Информация как объект гражданских прав судебная практика

Обновлено: 20.05.2024


Понятие коммерческой тайны расшифровано в законе о коммерческой тайне и упоминается в иных нормативных актах. О содержании этого термина и нюансах отнесения информации к данной категории — узнайте из нашего материала.

Какое определение содержит статья о коммерческой тайне ГК РФ (2016–2017 годы)

Действующая редакция Гражданского кодекса отдельной статьи, посвященной коммерческой тайне, не содержит — в предыдущей редакции ГК РФ этот вопрос находил отражение в ст. 139 ГК РФ. Исходя из содержания утратившей силу статьи, к сведениям, составляющим коммерческую тайну (ССКТ), относилась информация:

  • обладающая коммерческой ценностью в силу неизвестности третьим лицам;
  • защищенная от всеобщего обозрения на законном основании (способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами);
  • охрана конфиденциальности которой производится ее обладателем.
  • коммерчески ценная — то есть полезная (достоверная, актуальная и полная) для выработки решений в коммерческой деятельности;
  • не доступная для третьих лиц — в гражданском праве такими лицами признаются не являющиеся стороной в обязательстве субъекты, способные в силу закона или договора приобретать по нему гражданские права и обязанности;
  • в отношении которой ее обладателем введен режим коммерческой тайны — спецрежим конфиденциальности информации, позволяющий получить коммерческую выгоду (увеличить доходы, избежать излишних расходов и т. д.).

Таким образом, коммерческая тайна ГК РФ не расшифровывается, но детализируется в иных нормативных актах. К примеру, в п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) ССКТ определена как информация, связанная с коммерческой деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Коммерческая тайна и иные предусмотренные в законодательстве режимы сохранения информации (государственная, служебная и другие)

  • государственная тайна (законом от 21.07. 1993 № 5485-1 о государственной тайне);
  • служебная тайна (набором законов: о государственной гражданской службе [ст. 24], о страховании вкладов [ст. 31], о кредитных историях [ст. 17] и др.);
  • иные тайны (тайна усыновления, тайна переписки, врачебная тайна и т. д.)

Коммерческая тайна как особый объект гражданских прав

Коммерческая тайна в гражданском праве занимает особое положение:

  • с одной стороны, под коммерческую тайну попадает информация, которая сама по себе уже является самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ);
  • с другой стороны, включение в разряд коммерческой тайны разнохарактерных сведений (ноу-хау, информационных баз, планов, разработок и др.) требует различных подходов и способов защиты, регламентированных разными законодательными нормами (к примеру, исходя из ст. 1465 ГК РФ, такая разновидность ССКТ, как ноу-хау, является самостоятельным объектом гражданских прав).

Субъектами права на коммерческую тайну выступают:

  • ее владельцы (физические и юридические лица);
  • ее законные обладатели — лица и компании, получившие конфиденциальные сведения от ее владельца на законном основании;
  • конфиденты — работники, контрагенты, должностные лица, получившие доступ к коммерческой тайне.

Право на коммерческую тайну включает в себя следующие правомочия (юридические возможности для субъекта права осуществлять определенные действия или требовать определенных действий или бездействия от другого субъекта):

  • возможность создавать, передавать и распространять коммерческую информацию любым законным способом (возможность гражданского оборота);
  • возможность использования коммерческой тайны для получения выгоды при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • возможность требования от других лиц соответствующего поведения, обеспечивающего названные правомочия;
  • возможность требования обеспечения госзащиты при нарушении своих прав на коммерческую тайну.

С примерами сведений, составляющих коммерческую тайну, вы можете ознакомиться в следующем разделе.

Коммерческая тайна предприятия или предпринимателя — это… (примеры)

Каждый хозяйствующий субъект в процессе своей деятельности производит и (или) получает коммерческую информацию, разнообразие и объемы которой зависят:

  • от специфики деятельности компании;
  • ее масштабов и структуры;
  • разнообразия операционных сегментов;
  • особенностей применяемых технологий, способов и методов производства;
  • иных нюансов.

Часть этой информации обладает коммерческой ценностью и подлежит засекречиванию — применению к ней специальных мер защиты. Список таких сведений у каждого хозяйствующего субъекта свой — в него может попасть следующая информация (например):

  • ход и содержание проводимых компанией разработок и научно-исследовательских работ;
  • формулы и алгоритмы, применяемые в технологических процессах производства изделий;
  • описание промышленных образцов и моделей;
  • точные конструктивные характеристики создаваемой продукции;
  • результаты экспериментов и тестов созданного оборудования;
  • методы защиты программного обеспечения и иных объектов интеллектуальной собственности;
  • условия заключения долгосрочных финансовых контрактов;
  • данные об объемах и видах сырьевых запасов;
  • кодовые комбинации охранной системы;
  • другая информация коммерческого характера.

Приведенные примеры коммерческой тайны — это лишь часть ССКТ, включающая обширный информационный список и состоящей из нескольких групп (об этом расскажем далее).

Засекретить информацию необходимо, если ее утечка или разглашение:

  • наносит ущерб интересам хозяйствующего субъекта;
  • лишает его конкурентных преимуществ;
  • способствует появлению неоправданных затрат;
  • служит иным негативным последствиям.

Как отделить подлежащие защите сведения от общей массы коммерческой информации, расскажем в следующих разделах.

Коммерческая информация и коммерческая тайна: виды, сходства и различия

Коммерческая информация обладает широким разнообразием. Ее можно объединить в несколько групп:

  • организационная (данные о компании, ее уставном капитале, учредителях и др.);
  • технологическая (сведения о разрабатываемых или применяемых технологиях, способах, методах);
  • статистическая (численность сотрудников, количество филиалов и т. п.);
  • информационная (сведения о видах деятельности, лицензиях, месте регистрации и нахождения компании и ее подразделений, контактные телефоны, адрес сайта и эл. почты);
  • финансовая (показатели бухгалтерской отчетности, сведения о кредитах, справки, пояснения, отчеты);
  • планово-экономическая (бизнес-планы, инвестиционные планы, планы технической реконструкции и др.);
  • аналитическая (результаты маркетинговых исследований, анализы конкурентоспособности и т. п.);
  • прочая (клиентские базы, деловая переписка).

Вся совокупность коммерческой информации по степени ее коммерческой ценности делится:

  • на сведения закрытого доступа;
  • данные ограниченного распространения;
  • общедоступную информацию.

Таким образом, коммерческая информация — это понятие более широкое, чем содержание термина ССКТ. Оно объединяет все связанные с коммерческой деятельностью сведения, включая нуждающийся в защите сегмент информации, именуемый ССКТ.

Для корректного отнесения коммерческой информации в разряд ССКТ следует учесть особые критерии — узнайте о них из следующего раздела.

Признаки коммерческой информации конфиденциального характера: как отличить подлежащие защите сведения от общедоступных и где взять образец положения о коммерческой тайне

При составлении перечня ССКТ можно использовать следующий алгоритм:

2. Проверить оставшиеся данные по специальным критериям:

Критерии отнесения информации в разряд ССКТ можно прописать в отдельном внутрифирменном локальном акте (инструкции, положении, приказе).

Работники компании должны быть обязательно ознакомлены с перечнем ССКТ, иначе увольнение сотрудника за их разглашение может быть признано судом незаконным (пример судебных решений см. далее).

Судебная практика по коммерческой тайне

Разграничить сведения на ССКТ и сведения общедоступного характера — это важный этап в процедуре организации режима коммерческой тайны. Не менее значительным мероприятием является ознакомление с ним работников фирмы.

  • при приеме нового сотрудника на работу в компанию;
  • при корректировке существующего перечня ССКТ.

Возможность увольнения сотрудников за разглашение ССКТ предусмотрена в трудовом законодательстве (об этом в следующем разделе). При этом увольнение не ознакомленного с перечнем ССКТ работника за их разглашение может быть признано судом незаконным — см., например, апелляционное определение Московского горсуда от 18.09.2013 по делу № 11-28840.

Могут ли уволить по ТК РФ за разглашение конфиденциальных коммерческих сведений (статья кодекса)?

Работодателю можно применить указанную статью, если:

  • разглашенные работником сведения стали ему известны в ходе исполнения трудовых функций;
  • работник добровольно обязался не разглашать ССКТ.

Среди положительных для работодателей исходов судебных разбирательств в подобных делах можно назвать апелляционное определение Мосгорсуда от 08.10.2013 по делу № 11–33789.

Благоприятный для работодателя исход дела во многом зависит от его способности доказать в суде:

  • вину работника путем проведения в компании внутренней проверки факта нарушения режима коммерческой тайны (предъявление суду протокола с результатами расследований, проведенных специальной внутренней комиссией и принятыми решениями);
  • соблюдение работодателем процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности (что при наложении взыскания учитывалась личность работника, его предшествующее поведение, обстоятельства совершения и тяжесть проступка).

Для того чтобы избежать негативных последствий от разглашения ССКТ, работодателю необходимо знать потенциальные угрозы нарушения сохранности секретных коммерческих сведений и анализировать возможные пути их утечки — узнайте об этом из следующего раздела.

Пути завладения подлежащей защите конфиденциальной коммерческой информации и потенциальные угрозы от нарушения ее сохранности

Среди наиболее распространенных способов незаконного завладения ССКТ можно назвать:

  • промышленный шпионаж — одну из форм недобросовестной конкуренции, представляющей собой незаконные манипуляции с ССКТ (их получение, использование, разглашение) с целью получения материальной выгоды или предпринимательских преимуществ;
  • хищение содержащих ССКТ чертежей, документов и образцов;
  • перехват ССКТ посредством технических средств (путем подслушивания телефонных разговоров, просмотра телеграфных отправлений, внедрения компьютерных программ-шпионов и др.);
  • подкуп сотрудников компании-конкурента;
  • проведение иных спецмероприятий (ложных переговоров с конкурентами о покупке лицензии, беседы о найме сотрудника компании-конкурента без намерения приема его на работу и т. д.).

Попавшая незаконным путем в распоряжение злоумышленников ССКТ несет потенциальные угрозы ее законному обладателю, так как может:

  • использоваться для шантажа или вымогательства;
  • выступать предметом незаконной купли-продажи;
  • побуждать к заключению кабальных сделок;
  • использоваться при ведении торговых войн;
  • являться средством недобросовестной конкуренции.

Итоги

В перечень конфиденциальных сведений коммерческого характера включаются секретные разработки, ноу-хау, результаты НИОКР, условия долговременных инвестиционных договоров и иная коммерческая информация, обладающая коммерческой ценностью.

С установленным перечнем необходимо ознакомить работников под расписку, иначе у виновного в разглашении сведений сотрудника появится основание для обращения в суд по вопросу незаконного увольнения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: