Гарнизонный суд это суд общей юрисдикции

Обновлено: 04.05.2024

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Главная Правоохранительные органы Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности. IV. Суды общей юрисдикции.

IV. Суды общей юрисдикции.

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции :

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

- Защита нарушенных или оспариваемых прав.

- Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

- Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

- Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

- Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

- Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

- Деятельность по осуществлению правосудия.

- Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

- Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

- Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

- Деятельность по разъяснению законодательства.

- Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность - разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность - разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса - их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено, международным договором Российской Федерации[9].

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, равенство всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Законе о военных судах[10] вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них:

· принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5)

· национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах, как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо другом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Согласно ст. 4 Закона о военных судахобщими задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов:

· человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· органов местного самоуправления;

· Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Специальные задачи военных судов закреплены в федеральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции, должны решать задачи:

а) быстрого и полного раскрытия преступлений;

б) изобличения виновных;

в) правильного применения закона;

г) правильного и своевременного рассмотрения и разрешения Гражданских дел[11].

Военные суды по делам, которые им подсудны, осуществляют правосудие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

а) гражданские и административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

в) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Помимо того, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении указанных лиц.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему:

Первое звено составляют гарнизонные военные суды.

Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды.

К третьему — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

По первой инстанции гарнизонные военные суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда.

В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие), лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в порядке, который установлен федеральным уголовно-процессуальным законом для проверки законности и обоснованности заключения под стражу.

Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей (возможна должность первого заместителя), других судей. Здесь всегда есть президиум; могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружным (флотским) военным судам подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Ими также рассматриваются (в кассационном порядке) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разрешаются дела по протестам на акты гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоятельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по своим решениям (приговорам и т.п.), вступившим в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ – это непосредственная вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам. Она является составной частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Военной коллегии Верховного Суда РФ подсудны:

1)дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2)дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия Верховного Суда РФ вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военной коллегией также осуществляется правосудие в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Помимо осуществления правосудия Военная коллегия Верховного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов и иные материалы.

В последнее время активно рассматриваются различные возможности реформирования системы военных судов. Так, по словам А.В. Петроченкова, заместителя Председателя Верховного Суда РФ – Председателя Военной коллегии ВС РФ, прорабатывается вопрос об упразднении института прикомандирования применительно к судьям военных судов и Управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента. При этом, по мнению А.В. Петроченкова, не должны быть ущемлены гарантии социальной защищенности судей (как действующих военнослужащих) и реализация данных предложений не должна отразиться на деятельности военных судов[12]. Представляется важным, и в этом следует согласиться с указанным автором, что судебная защита прав военнослужащих и качество правосудия пострадать не должны.

Система или же подсистема военных судов построена с учетом дислокации и организации войск и иных воинских структур. Подобно системе или же подсистеме гражданских судов общей юрисдикции она тоже обладает тремя звеньями, но является более компактной - включает двенадцать военных окружных (флотских) и сто сорок гарнизонных судов с общей численностью военных судей чуть более девятисот человек.

Гарнизонные военные суды

Основным звеном в системе военных судов являются гарнизонные военные суды. Подсудными им по первой инстанции являются подавляющая часть гражданских, уголовных и административных дел, которые подведомственны военным судам.

Из общего числа уголовных дел этого рода они должны заниматься рассмотрением по первой инстанции всех дела, исключая те, что подсудны военным судам среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее . Им приходится так же решать большинство вопросов, которые возникают в процессе производства по уголовным делам на досудебных стадиях процессии.

Гарнизонные суды уполномочиваются пересмотром собственных вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений по открывшимся вновь обстоятельствам.

Гарнизонный военный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Военные суды подробнее занимается рассмотрением дел в первой инстанции со следующим составом:

  • административные и гражданские дела судья рассматривает в единоличном порядке или в случаях, которые предусмотрены федеральным конституционным законом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Закон в федеральном государстве подробнее или федеральным законом, в коллегиальном порядке (в составе из трех судей);
  • уголовные дела судья рассматривает в единоличном либо коллегиальном порядке (в составе из трех судей).

Готовые работы на аналогичную тему

Военные суды данного уровня обычно состоят из председателей и нескольких судей, а также из судебных аппаратов, исполняющих вспомогательные функции. В судах с большим объемом работы могут вводиться должности заместителей председателей. В военных судах такого уровня существуют также народные заседатели, которые принимают участие в коллегиальном разбирательстве гражданских и уголовных дел в случаях, которые предусмотрены ГПК и УПК.

Председатель военного гарнизонного суда

Председателя гарнизонного военного суда на должность назначает Президент Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее по представительству Председателя Верховного Суда Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ и система судов общей юрисдикции подробнее , которое основывается на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации подробнее .

Председатель военного гарнизонного суда:

  • обладает правом участия в рассмотрении дел военным гарнизонным судом и быть председательствующим в судебных заседаниях;
  • занимается организацией деятельности суда;
  • занимается распределением обязанности между судьями;
  • осуществляет контроль над работой администратора и аппарата суда, назначает на должность, освобождает от должности работников аппарата суда, занимается утверждением положения об аппарате суда;
  • занимается представлением суда в общественных объединениях, государственных органах и органах уровня местного самоуправления.

Заместитель председателя военного гарнизонного суда

Заместителя председателя гарнизонного военного суда на должность назначает Президент Российской Федерации по представительству Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое основывается на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель председателя военного гарнизонного суда наравне с выполнением обязанностей судьи, замещает председателя гарнизонного военного суда в период его отсутствия, выполняет по его поручению другие разновидности обязанностей.

Рассмотрение дел в военных гарнизонных судах

В военные гарнизонные суды могут обратиться лишь сотрудники, которые проходят военную службу на гарнизонной территории. Обыкновенно там проводят заседания по разнообразным делам военнослужащих. Гражданский персонал обращается в обычный суд. После каждого из них должно быть выдано решение.

В случае рассмотрения дел в военном суде могут присутствовать следующие составы:

  • судья либо коллегия принимаются за работу над административными и гражданскими делами, если от какой-то стороны подано ходатайство;
  • уголовные дела принимает к рассмотрению судья или коллегия, в которую включены судьи и народные заседатели.

Военный гарнизонный суд содержит в себе судей и народных заседателей. Первых утверждает на должность Президент РФ, и их временной период работы не ограничивается. Избрание народных заседателей производится на собрании военных. Административные и гражданские дела отдаются судье или коллегии.

Окружной военный суд

Существуют не лишь военные гарнизонные суды, но и окружные. Последние осуществляют работу на определенных территориях субъекта, где расположены воинские части или организации Вооруженных Сил. В окружных судах работают председатель, его заместители, судьи. Рабочий процесс исполняет президиум, составы и коллегии.

В учреждение могут обращаться по гражданским и уголовным делам. Исполняется рассмотрение дел по приговорам, решениям, постановлениям, уже вступившим в законную силу. Окружной суд принимается за новые дела.

Решение суда

После завершения рассмотрения какого-либо дела выносят решение, которое является обязательным для исполнения. При этом сроки могут являться различными. Исполнение должно быть добровольным, иначе их придется исполнять принудительным образом. Решение суда должно приниматься после судебного совещания в специальной комнате, после этого оно оглашается. Документ на руки сразу не выдается, обычно это совершается в течение пяти дней.

Документ может вступить в силу сразу же или на основании ходатайства лица. В иных случаях решение обретает свое действие спустя один месяц. При произведении апелляционного обжалования документ начинает сразу же действовать.

Если документ сразу обретает действие, то должен быть выдан исполнительный лист, направляемый к судебным приставам. В таком случае выигравший дело участник именуется взыскателем, а проигравший – соответственно должником.

Читайте также: