Ходатайство судебному исполнителю о применении мер

Обновлено: 14.05.2024

В стадии исполнения судебных актов возможность принятия обеспечительных мер очень незначительна. Это вызвано, прежде всего, тем, что вступившее в законную силу судебное решение, обладает презумпцией истинности 1 . Сама постановка вопроса о приостановлении, вступившего в законную силу решения, может восприниматься, как попытка злоупотребления правом или как противоречащая принципу правовой определенности, в том виде, как ему дано толкование в Постановлениях Европейского Суда по правам человека (далее ЕСПЧ).

Соответственно, можно сделать вывод, что в тех случаях, когда имеется обоснованное сомнение в том, что правосудие было осуществлено с наличием существенных ошибок и это сомнение основано на существенных и бесспорных обстоятельствах, должен существовать способ приостановления законной силы решения, который бы приостанавливал исполнение судебных актов до разрешения сомнений в наличии существенных судебных ошибок.

В данной статье мы не собираемся останавливаться на праве арбитражного суда кассационной или надзорной инстанции приостанавливать исполнение судебных актов (ст.283 и 298 АПК РФ), поскольку особых проблем с толкованием и применением данного права судов проверочных инстанций не возникает. Существует обширная судебная практика по данным вопросам. Обратим лишь внимание читателя на то, что хотя такие приостановления не поименованы обеспечительными мерами, они таковыми являются 3 . В частности, это может быть легко доказано тем фактом, такое приостановление подпадает под определение обеспечительных мер данное в ст. 90 АПК РФ, а также тем, что такое приостановление может быть обусловлено предоставлением встречного обеспечения (ч.2 ст. 283 и ч.1 ст. 298 АПК РФ).

Однако, насколько обоснован данный вывод? На наш взгляд, суждение кассационной инстанции является ошибочным, притом, что сам факт отмены определения является правильным. К данному выводу мы пришли, ознакомившись с фабулой дела, из которой следовало, что причиной обращения в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства явилось обращение в суд о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствами, где в качестве вновь открывшегося обстоятельства было указано погашение задолженности в полном объеме. К сожалению, из текста судебного акта не видно, когда произошло погашение задолженности, что могло бы помочь в оценке рассматриваемого акта. Но исходя из презумпции разумности действий кассационного суда можно предположить, что погашение произошло после вступления решения в законную силу. Тогда очевидно, что заявитель использовал негодное средство защиты, обратившись с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствами. Погашение долга не является основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, но может быть положено в основание окончания исполнительного производства. Соответственно принятие обеспечительных мер при очевидности отсутствия вновь открывшихся обстоятельств являлось неправильным. Тем не менее, это отнюдь не означает, того, что при наличии вновь открывшихся обстоятельств, суд не вправе был бы принять обеспечительные меры в виде приостановления исполнения судебного акта, вступившего в законную силу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лица, участвовавшие в деле, имеют право одновременно с подачей заявления о пересмотре решения, определения и постановления ввиду открытия новых обстоятельств ходатайствовать перед судом, вынесшим этот акт, о приостановлении исполнения решения, определения и постановления до окончания пересмотра его по вновь открывшимся обстоятельствам.

Далее рассмотрим еще реже встречаемый случай, когда ставится вопрос о принятии обеспечительных мер в связи с принятием жалобы 14 Конституционным Судом РФ на норму, примененную в деле заявителя, где обеспечивается защита от нарушения конституционных прав.

Случай действительно редкий, поскольку, как правило, с момента вступления решения в законную силу до момента принятия жалобы Конституционным Судом РФ проходит значительное время. К тому же, большинство обращений по тем или иным причинам не принимаются Конституционным Судом РФ к рассмотрению.

Тем не менее, учитывая, что практика ставит и такие вопросы, рассмотрим, возможно ли приостановление исполнения решение в данной ситуации.

Соответственно, рассмотрение дела на основе норм, подлежащих проверке на предмет конституционности, является противоречащим Конституции РФ и, следовательно, исполнение решения основанного, на данных нормах, в то время, когда Конституционный Суд РФ рассматривает вопрос об их неконституционности противоречит принципу верховенства права и прямого действия норм Конституции РФ.

С целью обеспечения верховенства Конституции РФ законодатель установил в ст. 13 АПК РФ, что если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. В ст. 143 АПК РФ законодатель установил обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации. А в уже упомянутом п. 6 ст. 311 АПК РФ решение Конституционного Суда РФ поименовано в качестве оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.

Нас здесь интересует возможно ли толкование установленной в ст.143 АПК РФ обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу, в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, как распространяемой на рассматриваемый случай. В соответствии с толкованиями ЕСПЧ, исполнение решения является также частью судебного процесса и соответственно можно предположить о возможности распространения обязанности приостановления производства, установленной в ст.143 АПК РФ на исполнительное производство.

Однако из текста ст.143 АПК РФ следует, что законодатель в данной статье все же имел ввиду обязанность приостановления, лишь при невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, тем самым связав обязанность арбитражного суда с ходом рассмотрения дела.

Отсюда можно предположить, что законодатель, устанавливая процедуру обращения суда в Конституционный Суд РФ, исходил из того, что при обращении с запросом у суда существует императивная обязанность приостановить рассмотрения дела или исполнение вынесенного судом по делу решения до момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ. Однако, данная императивная обязанность суда установлена лишь в случаях обращения самого суда. По всей видимости, это вызвано тем, что само обращение суда в Конституционный Суд РФ с запросом является своего рода суждением суда о возможной неконституционности нормы подлежащей применению, или явной судебной ошибке, основанной на применении неконституционной нормы. Но что здесь для нас интересно, так это суждение законодателя о необходимости приостановить исполнение решение суда, а не только рассмотрение дела.

На наш взгляд, отсутствие в данном случае правового регулирования все же является пробелом. К данному выводу, мы пришли на основе того, что в ст.103 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" законодатель в качестве юридического факта обязывающего приостановить исполнение судебного акта, указывает запрос суда. Хотя сам по себе факт принятия жалобы Конституционным Судом РФ на нарушение законом конституционных прав и свобод не порождает автоматически ни приостановления производства по делу, ни приостановления исполнения решения, данный факт в совокупности с другими юридическими фактами может явиться основанием для приостановления судом. В качестве обстоятельства, которое может существенным образом на приостановления исполнения судебного решения может послужить, то что применение оспариваемой нормы существенно повлияло на итог судебного акта. Соответственно, существенное влияние оспариваемой нормы на суть решения, может расцениваться как возможная неконституционность судебного акта.

На наш взгляд, требования ст.15 Конституции о прямом действии норм Конституции РФ и обязательном соответствии ей всех правовых актов, включая в их число и судебные акты, имеют ключевое значение в данном случае, поскольку факт принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ является также подтверждением того, что примененные в рассматриваемом деле нормы, не только порождают сомнение в их конституционности, но и в правосудности судебных актов, основанных на оспариваемых нормах. Соответственно, исполнение судебного акта, которым могут быть нарушены конституционные права, не должно осуществляться до разрешения Конституционным Судом РФ о конституционности или неконституционности норм закона. Именно Постановление Конституционного Суда РФ в этом случае должно разрешить неопределенность в данном вопросе.

Обращение в суд с ходатайством о приостановлении исполнения судебного решения в связи с принятием жалобы Конституционным Судом РФ порождает обязанность суда рассмотреть вопрос влияния возможной неконституционности оспариваемой нормы на содержание ранее вынесенного решения. В том случае, когда суд на основании своего усмотрения придет к выводу о том, что в случае признания оспариваемой нормы было бы вынесено иное решение, то у суда существует обязанность приостановить исполнение решения.

Но полагаем, что задачи, возложенные на суд ст.2, 15, 17, 18, 19, 21, 45, 46 Конституции РФ, не дают оснований предполагать, что пробел в законе может лишить суд необходимых дискреционных полномочий.

И наконец, рассмотрим еще более редкий и менее рассматриваемый в юридической литературе вопрос возможности принятия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения суда в случае обращения в ЕСПЧ.

Правило 39 Регламента ЕСПЧ предполагает возможность принятия обеспечительных судебных мер. Причем инициатива в этом может быть проявлена не только стороной в деле, но и любым другим заинтересованным лицом и даже инициативе самого ЕСПЧ. Палата ЕСПЧ или, в соответствующих случаях, ее Председатель вправе указать сторонам на обеспечительные меры, которые, по мнению Палаты, следует предпринять в интересах сторон или надлежащего порядка проведения производства по делу в Палате. В дальнейшем уведомление о таких мерах направляется Комитету Министров. И у Палаты ЕСПЧ также имеется право запрашивать у сторон информацию по любому вопросу, связанному с выполнением любой указанной обеспечительной меры.

Как правило, ЕСПЧ указывает на необходимость обеспечительных мер лишь в самых серьезных случаях. Основаниями принятия ЕСПЧ обеспечительных мер являются неотвратимость оспариваемых заявителем действий ответчика, а также возможность причинения заявителю невосполнимых потерь в случае непринятия обеспечительных мер. 17 В отдельных случаях Суд указывает на предварительные меры и самому заявителю (например, на то, что ему необходимо прекратить голодовку). 18

Хотя чаще всего ЕСПЧ принимает в обеспечительные меры не в отношении имущественных прав, но иногда ЕСПЧ приходит необходимым принять обеспечительные меры и в имущественных правоотношениях.

В тоже время, положения Венской Конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) о соблюдении, применении и толковании договоров предусматривают, что:

«Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26).

Отсюда отсутствие норм в российском праве не может быть оправданием для непринятия обеспечительных, которые могут быть рекомендованы ЕСПЧ.

Безусловно, законодатель обязан принять меры по приведению своего внутреннего законодательства в соответствие с международными договорами таким образом, чтобы обеспечить в полной мере исполнение и международных обязательств. Тем более, что принятие мер обеспечивающих реализацию ст. 34 Конвенции, является также и обеспечением права гарантированного ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

Учитывая приоритет норм международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), а также, что обязанность по принятию обеспечительных мер, предложенных ЕСПЧ лежит на государстве, полагаем уместным осветить практику, как эта обязанность реализуется в настоящее время. К сожалению, возможность ознакомления с такой практикой весьма ограничена, хотя, она, по всей видимости, аккумулируется в Аппарате Уполномоченного РФ при ЕСПЧ, деятельность которого могла бы быть более публичной.

В нашем распоряжении 23 оказалось Определение Советского районного суда г. Астрахани от 9 апреля 2009 года. До вынесения данного определения решением Советского районного суда г. Астрахани от 18 января 2006 года исламская религиозная организация мечеть № 34 была обязана снести возведенный двухэтажной пристрой к силосной башне, демонтировать силосную башню, снести строящееся здание мечети № 34. Не согласившись с данным решением религиозная организация обратилась в ЕСПЧ с жалобой, попросив о рассмотрении жалобы в приоритетном порядке, а позже обратилась с ходатайством о принятии обеспечительных мер.

На основании решения от 18 января 2006 года был исполнительный лист и было возбуждено исполнительное производство. В рамках исполнительного производства произведены ряд исполнительных действий, налагались штрафы на должника в связи с неисполнением решения суда.

В качестве краткого вывода данной статьи можно отметить, что существует необходимость совершенствования и процессуального законодательства и законодательства об исполнительном производстве. В тоже время, суды не вправе отказывать в защите прав, ссылаясь на пробелы в законе, и суды могут путем применения аналогии и системного толкования норм в совокупности с нормами Конституции РФ и нормами международного права преодолевать пробелы и осуществлять защиту прав и свобод человека.

2009 Султанов Айдар Рустэмович

1 Чечина Н.А. О презумпции истинности судебного решения , вступившего в законную силу // Чечина Н.А. Избранные труды по гражданскому процессу. СпБ, 2004. С.183-207

2 Постановление ЕСПЧ по делу «Рябых против РФ ( Ryabykh v . Russia ), жалоба N 52854/99

3 Аналогичный вывод содержится в книге Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов, М. Волтерс Клувер,, 2006 // СПС "КонсультантПлюс".

7 Явич Л.С. Общая теория права. Л. 1976. С.144.

9 Белоусов Л.В. «Комментарий к информационному письму Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов // "Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" (Выпуск 5) (под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой), Статут, 2008, Цит. По СПС КонсультантПлюс

11 Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М. Волтерс Клувер. 2007. С. 112-118.

12 Там же, стр. 282, Ершов В.В. Правовые позиции Европейского Суда по правам человека//Российское правосудие. №1. 2007. С. 31, Блажеев В.В. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в механизме судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций//Законы России: опыт, анализ, практика. №11. 2008. С..61

14 Хотя известны случаи, когда суды приостанавливали производство даже не при принятии жалобы Конституционным Судом РФ, а лишь при подтверждении факта обращения в Конституционный Суд РФ, данную ситуацию мы считаем возможным не освещать в нашей статье, поскольку в этой ситуации решение о приостановлении будет целиком и полностью лежать в дискреции суда. Полагаем эту ситуацию возможной, когда суд, рассматривающий дело сам испытывает сомнения в конституционности норм, подлежащих применению в деле.

15 Надо отметить, что о данном правомочии было доведено до судов еще письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1994 г. N С3-7/ОЗ-614 "О вступлении в силу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

16 Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). Киев. 2006. С.20

17 Молостова Е.В. Применение предварительных мер Европейским Судом по правам человека // Международное публичное и частное право. 2005. N 2.

20 См. например, Постановление ЕСПЧ N 8320/04 от 19 июня 2008 г. по делу "Рябикин (Ryabikin) против России"

22 Еккрстгаузен И.Ш. Кодекс, или законоположение человеческого разума. СпБ. 1817. С.142

Ходатайства подаются в письменной форме или форме электронного документа (ст. 14 Закона № 440-З), однако последний способ на практике используется редко, в основном документы направляются по почте, нарочным либо по факсу.

В ходатайстве указываются:

- наименование органа принудительного исполнения, в который подаются заявление, ходатайство;

- сведения о заявителе:

- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) – для гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя;

- наименование и место нахождения – для юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом;

- сведения об исполнительном производстве, по которому подаются заявление, ходатайство;

- обстоятельства, на которых основаны заявление, ходатайство;

- сущность вопроса, подлежащего рассмотрению, в т.ч. указание на меру по обеспечению исполнения исполнительного документа, о принятии (замене, приостановлении, отмене) которой ходатайствует заявитель, обоснование причин такого ходатайства;

- перечень прилагаемых документов.

В заявлении, ходатайстве заявитель также может указать номера телефонов, факс, адрес электронной почты и другие сведения.

К ходатайству, подаваемому представителем заявителя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

____Важно!_________________________________

Заявление или ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты заявителя и быть подписаны электронной цифровой подписью.

____________________________________________

Общий срок рассмотрения ходатайства

Ходатайства участников исполнительного производства рассмат- риваются в 10-дневный срок со дня их поступления (часть третья ст. 15 Закона № 439-З). Процессуальное законодательство в некоторых случаях устанавливает иные сроки. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются зая- вителю.

Документы:

Образец ходатайства о замене должника



Образец ходатайства о замене должника



Какие ходатайства подаются

Чаще всего стороны в исполнительном производстве заявляют ходатайства о применении обеспечительных мер (ст. 60 Закона № 439-З):

1) об аресте наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц;

2) аресте денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

3) описи и (или) изъятии имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц, передача этого имущества на хранение в порядке, установленном ст. 89 Закона № 439-З;

4) запрещении должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;

5) запрещении должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

6) запрещении иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;

7) временном ограничении права должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника – юридического лица на выезд из Республики Беларусь;

8) временном ограничении права должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;

9) временном ограничении должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений;

10) иных мерах, предусмотренных законодательством.

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

____Важно!__________________________________

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, указанные в пп. 1–6 и 10 данного перечня, принимаются судебным исполнителем, а меры в пп. 7–9 перечня – судом.

____________________________________________

Помимо указанных ходатайств из наиболее часто встречающихся на практике необходимо отметить следующие:

– об отсрочке, рассрочке исполнения исполнительно документа;

– о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником;

– об объявлении розыска должника-гражданина через органы внутренних дел;

– приводе должника-гражданина, представителя должника – юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника – юридического лица в случаях, предусмотренных законодательством;

– об исправлении описок и (или) арифметических ошибок;

– о приостановлении исполнительного производства;

– о возвращении взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не произведено или произведено частично;

– об отложении совершения исполнительного действия;

– о назначении экспертизы достоверности независимой оценки арестованного имущества должника и др.

Срок рассмотрения ходатайства об обеспечительных мерах

Ходатайство о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается не позднее 3 дней со дня его поступления (часть первая ст. 61 Закона № 439-З).

Суть работы судебных приставов заключается в произведении контроля за выполнением судовых решений и доведение исполнения решения суда до логического завершения.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по исполнительному производству составит ходатайство судебному приставу любой сложности: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок. Звоните!

Как составить ходатайство приставу?

Работники ФССП имеют достаточно широкие полномочия. Ходатайство в службу направляется после завершения судебных разбирательств на всех возможных уровнях, если конечно речь не идет об обеспечении иска, тогда с приставом можно начать работать на более ранней стадии (по ссылке подробнее).

  • в ходатайстве указывается максимально полная информация о должнике, а также размер требований, определенных судом. Эти сведения являются вспомогательным инструментом для работы пристава-исполнителя. Они способны значительно сократить сроки материального взыскания
  • обращаться в службу имеет право каждый участник исполнительного производства, в том числе лица, нуждающиеся в выплате долга, сами должники или законные представители этих субъектов.

ВАЖНО: к заявлению ходатайству обязательно прилагается исполнительный лист, если исполнительное производство еще не возбуждено.

Как подать ходатайство приставу?

Ходатайство о совершении исполнительных действий

Ходатайство приставу можно подать несколькими способами.

Рассмотрим, какие это способы существуют:

Помимо указанных способов, можно продублировать ходатайство приставу на электронную почту конкретного отдела службы судебных приставов. Однако, если приставы по каким-то причинам его не рассмотрят, то в удобных для себя случаях они сошлются на то, что такой способ подачи ходатайств не предусмотрен действующим законодательством, поэтому лучше дублировать свое ходатайство, используя иные способы подачи.

Не рекомендуем без отметки на Вашем экземпляре передавать лично приставу ходатайство, поскольку оно может затеряться, а у Вас не будет доказательств передачи соответствующего ходатайства приставу.

Порядок рассмотрения ходатайство судебным исполнителем

Порядок рассмотрения ходатайств приставом урегулирован положениями ст. 64.1 Закона об исполнительном производство и заключается в следующем:

  • после того, как ходатайство поступит в подразделение приставов, оно в течение 3-х дней передается на рассмотрение конкретному приставу
  • пристав, получив ходатайство, рассмотрение которого относится к его компетенции, в течение 10 дней выносит постановление об удовлетворении ходатайства или об отказе в его удовлетворении
  • копия постановления о результатах рассмотрения ходатайства не позднее следующего дня направляется участникам исполнительного производства

Если заявитель хочет, чтобы были соблюдены все сроки рассмотрения его ходатайства и получить постановление пристава, необходимо постоянно напоминать приставу о своем ходатайстве и просить выдать Вам постановление на руки. Есть ответственные приставы, которые делают все как положено и направляют ответ по почте России.

Какие просьбы и требования можно заявить приставу?

Существуют различные причины подачи ходатайства:

  • обеспечение иска в суде (требуются обеспечительные действия со стороны пристава)
  • истребование из организаций и третьих лиц информации о наличии имущества должника или сведений о его нахождении
  • ходатайство о выезде в адрес должника для составления описи имущества;
  • арест банковских счетов
  • запрет осуществлять определенные регистрационные действия (например с недвижимым и движимым имуществом, внесения сведений в ЕГРЮЛ по юридическому лицу в связи с изменением)
  • ходатайство о наложении запрета на выезд должника за пределы РФ
  • ходатайство о запрете должнику управлять транспортным средством в связи с задолженностью по исполнительному листу
  • просьба об уменьшении размера удержаний по исполнительному производству
  • ходатайство о возобновлении, прекращении, приостановлении исполнительного производства
  • иные ходатайства и просьбы приставу

Обжалование решения судебных исполнителей по отказу в ходатайстве

Решения, постановления в рамках исполнительного производства, принятые по ходатайству сотрудниками службы приставов, можно обжаловать в законном порядке. Для этого существующими в стране законодательными нормами отводится 10 дней. Основными причинами обжалования считаются немотивированность выводов или нарушение прав взыскателя или должника.

Заявления подаются в судебные инстанции или руководству исполняющей стороны. Второй способ позволяет значительно быстрее решать возникающие вопросы. Кроме этого, при административном обжаловании не предусмотрена выплата госпошлины. Судебные разбирательства считаются более эффективными.

Наш адвокат по исполнительному производству всегда советует делать все действия в рамках исполнения решения суда, реализовывать все права взыскателя, если ходите получить присужденное, об этом ВИДЕО по теме, смотрите и пишите свой вопрос в комментариях ролика:

Образец ходатайства о проведении дополнительных исполнительных действий

В Орджоникидзевский районный отдел

судебных приставов г. Екатеринбурга

Управления Федеральной службы

судебных приставов по Свердловской области

Взыскатель:

ХОДАТАЙСТВО

о дополнительных действиях со стороны судебного пристава

В мою пользу имеется судебное решение к должнику по исполнительному производству, решение вступило в законную силу, исполнительный лист с заявлением о возбуждении исполнительного производства мною подан 27.08.2013 г.

ПРОШУ:

Приложение:

Адвокат по работе с приставами в Екатеринбурге

Некоторые граждане, на которых законным путем наложено определенное взыскание, отказываются его выполнять. В таком случае с должниками по коммунальным платежам, алиментам, налогам или кредитам работают специальные сотрудники правоохранительной сферы.


Неисполнение решений суда уже давно переросло в системную проблему и является одной из самых тяжких болезней российского судопроизводства. Ведь вся система правосудия дискредитирована, если решения судебного органа фактически не исполняются. Ибо, какой смысл в суде, решения которого не претворяются в жизнь?

Учитывая изложенное, не стоит ждать от пристава-исполнителя чуда или хотя бы минимально необходимых действий в рамках исполнительного производства (далее – и/п), нужно брать инициативу в свои руки и действовать самому!

В первую очередь я бы рекомендовал обратиться к судебному приставу с ходатайством, в котором подробно изложить, какие меры и действия в рамках и/п ему, по вашему мнению, стоит предпринять. Особенно, если вам известно о наличии у должника какого-либо имущества, на которое можно обратить взыскание, или какого-то неочевидного источника дохода/имущества.

Положительного эффекта от такого действия, как минимум, два:

  1. Пристав может действительно обратить внимание на ваше ходатайство и предпринять какие-то (а то и все!) из предусмотренных в нём мер и действий.
  2. Если пристав проигнорирует полностью или частично ходатайство, это станет отличной почвой для последующего обжалования его бездействия или постановления об окончании исполнительного производства (подробнее о данных мерах воздействия в следующей статье).

Рассмотрим подробнее, как ходатайство заявлять и чем этот вопрос регулируется.

Когда и куда можно подать ходатайство.

Ходатайства могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, в том числе, одновременно с подачей заявления о возбуждении исполнительного производства. Рекомендую делать именно так. Подаётся ходатайство в тот ОСП, в котором находится и/п.

Срок и результат его рассмотрения.

Ходатайство по общему правилу должно быть рассмотрено в десятидневный срок со дня поступления (+ три дня даётся на его регистрацию). По результатам рассмотрения выносится постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении ходатайства, которое подлежит направлению сторонам и/п.

В случае удовлетворения, пристав в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению).

Содержание ходатайства.

Это, пожалуй, самая важная часть. В ходатайстве можно просить о совершении различных исполнительных действий и принятии мер принудительного исполнения.

В частности, в ходатайстве могут содержаться следующие требования:

о совершении исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 229-ФЗ;

о применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 229-ФЗ;

об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 229-ФЗ);

о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 229-ФЗ;

об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 229-ФЗ;

о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 229-ФЗ;

по иным вопросам, относящимся к компетенции должностных лиц.

В порядке, предусмотренном ст. 64.1 229-ФЗ не подлежат рассмотрению следующие обращения:

об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона;

о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона;

об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона;

о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона;

жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона;

об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона;

Если вам известно о каком-то имуществе должника, целесообразно в первую очередь указать об этом и попросить наложить на него арест/обратить взыскание и т.д. Эффективно также в первую очередь ходатайствовать о запрете на выезд должника из РФ, установления его семейного положения, объявления в розыск его имущества.

Для определения того, о применении каких действий и мер необходимо просить у судебного пристава, можно ориентироваться на содержание ст. 64, 68 и иных статей 229-ФЗ. Но перечень действий и мер в названных статьях открытый, при этом, многие действия не конкретизируются, поэтому, я бы хотел обратить ваше внимание на следующий документ.

Отмечу также, что в одном ходатайстве могут содержаться требования о принятии мер по нескольким исполнительным производствам.

Подталкивая (а иногда и принуждая) судебного пристава-исполнителя к определённым действиям, вы повышаете шанс на эффективное и скорейшее исполнение решения суда.

В качестве примера эффективности подобной меры прикладываю ответ вышестоящего органа ССП, которым судебному приставу было предписано рассмотреть ходатайство и принять по нему меры. А также решение по заявлению об оспаривании постановления об окончании исполнительного производства, которым данное постановление было признано незаконным во многом благодаря тому, что ходатайство не было рассмотрено и разрешено приставом по существу.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Читайте также: