В каком месяце произошло судебное заседание троекурова и дубровского

Обновлено: 17.05.2024

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

(по повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Авторы: Антонов Арсений,

Поздеева А., Кузнецова М.,

Руководитель: Кустова Л.И.,

учитель русского языка

Цели урока:

1) Всесторонне обсудить поступки Дубровского, выяснить их причины.

2) Попытаться определить главную мысль повести, сделать вывод, от чего предостерегает нас автор.

3) Развитие логического мышления, умение делать выводы, сопоставлять.

Оформление урока : Иллюстрации к повести "Дубровский", портрет А.С.Пушкина, рисунки учащихся к повести, высказывания о нравственности, грамзаписи (отрывки из повести.)

Ход урока:

I. Организационный момент

Ведущий 1. : Ребята! Сегодня мы проводим урок-суд по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Этот урок мы разработали и составили общими усилиями. Насколько удачен наш сценарий, судить нашим зрителям.

II. Словарная работа

Ведущий2. :Ребята! В процессе суда будут встречаться слова. Давайте истолкуем их значения.

исповедь кадет дворовые адвокат имение прокурор

III. Ход судебного заседания:

1.Секретарь — Порохина Е.

2.Свидетели: Пивова К., Балдина О.

4. Судья Чибирев Д.

5. Дубровский: Антонов А.

6. Адвокат Нечаев М.

7. Прокурор: Марков А.

8. Антон Пафнутьич: Петров Д.,

9. Архип: Иванов Д.

10. Троекуров К.П. Протопопов А.

Публика — остальная часть класса

Секретарь: Встать! Суд идет!

Прокурор, адвокат, публика к слушанию дела готова!

Судья: Прошу внимания. Слушается дело г-на Дубровского 23-х лет от роду. Дворянин. Холост. Образован. Ранее к судимости не привлекался. Перед судом 2 представления:

1) от прокурора: Дубровский обвиняется в грабежах, в воровстве, в применении жестокости и насилия.

Нам необходимо во всем разобраться и вынести решение. Прокурор готов? Защитник готов? Публику просим активно вмешиваться в ход судебного заседания. Чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует лучше узнать жизнь подсудимого. Итак, ввести подсудимого. Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь?

Дубровский: Я, Владимир Дубровский, сын небогатого дворянина, Андрея Гавриловича Дубровского. Матушка моя умерла, когда я был еще ребенком. Я воспитывался в Петербурге, в Кадетском корпусе. Батенька денег не жалел для моего воспитания. Но вот грянула беда. Мой отец поссорился с Троекуровым. Троекуров решил отомстить ему и забрать имение. Он лишил меня всего, заставил грабить на больших дорогах. Вот и все, что я могу о себе рассказать.

Судья: Хорошо, вы можете пока садиться. Пригласите свидетеля. Представьтесь.

Троекуров: Я- Кирила Петрович Троекуров. Помещик. Владею большим имением. Богат. Знатен. Увлекаюсь охотой. Являюсь тонким ценителем собак. Есть дочь Марья Кириловна и сын Саша.

Прокурор: Прошу слова. Расскажите, пожалуйста, как произошла ваша ссора с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Троекуров: Андрей Гаврилович - мой старый приятель. Это небогатый помещик, живущий неподалеку. Он был у меня в гостях. Вместе с другими гостями мы осматривали поместье и зашли в псарню. Надо сказать, что Андрей Гаврилович в душе завидовал, что у меня есть псарня. И мой псарь громко сказал, что " не худо иному дворянину променять усадьбу на любую здешнюю конуру. Было б сытнее и теплее". Ну, мой друг принял эти слова в свой адрес и уехал.

Адвокат: Прошу слова. И после этого вы решили отомстить Дубровскому и отнять его имение, завладеть Кистеневкой?

Прокурор: Я протестую.

Судья: Протест отклоняется. Продолжайте, свидетель.

Адвокат: Итак, я повторяю свой вопрос. (повторяет)

Троекуров: Почему завладеть? Это мое имение. Оно принадлежит моим предкам.

Адвокат: Но ведь оно было продано Дубровским.

Троекуров: Но ни у кого не было свидетельств или доказательств, что имение было продано. Документов ведь никаких нет.

Адвокат: Чтобы завладеть Кистеневкой, вы подкупили Шабашкина, и делом занялся суд. Суд отклонил ваше прошение?

Троекуров: Нет, суд не сомневался и принял решение передать Кистеневку мне.

Прокурор: Прошу слова. Вас терзали угрызения совести?

Троекуров: Да, совесть роптала. Победа не радовала мое сердце. Я решил помириться со своим бывшим другом и возвратить ему имение. Я поехал к нему. Но Андрей Гаврилович из окна увидев меня, упал. Сердце его больше не билось. Слуга вышел и передал мне приказ молодого Дубровского убираться прочь. Это мне, дворянину Троекурову, прочь? Да как он посмел, нахал?

Прокурор: Успокойтесь, Кирила Петрович (подает стакан воды)

(к суду). Вы видите, что Кирила Петровича терпел от Дубровских постоянные унижения и оскорбления. Прошу суд учесть это обстоятельство и принять его к сведению.

Адвокат: Позвольте слово. Троекуров был влиятельным и богатым человеком. Ему ничего не стоило повлиять на решение суда и лишить Дубровского наследства, что он и сделал. Но он не учел одного - что Дубровский был, хоть и бедным, но гордым человеком и никому не позволял унижать своё достоинство. Троекуров стал причиной того, что Дубровский тяжело заболел и слег. Он же ускорил смерть Андрея Гавриловича своим приездом.

Судья: Свидетель, скажите, как бы вы поступили, если бы вас разорили, лишили того немногого, что вы имели, выгнали из отеческого дома?

Троекуров: Да кто посмел бы это сделать? Все окружающие льстили мне, угодничали и преклонялись передо мной! Я был уважаемым человеком. Никто бы и не посмел бы перечить мне.

Судья: Хорошо. Суду все ясно. Вы можете пройти в зал и занять свое место. Пригласите, пожалуйста, следующего свидетеля.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Судья: Я говорю, как ваше имя. Кто вы такой?

Архип: А, эт другое дело. Да я вот это, из дворовых человек господ Дубровских.

Прокурор: Позвольте слово. Вы присутствовали во время пожара имения Дубровских?

Архип. Знакомо дело, был.

Прокурор: Расскажите, пожалуйста, поподробнее. Почему люди, посланные Троекуровым, опечатать имение, оказались запертыми в горящем доме?

Архип. Да я вот их взял да и запер.

Прокурор: Вас Дубровский заставил это сделать или вы сами приняли такое решение? Сжечь людей?

Архип: Господин-то, Владимир Андреевич? Не-е-ет. Он такого не сделат. Он сказал мне «Сходи-ка, ты, Архип, поглянь, запер-то я дверь ихну , али нет. Чтоб люди- то енти, выскочить смогли , как дом гореть начнет. Ну я, туды и пошел. Глянь, а дверь-то нараспашку. Ну, я и запер её, дурья башка.

Прокурор: Тебе Егоровна кричала, чтобы выпустил этих людей из горящего дома?

Архип: Да баба-то, баба она и дура есть. Ведь не понимает, что мы у господ своих как у птички под крылышком. А ну как попадаем к Кирилле Петровичу. Он со своих 3 шкуры снимает, а со своих и вовсе мясо сдерет . Где уж тебе этого понять. А для меня дороже моего господина нет. Я до гроба ему верой и правдой служить буду. А коли надо, живота своего не пожалею за батюшку нашего Владимира Андреевича. Дай бог ему здоровьица (перекрестится).

Адвокат: Прошу слова. Можете ли вы утверждать, что Дубровский убивал людей?

Архип: не-е-ет. Грабить, это да, это было. А убивать - не Владимир Андреевич - благородных кровей, убивать не будет, нет.

Судья: Вы можете пройти в зал.

Судья: Итак, крестьяне Дубровского с уважением относились к своим хозяевам. Они видели от своих господ только доброту и отзывчивость, и платили тем же. Они понимали истинную причину смерти Андрея Гавриловича. Они понимали так же, что Троекуров совершил злодейство и над молодым Дубровским. И готовы были встать на защиту своего господина, лишь бы не быть рабами жестокого Троекурова.

Судья: А суд продолжает свою работу. Пригласите следующего свидетеля. Представьтесь.

Антон Пафнутьич: Я- Антон Пафнутьич, уездный помещик, ближайший сосед Кирила Петровича. Троекурова.

Прокурор: Прошу слова. Антон Пафнутьевич вы единственный и главный свидетель всего происшедшего в ту ночь в комнате с Дефоржем, ныне разоблаченным Дубровским. Сможете ли вы описать картину случившегося.

Антон Пафнутьич.: Вечером я попросился у француза Дефоржа переночевать, т.к. был наслышан о его смелости. Когда ложились спать, я попросил его не тушить свечку в комнате, но он не послушал меня. Вскоре я уснул. Ночью я проснулся оттого, что кто-то держат меня за рукав. Я открыл глаза и увидел Дефоржа. В одной руке он держал пистолет, а в другой вынимает деньги из сумочки, которую я хранил под рубашкой.

Так вот, я спросил у Дефоржа, что это всё значит. И услышал имя, которое меня всегда приводило в ужас. Из уст Дефоржа прозвучали такие слова: «Молчать, или вы пропали. Я-Дубровский".

Прокурор: Когда всё это происходило, и перед вами стоял вооруженный разбойник. Вы не пытались кричать, звать на помощь?

Антон Пафнутьич: Нет, я не пытался кричать. Я опасался,что Дубровский убьет меня и скроется.

Прокурор: Ну, а днём в окружении людей почему Вы молча сидели за столом и никому не рассказали о происшествии? Ведь вы были в безопасности.

Антон Пафнутьич: Я дал слово Дубровскому, что не выдам его. К тому же я опасался, что его люди могут разорить моё имение.

Адвокат: Прошу слова. Почему вы сумочку возили с собой? Не лучше ли её было оставлять дома, в безопасности?

Антон Пафнутьич: Я опасался, что во время моего отсутствия её могут украсть.

Адвокат: Подсудимый, встаньте. Посмотрите на этого человека. Узнаете ли вы его. Действительно ли вы его ограбили?.

Дубровский: Да, я его узнаю. И я его ограбил.

Адвокат: Вы не можете сказать, какая сумма была в сумочке?

Дубровский: Я не имею привычки считать деньги, нажитые горбом крестьян.

Адвокат: Дубровский на что вы потратили эти деньги?

Дубровский: Я раздал их своим преданным людям, которыми Троекуров пытался насильно завладеть. Но мои люди отказались от своего "нового" хозяина.

Адвокат: Почему вы не убили вашего пленника? Ведь у вас не было уверенности в том, что он не расскажет про всё случившееся в ту ночь?

Дубровский: Законы чести для меня превыше всего. Я не хотел марать достоинство дворянина кровью беззащитной жертвы. К тому же Антон Пафнутьич очень трусливый человек. Он дрожал за свою шкуру, и я был уверен, что он никому не расскажет о происшедшем.

Судья: Вы можете пока садиться.

Судья:Скажите, свидетель, так вы считаете Дубровского разбойником или благородным человеком?

Антон Пафнутьич: Я считаю его разбойником.

Судья: Почему? Ведь он пощадил вас.

Антон Пафнутьич: Но он ограбил меня.

Судья: Скажите, а вы жертвовали бедным свои деньги?

Антон Пафнутьич: Нет, свои деньги я никогда и никому не жертвовал, и использовал их для своего личного обогащения.

Судья: Итак, Дубровский грабил тех людей, которые были жадными, жестокими и наживались на бедствиях народа. Свидетель, вы можете пройти в зал.

Судья: Подсудимый, встаньте.

Прокурор. Прошу слова. Дубровский, зачем вы проникли в дом Троекурова под чужим именем?

Дубровский: Я пытался тщательно осмотреть все постройки, чтобы удобнее поджечь усадьбу Троекурова и в случае опасности быстро пересечь своему врагу все пути к бегству.

Прокурор: Зачем вы хотели поджечь усадьбу?

Дубровский: Троекуров выгнал меня из отеческого дома, лишил куска хлеба и послал грабить на больших дорогах. Я решил отомстить ему за всё, что он мне причинил.

Прокурор: Когда в долгих размышлениях и раздумиях вы ходили и обдумывали свой план, неужели у вас не сжалось сердце?. Ведь там пострадали бы другие люди, невиновные. Неужели бы вы смогли забыть об этом, наслаждаясь этим огнём, огнём мести?

Дубровский: Да, я часто задумывался над этим. Но оскорбление, нанесенное мне Троекуровым, было слишком велико. Я хотел бы, чтобы пострадал только он один.

Адвокат: Прошу слово. Почему никто не усомнился, что вы не Дефорж?

Дубровский: Я прекрасно владею французским языком, играю на пианино. В этом нет ничего удивительного, что меня приняли за француза.

Адвокат: Почему вы не осуществили свой замысел? Дубровский: Троекурова спасла его дочь, Мария Кириловна. Я понял, что дом, где обитает она, священный, и ни единое существо, связанное с него, не должно страдать. Я отказался от мщения как от безумия. Адвокат: Почему вы не соединили свои судьбы с Марией Кириловной? Дубровский: Мне трудно ответить. Учитель (к публике): Давайте поможем Дубровскому. Почему Мария Кириловна не смогла стать женой Дубровского?

Адвокат: Почему вы не убили вашего соперника, старого князя Верейского, сидящего в карете?. Ведь он вас ранил. Дубровский: Я не хотел причинят страдания Марие Кириловне. Ведь она была повенчана с ним. Несмотря на свое отчаяние, я отпустил их. Прокурор: Прошу слова наш суд! Уважаемая публика. Мы выслушали откровение человека, ставшего жертвой жестокости других людей. Но и сам он отвечал жестокостью на жестокость, на преступление отвечал преступлением. Местью он никому ничего не доказал, только обрек себя и других на мучительные страдания. Я хочу, чтобы суд осудил не столько самого Дубровского, сколько проявление в его поступках зла, жестокости, мщения. У меня всё.

Адвокат: Прошу слова. Уважаемый суд!! Уважаемая публика! Вы все, наверное, убедились, что мой подзащитный - человек благородный, честный. Его ждала прекрасная карьера. Он был умен, имел хорошие манеры, прекрасно образован. Хорошо воспитан. Владел французским языком. Но все рухнуло в один момент. Что ждало его впереди? У него не было будущего. У него не было выбора. Да, никогда и ничем нельзя было оправдать грабёж и разбой. Но я прошу понять этого человека и проявить к нему сострадание. У меня всё! Судья: Подсудимый, встаньте. Вам предоставляется последнее слово.

Дубровский: Уважаемый Суд! Уважаемая публика! Да, я тот самый разбойник, имя которого приводит всех в ужас. Но прошу не боятся моего имени. Я расстаюсь с вами сегодня. Сейчас. Но на прощанье я откроюсь вам всем. Да, я рожден был для иного назначения. Душа моя умела творить добро и милость. Но теперь в моём сердце только зло и жестокость. Я очень мало видел доброты, поэтому я ожесточился. Но мне хочется призвать всех людей не повторять мои ошибки. Никогда в своей жизни не пытайтесь за жестокость платить жестокостью. Будьте добрее и милосерднее друг к другу. Этими словами я хочу закончить свою исповедь Судья: Суд удаляется на совещание. Учитель: Пока суд совещается, рассмотрим иллюстрации к произведениям Пушкина. Расскажите, какие сцены изображены здесь. Секретарь: Встать! Суд идет! Судья: Прошу садиться. Рассмотрев представления прокурора и адвоката, показания свидетелей и подсудимого, суд постановляет: 1. Резко осудить месть как средство улаживания конфликта между людьми. 2.Осудить безнаказанность поступков Троекурова, который довёл семью Дубровских до полного краха. 3. Суд не оправдывает грабежи разбой дворянина Дубровского. Но мы ценим его благородство и щедрость.

1. Итак, мы явились участниками суда над злом и жестокостью. Какой главный урок извлекли вы из сегодняшнего урока?

2. Кто в этой повести стал виновником трагедии?

3. Прочитайте библейскую мудрость: " Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе". Кто из героев повести больше нарушал эту мудрость?

4.Почему крестьяне Дубровского не покинули своего хозяина в трудную для него минуту?

5. Кто из героев повести оказался сильным человеком? Почему?

6.Как вы поступаете в жизни, когда затаили обиду на кого-нибудь?

V. Итог урока

Учитель: Подводя черту под сегодняшним уроком, я хочу, чтобы вы помнили слова Дубровского, были добрее, милосерднее, чтобы первыми не делали зла и могли достойно выйти из конфликтной ситуации.

7. Выставление учащимися оценок:

а) за составление сценария б) за участие в уроке

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Кирила Петрович Троекуров — богатый и влиятельный дворянин: он живет в поместье Покровское и наводит страх на всех соседей. Однако у Троекурова сложились дружеские отношения с Андреем Гавриловичем Дубровским — скромным, но независимым по характеру помещиком. Когда-то они вместе служили, а теперь оба вдовцы, тепло дружат и воспитывают детей: Троекуров — дочь Машу, Дубровский — сына Владимира, который служит в Петербурге.

Однажды друзья ссорятся, а из-за гордого нрава Дубровского ссора и вовсе перетекает во вражду. Желая отомстить соседу, властный Троекуров решает отсудить его поместье Кистеневку. Судьи идут на поводу у богатого барина и отбирают поместье Дубровского, от чего у Андрея Гавриловича случается припадок безумия.

Дубровскому нездоровится, и сын Владимир приезжает присмотреть за отцом. Дома застает батюшку при смерти. Тем временем Троекурова гложет совесть, и он едет к соседу мириться. Увидев тяжелое состояние друга, Троекуров цепенеет. Владимир прогоняет его, и в этот момент старший Дубровский умирает.

В поджоге подозревают Владимира, открывают дело. Округу беспокоят лесные разбойники: они грабят всех помещиков, кроме Троекурова. По подозрением Дубровский.

Троекуров вызывает из Москвы учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватывает Дубровский, подкупает и приходит к Троекурову под видом гувернера. Он испытывает симпатию к Маше, но та не обращает на него внимания. Но когда Дефоржа запирают в одной комнате с голодным медведем (обычная забава в доме Троекурова), тот убивает зверя и производит на Машу сильное впечатление. Они сближаются, а затем влюбляются друг в друга.

Однажды Дефорж передает девушке записку с просьбой о свидании. Когда Маша приходит в условленное место, Дубровский открывается ей и признается в чувствах. Он говорит, что простил Троекурова и ничего ему не сделает из-за любви к Маше. Дубровский исчезает, но прежде просит девушку дать ему знать, если с ней случится несчастье.

В это же время Троекуров получает сведения, кем на самом деле был Дефорж, исчезновение учителя подтверждает опасения.

Благородный разбойник Владимир Дубровский

Следующим летом в поместье, расположенное неподалеку, возвращается князь Верейский. Во время визита к Троекурову он восхищается красотой Маши и вскоре сватается к ней. Девушку шокирует известие, но отец не видит ее отчаяния и хочет отдать дочь за князя.

Тем временем Маше передают записку от Дубровского, она идет к нему. Девушка говорит, что будет молить отца не выдавать ее замуж, а если не получится, то просит Дубровского приехать за ней и взять в жены. На прощанье Владимир дарит Маше кольцо: оказавшись в беде, она должна оставить его в дупле одного из деревьев — и Дубровский будет знать, что делать.

К несчастью Маши Троекуров неумолим, дело идет к свадьбе с Верейским. Маша пригрозила отцу, что прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров запирает ее в комнате. Однако девушке помогают и относят кольцо в условленное место.

В день свадьбы Машу везут в церковь. Девушка теряет последнюю надежду, что Дубровский придет за ней. Молодые возвращаются в поместье князя, как вдруг их карету окружают вооруженные разбойники. Мужчина в полумаске открывает дверь и говорит Маше, что она свободна. Девушка узнает голос Дубровского и отвечает, что уже поздно, ведь она дала клятву.

Правительство отправляет солдат в лес, где обитают разбойники. Происходит сражение, и сообщники Дубровского побеждают. После этого, по слухам, Владимир скрывается за границей.

Другой важный замысел автора состоит в том, что именно коррумпированные чиновники и тотальная несправедливость подталкивают людей к преступлениям. Как и Троекуров, Дубровский хотел защитить свое достоинство. Но понимая, что бессилен против связей и денег оппонента, Владимир вынужден добиваться справедливости другим путем.

Основную идею романа воплотили главные герои. Дубровский — перспективный молодой человек, образованный и смелый, однако оказывается на обочине жизни из-за ее несправедливости. Похожий персонаж — его отец: Дубровский-старший пользуется уважением у помещиков и подчиненных крестьян, но из-за коррупции во власти лишается всего вплоть до жизни.

Противопоставляется Дубровским богач Троекуров. Он не способен держать под контролем свой капризный характер. Повздорив с другом, готов на все, лишь бы выместить раздражение и показать свое могущество. На примере Троекурова Пушкин показывает, как важно смирять своеволие и мирно разрешать конфликты.

Маша — персонаж, который Пушкин создавал с любовью. Она умна, красива и образована, способна на искренние чувства. Но в то же время девушка стойкая, верная долгу: если дала клятву, то останется с мужем, пусть даже нелюбимым.

Читайте также: