Где будет рай после страшного суда

Обновлено: 19.05.2024

Ал( Александр? Алексей?), в Евангелии есть несколько интересных моментов о жизни души после смерти.

Рай - это сад, Небесный Иерусалим - город. По описанию это два разных места. Христос обещает разбойнику, что тот ныне же будет с Ним в раю. Небесный Иерусалим появляется вместе с новым небом и новой землей уже после Суда, в самом конце книги Откровения.

Ад и озеро огненное (смерть вторая)- не одно и то же. Потому что в Откровении сказано, что ад отдал мертвых ( для Суда ) и был брошен в озеро огненное уже после того, как Суд совершился.

Не буду настаивать или утверждать, но на основании этих мест Писания получается, что рай это временное место обитания спасенных, а ад - грешников.

Есть еще удивительное обетование: верующий в Сына Божьего имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь (Иоан. 5:24)

С уважением,
Марина

Спасибо за отзыв. Тут, конечно, есть всякие тонкости. В какой момент времени святые получают свои тела? В момент Страшного суда, когда все восстают для этого. Но где они находятся (без тел) до этого времени? В небесном Иерусалиме? Но кажется, он предназначен для имеющих тело. В раю? Т.е. каком-то преддверии? Насчет последней цитаты: смерть, кстати, вместе с адом будет брошена в огненное озеро (ОТкровение 20: 14). Здесь скорее так - "на суд не приходит", т.е. он уже оправдан, его судить не будут. А вот тех, кто не веровал, те умерли, но на Страшном суде могут быть оправданы и могут тоже перейти от смерти в жизнь, иначе будут брошены вместе со смертью и адом в огненное озеро (смерть вторая).
В любом случае мне представляется, что все-таки сейчас рай - это некое преддверие небесного Иерусалима (существование душ без тел). В теле по православному преданию, к слову, "сейчас" существуют несколько человек, не считая Христа: Богородица, Иоанн Богослов (с ним спорная ситуация, но тем не менее), Енох и Илия. Последние двое будут свидетельствовать против Антихриста, будут убиты, но воскреснут. Резонный вопрос - а где они сейчас, если они вынуждены будут прийти на землю и умирать? В небесном Иерусалиме? Нет. В раю? Вроде бы да, но значит рай и небесный Иерусалим не одно и то же.
С уважением,

Хочу поделиться с вами одной мыслью о свидетелях Господних. Опять-таки ничего не утверждаю и ни на чем не настаиваю, просто приходилось думать об этом раньше. На горе преображения ученикам явились Моисей и Илья, символизирующие Закон и Пророков ( Мф. 17:2). "Закон и Пророки" - Священное Писание того времени, свидетельствовавшее о Христе. Два свидетеля из 11 главы книги Откровения имеют власть затворить небо, чтобы не было дождя ( как пророк Илия во дни Ахава) и превращать воды в кровь (как Моисей в Египте). Оба появляются в Иерусалиме, и символизируют отверженное народом свидетельство Ветхого Завета, пророчески и прообразно указывавшего Израилю на Христа. Я думаю, что свидетели Господни - это Моисей и Илья, и одновременно с ними весь Ветхий Завет, т.е. Закон и Пророки. Могу, конечно, и ошибаться.

Про Еноха и Илию говорят потому, что оба были взяты в теле на небо. Илия вознесся на огненной колеснице, а Енох - "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его"(Бытие 5:24). А так как всем человекам "положено однажды умереть", то и они должны "вкусить" смерть. Потому традиция именно с ними связывает появление двух пророков.
Так, в частности, полагал св. Андрей Кесарийский. Архимандрит Аверкий (Таушев) даже так писал: "два свидетеля Божии", под которыми все св. отцы и учители Церкви, почти единодушно, понимали взятых на небо живыми ветхозаветных праведников Еноха и Илию". Впрочем, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) полагает, что "два свидетеля не являются определенными личностями, но символизируют собою всех христиан".
Думаю, это все же Енох и Илия - хотя, разумеется, кто точно скажет? :) В художественной литературе (есть такая писательница Юлия Вознесенская) еще вводится к ним апостол Иоанн Богослов, который проповедует среди людей того времени.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Страшный суд Божий

Суд Божий

Суд Божий — последний день существования земного мира, когда решается судьба каждого человека.

Эта идея присутствует в авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе.

Каждый верующий живет с осознанием того, что Творец наблюдает за ним, и все поступки, слова и мысли необходимо соотносить с правилами и заповедями, данными в Библии.

Что такое Страшный суд в православии

Как Христос воскрес, восстав из мертвых на третий день после распятия, так и люди возродятся. Они предстанут перед лицом Иисуса, которому Отец передал право судить их, ведь он сам прожил человеческую жизнь и познал суть нашей природы. Судилище произойдет в конце времен — самом тяжелом периоде для человечества.

Второе пришествие Спасителя остановит разрушение мира, и он решит, кто заслужил вечного счастья, а кто — бесконечные муки в аду. Воздаяние получат как живущие в тот момент, так и умершие на протяжении истории.

Человек предстанет перед Вседержителем, сонмом ангелов и людьми, жившими с момента Адама и Евы. Ничего не удастся скрыть, умолчать, не сработают отговорки. Каждое действие и бездействие, слово и даже помыслы будут открыты, и в соответствии с ними будет вынесен приговор.

И если Бог неизменен и любит нас, независимо от наших действий, то человек имеет свою волю и он изменчив, поэтому сам решает — предаться ли ему порочным делам или всеми силами стремиться к свету и добру.

На Судилище даруется шанс прощения.

Где находится душа до Страшного суда

После смерти умерший проходит следующие испытания:

  • Первые два дня вместе с ангелами он путешествует по памятным местам земной жизни, вспоминает свои радости и горести.
  • На третий день попадает в Царство Господнее и его милостью может 6 дней пребывать в раю.
  • Потом в течение 30 дней душа проводит в аду, наблюдая за страданиями грешников и перенося соблазны демонов. (см. что такое мытарства)
  • На сороковой день решается судьба человека до Второго Пришествия Иисуса, когда и определится его участь на веки вечные.

Вот почему так важно молиться за усопших и подавать милостыню в память о них. Сами они уже не могут после смерти покаяться и совершить добрые дела.

Мы добавляем на чашу весов свою память и мольбы, и они могут перевесить грехи.

Во время крещения мы становимся частью Церкви, а она является воплощением Тела Христова. И обращая свои мольбы, мы просим, чтобы умершего не отождествляли с его дурными поступками, а воспринимали как частичку Создателя. Творец может восполнить своим совершенством нашу душу, созданную по образу и подобию Его.

Грех и воздаяние

На протяжении нашей жизни мы совершаем множество деяний: добрых и злых. В православии считается, что согрешение — это нарушение изначального замысла. Вот почему Воздаяние — это не строгое взвешивание хорошего и плохого, как это делается в понятной нам юридической практике. Скорее это медицинская операция, которая позволяет восстановить гармонию, отсекая пороки. Главное, чтобы в грешнике осталось хоть немного веры и смирения.

Как проходит Божий суд

В некоторых религиозных верованиях суд после смерти вершится безличностной Кармой, отстраненным и непререкаемым Космическим законом или Фемидой с повязкой на глазах.

Справедливость и милость Божья

Как в притче о блудном сыне, где вернувшегося взрослого ребенка, обнищавшего и потерянного, отец встречает с радостью и устраивает пир. Так и в Судный День Господь воскресит людей, чтобы дать прощение каждому, кто имеет хоть малую возможность на это.

… не по закону, а по милосердию

Заповеди Блаженства

Нужно усмирить гордость и понять, что Всевышний отнесется к нам со снисхождением, даруя то, что мы не заслужили. Смиренность является путем в рай. В Заповедях Блаженства перечисляются качества, соответствие которым позволяет избежать Судилища:

Покаяние

Таким образом, истинный христианин не боится Страшного суда. Он осознает, что в конце веков его ждет встреча с милостивым Создателем. Страх перед этой встречей объясняется тем, что изнутри своего несовершенного сознания мы не можем в полной мере осознать силу любви и сострадания Господа. На фоне Света, который он излучает, порочные поступки и помыслы выглядят особенно ужасно и недостойно, вызывают стыд и страх. Но любовь к Создателю и покаяние способны сжечь согрешения в лучах этого света и дать шанс обрести жизнь вечную в раю.

Покаяние — это осознание, что при всем несовершенстве и греховности, мы являемся детьми Бога, несем в себе его Дух и Образ. Каясь, мы не занимаемся самобичеванием, но молим отделить от себя грех, просим о шансе очиститься и переродиться. Для Всевышнего нет ограничений во времени, поэтому наше раскаяние и искреннее желание отринуть от себя злые деяния, осуществляется.

Это во власти Вседержителя. Он может принять нас в своей Вечности уже очищенными и полными его любви.

Согласно православному вероучению, каждый человек имеет душу – нематериальную и бессмертную духовную сущность. Она сотворена Богом и дана человеку в момент его зарождения в материнской утробе. Человек – это задуманный Богом таинственный союз души и тела. Святитель Григорий Нисский сравнивал душу с зеркалом, которое в чистом состоянии может отражать Божественный образ. Что происходит с душой, погрязшей в грехах? Она больше не может являть образ Бога и превращается в подобие беса по своему состоянию.

что происходит с душой после смерти

Православные надгробные кресты

Физическая смерть в Православии – это не тупик, а рождение в новую жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в “Слове о смерти” писал:

“Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной, жизни в вечность”.

После смерти тела душа продолжает существовать в духовном мире. Праведные души пребывают с Богом, а грешные находятся под властью темных сил. Спасение души, то есть очищение её от греха, подготовка к переходу в новую жизнь, – это смысл христианской жизни. Взгляд на смерть как на великий переход в новую жизнь отражен в церковной традиции основного поминовения святых именно в день их кончины, а не земного рождения.

Что происходит с душой после смерти

Согласно Церковному Преданию, в течение первых трёх дней душа после смерти свободна. Она может пребывать возле мёртвого тела или посещать дорогие ей земные места. С третьего по девятый день душа созерцает райскую обитель, прикасается к радости вечной жизни с Богом. С девятого по сороковой день душе показывается посмертная жизнь вдали от Бога – адские мучения. Между этими промежутками душа предстаёт перед Богом. На сороковой день душа вновь поклоняется Богу и происходит предварительный частный суд. На нем определяется место пребывания души до всеобщего Страшного суда.

То, куда попадает душа после смерти, зависит от духовного состояния, в котором она вошла в загробную жизнь. Один из этапов частного суда — прохождение души через мытарства (испытания). Источником церковного учения о мытарствах являются откровения Святых Отцов. Впервые об испытаниях говорится в “Житии преподобного Василия Нового” 5 века. Мытарства показывают, насколько различные страсти укоренились в душе.

Всего мытарств двадцать. Каждое соответствует одной из основных греховных страстей: гордыне, чревоугодию, блуду и так далее. Чем больше у души страстей и чем они сильнее, тем сложнее ангелам защитить её от демонов. Праведные души, ещё в земной жизни соединившиеся со Христом, проходят мытарства быстро и беспрепятственно. Бесы не имеют никакой власти над ними.

Поэтому для праведника быть с Богом – это утешение и радость, а для грешника – невыносимая мука. Следовательно, в раю ему будет ещё мучительнее, чем в аду. Поэтому ад нередко рассматривается как место особой милости Бога к грешникам.

Путь души после смерти

То, что происходит с душой после смерти – это закономерный итог её земной жизни. Однако частный суд над душой не является окончательным. Святитель Феофан Затворник в своём труде “Болезнь и смерть” писал:

“По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников… Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном Суде”.

Христиане ожидают Великого Второго Пришествия Христа и последнего всеобщего Страшного Суда над всеми жившими когда-либо людьми. Произойдет воскресение всех мёртвых, и души вернутся в свои воскресшие тела, чтобы окончательно войти в вечность: либо с Богом, либо без Него. Восстановление человека и преображение мира после конца времён называют апокатастасисом. Также этим термином именуют учение о конечности адских мук и всеобщем спасении людей, в том числе абсолютно всех грешников. Однако это учение не принято Православной Церковью.

Так как душа в загробном мире уже не способна ни на что влиять, помочь ей может только молитвенная забота живых людей. Она не только облегчит нынешнюю участь усопшего, но и может послужить оправданию его души на грядущем Страшном суде. Некоторые грешники всё же будут помилованы по молитвам их близких и по великому милосердию Божьему.

Итак, православному христианину не стоит подчиняться страху смерти и мытарств. Необходимо заранее позаботиться о жизни души после смерти тела, о спасении путём покаяния и совершения добрых дел. Также следует помнить о наших усопших близких и поминать их как дома, так и в церкви, давать милостыню для спасения их душ. Для праведного человека смерть – это не печаль и скорбь, а радость рождения в вечную жизнь во Христе.

“Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек” (Ин. 11: 25-26).


Фрагмент фрески Джованни да Модены в базилике Сан-Петронио, Болонья. 1410 год © Wikimedia Commons

Книга Еноха была хорошо известна христианам: в Новом Завете есть отсылки к этим текстам.

Так что к моменту, когда писался Новый Завет, в еврейской традиции уже существовал образ Суда.

Если перейти собственно к Евангелиям, мы увидим, что во всех четырех так или иначе о Суде говорится. Наиболее подробно — в Евангелии от Матфея. Во-первых, говорится, что к Суду нельзя подготовиться заблаговременно, но нужно быть готовым всегда. Это выражено в притче о девах мудрых и девах неразумных (Мф. 25:13):

К этому можно добавить удивительное свидетельство, в котором сам Иисус говорит, что и он не знает этого часа. Знает только Отец. Это прежде всего очень важная педагогическая установка: человеку свойственно стремиться узнать будущее, и он прибегает ко всевозможным уловкам для этого. Нам же сказано раз и навсегда: никто не знает, только Отец.

Второе, что важно для будущих изображений, тоже отсылает нас к Евангелию от Матфея (Мф. 25:31–33):

И дальше Иисус говорит о том, что Царство наследует тот, кто напоил Его, одел Его, посетил Его, принял Его, имея в виду под Собой любого из людей.


Фрагмент фрески с изображением Страшного суда из церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Рим, 1293 год © Web Gallery of Art

Именно эти два мотива — первое, что изображают христиане в катакомбах Катакомбы — подземные погребальные галереи. От богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведет свое начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.
и на коптских фресках уже в конце IV и в V веке как образ Суда: люди со светильниками — одни понурые, а другие веселые, у одних горит светильник, у других не горит, и Иисус, сидящий в окружении овец и козлищ. Ни ада, ни адских мук, никаких подробностей: просто эти овцы, а эти козы, над этими светит свет, а те уходят во тьму. Множество таких изображений встречаются вплоть до IX века.

По мере того как выросшее на иудейской почве и воспринявшее греческую культуру христианство приходит в языческие страны, в которых очень живы собственные мифологические представления о конце мира, оно постепенно начинает обрастать подробностями того, как именно это будет происходить. То есть инициатива идет снизу. И в этих поисках люди снова обращаются к Писанию. Читая, скажем, Евангелие от Иоанна, они могут быть несколько обескуражены, потому что там в пятой главе (Ин. 5:24–28) сказано так:

То есть человек, допустим, думает: вот будет смерть, потом какие-то испытания, потом Суд. А тут ему говорят: нет, если ты веришь в Иисуса, если Он находится в тебе — ты не приходишь на Суд. Суд произошел уже, нет никакого другого суда, кроме этой жизни, в которой мы встречаем Христа. Тот же Иоанн говорит о том, что лежащие в гробах услышат голос Сына Божьего и восстанут. То есть очевидно, речь идет о том, что Суд касается всех, и с точки зрения встречи с Богом не важно, жив человек или умер. Живой встречает Иисуса при жизни, а мертвого тоже поднимут.

И это людям странно, они не могут этого понять. И вот в V веке христиане хватаются за образ, данный в Апокалипсисе Иоанна Богослова (последние страницы Нового Завета, Откр. 20:11–21:4):

Эту картину Иоанн Богослов рисует в Новом Завете уже в конце I века, но ее не изображают в течение долгого времени. А в конце I и в начале II тысячелетия нашей эры вдруг появляется великое множество этих изображений и в Византии, и в Риме.


Византийская мозаика на западной стене церкви Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло. Венеция, XII век © Jim Forest / Flickr

Немного позже примерно такие образы Страшного суда приходят на Русь. Так, в Повести временных лет, в части, где Владимир выбирает между хазарской, католической и православной верой, философ показывает ему образ Страшного суда:

И вот на самых ранних фресках у нас — в церкви Спаса на Нередице (1187) и в Успенском соборе во Владимире (1186–1189) — мы уже видим подробные изображения.

Эти источники и становятся уже прообразами для христианских мозаик и фресок: сцена Суда, как правило, изображается на западной стене напротив алтаря. Поскольку люди в первой половине прошлого тысячелетия были в основном неграмотны, они смотрели на эти картины и верили, что так написано в Евангелии.


Фрагмент фрески с изображением Страшного суда из церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Рим, 1300 год © Web Gallery of Art

И на их основе, вероятно, позже был выработан канон изображения: Иисус-судья (он обязательно сидит), Богоматерь и Иоанн Креститель, ниже — праведники (справа) и грешники (слева).

Стоглавый собор Стоглавый собор — церковный и земский собор, который проходил в Москве в 1551 году с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. , однако, подчеркивал, что художники, иконописцы не должны изображать ничего, чего кто-либо не видел. В этом смысле со Страшным судом было сложно, поскольку его, естественно, никто не видел, но были видения, в том числе у людей, которым церковь склонна доверять.


Страшный суд. Фрагмент картины Фра Беато Анджелико.
1425–1430 годы © Wikimedia Commons


Страшный суд. Триптих Иеронима Босха. После 1482 года © Wikimedia Commons

Что такое вообще Суд? Это встреча человека с Богом. Это и изображено на всех без исключения картинах — символических, аллегорических или натуралистических, страшных или лубочных.

Анна Шмаина-Великанова — историк раннего иудаизма и христианства, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ. Занимается формами неритуализированного благочестия в ранней церкви и раннем иудаизме и проблемами современного богословия.

Читайте также: