Где находится пятый кассационный суд

Обновлено: 14.05.2024

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ устанавливается что кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 2 ст. 1 ФКЗ от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" определяют, что кассационные суды общей юрисдикции входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и действуют в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа (ст. 23.1 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации").

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов.

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов:

  1. Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Мордовия, Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  2. Второй кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Ярославской области, города Москвы, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  3. Третий кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  4. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  5. Пятый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  6. Шестой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  7. Седьмой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Пермского края, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  8. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  9. Девятый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов.
  1. Первого кассационного суда общей юрисдикции - город Калуга;
  2. Второго кассационного суда общей юрисдикции - город Москва;
  3. Третьего кассационного суда общей юрисдикции - город Санкт-Петербург;
  4. Четвертого кассационного суда общей юрисдикции - город Краснодар;
  5. Пятого кассационного суда общей юрисдикции - город Пятигорск;
  6. Шестого кассационного суда общей юрисдикции - город Казань;
  7. Седьмого кассационного суда общей юрисдикции - город Пермь;
  8. Восьмого кассационного суда общей юрисдикции - город Кемерово;
  9. Девятого кассационного суда общей юрисдикции - город Владивосток.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе кассационного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда и являющееся обособленным подразделением, осуществляющим полномочия суда.

Полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 19.1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Компетенция кассационного суда общей юрисдикции

Кассационный суд общей юрисдикции:

  1. рассматривает дела в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью в качестве суда кассационной инстанции:
    • по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты;
    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами;
  3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Состав кассационного суда общей юрисдикции

Состав кассационного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.3 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум кассационного суда общей юрисдикции

Президиум кассационного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

Председатель кассационного суда общей юрисдикции назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель кассационного суда общей юрисдикции может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Полномочия Президиума кассационного суда общей юрисдикции:

  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам) кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель кассационного суда общей юрисдикции вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции рассматривают дела:

  1. по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
    2. по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, а также анализируют судебную статистику.

Проиграли в суде первой инстанции и в апелляции, а решение суда вступило в законную силу? У Вас есть возможность подать жалобу в кассационный суд. В нашей новой статье мы расскажем, как это сделать.

Кассационное судопроизводство призвано защитить интересы заявителя (ответчика, истца или иного лица), предотвратить нарушение его законных прав и причинение вреда в ходе исполнения неправомерного решения. При этом каждая отрасль права устанавливает свой максимальный срок для подачи кассационной жалобы.

Так, Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) определяет, что заинтересованное лицо направляет жалобу в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного решения (ст. 318 КАС РФ).

В свою очередь Гражданский процессуальный Кодекс РФ (ГПК РФ) дает уже только три месяца на подачу жалобы в кассационный суд общей юрисдикции. Этот срок также исчисляется со дня вступления в силу обжалуемого судебного решения (ст. 376.1 ГПК РФ).

Кстати, раньше закон разрешал подать кассационную жалобу в течение 6 (шести месяцев) с момента вступления в силу решения суда. Теперь же законодатель, сократил период для подачи кассационной жалобы.

И, наконец, Арбитражный процессуальный Кодекс предоставляет на подачу кассационной жалобы всего лишь два месяца с момента вступления в силу обжалуемого судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда.

Рекомендация: Реформа судов общей юрисдикции существенно сократила срок подачи кассационной жалобы по гражданским делам. Теперь он только на один месяц превышает срок, установленный АПК РФ для арбитражных споров. Поэтому заинтересованным лицам не стоит затягивать с подачей жалобы.От Вашей оперативности зависит момент, когда вышестоящий суд отменит несправедливое решение.

В декабре 2020 года Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев подвел первые итоги работы кассационных судов общей юрисдикции. В докладе главный судья России указал, что в 2020 г, эти суды рассмотрели 170 тысяч жалоб по гражданским делам, 18 тысяч по административным и 67 тысяч по уголовным делам.

При этом Председатель ВС РФ констатировал рост числа удовлетворенных жалоб. Так, если раньше кассационная инстанция удовлетворяла 3% – 8% заявлений, то теперь – 12% — 16%.от общего числа жалоб. Самый существенный рост продемонстрировал кассация в гражданском и административном процессах.

Как можно видеть процент отмененных кассационными судами общей юрисдикции решений, теперь вполне сопоставим с цифрами, которые демонстрирует статистика работы арбитражных кассационных судов. Последние, также отменяют порядка 12% — 16% решений нижестоящих инстанций.

Суд кассации не вправе пересматривать уже оцененные предыдущими инстанциями факты и обстоятельства, если оценка осуществлялась с соблюдением норм материального и процессуального права. Далее, он не может собирать дополнительные доказательства и привлекать к участию в деле новых фигурантов.

Интересной (в свете судебной реформы) является и деятельность Верховного Суда РФ в качестве кассационной инстанции по гражданским делам. Статистика показывает, что ВС РФ из года в год неуклонно снижает количество принимаемых к рассмотрению дел. Так, если в 2018 г., кассация Верховного Суда рассмотрела 995 жалоб, то в 2019 – 879, а в 2020 г., число рассмотренных материалов упало до 564 дел. При этом в 2020 году юридические и физические лица подали на кассацию в ВС РФ – 50 386 жалоб и представлений. Получается, что до рассмотрения дошло только … 1,11 % жалоб, направленных в адрес Верховного Суда. Это крайне низкая цифра. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, ВС РФ в качестве кассационной инстанции удовлетворяет порядка 94% — 95%. А это уже высокий показатель.

В каких случаях возможна отмена апелляционного постановления или судебного акта первой инстанции?

На отмену вступившего в силу решения можно рассчитывать, если в ходе рассмотрения дела и при вынесении решения были нарушены нормы материального права.

Это происходит, когда нижестоящие инстанции:

  • не применили закон, подлежащий применению;
  • применили закон, не подлежащий применению;
  • неверно истолковали закон.

Далее, если в процессе рассмотрения были нарушены процессуальные нормы, например,

  • в деле отсутствует протокол судебного заседания;
  • дело рассматривалось судом в ненадлежащем составе;
  • нарушены законные нормы о тайне судебного совещания;
  • процесс проходил в отсутствие одного из обязательных участников дела без надлежащего извещения лица о дате и месте проведения судебного заседания и т.д.

Несмотря на всю сложность процедуры кассационного обжалования, выиграть суд вполне реально. Но: нужно помнить, что правильность составления кассации играет решающую роль в исходе рассмотрения дела.

Важно: несмотря на то, что кассационные суды неохотно идут на удовлетворение жалоб на решения, принятые в двух инстанциях, подавать жалобу стоит. Дело не только и не столько в том, есть ли шансы выиграть дело в кассационной инстанции. Самое главное – у заявителя появляется возможность дальнейшего обжалования судебного постановления — последующего направления ходатайства председателю Верховного Суда РФ и в Европейский суд.

Кассация – куда подавать?

Кассационная жалоба на решения арбитражных судов

Кассационная жалоба по гражданским делам

В июле 2018 года Президент РФ подписал конституционный закон № 1-ФКЗ. Этот нормативный акт реформировал судебное устройство России и ввел понятие кассационного суда общей юрисдикции.

В соответствии с указанным законом федеральные власти образовали девять округов, в каждом из которых сформировали кассационный суд. Сегодня эти инстанции рассматривают жалобы на вступившие в силу решения нижестоящих судов, мировых судей, а также на акты апелляционных судов, принятых по жалобам и представлениям на решения нижестоящих судебных органов.

Поэтому теперь заявитель подает кассационную жалобу через суд, принявший обжалуемое решение, не в суд субъекта РФ, как это было раньше, а в кассационный суд общей юрисдикции.

Кассационная жалоба по административному судопроизводству

Кассационная жалоба по административному делу также подаётся в кассационный суд общей юрисдикции через суд, вынесший спорное решение. В дальнейшем жалоба поступает в судебную коллегию по административным делам кассационного суда и рассматривается по правилам Главы 35 КАС РФ.

Какие решения можно обжаловать в кассации?

В кассационном порядке обжалуются решения:

  • вступившие в силу;
  • по которым исчерпаны другие варианты обжалования.

Иными словами, рассмотрение дела в апелляционном порядке — необходимое и достаточное условие для пересмотра решения в кассационном суде, не считая отдельных случаев, указанных в ГПК и АПК.

Кто может подать кассационную жалобу?

Подать кассационную жалобу имеют право:

  • лица, принимающие участие в деле: ответчик, истец, их уполномоченные представители и т. д.;
  • третьи лица, права и законные интересы которых были существенно затронуты решением суда первой или апелляционной инстанций.
  • должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор (ст.376 ГПК РФ и 318 КАС РФ).

В какой срок необходимо подать кассационную жалобу?

Очень важно не пропустить установленный законом срок на кассационное обжалование. По административным делам он составляет 6 месяцев, по гражданским – 3 месяца, а по арбитражным делам заявитель вправе подать жалобу только в течение 2 месяцев с момента вступления в силу судебного решения.

Отсчет положенного срока следует начинать со дня, следующего за днем принятия апелляционного постановления или со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.

Как правильно написать кассационную жалобу?

Чтобы выиграть суд, добиться пересмотра дела или отмены судебного решения, нужно правильно составить кассационную жалобу, — с учетом специфики производства, полномочий кассационного суда, целей заявителя и имеющихся данных по делу.

Несмотря на то, что жалоба составляется в произвольной форме, следует придерживаться ряда правил к составлению данного документа.

В жалобе необходимо указать:

  • реквизиты кассационного суда;
  • наименование суда, принявшего обжалуемое решение;
  • сведения о заявителе и данные участников спора;
  • номер дела, место и дату итогового рассмотрения дела;
  • предмет и обстоятельства судебного разбирательства, а также краткое содержание обжалуемых решений. Кроме того, ГПК РФ, например, (ст.378), требует, чтобы заявитель конкретно указал на суть, допущенных нижестоящими судами нарушений материальных и процессуальных норм и привел доводы, подтверждающие данные факты;
  • требования заявителя со ссылками на соответствующие нормы закона;
  • перечень прилагаемых документов.
  • если лицо не принимало участие в судебном процессе, то оно должно указать какие именно его права или законные интересы нарушило обжалуемое судебное решение.

К жалобе прилагаются следующие материалы:

  • заверенная копия обжалуемого решения суда;
  • квитанция об уплате госпошлины, либо документы, свидетельствующие о праве на льготы при её оплате, или ходатайство о предоставлении рассрочки и так далее;
  • документы, которые подтверждают факт направления другим участникам процесса копии жалобы, а также отсутствующих у них бумаг или иных материалов;
  • документ, являющийся подтверждением права на подачу кассации, — если жалоба подается через уполномоченное лицо.

Поэтому не стоит говорить о вновь открывшихся фактах и обстоятельствах, а также приводить (и просить принять во внимание) новые доказательства по делу.

О чем просить в кассации?

Если же просить суд о вынесении нового решения, нужно учитывать, что кассационная инстанция может вынести его только в том случае, если в рассматриваемом деле имеются все необходимые данные для принятия такого решения, то есть не требуются дополнительные доказательства, и нет необходимости в переоценке имеющихся данных. В противном случае заявитель может получить отказ в вынесении нового решения.

Сроки рассмотрения кассационной жалобы

По гражданским делам

В кассационных инстанциях, за исключением Верховного Суда, рассмотрение жалоб должно осуществляться в течение одного месяца, если дело не было запрошено, и в течение двух месяцев, если дело было запрошено.

Верховный Суд рассматривает кассационные жалобы в срок не более чем 2 месяца (если дело не истребовано) и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования. Председатель ВС РФ и его заместитель вправе продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на 2 месяца в случае особой сложности истребованного дела.

По арбитражным делам

Кассационные арбитражные суды обязаны рассмотреть жалобу в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления.

Если кассация направлена в кассационную инстанцию ранее истечения законодательно установленного срока ее подачи, отсчет временного периода рассмотрения жалобы начинается со дня окончания максимального срока подачи кассации.

Данные сроки могут быть продлены, например, в связи со сложностью дела — до 6 и более месяцев — на основании заявления судьи кассационного суда.

По административным делам

Жалоба, поданная в кассационный суд общей юрисдикции, а также в Верховный Суд РФ в течение 20 дней с момента поступления передается для рассмотрения в судебном заседании.

Срок рассмотрения жалобы не превышает 2 месяца со дня ее поступления. Если дело является сложным, то председатель суда вправе продлить рассмотрение на срок не более чем на 4 месяца.

Госпошлина за подачу кассационной жалобы

При подаче кассации необходимо оплатить государственную пошлину в размере:

  • Ста пятидесяти рублей – для физического лица;
  • Трех тысяч рублей – для юридического лица.

Подать кассацию самостоятельно

Вы можете подать кассацию самостоятельно, если учтете все процессуальные нюансы кассационной процедуры. Важно знать, что любое неправомерное решение серьезно затрагивает авторитет судьи. Поэтому положительный пересмотр вступивших в силу судебных решений – скорее исключение, чем правило. Ведь если ошибка в решении имеет место, то она должна оперативно устраняться еще на этапе апелляционного рассмотрения. Выиграть в суд кассации и в последующих инстанциях — высший пилотаж даже для самого опытного адвоката.

Правовая помощь в кассационной инстанции

Ваш доверенный адвокат:

  • Объяснит нюансы составления жалобы и обращения в кассационный суд;
  • Подготовит кассационную жалобу с учётом индивидуальных обстоятельств дела;
  • Проведет правовой анализ ситуации;
  • Ознакомит с примерами успешно разрешенных дел из судебной практики;
  • Выстроит выигрышную линию защиты;
  • Представит Ваши интересы в суде;
  • Восстановит пропущенные сроки на подачу кассации.

Для защиты Ваших интересов по разрешению арбитражных гражданских споров возможно вступление адвоката в дело на любой стадии кассационного процесса.


В Первом кассационном суде общей юрисдикции удовлетворена жалоба на решения нижестоящих судов и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление ТС в состоянии опьянения). Водитель стал виновником ДТП с пострадавшим, был направлен на медицинское освидетельствование, выявившее в биопробе фенобарбитал (следствие приёма лекарственного препарата). Однако кассационный суд пришёл к выводу, что законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование у сотрудника ГИБДД не имелось, а само по себе участие в ДТП таким основанием не является, что собственно и доказывалось защитой на протяжении всего процесса.






В чём заключалась суть дела, чем оно было интересным с точки зрения защиты

Обратился уже в возрасте мужчина. Он совершил ДТП – сбил женщину на пешеходном переходе. В ДТП он, вне всяких сомнений, виноват, осознаёт, очень переживает и готов нести ответственность.

Фенобарбитал – причина лишения водительских прав

Фрагмент инструкции по применению "Корвалола"

У Вас похожее дело и Вам нужна помощь?
Обращайтесь!

В общем, теперь ему грозит штраф 30000 рублей и лишение водительских прав на срок от полутора до двух лет, скоро будет суд.

Как Вы, наверное, уже догадались, мы взялись оказывать помощь. :) Начали, как обычно, с изучения материалов дела. Выяснилось немало интересного.

Вторая составляющая проблемы – это то, что с точки зрения закона, абсолютно без разницы, находится ли водитель в состоянии, например, сильного алкогольного опьянения или же в его организме просто содержится психотропное вещество, – ответственность одна и та же: лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет + 30000 рублей штрафа (см. ст. 12.8 КоАП РФ и примечание к ней). Концентрация вещества при этом значения не имеет.

Есть и третья составляющая – фенобарбитал выводится из организма отнюдь не за один день, а при проведении медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения, в любом случае производится отбор и ХТИ биопробы.

Фрагмент постановления мирового судьи по данному делу

И ведь не поспоришь! Формально всё правильно.

У Вас похожее дело и Вам нужна помощь?
Обращайтесь!

Почему участие в ДТП (даже если в нём пострадали люди) не является основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование?

Вообще, на этот вопрос можно ответить просто и коротко: потому что такое основание не предусмотрено законом.

Согласно действующему законодательству (в частности, ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ), водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лишь в 3-х случаях:

1. Водитель отказывается от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

2. Водитель не согласен с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

3. Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отрицательные (алкотестер показывает, что в выдыхаемом водителем воздухе концентрация абсолютного этилового спирта не превышает 0,16 мг/л), однако остаются основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (у водителя наблюдаются признаки опьянения).

Предложение пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения всегда должно предшествовать направлению на медицинское освидетельствование

Например, такого. Но он должен быть включен, конечно :)

Совершение ДТП, в результате которого пострадали люди, является основанием – но не для направления на медицинское освидетельствование, а как раз для предложения пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения! Однако в этом случае в отношении водителя должно быть вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ (следует из ранее упомянутой ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ).

В порядке справки: статья 12.24 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, повлёкших причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации инспектор ДПС должен был вынести в отношении клиента определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ, и предложить ему пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Справедливости ради следует отметить, что определение о возбуждении дела об АПН по ст. 12.24 КоАП РФ было вынесено. Хоть и через полтора месяца с момента ДТП – но было!

В общем, знатное вышло глумление над Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

От мирового судьи до Первого кассационного суда общей юрисдикции – как рассматривалось дело

И вот нашему юристу предстояло разложить по полочкам всю эту громоздкую конструкцию процессуальных нарушений и провести её презентацию в суде!

Суть же защитной позиции сводилась к тому, что поскольку клиент был направлен на медицинское освидетельствование по непредусмотренному законом основанию, значит – и акт медицинского освидетельствования, а также протокол об административном правонарушении, являются доказательствами, полученными с нарушениями закона, использование которых не допускается, – а коль скоро так, то в действиях клиента невозможно установить и состав вменяемого ему правонарушения.

И тем не менее правоту удалось доказать лишь в кассационном суде.

Вот, например, что ответил на наши доводы мировой судья:

Фрагмент постановления мирового судьи по данному делу

Л – логика! Что тут ещё скажешь?

Кстати, норма, на которую мировой судья сослался (подпункт 3 пункта 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования. (подчёркнуто красным)), – она не про водителей транспортных средств. Ну да ладно, это уже мелочи.

Впоследствии с выводами мирового судьи согласился и судья районного суда. А кроме того, добавил и от себя кое-что интересное (тоже подчёркнуто красным):

Фрагмент решения судьи районного суда по данному делу

Блестяще, не правда ли? То есть, если человек не осознаёт, что то, на что он даёт согласие, нарушает его права, то нарушение. перестаёт быть реальным! Соответственно, и о судебной защите своего нарушенного права можно забыть – суд ведь занимается защитой только реально нарушенных прав! Или как это можно понять? Пишите в комментариях. :)

Через два с небольшим месяца после вынесения судьёй районного суда решения, оно было отменено в кассации. Постановление мирового судьи – тоже. Производство по делу было прекращено. Доводы, приводившиеся в жалобе, были аналогичны доводам, которые приводились в защиту клиента с самого начала процесса. Постановление кассационного суда представлено, с ним можно ознакомиться.

Заключение

Что тут можно сказать? Ну, наверное, нужно аккуратно ездить, не устраивать ДТП с пострадавшими (и вообще никаких не устраивать). А уж если употребляете лекарства, то нужно внимательно изучать их состав – не числятся ли содержащиеся в них вещества в каком-нибудь списке какого-нибудь перечня. А то ведь, не ровён час, оформят без процессуальных нарушений – никакой кассационный суд не поможет.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ устанавливается что кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 2 ст. 1 ФКЗ от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" определяют, что кассационные суды общей юрисдикции входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и действуют в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа (ст. 23.1 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации").

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов.

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов:

  1. Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Мордовия, Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  2. Второй кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Ярославской области, города Москвы, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  3. Третий кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  4. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  5. Пятый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  6. Шестой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  7. Седьмой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Пермского края, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  8. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  9. Девятый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов.
  1. Первого кассационного суда общей юрисдикции - город Калуга;
  2. Второго кассационного суда общей юрисдикции - город Москва;
  3. Третьего кассационного суда общей юрисдикции - город Санкт-Петербург;
  4. Четвертого кассационного суда общей юрисдикции - город Краснодар;
  5. Пятого кассационного суда общей юрисдикции - город Пятигорск;
  6. Шестого кассационного суда общей юрисдикции - город Казань;
  7. Седьмого кассационного суда общей юрисдикции - город Пермь;
  8. Восьмого кассационного суда общей юрисдикции - город Кемерово;
  9. Девятого кассационного суда общей юрисдикции - город Владивосток.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе кассационного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда и являющееся обособленным подразделением, осуществляющим полномочия суда.

Полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 19.1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Компетенция кассационного суда общей юрисдикции

Кассационный суд общей юрисдикции:

  1. рассматривает дела в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью в качестве суда кассационной инстанции:
    • по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты;
    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами;
  3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Состав кассационного суда общей юрисдикции

Состав кассационного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.3 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум кассационного суда общей юрисдикции

Президиум кассационного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

Председатель кассационного суда общей юрисдикции назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель кассационного суда общей юрисдикции может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Полномочия Президиума кассационного суда общей юрисдикции:

  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам) кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель кассационного суда общей юрисдикции вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции рассматривают дела:

  1. по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
    2. по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, а также анализируют судебную статистику.

Читайте также: