Главный суд трибунал возникновение порядок формирования и деятельности компетенция суда

Обновлено: 11.05.2024

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также, с 2010 г., за преступления агрессии. Учреждён на основе международного договора – Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 году. Действует с момента вступления Римского статута в силу, то есть с июля 2002 года.

Международный уголовный суд создан, чтобы помочь положить конец безнаказанности лиц, совершающих наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Как явствует из самого названия, МУС является уголовным судом. Это означает, что его юрисдикция распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов, МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органомего личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент суда. Важное значение для деятельности суда имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы.

МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата.

Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле Суда его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Учреждение Международного уголовного суда

После того как Комиссия сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда периодически поднимался, однако в ситуации Холодной войны невозможно было добиться необходимого для разрешения этого вопроса уровня международной кооперации. Содержательное обсуждение проблемы стало возможным лишь в конце 1980-х гг.

Вскоре после этого Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного суда и в 1994 году представила проект Статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта Статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году. После того как Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для международного уголовного суда для подготовки пользующегося широкой поддержкой сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 года, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая и состоялась в Риме15 июня — 17 июля 1998 года.

17 июля 1988 г. на Дипломатической конференции в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного Международного уголовного суда. Этот договор — Римский статут Международного уголовного суда вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

Государства-участники

К настоящему моменту участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 122 государства. Из них 34 — африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 — в Восточной Европе, 27 — в Латинской Америке, 25 — в Западной Европе и других регионах.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Структура суда

Судебный орган

Судебный орган состоит из 18 Судей, работающих в составе трех отделений — Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства.

Судьи

В соответствии с Римским статутом, Суд обычно состоит из 18 Судей. В то же время Президиум, действуя от имени Суда, может представить Ассамблее государств-участников МУС предложение об увеличении числа Судей, предусмотренного в Статуте, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим или необходимым.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Все Судьи избираются в качестве членов Суда, выполняющих свои функции на постоянной основе, и находятся в распоряжении Суда для выполнения своих функций на этой основе с начала срока их полномочий. Судьи независимы при выполнении своих функций. Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости. Судьи, от которых требуется выполнять свои функции на постоянной основе в месте пребывания Суда, не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства. Альтернативно, он должен обладать признанной компетентностью в таких областях, как международное гуманитарное право и право прав человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда. Кроме того, каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.

Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться каждым государством – участником Римского статута. При проведении выборов каждое государство-участник может выдвинуть одного кандидата, который не обязательно должен быть гражданином этого государства-участника, но в любом случае должен быть гражданином какого-либо государства-участника.

Судьи избираются на заседании Ассамблеи государств-участников путем тайного голосования. Избранными в состав Суда являются 18 кандидатов, получивших наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

Государства-участники при отборе Судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда представительства основных правовых систем мира, справедливого географического представительства и справедливого представительства Судей женского и мужского пола. Государства-участники также принимают во внимание потребность в наличии Судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам, в том числе по вопросам, касающимся насилия в отношении женщин или детей.

Судьи занимают свою должность в течение девяти лет и не имеют права на переизбрание. При первых выборах одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение трех лет; одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение шести лет, а остальные Судьи остаются в должности в течение девяти лет. Судья, выбранный на трехлетний срок, имеет право быть переизбранным на полный срок.

Несмотря на вышеизложенные положения, Судья, назначенный в Судебную или Апелляционную палату, остается в должности до завершения любого судебного или апелляционного разбирательства, слушания по которому уже были начаты в данной Палате. Этим обеспечивается соблюдение принципа несменяемости состава Суда по делу.

Отделения и палаты

Судебный орган имеет трехступенчатую структуру и состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. Каждое из отделений включает Палаты (Камеры). Постановления и решения Судебных палат и Палат предварительного производства может быть обжаловано Сторонами процесса в Апелляционной палате.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех Судей, Судебное отделение – не менее чем из шести Судей и Отделение предварительного производства – не менее чем из шести Судей. Назначение Судей в состав отделений осуществляется с учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта избранных Судей, с тем чтобы в каждом отделении существовало подходящее сочетание Судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из Судей, обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении Палатами.

Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя Судьями Отделения предварительного производства, либо одним Судьей этого Отделения в соответствии с Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания МУС.

Судьи, назначенные в Судебное отделение и Отделение предварительного производства, выполняют свои функции в этих отделениях в течение трех лет и по истечении данного срока – до завершения рассмотрения любого дела, слушания по которому уже были начаты в соответствующем отделении; Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции в этом Отделении в течение всего срока своих полномочий. Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции только в этом Отделении. Однако не исключается временное назначение Судей Судебного отделения в Отделение предварительного производства либо наоборот, если Президиум считает, что этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких обстоятельствах Судья, участвовавший в предварительном производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях по этому же делу в Судебной палате.

Президиум

Хотя, в соответствии с Римским статутом, Президиум МУС является самостоятельным подразделением в структуре Суда, его формирование и функционирование непосредственно связаны с судебным органом.

Президиум несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии Прокурора, и выполняет другие функции, возлагаемые на него в соответствии с Римским статутом. При выполнении своих обязанностей Президиум координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Президиум состоит из трех судей: Председателя (Президента), Первого вице-председателя (вице-президента) и Второго вице-председателя (вице-президента).

Председатель и Первый и Второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов Судей МУС из их числа. Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве Судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

Первый вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель отсутствует или отведен. Второй вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель и Первый вице-председатель отсутствуют или отведены.

Персональный состав Президиума и Судебного органа

В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на три, шесть и девять лет Ассамблеей государств-участников. Срок полномочий каждого члена истекает в тот год, который указан рядом с названием страны.

Российские военные суды осуществляют правосудие в вооруженных силах, других воинских формированиях и в организациях, в которых предусмотрена военная служба.

Первые трибуналы появились еще в Римской империи, но свой зловещий ореол они получили позже – в эпоху Святейшей инквизиции. В новое время такое название получили специализированные военные суды, действующие в вооруженных силах, на освобожденных или оккупированных территориях.

Общая информация

Боевые действия почти всегда делают невозможной нормальную работу судебной системы. Возникает серьезная проблема с содержанием задержанных и арестованных, еще сложнее выполнять привычные для мирного времени наказания – лишения свободы или исправительные работы.

Поэтому во время войны правосудие осуществляется особыми органами – военно-полевыми судами и трибуналами. Они действуют только в период боевых действий или сразу после их окончания. Нередко такие структуры создаются командирами армейских частей и подразделений или комендантами населенных пунктов.

В 2018 году военные суды России праздновали столетний юбилей с момента своего образования.

Война определяет специфику данных органов юстиции. В компетенцию трибуналов входят преступления, совершенные военнослужащими или лицами, которые приравнены к ним. В первую очередь это военные преступники и дезертиры.

Военно-полевые суды могут рассматривать дела гражданских лиц и некомбатантов. Подобные органы занимаются мародерами, саботажниками, паникерами, пособниками противника. Военно-полевой суд считается чрезвычайным органом, который нередко действует вне норм существующего законодательства.

Боевые действия накладывают серьезный отпечаток на деятельность органов юстиции. В этот период дела, как правило, рассматриваются по упрощенной процедуре, а наказания отличаются особой жестокостью. Широко практикуется смертная казнь, нередко ее осуществляют прилюдно.

Приговоры военно-полевых судов и трибуналов нельзя обжаловать в апелляционных инстанциях, в некоторых случаях их утверждает командующий подразделением.

История

Трибунал не всегда бывает военным. Это особый суд, осуществляющий свою деятельность в чрезвычайных ситуациях и по специальной процедуре. Поэтому во многих аспектах он является антагонистом обычным судам общей юрисдикции.

Сам термин пришел к нам из Древнего Рима. В то время так называли особое возвышение, на котором проходили судебные процессы. Нынешнее значение он получил в период Средневековья, когда были созданы особые трибуналы инквизиции. Им были подведомственны дела о богохульствах, ересях, колдовстве.

После французской революции врагов нового режима судил революционный трибунал – он стал главным двигателем террора. Трибунал отправил на гильотину королеву Марию-Антуанетту, герцога Орлеанского, Шарлотту Корде и тысячи других менее известных граждан. Подсудимым запрещалось пользоваться услугами адвокатов, а единственным наказанием в подобных судах была смертная казнь.

Дореволюционная Россия

В России военный трибунал появился в эпоху царствования Петра I. Это произошло в 1716 году, позже для них был разработан специальный уголовный кодекс.

Согласно петровскому положению, существовало три вида военных судов:

Трибуналы состояли из председателя, шести или двенадцати членов, секретаря, пристава и аудитора. На указанные должности в основном назначали офицеров и только аудитор должен был обладать юридическими познаниями. Поэтому качество принятых решений было крайне низким. Подобные суды имели право рассматривать дела не только военнослужащих, но и гражданских лиц.

Судебная реформа Александра II кардинально изменила систему военных судов Российской империи.

В 1867 году был принят новый военно-судебный устав, а структура органов армейской юстиции – реформирована. В ее состав вошли полковые и окружные суды, а также Главный военный суд. В состав двух последних органов входили профессиональные военные юристы, которых на должности утверждал лично император.

В СССР часто писали о жестокости царской военной юстиции, но с этим тяжело согласиться. В период с 1866 по 1905 год все суды империи вынесли всего 40 смертных приговоров. Исключением стал период революции 1905 года, во время которой власти решились на создание военно-полевых судов, подчинявшихся генерал-губернаторам. За восемь месяцев своего существования они вынесли более тысячи смертных приговоров. Существование подобных органов вызвало волну негодования в обществе, поэтому их работа была прекращена.

С началом Первой мировой войны в России были восстановлены военно-полевые суды, а в 1917 году Временное правительство вернуло смертную казнь.

Советский период

После прихода к власти большевиков в армии была развернута система революционных трибуналов. В феврале 1919 года появилось специальное положение, которое регламентировали их работу. Решения данных органов не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в кратчайшие сроки. Кроме воинских преступлений, они занимались делами о контрреволюционной деятельности.

Революционные трибуналы имели право назначать любую меру наказания. Они действовали до 1922 года и принимали активное участие в репрессиях периода Гражданской войны.

Революционные трибуналы отличались крайней жестокостью.

В СССР военные трибуналы действовали на основе специального положения Конституции, ряда законов СССР и актов союзных республик. Судей для данных органов избирал Президиум Верховного Совета из числа военнослужащих с соответствующим образованием. Заседатели выбирались прямо в частях открытым голосованием. Трибунал в армии занимался преступлениями, которые совершили военнослужащие. Надзор за данным органом осуществлял Верховный суд страны.

В первый же день войны был принят указ о работе военных трибуналов в районах боевых действий, а в также передачи им всех дел, в которых рассматривались преступления, совершенные против общественного порядка, обороноспособности страны и государственной безопасности.

Это было суровое время. За период Великой Отечественной войны трибуналами были осуждены более 2,5 млн советских граждан, из них 217 тыс. – были расстреляны. Большая часть из них – гражданские лица, которых судили за контрреволюционную деятельность, распространение слухов, уход с работы или мелкие кражи. Число казненных по приговорам трибуналов во время ВОВ сопоставимо с потерями союзников в Европе.

В 1943 году в СССР появились военно-полевые суды. Они рассматривали дела о преступлениях нацистов на советской территории, шпионаже и измене Родине. В подсудность к военным судам также попали дела о пособниках оккупантов.

Подобные органы образовывались при дивизиях действующей армии, приговоры утверждал командир подразделения, обычно они приводились в немедленное исполнение. Приговоренных к казни вешали, причем предписывалось снимать тела только через несколько дней.

Трибуналы рассматривали дела в упрощенном порядке, судьям часто приходилось выезжать прямо на передовую и проводить там процессы. Нередко они приговаривали военнослужащих к отправке в штрафные батальоны.

Военные трибуналы продолжили свою работу и после окончания войны. Например, именно по приговору такого органа был расстрелян генерал-изменник Власов и его ближайшие соратники. Аналогичная участь постигла и целый ряд других известных коллаборантов. Позже военный трибунал судил американского летчика-шпиона Френсиса Пауэрса .

Важные изменения в статусе военных судов и трибуналов произошли после смерти Сталина. В 1958 году было принято новое постановление, которое регулировало работу данных органов. Главной целью военных судов этот документ определял борьбу с посягательствами на обороноспособность ВС СССР.

В 1980 году система военных трибуналов была сформирована в частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане . Действуя в очень сложных условиях, их сотрудники много сделали для укрепления дисциплины и боеготовности войск, защиты прав военнослужащих и местных граждан. Многие из них впоследствии были награждены орденами и медалями.

Современная Россия

В апреле 1992 года все военные трибуналы страны были реорганизованы в военные суды. Подобное решение стало не просто переименованием, а коренной сменой парадигмы работы данных органов.

В 1999 году был принят конституционный закон, регламентирующий работу судов в армии. Сегодня они являются неотъемлемой частью единой судебной системы нашей страны.

Любой военный суд упраздняется и создается федеральным законом. Его нельзя ликвидировать, если дела, которыми он занимался, не переданы в юрисдикцию другого аналогичного органа.

Судьи неподотчетны и независимы в своей работе, любое вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность, которая предусмотрена российским законодательством.

Любой приговор или решение военного суда обязательны для исполнения всеми органами власти, самоуправления и военного управления, должностными лицами, коммерческими структурами и общественными организациями. Они имеют силу на всей территории страны.

Военные суды осуществляют правосудие в российской армии, а также в организациях, где есть военная служба. В их подсудность входят все дела о преступлениях, которые совершили сотрудники ВС, ФСБ , ФСО, СВР России , кроме того, они рассматривают жалобы военнослужащих на данные органы.

Юрисдикция окружных военных судов распространяется на один или несколько субъектов Российской Федерации .

Перед подобным органом могут предстать гражданские лица, если в момент преступления они находились в сговоре с военнослужащими, нарушившими закон. Кроме того, граждане, уже уволенные со службы, имеют право обжаловать в суде действия военного ведомства или отдельных должностных лиц, которые нарушили права указанных лиц во время прохождения службы или нахождения на сборах.

Делопроизводство в военных судах ведется на русском языке. Лица, которые не владеют им, имеют право выступать на родном или другом языке. Также они могут пригласить переводчика.

В настоящее время судейские должности могут занимать и гражданские лица, но предпочтение все-таки отдается офицерам с юридическим образованием.

Деятельность военных судов во время мобилизации регламентированы специальными законами.

Структура

Расположение военных судов определяется местами дислокации частей, формирований и учреждений ВС РФ . Они находятся в местах, которые открыты для граждан.

В структуру военных судов РФ входят:

  • Гарнизонные. Располагаются в месте дислокации одного или нескольких гарнизонов.
  • Окружные. Их юрисдикция распространяется на территорию одного или группы субъектов страны.
  • Коллегия Верховного суда РФ .

Военная коллегия – это высшая инстанция по отношению ко всем военным судам. В ее состав входит председатель, его заместитель и другие судьи. Данный орган рассматривает жалобы на решения судов низших инстанций. Также коллегия может пересматривать старые дела в связи с вновь появившимися обстоятельствами.

Военные суды расположены не только на российской территории. За пределами нашей страны они могут вести все дела, которые обычно рассматривают суды общей юрисдикции.

Наиболее известные трибуналы

Нюрнбергский процесс

Самым известным трибуналом в истории, несомненно, является Нюрнбергский процесс, на котором было осуждено руководство гитлеровской Германии .

Нюрнбергский трибунал судил верхушку Третьего Рейха.

Уже к середине войны стало очевидно, что ее нельзя окончить обычным мирным договором или капитуляцией. В 1943 году, во время Московской конференции, союзники приняли декларацию об ответственности гитлеровского режима за военные преступления. Летом 1945 года был создан Международный трибунал, перед которым предстали 24 лидера нацистского режима.

Создание такого органа – это прецедент, которого не знала история человечества. Поэтому участникам процесса пришлось с нуля разрабатывать практически все, от устава трибунала до процессуальных механизмов.

Вина подсудимых не вызывала сомнения еще до начала процесса. Его главной интригой была мера наказания, которую им присудят. В итоге, 12 человек были приговорены к смертной казни через повешение, остальные – получили пожизненные сроки или длительное тюремное заключение.

Нюрнбергский трибунал был не столько юридическим, сколько политическим процессом. С точки зрения права, гитлеровцы ничего нарушали – до этого момента развязывание войны не считалось преступлением.

Критики процесса отмечают, что организаторам суда в Нюрнберге самим можно было инкриминировать значительную часть обвинительного списка. Например, США и Англии – бомбежки Дрездена и других немецких городов, весьма сомнительные с военной точки зрения. А СССР в начале войны сам тесно сотрудничал с гитлеровской Германией .

Токийский процесс

Токийский процесс, по сути, стал продолжением Нюрнбергского трибунала. Когда союзникам понадобилось осудить руководство разгромленной Японии , то они использовали принципы, разработанные ранее для Нюрнберга . Правда, были между этими процессами и некоторые различия.

В Токио сторону обвинения уже представляло 11 государств, причем представители США руководили им. Суд начался в мае 1946 года и затянулся практически на полтора года. Перед ним предстало 25 обвиняемых, из которых семь – были приговорены в смертной казни, остальные – к пожизненному заключению или длительным тюремным срокам.

В тот момент уже начиналась Холодная война, поэтому Токийский трибунал проходил в атмосфере жесткого противостояния между СССР и Западом. После его окончания Советский Союз организовал свой собственный процесс над японцами.

Трибунал по Руанде

В середине 90-х годов в Руанде произошли массовые убийства, которые позже были признаны геноцидом. За несколько месяцев было убито от 500 тыс. до 1 млн человек. Страшная бойня стала продолжением многолетнего конфликта между тутси и хуту – двумя народностями, проживающими в стране. Особую роль в развязывании геноцида сыграли местные средства массовой информации.

Многие виновные в геноциде до сих скрываются от правосудия. В самой Руанде за участие в убийствах было арестовано более 120 тыс. человек.

Трибунал по Югославии

Распад социалистической системы в Восточной Европе привел к началу масштабного конфликта – войне в Югославии. Она продолжалась почти десять лет и сопровождалась массовыми убийствами и этническими чистками. В вооруженных конфликтах между сербами, боснийцами, хорватами и македонцами погибло около 100 тыс. человек.

Международный трибунал по бывшей Югославии работал более десяти лет.

Трибунал по событиям в Югославии заработал в 1993 году. Инициатором данного процесса стал Совбез ООН . Среди стран, поддержавших это решение, была и Россия . За время работы суда было рассмотрено более 160 дел, а количество осужденных за преступления против человечности превысило 90 человек.

Суд по бывшей Югославии часто и по разным поводам критикуют. Его обвиняют в ангажированности, плохой организации, дороговизне. Тем не менее, трибунал в Гааге стал первым процессом, когда преступников судил не победитель, а международное сообщество.

Изначально планировалось, что процесс расставит все точки в конфликте, поможет найти справедливость и примирит народы. Увы, этого не случилось. Подсудимые, получившие приговоры в трибунале, становились национальными героями в своих странах, что совсем не способствовало примирению сторон.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также, с 2010 г., за преступления агрессии. Учреждён на основе международного договора – Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 году. Действует с момента вступления Римского статута в силу, то есть с июля 2002 года.

Международный уголовный суд создан, чтобы помочь положить конец безнаказанности лиц, совершающих наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Как явствует из самого названия, МУС является уголовным судом. Это означает, что его юрисдикция распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов, МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органомего личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент суда. Важное значение для деятельности суда имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы.

МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата.

Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле Суда его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Учреждение Международного уголовного суда

После того как Комиссия сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда периодически поднимался, однако в ситуации Холодной войны невозможно было добиться необходимого для разрешения этого вопроса уровня международной кооперации. Содержательное обсуждение проблемы стало возможным лишь в конце 1980-х гг.

Вскоре после этого Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного суда и в 1994 году представила проект Статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта Статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году. После того как Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для международного уголовного суда для подготовки пользующегося широкой поддержкой сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 года, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая и состоялась в Риме15 июня — 17 июля 1998 года.

17 июля 1988 г. на Дипломатической конференции в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного Международного уголовного суда. Этот договор — Римский статут Международного уголовного суда вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

Государства-участники

К настоящему моменту участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 122 государства. Из них 34 — африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 — в Восточной Европе, 27 — в Латинской Америке, 25 — в Западной Европе и других регионах.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Структура суда

Судебный орган

Судебный орган состоит из 18 Судей, работающих в составе трех отделений — Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства.

Судьи

В соответствии с Римским статутом, Суд обычно состоит из 18 Судей. В то же время Президиум, действуя от имени Суда, может представить Ассамблее государств-участников МУС предложение об увеличении числа Судей, предусмотренного в Статуте, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим или необходимым.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Все Судьи избираются в качестве членов Суда, выполняющих свои функции на постоянной основе, и находятся в распоряжении Суда для выполнения своих функций на этой основе с начала срока их полномочий. Судьи независимы при выполнении своих функций. Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости. Судьи, от которых требуется выполнять свои функции на постоянной основе в месте пребывания Суда, не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства. Альтернативно, он должен обладать признанной компетентностью в таких областях, как международное гуманитарное право и право прав человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда. Кроме того, каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.

Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться каждым государством – участником Римского статута. При проведении выборов каждое государство-участник может выдвинуть одного кандидата, который не обязательно должен быть гражданином этого государства-участника, но в любом случае должен быть гражданином какого-либо государства-участника.

Судьи избираются на заседании Ассамблеи государств-участников путем тайного голосования. Избранными в состав Суда являются 18 кандидатов, получивших наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

Государства-участники при отборе Судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда представительства основных правовых систем мира, справедливого географического представительства и справедливого представительства Судей женского и мужского пола. Государства-участники также принимают во внимание потребность в наличии Судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам, в том числе по вопросам, касающимся насилия в отношении женщин или детей.

Судьи занимают свою должность в течение девяти лет и не имеют права на переизбрание. При первых выборах одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение трех лет; одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение шести лет, а остальные Судьи остаются в должности в течение девяти лет. Судья, выбранный на трехлетний срок, имеет право быть переизбранным на полный срок.

Несмотря на вышеизложенные положения, Судья, назначенный в Судебную или Апелляционную палату, остается в должности до завершения любого судебного или апелляционного разбирательства, слушания по которому уже были начаты в данной Палате. Этим обеспечивается соблюдение принципа несменяемости состава Суда по делу.

Отделения и палаты

Судебный орган имеет трехступенчатую структуру и состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. Каждое из отделений включает Палаты (Камеры). Постановления и решения Судебных палат и Палат предварительного производства может быть обжаловано Сторонами процесса в Апелляционной палате.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех Судей, Судебное отделение – не менее чем из шести Судей и Отделение предварительного производства – не менее чем из шести Судей. Назначение Судей в состав отделений осуществляется с учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта избранных Судей, с тем чтобы в каждом отделении существовало подходящее сочетание Судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из Судей, обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении Палатами.

Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя Судьями Отделения предварительного производства, либо одним Судьей этого Отделения в соответствии с Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания МУС.

Судьи, назначенные в Судебное отделение и Отделение предварительного производства, выполняют свои функции в этих отделениях в течение трех лет и по истечении данного срока – до завершения рассмотрения любого дела, слушания по которому уже были начаты в соответствующем отделении; Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции в этом Отделении в течение всего срока своих полномочий. Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции только в этом Отделении. Однако не исключается временное назначение Судей Судебного отделения в Отделение предварительного производства либо наоборот, если Президиум считает, что этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких обстоятельствах Судья, участвовавший в предварительном производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях по этому же делу в Судебной палате.

Президиум

Хотя, в соответствии с Римским статутом, Президиум МУС является самостоятельным подразделением в структуре Суда, его формирование и функционирование непосредственно связаны с судебным органом.

Президиум несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии Прокурора, и выполняет другие функции, возлагаемые на него в соответствии с Римским статутом. При выполнении своих обязанностей Президиум координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Президиум состоит из трех судей: Председателя (Президента), Первого вице-председателя (вице-президента) и Второго вице-председателя (вице-президента).

Председатель и Первый и Второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов Судей МУС из их числа. Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве Судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

Первый вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель отсутствует или отведен. Второй вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель и Первый вице-председатель отсутствуют или отведены.

Персональный состав Президиума и Судебного органа

В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на три, шесть и девять лет Ассамблеей государств-участников. Срок полномочий каждого члена истекает в тот год, который указан рядом с названием страны.

Официальное наименование. Аналогично другим институтам Европейского Союза его главный судебный орган имеет два наименования — краткое и полное. В текстах учредительных договоров он именуется просто — Суд. С 1958 г., после вступления в силу Римских договоров, создавших ЕЭС и Евратом, Суд является единым институтом для всех Сообществ. С этого момента его официальное наименова­ние — Суд Европейских сообществ. Сохранение старой терминологии (Суд Сообществ, а не Союза) обусловлено тем, что юрисдикция Суда концентрируется в рамках ЕС и других Сообществ, т.е. по вопросам коммунитарного права.

Аналогично конституционным судам России, Германии и ряда других стран Суд уполномочен рассматривать в преюдициальном порядке обращения всех судебных органов, расположенных на тер ритории Союза, причем суды высших инстанций государств-членов не только вправе, но и обязаны направлять такие запросы.

Местонахождение. Официальной резиденцией Суда является г. Люксембург. Здесь же расположен Трибунал первой инстанции и будут размещаться и функционировать специализированные три­буналы Европейского Союза.

Состав

В состав Суда входят две категории членов: основная — судьи и до­полнительная — генеральные адвокаты.

Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория чле­нов Суда — была введена по образцу судебной системы Франции, где похожая должность существовала еще в Средневековье. Функции генерального адвоката отчасти напоминают по­ложение российского прокурора при судебном рассмотрении неко­торых категорий дел (например, дел о признании безвестно отсут­ствующим, когда суд перед вынесением решения обязан заслушать мнение прокурора).

Корпус генеральных адвокатов Суда ЕС насчитывает восемь че­ловек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат. В этой связи ДЕС (ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрели Пиццкий договор и Статут 2001 г.




Гарантии независимости членов Суда. Суд в целом и каждый его член в отдельности (включая генеральных адвокатов) являются полностью независимыми в своей деятельности. Принцип незави симости — важнейшая гарантия объективного, беспристрастного разрешения дел органами судебной власти как в государствах, так и на уровне надгосударственных институтов Европейского Союза.

Каждый член суда обладает иммунитетом от уголовной и админи­стративной ответственности. Иммунитет судей и генеральных адвокатов распространяется на дела, рассматриваемые как нацио­нальными судами, так и иными органами, в том числе на стадии пред­варительного расследования. В отношении действий, совершенных членами Суда в официальном качестве, иммунитет сохраняет силу и после прекращения их полномочий.

Снять иммунитет со своего члена может только сам Суд. Если это происходит, то дело о преступлении или ином правонарушении судьи (генерального адвоката) будет рассматриваться в государстве, граждани­ном которого он является. При этом член Суда приравнивается к членам высших органов судебной власти своей страны (ст. 3 Статута 2001 г.).

Несовместимость должностей охватывает не только админи­стративные посты в органах национальной или наднациональной публичной власти, но и любую профессиональную деятельность, опла­чиваемую или нет.

Правило несовместимости должностей, как и в отношении членов Европейской комиссии, сохраняет свое действие также после пре­кращения полномочий судьи/генерального адвоката.

Возможные споры и сомнения в этой области разрешает сам Суд (ст. 4 Статута 2001 г.).

С правилом несовместимости должностей тесно связан запрет на участие в делах., которые могут представлять для члена Суда личный интерес.

Судьям и генеральным адвокатам не разрешается участвовать в рассмотрении дел, по которым они ранее выступали предста­вителями, адвокатами или защитниками. То же самое относится к делам, которые в прошлом они уже рассматривали в бытность членом национального суда, следственной комиссии или в ином качестве.

Процессуальный регламент, принятый Судом, для вступления в силу нуждается в одобрении главным законодательным органом ЕС — Советом Европейского Союза.

Материальной гарантией независимости Судя выступает фи нансирование всех его расходов из общего бюджета Европейского Союза, а не из национальных бюджетов стран, гражданами которых являются его члены (ст. 268 ДЕС).

Суд, как и другие институты, самостоятельно разрабатывает проект сметы своих расходов на будущий финансовый год. Вместе с другими расходами они утверждаются Европарламентом и Сове том на основании единого проекта, представляемого Европейской комиссией.

Несменяемость судей и генеральных адвокатов является важной гарантией их независимости. На протяжении срока своих полномочий члены Суда могут быть отрешены от должности только самим Судом при наличии законных оснований, предусмотренныхДЕС.

Принцип тайны совещательной комнаты является одним ич главных правовых средств обеспечения судейской независимости, признанным во всех цивилизованных странах.

В Суде ЕС данный принцип доведен до своего логического предела. Здесь не только запрещен доступ посторонних лиц в совещательную комнату, но вообще не допускается разглашение какой-либо инфор­мации о характере обсуждения и голосования судей при вынесении решения (ст. 35 Статута 2001 г.).

При вступлении в должность каждый член Суда приносит клятву, в которой он обязуется не разглашать тайну совещательной комнаты, в том числе и после истечения срока своих полномочий.

Второй критерий, обусловленный характером функций и полно­мочий Суда, — профессиональная пригодность его членов. Статья 223 допускает назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в чле­ны Суда может быть:

либо человек, который в своем государстве соответствует требо­ваниям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Ис­пании;

Срок полномочий всех членов Суда — шесть лет. Как видно, он весьма небольшой, но по его окончании судьи и генеральные адво каты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных на значений не ограниченно, так что некоторые члены Суда находятся в его составе десятилетиями.

С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновления его состава осуществляется постепенно, раз в три года. Соответствен но в этот период замещаются должности половины судей (14 или 13) и генеральных адвокатов (4). Внутренняя организация

С точки зрения внутренней организации Суд ЕС похож на высшие судебные органы национальных государств, особенно на конститу­ционные суды, хотя и не копирует их.

Председатель является высшим должностным лицом, руководи­телем Суда КС. Как и Председатель Конституционного Суда РФ, он избирается самими судьями на пленарном заседании.

Председатель избирается на три года, т.е. на половину срока полно­мочий Суда (ст. 223 ДЕС). Однако он может переизбираться неогра­ниченное число раз, что на практике часто и бывает.

Председатель не только осуществляет общее руководство возглав­ляемым им органом, а также аппаратом Суда, но и обладает рядом серьезных прерогатив в области судебной процедуры: ведение пле­нарных заседаний (пленума), распределение дел между судебными палатами и др.

Важным инструментом в руках Председателя служит также право приостанавливать исполнение оспариваемых актов органов ЕС в ка­честве меры по обеспечению иска.

Первый генеральный адвокат обеспечивает распределение посту­пающих в Суд дел между членами корпуса генеральных адвокатов (на­помним, что на каждое судебное дело назначается один-единственный генеральный адвокат).

Первого генерального адвоката также избирают судьи, но сроком на один год.

Пленум, палаты и Большая палата. Для более эффективного рассмотрения поступающих дел в Суде образованы структурные подразделения — палаты в составе трех и пяти судей. Подавляющее большинство (около 90%) дел рассматривается именно ими.

Секретарь — должностное лицо Суда, которое обеспечивает при­ем, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование реше­ний Суда. Кроме того, секретарь осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.

Секретаря назначает Суд сроком на шесть лет. В помощь ему Суд вправе назначить одного или нескольких заместителей. Порядок работы н принятия решений

Суд — постоянно действующий орган Сообществ и Союза. Его дея­тельность осуществляется в форме рассмотрения и разрешения дел, что предполагает не только коллективное участие судей в работе пленума или палаты, но также индивидуальную подготовку доклада (заключения) судьей-докладчиком и генеральным адвокатом, на­значенным на конкретное дело.

Число судей, участвующих в рассмотрении дела, псегда должно быть нечетным, а решения принимаются большинством голосом (результаты голосования, напомним, не разглашаются).

Следует отметить, что, по общему правилу, доказательства долж ны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно быть указано, какие доказательства намерена пред ставить сторона. То же самое, в принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон или по собственной инициативе Суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, собирать иные доказательства.

Устная процедура начинается после подготовки ответственным судьей (судьей-докладчиком) своего доклада. Суд (пленум или па лата) заслушивают представителей сторон (и те, и другие всегда должны действовать через представителей — агентов, советников или адвокатов) 1 . Стадия устного разбирательства завершается оглашени­ем заключения генерального адвоката, после чего судьи удаляются

Читайте также: