Федеральный конституционный суд германии особенности института конституционного контроля в фрг

Обновлено: 10.05.2024

Предпосылки юридической основы объединения Германии. Основные этапы разработки Основного закона ФРГ, структура конституционной комиссии. Создание специализированного судебного органа конституционного контроля Федерального Конституционного Суда Германии.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.11.2015
Размер файла 18,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Конституция Германии

Глава 2. Основы конституционного статуса человека в ФРГ

Список использованной литературы

Германия как географическая область встречается в письменных источниках с античных времен. На протяжении средних веков и нового времени существовали различные германские государства и германские союзы. В 60-е гг. XIX в. в результате объединения под главенством Пруссии была создана Германская империя, окончательно оформившаяся принятием Конституции 1871 г. Вслед за свержением монархии в 1918 г. была принята Конституция 1919 г., именуемая Веймарской по названию города, где она разрабатывалась и одобрялась. После прихода к власти А. Гитлера и установления нацистской диктатуры Веймарская Конституция формально не была отменена, но фактически произошла смена государственного строя. В результате поражения в 1945 г. нацистской Германии в развязанной ею же самой второй мировой войне, ее территория была оккупирована войсками СССР, США, Великобритании и Франции.

Послевоенная Германия оказалась расколотой на западную и восточную части, что противоречило договоренностям, достигнутым на Крымской (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамской (17 июля - 2 августа 1945 г.) конференциях руководителями держав-победительниц СССР, США и Великобритании. Решение об образовании Федеративной Республики Германии (ФРГ) как самостоятельного государства (что, фактически, означало расчленение Германии) было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести стран - США, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга. Военные губернаторы США, Англии и Франции в оккупационных зонах Западной Германии уполномочили премьер-министров правительств германских земель разработать законопроект будущей конституции ФРГ), новной закон вступил в силу 23 мая 1949 г.). В этих условиях ничего не оставалось делать, как создать самостоятельное государство и в оккупационной зоне СССР. Если в Западной Германии восстановление государственности шло под контролем США, Великобритании и Франции, то Восточной Германии активную поддержку оказывал СССР. В итоге, 7 октября 1949 г. была принята Конституция Германской Демократической Республики (ГДР). Затем в 1968 г. новая Конституция ГДР была принята Народной Палатой и утверждена на референдуме. В 1974 г. были одобрены серьезные дополнения и изменения к Конституции, т. е., фактически, была принята новая редакция Конституции.

Юридической основой объединения Германии послужил многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

германия закон конституционный

Глава 1. Конституция Германии

Первоначальный же проект Основного закона ФРГ разрабатывался конституционной комиссией, образованной в 1948 г. премьер-министрами земель (которых, как уже упоминалось, уполномочили военные губернаторы западных держав). Комиссия, подготовив проект, передала его Парламентскому совету - органу, состоявшему из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, расположенных в Западной Германии, и 5 представителей Западного Берлина с совещательным голосом. Парламентский совет заседал в Бонне под контролем военных губернаторов оккупационных зон. В начале мае 1949 г. Парламентский совет окончательно принял Основной закон и передал его для ратификации в ландтаги земель. Одобрение земельными парламентами прошло в период с 18 по 21 мая 1949 г. Только ландтаг Баварии отверг этот конституционный акт, сочтя его чрезмерно централистским.

В ФРГ создан специализированный судебный орган конституционного контроля Федеральный Конституционный Суд. В его первом и втором сенатах конституционное правосудие осуществляют 16 судей, избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на 12 лет. Конституционный суд приступил к работе в 1951 г.

К компетенции Федерального Конституционного Суда относится толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между Федерацией и землями, между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права, рассмотрение жалоб общин или объединений общин, которые считают, что нарушены их конституционные права на самоуправление, рассмотрение дел о конституционности партий и некоторые другие полномочия (всего 18 типовых случаев). Диапазон решений Федерального конституционного суда весьма широк: в той или иной степени они касаются социальных и экономических вопросов, гражданского и уголовного права, военной политики и международных отношений, гражданства и многих других проблем. Всего Федеральным конституционным судом рассмотрено около 90 тыс. дел. Учитывая, что Конституционный суд может рассматривать запросы о толковании норм Основного закона и в тоже время вправе выносить решения по жалобам граждан и общин, ясно, что он осуществляет как абстрактный, так и конкретный контроль за конституционностью актов.

В случае, если какой-либо суд сталкивается с делом, по которому может быть применен и Основной закон и иной правовой акт, причем, по мнению суда, их нормы не согласованы или противоречат друг другу, суд обязан приостановить рассмотрение дела и обратиться в Федеральный конституционный суд с запросом о конституционности соответствующего правового акта. Суд вправе продолжить рассмотрение дела по существу только после вынесения решения Федерального конституционного суда.

Глава 2. Основы конституционного статуса человека в ФРГ

Задолго до объединения Германии в ФРГ была принята концепция, согласно которой гражданами ФРГ являются как граждане Западной Германии, так и граждане ГДР. В силу этого объединение Германии не принесло каких-либо серьезных проблем с установлением гражданства.

При определении гражданства лица по рождению применяется в сочетании право (принцип), крови и право (принцип) почвы, что в целом характерно для абсолютного большинства современных государств. Гражданство ФРГ можно приобрести, в частности, путем натурализации. Для немцев, поселившихся на законных основаниях в ФРГ, но проживавших и даже родившихся за пределами ФРГ от родителей-немцев, являвшихся гражданами других государств, создаются условия упрощенного приобретения гражданства ФРГ.

Федеративное государственное устройство предопределило внесение в Основной закон положения о том, что каждый немец в каждой земле имеет равные гражданские права и обязанности (п. ст. 33).

В качестве общего принципа в Основном законе устанавливается, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц, и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон.

Примечательно, что Основной закон предусматривает распространение основных прав на юридические лица ФРГ, поскольку эти права, по существу, могут быть к ним применимы.

Близко к выборному по форме осуществления право граждан на участие в референдуме. Граждане также вправе участвовать в народной инициативе, под которой понимается выдвижение законопроекта группой избирателей, собравших под законопроектом установленное законом количество подписей.

К политическим правам также относятся право на подачу индивидуальных и коллективных петиций (просьб или жалоб) в любые государственные и иные публично-властные органы, право на доступ к государственной службе (равный для всех граждан), свобода слова, собраний (мирно и без оружия), право объединения (в том числе в профессиональные союзы и в политические партии), свобода выражения своего мнения (устно и письменно при помощи различных технических средств) и некоторые другие права

Для иностранцев предусмотрено право политического убежища.

В ФРГ, согласно Основному закону, каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Смертная казнь отменяется (ст. 102). Имеются гарантии от необоснованных арестов, но они в основном закреплены в текущем законодательстве. Зафиксированы неприкосновенность жилища, тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, свобода передвижения.

К личным правам относится также свобода вероисповедания (т. е. право выбора религии самим человеком), закрепленная Основным законом. Со свободой вероисповедания связано право фажданина на альтернативную военной гражданскую службу, если он по своим религиозным убеждениям не может служить с оружием в руках или приносить присягу.

Социально-экономические права и права в области культуры. Закрепляется право собственности и право наследования, хотя при этом и говорится, что пользование собственностью должно служить общему благу, а сама собственность обязывает (ст. 14).

Основной закон провозглашает право свободного выбора профессии, места работы и учебы, при этом принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда.

Брак и семья, согласно Основному закону, находятся под особой защитой государства. Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества.

В целом же перечисленными социально-экономическими правами и исчерпывается конституционное регулирование данного вида прав и свобод.

Надо отметить, что таким скупым правовым регулированием социально-экономических прав Основной закон ФРГ невыгодно отличается от большинства конституций развитых стран, принятых во второй половине XX в., и даже от ряда конституций германских земель. Правда, этот пробел государственного (конституционного) права ФРГ восполняется положениями Социальной Хартии, которая была разработана в рамках Совета Европы и ратифицирована ФРГ.

А как уже отмечалось, нормы международного права являются составной частью германского права и имеют приоритет перед нормами германских законов.

Итак, в ФРГ создан специализированный судебный орган конституционного контроля Федеральный Конституционный Суд. В его первом и втором сенатах конституционное правосудие осуществляют 16 судей, избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на 12 лет. К компетенции Федерального Конституционного Суда относится толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между Федерацией и землями, между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права, рассмотрение жалоб общин или объединений общин, которые считают, что нарушены их конституционные права на самоуправление, рассмотрение дел о конституционности партий и некоторые другие полномочия.

Список использованной литературы

1. Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юриспруденция, 2014. - 400с.

2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрайт, 2015. - 400с.

3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: ИНФРА-М, 2014. - 488с.

4. Иностранное конституционное право. / Под ред. В.В. Маклакова. - М.: Юристь, 2014. - 512с.

5. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 2015. - 456с.

Подобные документы

Понятие и значение конституционного контроля, история его становления и развития, известные модели. Становление института конституционного контроля в России. Конституционный суд РФ как судебный орган конституционного контроля, анализ его практики.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 03.02.2011

Краткая история развития конституционного строя Германии. Общая характеристика конституции - структура, основы конституционно строя, статус гражданина, федеративное устройство и местное самоуправление. Система органов государственной власти в ФРГ.

реферат [42,2 K], добавлен 24.11.2014

Предназначение и предмет конституционного права, направления его развития. Основы конституционного права США, Великобритании и Германии. Главы рассматриваемых государств, их полномочия и порядок их избрания. Судебная система и структура власти государств.

презентация [4,8 M], добавлен 21.12.2014

Основные черты Конституции РФ. Судебное конституционное право как подотрасль юридической науки о. Характеристика видов конституционного правосудия, его современные истоки и их толкование. Первоисточники конституционного судебного процессуального права.

реферат [18,4 K], добавлен 27.08.2011

Система источников конституционного права в странах с романо-германской правовой системой. Система законодательства в ФРГ и Италии, влияние решений Федерального Конституционного Суда. Публично-правовой договор как источник конституционного права.

Читайте также: