Это бог подземного мира сопровождающий души на суд осириса

Обновлено: 15.05.2024

Идея суда над мертвыми у египтян принадлежит глубокой древности. Суд над мертвыми за деяния, совершенные в земной жизни в теле, предшествовал вводу их в царство Осириса. Умерший представал перед загробным судом во главе с Осирисом, который был представлен со своей свитой — сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны.

О пропитании и о материальном обеспечении умершего в загробном мире должны были позаботиться родственники, поскольку, по представлениям египтян, он продолжал жить как бы погруженный в глубокий сон, но по-прежнему нуждаясь в домашней утвари.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру, культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Убеждение египтян, будто ка и ба имеют своим жилищем гробницу, обусловило то первостепенное положение, которое она занимала в жизни египтян на протяжении всей истории Древнего Египта.

Даже в самый ранний доисторический период душа считалась бессмертной, как об этом свидетельствуют дары в виде пищи, питья и украшений, найденные во всех могилах этого периода.

Там только большой кувшин или горшок поставлены над телами, которые похоронены в согнутом положении, а несколько камней или саманных кирпичей свидетельствовали о последовательных усилиях защитить умершего от животных пустыни. Но обширные гробницы царей в начале династического периода выказывают абсолютно такую же заботу о существовании умерших, как это демонстрировалось в более поздний период.

В период пирамид бальзамирование начиналось с царей, возрастающая забота уделялась гробницам частных граждан, а обильные надписи раскрывают нам значительную часть тех взглядов о жизни после смерти, которых так преданно придерживались египтяне позднее. Из них видно, что в самый ранний период, так же как в самый поздний, самые противоречивые взгляды господствовали относительно жизни после смерти, в гармонии с общим характером египетской религии, которая стремилась сохранить все мнения предков как одинаково священные, не исследуя их слишком пристально и не систематизируя их.

Мы можем заключить, что в самый древний период считали, что души мертвых обитают в обширной пустыне, где расположены могилы, заполняя ночью каменистые горы этой негостеприимной области. Вследствие их убогого места обитания и тяжелого существования такие души были не очень безопасным обществом для блуждающего по пустыне. Наилучшим пожеланием для души чьих-то родственников, вероятно, было, чтобы она стала самой опасной среди всех этих демонов, чтобы ее боялись и уважали остальные.

Обычай помешать разного рода оружие рядом с умершим, чтобы защитить его в той опасной жизни, где его преследуют страшные демоны пустыни или подземного мира, также выглядит как пережиток таких примитивных представлений, хотя он и просуществовал до Нового царства.

Продолжает ли душа жить в трупе, возвращаясь навсегда или время от времени, как верили некоторые, из царства мертвых после своего очищения (то есть мумификации), или же она остается в могиле или близ нее, или странствует в пустыне, или уходит далеко отсюда к месту пребывания Осириса? Погребальные тексты и приготовления к похоронам более богатых классов пытались учесть все это разнообразие взглядов, хотя предпочтение отдавали последней теории, как наиболее обоснованной.

Прежде всего, следует позаботиться о том, чтобы защитить и сохранить труп. Если, тем не менее, тело предстоит уничтожить, душа может поселиться в одной или многих портретных статуях, положенных в могилу. Затем приготовляют пищу, или настоящую (мясо иногда бальзамировали), или ее изображения из камня, глины или дерева, или рисунки и записанные магические формулы.

Эти магические приношения обновляли в дни праздников. В молитвах также выражали желание, чтобы мертвый мог покинуть свою гробницу и появиться не только ночью, когда все духи свободно скитаются по земле, но также днем, принимая любую выбранную форму.

Для этого воплощения предпочтительно выбирали нескольких птиц, хотя рассматривались даже крокодил, змея, кузнечик и цветок. Дух желает посетить свой дом — мысль, не всегда приятная для суеверных обитателей, — или, если дух скитается по пустыне, саму гробницу нужно открыть, чтобы он вновь поселился в ней. Небольшая лестница помогает умершему подняться на небо; маленькая модель корабля даст ему возможность поплыть по небу или над ним; молитва или магия помогут его душе взлететь к звездам.

Магические формулы и рисунки для преодоления всех этих препятствий располагали на стенах гробницы или саркофага; позднее их включали в книги, положенные рядом с мумией или в нее (например, под мышку) и, наконец, даже писали на тканях, в которые заворачивали мумии.

Эти тексты и другие магические вспомогательные средства помогали умершему преодолеть все препятствия. Перевозчики переправляли их через реку Стикс или океан, они взлетали к небу в виде птицы или насекомого, их переправляли в том же направлении на крыльях богов или их посланцев. Они карабкались на небесные высоты по небесному древу или по лестнице или добирались до них через горы запада, чтобы открыть дверь неба или спуститься по длинным подземным дорогам, ведущим в подземное царство.

Иногда, как считают, души умерших даже пьют молоко из груди богинь или воду из источника жизни, который часто идентифицировали с источником Нила. Такая пища дарует вечную жизнь и божественную природу. Более скромным является жизнь земледельца в плодородных полях, которые мертвый вспахивает, засевает и собирает урожай под руководством Осириса.

Поскольку это все же остается трудовым существованием, впоследствии считалось, что маленькие доверенные лица из дерева или гончарные изделия, ответят за умершего, когда Осирис назовет его имя. Они выполнят его работу, обрабатывая землю деревянной мотыгой на небесных полях.

В то время как крестьяне с радостью будут трудиться на Осириса, как они делали это в земном существовании, знатные люди жаждут новой жизни, еще больше предаваясь лени. Разнообразное времяпрепровождение ожидает его в ином мире, где умерший может играть в шашки (иногда, согласно более поздним текстам, со своей собственной душой. В соответствии с представлениями периода от 3000-х до 1800-х гг. до н. э. в могилу покойного клали фигуры пекарей, мясников и других слуг, которые обеспечивали умершего пищей и удобствами, спасая от тяжкого труда.

И человеческие жертвоприношения, описанные ниже, вероятно, преследовали ту же цель: обеспечения умершего слугами. Это напоминает нам о том, что, в конце концов, человек может и не зависеть целиком от небесного пропитания. Разве сами боги, хоть и окруженные разнообразной чудесной едой и напитками, не нуждаются в жертвоприношениях человека? Благодаря таким представлениям возникало множество описанных нами приготовлений для пропитания души в могиле нее или для обеспечения ее пищей, когда она станет жить в еще более отдаленном потустороннем мире. Желательно проявить максимальную предосторожность, так как нет судьбы более печальной для души, чем испытывать алчный голод или жажду, питаться отбросами или даже глотать свои экскременты.

Они сидят на тронах в околополярной области неба, где обитают самые высокие божества. Или они сидят, как птицы, на ветвях Небесного древа, то есть становятся звездами, некоторые даже очень заметными звездными телами, которые обычно идентифицируют с величайшими божествами.

Как гребцы или солдаты, они занимают место в ладье, на которой плывет бог-солнце по небесному океану, или сидят в каюте как почетные гости, или бог перевозит их в лодке.

С другой стороны, бок о бок с этими экстравагантными желаниями нам сообщают, что надежды людей состоятельных исполнятся, если их души будут проживать в просторных и удобных гробницах, а не сидеть на зеленых деревьях и пить воду из искусственного озера, которое находится там.

В подземном мире, в той его части, которая называется Чертогом Маати, установлены весы, на которых взвешивается сердце умершего.

Перекладина подвешена за кольцо на выступе стойки весов, деланном в форме пера, символизирующего Маат, или все то, то правдиво и истинно. Стрелка весов укреплена на перекладине и, когда чаши весов находятся в равновесии, расположена параллельно стойке.

Боги, сидящие за столом для подношений, а также Анубис, Тот и Ам-мит выступают, так сказать, против Ани. Сам он и его жена Туту стоят по другую сторону весов с почтительно склоненными головами. Они изображены в человеческом облике, на них одежды и украшения, подобные тем, что они носили на земле. Душа Ани, в виде сокола с человеческой головой, стоит на постаменте.

Рядом помещено изображение также покоящегося на постаменте прямоугольника с головой человека, который, вероятно, представляет умершего в эмбриональном состоянии.

Перед началом взвешивания сердца Ани говорит:

Анубис смотрит на стрелку весов, а павиан показывает Тоту, что перекладина находится точно в равновесии и, следовательно, сердце уравновешивает перо, символизирующее Маат (справедливость, истину, закон и т. д.). Тот записывает результат и затем обращается к богам:

Гор, сын Исиды, принявший все принадлежности своего отца Осириса, правой рукой берет Ани за левую руку и ведет его к святилищу, где восседает Осирис.

Голова Осириса увенчана Белой Короной с перьями, а в руках он держит скипетр, крюк и кнут (или цеп), олицетворяющие верховную власть и владычество. Его троном является надгробье с изображениями закрытых на засов дверей и карниза в виде уреев. Сзади у него на шее висит менат— символ радости и счастья; справа от него стоит Нефтида, а слева — Исида. Перед ним на цветке лотоса стоят четыре сына Гора: Амсет, Хапи, Дуамутеф, Кебексенуф, — покровители внутренностей умершего, защищающие их. Рядом висит шкура быка, которой, по-видимому, придавалось некое магическое значение.

Человек, благополучно прошедший через эти испытания, должен теперь предстать перед богами подземного мира и прочитать молитвы.

После этого следует диалог между отдельными предметами, составляющими Чертог Маати, и умершим:

Умерший прошел через испытание суда и писцы снабдили его гимнами, молитвами и словами. Собственно, вот это воскрешение во плоти в посмертии и загробный суд - и есть то, от чего Моисей уводил евреев. Бесполезно! Христиане возродили египетские суеверия практически в полном объеме! :)))
a_rodionova

"должно вам родиться второй раз". Это значит, что первое, биологическое рождение не значит, что человек родился. Человеком не рождаются, а становятся. До этого человек в человеке спит или уже мёртв. Поэтому вечная, или настоящая жизнь, есть воскресение мёртвых, которые биологически живы. Короче, христианские толкователи воспринимают Писания буквально, поэтому перенесли жизнь, о которой понятия не имеют, после гроба. И суд, как взвешивание ("ты найден слишком лёгким"), оно же покаяние, как изменение восприятия своих дел - прозрение - человек понимает, что он делает, они тоже перенесли в "загробную жизнь".
Так что, и Евангелие, на самом деле, - тоже "книга мёртвых".
В Египте со временем аналогии перешли в такой же буквализм, как у христиан. Книга мёртвых написана для живых по нашим меркам (потом и у мусульман такое приключилось, не понимают Пророка, который как раз в этом обвинял христиан и приводил примеры, что от времён Ноя такое происходит со всеми, и что Авраам первый понял, что происходит и "вышел", и потомки его должны восстанавливать народы. Но мусульмане жаждут попасть в рай после смерти, они даже суфиев не слушают, что человек попадает в рай при жизни)
Буквализм мешает воскреснуть - стать человеком. От чего Моисей ушёл, спасая от смерти народ, к тому вернулись христиане. Учение о жизни стало учением о смерти, учение о свободе и мудрости - учением о рабстве и глупости. Церковники и сами не входят и другим не дают. Вернулись в Египет.

Навигация по статье

Египет

Дуат – мать умерших, встречает людей в царстве смерти (на западе) и препровождает их на небо. Дуат – также название страны мертвых.

Осирис – египетский бог подземного мира, его богатства и плодородия, заменивший шакалоголового Анубиса в царстве смерти.


Судья, взвешивающий на божественных весах человеческую Душу, решающий: или оставлять ее в подземном мире (если она тяжела) или отпускать на небеса (если Душа легче перышка).

Сепа – божественное существо, представлялось в роли насекомого – сороконожки, покровительствовало умершим. Есть мнение, что Сепа – одна из персонификаций, можно сказать, что одна из субличностей Озириса.

Семитские, библейские

Шеол – еврейское чистилище, его образ – хтоническое чудовище, пожиратель грешных Душ.


Двуречье, Малая Азия

Иран и Индия


Патала – название 9-ти подземных областей, где живет змееподобный народ нагов и другие божественные существа – противники небесных богов.

Йима (Яма) – изначально, считался породившим человечество первопредком, но однажды и он умер. После чего, пребывая в недрах земли, превратился в судью загробного мира – что вполне логично, не пропадать же квалификации. Боги Времени и Смерти (Кала и Мритью) являются его служителями. Инструментом Ямы является петля, с ее помощью он мастерски вынимает Души из тел.

Греция


Тартар – это подземная бездна, глубже чем царство Аида, туда Зевсом были брошены побежденные Титаны и циклопы.

Рим и этруски


Позднее слился с Дитом – имеющим тот же вид и те же функции. Далее был вытеснен образом Плутона, аналогом греческого бога Гадеса (Аида).

Кельты и Германия

Хель – хозяйка загробного мира, плод любви Локи и гигантской девы Ангрбоды. Её описывали как великаншу (в маму пошла), кто-то говорит, что одна половина тела у нее черная, а вторая синяя, кто-то настаивает, что она черно-красная. Есть версия, что сверху она – живая женщина, а снизу – разлагающийся труп.


Патолс – еще один прусский бог подземного мира и смерти, изображался как мертвенно бледный старик, носящий седую бороду и покрывающий себя белым платком.

Прибалтика

Велс – бол подземного мира в балтийской мифологии, владыка и покровитель скота, а также пастух душ, попадающих в его владения после смерти.

Туоне – владыка и сторож царства смерти Туонеле, где хотя и всё вроде бы то же самое, что и в мире живых, но иное: вода – черная, леса — темные, звери — все страшные, вместо колосьев — из земли растут зубы змеи.


Чтобы души из такого места не сбегали, их сторожат хозяева: Туоне, его злобная супруга и плод их любви – сын, имеющий железные когти.

Славянская культура

Навь (Ныя) – образ смерти у славян, обиталище невоплощенных душ в одном из миров, который также называется Навь.

Ящер (Ясса) – подземный змей, олицетворяющий магию подземного огня. Его сказочный аналог – Змей Горыныч, собирательный образ всего зла, которое существует в мире.

Ёми-но куни – японское царство мертвых, с которым не рекомендуется вступать в контакт живым людям. Если такое произошло, человек как бы осквернен – необходимо проходить обряд очищения.

Эмма – Великий Царь, буддийское японское божество, владеющий подземным миром и выполняющий функции судьи мертвых. Чем более грешен человек, тем более страшным представляется ему Эмма. В современной мире, им пугают только маленьких детей.


Эрлик – верховный судья мира мертвых в монгольской мифологии. Его рисовали носящим ожерелье из черепов. Другой важный его атрибут, это драгоценный камень – символ богатства владений и власти над всеми сокровищами, находящимися внутри земли. Рабочий же его инструмент – аркан, с помощью которого он ловил души и уводил их из мира живых в мир мертвых.

Диюй – главный судья подземного мира. Это же название дано китайскому подземному судилищу, которое насквозь бюрократично и зарегулировано — при совершении суда входу градации грехов с нюансами и подробностями, а сама работа осуществляется с помощью огромного количества ведомств.

Индейцы

Миктлан – так ацтеки называли царство мертвых, куда не так-то просто было попасть: нужно сначала проскользнуть между двух гор, которые сходятся, потом пройти мимо змеи и огромного крокодила, далее вас ждет восемь пустынь и безжалостный ветер, насыщенный тяжелыми, острыми и режущими предметами. И если Душа умудрилась миновать эти препоны, ей осталось мелочь – переплыть широкую реку.


Остается добавить: боги подземного мира и владыки преисподней астрологически связаны со Знаком Зодиака Скорпион и планетой Плутон.


1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых - бог с головой шакала - Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.

2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.

В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.

Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.

3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.

4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним - четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.

Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.

Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе - высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.


Описание древнеегипетского рисунка "Суд Осириса" по плану:

Папирус, на котором изображен посмертный суд Осириса над умершим создан по древнеегипетской Книге Мертвых.

  1. На изображении бог Анубис с головой черного шакала и телом человека ведет за руку умершего в белых одеждах. Он провожает его на суд бога Осириса, царя и судьи загробного мира.
  2. В центре зала стоят весы, с помощью которых определяется праведность усопшего. Умерший клянется, что не делал зла: не убивал и не воровал, не совершал других плохих деяний. Анубис кладет сердце человека на одну чашу весов, а на другую перышко богини Маат, а показания записывает бог Тот. Если весы остались в равновесии, то умерший считался оправданным перед богами, наблюдающими за судом. Если сердце перевешивало, то умершего съедала Амат с телом льва и головой крокодила.
  3. Бог Гор с головой сокола встречает оправданного умершего и провожает его дальше к богу Осирису.
  4. Осирис, владыка загробного мира восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Позади него стоят две богини. Лицо Осириса зеленого цвета, этот цвет символизирует возражение. После встречи с Осирисом, оправданный мог отправятся в страну мертвых.



Подробное описание древнеегипетского рисунка суд Осириса

На рисунке изображен посмертный суд Осириса над усопшим.

Усопшего за руку ведет бог Анубис.

Бог с головой шакала или Анубис:


Перед судом усопший должен был произнести клятву отрицания, т.е перечислить все грехи и заверить богов, что ни в одном из них не виновен. Далее усопшего ждет взвешивание на весах Маат. На одну чашу весов кладут сердце усопшего, на другую страусовое перо, символ богини Маат.

Богиня Маат:


Вот интересная цитата по поводу этого взвешивания:



Если сердце перевесит, то душа усопшего достанется пожирательнице душ Амт. На рисунке она изображена с головой крокодила.

Пожирательница душ Амат:


В взвешивании также принимает участие и Анубис. Рядом с весами стоит бог Тот с головой птицы, он следит за взвешиванием.

Бог Тот:


Если усопший был оправдан, то он вступал в Великий Чертог, где восседал владыка мертвых Осирис. На рисунке Бог Гор как раз ведет к Осирису усопшего, которого оправдали.

Бог Гор:


Осирис нарисован в окружении богинь Исиды и Нефтиды и сыновей Хора.

Бог Осирис и описание его облика:



Краткое описание суда Осириса


Древние египтяне были очень набожными людьми, они верили в загробную жизнь и готовились к ней. У них была так называемая "Книга мертвых", это сборник текстов, который помогал умершему в царстве мертвых, ведь там его ждало много испытаний.

Одно из самых сложных испытаний и был суд Осириса, бога возрождения. На рисунке из этой книги изображен как раз этот суд. Три фрагмента слева направо:

  • Бог с головой шакала Анубис приводит умершего на суд,
  • Анубис взвешивает сердце умершего,
  • Бог Гор подводит умершего к Осирису.

Опишем рисунок по плану.

  1. Бог с головой шакала - Анубис. Это покровитель умерших, бог бальзамирования. Религия Древнего Египта развивалась, поэтому сначала этого бога изображали в виде шакала, позже это был человек с головой шакала. Роль Анубиса на суде Осириса такова, что он следит за взвешиванием сердца умершего и он же приводит умершего на этот суд. Анубис бальзамирует тело, такие эпизоды можно видеть на других папирусах или росписях.
  2. На суде Осириса взвешивали сердце умершего - на одну чашу клали сердце, на другую перышко богини Маат. Самый лучший исход, когда их вес был одинаков. В этом случае умерший попадал в царство мертвых. При плохом исходе, когда сердце перевешивало, то душу умершего сжирала Амат и теперь уже действительно наступала смерть. На рисунке мы видим, что бог Тот с головой Ибиса записывает показания взвешивания на дощечке. Умерший говорит, что не совершал плохих поступков, перечисляет каких именно, их около 40, обращается к каждому из 42 богов, которых мы видим наверху рисунка.
  3. На нашем рисунке сердце умершего не перевесило перышко Маат и бог Гор с головой сокола ведет умершего к Осирису. Гор сообщает Осирису о том, что умерший вел праведную жизнь.
  4. Бог Осирис восседает на троне, на нем белые одежды, а кожа зеленого цвета. Осирис - бог возрождения, царь загробного мира. Его изображали в виде мумии. Корона у Оириса из стеблей папируса. Осирис возродился из мертвых, но остался богом для в загробном мире. Исида и Нефтида стоят за Осирисом. Перед Осирисом мы видим цветок лотоса, на котором изображены сыновья Гора.

Other

Other

Other запись закреплена

Алексей Дзюбазов

Никита Романенко

Динара Баурсакова

Максим Бондоренко

Василий Рухляда

Ибрагим Вайнахский

DELETED

😍

ОчАровашка

Вера Орлова

Ираклий Шония

Вера, вообще то бог подземного царства осирис, анубис лишь сопровождает души на суд

Дмитрий Донской

Вера Орлова

Денис Сергеевич

Даулет Абишев

Светлана Мунтяну-Евстегнеева

Владимир Познахирин

Nik Nik


Ирина Валеева

Александр Пико

Dilnura Akasheva


Dilnura Akasheva

Александр, вроде фильм называется "Боги Египта"
P. s. Заранее говорю что могу ошибаться:з

Алексей Москаленко


Алексей Москаленко

Читайте также: