Гост проведение судебной экспертизы

Обновлено: 19.05.2024

Что такое судебная экспертиза, кто ее назначает, кто проводит и что делать, если выводы экспертизы кажутся сомнительными - все это в нашем обзоре.

Понятие судебной экспертизы

Судебная экспертиза представляет собой самостоятельную и специфическую разновидность исследования в ходе судебного разбирательствах.

Официальное определение следующее: судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Основания для назначения судебной экспертизы

Правом назначения судебной экспертизы в гражданском процессе обладают в гражданском процессе и арбитражном процессе – судьи, в уголовном процессе – судьи, следователи, дознаватели.
Признав необходимым проведение экспертизы, соответствующее лицо выносит постановление либо определение о ее назначении судебной экспертизы, которое имеет обычную структуру и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается дата и место вынесения постановления (определения), кем вынесено, по какому делу. В наименовании документа должен быть назван вид (род) экспертизы, особо оговорено, если она является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной. В описательной части приводятся основания назначения экспертизы, т.е. кратко излагается сущность дела и указывается, для установления каких обстоятельств и какие именно специальные знания требуются. Если экспертиза является дополнительной или повторной, то это тоже должно быть аргументировано.

В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении - наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий.

В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, в соответствии с принятыми рекомендациями. В этой же части постановления называются также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (объекты исследований).

Методы судебной экспертизы

  • по степени общности и субординации (в иерархическом порядке);
  • по целевому назначению и результатам;
  • по характеру получаемой информации (по изучаемым свойствам, признакам объектов экспертизы);
  • по стадиям экспертного исследования, для которых они предназначены (предварительная стадия, раздельная стадия, сравнительная стадия, стадия оценки и формирования выводов).
  • объем выявляемой информации и её значимость для решения поставленной задачи;
  • возможность сохранения объекта для дальнейших исследований, т.е. недеструктивность метода;
  • чувствительность метода и объем необходимых для проведения исследования материалов (например, расходных, дефицитных, ценных);
  • универсальность (возможность проведения качественного и количественного анализов и получение разнокачественной полезной информации);
  • надежность метода: возможность получения достоверных и воспроизводимых результатов при многократном его применении.

Судебно-техническая экспертиза

Назначение и производство судебной экспертизы

  • основания для назначения экспертизы,
  • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза,
  • вопросы, поставленные перед экспертом,
  • перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта,
  • запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей,
  • предупреждение об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения.
  • представлять свои вопросы;
  • знакомиться с определением (постановлением) о назначении;
  • обжаловать определение (постановление);
  • ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретной организации;
  • предлагать и отклонять кандидатуры экспертов;
  • присутствовать при экспертизе;
  • знакомиться с выводами экспертов.

По данной причине целесообразно перед постановкой вопросов эксперту проконсультироваться со специалистом в соответствующей области научных знаний.

Итоговый круг вопросов формулирует судья. При этом он вправе отклонить вопросы сторон, поставить свои вопросы, перефразировать вопросы сторон.
После вынесения определения о назначении экспертизы суд, как правило, приостанавливает производство по делу, в этом случае лица, участвующие в деле, и суд не вправе совершать каких-либо процессуальных действий, не связанных с проведением данной экспертизы; все ожидают заключения эксперта.

Порядок проведения судебной экспертизы

Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании. Как правило, избирается второй путь, что позволяет эксперту более качественно подойти к составлению текста экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

Вознаграждение за выполнение экспертизы выплачивается либо стороной, которая ходатайствовала о её проведении, либо из бюджета, если экспертиза была назначена по инициативе суда.

Эксперт

Заключение эксперта

  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания производства судебной экспертизы;
  • сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В случае выявления нарушений требований закона, заключение эксперта признаётся недопустимым доказательством и не используется при аргументации тех или иных обстоятельств.

Дополнительная экспертиза

  • недостаточной ясности заключения эксперта (экспертов);
  • недостаточной полноты выводов, изложенных в заключении эксперта (экспертов);
  • возникновения новых вопросов по ранее исследованным обстоятельствам судебного дела.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза

  • возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта;
  • наличия противоречий в выводах эксперта (экспертов).

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

В определение (постановление) о назначении повторной судебной экспертизы включаются те вопросы, которые были предметом первоначальной экспертизы, но их решение вызвало сомнение, а также другие дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования (например, о правильности и научной обоснованности конкретного метода исследования; о несоответствии исходных данных и выводов эксперта и т.п.).

В случаях, если сомнение в обоснованности и правильности вызывают лишь некоторые выводы эксперта, то на разрешение повторной экспертизы нет необходимости ставить все ранее поставленные вопросы.


В апреле 2016 года Рабочая группа по вопросам стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России начала подготовку стандартов. За это время более 70 экспертов приняли участие в разработке 48 стандартов по всем направлениям. В период апробации временных стандартов при проведении государственной экспертизы получено более 1160 замечаний, их апробация прошла при проведении государственной экспертизы более чем 200 объектов. В июле 2017 года завершена разработка системы стандартов с определением границ взаимодействия, с 1 августа система стандартов направлена на апробацию в производственные подразделения Главгосэкспертизы России. Специалистами Главгосэкспертизы России уже проделана огромная работа, решение многих вопросов еще впереди. Но прежде всего нам нужно было ответить на вопрос, зачем она нужна и в чем смысл и конечное целеполагание стандартизации работы экспертов.

Россия – страна, которую отличают давние и прочные традиции в сфере стандартизации. Как отмечает в своей статье начальник Управления стандартизации Госстандарта России С.В.Пугачев, уже в 1900 году были предприняты первые попытки стандартизировать, например, зерновые культуры в части торговой классификации, проводились работы по унификации вооружений, внедрялись нормы проектирования электротехнических изделий и другие, а начиная с 1918 года, была начата классификация льна, хлопка и шерсти, подписан декрет о введении в стране международной метрической системы мер и весов, позднее, в 1925 году, создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Развитие этой работы продолжалось и в последующие годы, когда СССР стал одним из основателей и постоянным членом руководящих органов Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), а представитель Госстандарта избирался председателем организации. Российская Федерации стала членом ИСО как правопреемник СССР. При этом с 1913 года сначала российская империя, а затем ССР и Российская Федерация участвуют в деятельности Международной электротехнической комиссии, еще одной крупнейшей организации в области стандартизации.

Pro bono publico

Однако, как показывает весь опыт работы экспертов, равно, как и иных отраслей, в унификации подходов и требований нуждается не только выпуск продуктовой линейки, лен и лампочки, станки и компьютеры, но и производственные процессы специалистов, особенно экспертов. Учитывая специфику деятельности экспертов, ее непосредственное влияние на обеспечение безопасности и надежности зданий и сооружений, а, значит, и на жизнь и здоровье наших граждан, а также тот факт, что экспертами вносится огромный вклад в развитие экономики страны, нельзя не признать, что ситуация, когда нет единых стандартов экспертной деятельности, недопустима. Такое положение приводит не только к риску возникновения тех или иных ошибок, но и к своего рода стагнации профессии.

Главная задача стандартизации экспертной деятельности - способствование развитию профессии и обеспечение единообразия подходов к проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Стандартизация - это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу.

Главная задача стандартизации экспертной деятельности - способствование развитию профессии и обеспечение единообразия подходов к проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Государственная экспертиза: процесс и эксперты

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными - бюджетными или автономными - учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

Предметом экспертизы, как гласит часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются оценка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Состав проектной документации определен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кодекс устанавливает следующее требование: эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы в отношении тех разделов (подразделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению (направлениям) деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах). Состав разделов проектной документации и требований к их содержанию определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87. При этом следует учитывать, что состав проектной документации не идентичен перечню направлений деятельности экспертов.

Кодекс устанавливает следующее требование: эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы в отношении тех разделов (подразделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению (направлениям) деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах).

Назначение экспертов на проведение экспертизы только того или иного раздела проектной документации не даст полного результата, так как существуют такие направления деятельности экспертов, которые требуют давать оценку принятых технических решений практически по всем разделам проектной документации в части соответствующего направления деятельности. Поэтому при проведении экспертизы организация назначает (привлекает) специалистов различных направлений деятельности, которые могут дать полную оценку соответствия или несоответствия проектной документации и (или) инженерных изысканий установленным требованиям.

Стандартизация: опыт Главгосэкспертизы России

В целях повышения качества работы, а также защиты экспертного учреждения и самого эксперта от возможных ошибок при проведении экспертизы в части неполноты рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий Главгосэкспертиза России приняла решение о разработке предварительных стандартов экспертной деятельности. Такие стандарты, по нашему убеждению, позволяют обеспечить полноценное проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе в части совместимости (согласованности) проектных решений, принятых в различных разделах проектной документации, и оценки соответствия всей проектной документаций установленным требованиям. В соответствии с поручением начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова в учреждении создана рабочая группа по подготовке внутренних стандартов экспертной деятельности: руководство группой было возложено на заместителя начальника Главгосэкспертизы России Владимира Вернигора, организация разработки стандартов - на руководителя Службы стандартизации экспертной деятельности Юлию Антипину.

Для разработки внутренних стандартов экспертной деятельности были подготовлены такие мероприятия, как:

  • анализ и описание процедур существующего процесса экспертной деятельности;
  • анализ и структурирование материалов, полученных от производственных подразделений, в части направлений экспертной деятельности;
  • формирование Перечня направлений экспертной деятельности для подготовки стандартов;
  • разработка тестовых вариантов стандартов;
  • разработка предварительных требований к содержанию стандартов;
  • формирование предварительного механизма разработки стандартов;
  • апробация стандартов в центральном аппарате и филиалах Главгосэкспертизы России;
  • разработка пакета СТО для объектов непроизводственного назначения (I этап);
  • разработка концептуальной схемы СТО экспертной деятельности;
  • формирование планов разработки СТО для объектов производственных и линейных объектов (II, III этапы).

Следует отметить, что Главгосэкспертизой России уже разработаны предварительные требования к содержанию внутренних стандартов по направлениям экспертной деятельности. В частности, в структуру стандарта входят такие важные данные, как область его применения, общие положения, перечень принятых терминов, планирование и процедура проведения государственной экспертизы в соответствии с направлением деятельности стандарта, выводы, перечень нормативной документации, используемой для проведения государственной экспертизы в части, касающейся соответствующего направления деятельности эксперта.

Рабочей группой принят и механизм разработки внутренних стандартов по направлениям деятельности, который состоит из следующих этапов:

  • подготовка проектного варианта стандарта (Редакция № 0);
  • обсуждение проектного варианта с техническим заказчиком (отдел стандартизации экспертной деятельности);
  • корректировка проектного варианта стандарта;
  • оформление проектного варианта стандарта (Редакция № 1);
  • рассмотрение проектного варианта стандарта в центральном аппарате и филиалах Главгосэкспертизы России экспертами по соответствующим направлениям деятельности, подготовка замечаний, уточнений и предложений;
  • корректировка проектного варианта стандарта;
  • рассмотрение проектного варианта стандарта рабочей группой;
  • подготовка пилотного варианта стандарта (редакция № 2);
  • апробация пилотного варианта стандарта;
  • подготовка окончательной версии стандарта по результатам апробации;
  • ввод в действие, внедрение и сопровождение практического применения стандартов.

В ходе разработки соответствующего стандарта получены детализированные описания процессов рассмотрения экспертом проектной документаций в части соответствующего направления деятельности.

Стандарты экспертной деятельности не только определяют общий подход и базовые принципы проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, но и позволяют решить многие методологические вопросы. Обеспечение контроля использования стандартов экспертной деятельности требует дополнительных решений и подготовки документов, определяющих систему контроля качества выпускаемых экспертами документов и сводного заключения. В рамках такой системы должны реализовываться следующие этапы: многоступенчатый контроль качества выпускаемых документов, выборочный контроль, анализ выявления ошибок и недостатков, установление порядка устранения выявленных в ходе проведения экспертизы и подготовки заключений ошибок и недостатков, проведение профилактических мероприятий.

  • инженерно-геологические, в том числе обследование грунтов оснований существующих зданий (сооружений), инженерно-геотехнические,
  • конструктивные решения;
  • система водоснабжения.

По 25 СТО апробация завершена и ведется подготовка к вводу в действие, на апробации находятся 18 СТО, на подготовке к апробации – 1.

Находятся в разработке СТО по взаимодействию процессов на границах направлений экспертной деятельности, оформлению и обозначению СТО Системы стандартов экспертной деятельности.

В соответствии с планом деятельности рабочей группы по стандартизации экспертной деятельности апробация Системы СТО Главгосэкспертизы России предусматривается с августа по октябрь 2017 года, ввод в действие – 1 января 2018 года.

Подборка наиболее важных документов по запросу Методика проведения строительно-технической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Методика проведения строительно-технической экспертизы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2020 по делу N 2-809/2020, 33-420791/2020
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на помещение (дом, здание, сооружение, машино-место).
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка, на котором на основании разрешения на строительство был построен жилой дом. В дальнейшем в виду присоединения территории поселения к г. Москва, окончания действия строительного ордера и для целей дальнейшего ввода объекта в эксплуатацию истец вынужден был обратиться в Государственный строительный надзор г. Москвы с уведомлением о планируемом строительстве. На указанное выше заявление Государственный строительный надзор г. Москвы отказал, сославшись на то, что согласно правил землепользования в г. Москве строительство на указанном выше земельном участке не предусмотрено.
Решение: Удовлетворено. Доводы апелляционной жалобы о несогласии представителя ответчика с заключением судебной строительно-технической экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, не свидетельствуют о проведении судебной экспертизы с нарушением соответствующих методик и норм процессуального права при отсутствии каких-либо бесспорных доказательств, которые могут поставить под сомнение достоверность ее результатов. Заключение судебной строительной экспертизы соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является последовательным, не допускает неоднозначного толкования. Эксперт до начала производства исследования был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ. Эксперт имеет необходимое для производства подобного рода экспертиз образование, стаж работы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Московского городского суда от 24.07.2020 N 33-14319/2020
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на помещение.
Обстоятельства: Истец указал, что жилой дом принадлежит ему на основании договора купли-продажи, государственная регистрация права собственности на дом приостановлена.
Решение: Удовлетворено. Доводы апелляционной жалобы о несогласии представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы с заключением судебной строительно-технической экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, не свидетельствуют о проведении судебной экспертизы с нарушением соответствующих методик и норм процессуального права при отсутствии каких-либо бесспорных доказательств, которые могут поставить под сомнение достоверность ее результатов. Заключение судебной строительной экспертизы соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является последовательным, не допускает неоднозначного толкования.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Методика проведения строительно-технической экспертизы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: К вопросу о методическом обеспечении экспертной деятельности
(Жижина М.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2018, N 3) Судебная практика это широко иллюстрирует. Так, например, при расследовании уголовного дела по факту мошенничества экспертиза различными независимыми негосударственными экспертными учреждениями проводилась пять (!) раз. При этом "заключения всех указанных экспертиз не совпадали, оценка здания производилась по разным и устаревшим методикам", поэтому органами предварительного следствия на шестой раз была назначена судебная строительно-техническая экспертиза в лабораторию регионального центра судебной экспертизы при Минюсте России, которой "суд обоснованно и мотивированно отдал предпочтение" .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: монография"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Россинская Е.Р.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2018) П. обратился в негосударственное экспертное учреждение со следующей проблемой. Его бывшая сожительница Р. заявила ему, что родила от него ребенка и собирается подать в суд для признания его отцовства и получения алиментов. Он же не верит, что это его ребенок. Была проведена генетическая экспертиза, подтвердившая отцовство, результатом которой явилось мировое соглашение. Дело в суде вообще не рассматривалось.


Судебная строительно-техническая экспертиза

ООО НПП "Норд-инжиниринг" оказывает услуги по судебной экспертизе проектно-сметной документации, строительно-технической экспертизе.

Судебная экспертиза проектной документации представляет собой исследование отдельных разделов или в полном объеме проектно-сметной документации на соответствие определенным параметрам.

Судебная экспертиза проектной документации представляет собой исследование отдельных разделов или в полном объеме проектно-сметной документации на соответствие определенным параметрам.

  • Соответствует ли действующим нормативно-техническим документам в строительстве, в том числе СНиП, ГОСТ, ТУ, а также техническим и градостроительным регламентам и иным стандартам предоставленный рабочий проект?
  • Какова стоимость произведенных проектных работ, исходя из твердой цены, установленной договором подряда?
  • Какова рыночная (внедоговорная) стоимость выполненных работ?
  • Достаточны и точны ли исходные данные, выданные Заказчиком для начала и завершения работ?
  • Какова стоимость устранения недостатков и замечаний проектной документации?
  • и другие вопросы, требующие специальных знаний в области сметного дела, разработки разделов проектной документации и в целом инженерно-технических норм и правил.

Более подробная информация о судебной экспертизе проектной и рабочей документации здесь


Судебная экспертиза проектной документации является одной из самых сложных и трудоемких видов экспертиз. Её проведение требует высокой профессиональной подготовки.

Специалисты нашей компании обладают достаточной квалификацией для того, чтобы выступить в качестве экспертов в целях установления объема и стоимости фактически выполненных работ, корректности и правильности технического задания, достаточности и полноты исходных данных для выполнения работ.

Наша компания является членом Ассоциации судебных экспертов "Национальная палата судебной экспертизы".


Заказчику проектно-сметной документации

Нередко, будучи Заказчиком, приходится свою правоту и законность действий в отношениях с Подрядчиками, доказывать в залах судебных заседаний. Порой принудить недобросовестного Исполнителя добровольно вернуть оплаченные средства либо добиться желаемых результатов работы в допустимый срок становится сложной задачей. Неудачный опыт сотрудничества с теми или иными Исполнителями может привести как к финансовым потерям и упущенной выгоде, так и ущербу деловой репутации. Заказчику проведение судебной экспертизы может стать необходимым при следующих спорах с Подрядчиками:

  • взыскание неотработанного аванса при отсутствии потребительской ценности результатов или части работ;
  • взыскание неосновательного обогащения, образовавшегося в результате оплаты принятых по актам приема-передачи работ, но имеющих недостатки, носящие скрытый характер, которые не могли быть выявлены при обычной приемке;
  • взыскание убытков, причиненных вследствие некачественного, несвоевременного выполнения работ;
  • взыскание неустоек, штрафов, пеней за несоблюдение условий договора;
  • понуждение исполнения договора, доработка выполненных работ, приведение их в соответствие, устранение недостатков и замечаний за счет Подрядчика;
  • иные споры, возникающие между Подрядчиком и Заказчиком при исполнении договора.


Подрядчику (разработчику проектно-сметной документации)

Подрядчику судебная экспертиза при арбитражных спорах с Заказчиками позволит доказать факт выполнения работ, ее объем, стоимость, а также соответствие действующим нормативно-техническим нормам. Часто споры, вытекающие из договорных отношений по выполнению проектных и подрядных работ, приводят к судебным тяжбам по следующим вопросам:

  • взыскание неотработанного (по мнению Заказчика) аванса;
  • доработка выполненных работ, либо внесение в них изменений, после подписания акта-приемки работ;
  • взыскание оплаченных денежных средств за выполненные работы после обнаружения Заказчиком недостатков выполненных работ;
  • взыскание неустойки за несвоевременное выполнение работ вследствие независящих от Подрядчика обстоятельств (недостаток и неточность исходных данных, их изменение в ходе выполнения работ и т.д.);
  • иные споры, возникающие между Подрядчиком и Заказчиком в ходе реализации совместных работ.


Назначение экспертизы нотариусом

Статья 69 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ) дополнена новой (пятой) частью. Её суть: обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 161 кодекса, или если нотариальный акт не был отменен в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

  • установлен факт фальсификации (подложности) нотариального документа (статья 161 АПК РФ, статья 186 ГПК РФ);
  • установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия (данное исключение, напротив, установлено для судов общей юрисдикции и в арбитражном процессе не применяется).

Статья 102 Основ законодательства РФ о нотариате наделяет нотариуса полномочиями по обеспечению доказательств. Если сторона судебного процесса опасается, что представление доказательства в суд станет впоследствии невозможным или затруднительным, то она вправе обратиться к нотариусу за совершением действий по обеспечению доказательства.

При этом, согласно статье 103 Основ, нотариус при совершении действий по обеспечению доказательств вправе назначить экспертизу. По смыслу указанной нормы экспертизу проводят, если у нотариуса отсутствуют специальные знания, необходимые для обеспечения доказательства, т.е. для установления соответствующих фактических обстоятельств. Соответственно результат такой экспертизы указывается в нотариальном документе, обеспечивающем доказательство.

Для установления истины и принятия справедливого решения в ходе регулирования различных споров, как до суда, так и в суде, позволяют доказательства, предоставленные участниками спора. Однако, иногда сложно сохранить доказательства в неизменном виде до того момента, когда потребуется предъявить их органам правосудия.

Статья 103. Действия нотариуса по обеспечению доказательств

«В порядке обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу.

При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако неявка их не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств.

Обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.

В случае неявки свидетеля или эксперта по вызову нотариус сообщает об этом в народный суд по месту жительства свидетеля или эксперта для принятия мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.


Основным принципом судопроизводства, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, является состязательность. При этом одним из важнейших её элементов является правовое обеспечение экспертной деятельности. Разбираемся с сотрудниками Центра экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики.

Право на справедливое судебное разбирательство — одно из основных прав человека, а судебная экспертиза — одно из условий его реализации.

Когда назначают судебную экспертизу? Что суд должен сделать до её назначения? Каким процессуальным положением обладает эксперт? Как именно стороны дела реализуют своё право на справедливый приговор, благодаря экспертизе?


Когда назначают экспертизу?

Судебная экспертиза — основная форма применения специальных знаний в судебном процессе. Она важна не только для справедливого рассмотрения дела, но и для защиты прав граждан в судебном порядке.

  • Судебная экспертиза — форма применения специальных знаний в судебном процессе.

Чаще всего судьи назначают землеустроительную, строительно—техническую, автотехническую, почерковедческую, лингвистическую, психолого—психиатрическую, судебно-медицинскую, техническую экспертизу документов.

Чтобы установить обстоятельства несколькими экспертами в одной области знания, суд может назначить комиссионную экспертизу. Комплексную экспертизу проводят, когда необходимо провести исследование с использованием разных областей знаний.

На основании заключения эксперта суд устанавливает факты, которые имеют значение для правильного и объективного разрешения дела. Заключение эксперта имеет юридическую силу при условии, что оно получено с соблюдением закона.

Судебная экспертиза может быть назначена судом или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Есть ситуации, когда назначение экспертизы — обязательное условие, например, дела о признании гражданина недееспособным (см. ст. 283 ГПК РФ).

Экспертизу могут назначить на стадии подготовки к судебному разбирательству или в процессе судебного разбирательства.


Что суд обязан сделать до назначения экспертизы?

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд должен:

  • установить факты, которые необходимы для проведения экспертизы;
  • определить вид экспертизы;
  • выбрать экспертное учреждение или эксперта (-ов);
  • сформулировать вопросы, где требуется заключение эксперта;
  • рассмотреть ходатайства об отводе экспертов;
  • назначить дату экспертизы и дату, когда заключение эксперта должно быть направлено в суд;
  • предоставить эксперту материалы для исследования;
  • определить расходы на проведение исследования.

При выборе экспертов и вопросов суд учитывает мнение участников судебного процесса. Если суд отклоняет вопросы, то он обязан мотивировать свое решение.

Эксперта предупреждают об ответственности за предоставление ложных сведений (см. ст. 307 УК РФ).

Проведение экспертизы суд поручает экспертному учреждению, эксперту или нескольким экспертам. Судебные экспертизы проводятся государственными и негосударственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными или частными экспертами.


Какими основными признаками обладает судебная экспертиза?

1) Судебная экспертиза — процессуальное действие. Её осуществляют в соответствующей процессуальной форме. Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.

2) Судебная экспертиза нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Специальные знания — это те, что выходят за рамки общеобразовательной программы и житейского опыта и требуют особой подготовки и профессиональных навыков. Они могут относиться к любой отрасли знания: науке, технике, искусству или ремеслу.

На разрешение эксперта в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе не могут ставиться правовые вопросы (например, имело ли место убийство или самоубийство).

3) Судебная экспертиза подразумевает под собой проведение исследования. Если вопрос, входящий в компетенцию какого-то специалиста, может быть решен без проведения исследования, экспертиза не должна назначаться. В таких случаях должны применяться другие методы: консультация специалиста, справка по вопросу, допрос сведущего свидетеля и другие.

4) Экспертизу проводят, чтобы установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному делу.

5) Результат исследования — заключение судебного эксперта. Ход исследований и результаты экспертизы оформляются особым процессуальным документом заключением эксперта.

Заключение эксперта — один из видов (источников) доказательств, которое предусматривает процессуальное законодательство.

Заключение не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит проверке и оценке на общих основаниях.


Каким процессуальным положением обладает эксперт?

Государственные судебные эксперты — аттестованные работники государственного судебно—экспертного учреждения, которые проводят судебную экспертизу в рамках своих должностных обязанностей.

При проведении экспертизы эксперт не должен быть зависим от того, кто назначил экспертизу, а также лиц, заинтересованных в определенном исходе дела.

Эксперт должен быть независимым.

Какие требования предъявляют к государственным судебным экспертам?

  • высшее образование и дополнительное профессиональное образование (эксперты в государственных судебно—экспертных учреждениях);
  • среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы (эксперты в ОВД);
  • все государственные судебные эксперты должны проходить аттестацию каждые 5 лет.

Обоснованность и справедливость судебного разбирательства обеспечивается также возможностью применять альтернативные средства собирания доказательств в суде, поэтому возникла необходимость создания и функционирования системы альтернативных судебно-экспертных учреждений.

Негосударственная судебная экспертиза — экспертиза, проводимая вне государственных судебно—экспертных учреждений.

Частные судебные эксперты — это лица, обладающие специальными знаниями в различных областях знаний, но не являющиеся государственными судебными экспертами.

Требования к квалификации для государственных экспертов, на частных экспертов не распространяются.

Заключения государственных и негосударственных экспертов имеют одинаковое значение как доказательство (см. ст. 79 ГПК РФ, ст. 83 АПК РФ, п. 2 ст. 195 УПК РФ).


Как именно стороны дела реализуют своё право на справедливый суд, благодаря назначению экспертизы?

1. Заключение эксперта является источником доказательственной информации, с помощью которого при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел добывают новые и проверяют имеющиеся доказательства. Наиболее часто экспертиза используется в качестве процессуального средства проверки и уточнения собранных по делу доказательств.

2. Экспертиза помогает выяснить происхождение и причинные связи отдельных фактов, признаков, механизм их образования.

3. Экспертиза позволяет определить время наступления и протекания отдельных явлений (смерти, горения, торможения и т.д.).

4. Экспертные исследования помогают решить вопрос о тождестве лиц, предметов, веществ, об их групповой принадлежности.

5. Экспертные исследования позволяют выяснить состав вещества, дать качественную и количественную характеристику его элементов.

6. Благодаря экспертиза у суда (сторон, которые ходатайствовали) появляется возможность установить факты и состояния, имеющие юридическое значение.

7. Экспертные исследования помогают дать правильную юридическую оценку расследуемого события.

8. Экспертиза имеет большое значение и для профилактики преступлений. С помощью заключения экспертизы следователи и лица, производящие дознание, выявляют причины и условия, способствовавшие совершению и других преступлений.

Вот почему участникам судебного процесса важно вести себя активно в вопросе о назначении экспертизы и не отдавать его на откуп суду и другой стороне.

В идеале участник процесса должен представлять возможности того или иного вида экспертизы, а также эффект, который она может дать. Так, в ходатайстве о назначении экспертизы аргументируйте её назначение и укажите конкретный факт, для установления которого требуются специальные знания.

Вопросы, которые будут предложены эксперту, должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Пусть даже для этого понадобится консультация или изучение специальной литературы.

До предложения кандидатуры эксперта проведите мониторинг проведенных аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере. Предоставьте суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже, сроков исследования, стоимости услуг.

При назначении экспертизы по инициативе суда активно пользуйтесь процессуальными правами: контролируйте замечания в протокол судебного заседания и знакомьтесь с вынесенным определением о назначении экспертизы.

Читайте также: