граждан и реализуется в различных по юридической природе правоотношениях.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

В последнее время большое внимание органы прокуратуры РФ уделяют исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Генеральной прокуратурой РФ с привлечением прокуроров субъектов РФ проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также исполнения расходных обязательств по финансированию мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. В некоторых случаях даже после вступления решений в законную силу исполнение исчисляется годами.

Основаниями для обращения в суд работников прокуратуры чаще всего являются результаты проверок по обращениям детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законных представителей. В I полугодии 2012 г. прокурорами края в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 204 иска.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 г. N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 72 Конституции РФ указанные направления приоритетного национального проекта входят в предмет совместного правового регулирования Российской Федерации и ее субъектов и осуществляются на условиях софинансирования.

При осуществлении надзора за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры систематически проводятся проверки исполнения законодательства в сфере реализации данного национального проекта, по результатам которых прокурорами принимаются различные меры прокурорского реагирования. В частности, прокурорами используются предоставленные частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия по обращению с исковыми заявлениями в суд в интересах граждан.

По указанному направлению в 2012 г. в суд предъявлено 147 заявлений. Из них 38 удовлетворено, прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований – 3.

Задачами данного национального проекта являются долевое участие граждан в строительстве жилых помещений, развитие ипотечного кредитования, обеспечение жильем военнослужащих, беженцев, несовершеннолетних узников фашистских лагерей, ветеранов Великой Отечественной войны, выдача государственных жилищных сертификатов, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, капитальный ремонт жилых домов.

В сфере надзора за исполнением законодательства о реализации данного национального проекта прокуроры занимают активную позицию по защите прав граждан.

Так, прокуратурой Кишертского района была проведена проверка в администрации Андреевского сельского поселения по обращению вдовы ветерана ВОВ Си-вой А.П. по факту отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Прокуратурой района в Кишертский районный суд было направлено исковое заявление о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Андреевского сельского поселения и постановке на учет Си-вой А.П. Гражданское дело по иску прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.

Иск к Министерству социального развития Пермского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны заявлен в июне 2012 года прокурором г. Добрянки.

Прокурором г. Добрянки в декабре 2011 года и прокурором г. Александровска в феврале 2012 г. направлены в суд исковые заявления в интересах узников фашистских концлагерей о признании незаконными решений жилищных комиссий об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В марте 2012 г. Ленинским районным судом г. Перми в удовлетворении требований прокурору г. Добрянки было отказано. Однако в дальнейшем по апелляционному представлению прокурора решение районного суда отменено, исковые требования удовлетворены. Иск прокурора г. Александровска находится в стадии рассмотрения.

Участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет.

В интересах граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, прокурорами направляются следующие категории исков:

  • о предоставлении других благоустроенных жилых помещений в связи с непригодностью для проживания занимаемых ими помещений;
  • о возложении обязанности провести капитальный ремонт;
  • о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непроведении обследования жилых домов межведомственной комиссией;
  • об обязании администрации города принять меры к постановке на учет жилого дома как бесхозяйного имущества.

Исковые заявления по обозначенным категориям направлялись преимущественно по результатам рассмотрения обращений граждан о нарушении органами местного самоуправления требований жилищного законодательства.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

При предоставлении жилого помещения в порядке ст. 87 ЖК РФ в соответствии со ст. 89 ЖК РФ оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Прокуратурой Нытвенского района в целях защиты прав граждан, а также в рамках представленных полномочий ст. 45 ГПК РФ направлено в Нытвенский районный суд исковое заявление с требованием возложить на администрацию Чекменевского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края обязанность по проведению обследования межведомственной комиссией жилого дома по адресу: Нытвенский район, с. Чекмени, ул. Тополиная, 36, в целях признания (непризнания) его аварийным и жилого помещения в доме – квартиры – пригодным (непригодным) для проживания, с составлением соответствующего акта (заключения), а также 10 исковых заявлений с требованиями обязать администрацию Нытвенского городского поселения предоставить конкретным гражданам жилые помещения, расположенные на территории г. Нытвы, благоустроенные применительно к условиям г. Нытвы, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ранее занимаемой.

Граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье, довольно часто обращаются в прокуратуру для защиты своих прав. Так, в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Перми за период с 2011 по май 2012 года поступило 87 заявлений граждан, проживающих в аварийном (ветхом) жилье. В суд по результатам их рассмотрения в 2012 г. направлено 77 заявлений, все находятся в стадии рассмотрения.

Исходя из этого, следует, что строительство доступного жилья в нашем крае ведется недостаточно. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилья нуждающимся гражданам исполняется не в полном объеме.

Жилое помещение, предоставляемое по решению суда, должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не должны быть ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и(или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.

Однако чаще всего прокурорами предъявляются требования в интересах граждан о предоставлении им равнозначного жилого помещения, однако, когда заинтересованные лица являются малоимущими, можно заявлять требования о предоставлении жилого помещения по норме предоставления.

Так, прокурором Мотовилихинского района г. Перми предъявлен в Ленинский районный суд иск в интересах Ти-вых. Удовлетворяя иск прокурора, суд исходил из положений ст. 57 ч. 2 п. 1 ЖК РФ. Решением комитета социальной защиты населения администрации г. Перми Ти-вы признаны малоимущими. Управление жилищных отношений администрации г. Перми отказало Ти-вым в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (распоряжение от 29.09.2010 N 1383). Доказательств утраты Ти-выми права пользования спорным жилым помещением суду на день рассмотрения дела не представлено.

В связи с этим жилое помещение семье должно предоставляться исходя из нормы предоставления в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на человека. Решение вступило в законную силу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исковая работа прокуроров в данном направлении стала более разнообразной. Исполнение всех решений находится на контроле прокуратуры.

Ирина Кузнецова, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края, советник юстиции

К числу вопросов местного значения, которые не один год выступают в качестве предмета исковых требований прокурора являются:

1.Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания

2.Организация ритуальных услуг.

Содержание указанных вопросов местного значения, а также судебная практика по реализации этих вопросов стала предметом обсуждения на вебинаре, посвященном практике судебной защиты интересов органов местного самоуправления по актуальным вопросам деятельности муниципальных образований, который был проведен Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления 9 июня 2021 года.

Региональная судебная практика, мнения муниципалитетов и, озвученная позиция экспертов, позволяют нам сформулировать наиболее значимые выводы по данной тематике.

Как правило, административному исковому заявлению прокурора предшествует прокурорская проверка в отношении органов местного самоуправления, в том числе по жалобам физических лиц. После проведения проверки в адрес органов местного самоуправления направляется представление прокурора об устранении нарушений законодательства в соответствующей сфере правовых отношений:

  • создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания- сфера санитарно- эпидемиологического благополучия;
  • организация ритуальных услуг- сфера похоронного дела.

Анализируя региональную судебную практику по вопросу создания условий для обеспечения услугами бытового обслуживания, следует отметить следующее:

В большинстве регионов, включая Хабаровский край, требования прокурора о признании незаконными бездействия администрации поселения по непринятию мер к созданию условий для обеспечения услугами бытового обслуживания и обязании в течение определенного периода времени создать такие условия путем обеспечения жителей услугами бани, подлежали удовлетворению. Как правило, муниципалитеты не обжаловали решения судов первой инстанции, поэтому проблема исполнения таких решений сохраняется до настоящее время.

Судебные решения первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора были основаны на следующих выводах:

1.Отсутствие общественной бани свидетельствует о том, что ОМСУ не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения…; на территории поселка проживает 3842 человека, из которых 3778 человек проживают в жилом фонде без подключения к централизованной системе водоснабжения, однако услуги общественной бани на территории поселка не оказываются… (Решение Козульского районного суда Красноярского края от 08.10.2020 по делу № 2а-249/2020);

2.В границах населенного пункта проживает 12 882 человека, из которых часть жителей проживают в неблагоустроенном жилом фонде без предоставления услуг по водоснабжению, услуги общественной бани на территории поселка не оказываются, кроме того в период с мая по сентябрь в жилом фонде городского поселения (многоквартирные дома) отсутствует горячее водоснабжение. Таким образом, бездействие администрации городского поселения…. нарушает права жителей поселка в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения… (Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31.07.2018 по делу № 2-368/2018);

3.В сельском поселении общее количество проживающих жителей составляет 365 человек, на территории поселения на 130 дворов 95 дворов оборудованы личными банями. Услуги общественной бани в селе не оказываются…. одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены. Учитывая полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части создания условий для обеспечения жителей села услугами бытового обслуживания, а так же те обстоятельства, что в с. Савинское общественная, муниципальная баня отсутствует, что указывает на бездействие органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения в рассматриваемой сфере, и как следствие на нарушение прав жителей поселения на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме (Решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 21.12.2020 по делу № 2а-329/ 2020).

Несколько иная практика сложилась в Красноярском крае, где решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора было отменено Судебной коллегией по административным делам Красноярского краевого суда.

Выводы Судебной коллегии по административным делам, изложенные в апелляционном определении Красноярского краевого суда от 13.07.2020 по делу № 33а-5655/2020, нуждаются в подробном рассмотрении, так как имеют важное значение для правоприменительной практики.

Исходя из позиции Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда, изложенной в определении от 13.07.2020 по делу № 33а-5655/2020, следует что:

  • суд первой инстанции должен был указать, какие действия необходимо совершить ответчику по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест и определить количество помывочных мест, которые ответчик должен обеспечить;
  • согласно СанПиНу 2.1.2.3150-13, размещение здания бань допускается при возможности оборудовать системами горячего и холодного водоснабжения, а подачу холодной и горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и горячего водоснабжения.

Наряду с созданием условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, актуальность не утрачивает и вопрос организации ритуальных услуг.

Региональная судебная практика насчитывает не один десяток дел, когда требования прокурора о признании бездействия администрации незаконным и возложении на администрацию обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, подлежали удовлетворению в судебном порядке.

В данном случае, обосновывая свои требования прокурор, как правило, указывает на нарушение прав неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.

В течении длительного времени муниципальными юристами вырабатывались различные подходы для защиты муниципалитетов в суде по данной категории дел.

Так, экспертами Красноярского института государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края предлагаются следующие аргументы в защиту муниципальных образований:

Определенную позицию по данному вопросу занимает комитет Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и местному самоуправлению:

Рассматривая вопрос предъявления и рассмотрения административных исков в отношении муниципальных образований, нельзя обойти стороной некоторые особенности административного судопроизводства.

Порядок осуществления административного судопроизводства регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее- КАС РФ).

Особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определены главой 22 КАС РФ.

Одна из важных особенностей производства по указанным делам, на которую должны обратить внимание органы местного самоуправления, выступающие в качестве административных ответчиков, установлена в части 2 статьи 227 КАС РФ:

К обязательным условиям удовлетворения судом требований о признании бездействия незаконным относится:

  • Не соответствие нормативным правовым актам;
  • Нарушение прав, свобод и законных интересов истца.

Таким образом, суд признает бездействие органов местного самоуправления незаконным при совокупности двух обязательных условий, если такое бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Часть 9 статьи 226 КАС РФ устанавливает следующие обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении судом данной категории дел:

  • нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
  • соблюдены ли сроки обращения в суд;
  • соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

-порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

-основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

  • соответствует ли содержание совершенного оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, проблема содержания и порядка реализации вопросов создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания и организации ритуальных услуг остается в настоящее время нерешенной. Несовершенство законодательных норм это одна из основных причин, по которой органы местного самоуправления все чаще вынуждены защищать свои права в судах различных инстанций. Об этом свидетельствует не только судебная практика, но и результаты надзорной деятельности органов прокуратуры. По общему мнению муниципальных юристов и экспертов в области муниципального права, нормы федерального законодательства, регулирующие правоотношения в рассматриваемых сферах общественных отношений нуждаются в серьезной корректировке, а в ряде случаев пересмотру.

C.В. Образцова - юрист Совета муниципальных образований Хабаровского края Обзор по материалам вебинара «Практика судебной защиты интересов органов местного самоуправления по актуальным вопросам деятельности муниципальных образований

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от иска, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Довольно часто ответчики по искам прокурора в добровольном порядке устраняют допущенные нарушения, в этом случае прокурор может отказаться от заявленных требований в связи с тем, что основания по которым иск предъявлен отпали.

Таким образом, основанием для обращения в суд с иском в интересах гражданина является его заявление или заявление заинтересованных лиц, а основанием для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц могут послужить материалы общенадзорной проверки ( например по нарушению земельного или трудового законодательства).

Так, например, в межрайонную прокуратуру поступила для проверки информация из ГУЗ Психоневрологического диспансера № 2 Управления здравоохранения ЗАО г. Москвы о нарушении жилищных и имущественных прав К., так же с аналогичным заявлением обратился сын К..

В ходе проведенной проверки было установлено, что К. 1926 года рождения, инвалид 2 группы, страдающая старческим слабоумием, на праве личной собственности принадлежала двухкомнатная квартира, которую она подарила гражданке Л., осуществляющей за ней уход. Из пояснений сына К., являющегося инвалидом 1 группы, следовало, что его мать психически больной, пожилой человек и уход за ней осуществляла Л. за ежемесячное денежное вознаграждение с постоянным проживанием в квартире. В июле 2009г., когда его мать находилась на лечении в больнице из дома пропали все правоустанавливающие документы на квартиру, по данному факту он обращался в ОВД. Впоследствии ему стало известно, что собственником квартиры стала Л..

Поскольку, в ходе проверки имелись достаточные сведения и основания полагать, что К. по состоянию здоровья, в силу возрастных изменений личности в силу психического расстройства не могла оценивать правовые последствия договора дарения квартиры, прокурор обратился в суд с исковыми заявлениями в ее интересах о признании недействительной данной сделки.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом гражданка К. умерла. Суд, по заявлению прокурора произвел замену К., ее правопреемником- сыном, являющимся инвалидом 1 группы и единственным наследником К. по закону.

Согласно заключению, проведенной по настоящему делу судебно-психиатрической экспертизы, К. в момент подписания договора дарения квартиры не понимала значение своих действий и не могла ими руководить.

В соответствии с п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора, договор дарения квартиры признан недействительным. Стороны возвращены в первоначальное положение, за К. признано в порядке наследования по закону право собственности на спорную квартиру. Гражданка Л. выселена из указанной квартиры.

Л., не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке в Московский городской суд, однако судебная коллегия оставила состоявшееся решение об удовлетворении исковых требований прокурора без изменений.

Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор активно использует предоставленное ему право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Однако такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, положения данной статьи нацелены в первую очередь на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т. д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление, также может быть предъявлено прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, независимо от того в чьих интересах предъявлен иск, прокурору необходимо обосновать, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Прокурор является представителем государства и защищает публичные интересы.

Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовой заинтересованности и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора поможет не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дела. По делам, возбужденным прокурором, обязательно извещается и вовлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца: он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предъявлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, обжаловать судебные постановления.

В то же время прокурор не вправе заключить мировое соглашение, он не несет судебных расходов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать продолжения процесса (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Это соответствует тому положению, что прокурор не имеет материально-правового интереса и не вправе им распоряжаться.

Читайте также: