Где находится триптих босха страшный суд

Обновлено: 17.05.2024

Страшный суд это триптих к Иероним Босх, созданный после 1482 г.

Триптих в настоящее время находится в Академия изящных искусств в Вена, Австрия. Внешняя сторона панели жалюзи окрашена в гризайль на панели, а внутренние ставни и центральная панель окрашены маслом. Левая и правая панели имеют размеры 167,7 x 60 см, а центральная панель - 164 x 127 см. Его не следует путать ни с фрагментированным произведением искусства Bosch. под тем же названием (сейчас на Мюнхен), или другой полная картина Bosch, возможно, художником в его мастерской. [1]

Левая панель показывает Эдемский сад: вверху изображен Бог восседающим на Небесах, а Мятежные ангелы сброшены с небес и превращены в насекомых. У подножия панели Бог творит канун из ребра Адам. Посреди земли Ева соблазняется Змей. К центру панели Адама и Еву преследует Ангел в темный лес. На центральной панели Иисус судит души в окружении Святых. На правой панели показан адский пейзаж, где наказаны нечестивые.

Содержание

Происхождение


Самое старое упоминание о картине находится в описи 1659 г. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм АвстрииКоллекция "Иеронимо Бош". В конце 18 века произведение было приобретено графом Ламбертом-Спринценштейном, от которого оно позже перешло на нынешнее место. В XVII-XVIII веках триптих был широко перекрашен и потерял часть красок. [ нужна цитата ] .

Некоторые искусствоведы [2] идентифицировал эту работу как приобретенную Филипп I Кастильский в 1504 г., другие отрицают это. Дендрохронологический Анализ показал, что картина была написана не ранее 1482 г. [2] Есть копия работы, приписываемой Лукас Кранах Старший, в Gemäldegalerie из Берлин.

Описание

Композиция картины имеет сходство с Сена Триптих или же Сад земных наслаждений: оба также показывают Эдемский сад на левой панели и Ад на правой. На центральной панели изображен Страшный судв более мрачной атмосфере, чем ад.

Жалюзи

Как и в других современных Фламандский триптихи, ставни снаружи окрашены в гризайль, изображающий двух святых. Слева Сент-Джеймс в паломничестве по нечестивой стране с повешенным (возможно, отсылка к какому-то эпизоду из Золотая легенда); справа вместо этого Санкт-Бавон, покровитель Фландрии, жертвующий бедным с ястребом на левом запястье.

Один из персонажей последней панели, старуха с ребенком, появляется на рисунке, приписываемом Босху, теперь в Сан-Франциско частная коллекция. [2]


Левая панель

На левой панели изображен Эдемский сад библейской истории, как зеленый пейзаж в нижних трех четвертях. В верхней части Босх изобразил Бога, восседающего на троне в окружении светящегося нимба. [2] Вокруг него облачное небо, ангелы сражаются с мятежными ангелами, которые падают в демонов.

Ниже, читая снизу, Бог сотворил Еву из ребра Адама, а Адам спит у ее ног; Змей, соблазняющий Еву, и дерево познания добра и зла; и, наконец, Адам и Ева изгнаны из Сада ангелом, держащим меч, в темный лес. [2]

Центральная панель

Центральная картина изображает Страшный суд, основанный на Джоне Книга Откровения. Выше Христос как судья в окружении Дева Мария, Иоанн евангелист и апостолы. Небесная зона, окрашенная в ярко-синий цвет, контрастирует с остальной частью панели, которая занята темно-коричневой карателью Проклятых, в то время как Благословенные занимают лишь небольшую часть.


Наказания исходят от чудовищных созданий ада: проклятых сжигают, протыкают копьями, пронзают, подвешивают на мясных крючках, заставляют есть нечистую пищу (Обжорство) или подчиняют винтикам странных машин. Эта сцена очень похожа на правую панель в Bosch. Сад на Museo del Prado.

Правая панель

Тематически ад справа не отличается от Страшного суда. [3] Сатана, в центре, принимает проклятые души. Сцены пыток продолжаются на этой панели в темном пейзаже, в котором преобладают пламя и дьявольские фигуры.

Изображение в информационном окне.

Groenigemuseum , Vlaamse Kunstcollectie (VKC) ( in )

Страшный суд - триптих в Музее Грёнинге в Брюгге . Он был написан Иеронимом Босхом или его мастерской между 1495 и 1505 годами или даже 1510 годами .

Резюме

Описание

Триптих высотой 99,5 см и шириной 60,5 см (закрытый) написан масляными красками на деревянных панелях. Он имеет арочный профиль, как у Святого Вильгефорте ( Венеция ), или тот, который был расчленен, от которого в Венском музее истории искусств сохранилась левая створка, изображающая Несение Креста .


В открытом виде триптих представляет собой сцену из рая (левая панель), Страшный суд (центральная панель) и адская сцена (правая панель).

В верхней части центральной панели очень похожа на что из суда Вены и принимает иконографической традиции , что один из этапов является Суждение о Рогир ван дер Вейден (середина XV - го века ). На небесах Христос-судья, облаченный в пурпурную мантию, восседает на радуге, опираясь ногами на земной шар, перед своего рода шаром, лазурный цвет которого контрастирует с сильно затемненным небом. По обе стороны от его головы геральдическая лилия и меч символизируют чистоту и божественную справедливость соответственно. Этот Христос во славе окружен фигурами - вероятно, святыми заступниками - и четырьмя ангелами-пиратами . Внизу, на опустошенной земле, обнаженные проклятые предстают перед жестокостью гротескных демонов в замысловатом наборе сцен пыток. Они организованы в композицию, сравнимую с композицией Страшного суда в Вене, и основаны на некоторых изобретениях правой части Сада земных наслаждений , таких как музыкальные инструменты, ножи и другие непропорциональные предметы. Некоторые сцены, такие как та, что в левом нижнем углу с чем-то вроде бочки с Данаидом , похоже, иллюстрируют фламандские пословицы.

Это изображение ада на Земле продолжается с правой стороны, где показаны, в частности, демоны, штурмующие крепостные стены, на фоне города в агонии пламени. На переднем плане бык, сидящий в проклятом шлеме и пронзенный стрелой, кажется, является прямой цитатой из правой стороны фургона с сеном .

Исторический

Согласно анализу дендрохронологии , триптих был сделан после того, как дата 1478 или 1486. Большинство писателей из последних лет XV - го века или первых лет XVI - го века .


Вероятно, приобретенный кардиналом Доменико Гримани одновременно с триптихом отшельников и триптихом Святого Вильгефорта , он выставлен в венецианской резиденции этого прелата в начале 1520-х годов. В то время художник Савольдо позаимствовал несколько мотивов (маленький демон держит раскрытую книгу, маленькое чудовище с головой птицы или рыба, проглатывающая проклятого, грызун с большими висячими ушами, на котором сидит демон . ) на центральной панели и на правой стороне триптиха для его Искушения Святой Антоний (он) ( Сан-Диего , Художественный музей Тимкен ).

В начале XIX - го века , триптих принадлежит к коллекции кардинала испанской Антонио Despuig там Dameto (умер 1813). В течение первой половины того же века две боковые ставни и центральная панель собираются заново, чтобы сформировать единую картину. Работа находит свое первоначальное расположение между концом XIX - го века и в начале XX - го века . В то время он был частью парижской коллекции Эмиля Гаве. В Май 1906 г. под названием Diableries она продана с аукциона в Друо и куплена за 2550 франков неким Дюкри. Выставленные в Брюгге в 1907 году по случаю выставки Золотого руна ( п O 218 каталога) он получил от парижского арт - дилера Seligmann бывшим главой правительства Беернарт , который сразу же переданы в дар музею этого Бельгийский город.

В 2014-2015 годах была проведена реставрация и новая рама, подчеркивающая сцену в гризайле, нарисованную на обратной стороне боковых панелей.

Атрибуция на Bosch


Босх. Портрет

Босх. Страшный суд: чудовища и мистика, тайна и загадочность, диковинные человекозвери и химеры окружают имя великого художника.

Босх. Страшный суд в образах художника очень сильно отличается от русских, византийских, украинских и других икон Страшного суда, но тем интереснее сравнивать его западную трактовку с восточной.

Иеронимус Босх жил во второй половине XV века и начале XVI, в период перехода от средневековья к Возрождению, перехода из одного века в другой. Переходный период всегда связан с ломкой стереотипов, сменой идеологий и картин мира. Босх, как художник, стоящий между двумя мирами и двумя веками, не исключение.

Родился Босх в 1460 году, хотя о точной дате его рождения до сих пор существует несколько легенд, но зато точно известно место его рождения – город Хертогенбос, Герцогство Бургундия в Нидерландах. Умер он в 1516 году.

Достоверно также известно, что он женился на богатой патрицианке, которая дала ему возможность покончить с зависимостью от заказчиков и заняться свободным творчеством. Он поселяется в родовом имении жены, в деревне, и проводит там основную часть жизни. Но детей у них так и не появилось.

Время, в которое жил художник, было очень напряженным, неспокойным, пропитанным ожиданием конца света. Страшный суд, предсказания и пророчества буквально витали в воздухе. Называлась даже точная дата наступления Страшного суда – 1505 год

Босх. Страшный суд

Жизнь общества делилась на два лагеря: в первом - наука и античная философия, во втором – алхимия, астрология и магия. Последнее - общая черта любого переходного времени, сближающая время Босха с нашим, тоже пропитанным магией, экстрасенсами и астрологией, разве что алхимии не хватает.

От средневековья, в котором жил Босх, человечеству досталась очень богатая символика, мало понятная современному человеку. Например, в народной среде рыба ассоциировалась с постом, сова – с грехом, закрытая книга – с глупостью, тюльпан – с обманом, свинья у корыта – с проституцией и нечистотой, петух, который копошится в навозе, – с похотью и так далее.

Босх. Фрагмент из триптиха Сад земных наслаждений

Художник широко использовал язык карнавала и смеха, дававший возможность народу на какое-то время освободиться и уйти из-под официального церковного давления. Надо сказать, что на западе высмеивание церковной идеологии было скорее нормальным явлением, чем ненормальным, особенно в карнавальные дни, и не вызывало такой острой негативной реакции, как в православной среде.

Негативная реакция православной среды на любое смеховое поведение в ее адрес всегда, и мы свидетели тому, болезненна, что говорит скорее о ее слабости, чем о силе. Примером достаточно большой свободы высказываний по отношению к религии и католичеству, является тот, с кем часто сравнивают Босха - Франсуа Рабле.

Босх. Несение креста Мадрид

Карнавализация - защитная функция человеческой природы, позволяющая в определенное время проявиться запретному, не накапливаясь в подсознании человека и не разрушая его.

Страшный суд для Босха - одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. Она проходит через все его творчество.

Страшный суд для него – это мировая катастрофа, ночь, озаряемая всполохами пожарищ, от которого спасется только небольшая группка людей, большинство же попадет в ад, где грешники истязаются монстрами и страдают от физических мучений.

Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. В триптихе очень много реалистических изображений и картин природы, с прямой перспективой, живыми образами, особенно в картине рая.

Но все-таки больше завораживает не рай, а картины ада и суда, в которых показаны все страхи, столкновение добра и зла в самом человеке, изначальная греховность человека, пораженного первородным грехом, но показаны они в таком отпугивающем виде, что не сразу поймешь, о чем идет речь.

Босх. Страшный суд. Рай

У Босха – иначе. У него движение происходит слева направо. Правая створка триптиха - рай. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. Повествование разворачивается снизу вверх.

В нижней части находится самая благостная картина, чем выше, тем она становится мрачнее и катастрофичнее, двигаясь от сотворения мира до изгнания людей из рая и низвержения на землю ангелов тьмы.

На первом плане – картины животных, потом мы видим Адама, скучающего без друга, потом - картину сотворения Евы: Бог держит ее за руку, благославляя правой рукой. Эта сцена сменяется сценой совращения Адама и Евы змеем.

Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях.

Дальше в картине Рая мы видим, как ангел изгоняет мечом людей из Эдема, чтобы навсегда затворить перед ними его врата и встать у входа с огненным мечом.

Завершается картина Рая мрачной бойней ангелов света и ангелов тьмы, разворачивающейся на небесах. Результат - изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф.

Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. "Рай" Босха - только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Все началось в раю.

Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. В число спасающихся попадают совсем немногие: они стоят в светлом облаке перед Господом, за них ходатайствует Богородица и Иоанн Креститель.

С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. С его белоснежностью резко контрастирует земля, которую лучше назвать преисподней, в таких мрачных тонах она выполнена, фактически в тех же тонах, что и правая створка с изображением Ада.

Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха

Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.

В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи - символы мучений - наполняют картину земных страданий.

bosh

Фрагмент центральной части триптиха

И это наводит на мысль, грешников ли изображает Босх или это протест против инквизиции, получающей все больший и больший размах? Глядя на земную жизнь в изображении Босха, кажется, что она есть ни что иное, как дорога в ад. Здесь нет нормальных людей: есть демоны в виде гибридов птиц, насекомых, крыс, жаб, есть те, кто властвует, и те, кто страдает от них, не в состоянии от них освободиться.

Ад предстает у Босха как большая кухня или огромная строительная площадка, в которой повара делают свою работу: мучают грешников, режут, варят в котлах, жарят их на сковородках, выполняют всю технологию адских мучений. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы.

Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. Но в то же время, мрачная картина жизни с элементами карнавала очень похожа на театральную постановку и можно было быть оптимистом, если бы все это не было так похоже на настоящую жизнь.

Три века имя художника было в забвении и только в XX веке к нему приходит успех: сюрреалисты провозглашают себя его последователями, а Босх становится их предтечей и первым сюрреалистом.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Related posts

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.


Босх. Страшный суд: чудовища и мистика, тайна и загадочность, диковинные человекозвери и химеры окружают имя великого художника.

Босх. Страшный суд в образах художника очень сильно отличается от русских, византийских, украинских и других икон Страшного суда, но тем интереснее сравнивать его западную трактовку с восточной.

Иеронимус Босх жил во второй половине XV века и начале XVI, в период перехода от средневековья к Возрождению, перехода из одного века в другой. Переходный период всегда связан с ломкой стереотипов, сменой идеологий и картин мира. Босх, как художник, стоящий между двумя мирами и двумя веками, не исключение.

Родился Босх в 1460 году, хотя о точной дате его рождения до сих пор существует несколько легенд, но зато точно известно место его рождения – город Хертогенбос, Герцогство Бургундия в Нидерландах. Умер он в 1516 году.

Достоверно также известно, что он женился на богатой патрицианке, которая дала ему возможность покончить с зависимостью от заказчиков и заняться свободным творчеством. Он поселяется в родовом имении жены, в деревне, и проводит там основную часть жизни. Но детей у них так и не появилось.

Время, в которое жил художник, было очень напряженным, неспокойным, пропитанным ожиданием конца света. Страшный суд, предсказания и пророчества буквально витали в воздухе. Называлась даже точная дата наступления Страшного суда – 1505 год


Жизнь общества делилась на два лагеря: в первом - наука и античная философия, во втором – алхимия, астрология и магия. Последнее - общая черта любого переходного времени, сближающая время Босха с нашим, тоже пропитанным магией, экстрасенсами и астрологией, разве что алхимии не хватает.

От средневековья, в котором жил Босх, человечеству досталась очень богатая символика, мало понятная современному человеку. Например, в народной среде рыба ассоциировалась с постом, сова – с грехом, закрытая книга – с глупостью, тюльпан – с обманом, свинья у корыта – с проституцией и нечистотой, петух, который копошится в навозе, – с похотью и так далее.


Художник широко использовал язык карнавала и смеха, дававший возможность народу на какое-то время освободиться и уйти из-под официального церковного давления. Надо сказать, что на западе высмеивание церковной идеологии было скорее нормальным явлением, чем ненормальным, особенно в карнавальные дни, и не вызывало такой острой негативной реакции, как в православной среде.

Негативная реакция православной среды на любое смеховое поведение в ее адрес всегда, и мы свидетели тому, болезненна, что говорит скорее о ее слабости, чем о силе. Примером достаточно большой свободы высказываний по отношению к религии и католичеству, является тот, с кем часто сравнивают Босха - Франсуа Рабле.


Широкая фольклорная основа картин Босха имела свое продолжение в другом нидерландском художнике Питере Брейгеле Старшем, что дает основание считать: все чудовищные образы, которые смотрят на нас с картин Босха, всего лишь карнавальные маски, такие же маски, какие мы видим в русской традиции рождественских колядок.

Карнавализация - защитная функция человеческой природы, позволяющая в определенное время проявиться запретному, не накапливаясь в подсознании человека и не разрушая его.

Страшный суд для Босха - одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. Она проходит через все его творчество.

Страшный суд для него – это мировая катастрофа, ночь, озаряемая всполохами пожарищ, от которого спасется только небольшая группка людей, большинство же попадет в ад, где грешники истязаются монстрами и страдают от физических мучений.

Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. В триптихе очень много реалистических изображений и картин природы, с прямой перспективой, живыми образами, особенно в картине рая.


Но все-таки больше завораживает не рай, а картины ада и суда, в которых показаны все страхи, столкновение добра и зла в самом человеке, изначальная греховность человека, пораженного первородным грехом, но показаны они в таком отпугивающем виде, что не сразу поймешь, о чем идет речь.

У Босха – иначе. У него движение происходит слева направо.


Правая створка триптиха - рай. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. Повествование разворачивается снизу вверх.

В нижней части находится самая благостная картина, чем выше, тем она становится мрачнее и катастрофичнее, двигаясь от сотворения мира до изгнания людей из рая и низвержения на землю ангелов тьмы.

На первом плане – картины животных, потом мы видим Адама, скучающего без друга, потом - картину сотворения Евы: Бог держит ее за руку, благославляя правой рукой. Эта сцена сменяется сценой совращения Адама и Евы змеем.

Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях.

Дальше в картине Рая мы видим, как ангел изгоняет мечом людей из Эдема, чтобы навсегда затворить перед ними его врата и встать у входа с огненным мечом.

Завершается картина Рая мрачной бойней ангелов света и ангелов тьмы, разворачивающейся на небесах. Результат - изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф.

Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. "Рай" Босха - только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Все началось в раю.

Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. В число спасающихся попадают совсем немногие: они стоят в светлом облаке перед Господом, за них ходатайствует Богородица и Иоанн Креститель.

С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. С его белоснежностью резко контрастирует земля, которую лучше назвать преисподней, в таких мрачных тонах она выполнена, фактически в тех же тонах, что и правая створка с изображением Ада.


В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи - символы мучений - наполняют картину земных страданий.

И это наводит на мысль, грешников ли изображает Босх или это протест против инквизиции, получающей все больший и больший размах? Глядя на земную жизнь в изображении Босха, кажется, что она есть ни что иное, как дорога в ад. Здесь нет нормальных людей: есть демоны в виде гибридов птиц, насекомых, крыс, жаб, есть те, кто властвует, и те, кто страдает от них, не в состоянии от них освободиться.

Ад предстает у Босха как большая кухня или огромная строительная площадка, в которой повара делают свою работу: мучают грешников, режут, варят в котлах, жарят их на сковородках, выполняют всю технологию адских мучений. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы.

Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь.


Но в то же время, мрачная картина жизни с элементами карнавала очень похожа на театральную постановку и можно было быть оптимистом, если бы все это не было так похоже на настоящую жизнь.

Три века имя художника было в забвении и только в XX веке к нему приходит успех: сюрреалисты провозглашают себя его последователями, а Босх становится их предтечей и первым сюрреалистом.

Читайте также: