Ходатай по судебным делам в романе дубровский кто это

Обновлено: 04.05.2024

В повести “Дубровский” отражены многие проблемы русского общества, волновавшие Пушкина: произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, беспринципность царского суда, распространение вооруженного сопротивления среди народных масс.

Пушкин знакомит нас с типичным “русским барином” – Кирилой Петровичем Троекуровым, человеком необразованным, жестоким, высокомерным, избалованным, привыкшим “давать полную

Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне.

Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.

Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного Кирилу

Петровича. Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров встретил достойного противника в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек так и не довел дело мести до конца.

Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. “Что сказать, – говорил он, – о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. Эти люди никогда не скажут: дружба, не прибавя: “сие священное чувство, коего благородный пламень” и проч.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат…”

Одним из выдающихся прозаических произведений Пушкина является повесть “Дубровский”, в основу которой положена реальная история дворянина Островского, у которого был судебный процесс за землю с соседом, позже вытесненного из имения и постепенно пришедшего к грабежу.

В “Дубровском” среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Как и в большинстве своих прозаических произведений, Пушкин ярко и правдиво изобразил жизнь поместного дворянства, нарисовал картину быта и нравов помещичьей среды того времени. Критик В. Г. Белинский отмечал: “Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью”. Троекуров – богатый и властный,

Избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству. Он демонстрирует презрение к окружающим его мелкопоместным дворянам, которых автор изображает с тонким юмором.

Дворяне и губернские чиновники угождают малейшим прихотям Кирилы Петровича. Сам же он “принимал знаки подобострастия как надлежащую дань”. Избалованный средой и окружением, Троекуров давал полную волю всем своим прихотям, “выказывал все пороки человека необразованного”.

Его обычные занятия сводились к разъездам около собственных владений, продолжительным пирам и проказам: “… он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе”.

С острой критикой нравственного облика дворянского аристократического общества автор выступает, создавая образ князя Верейского, у которого внешняя культура и лоск сочетаются с низким феодальным нравом. “Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал”. Привыкший всегда находиться в обществе, князь проявлял значительную любезность, особенно по отношению к женщинам. Совершенно не испытывая сомнений или угрызений совести, он настойчиво добивается брака с Машей, которая любит другого.

Сатирическими красками изображает А. С. Пушкин и “чернильное племя” продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крестьянам не меньше, чем Троекуров. Картина помещичьей провинции была бы неполной без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа и других подобных персонажей.

Среди отвратительной картины помещичьей жизни ярко выделяется образ Дубровского – бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма. Этот образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждают восстать, поднять бунт. Хотя Дубровский не становится единомышленником крестьян.

Вероятно, чувствуя это, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: “Теперь все ладно”.

Тему крестьянских восстаний, начатую в повести “Дубровский”, поэт продолжал и развивал во многих своих произведениях, выступая активным защитником крепостного крестьянства. Именно Пушкин одним из первых проявил внимание к крепостному вопросу, который с 40-х годов позапрошлого века стал ведущим в передовой русской литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в нетрадиционной форме, в виде суда над главным героем романа А.С. Пушкина "Дубровский". Урок построен согласно требованиям ФГОС.

Урок литературы. 6 класс

Тема урока: Суд над героем романа В.А. Дубровским.

Цели урока: Выяснение причин протеста Владимира Дубровского. Развитие регулятивных, коммуникативных УУД.

Задачи: выявить мотивацию поступков главного героя, выяснить, действительно ли благороден Дубровский, учиться анализировать текст.

Методы: аналитическая беседа, работа с текстом, анализ эпизодов, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа.

Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Вопрос к учащимся: Какой же главный вопрос нашего урока?

Ответы: Почему Владимир стал разбойником? Почему финал романа так трагичен?

Слово учителя: Кто должен присутствовать на суде?

(Подсудимый, судья, свидетели, защитник, обвинитель)

Лелюхин – Владимир Дубровский.

Свидетели обвинения и защиты: все учащиеся класса

Вопрос учителя: А каким, по вашему мнению, должен быть суд?

(Ответы: честным, справедливым)

Слово учителя: А ещё бы я добавила – гуманным, т.е. нам нужно не просто осудить или оправдать героя, но и понять его.

Ф.М. Достоевский писал:

Сам судья человеческий должен знать о себе, что он не судья окончательный, что он грешник сам, что весы и мера в руках его будут нелепостью, если сам он, держа в руках меру и весы, не преклонится перед законом ещё неразрешимой тайны и не прибегнет к единственному выходу – к милосердию и любви.

У вас на столе ключевые слова этой фразы. Составьте из них предложение.

МИЛОСЕРДИЕ, И, ЛЮБОВЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ЗАКОН, СУДЬИ.

(Предложение, составленное учащимися Закон для судьи человеческого – милосердие и любовь.)

Тогда начинаем: Прошу всех встать. Суд идёт. Прошу подсудимого занять своё место. Кто из свидетелей расскажем нам суть дела? В чём мы можем обвинить Дубровского?

Показания свидетелей: Владимир сжёг свой дом вместе с приказными (судейскими), собрал своих крестьян и начал разбойничать.

Вопрос к свидетелю: Что Вы можете рассказать о жизни Дубровского в Петербурге? (можно зачитать показания)

Как Владимир отнёсся к письму из родного дома?

Вопрос к Дубровскому: Какую картину вы застали в Кистенёвке по возвращению домой?

(Больной отец, бедность крестьян, тяжба с Троекуровым).

Вопрос к свидетелям: Расскажите о Кириле Петровиче Троекурове.

Вопрос к Троекурову: Что стало причиной Вашей ссоры с соседом?

Вопрос: Как вы хотели наказать непокорного соседа?

Вопрос: А как наказали? Кто Вам помог в этом подлом деле?

Вопрос: Вы когда-нибудь пожалели о своём проступке?

Ответ Троекурова. (Анализ эпизода. Устное рисование.)

Объявляется перерыв. Зарядка для глаз.

Вопрос к Дубровскому: Расскажите о том, что чувствовали Вы после похорон отца?

Вопрос к свидетелям: Что происходило в усадьбе Дубровских, пока Владимир был в Кистенёвской роще, один со своим горем?

Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение? (Чтение по ролям)

Вопрос к Дубровскому: Как Вы поступили, когда поняли, что Ваши крестьяне вот-вот поднимут бунт и убьют судейских?

Вопрос к Дубровскому: Что Вы делали в кабинете отца, после того, как крестьяне разошлись по домам, а судейские остались в доме, уже Вам не принадлежащем?

Вызывается Архип, кузнец села Кистенёвки.

Вопрос к Архипу: Что Вы пытались сделать, когда судейские уснули?

Вопрос к Архипу: Давал ли Вам Владимир Дубровский приказ запереть дверь?

Вопрос к Дубровскому: Вы присутствовали на пожаре своего дома? Когда вы узнали о гибели судейских?

Вопрос к свидетелям: Какой же вывод можно сделать после просмотра видео и показаний Архипа.

Дубровский не хотел смерти подъячих. Он узнал об их гибели только потом, так как уехал сразу после поджога дома.

Слово учителя: Второе обвинение, которое предъявлено Дубровскому, это разбой на дороге, грабежи усадеб. Давайте разберёмся и в этом. Вызывается свидетель обвинения Спицын Антон Пафнутьич.

Вопрос к свидетелю: Что плохого Вам сделал Дубровский?

Вопрос к свидетелю: Почему из всех гостей он ограбил только Вас?

Вызывается свидетель Анна Савишна Глобова.

Вопрос к свидетелю: Как Вы относитесь к Дубровскому? Какое впечатление произвёл на Вас Дубровский?

Вопрос к Дубровскому: Почему Вы не нападали на имение Троекурова? Как Вам удалось проникнуть в дом своего врага? Что заставило Вас простить его и отказаться от мести?

Вывод: Любовь к Маше оказалась сильнее мести.

Вопрос к свидетелям: Какой поступок Дефоржа-Дубровского по достоинству был оценен Троекуровым?

Вызывается свидетель Мария Кирилловна Троекурова.

Вопрос к свидетелю: Как вы относитесь к Дубровскому? Думали ли Вы о Дефорже как о претенденте на вашу руку и сердце? Что заставило Вас обратиться за помощью к Дубровскому? Почему же тогда Вы не вышли из кареты Верейского и не остались с Дубровским?

Вопрос к Дубровскому: Мы выяснили причины, побудившие Вас стать разбойником. Но добились ли Вы справедливости? Изменили ли общественные порядки того времени? Какие изменения произошли в Вашем характере?

В романе благородство проигрывает везде и во всём: история дружбы завершается враждой, приезд сына домой оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление – вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделён благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не смог спасти отца, потерял Кистенёвку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами и вынужден всю оставшуюся жизнь скрываться под чужим именем. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству, поэтому финал его романа трагичен. Но его герой заслужил уважение отца, и даже своего врага Троекурова, вызвал трепетный интерес к себе у Маши. А вот какие чувства вызвал у нас Владимир Дубровский?

Перед вами лист с двумя вопросами:

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Кто готов дать ответы на эти вопросы?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

Виновен ли Дубровский в том, что стал разбойником?

Какие чувства вызывает у вас Дубровский?

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАКОН СУДЬИ

Тема: Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода "Пожар в Кистеневке"

Тип урока: Комбинированный урок.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;

Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.

Учиться правильно оценить поведение героев.

Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

Формы работы с учащимися: Коллективная.

Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

Средства обучения:

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

Деспотизм – неограниченная власть, произвол;

Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

I. Пояснение.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

– Какое чувство вызывает рисунок?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Выводы учащихся:

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

Замечание учителя:

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

XI. Слово учителя.

В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.

XII. Решение проблем. Вывод учеников

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

XIII. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

XIV. Домашнее задание (на выбор).

Слово учителя:

Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

Слайд 3. На псарне у Троекурова

Слайд 4. Сцена в суде Д.Шмаринов

Слайд 7. Дефорж и медведь

Слайд 8. Нападение на свадебный поезд

Задание №3. О каких сценах, событиях идёт речь?

3) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? ( прогнал его)

6) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? ( проучил прутьями)

7) По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника)

8) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды)

9) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)

10) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? ( отомстить )

Задание №4. Исторические реалии. Особенности лексики

1) « Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? ( конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)

3) Чем занимается гувернёр? ( воспитатель )

4) Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам)

6) Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)

7) Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? ( кондитер)

8) - Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет?

Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:

5) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? ( заседатель Шабашкин)

7) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. ( Дефорж)

8) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).

Задание №6. Значение имени.

2) Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского – сильный муж или крепость. О ком идёт речь? ( Андрей Гаврилович Дубровский)

Задание №7. Звания героев

1) В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет)

2) Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского (отставной поручик гвардии)

3) В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф, высший генеральский чин)

4) Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь)

Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.

Задание №9. Дворянские усадьбы

1) Как называется деревня Троекурова? (Покровское)

2) Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)

3) Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)

1) Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)

2) Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна)

3) Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)

4) Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи)

5) Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)

6) Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи )

Задание №11. Музыкальные вопросы

2) На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано)

Задание №12. Творческие задания

1) Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского ( до 5 баллов) .

Подведение итогов игры, определение команды - победителя и самого эрудированного игрока.

В этой статье мы опишем ключевые эпизоды "Дубровского" - произведения, созданного Пушкиным. Начнем с представления главных героев.

Троекуров и Дубровский

ключевые эпизоды в романе дубровский

Троекуров Кирила Петрович живет в поместье Покровское. Это знатный и богатый барин. Его опасаются все соседи, зная крутой нрав этого человека, лишь Дубровский Андрей Гаврилович, бедный помещик, поручик гвардии в отставке и бывший сослуживец Кирила Петровича, не боится его. И тот и другой - вдовцы. У Дубровского есть сын Владимир, который служит в Петербурге, а у Троекурова - дочь Маша, которая живет с отцом. Часто Троекуров говорит о том, что хотел бы поженить детей.

Ссора друзей

Ключевые эпизоды "Дубровского" открываются раздором друзей. Ссорит их неожиданная размолвка, а независимое и гордое поведение главного героя еще сильнее отдаляет друг от друга. Всесильный и самовластный Троекуров решает выместить свое раздражение тем, что замышляет отнять имение у Дубровского. Он приказывает Шабашкину, заседателю, найти для этого "законный" путь. Тот исполняет желание, и вот Дубровского наконец вызывают для решения данного дела. Эти события описывает в произведении "Дубровский" эпизод в суде.

В присутствии сторон на судебном заседании читается решение, которое исполнено множеством юридических казусов. По нему имение Кистеневка, принадлежащее Дубровскому, переходит во владение Троекурова. У бывшего владельца происходит припадок безумия.

Дубровский умирает

Ухудшается здоровье старшего Дубровского, и старуха Егоровна, ходившая за ним, пишет сыну помещика в Петербург письмо, уведомляя того о случившемся. Владимир едет домой, получив отпуск. Кучер дорогой рассказывает молодому человеку об обстоятельствах данного дела. Дома он находит одряхлевшего больного отца.

Ключевые эпизоды "Дубровского" впереди. А повесть продолжается тем, что Андрей Гаврилович медленно умирает. Троекуров, мучимый совестью, отправляется мириться. При виде гостя хворающего помещика разбивает паралич. Сын больного велит передать соседу, чтобы тот убирался прочь из их дома, и тогда же умирает Дубровский-старший.

После его похорон приезжают в Кистеневку исправник и судейские чиновники, чтобы ввести в права владения Троекурова. Отказываются повиноваться ему крестьяне, хотят разделаться с чиновниками. Останавливает их Владимир Дубровский.

Дубровский поджигает дом

эпизод из дубровского

В доме своем он ночью застает Архипа, кузнеца, который решил было убить приказных, и Дубровскому удается отговорить его от этого дела. Владимир решает покинуть свое имение и приказывает также вывести людей, чтобы сжечь дом. Он посылает Архипа отпереть двери, для того чтобы из дома могли выйти чиновники, но тот нарушает приказ и запирает их. Поджигает дом Дубровский и отправляется прочь со двора, а в образовавшемся пожаре погибают приказные.

Весть о разбойниках

На главного героя падает подозрение в убийстве чиновников и поджоге дома. Троекуров начинает новое дело, послав губернатору донесение. Но здесь отвлекает от Дубровского внимание всех другое событие: разбойники появились в губернии. Они грабят всех помещиков, и лишь владения Троекурова не трогают. Все считают, что предводителем является Дубровский.

Дефорж

Для Саши, своего внебрачного сына, Троекуров из Москвы выписывает мсье Дефоржа, учителя-француза, на которого огромное впечатление производит красота Марьи Кириловны, семнадцатилетней дочери его. Но девушка на наемного учителя никакого внимания не обращает. Подвергают испытанию Дефоржа, вталкивая его в комнату вместе с голодным медведем (это является обычной шуткой в обращении с гостями в семье Троекурова). Убивает зверя учитель. На Машу производят сильное впечатление его смелость и решительность. Она сближается с учителем, и близость эта перерастает в любовь.

Праздник в доме Троекурова

дубровский эпизод в суде

Ключевые эпизоды "Дубровского" продолжает праздник в доме Троекурова. Сюда съезжаются гости. За обедом заходит речь о Дубровском. Спицын Антон Пафнутьич, помещик, один из гостей, признается в том, что он дал ложные показания в суде в свое время в пользу Кириллы Петровича против Дубровского. Сообщает одна дама о том, что главный герой обедал у нее неделю назад, и рассказывает, что посланный с деньгами и письмом для сына приказчик вернулся и сказал, что Дубровский его ограбил. Однако он был уличен во лжи бывшим сослуживцем покойного мужа, приехавшим в гости. Приказчик рассказывает, что, действительно, Дубровский по дороге к почтовому отделению остановил его, но не стал грабить, прочитав письмо матери. В сундуке у приказчика нашлись деньги. Дама же полагает, что выдавший себя за друга мужа человек был самим Дубровским. Однако, по ее описаниям, у нее находился человек примерно 35 лет, а Троекуров между тем точно знает, что главному герою было 23 года. Данный факт подтверждает и обедающий у него новый исправник.

Завершается балом этот праздник. Антон Пафнутьич решает ночевать с Дефоржем в одной комнате, так как знает о его храбрости и надеется, что тот в случае нападения разбойников его защитит. Однако ночью тот его грабит и сообщает, что является Дубровским. Он встретил француза, едущего к Троекурову, дал ему денег, взамен получив бумаги учителя. Так Дубровский и поселился в доме у Троекурова.

Свидание Дубровского с Машей

ключевые эпизоды дубровского

Ключевые эпизоды в романе "Дубровский" продолжаются свиданием главного героя с Машей. Спицын утром покидает дом, не обмолвившись о происшествии. Марья Кириловна влюбляется в Дефоржа. Однажды тот просит о свидании. Маша в назначенное время является, и тот сообщает о своем скором отъезде, открыв, кто он такой. Дубровский говорит, что простил отца девушки.

Маша, возвратившись в дом, застает здесь тревогу, и Троекуров говорит ей, что Дефорж - это Дубровский.

Эпизод с кольцом

На другое лето князь Верейский возвращается в свое поместье. Он поражает Машу красотой, но замуж за него девушка выходить не хочет, думая о главном герое. Продолжаем описывать ключевые эпизоды в романе "Дубровский". Влюбленные встречаются ночью, договариваются, что Маша не станет выходить за Верейского. Дубровский на прощание дает ей кольцо, говорит, что в случае беды нужно будет опустить его в дупло дерева, и девушка узнает, что делать.

Маша накануне свадьбы пишет письмо Верейскому, умоляя отказаться от нее. Но Кирилла Петрович, узнав о письме, назначает свадьбу уже на другой день. Отец приказывает запереть девушку. Саша приходит ей на помощь, относит в дупло кольцо. Но оборванный мальчик при его виде пытается завладеть украшением. Выручает садовник. На обратном пути встречается Троекуров, который под угрозами заставляет Сашу рассказать о поручении. Он запирает мальчика, но вскоре тому удается пробраться в Кистеневку.

Венчание Маши

дубровский эпизод с кольцом

Отметим и еще один важный эпизод из "Дубровского" - венчание. Молодые отправляются в Арбатово, но вдруг карету на дороге окружают, и человек в полумаске открывает дверцы. Князь ранит его. Его хватают и хотят убить, но Дубровский велит не трогать. Молодой человек теряет сознание.

Дубровский скрывается в лесу с разбойничьей шайкой. Однажды приходят солдаты, но разбойники их побеждают. После этого Дубровский говорит о своем решении оставить шайку. Он исчезает. По слухам, находится где-то за границей.

Читайте также: