При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда

Обновлено: 19.05.2024

1. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию.

2. При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

3. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

4. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.

Комментарии к ст. 184 УИК РФ

1. Смертная казнь - исключительная мера наказания, предусмотренная УК РФ. В соответствии со ст. 20 Конституции РФ она может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека.

В УК РФ возможность применения данной меры наказания предусмотрена только за совершение пяти преступлений:

  • убийство (ст. 105);
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
  • посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295);
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317);
  • геноцид (ст. 357).

По смыслу УК РФ смертная казнь является наиболее строгим наказанием. Она заключается в лишении осужденного жизни и в случае приведения приговора в исполнение характеризуется необратимостью, исключающей возможность исправления допущенных судебных ошибок. Уже в течение нескольких столетий ведутся дискуссии по вопросу о необходимости и целесообразности ее применения в борьбе с преступностью.

Одним из главных аргументов противников смертной казни являются результаты многочисленных исследований, показывающие, что практика применения данного вида наказания существенно не влияет на динамику наиболее опасных преступных проявлений. В то же время данные многочисленных опросов населения свидетельствуют о том, что преобладающая часть людей считает смертную казнь не только наиболее справедливым, но и единственно возможным наказанием в определенных ситуациях. Поэтому смертная казнь пока предусмотрена в большинстве стран мира. По данным Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, к началу 1996 г. смертная казнь была полностью отменена в 72 странах, в 30 странах она предусмотрена законом, но фактически не применяется, в 90 странах - применяется. В некоторых странах наблюдается тенденция к восстановлению смертной казни либо расширению сферы ее применения.

В России на протяжении XX в. смертная казнь отменялась неоднократно, но всякий раз вновь восстанавливалась. Однако при вступлении в Совет Европы вопрос об отмене смертной казни вновь встал перед Россией со всей серьезностью. Подписав в 1996 г. Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Россия взяла на себя ряд обязательств в сфере охраны прав и свобод граждан, приведения своего законодательства в соответствие с требованиями международных правовых документов.

Основное право, защищаемое Конвенцией, - право на жизнь, которое не подлежит какому-либо нарушению, в том числе путем смертной казни. В 1985 г. Европейская конвенция была дополнена Протоколом N 6, запрещающим смертную казнь в мирное время. Хотя Россия пока не ратифицировала данный Протокол, Президентом РФ был издан Указ от 16.05.1996 N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы", после чего приведение в исполнение приговоров к смертной казни было приостановлено. С 3 сентября 1996 г. и до настоящего времени приговоры о смертной казни в исполнение не приводились. Наряду с этим в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П смертная казнь не может назначаться судами до тех пор, пока во всех субъектах РФ не будут созданы суды присяжных.

Хотя смертная казнь как исключительная мера наказания предусматривалась и ранее, например в период действия УК РСФСР, вопросы ее исполнения законодательством не регулировались. Лишь отдельные процедурные вопросы приведения приговоров в исполнение регламентировались ведомственными нормативными правовыми актами, носящими, как правило, сугубо служебный характер. Развитие процессов демократизации и гласности в общественной жизни, стремление превратить Россию в правовое государство привели к включению в действующий УИК РФ отдельного раздела VII, посвященного исполнению наказания в виде смертной казни.

Условия содержания лиц, осужденных к смертной казни, должны обеспечивать их надежную охрану, изоляцию и безопасность персонала. После вынесения судом приговора осужденный переводится в одиночную камеру специального отделения следственного изолятора. Для охраны и надзора за осужденными к смертной казни выставляется, как правило, специальный пост. Несение службы на этих постах возлагается на опытных, хорошо знающих порядок несения службы младших инспекторов, физически подготовленных и владеющих приемами рукопашного боя.

В ведомственном нормативном акте ограниченного пользования подробно регламентирован порядок содержания осужденных к смертной казни в камерах и применения дополнительных мер безопасности, исключающих возможность побега, захвата заложников и других противоправных действий. Двери таких камер оборудуются специальными запорными устройствами, исключающими возможность открытия камеры одним человеком. Кроме того, такие камеры имеют дополнительные решетчатые двери с замками.

2 - 4. Комментируемая статья не устанавливает срока, в течение которого приговор к смертной казни должен быть исполнен, но наряду со вступившим в законную силу приговором суда вводит еще одно, дополнительное, основание исполнения приговора - решение Президента РФ об отклонении ходатайства о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании. При этом в случае обращения осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. Но даже если осужденный отказался от обращения с таким ходатайством, приговор суда все равно не приводится в исполнение до тех пор, пока не будет завершена проверка Верховным Судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ обоснованности назначения наказания и составления заключения, которое представляется на рассмотрение Президенту РФ.

В связи с этим между вынесением приговора к смертной казни и приведением его в исполнение, в период, когда данное наказание исполнялось, обычно проходил довольно длительный период времени (в среднем около двух лет). С одной стороны, это могло причинять осужденному дополнительные нравственные переживания, но с другой - являлось дополнительной гарантией от судебной ошибки.

Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Комментарии к ст. 176 УИК РФ

Обращение с ходатайством о помиловании является субъективным правом осужденного, отбывающего наказание, или лица, имеющего судимость. Данное право базируется на положении ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, гарантирующей каждому право просить о помиловании или смягчении наказания.

Рассмотрение ходатайств о помиловании осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (в ред. от 16.03.2007) .

СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149; 2007. N 12. Ст. 1376.

Для рассмотрения вопросов, связанных с помилованием, на территориях субъектов РФ образованы комиссии по вопросам помилования.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ являются:

- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Оно регистрируется администрацией в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы: а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров); б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу; в) справка о состоянии здоровья осужденного; г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются); д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении; е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация; ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы направляет ходатайство о помиловании и прилагаемые к нему материалы в территориальную комиссию по вопросам помилования, которая представляет заключение о целесообразности применения акта помилования высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору, главе администрации, президенту и т.п.). Высшее должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

1. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию.

2. При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

3. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

(пункт 3 в редакции Федерального закона от 08.01.1998 № 11-ФЗ)

4. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.

(пункт 4 в редакции Федерального закона от 08.01.1998 № 11-ФЗ)

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Часть 2 ст. 20 Конституции РФ определяет, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. УК РФ смертную казнь предусматривает за преступления по ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317 и 357.

В связи с вступлением России в Совет Европы и взятыми на себя обязательствами отменить в течение трех лет смертную казнь Президент РФ 16 мая 1996 г. издал Указ № 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Совет Европы по отношению к России занял жесткую позицию по данному вопросу: в своей резолюции № 1111 (1997 г.) он предъявил ультиматум России, пригрозив исключением ее из сообщества в случае дальнейшего приведения смертных приговоров в исполнение.

Что касается мировой практики применения смертной казни как вида наказания, то в законодательстве 58 стран она не предусмотрена ни за какие преступления; в 14 странах смертная казнь может быть применена только при особых обстоятельствах (например, в военное время); 30 стран хотя и сохранили смертную казнь в своем законодательстве, но не практикуют ее применение уже более 10 лет. Свыше 90 стран смертную казнь приводят в исполнение довольно активно; 21 страна расширяет диапазон ее применения. В США смертная казнь применяется в 38 штатах, причем осуждение к ней теперь возможно в случае угона самолета (если это привело к гибели людей) и убийства заложников.

Россия предприняла шаги по отмене смертной казни явочным путем без внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ, УК РФ, УПК РФ и УИК. Конституционный Суд РФ 2 февраля 1999 г. вынес Постановление, согласно которому судам запрещается выносить смертные приговоры до создания на всей территории РФ судов присяжных. Таким образом, в России введены как бы два моратория: один - на вынесение смертных приговоров, другой - на их исполнение. В 2007 г. ООН приняла резолюцию, рекомендующую всем своим членам отказаться от смертной казни как вида уголовного наказания.

2. Так как законодательно смертная казнь в Российской Федерации пока не отменена, необходимо знать порядок ее исполнения.

На законодательном уровне в России исполнение наказания в виде смертной казни впервые было закреплено в УИК, ранее этот вопрос регулировался ведомственными нормативными правовыми актами закрытого характера.

После вынесения судом приговора о применении к осужденному наказания в виде смертной казни он переводится в одиночную камеру специального отделения СИЗО, где обеспечивается его усиленная охрана и изоляция. Усиленная охрана выражается в особом порядке несения службы на посту у камер, где содержатся осужденные к смертной казни. Для их охраны и надзора выставляется, как правило, специальный пост. Несение службы на этих постах возлагается на опытных, хорошо знающих порядок несения службы младших инспекторов, физически крепких, владеющих приемами рукопашного боя. Эти лица при заступлении на службу инструктируются дежурным помощником начальника ИУ индивидуально.

В обязанности дежурного помощника начальника СИЗО или его заместителя входит личная проверка охраны камер, где содержатся осужденные к смертной казни. Для передачи осужденным к смертной казни продуктов питания, книг из библиотеки, покупок из магазина, медикаментов, писем, документов, а также приема от них писем и заявлений установлен особый порядок, исключающий возможность захвата заложников из числа персонала ИУ.

В закрытом нормативном акте исчерпывающим образом определены основания и специальный порядок открывания дверей камер, где содержатся осужденные к смертной казни, конкретно определены лица, осуществляющие технический осмотр камер, установлены порядок и периодичность таких осмотров. Перевод осужденных к смертной казни из одной камеры в другую осуществляется по письменному указанию начальника ИУ.

Во всех случаях вывода осужденных к смертной казни из камер, в том числе на свидания, прогулку, санитарную обработку, а также при конвоировании по территории ИУ и этапировании, к ним применяются наручники. Во время таких выводов движение других подозреваемых, обвиняемых и осужденных в коридоре и по маршруту следования осужденных к смертной казни не допускается.

Изоляция осужденных к смертной казни обеспечивается посредством их размещения в специальных камерах, расположенных таким образом, чтобы было максимально ограничено движение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в непосредственной близости от этих камер. Двери таких камер оборудуются специальным замковым устройством, исключающим возможность открывания двери камеры младшим инспектором-дежурным самостоятельно. Кроме того, камеры оборудуются дополнительными решетчатыми дверьми с замками.

3. Законодатель определил право каждого осужденного к смертной казни на помилование, которое является актом реализации принципа гуманизма к лицу, совершившему преступление. Конституция РФ наделила правом помилования только Президента РФ.

В силу исключительности смертной казни и психологического состояния осужденного к ней существует особый механизм гарантий соблюдения законности при исполнении приговоров к смертной казни: независимо от того, желает осужденный обращаться с ходатайством о помиловании или нет, его дело в обязательном порядке будет направлено на рассмотрение Президенту РФ.

В настоящее время действует правило, согласно которому администрация ИУ обязана составить акт об отказе осужденного от ходатайства о помиловании. Такой акт составляется в присутствии прокурора, им удостоверяется и им же один экземпляр акта направляется в Верховный Суд РФ, а другой - в Генеральную прокуратуру РФ, где составляются соответствующие заключения.

По результатам рассмотрения дела, если будет поставлена под сомнение законность и обоснованность приговора, Генеральный прокурор РФ может принести протест на приговор. В этом случае исполнение приговора приостанавливается до рассмотрения протеста.

В случае отсутствия нарушений законности и установления адекватности совершенного преступления назначенному наказанию заключения Верховного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ предоставляются Президенту РФ для принятия окончательного решения.

4. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни является одновременное наличие вступившего в законную силу приговора суда и решения Президента РФ об отклонении ходатайства о помиловании, если осужденный с ним обращался, либо о неприменении помилования, если осужденный не обращался с ходатайством о помиловании.

1. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию.

2. При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

3. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

4. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.

Комментарии к ст. 184 УИК РФ

1. Смертная казнь — исключительная мера наказания, предусмотренная УК РФ. В соответствии со ст. 20 Конституции РФ она может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека.

В УК РФ возможность применения данной меры наказания предусмотрена только за совершение пяти преступлений:

  • убийство (ст. 105);
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
  • посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295);
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317);
  • геноцид (ст. 357).

По смыслу УК РФ смертная казнь является наиболее строгим наказанием. Она заключается в лишении осужденного жизни и в случае приведения приговора в исполнение характеризуется необратимостью, исключающей возможность исправления допущенных судебных ошибок. Уже в течение нескольких столетий ведутся дискуссии по вопросу о необходимости и целесообразности ее применения в борьбе с преступностью.

Одним из главных аргументов противников смертной казни являются результаты многочисленных исследований, показывающие, что практика применения данного вида наказания существенно не влияет на динамику наиболее опасных преступных проявлений. В то же время данные многочисленных опросов населения свидетельствуют о том, что преобладающая часть людей считает смертную казнь не только наиболее справедливым, но и единственно возможным наказанием в определенных ситуациях. Поэтому смертная казнь пока предусмотрена в большинстве стран мира. По данным Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, к началу 1996 г. смертная казнь была полностью отменена в 72 странах, в 30 странах она предусмотрена законом, но фактически не применяется, в 90 странах — применяется. В некоторых странах наблюдается тенденция к восстановлению смертной казни либо расширению сферы ее применения.

В России на протяжении XX в. смертная казнь отменялась неоднократно, но всякий раз вновь восстанавливалась. Однако при вступлении в Совет Европы вопрос об отмене смертной казни вновь встал перед Россией со всей серьезностью. Подписав в 1996 г. Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Россия взяла на себя ряд обязательств в сфере охраны прав и свобод граждан, приведения своего законодательства в соответствие с требованиями международных правовых документов.

Хотя смертная казнь как исключительная мера наказания предусматривалась и ранее, например в период действия УК РСФСР, вопросы ее исполнения законодательством не регулировались. Лишь отдельные процедурные вопросы приведения приговоров в исполнение регламентировались ведомственными нормативными правовыми актами, носящими, как правило, сугубо служебный характер. Развитие процессов демократизации и гласности в общественной жизни, стремление превратить Россию в правовое государство привели к включению в действующий УИК РФ отдельного раздела VII, посвященного исполнению наказания в виде смертной казни.

Условия содержания лиц, осужденных к смертной казни, должны обеспечивать их надежную охрану, изоляцию и безопасность персонала. После вынесения судом приговора осужденный переводится в одиночную камеру специального отделения следственного изолятора. Для охраны и надзора за осужденными к смертной казни выставляется, как правило, специальный пост. Несение службы на этих постах возлагается на опытных, хорошо знающих порядок несения службы младших инспекторов, физически подготовленных и владеющих приемами рукопашного боя.

В ведомственном нормативном акте ограниченного пользования подробно регламентирован порядок содержания осужденных к смертной казни в камерах и применения дополнительных мер безопасности, исключающих возможность побега, захвата заложников и других противоправных действий. Двери таких камер оборудуются специальными запорными устройствами, исключающими возможность открытия камеры одним человеком. Кроме того, такие камеры имеют дополнительные решетчатые двери с замками.

2 — 4. Комментируемая статья не устанавливает срока, в течение которого приговор к смертной казни должен быть исполнен, но наряду со вступившим в законную силу приговором суда вводит еще одно, дополнительное, основание исполнения приговора — решение Президента РФ об отклонении ходатайства о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании. При этом в случае обращения осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. Но даже если осужденный отказался от обращения с таким ходатайством, приговор суда все равно не приводится в исполнение до тех пор, пока не будет завершена проверка Верховным Судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ обоснованности назначения наказания и составления заключения, которое представляется на рассмотрение Президенту РФ.

В связи с этим между вынесением приговора к смертной казни и приведением его в исполнение, в период, когда данное наказание исполнялось, обычно проходил довольно длительный период времени (в среднем около двух лет). С одной стороны, это могло причинять осужденному дополнительные нравственные переживания, но с другой — являлось дополнительной гарантией от судебной ошибки.


Институт помилования существует почти во всех странах мира, помилование берет истоки еще со времен Древнего Рима. Различие лишь в лицах, которые были наделены правом помилования. Так, в Древнем Риме данным правом обладали коллегии весталок, в США данным правом наделены и президент, и губернаторы штатов.

В России же согласно ст. 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент от имени Российской Федерации, это является его исключительной прерогативой, который самостоятельно определяет его основания и пределы в отношении конкретного лица исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и уголовном законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Отечественный правовед Чичерин Б.Н. рассматривал помилование как средство смягчения уголовного закона, криминалист Кистяковский А.Ф. придерживался такого же мнения.

Кто имеет право просить о помиловании?

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

На основании ст. 19 Конституции РФ, никто не может быть дискриминирован в своем праве на подачу ходатайства о помиловании.

Это означает, что право просить о помиловании вовсе не зависит от таких обстоятельств как категория преступления, за которое отбывает наказание осужденный, от размера назначенного ему наказания и условий его исполнения (Постановление Конституционного суда РФ от 26 ноября 2002 г. N 16-П).

В настоящее время никакими нормативными актами не предусмотрена возможность помилования осужденного без его ходатайства. Однако, несмотря на это ни Конституция РФ, ни Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г., ни ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не содержит никаких правил по поводу того, кто должен обращаться с ходатайством о помиловании.

Означает ли это, что ходатайство о помиловании может подать не только сам осужденный, но и его родственники и адвокат?

Из практики региональных правозащитных центров, известны случаи отказа в рассмотрении ходатайств о помиловании, причиной таких отказов является подача ходатайства только родственниками без соответствующей просьбы самого осужденного. Поэтому лучше всего ходатайство о помиловании подавать одновременно с просьбой самого осужденного.

В каком порядке подается ходатайство о помиловании?

Согласно ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании.

Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, которая уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Никому не может быть отказано в рассмотрении прошения о помиловании, но ходатайство о помиловании должно быть внесено учреждением или органом, исполняющим наказание.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Далее ходатайство о помиловании должно пройти через цепочку инстанций:

— территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
— комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
— высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
— Президент РФ.

Основными функциями комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

— предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных;

— подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

— осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования;

— подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ по вопросам помилования осужденных.

Какие сведения принимаются во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

— характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
— поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
— срок отбытого (исполненного) наказания;
— совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
— применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
— возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
— данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
— другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Что прикладывается к ходатайству о помиловании?

Самому осужденному кроме ходатайства о помиловании никаких документов прикладывать не нужно, так как остальные документы, такие как: копия приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию – к ходатайству прилагает сама администрация исправительного учреждения.

По желанию осужденного к ходатайству может быть приложены такие документы как ходатайство трудового коллектива, положительные характеристики, справки о здоровье близких родственников и другие.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

— совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
— злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
— ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
— ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
— ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
— которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Читайте также: