Где находится судебный департамент при верховном суде

Обновлено: 21.05.2024

На этот департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функций по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах РФ.

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами.

В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять, в частности:

  • разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;
  • изучение организации деятельности судов и разработку предложений о ее совершенствовании;
  • внесение в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
  • определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  • организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  • принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организация материального и социального обеспечения, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем;
  • взаимодействие с адвокатурой и государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • организация и обеспечение работы экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • возбуждение по согласованию с председателями соответствующих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.

Для реального выполнения этих и многих других полномочий Судебный департамент и его местные органы наделены правами:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например, главного управления организационно- правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов, главного „финансово-экономического управления, управления государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионного управления, управления делами и др.

Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитывается перед Всероссийским съездом судей.

Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

(с изменениями на 30 апреля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
19 декабря 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 294-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Судебный департамент.

(Пункт дополнительно включен с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

(Статья в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 240-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Система Судебного департамента

1. Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" находится по месту постоянного пребывания Судебного департамента.

(Пункт дополнительно включен с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа деятельности Судебного департамента

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Статья 4. Невмешательство в осуществление правосудия

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Статья 5. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента

(Наименование в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Финансирование расходов на предоставление материального и социального обеспечения судьям, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, осуществляется Судебным департаментом в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на указанные цели.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 294-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.

3. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.

4. Финансовое обеспечение работников аппарата Судебного департамента и работников его органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) осуществляется исходя из штатной численности, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Глава II. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными организациями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, а также при необходимости перераспределяет штатную численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников аппаратов арбитражных судов в пределах их общей штатной численности, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

Положения подпункта 12 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ) в части предоставления федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 1 января 2022 года - пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ.

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

16_1) организует разработку, внедрение и обеспечение функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; организует и осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"; обеспечивает в пределах своих полномочий доступ к информации о деятельности судов;

(Подпункт дополнительно включен с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ)

16_2) формирует государственное задание для федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" в целях реализации полномочий Судебного департамента, указанных в подпункте 16_1 настоящего пункта;

В соответствии с Законом "О Судебном департаменте" Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных судов (в перспективе и военных судов) и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со ст. 6 Закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующие основные полномочия: организационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всероссийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учреждениями Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осуществлять подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей и работников аппарата судов; вести судебную статистику, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; принимать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывать материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в соответствии с законодательством.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Структура Судебного департамента. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

– главных управлений: организационно-правового обеспечения деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;

– управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

– отделов: учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор издает приказы и распоряжения.

В субъектах Российской Федерации создаются управления (отделы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов РФ.

Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они: осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответствии с Законом "О статусе судей"; организуют и обеспечивают работу экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры по ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.

Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов или районных судов организационно обеспечиваетадминистраторсоответствующего суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа назначается на должность и освобождается от нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Под организационным обеспечением деятельности федеральных законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный Департамент при ВС РФ не обеспечивает деятельность КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов, системы арбитражных судов.

Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Генеральному директору

Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;

2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

3) организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;

4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;

7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления (отдела);

8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

В Судебном департаменте образуется коллегияв составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. В работе коллегии могут принимать

участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии,

утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента. Оно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации. Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

40 Федеральная служба судебных приставов: полномочия, система органов.

Первый шаг по воссозданию службы судебных приставов, существовавший еще дореволюционных судах, был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде, установивший, что за все время заседания этого суда порядок должен поддерживаться особым должностным лицом – судебным приставом.

Закон о судебных приставах от 21 июля 1997 года ввел такого рода должностных лиц для всех др. судов, в том числе ВС РФ, ВАС РФ, а также для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Но на современных судебных приставов возложены более широкие функции – не только обеспечения установленного порядка деятельности судов, но и исполнение судебных актов и актов некоторых других органов (например, решения Международного коммерческого арбитража, третейских судов).

С учетом такого определения функций судебные приставы подразделяются на 2 группы:

1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов

2. судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты др. органов.

Такими должностными лицами могут стать гражданине Российской Федерации, достигшие возраста 21 год, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость. При вступлении на должность судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей они должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизуоказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов

осуществлять личный досмотр, а также досмотр находящихся при них вещей

не допускать в лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы взрывчатые вещества;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях

обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

получает и обрабатывает персональные данные

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

давать гражданам и организациям поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Законом судебные приставы объединяются в единую службу, возглавляемую директором ФССП России – главным судебным приставом РФ, назначаемый на должность и освобождаемый с должности Президентом РФ.

Схематично эта служба состоит из:

- Центрального аппарата ФССП. Положение о ней, ее структура и штатная численность работников утверждается Президентом. В этом аппарате разрешено иметь ряд управлений, например, управление исполнительного производства, управление по реализации имущества должников и др.

- территориальные органов – управлений (отделов) ФССП по субъектам РФ. Их возглавляет назначаемый Минюстом руководители – главные судебные приставы субъектов. Положение об этих органов утверждается приказом Минюста.

- структурные подразделения территориальных органов ФССП – районных, межрайонных и специализированных отделов, возглавляемые старшими судебными приставами. (см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также: